Детская истерия и истерия страха. Механизм возникновения психосоматического расстройства тревожная истерия

Долгие годы ученые пытались дать ответы на вопросы: «Что такое страх и истерия?», «Что является причиной их возникновения?», «Как они проявляют себя в человеке?» и т. д. Эти и многие другие вопросы и по сей день являются предметом для рассуждений и споров психологов.

Первоначально, известный ученый и психолог Зигмунд Фрейд предполагал, что возникновение страха является прямым следствием невозможности получить разрядку после возникшего возбуждения в стрессовой ситуации. Однако, по прошествии некоторого времени, Фрейд пересмотрел свои взгляды на страх, и пришел к выводу, что он возникает как ответ на опасность/угрозу, исходящую от внешнего мира. Очень часто именно страх стимулирует в человеке функцию самосохранения, но иногда может стать непреодолимой помехой в борьбе с опасностью. Прямое следствие страха – это возникновение невротической тревоги за последствия какого-либо конкретного действия/решения. Часто страх проистекает из тревоги, которая вызвана Сверх-Я человека, и заключается в боязни смерти или возмездия за грехи.

Что такое истерия?

Истерия – это заболевание, проявляющееся в расстройстве психики, это своеобразный способ самозащиты человека от внешнего мира. В состоянии истерии он чувствует себя маленьким среди толпы. Такой человек тревожен, неуравновешен, демонстративен. Иногда индивиды с истерическим складом личности бывают лидерами. Такие лидеры часто «нападают», чтобы самоутвердиться. Им комфортно только тогда, когда они полностью владеют ситуацией. Очень часто они пытаются держаться близ сильных и могущественных людей – это позволяет им чувствовать себя такими же, приобрести уверенность в себе. Нередко, люди с истерией для достижения некого уровня самоуважения бросаются на помощь другим людям, заботятся о них. Ярким примером этому могут послужить женщины, которые отличаются добротой и отзывчивостью, но при этом посвящают свою жизнь «хулиганам».

Бывают и ситуации, когда такие женщины, стремясь чувствовать себя сильными и независимыми, ощущают себя женщинами лишь тогда, когда уверены в своей сексуальности и привлекательности, а потому уделяют себе слишком много внимания. Они общительны и приветливы, любят привлекать к себе взгляды окружающих. Их эмоции наиграны и преувеличены.

Истерия, как и многие другие психические заболевания, имеет свои корни в детстве, когда ребенок чувствует, что родители любят его братьев или сестер больше, чем его. Истерия развивается также у девочек в тех семьях, где отец сильный и властный человек, а мать на втором плане. Истерический тип личности складывается и у мальчиков, в чьих семьях царит матриархат.

Фрейд рассматривал два типа истерии – это конверсионная и страха. Больной конверсионной истерией пытается бороться с ней, выражая ее в каких-либо физических действиях. При истерии страха же человек не может бороться в силу своих фобий. Поэтому это обозначается как фобический невроз.

Многие годы ученые искали способ излечения и такой способ есть. Главным средством против этих заболеваний является психоанализ. В большинстве случаев лечение оканчивается самым благоприятным образом.

Видели когда-нибудь, как вроде бы нор­мальный в смысле психики человек вдруг на­чинает размахивать руками, громко кричит или рыдает, срываясь на визг, падает на пол, за­катывает глаза и дрыгает ногами?

Наверняка видели, и не раз. На первом курсе уни­верситета была девочка, с которой та­кое случалось прямо в аудитории и могло про­должаться часами, если ее жалели, успокаи­вали и уговаривали взять себя в руки. Но од­нажды, понаблюдав эту некрасивую сцену, умудренный опытом седой профессор вместо сочувствия попросил всех присутствующих выйти в коридор. И вот что интересно: как только аудитория опустела и больная осталась одна, припадок моментально прекратил­ся. Она встала, отряхнулась и… тут же успо­коилась. А медики твердят: характер виноват!

Так оригинально проявляет себя известная с глу­бокой древности болезнь — истерический невроз, по­просту — . Кстати, ее название происходит от греческого Нузепа — матка. Врачеватели древности считали болезнь исключительно женской, а причину ее видели в… блуждании матки по организму.

Современные доктора придерживаются иных взглядов. Хотя среди больных истерией абсолютное большинство составляют женщины, виновата тут не матка, а особенности нервной системы , когда процессы возбуждения в ней преобладают над процессами тор­можения. Иными словами: человек по малейшему поводу «заводится» с пол-оборота, а успокоиться очень тяжело.

Предпосылками для развития истерии могут быть тя­желые психологические травмы и-стрессы. Но чаще — истеричный характер больного, отличается повышен­ной эмоциональностью, резкими колебаниями настрое­ния, неожиданными реакциями, склонностью к плакси­вости, неадекватным ответам и действиям . Как прави­ло, присутствуют эгоцентризм, желаний-играть первую роль, склонность к экстравагантности, театральности?

Истерические припадки всегда ситуационно зависи­мы и случаются в присутствии многих людей. Больной стремится к тому, чтобы зрители оценили всю глубину его переживаний, хочет внимания и сочувствия . И с этой целью часто искусственно преувеличивает обиды, пы­тается манипулировать родственниками, сослуживцами и даже врачами. Последние, кстати, иногда называют ис­терию «обезьяной всех болезней».

Подражая какому-нибудь недугу, больные стремят­ся достичь своих целей, извлечь максимальную для себя выгоду. При этом у них возникают именно те симптомы, которые обеспечивают право считаться тя­желобольным в глазах окружающих. Они могут быть похожи на болезни сердца, желудка и т.п. Но чаще всего — на эпилепсию.

В специальной литературе описаны случаи, когда больные истерией разыгрывают настоящие спектак­ли, демонстрируя припадки, схожие с эпилептически­ми. Причем так талантливо, что даже специалисту труд­но отличить истинную эпилепсию от ложной. На са­мом деле никаких серьезных болезней у страдающих истерией нет. Они их придумывают, но очень искусно и реалистично.

Расскажу пока я, что за хворь такая

Так что же такое истерия? Театр одного актера? Хитрость на грани безумия? Или все-таки болезнь, которая требует серьезного отношения и упорного лечения?

Истерический припадок начинается с чувства стра­ха или тоски, сердцебиения или подкатывания комка к горлу, ощущения удушья. У больных понижается (или повышается) давление, дрожат руки и ноги. Плач переходит в рыдание или хохот.

При сильном эмоциональном напряжении разви­вается состояние, похожее на эпилептический припа­док.Возникают тонические судороги с явлениями пре­кращения дыхания, но без прикуса языка. Сознание во время приступа полностью не нарушено. Сохраня­ется реакция на болевые раздражители, вызываются сухожильные и защитные рефлексы. Зрачки реаги­руют на свет. Больные слышат и понимают замечания и реплики окружающих.

Тонические судороги сменяются клоническими . В клонической фазе больной производит целенаправ­ленные, демонстративные действия, разбрасывает руки и ноги, бьется головой о пол, кричит, рвет одеж­ду, кусает губы или пальцы, лает или мяукает, стерео­типно повторяет слова или фразы .

По времени истерический припадок превышает эпилептический и может продолжаться от десяти ми­нут до нескольких часов. Но главное отличие в том, что из приступа истерии больной выводится без по­следствий и травм.

Что в итоге можем получить, если такое заболевание как истерия, не лечить?

Болезнь может перейти в хроническую форму : при­падки будут чаще и сильнее. При запущенной исте­рии нарушаются слух и речь — вплоть до полной глу­хоты и немоты.

У больных появляется невроз навязчивых движе­ний, когда человек не в состоянии контролировать свое тело и постоянно повторяет одни и те же жесты (на­пример, дергает головой, подпрыгивает, хватает себя за волосы; может возникнуть паралич конечностей или серьезные нарушения психики , чаще всего ма­ниакально-депрессивный синдром ).

И самое неприятное: предрасположенность к ис­терическому неврозу передается по наследству. У детей болезнь проявляется с 2-3 лет, в подростковому возрасту достигает пика.

Чтоб победить недуг коварный, применим способ наш ударный

В арсенале народной медицины есть средства, ко­торым по силам восстановить до нормы процессы воз­буждения-торможения в нервной системе и победить коварную истерию. На первом этапе хорошо помога­ют успокаивающие теплые травяные ванны перед сном: два стакана молодой сосновой или еловой хвои, или корней аира, или стакан корней любистка на 1л воды, прокипятить 5-7 минут, настоять полчаса, про­цедить, влить в ванну.

Результат будет более ощутимым, если при этом принимать следующие растения или сборы :

1.Равные части и семян фен­хеля: 2 ст.л. на пол литра воды, варим 5 минут, через час фильтруем. По стакану утром и вечером.

2.Трава душицы — 30 г, плоды боярышника — 25 г, трава донника — 20 г, корни валерианы — 15 г, лис­тья мяты перечной — 10 г. 1 ст.ложку на стакан кипятка, укутать на ночь. Пьем по полстакана трижды в день че­рез 1,5 часа после еды.
3.Листья вахты трехлистной — 50 г, корни валери­аны — 25 г, листья мяты перечной — 25 г. Приготовле­ние и прием — как сбор №3.

4.В 1 л холодной кипяченной воды вливаем 100 мл березового дегтя, размешиваем палочкой и на­стаиваем двое суток в плотно закрытой посуде. Сни­маем пену, осторожно сливаем верхний слой прозрач­ной жидкости. Прием — один раз в день, 1 ст.л. утром натощак, не взбалтывая осадка.

5.Листья мелиссы лекарственной (50 г) настаива­ют 10 дней, залив 0,5 л водки. Добавляют в чай по 1 ч.л. 2-3 раза в день.

6.Трава первоцвета весеннего или первоцвета обыкновенного советами и корнями. 1 ч.л. заливаем стаканом кипятка, настаиваем полчаса, фильтруем полностью охлажденным. Прием — по полстакана два раза в день после еды.

7.Соцветия астры звездной — 1 ст.л. на стакан ки­пятка. Через час процеживаем, пьем по 1-3 ст.л. 3 раза в день до еды.

8.Кора калины — 10 г, стакан кипятка, ставим на водяную баню на 30 Минут, фильтруем. Употребляем внутрь по 1 ст.л. 3 раза в день за полчаса до еды.

9.Семена кориандра заливаем на час кипятком (1 ст.л. семян, два стакана кипятка). Прием — по 100 мл 4 раза в день за 20 минут до еды.

10.Чай из зверобоя — 1 ч.л. на стакан горячей воды, укутываем, через два часа процеживаем. Пьем в три приема в течение дня.
11.Смесь равных частей цветов календулы и лис­тьев ежевики — 50 г на 0,5 л водки. Через десять дней настойка готова. Добавляем по 1 ч.л. в чай.
Чай из надземной части лесной земляники — без особых ограничений.

Шишки хмеля, розмарин, мята перечная, зве­робой, мелисса, корни валерианы — поровну.
Трава вереска, листья мелиссы, корни валерианы (1:1:1).
Трава вероники лекарственной, цветы лаван­ды, листья мелиссы, плоды барбариса, трава фиалки трехцветной — в равных частях.
Корни первоцвета, цветы лаванды’,’листья мяты перечной, розмарин и корни валерианы — поровну.

Приготовление всех сборов (№№13-16): 2 ст.л. смеси, пол-литра воды, с вечера доводим до кипения, на­стаиваем до утра, укутав. Прием — за полчаса до еды трижды в день по 100 мл настоя.

То лишь пока цветочки, нажимать давайте точки

Первые признаки начинающейся истерии (волне­ние, страх, сердцебиение) помогают остановить мас­саж и самомассаж: ритмичное надавливание пальца­ми так называемых точек успокоения.

Точка 1 находится на средней линии головы в мес­те ее пересечения с линией, соединяющей верхние края ушных раковин.

Точка 2 — под носом в верхней трети вертикальной борозды верхней губы.

Точка 3 — под затылочным бугром около затылоч­ной ямки (на 4 см ниже верхнего края затылочного

Точки 4 расположены симметрично — на 1 см выше и вперед от углов нижней челюсти, при надавлива­нии обычно болезненны у всех людей с тонкой ду­шевной организацией и предрасположенностью к деп­рессии.

Точки 8 — симметрично, в углублениях сзади уш­ной раковины, на уровне отверстий наружного слухо­вого прохода.

Время воздействия на каждую точку поочередно — 1-2 минуты.

Для людей, склонных к развитию истерического не­вроза, особенно важно чередование работы и отды­ха, умеренные физические нагрузки — плавание, ве­лосипед, прогулки пешком, бег трусцой, водные и воздушные процедуры закаливания. Словом, фраза «В здоровом теле — здоровый дух» должна стать де­визом для страдающих истерией.

Тревожная истерия (невроз) - психосоматическое расстройство, при котором большую часть времени человек проводит в состоянии эмоциональной подавленности и тревожности. Так как чаще всего больные обращаются к неврологу (невропатологу), когда состояние тревоги становится постоянным, а самочувствие резко ухудшается, то врачам приходится иметь дело с уже хронической формой заболевания. Периоды ремиссий чередуются с острой формой, которая может длиться от 2-3 недель до нескольких лет. В международной классификации болезней (МКБ) тревожную истерию не выделили в отдельный класс, а включили в генерализированное тревожное состояние (F41).

Механизм возникновения психосоматического расстройства тревожная истерия

Человек может бояться многих вещей - лишиться любви, здоровья, денег. Но, когда начинаешь рассматривать эти фобии более детально, выясняется, что их первопричиной всегда становится страх смерти. У некоторых людей, после стресса, вследствие наследственной предрасположенности или дисфункции гормональной системы, начинает повышаться уровень тревожности. Их организм находится в «состоянии подпруживания». (Таких людей легко определить - плечи и шея у них напряжены, глаза бегают, они избегают толпы.) Подобное состояние будет длиться ровно до того момента, пока подсознание не увидит в какой-то ситуации угрозу для жизни.

Теперь, каждый раз, когда человек потенциально может оказаться в подобной обстановке, его мозг будет реагировать на нее как на реальную опасность. Как именно? Он отдаст приказ вегетативной нервной системе подготовить организм к ситуации «дерись или беги». ВНС попытается быстро освободить желудок и кишечник от лишнего балласта - человек почувствует тошноту и позывы в туалет, впрыснет адреналин, сделает сердцебиение частым, а дыхание поверхностным. Для здорового человека тревога - сигнал к действию и подготовка к нестандартной ситуации. Для больного тревожной истерией, организм которого и так латентно в состоянии стресса, тревога становится началом панической атаки. Т. И. - психосоматическое заболевание, которое само по себе не вызывает патологий, но функциональные расстройства рано или поздно приведут к органическим. Это печальный факт.

Рассказывает Марина. Два года назад переехала от родителей в другой город, где пришлось жить одной. Сначала проблем не было, но постепенно начало «накатывать» - стала бояться жить, ходить и ездить одна. Смешно сказать, из-за этой боязни я год с ТАКИМ гадом прожила, чтобы только в одиночестве не оставаться… А потом начались приступы. Давление 180/100, лежу, и все мысли только о том, что умру, а никто и не заметит. Пила ладисан и ксанакс. Помогало, но любая мелочь опять вгоняла в депрессию. Поняла, что край, когда сидела с подругой в парке и уговаривала себя пойти домой. Смотрю на листопад, Дашка рассказывает, что дочка просила прийти в гости тетю Марину, а мне все абсолютно пофиг. Одна мысль - надо идти домой, но дома я одна, а тут подруга, но подруга мне тоже неинтересна… И тут я вижу, что я (вторая «я») встает и уходит. На следующий день записалась на прием к психотерапевту.

Симптомы при диагнозе тревожная истерия

Деление симптомов происходит по группам:

  • Эмоциональные: иррациональная (необоснованная) тревога по поводу текущих и будущих событий, страх, беспокойство.
  • Физические: мышечное перенапряжение, чаще всего в районе шеи и плеч, чувство постоянной усталости, которое не проходит после отдыха, головная боль, потливость, давящая боль в груди, удушье, психогенная одышка, скачки давления.
  • Моторные: нервный тик, дрожь, суетливость.

При тяжелой форме заболевания пациент начинает избегать людных мест, боится не только нестандартных, но и бытовых ситуаций. Его преследует чувство катастрофы, дезориентированность. Больной может углубиться в состояние, когда он наблюдает за собой как бы со стороны. В эти моменты он не может контролировать свое поведение (деперсонализация и дереализация).

Психологические особенности людей, страдающих тревожным неврозом

  • Они не выносят туманных формулировок и неопределенностей . Малейший намек на то, что неприятности могут произойти, заставляет таких людей просчитывать все варианты с негативным исходом. Но все просчитать невозможно и чем больше появляется версий, тем сильнее беспокойство.
  • Они уверены, что тревога приносит им пользу. Пока люди с диагнозом тревожная истерия будут считать, что их страхи приносят пользу и помогают жить, они с ними не расстанутся.
  • Они тратят время на будущие гипотетические проблемы, будучи заранее уверенными, что с ними не справятся.
  • Они обладают сильно развитым чувством ответственности. Попав в ситуацию «надо идти на работу, но на дороге меня обязательно собьет машина (упаду в канализационный люк, покусает собака)», такие люди ощущают сильный моральный дискомфорт.

Диагностика заболевания тревожная истерия

Диагноз «тревожная депрессия» ставится в том случае, если:

А) приступы депрессии повторяются несколько раз в месяц, причем они не связаны с объективной угрозой. Между приступами состояние стабильное.

Б) развернутые анализы и инструментальные методы диагностики не показывают наличие соматического нарушения. При диагностике учитывается тот факт, что тиреотоксикоз, стенокардия, гипогликемия, синдром абстиненции могут вызывать повышенный уровень тревожности.

В) исключается влияние лекарственных препаратов. Симптомы Т. И. может вызывать прием таких медикаментов как: препараты от астмы, сосудосуживающие капли от ринита, комплексные лекарства от гриппа или простуды, антигипертензивные (понижающие АД) препараты.

Г) результаты прохождения теста Кеттелла, Занга и Шихана показывают критический уровень тревожности.

Лечение тревожной терапии.

Медикаментозная терапия

  • Транквилизаторы - диазепам, атаракс, нитразепам, тазепам, мебикар. Уменьшают чувство тревоги и внутреннего напряжения, имеют мягкое седативное действие.
  • Антидепрессанты - венлафаксин, дулоксетин, имипрамин. Назначаются реже транквилизаторов, так как могут вызывать синдром отмены.
  • Бромиды - натрия бромид, калия бромид, камфора бромистая. Улучшают сон, успокаивают нервную систему, обладают противосудорожным действием.
  • Гомеопатические средства. Не рекомендуется принимать многокомпонентные сборы, действие которых трудно предугадать. Рекомендуются: валериана, мята, пустырник, хмель, вереск, пассифлора, пион, боярышник, ромашка.

Психотерапия

  • Сеансы когнитивно-поведенческой терапии. На сеансе психотерапевт и пациент поэтапно проигрывают все пугающие ситуации. Вместе они ищут пути выхода из них.

Например, пациент боится, что во время приступа он потеряет чувство равновесия и упадет. Используя гипервентиляцию, больной искусственно вызывает у себя приступ паники. После того как пациент самостоятельно справляется с ситуацией, следует диалог:

Врач: Во время приступа вам казалось, что вы теряете равновесие?

Пациент: Да. Я на 90% был уверен, что упаду.

Врач: Но вы не только не упали, но смогли стоять на одной ноге. Что это значит?

Пациент: Что мой страх и равновесие не связаны между собой. К концу эксперимента я был уверен в этом на 70%.

  • Сеансы психоанализа. Терапия направлена не на облегчение симптомов, а на исследование глубинных личных причин, их вызвавших.
  • Аутогенные тренировки, техника релаксации. Представляют собой методы самовнушения (самогипноза), направленные на стабилизацию работы нервной системы.

Физиотерапия

  • Иглоукалывание.
  • Массаж.
  • Электрофорез.
  • Йога, закаливание.

Бывает, что погасить тревогу не удается ни медикаментам, ни психотерапии, а помогают самые обычные действия. Так, некоторых успокаивает поглаживание мягкой игрушки или напевание медленных песен. Хорошо помогает полная загруженность на работе. Замечено, что тревожной истерией чаще всего болеют молодые неработающие женщины, возрастом от 20 до 40 лет.

В целом прогноз заболевания благоприятный, но если не лечить Т. И., то расстройство может перейти в затяжную депрессию, невроз навязчивого состояния или ипохондрию. Наилучшие результаты дает сочетание психотерапии с физиотерапией. Рекомендуются: закаливание, физкультура, прогулки на свежем воздухе.

Итак, переходим к описанию четвертой и последней, основной, формы страха — страха перед окончательностью, необходимостью и ограниченностью нашего стремления к свободе . Если личности с навязчивостями боятся изменений, свободы и риска, то у истерических личностей мы отмечаем нечто совершенно противоположное. Они явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, перед ними открыты все возможности будущего. Они боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка .

Это означает, что такие люди живут от мгновения к мгновению, без четких планов и целей, в ожидании нового. Они охвачены жаждой новых раздражителей, впечатлений и авантюр, находясь во власти господствующих в данный момент впечатлений и желаний, исходящих как от внешних, так и от внутренних источников. Прежде всего, они нуждаются в ощущении свободы, поэтому испытывают страх перед порядком, законами и невозможностью уклониться от обязанностей и установок…. Их стремление к свободе по преимуществу является стремлением к свободе от чего-то, а не для чего-то.

В каждой жизненной ситуации истерические личности ищут лазейку, для того чтобы иметь возможность уклониться от общепринятого порядка. Они не могут жить по законам каузальности, т. е. взаимосвязи между причиной и следствием, столь необходимым при столкновении с физической природой; для них действительно лишь то, что применимо здесь и сейчас.

Реальность нашего существования основана на уже упоминавшемся законе взаимосвязи причины и следствия, действия и последствия. … Эту реальность истерические личности не признают и пытаются разрушить . Тем самым они обретают для себя призрачную свободу, которая со временем становится все более опасной : они живут в иллюзорном мире, где их фантазии, возможности и желания не ограничиваются реальностью. ...Однако чем больше они отдаляются от реальности, наслаждаясь кажущейся свободой, тем меньше ориентируются в реальной действительности и тем меньше учитывают ее в своем поведении.

Чувствуя, что закон причинности ограничивает их возможности и принуждает соблюдать некоторую последовательность действий и отказываться от своих желаний, истерические личности прибегают к «страусиной политике» и ведут себя так, как будто этого закона не существует. Одержимые сиюминутными желаниями, не думая об их последствиях и не пытаясь проверить их реалистичность, они живут по принципу «после нас хоть потоп». Они наивно полагают, что закон причинности и его последствия не имеют влияния на текущие события или, по крайней мере, не имеют прямого отношения к данной ситуации. Будучи зависимыми от своих желаний и сиюминутных впечатлений, они пренебрегают возможными последствиями и только потом думают о возможных результатах своих действий.

Они одержимы собственными желаниями, подлежащими немедленному удовлетворению, склонны к быстрому и бездумному реагированию, их отличает нежелание и неспособность сдерживать свои потребности, для этих людей ожидание непереносимо, а переживаемое в данный момент не подвергается обдумыванию. Их легко обольстить, так как они не могут противостоять искушению.

Необоснованные ожидания чуда как способа выхода из затруднительных положений обычно присущи истерическим личностям; эти люди удивляют своей наивностью и искренне верят в то, что их требования и желания заменяют действительность; они действуют по принципу «чего не знаю, о том не вспоминаю».

Они не бывают пунктуальными, необходимость планировать и распределять свое время вызывает у них тягостные чувства; они нередко расценивают пунктуальность других людей как мелочность.

Истерические личности не хотят отказываться от своих установок, стремясь как можно дольше считаться детьми, не имеющими никаких обязанностей, удержать молодость и не отвечать за свое поведение. Ответственность для них — неприятное и неудобное понятие; оно напоминает им о законах причинности и неприятных последствиях. И возраст! Они всячески уклоняются от ответов на вопросы о возрасте.

Им кажется, что, уклоняясь от правдивого ответа, они достигают иллюзии вечной молодости. Чтобы поддержать эту иллюзию, они прибегают к любым средствам, начиная с юношеского стиля одежды и кончая многочисленными косметическими средствами и даже косметическими операциями.

Истерические личности обладают гибкостью восприятия мира; свои ошибки они каждый раз истолковывают в зависимости от обстоятельств.

Логика, с их точки зрения, — это обременительная, докучливая реальность. Они все более и более отдаляются от реальности и от решения порождаемых ею проблем — их собственная логика отличается от логики других людей минимальным содержанием логического. Окружающие видят в мышлении истерических личностей непонятные скачки и разрывы, за которыми невозможно поспевать. Истерическим личностям свойственно постепенное суммирование неправильного, ошибочного поведения, которое приводит их к безысходной ситуации.

Эти люди не осознают своего страха перед необходимостью и окончательностью. Он заменяется часто встречающимся у них страхом открытых улиц и площадей (агорафобия) и страхом замкнутого пространства, охватывающим их в лифтах, купе пассажирских поездов и т.д. (клаустрофобия). Так же часто встречается страх перед животными. Эти страхи являются переносом основного страха на нечто второстепенное и безобидное.

Что можно сделать, для того чтобы удачно избежать обязательности и окончательности? Таким гарантирующим безопасность способом истерическим личностям представляется жизнь сегодняшним днем. Если вчера были совершены ошибки и сделано много глупостей, то сегодня надо отрешиться от всего этого, потому что завтра может и не наступить. Преодолевая временные и каузальные взаимосвязи, истерические личности достигают необычайной пластичности мироощущения. Они отвергают прошлое как несущественный балласт, что вносит в их жизнь некую пунктирность, ненадежность, фрагментарность и переливчатость; могут, как хамелеоны, приспособиться к каждой новой ситуации и вместе с тем обнаруживают так мало постоянства и такой дефицит «непрерывности Я», что эти качества считаются для них характерными. Истерики кажутся непредсказуемыми и непостижимыми.

Они могут играть разные роли в зависимости от данного момента и своих потребностей, ориентироваться на партнера и тут же публично отказываться от своей привязанности, если эта роль их больше не устраивает. Так непоследовательность и нестабильность поведения становятся характерологическими чертами истерических личностей.

Еще одной особенностью страха, припирающего истериков к стенке, является так называемый «поворот копья в другую сторону», когда вина за происшедшее перекладывается на окружающих. При этом упреки самому себе заменяются претензиями к постороннему, что рефлекторно приводит к свойственной детям реакции, когда они на реплику «ты дурак» автоматически отвечают «сам дурак».

Проецирование на других собственного чувства вины в форме упреков может достичь такой степени, что они начинают верить в виновность другого человека по принципу «держи вора». Это, естественно, приводит к неискренности, которая в различных жизненных ситуациях в конечном счете переходит в лживость. Все это вызывает у истериков подспудное чувство неуверенности и неопределенный страх, что в некоторых случаях выражается в поисках роли, защищающей их от реальности. Часто это «бегство в болезнь», что, по крайней мере, дает им возможность выиграть время и избежать ответственности.

Истерические личности «любят любовь». Они любят все, что может способствовать повышению их самооценки — упоение, экстаз, страсть; любовь воспринимается ими как вершина их переживаний.

Любовные взаимоотношения истерических личностей характеризуются интенсивностью, страстностью и требовательностью. Они ищут в любви прежде всего подтверждения своего Я, им нравится упоение и опьянение любовными чувствами. Создание эротической атмосферы является для них само собой разумеющимся, они прибегают к различным способам очаровывания и соблазнения. Они одинаково хорошо владеют различными инструментами эротики — от легкого флирта и кокетства до искусства обольщения во всех его нюансах.

При установлении любовных отношений для них важна прежде всего сила желания. Эти люди берут крепость штурмом, не затягивая осаду, по принципу «veni, vidi, vici» — «пришел, увидел, победил». Они легко вступают в контакт с противоположным полом; связь для них не бывает скучной и тягостной. Любовь они любят больше, чем партнера; исполненные любопытства и любовного голода, они с радостью знакомятся с различными способами и образцами любви. Им нравятся блеск и роскошь, праздники и торжества, они готовы праздновать по любому поводу, находясь при этом в центре внимания с помощью своего обаяния, темперамента, непосредственности и экстравагантной одежды. Они считают смертельным грехом, если партнер не нашел в них любовные качества или не оценил их — такое они переносят с трудом и вряд ли смогут простить.

Истерики обоих полов рассматривают секс скорее как цель для повышения самооценки и как испытание силы своего воздействия на партнера. Они любят разнообразие.

Естественно, что с возрастом привлекательность, которая носила преимущественно внешний, поверхностный характер, угасает; это закономерно приводит к возникновению возрастных кризисов.

Их самолюбование нуждается в постоянном подтверждении. Они легко поддаются лести, которой охотно верят. Партнер нужен им прежде всего для того, чтобы подтвердить их обаяние, красоту, ценность и привлекательность. Поэтому они склонны к нарциссическому выбору партнера, потому что в партнере надеются найти собственное подобие, в котором вновь обретают и любят самих себя. Нередко истерические личности обоих полов находят для себя невзрачных и малозаметных партнеров, чтобы возвыситься на их фоне и быть объектом их безусловного обожания.

Основные жизненные проблемы истериков связаны с их иллюзорными ожиданиями и представлениями о жизни, любви, браке и вообще о противоположном поле. Их требовательная позиция по отношению к другим, не сопровождающаяся готовностью удовлетворять запросы партнера и заботиться о нем, приводит их к новым разочарованиям.

При выборе партнера они обращают внимание на его положение, возможности, титул и другие внешние атрибуты его значимости. И в этом они остаются детьми, которым импонирует внешний лоск, являющийся, как им кажется, залогом счастливой жизни; вину за свои разочарования они, как правило, возлагают на партнера.

Чем глубже выражены расстройства истерических личностей, тем сильнее проявляется их агрессивность; самовосхваление и аферизм могут принять экстремальные формы, а необычная впечатлительность и чувствительность — привести к нарциссизму. Нередко наблюдается непомерное хвастовство, стремление к расточительству; эти люди оттесняют других, чтобы играть первую скрипку и быть на первом плане; каждый однополый другой является потенциальным соперником, и они всячески стремятся унизить его и затмить собственным блеском.

Истерики часто стремятся произвести безусловное, неизгладимое впечатление на окружающих и быть в центре внимания. Это желание может стать доминирующим из-за неумения истериков различать кажущееся и действительное, воображаемое и реальное.

Из-за недостаточности самоконтроля и самокритики агрессия у истерических личностей носит импульсивный характер. Истерическая агрессия нередко принимает архаичные формы «двигательной бури», что проявляется в потребности драматизировать ситуацию, чтобы произвести впечатление на окружающих и поразить их.

Особой формой истерической агрессии является интриганство. Для них характерны интриги, распускание слухов, унижающих достоинство их противников и подрывающих их авторитет, мстительность. Сюда же относится половая ненависть к сексуальному партнеру, приобретающая иногда формы экстремального влечения к мести.

Центральной проблемой истерических личностей является нарушение самоидентификации: они либо идентифицируются с образами своего детства, либо остаются в состоянии оппозиции или протеста, либо принимают навязанные им роли.

Оказать помощь истерическим личностям — не значит способствовать их уходу от реальности; нужно помочь им принять на себя адекватные роли, приучить к порядку, обязательности и соблюдению законов, обеспечить возможность самопознания и зрелых поступков. Сюда же относятся определенное мужество для осознания реальности и способность к необходимому самоограничению, которые должны быть присущи всем людям. Для этого следует раскрыть перед ними позитивную сторону реальности, что может в той или иной мере удовлетворить их запросы.

Старость и смерть в конечном итоге являются неизбежной реальностью нашей жизни, которую мы не можем отодвинуть надолго. Из-за неумения воспринимать реальность и склонять перед ней голову истерические личности склонны как можно дольше закрывать на нее глаза. Они согласны с тем, что старость и смерть совершенно естественны и их нельзя избежать, но относят это по преимуществу к другим, а не к самим себе. Поэтому они пытаются поддерживать иллюзию вечной молодости и считают, что перед ними простирается безграничное будущее, богатое неожиданными возможностями.

Попытка определить линию нарастания истерических симптомов — от здоровых людей с отдельными истерическими чертами характера до людей с легкими и тяжелыми расстройствами — дает следующие градации: жизнерадостно -импульсивные, эгоистичные и напористые — лица с нарциссическими потребностями к самоутверждению и желанием быть в центре внимания — лица с чрезмерной напористостью и влечением к контактам — папенькины доченьки и маменькины сыночки, которые никак не могут завершить «семейный роман» — истерическая лживость — театральность и бегство от реальности вплоть до афер — «вечные подростки» — лица, не обладающие четкими женскими или мужскими чертами личности, не воспринявшие своей половой роли, нередко с гомосексуальными наклонностями, так называемые «кастраты»: женщины с деструктивными тенденциями мужененавистничества и мужчины типа «дон -жуанов», чье поведение определяется жаждой мести женщинам — лица, страдающие фобией, — лица с тяжелыми истерическими симптомами психотической и соматической природы, не связанными с поражением каких -либо органов или систем, — лица с экстремальными проявлениями истерии (признаки истерического паралича).

Здоровые люди с истерическими чертами в личностной структуре с радостью идут на риск, предприимчивы, всегда готовы к восприятию нового; они гибки, пластичны, жизнерадостны, блестящи, увлекают других своим жизнелюбием и порывистостью, готовы все испытать и склонны к импровизации. Они заводилы в компаниях, никогда не скучают, им всегда «чего-то не хватает», они любят все начинания и полны оптимистических ожиданий и представлений о жизни. Каждое начало содержит для них все шансы на успех, таит в себе волшебство.

Они ничего не воспринимают серьезно, за исключением, быть может, самих себя, потому что Я для них — единственная реальность в жизни. Им присущи сильные импульсы самоутверждения, и они более способны вносить в ситуацию динамическое начало, нежели терпеливо, планомерно и выносливо добиваться результата.

Процитировано по книге Фрица Римана «Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии»



■ Подлинная конверсионная истерия достаточно редка у детей. Реально мы видим соматизацию, смешанную с невротическими и психосоматическими проявлениями. В этих рамках наблюдаются очень театральные невропатические приступы, неврологические нарушения (паралич в псевдоэпилептическом приступе эпилептиформной истерии).

На самом деле интереснее рассматривать детскую истерию как драматизацию, постановку фантазма, как «язык», совершающийся в теле и через тело, в той мере, в какой «это является видимым или ирезентируется другому» (Ажуриагерра , с. 686). В этом случае тело является инструментом, а не жертвой, как у психосоматических пациентов (Рекамье).

Эта многоролевая драматизация может появиться, только если существует достаточная дифференциация инстанций и объектов (в том виде, в каком она устанавливается на Эдиповой стадии) и если конфликт выражается вытеснением или символизацией.

■ Детский физиологический невроз чаще всего имеет истерическую форму. Истерическое разрешение

Одно из тех, что доступно ребенку: соблазнение взрослого или взрослыми, ненасыщаемость контактов с последующим отступлением, театрализация конфликтов и пр.

Эта истерическая фаза может воплотиться в структуре характера на протяжении всего периода детства и юности. Некоторые симптомы ребенка связаны с истерией: психогенный мутизм и сомнамбулизм, а также некоторые состояния помрачения сознания, для которых сложно провести границу с эпилепсией (см.: «эпилепсия» при «дефицитарных типах организации» с. 294).

■ Границы истерии у ребенка. Реально детские истерии часто не что иное, как маска, и генитальный характер данной структуры кажется весьма сомнительным: отношения с другим или, скорее, с другими эротизируются очень экстенсивным способом, без подлинного выбора. Поэтому следует рассматривать детскую истерию как расстройство идентификации, что выводит ее за строго невротические рамки и заставляет предполагать:

Либо депрессию у детей-симулянтов, поведение которых может доходить до самоповреждения;

Либо психопатию у ребенка-мифомана (перверсная мифомания которого значительно превосходит обычный и нормальный «семейный роман»).

Либо в некоторых случаях нижележащую предпсихотическую структуру.

■ Становление истерической структуры у детей. Взрослая истерия редко возникает у истеричного ребенка, обычно это случается после бессимптомных детских неврозов, квалифицируемых как «эгосинтонные».

Только реконструкция прошлого может позволить задним числом обнаружить или сконструировать истерическое ядро детства. Некоторые обсессивные неврозы, напротив, проявляются в детстве истерическими чертами.

По мнению Лебовичи, будущее детей-симулянтов может варьировать от нормы до психоза.

Истерические симптомы (мутизм, сомнамбулизм, припадки и т.д.) могут развиваться также в направлении психоза, грубых характерологических расстройств или истерии страха (называемой также фобическим неврозом).

Ребенка с истерическим характером, видимо, отличает слабость невротической проработки, соединенная с очень архаичным ядром регистра предпсихоза, депрессии или психопатии. Это ядро может сделать практически невозможным лечение в зрелом возрасте.

■ Метапсихология детской истерии. Истерию можно рассматривать как способ бытия, как метод борьбы с влечениями во время Эдиповой фазы. Ее связи с фаллической фазой очевидны для обоих полов. Тело здесь может обретать значение и место отсутствующего, подвергающегося угрозе или сверхценного фаллоса.

Можно также по аналогии с тем, что 3. Фрейд называл различием в созревании Я и либидо при обсессивном неврозе, считать, что у истеричного ребенка имеется преждевременность либидинозного развития, соединенная со слабостью Я. В некоторых случаях эта преждевременность несомненна, в частности у девочек (демонстрирующих истерию одновременно более яркую и более безобидную по сравнению с истерией у мальчика, представляющей скорее формы, которые связаны с механизмами и к рассмотрению которых мы собираемся перейти).

Но детская истерия может иметь и другие функции: защиту против оральности и психоза. Она может быть фальшивой невротической манифестацией конформистского фальшивого // (self) (Винникот).

■ Фобии и истерия страха. Многочисленные фобии или похожие на них проявления находятся у ребенка вне невротической области (см. Малле). Тревогу восьмого месяца можно рассматривать как страх потерять материнский объект, страх, смещенный на незнакомое лицо. Ночные кошмары демонстрируют простые затруднения в управлении влечением при помощи оргазма, сенсорной разгрузки. В этих двух случаях не хватает одного из элементов фобии: либо тревоги перед запрещенным

генитальным влечением, либо смещения. С другой стороны, обнаруживаются псевдофобии психотического или предпсихотического характера, связанные с овладевающими страхами распада и телесной трансформации, вторжения другого (некоторые психотические дисморфофобии подростков).

Достаточно распространенные школьные фобии могут встречаться на двух крайних полюсах патологии.

Они могут быть простой защитой против тревоги родителей видеть ребенка индивидуализирующимся, выбирающим другую модель идентификации, и симптом используется ребенком, чтобы удовлетворить регрессивные потребности, легко могущие стать предметом сделки, когда речь идет о родителях. Тогда фобия сопровождается интеллектуальным торможением. И, напротив, она может выражать очень архаичную тревогу и формировать начало психотического развития.

Парциальные фобии, относящиеся к области истерии страха, появляются на Эдиповой фазе и представляют собой «инструмент отграничения части пассивных генитальных влечений, которые не смогло сдержать Я». Они имеют функции защиты хорошего родительского образа (и пассивного, любовного отношения к нему) после расщепления и проекции агрессивности на фобогенный объект и часто проявляются у маленького мальчика. Современные авторы настаивают на низкой толерантности в семьях и нашем обществе к истерии страха у мальчика (ввиду «культурной» переоценки фаллоса и восхищения вирильностью). Даже в рамках детской истерии страха появляются элементы другого круга: фобии влечений, ритуалы и т.д. ОБСЕССИВНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ



В продолжение темы:
Инструменты и приспособления

Завтрак – самый важный приём пищи, и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Пользу завтрака признают как врачи, так и диетологи. Они пришли к мнению, что именно с утра,...