Батальный жанр в изобразительном искусстве картины. Батальный жанр, жанр изобразительного искусства

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР

В 1503 г. двум великим художникам итальянского Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям.

Копия П. Рубенса с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"
(стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция, 1503-1505)

Копия П. Рубенса с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"
(стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция, 1503-1505)

Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе.


Аристотель да Сангалло. Копия картона Микеланджело Буонарроти «Битва при Кашине» (1503-1506).
Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Аристотель да Сангалло. Копия картона Микеланджело Буонарроти «Битва при Кашине» (1503-1506).
Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI-XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра.

Французское слово «bataille» (читается: батай ) означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634-1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах) . С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже).


Д. Веласкес. Сдача Бреды.
1634-1635. Холст, масло.
Прадо. Мадрид.

Д. Веласкес. Сдача Бреды.
1634-1635. Холст, масло.
Прадо. Мадрид.

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

Однако формирование батального жанра относится к XV-XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло, разоблачавшие жестокость завоевателей, остро показывавшие народные бедствия в период войн. Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца Я. Я. Рубенса. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж).

В XVIII- начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-1820). Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX-XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства.

Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков. Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, Государственная Третьяковская галерея).


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года».
1887-1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей. Москва.

В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года».
1887-1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей. Москва.

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в Государственном Русском музее) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.


В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком"
1895. Холст, масло.

В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком"
1895. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Уже в 1920-е гг. М. Б. Грековым были созданы незабываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925). А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва).


М. Б. Греков. Тачанка.
1933. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил. Москва.

М. Б. Греков. Тачанка.
1933. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил. Москва.

Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, Государственный Русский музей ).


А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя".
1942. Холст, масло.

А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя".
1942. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы, создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).

СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М. Б. ГРЕКОВА

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащалась и после её завершения. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах России и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа советского народа.

В творчестве художников разнообразно отражалась жизнь Советской Армии, ее мирные будни, военные учения. В произведениях ведущих мастеров студии Н. Овечкина, М. Самсонова, В. Переяславца, В. Дмитриевского, Н. Соломина и других раскрывается образ советского воина, человека высокой нравственной чистоты, идейности, беззаветно любящего свою Родину.

За 80 с лишним лет лет своего существования студия участвовала в создании масштабных государственных проектов. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты - панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др.

Разнообразный тематический круг работ грековцев, в которых раскрывается не только военно-патриотическая, но и религиозно-духовная, лирическая темы, представляет художественное богатство классического русского искусства, воплощённое в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры.

Батальный жанр (от франц. bataille - битва)

жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого; Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром (См. Исторический жанр). Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок Б. ж., дополняемого сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях), которые одновременно относятся и к бытовому жанру (См. Бытовой жанр), а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т.д. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19-20 вв. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.

Формирование Б. ж. относится к 16-17 вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4-3 вв. до н. э.). Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандцами Англии, около 1073-83), в европейских и восточных книжных миниатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японских живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа - 15 в.); героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц, и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38), а Тинторетто - неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де Велде в Голландии). В 18 в. условным официальным баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее - картины американских живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. - картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу. Освободительными движениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтическая легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Берне) националистические концепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839-43) создать народно-героическую эпопею. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф.Тимма на темы Крымской войны 1853-56.

Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Во Франции реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали Э. Детай и А. Нёвиль; но в больших композициях и Панорама х сохранялась ходульность официальной концепции. В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократического движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Особенно сильно и всесторонне, с бесстрашной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм, бездушную жестокость завоевателей и запечатлевший мужество и страдания народа. Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как Передвижники - И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-04; «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.

В 20 в. социальные и национально-освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж. В буржуазных странах традиционные батальные композиции приобрели преимущественно шовинистический смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, протестуя против империалистических войн и насилия, создали ярко эмоциональные символические образы народной трагедии. У многих художников военные сцены окрашены настроениями мрачного отчаяния, а зачастую несут печать экспрессионизма или сюрреализма.

В советском искусстве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников (См. Студия военных художников) имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы (См. Диорама)), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. - в изображениях антифашистских и революционных битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Лит.: Садовень В. В., Русские художники баталисты XVIII-XIX веков, М., 1955: Бродский В., Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; Alexandre A., Histoire de la peinture militaire en France, P., 1890.

А. М. Комаров .

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Батальный жанр" в других словарях:

    - (от франц. bataille битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Стремление… … Художественная энциклопедия

    Батальный жанр - Батальный жанр. М.О. Микешин. Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным. 1856 г. Музей и Панорама Бородинской битвы. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от баталия), жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни современности… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от баталия) жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни … Большой Энциклопедический словарь

    Жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни. Мастеров этого жанра называют баталистами. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века. Батальный жанр (от фр. bataille … Википедия

    Батальный жанр - (от франц. bataille битва) жанр изобр. иск ва, посвящ. теме войны и воен. жизни. Гл. место в произв. Б. ж. занимают сцены битв, походов, кавалерийских и морских сражений и т. д. Присутствует уже в иск ве Др. Руси, в кн. миниатюрах (Лицевой… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Искусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. Картины, скульптуры, музыка - все это может рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.

Понятие

Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.

Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру. Кроме того, художественная баталистика содержит пейзажи, портреты, анимализм, натюрморт. Картины не просто передают характер сражений, но и показывают всевозможные мельчайшие детали, о которых зритель не знает.

Исторический фундамент

Как уже говорилось ранее, батальный жанр в изобразительном искусстве появился в 16 веке. Хотя изображение боев было известно очень давно: Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Тогда можно было найти необычные рельефы, на которых отображались непобедимые и грозные правители и виднелись осады крепостей или шествия воинов.

Позже стали находиться росписи ваз Древней Греции, которые также оформляли художники батального жанра. Изображение боя можно найти и на триумфальных арках, коврах, книжных миниатюрах, гобеленах и т.д.

Реальные попытки

Именно в эпоху Возрождения попытки работать с баталистикой стали более эффективными. Особенно это удавалось художникам из Италии. Помимо вымышленных батальных сцен, здесь стали появляться запечатленные реальные события сражений.

В России этот жанр появился в 18 веке, во времена правления Петра I. Художники старались передавать не только историческое основание боя, но главным образом показать патриотизм, мужество воинов и поклонение перед их героизмом. Эту же тему продолжали русские художники до 20 века. Немудрено и то, что именно Великая Отечественная война стала новым витком в развитии баталистики. Причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре.

Представители

В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. Ни с чем хорошим это связано быть не могло. Тем не менее войны вдохновляли творцов. Каждый пытался создать нечто эпохальное, колоссальное, такое, что могло бы запомниться навсегда.

Конечно, за все время существования этого направления появлялся не один художник баталист, который смог передать не просто историческое событие, но и его характер и мощь. Среди популярных живописцев можно выделить Александра Зауервейда, Богдана Виллевальде, Альфонса де Невиля, Василия Верещагина, Николая Каразина, Ивана Никитина и, конечно же, Франца Рубо. Этот список можно продолжать бесконечно. О некоторых творцах, кто решил прославить историческо-батальный жанр, мы поговорим подробнее.

Художник с рождения

Русская академическая подарила нам многих выдающихся художников. Каждый из них прославился своими творениями. Наиболее успешного и известного в этой сфере принято считать Франца Рубо. Он родился в 1856 году в Одессе и с самого детства пошел по пути художника. Обучался в Мюнхенской академии, а по приезду домой отправился на Кавказ творить.

Франц Алексеевич Рубо в 1885 году занялся целой серией произведений для военного музея. Сразу же после выполнения 17 картин он принялся за следующую работу. Наиболее известным и батальным полотном стал «Штурм аула Ахульго». Эта не единственная известная панорама живописца. Есть также два потрясающих произведения «Оборона Севастополя» и «Бородино».

Эпохально и со вкусом

Франц Алексеевич Рубо автор картины «Штурм аула Ахульго». Эта панорама была написана в 1888 году. Основой сюжета полотна служит сборный пункт Шамиля - Ахульго. В 1839 году сюда подошли русские войска. Они начали осаду аула, но смогли её успешно завершить лишь через полгода. Картина отображает штурм Ахульго.

Главная изюминка панорамы - её потрясающий пейзаж. Этому моменту художник уделил много времени. Перед зрителями необычайные ущелья утесов. Главные события происходят по бокам и наверху. В левом углу виднеется огражденный аул. С противоположной стороны находится русская пехота, пересекающая узкий мост. У одного из солдат выпадает оружие, и живописец смог точно и правдоподобно передать его эмоции.

Со скал на русских воинов стреляют горцы, а женщины кидают камни. Есть на полотне и наиболее активное место. Тут сразу заметно старика, который до фанатизма пытается защищаться, размахивая знаменем. Недалеко от места битвы уже виднеются убитые и раненые бойцы. Картина отображает экспрессивные и волнующие события очень ярко и эффектно.

Портретист-баталист

Иван Никитин предположительно родился в 1688 году в Москве. О его судьбе известно не много. Живописец учился настойчиво и в свое время стал известен Петру I. Царь гордился им и возлагал большие надежды. Ему нравились работы Никитина, который на тот момент занимался портретами. Наиболее ранней картиной художника считается изображение Натальи Алексеевны, сестры Петра I. После он писал портреты многих родственников и близких царя.

Казалось бы, что его феноменальные умения в портретном жанре не могли прославить его в большей мере. Тем не менее Никитину успешно удалось себя попробовать в баталистике. Так появилась картина «Куликовская битва».

Красота в деталях

Предполагается, что первым полотном Никитина в этом жанре стала «Полтавская баталия». Его художник написал приблизительно в 1727 году. Картина занимала полотно квадратной формы размером «близ трех аршин». Работа на ней заняла у живописца около 2-х месяцев. За неё он получил 80 рублей. И все же она не такая известная как картина «Куликовская битва».

Вообще эта панорама очень своеобразно показывает художника. Он не только писал свое виденье, но и использовал работы других творцов. Он также был образованным человеком, а поэтому знал знаменитые классические произведения. Основой его «копирования» стала гравюра Антонио Темпеста.

Художник-баталист не пытался подражать кому-то другому. Видно, что он осмысленно использовал необходимый ему материал для того, чтобы создать великолепное произведение. Очевидно, что «Куликовская битва» не является копией гравюры Темпеста с библейским сюжетом. Никитин смог убрать все ему не нужное, переделать персонажей и добавить своего стиля.

Перед зрителем возникает знаменитое сражение. Сразу мы замечаем Дмитрия Донского, Воронцова, Прозоровского. Рядом видно несколько известных князей: Белозерских и Пересвет. Последний сражает врага Челубея. Вообще существует много легенд по поводу этой парочки. Есть сведения, что они оба уничтожают друг друга копьями. Есть и история, в которой Пересвет проявляет свои боевые способности и убивает Челубея.

Все детали на картинах соблюдены. Никитин старается обозначить героев. На их щитах и одеждах виднеются надписи и гербы. Можно заметить и изречения, с которыми солдаты идут в бою. Но главной задачей Никитина было передать мысль о том, что победу в Куликовской битве одержали не только князья, а и огромная толпа воинов, сражающаяся на заднем плане. Их бесчисленное количество. Воинство устремляется в бой. Именно эти персонажи, которых еле видно, главные герои битвы.

Выдающиеся художники

Примеры батального жанра можно встретить у многих художников, которых затронула какая-либо война. Николай Каразин был выдающимся живописцем, который работал военным корреспондентом. Именно это и помогло ему насытиться военным настроением и со временем «вылить» его на полотна. Ценители могут узнать его в картинах «Взятие Ташкента», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» и т.д.

Не только баталист, но и известный литератор. Он получил художественное образование во время поездок по миру. Самой популярной его картиной считается полотно «Апофеоз войны». Он был первым, кто пытался противостоять академической баталистике. Ему не нравилось то, что эпохальные панорамы пишут ради прославления патриотизма и героизма. Верещагин был против войны и в его работах этот протест видно четко.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ НА ПРОТЯЖЕНИЕ IV ВЕКОВ. (XVIII – XXI вв)

2 слайд

Описание слайда:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: батальный жанр в русской живописи XIII – XXIвеков. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

3 слайд

Описание слайда:

ВВЕДЕНИЕ Кто, хоть однажды видел картину В.В. Верещагина написанную еще в 1872 году, «Апофеоз войны», наверняка, запомнит ее на всю жизнь. Груда черепов – почти правильной формы «пирамида ужаса». Сегодня то тут, то там пылают факелы сражений. Объединяет их одно – смерть человека. Художник пытался предостеречь людей, заставить их содрогнуться от ужаса, созерцая эти страшные атрибуты войны. Эта картина – призыв уберечь уникальность, неповторимость каждой человеческой жизни. Почему картины, созданные многими сотнями лет тому назад, не утратили своей актуальности и воспринимаются как современные? Это важно понять для того, что бы ответить на вопросы, касающиеся нравственного патриотического воспитания человека XXI века, формирования его мировоззрения. Герои баталистов – солдаты, простые люди. «Это всё тот же народ, только…носящий мундир и ружьё» – писал В.В. Стасов. Картины о войне – это судьба одного человека и всего человечества. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ: РАССМОТРЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА НЕСУЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРОЕ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В КАРТИНАХ. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

6 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ: 1. Найти как можно больше сведений о живописи военных времен. 2. Выявить определяющие черты формирования батального жанра в отечественной художественной культуре. 3.Осмыслить эстетические аспекты батального жанра художников, которые оставили яркий отпечаток в истории четырех веков (XIII – XXI вв). 4.Исследовать особенности картин батального жанра в творчестве художников XVIII – XXI вв. 5.Раскрыть современное восприятие художественных картин батального жанра и показать в научно – практической работе смысл полезного воздействия на учащихся, в изучении данного материала. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

7 слайд

Описание слайда:

ГЕПОТЕЗА: «Если картина передает правдивое историческое содержание, то она может служить источником нравственного патриотического воспитания человека, носителем общечеловеческих ценностей». copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

8 слайд

Описание слайда:

Научная новизна состоит в том, что совокупность полученных результатов и выводов содержит решение проблем, касающихся нравственных основ формирования личности современного человека. Батальные полотна рассматриваются как источник гражданского патриотического воспитания подрастающего поколения. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

9 слайд

Описание слайда:

ИСТОКИ РУССКОГО БАТАЛЬНОГО ЖАНРА И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Батальный жанр - это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Формирование батального жанра началось в XVI веке. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Реализм – это правдивое отражение объективной действительности. В России активное развитие батального жанра начинается со времен побед Петра I и его полководцев. Зародился русский патриотический батальный жанр еще в XVIII веке. Это картины «Куликовская битва», мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская битва» и др. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания народа. Великая Отечественная война 1941 – горе сблизило все народы, которые проживали в России. В списке баталистов четырех веков есть известные и не очень известные художники. Это Никитин И.Н., Верещагин, А.А. Дейнека Л.И. Шакинько, А. Хомутинников, молодые современные художники. Разные работы, разные судьбы, но целостность восприятия их творчества проявляется сразу же, как только мы обращаемся к историческому рассмотрению материала. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

10 слайд

Описание слайда:

Картины батального жанра на фоне четырёх веков В чем отличается творчество современных баталистов от искусства прошлых лет? Ведь изображения военноначальников, военных походов, сражения известны давным–давно. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

11 слайд

Описание слайда:

XVIII век Одна из первых полотен «Куликовская битва» (1720 – е годы) приписывается И.Никитину. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

12 слайд

Описание слайда:

XIX век В XIX веке художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. Само название говорит нам о содержании этого произведения - «Бородинская битва окончена». Эту картину Верещагин нарисовал в период с 1899 по 1900 года. Художник создает гармоничную картину, но для этого ему пришлось изучить военные карты, гравюры, рисунки, и прочую литературу. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

13 слайд

Описание слайда:

XX век Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Не сгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом в картине «Оборона Севастополя». copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

14 слайд

Описание слайда:

Нарисовать войну берется не каждый Мало у кого выходит отразить всю боль военного времени. Афганская война……. Художник - Леонид Исидорович Шакинко, картина «Старший лейтенант П.В. Довнар» copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

15 слайд

Описание слайда:

«Не сбывшаяся мечта юных «афганцев»» copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

16 слайд

Описание слайда:

«Источник» Источник – символ жизни? Может быть,… ясно лишь одно, картина очень глубокая…… copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

17 слайд

Описание слайда:

«Матерь Вера, Надежда, Любовь» В этой картине передана вся горечь, вся боль, все отчаяние Афганской войны… copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

18 слайд

Описание слайда:

«Бабушка ВЕРА» картина художника Анатолия Хомутинникова copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

19 слайд

Описание слайда:

XXI век Мы жители XXI века. Тема войны до сих пор актуальна. Сейчас идет война на Украине. У художников батального жанра вновь и вновь появляются темы для создания новых исторических полотен. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

20 слайд

Описание слайда:

Мне снится календарь без черных дат. И что однажды прекратились битвы… Военный БОГ, храни своих солдат! Пусть их спасут надежды и молитвы! copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

21 слайд

Описание слайда:

Заключение Изучив картины батального жанра художников, на протяжение четырех веков, можно сделать вывод: если картины передают правдивое историческое содержание и вызывают чувство сопереживания, гордости, сострадания, ненависти к войне, а это показал опрос моих сверстников, то они являются носителем общечеловеческих ценностей и могут служить источником патриотического воспитания человека. Наша гипотеза нашла подтверждение. Художники разных веков продолжают традиции мастеров прошлых столетий в изображении батальных сцен. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.

22 слайд

Описание слайда:

Анализ проделанной работы позволяет нам выявить пути передачи правды о войне. 1.Все лучшие баталисты сами были активными участниками военных действий. Это дает им возможность показать войну масштабно, во всех ее проявлениях. 2.Используя приёмы выбора колорита, композиции, пейзажа, они добиваются создания необходимой для восприятия атмосферы и настроения. 3. Обращение к теме народного героизма, вызывает чувство уважения и доверия, как к авторам картин, так и к их героям. copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.



В продолжение темы:
Заборы и ограждения

Сочинение по картине: И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с...

Новые статьи
/
Популярные