Должностная инструкция начальника контрактной службы по 44 фз. Должностная инструкция — Руководитель контрактной службы

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусматривает создание заказчиком контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Это делается для того, чтобы обеспечить планирование и осуществление государственных закупок товаров, работ, услуг.

Контрактная служба — это объединенная общим руководством (руководителем контрактной службы) совокупность должностных лиц заказчика, выполняющих на постоянной основе функции по осуществлению всех закупок. Указанные лица могут быть объединены в одно структурное подразделение или состоять в разных подразделениях (ч. 1 и 4 З).

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта ().

Выбор между контрактной службой и контрактным управляющим

Контрактную службу должны создавать заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (далее — СГОЗ) превышает 100 млн руб. ().

Заказчик, совокупный годовой объем закупок которого не превышает указанной суммы, обязан по своему выбору либо назначить контрактного управляющего, либо создать контрактную службу ().

При решении вопроса о необходимости создать контрактную службу нужно определить СГОЗ. Он должен включать весь объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, утвержденный на год (п. 16 ст. 3 данного Закона).

СИТУАЦИЯ: Бюджетное учреждение осуществляет закупки на сумму 110 млн руб. в год, половину которых — в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. Нужно ли создавать контрактную службу в таком бюджетном учреждении?

Ответ: В данном случае создание контрактной службы является правом заказчика. Если это право не реализуется, необходимо назначить контрактного управляющего.

Обоснование: Создать контрактную службу обязаны заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) превышает 100 млн руб. (). Под СГОЗ понимается общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, утвержденный на финансовый год. В него включается в том числе финансовое обеспечение, предназначенное для оплаты в указанном финансовом году контрактов, которые заключены до его начала. Такое определение дано в п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Исходя из буквального смысла названной нормы при расчете СГОЗ принимаются во внимание только закупки, осуществляемые в порядке применения Закона N 44-ФЗ. Прочие закупки, в том числе проводимые на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, при этом не учитываются.

СИТУАЦИЯ: Должен ли заказчик создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) при централизованных закупках?

Ответ: Да, должен.

Обоснование: Предусмотрены два способа распределения полномочий между заказчиками и уполномоченными ими на проведение закупок органами государственной власти, местного самоуправления или казенным учреждением при централизованных закупках ():

1) уполномоченному органу или учреждению передаются полномочия на определение поставщиков, за исключением полномочий на подписание контракта ();

2) уполномоченному органу или учреждению передаются функции по , определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечению их оплаты (ч. 2 и 3 ).

Исходя из положений при централизации закупок первым способом контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет полномочия, не переданные уполномоченному органу или учреждению.

Норм, освобождающих заказчика от обязанности создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) в случае централизации закупок вторым способом, Закон N 44-ФЗ не содержит.

Вместе с тем в число полномочий, передача которых предусмотрена при централизованных закупках, не включены отдельные функции контрактной службы (контрактного управляющего). К ним относятся, например (п. 5 ):

— участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков;

— подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы.

Таким образом, при централизации закупок заказчики должны создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) для реализации функций, не переданных уполномоченному органу или учреждению.

Требования к формированию контрактной службы и определению порядка ее работы

Способы создания, состав (структура) и численность контрактной службы

Общие требования к контрактной службе в настоящее время определены Законом N 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее — Типовое положение).

Контрактная служба может быть создана как путем формирования специального структурного подразделения, так и без образования такового (З). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).

Заказчик самостоятельно утверждает структуру и определяет численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).

Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.

Требования к образованию сотрудников контрактной службы

В ст. 9 Закона N 44-ФЗ установлен принцип профессионализма заказчика, заключающийся в том, что к деятельности по осуществлению закупок привлекаются квалифицированные специалисты, обладающие теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Исходя из данного принципа определены обязательные требования к уровню образования сотрудников контрактной службы. Эти требования разъяснены в Письме Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070.

Таблица.

Ограничения для лиц, связанных с руководителем контрактной службы

Законом N 44-ФЗ установлены следующие ограничения для некоторых категорий лиц, связанных с руководителем контрактной службы.

  1. Лицо не может быть привлечено к проведению экспертизы, предусмотренной при осуществлении закупок, если является близким родственником, усыновителем или усыновленным руководителя контрактной службы (пп. «в» ).
  2. Лицо подлежит отстранению от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя (далее — поставщик), контракт с ним не может быть заключен при наличии конфликта интересов. Такой конфликт имеет место, если выгодоприобретатель, единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа, руководитель либо иной орган управления юридического лица — участника закупки, физическое лицо — участник закупки состоит в браке с руководителем контрактной службы или является его близким родственником, усыновителем или усыновленным (п. 9 ч. 1 и ).

Как разъяснил Верховный Суд РФ, конфликт интересов может быть связан не только с руководителями, перечисленными в п. 9 ч. 1 , но и с иными должностными лицами заказчика. Конфликт возникает, если сотрудник заказчика непосредственно участвует в осуществлении закупки и его полномочия аналогичны полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и ее результат (п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016).

Заказчик также вправе установить требование о том, что руководитель контрактной службы и ее сотрудники не могут быть членами комиссии по осуществлению его закупок (п. 8 Типового положения).

См. также:

Приказ о создании контрактной службы

Законом N 44-ФЗ не установлена форма принятия решения о создании контрактной службы. На практике оно оформляется в виде приказа.

Форма:

Целесообразно указать:

1) фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;

2) структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;

3) срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Кто составляет:

Кто утверждает:

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором СГОЗ заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения. Это следует из ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

Положение о контрактной службе

Заказчик обязан разработать на основании Типового положения и утвердить положение (регламент) о контрактной службе ().

Форма: письменная (на бумажном носителе).

Обязательно указать:

1) принципы создания и функционирования контрактной службы;

2) форму создания контрактной службы (с образованием структурного подразделения или без образования такового);

3) функции и полномочия контрактной службы;

Продолжение списка:

4) полномочия руководителя контрактной службы;

5) порядок работы и взаимодействия контрактной службы с другими структурными подразделениями и комиссией (комиссиями) по осуществлению закупок;

6) ответственность сотрудников контрактной службы.

Кто составляет:

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее даты принятия решения о создании контрактной службы.

Должностная инструкция или регламент руководителя контрактной службы

Основные полномочия руководителя контрактной службы определяются в утверждаемом заказчиком положении (регламенте) о контрактной службе. Заказчик может детализировать эти полномочия в должностном регламенте (инструкции).

Документ, регламентирующий деятельность руководителя контрактной службы, может быть оформлен следующим образом.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) наименование должности;

2) информацию о том, что сотрудник является руководителем контрактной службы;

4) требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);

Продолжение списка:

5) требования к знанию законодательства;

6) конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;

7) права и обязанности;

8) ответственность.

Кто составляет: сотрудник кадровой службы или иное уполномоченное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения:

Должностная инструкция или регламент сотрудника (специалиста) контрактной службы

Руководителю контрактной службы необходимо определить должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Функции и полномочия каждого сотрудника контрактной службы необходимо определить в трудовом договоре, должностной инструкции или должностном регламенте.

Должностная инструкция (регламент) может быть оформлена следующим образом.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) наименование должности;

2) информацию о том, что сотрудник является сотрудником контрактной службы;

3) непосредственного руководителя (порядок подчинения);

4) структурное подразделение (если контрактная служба создается без образования структурного подразделения);

Продолжение списка:

7) конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;

8) права и обязанности;

9) ответственность.

Кто составляет: руководитель контрактной службы или иное уполномоченное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.

Назначение контрактного управляющего и определение порядка его работы

Требования к контрактному управляющему. Образование контрактного управляющего

Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика ().

Требования к образованию контрактного управляющего аналогичны требованиям к образованию сотрудников контрактной службы.

Заказчик вправе возложить на контрактного управляющего полномочия по проведению одной или нескольких закупок (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, общее количество контрактных управляющих заказчик определяет сам.

Рекомендация. Нецелесообразно назначать отдельного контрактного управляющего для каждой закупки. Контрактные управляющие обеспечивают осуществление закупок, в том числе исполнение контрактов, а значит, и приемку товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 3, п. 4 З). В связи с этим наиболее эффективно сгруппировать закупки по видам товаров (работ, услуг) и назначать для закупок каждого вида одного контрактного управляющего с учетом наличия у него специальных знаний в соответствующей сфере (автомобили, компьютерная техника, строительство и т.п.).

При наличии нескольких контрактных управляющих заказчику следует решить вопросы координации их действий в целях выполнения ими общих функций по организации закупок. В частности, такая координация требуется для формирования и внесения изменений в план-график (ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

В отношении лиц, связанных с контрактным управляющим, Законом N 44-ФЗ установлены те же ограничения, что и в отношении лиц, связанных с руководителем контрактной службы.

СИТУАЦИЯ: Правомерны ли действия заказчика, который возложил ответственность за осуществление всех своих закупок на одного контрактного управляющего?

Ответ: Да, правомерны.

Обоснование: Согласно количество закупок, за которые может нести ответственность контрактный управляющий, не ограничено.

Следовательно, заказчик может назначить как одного контрактного управляющего для всех закупок, так и нескольких контрактных управляющих, ответственных за часть закупок заказчика, или отдельных контрактных управляющих для каждой из закупок.

Приказ о назначении контрактного управляющего

Законом N 44-ФЗ не определена форма принятия решения о назначении контрактного управляющего. Целесообразно оформить такое решение в виде приказа.

Приказ о назначении контрактного управляющего, ответственного за одну или несколько определенных закупок, может быть оформлен следующим образом.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

2) закупку, за осуществление которой отвечает контрактный управляющий;

3) сроки совершения отдельных действий, например подготовки и размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещений об осуществлении закупки, документации о закупке.

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: заблаговременно до планируемой даты осуществления закупки с учетом времени, необходимого для подготовки извещения и документации о закупке.

Приказ о назначении контрактного управляющего, ответственного за все закупки, может быть оформлен следующим образом.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) фамилию, имя, отчество, должность контрактного управляющего;

2) информацию о том, что контрактный управляющий отвечает за осуществление всех закупок заказчика.

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Дата утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.

Должностная инструкция контрактного управляющего (положение о контрактном управляющем)

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает обязанности заказчика утверждать какие-либо документы, регламентирующие деятельность контрактного управляющего.

Вместе с тем при приеме на работу (службу) сотрудника, на которого на постоянной основе возлагаются обязанности контрактного управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчик должен учитывать требования законодательства о труде или о соответствующем виде государственной или муниципальной службы. Следовательно, заказчику необходимо определить функции и полномочия контрактного управляющего в трудовом договоре, должностной инструкции или должностном регламенте.

Должностная инструкция (регламент) контрактного управляющего, ответственного за все закупки, может быть оформлена следующим образом.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) наименование должности;

2) информацию о том, что сотрудник является контрактным управляющим и отвечает за осуществление всех закупок заказчика;

3) непосредственного руководителя (порядок подчинения);

4) структурное подразделение;

5) требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);

Продолжение списка:

6) требования к знанию законодательства;

7) полномочия по осуществлению закупок;

8) права и обязанности;

9) ответственность.

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Дата утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.

Рекомендация. В дополнение к должностной инструкции (регламенту) заказчику целесообразно разработать документы, определяющие порядок взаимодействия контрактного управляющего с другими сотрудниками и структурными подразделениями, которые задействованы в отдельных процессах при осуществлении закупок, например с бухгалтерией (по вопросам поступления средств в обеспечение заявок и их , оплаты контрактов).

Обязанности (функции и полномочия)

Основные обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего

Контрактная служба и контрактный управляющий осуществляют следующие основные функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, подготавливают вносимые в него изменения, размещают указанные документы в ЕИС (п. 1 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

2) и вносимые в него изменения, размещают указанные документы в ЕИС (п. 2 );

3) подготавливают и размещают в ЕИС извещения, документацию о закупках (при необходимости), подготавливают и направляют приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

Продолжение списка:

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов (п. 4 ч. 4 ст. 38 N 44-ФЗ);

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков и подготавливают материалы для выполнения претензионно-исковой работы (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

6) при необходимости организовывают консультации с поставщиками и участвуют в них (п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

7) выполняют иные полномочия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 38 данного Закона).

Из данного перечня, а также из целей создания контрактной службы, определенных в п. 2 Типового положении (обеспечение планирования и осуществление закупок), следует, что контрактная служба, контрактный управляющий призваны обеспечивать выполнение всех полномочий заказчика, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Полномочия контрактной службы подробно определены в Типовом положении. Нормативно-правовой акт, детализирующий полномочия контрактного управляющего, отсутствует.

По смыслу ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактный управляющий призван заменять контрактную службу в случаях, когда заказчик не обязан создавать такую службу и не воспользовался правом ее создания. Кроме того, ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено единство функций и полномочий контрактной службы и контрактного управляющего. Это позволяет сделать вывод, что предусмотренные Типовым положением полномочия контрактной службы могут быть в полной мере отнесены к полномочиям контрактного управляющего.

Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при осуществлении закупок

Полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) при осуществлении закупок раскрыты в разд. 2 Типового положения. Их можно условно разделить на три подгруппы:

1) полномочия при подготовке к проведению определения поставщиков конкурентными способами;

2) полномочия при проведении определения поставщиков;

3) полномочия при заключении контрактов по результатам определения поставщиков конкурентными способами и контрактов с единственным поставщиком.

Внимание! В настоящее время Типовое положение частично не соответствует Закону N 44-ФЗ. Например, им предусмотрено полномочие контрактной службы проверять правомочность участников закупки (абз. 3 пп. 2 («ж») п. 13 Типового положения), в то время как из Закона N 44-ФЗ требование о правомочности участников исключено (пп. «а» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ).

контрактной службы, контрактного управляющего при подготовке к проведению определения поставщиков конкурентными способами

При подготовке к проведению определения поставщика контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет в установленных случаях следующие функции:

1) выбирает способ определения поставщика (пп. 2 («а») п. 13 Типового положения);

2) уточняет начальную (максимальную) цену контракта и ее обоснование в извещении об осуществлении закупки, приглашениях принять участие в определении поставщика закрытым способом, документации о закупке (пп. 2 («б») п. 13 Типового положения);

3) подготавливает извещение, документацию о закупке (за исключением описания объекта закупки), проект контракта, приглашения принять участие в закупке, осуществляемой закрытым способом, изменения в извещение и документацию о закупках (пп. 2 («г») п. 13 Типового положения);

Продолжение списка:

4) организует подготовку описания объекта закупки в документации о закупке (пп. 2 («е») п. 13 Типового положения);

5) обеспечивает осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливает требование , соисполнителей из числа указанных субъектов (пп. 2 («к») п. 13 Типового положения);

6) обеспечивает согласование применения закрытых способов определения поставщиков (пп. 2 («ф») п. 13 Типового положения);

7) обеспечивает привлечение на основе контракта специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщиков (пп. 2 («з») п. 13 Типового положения);

8) привлекает экспертов, экспертные организации (пп. 2 («у») п. 13 Типового положения).

Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при проведении определения поставщиков конкурентными способами

При проведении определения поставщика контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет в установленных случаях следующие функции:

1) размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке и проект контракта, протоколы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (пп. 2 («л») п. 13 Типового положения);

2) публикует по решению руководителя контрактной службы (иного уполномоченного лица) в средствах массовой информации или размещает его на сайтах в сети Интернет (пп. 2 («м») п. 13 Типового положения);

3) подготавливает и направляет в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке (пп. 2 («н») п. 13 Типового положения);

Продолжение списка:

4) обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупке (пп. 2 («о») п. 13 Типового положения);

5) предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в ней, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (пп. 2 («п») п. 13 Типового положения);

6) обеспечивает осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке (пп. 2 («с») п. 13 Типового положения).

Примечание. На данный момент Типовое положение не учитывает изменения, внесенные в Закон N 44-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ. Подробнее о них см. обзор «Госзакупки: обзор изменений, внесенных Законом N 504-ФЗ»;

7) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок, в том числе обеспечивает проверку , установленным согласно (пп. 2 («ж») п. 13 Типового положения);

8) обеспечивает предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта (пп. 2 («и») п. 13 Типового положения);

9) осуществляет подготовку протоколов заседаний комиссии по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами этой комиссии (пп. 2 («д») п. 13 Типового положения);

10) обеспечивает хранение заявок на участие в закупке и всех документов, оформляемых при определении поставщика, а также аудиозаписей процедур (пп. 2 («т») п. 13 Типового положения).

Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при заключении контрактов

При заключении контрактов контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет в установленных случаях следующие функции:

1) обеспечивает заключение контракта (пп. 2 («ч») п. 13 Типового положения);

2) обеспечивает направление документов, необходимых для согласования по результатам несостоявшегося определения поставщика (пп. 2 («х») п. 13 Типового положения);

3) организует направление в уполномоченный орган информации и документов, необходимых для сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта (пп. 2 («ш») п. 13 Типового положения);

Продолжение списка:

4) уточняет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (пп. 2 («в») п. 13 Типового положения);

5) обосновывает в отчете невозможность или нецелесообразность использовать иные способы определения поставщика, а также цену контракта и другие существенные условия контракта с единственным поставщиком (пп. 2 («ц») п. 13 Типового положения);

6) подготавливает извещение о закупке у единственного поставщика (пп. 2 («г») п. 13 Типового положения);

7) организует направление в уполномоченный орган документов и сведений, подлежащих включению в реестр контрактов (пп. 3 («к») п. 13 Типового положения).

Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при исполнении, изменении, расторжении контрактов

При исполнении, изменении, расторжении контракта контрактная служба (контрактный управляющий) реализует следующие полномочия:

1) обеспечивает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пп. 3 («а») п. 13 Типового положения);

2) организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (пп. 3 («б») п. 13 Типового положения);

3) взаимодействует с поставщиком при изменении, расторжении контракта, а также при необходимости применить меры ответственности и совершить иные действия в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта (пп. 3 («в») п. 13 Типового положения);

Продолжение списка:

4) организует проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, привлекает экспертов, экспертные организации (пп. 3 («г») п. 13 Типового положения);

5) в случае необходимости обеспечивает создание приемочной комиссии для приемки товара, работы или услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта (пп. 3 («д») п. 13 Типового положения);

6) подготавливает документ о приемке товара, работы или услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта (пп. 3 («е») п. 13 Типового положения);

7) размещает в ЕИС исполнения контракта, предусмотренный ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (пп. 3 («ж») п. 13 Типового положения);

8) организует направление в уполномоченный орган информации и документов, необходимых для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о лице, контракт с которым расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (пп. 3 («з») п. 13 Типового положения);

9) составляет и размещает в ЕИС отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (пп. 3 («и») п. 13 Типового положения);

10) организует направление в уполномоченный орган документов и сведений, подлежащих включению в реестр контрактов (пп. 3 («к») п. 13 Типового положения).

Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при планировании закупок

Контрактная служба (контрактный управляющий) при планировании закупок наделяется следующими полномочиями:

1) разработка плана закупок, осуществление подготовки , размещение в ЕИС плана закупок и внесенных в него изменений (пп. 1 («а») п. 13 Типового положения).

Примечание. Федеральные заказчики размещают в ЕИС план закупок с использованием системы «Электронный бюджет», а региональные или муниципальные — с помощью местных систем либо непосредственно в ЕИС (п. 6 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168).

Минфин России указал, что федеральные бюджетные и автономные учреждения должны разместить планы закупок на 2019 финансовый год и плановый период 2020 — 2021 гг. с помощью системы «Электронный бюджет» (Письмо Минфина России от 23.10.2018 N 21-02-04/75903);

2) по решению заказчика размещение плана закупок на сайтах заказчика в сети Интернет (при наличии), а также опубликование их в любых печатных изданиях (пп. 1 («б») п. 13 Типового положения);

3) обеспечение подготовки обоснования закупки при формировании плана закупок (пп. 1 («в») п. 13 Типового положения);

Продолжение списка:

4) разработка плана-графика, осуществление подготовки изменений для внесения в него, размещение в ЕИС плана-графика и внесенных в него изменений (пп. 1 («г») п. 13 Типового положения).

Федеральные заказчики размещают в ЕИС планы-графики закупок с использованием системы «Электронный бюджет», а региональные или муниципальные — с использованием местных систем либо непосредственно в ЕИС (п. 6 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168);

5) организация утверждения плана закупок, плана-графика (пп. 1 («д») п. 13 Типового положения);

6) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком при формировании плана-графика закупок (пп. 1 («е») п. 13 Типового положения).

Обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего при работе с планами-графиками

Контрактная служба, контрактный управляющий на основании п. 2 обеспечивают:

1) разработку плана-графика;

2) подготовку изменений для внесения в план-график (при необходимости внесения изменений в план-график);

3) размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений.

Иные обязанности (функции и полномочия) контрактной службы, контрактного управляющего

Контрактная служба или контрактный управляющий осуществляет и другие полномочия, в том числе:

1) организует в случае необходимости консультации с поставщиками и участвует в таких консультациях (пп. 1 п. 14 Типового положения);

2) организует , по результатам которого при необходимости подготавливает изменения для внесения в план закупок, план-график, документацию о закупке или обеспечивает отмену закупки (пп. 2 п. 14 Типового положения);

3) принимает участие в утверждении требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчика и размещает такие требования в ЕИС (пп. 3 п. 14 Типового положения). Полагаем, что данная функция относится только к контрактным службам (контрактным управляющим) заказчиков, которые наделены соответствующими полномочиями, например, государственных органов (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ);

Продолжение списка:

4) участвует в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика, в том числе обжаловании результатов определения поставщика и осуществляет подготовку материалов для осуществления претензионно-исковой работы (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ и пп. 4 п. 14 Типового положения);

5) разрабатывает проекты контрактов заказчика (пп. 5 п. 14 Типового положения);

6) осуществляет проверку банковских гарантий, поступивших в качестве (пп. 6 п. 14 Типового положения);

7) в случае отказа Заказчика в принятии банковской гарантии информирует об этом лицо, предоставившее ее, с указанием причин отказа (пп. 7 п. 14 Типового положения);

8) в установленных случаях организует предъявление требований об уплате денежных сумм по банковским гарантиям (пп. 8 п. 14 Типового положения);

9) организует или обеспечения исполнения контракта (пп. 9 п. 14 Типового положения).

СИТУАЦИЯ: На кого можно возложить обязанность подготавливать и направлять приглашения принять участие в в электронной форме?

Ответ: Эту обязанность можно возложить на контрактную службу или контрактного управляющего.

Обоснование: Ни Закон N 44-ФЗ, ни Типовое положение, утвержденное Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, не содержат норм, которые бы прямо указывали на то, что совершать такие действия должны контрактная служба или контрактный управляющий. Вместе с тем на них возложена общая обязанность по обеспечению осуществления закупок (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, заказчик вправе уполномочить их подготавливать и направлять приглашения согласно ч. 3 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. Соответствующие положения целесообразно включить в документы, регламентирующие деятельность контрактной службы (контрактного управляющего).

Контроль за деятельностью сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего)

Виды контроля за деятельностью сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего)

В отношении деятельности контрактной службы (контрактного управляющего) осуществляются следующие виды контроля:

— контроль в сфере закупок (ст. 99 Закона N 44-ФЗ);

— ведомственный контроль в сфере закупок (ст. 100 Закона N 44-ФЗ);

— общественный контроль за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (ст. 102 Закона N 44-ФЗ).

Должностные лица органов контроля в сфере закупок (п. 1 ч. 27 и ч. 28 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) и ведомственного контроля (п. 12 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89) вправе требовать от сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего):

— представить документы и информацию о закупках;

— дать объяснения в письменной и устной форме.

В рамках общественного контроля общественные объединения и объединения юридических лиц вправе запрашивать у заказчиков информацию об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов (п. 2 ч. 3 ст. 102 Закона N 44-ФЗ).

Обжалование действий (бездействия) сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего)

Участники закупок, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц могут обжаловать действия (бездействие) сотрудников контрактной службы и контрактного управляющего (ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

В этом случае контрольный орган в сфере закупок вправе запросить информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы у сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) (абз. 2 ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Последние обязаны представить на рассмотрение жалоб по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика, протоколы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (ч. 5 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Напомним, что в полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) входит участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщика (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ) и об обжаловании действий (бездействия) заказчика (пп. 4 п. 14 Типового положения).

Ответственность

Работники контрактной службы (контрактный управляющий), виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут следующие виды ответственности (ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ):

— ;

— дисциплинарную;

— гражданско-правовую;

— уголовную.

Административная ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы

Если в ходе плановых и внеплановых проверок или рассмотрения жалобы контрольный орган в сфере закупок выявит нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в отношении сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) может быть возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 1 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Заказчику может быть выдано:

1) представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);

2) обязательное для исполнения предписание об устранении указанных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщика (п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Обеспечить исполнение такого представления или предписания должна контрактная служба (контрактный управляющий), поскольку она наделена полномочиями по обеспечению осуществления закупок (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

СИТУАЦИЯ: Можно ли привлечь контрактного управляющего (сотрудника контрактной службы) к административной ответственности за направление проекта контракта участнику закупки, признанному победителем, с нарушением сроков, которые установлены Законом N 44-ФЗ?

Ответ: Контрактного управляющего — можно, сотрудника контрактной службы — можно, если непосредственно на него возложена соответствующая обязанность.

Обоснование: За направление проекта контракта участнику закупки, признанному ее победителем, с нарушением установленных сроков предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ).

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Полномочия контрактного управляющего по обеспечению заключения контракта прямо предусмотрены п. 4 . Следовательно, в должностные обязанности контрактного управляющего входит принятие всех необходимых мер для своевременного направления проекта контракта участнику. Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности контрактный управляющий подлежит административной ответственности.

Контрактная служба также наделена указанным полномочием, однако конкретные должностные обязанности должны быть распределены руководителем между ее сотрудниками (п. 10 Типового положения). Такое распределение должно быть оформлено документально.

Следовательно, сотрудник контрактной службы несет административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение только тех полномочий контрактной службы, выполнение которых возложено непосредственно на него.

СИТУАЦИЯ: Можно ли привлечь контрактного управляющего (сотрудника контрактной службы) к административной ответственности за размещение в ЕИС (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с нарушением установленного срока более чем на два рабочих дня, если это нарушение вызвано исключительно несвоевременным подписанием протокола членами конкурсной комиссии?

Ответ: Нет, нельзя.

Обоснование: В полномочия контрактной службы, контрактного управляющего входит обеспечение осуществления закупок (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ), в том числе размещение в ЕИС протоколов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (пп. 2 («л») п. 13 Типового положения).

Вместе с тем подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе отнесено к обязанностям членов конкурсной комиссии (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ члены комиссий по осуществлению закупок, контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В рассматриваемой ситуации нарушение срока размещения протокола вызвано ненадлежащим исполнением должностных обязанностей членами конкурсной комиссии.

Таким образом, к административной ответственности должны быть привлечены члены конкурсной комиссии, совершившие правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 14 ст. 7.30 КоАП РФ.

Дисциплинарная ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы

Сотрудники контрактной службы (контрактный управляющий) могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за допущенные ими нарушения законодательства, ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Какой-либо особый порядок привлечения данных лиц к дисциплинарной ответственности Законом N 44-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок не установлен. В этом вопросе заказчик должен руководствоваться законодательством о труде и о соответствующих видах государственной и муниципальной службы.

Гражданско-правовая ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы

Законом N 44-ФЗ не предусмотрено каких-либо особенностей привлечения сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) к гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный заказчику. Такая ответственность наступает по общим основаниям.

Заказчики, возместившие в соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный третьим лицам неправомерными действиями сотрудников контрактной службы (контрактным управляющим), имеют право обратного требования (регресса) к последним на основании п. 1 ст. 1081 ГК РФ. Аналогичное требование может быть предъявлено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями в случае возмещения такого вреда на основании ст. 1069 ГК РФ за счет соответствующей казны (п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы

За виновное совершение общественно опасных деяний, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом РФ, наступает уголовная ответственность работников контрактной службы (контрактного управляющего). В частности, ст. 200.4 УК РФ устанавливает ответственность за злоупотребления в сфере закупок.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • общие положения об организации и деятельности контрактной службы и контрактного управляющего;
  • основные функции и полномочия контрактной службы и контрактного управляющего;
  • основные требования к сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему;

уметь

  • определять целесообразность или необходимость создания контрактной службы или должности контрактного управляющего;
  • определять должностные обязанности контрактных управляющих;

владеть

  • навыком разработки положения (регламента) о контрактной службе (деятельности контрактного управляющего);
  • навыком формирования контрактной службы, отбора контрактного управляющего.

Порядок организации деятельности, условия выбора между созданием контрактной службы и назначением контрактного управляющего предусмотрены ст. 38 Закона о контрактной системе. Суть деятельности контрактной службы и управляющего одна, она состоит в обеспечении планирования, осуществления закупок и сопровождения исполнения контракта.

Контрактная служба представляет собой совокупность должностных лиц заказчика (объединенных в отдельное структурное подразделение или состоящих в разных подразделениях), выполняющих функции по осуществлению всех закупок заказчика под общим руководством. То есть создание нескольких контрактных служб для одного заказчика, равно как и назначение в состав контрактной службы лица, не являющегося должностным лицом заказчика, не предусмотрено. Руководителем контрактной службы может быть руководитель подразделения (при создании отдельного подразделения) или руководитель заказчика (заместитель руководителя). Контрактный управляющий - эго должностное лицо заказчика, ответственное за планирование, осуществление закупок (одной, нескольких), исполнение контрактов (одного, нескольких).

Кроме общего функционала, реализуемого контрактной службой, контрактным управляющим общими также являются требования к их профессиональной подготовке. Обязательные требования к уровню образования разъяснены в Письме Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и- 1070. В течение переходного периода (до 1 января 2017 г.) допускается наличие высшего профессионального образования (в любой сфере, в том числе в сфере закупок) или дополнительного профессионального образования в сфере закупок. С 1 января 2017 г. требования включают наличие высшего профессионального образования в сфере закупок или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н. В нем отражена основная цель вида профессиональной деятельности, которая состоит в контроле и управлении закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. В частности, выделены группы занятий, указаны трудовые функции и их характеристика в соответствии с квалификационным уровнем .

Рабочим документом по вопросам создания и организации деятельности контрактной службы является Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631. Обязанность создания контрактной службы возникает у заказчика, если СГОЗ превышает 100 млн руб., в остальных случаях заказчик вправе создать службу или назначить управляющего. Таким образом, заказчик ежегодно при определении СГОЗ должен определять необходимость создания службы. Поскольку контрактный управляющий, по сути, заменяет собой деятельность контрактной службы (когда заказчик не обязан ее создавать), то можно говорить о единстве функций и полномочий между ними, хотя прямо это правовыми нормами не предусмотрено.

Вопрос определения структуры и численности состава контрактной службы находится в ведении заказчика, единственный момент - в ее составе должно быть не менее двух человек (п. 7 Типового положения). В случае комплексной централизации закупок заказчик, передающий уполномоченной организации (уполномоченному учреждению) функции по планированию закупок, определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, тем не менее, обязан создать контрактную службу, поскольку полномочия по ведению претензионно-исковой работы сохраняются за заказчиком.

Меры, направленные на предотвращение конфликта интересов и возникновения коррупционных рисков, касаются в основном деятельности руководителя контрактной службы. В частности, участник закупки может быть отстранен от участия в закупке, если участник (руководитель участника) закупки состоит в браке с руководителем контрактной службы или является его близким родственником, усыновителем или усыновленным (п. 9 ч. 1 и ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной службе). Также близкий родственник, усыновитель или усыновленный руководителя контрактной службы не может быть привлечен к проведению экспертизы (ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной службе). В отношении контрактного управляющего установлены ограничения, аналогичные ограничениям в отношении лиц, связанных с руководителем контрактной службы. Во избежание конфликта интересов руководитель контрактной службы должен оптимизировать распределение должностных обязанностей и персональной ответственности между сотрудниками, например установив запрет на совмещение функций сотрудника контрактной службы и комиссии заказчика.

Для организации деятельности контрактной службы заказчик формирует и утверждает три документа - приказ (возможен иной вид документа), положение о контрактной службе и должностные инструкции (регламенты) руководителя, сотрудников контрактной службы. Обратить внимание следует на дату утверждения приказа - не позднее начала финансового года (при превышении СГОЗ установленного лимита в 100 млн руб.), а при превышении лимита в течение финансового года, приказ утверждается не позднее даты доведения решения об утверждении дополнительных объемов финансирования. Для организации деятельности контрактного управляющего заказчику также необходимо сформировать и утвердить приказ о назначении и должностную инструкцию (положение). Целесообразно также отразить функции и полномочия руководителя, сотрудников контрактной службы, контрактного управляющего в трудовом договоре.

Основными функциями и полномочиями контрактной службы и контрактного управляющего являются (состав меняется при централизации закупок):

  • разработка и размещение в ЕИС плана, плана-графика закупок, подготовка и размещение вносимых в них изменений;
  • подготовка и размещение в ЕИС извещения, документации о закупках;
  • подготовка и направление приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
  • обеспечение осуществления закупок, включая заключение контракта;
  • обеспечение разъяснительной работы, предоставление документов и информации о закупках органами (организациями), осуществляющими контроль в сфере закупок, ведомственный, общественный контроль;
  • подготовка документов и участие в претензионно-исковой работе;
  • организация и участие в консультации с поставщиками;
  • выполнение иных полномочий, предусмотренных регламентом (положением).

Важно знать

Исходя из цели создания контрактной службы, назначения контрактного управляющего (обеспечение планирования, осуществление закупок, сопровождение заключения и исполнение контракта) следует, что они обязаны обеспечивать выполнение всех полномочий заказчика, предусмотренных Законом о контрактной системе. И хотя их функции и полномочия определены в Типовом положении (п. 13-17), детализация содержания таких функций и полномочий в настоящее время отсутствует и оставлена на усмотрение заказчика.

Руководитель, работники контрактной службы, контрактный управляющий, признанные в установленном порядке виновными в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут ответственность, в том числе административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную.

В рамках осуществления административного производства контрактная служба, контрактный управляющий обязаны исполнить предписания (об устранении нарушений), представления (об устранении причин и условий совершения правонарушения). Следует учесть, что они несут административную ответственность как должностные лица. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется за допущение нарушений законодательства, ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством о труде и видах государственной и муниципальной службы. Применение мер гражданско-правовой ответственности осуществляется по общим основаниям, например по требованиям о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате совершения неправомерных действия (бездействия). С таким требованием может выйти в порядке регресса требований заказчик к сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему. Уголовная ответственность наступает за виновное совершение противоправных общественно опасных деяний, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, в частности, такие составы преступлений, как ограничение конкуренции (ст. 178), незаконные получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), злоупотребление полномочиями (ст. 201).

Контрольные вопросы

  • 1. Возможно ли создание одним заказчиком нескольких контрактных служб? Ответ обоснуйте.
  • 2. Возможно ли выполнение функций контрактной службы органа исполнительной власти контрактной службой подведомственного казенного учреждения?
  • 3. Какие вы знаете принципы деятельности контрактной службы при планировании и осуществлении закупок?
  • 4. Какое значение при формировании заказчиком контрактной службы имеет величина совокупного годового объема закупок?
  • 5. Правомерна ли одновременная деятельность контрактной службы и контрактного управляющего для одного заказчика?
  • 6. Каковы особенности деятельности контрактного управляющего при централизации закупок?
  • 7. Какие вы знаете формы организации контрактной службы? Какая из них, по вашему мнению, наиболее эффективна?
  • 8. Каковы варианты оформления трудовых отношений сотрудников контрактной службы, контрактного управляющего?
  • 9. Возможно ли совмещение обязанностей сотрудника контрактной службы (контрактного управляющего) и члена комиссии по осуществлению закупок заказчика?
  • 10. Каковы функции руководителя контрактной службы?

Тесты

  • 1. Заказчик обязан создать контрактную службу в соответствии с Законом о контрактной системе, если:
    • а) совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб.;
    • б) совокупный годовой объем закупок нс превышает 100 млн руб.;
    • в) создано специальное структурное подразделение, осуществляющее функции и полномочия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • г) совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб. и создано специальное структурное подразделение, осуществляющее функции и полномочия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • 2. Обязан ли заказчик в соответствии с нормами о контрактной системе создавать специальное структурное подразделение, осуществляющее функции и полномочия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя)?
  • а) да, обязан;
  • б) да, обязан, если осуществляет закупки за счет средств федерального бюджета;
  • в) нет, не обязан;
  • г) нет, не обязан, если осуществляет закупки за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
  • 3. Определите верное утверждение:
    • а) контрактный управляющий не является сотрудником заказчика и осуществляет обязанности в соответствии с условиями гражданско-правового договора;
    • б) контрактный управляющий является назначаемым должностным лицом заказчика и осуществляет полномочия в соответствии с условиями гражданско-правового договора;
    • в) контрактный управляющий является назначаемым должностным лицом заказчика и осуществляет полномочия в соответствии с условиями трудового договора и гражданско-правового договора;
    • г) контрактный управляющий является назначаемым должностным лицом заказчика и осуществляет полномочия в соответствии с условиями трудового или гражданско-правового договора.
  • 4. Контрактный управляющий несет ответственность:
    • а) за осуществление закупки или нескольких закупок;
    • б) за осуществление каждой закупки и исполнение каждого контракта;
    • в) за осуществление закупки или нескольких закупок и исполнение каждого контракта;
    • г) за осуществление каждой закупки и исполнение каждого контракта, за которые не несет ответственности контрактная служба.
  • 6. Заказчик в соответствии с Законом о контрактной системе не может привлекать сотрудников контрактной службы и контрактного управляющего:
    • а) в качестве эксперта при проведении экспертизы КД;
    • б) в качестве эксперта при приемке результатов исполнения контракта;
    • в) в качестве члена единой комиссии заказчика;
    • г) все ответы неверные.
  • 7. При централизации закупок в соответствии с Законом о контрактной системе контрактная служба, контрактный управляющий:
    • а) осуществляют полномочия, в том числе контролируют исполнение полномочий, переданных соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые реализуют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
    • б) осуществляют полномочия, не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые реализуют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
    • в) осуществляют полномочия, в том числе контролируют исполнение полномочий, переданных соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые реализуют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) только в пределах разработки и размещения документации о закупке;
    • г) нет правильного ответа.
  • 8. При централизации закупок контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность:
    • а) только в пределах осуществляемых ими полномочий;
    • б) в пределах осуществляемых ими полномочий и полномочий, переданных уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, поскольку контролируют их исполнение;
    • в) только в пределах осуществляемых ими полномочий, если они прямо указаны в трудовом договоре;
    • г) нет правильно ответа.
  • 9. Заказчик назначает контрактного управляющего в соответствии с Законом о контрактной системе в случае, если:
    • а) совокупный годовой объем закупок заказчика нс превышает 100 млн руб.;
    • б) совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и таким заказчиком не создана контрактная служба;
    • в) совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 150 млн руб.;
    • г) совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 150 млн руб. и таким заказчиком не создана контрактная служба.
  • 10. Какой квалификацией должны обладать работники контрактной службы, контрактный управляющий?
  • а) высшее экономическое или юридическое образование, опыт работы в сфере закупок не менее двух лет;
  • б) высшее образование по направлению (специальности) «Государственное и муниципальное управление» и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок;
  • в) высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, опыт работы в сфере закупок не менее двух лет;
  • г) пет правильного ответа.
  • См.: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
  • Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом): а) утвержденным федеральным органом исполнительной власти но регулированию контрактной системы в сфере закупок; б) разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной властино регулированию контрактной системы в сфере закупок; в) разработанным заказчиком и утвержденным федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок; г) разработанным и утвержденным заказчиком.

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» тщательно регламентирует не только процедуры, которые государственный заказчик вправе использовать для того, чтобы осуществлять те или иные виды госзакупок, но также и объясняет, какие подразделения или должностные лица должны осуществлять процедуры проведения тех или иных закупочных процедур. Так, в частности, у государственных и муниципальных заказчиков должны быть созданы специальные контрактные службы.

Если же уровень такой организации не позволяет создать контрактную службу, то назначается специальное должностное лицо – контрактный управляющий.

Что такое контрактная служба или контрактный управляющий?

Для того чтобы проводить процедуру закупок, предусмотренных для удовлетворения государственных или , государственный заказчик обязан создать специальное подразделение или назначить должностных ответственных лиц. Такие службы называются контрактными службами, а должностные лица – контрактными управляющими.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона №44-ФЗ контрактная служба создается в тех случаях, когда общий годовой объем у того или иного заказчика превышает сто миллионов рублей. Если такой объем не превышен, то государственный или муниципальный заказчик обязан назначить ответственное должностное лицо, а созданная должность будет называться контрактным управляющим.

Если контрактной службы у заказчика нет, но есть контрактный управляющий, а совокупный годовой доход является достаточно большим, то заказчик может назначить несколько контрактных управляющих либо помощников одного контрактного управляющего.

Для того чтобы контрактная служба или контрактный управляющий могли в полном объеме осуществлять свои действия, создается специальный регламент , который будет регулировать в полном объеме весь объем действий такой службы или должностного лица.

Создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего для или муниципального заказчика должно было быть осуществлено до 1 января 2017 года. В противном случае осуществлять процедуры закупок для удовлетворения своих нужд такой заказчик не имеет права.

Данное положение зафиксировано в статье 112, которая регламентирует поэтапное вступление в силу нового федерального закона.

Модели контрактной службы

Для государственного заказчика предоставляет возможности по выбору той модели, на основании которой будет осуществляться создание контрактной службы для проведения закупок у того или иного поставщика.

Для государственных и муниципальных заказчиков сформировано правило создания контрактной службы, согласно которому вправе принимать самостоятельное решение о том, каким образом будет сформирована контрактная служба.

Однако заказчику следует помнить о том, что при годовом объеме закупок более ста миллионов рублей должна быть сформирована контрактная служба, если объем менее ста миллионов – назначается контрактный управляющий.

Для государственного заказчика предоставляется выбор того, каким именно образом осуществляется формирование контрактной службы:

  • путем формирования самостоятельной структурной группы, которая выполняет только обязанности, прописанные в должностном регламенте контрактной службы и ее непосредственных сотрудников . Привлекать сотрудников такого подразделения к другим видам работ строго запрещено;
  • путем наложения обязанностей сотрудников контрактной службы на сотрудников других подразделений, например, снабжения или бухгалтерии . Исполнение обязанностей сотрудника контрактной службы должно происходить совместно с обязанностями сотрудника того структурного подразделения, в котором числится тот или иной сотрудник.

Точно также на контрактного управляющего если он назначен из числа действующих сотрудников различных структурных подразделений заказчика, накладываются дополнительные обязанности, которые должны быть осуществлены в соответствии с положениями своих должностных инструкций по совмещаемым должностям.

Механизм и порядок создания контрактной службы по Федеральному закону №44-ФЗ

Создание контрактной службы – это комплекс мероприятий, который осуществляется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы такое подразделение в полном объеме занималось проведением предусмотренных законом видов закупок для обеспечения нужд такого заказчика. Как уже говорилось выше, создание такой службы может быть осуществлено путем выделения самостоятельного подразделения, а также путем выделения группы сотрудников из действующих подразделений для того, чтобы наложить на них обязанности сотрудников контрактной службы.

Создание контрактной службы должно осуществляться на основании специального приказа о создании контрактной службы. Этот приказ готовится первым из всех документов, которые должны быть сформулированы для начала полноценной работы создаваемой контрактной службы. Дополнительно создается также специальный регламент, который будет в полном объеме осуществлять регулирование деятельности контрактной службы.

На руководителя контрактной службы, а также на ее ведущих специалистов создаются специальные должностные инструкции, в которых фиксируются права и обязанности сотрудников контрактной службы. В рамках такой должностной инструкции должны быть зафиксированы все те возможные меры ответственности, которые могут быть наложены на должностное лицо, если оно допустит нарушение действующего законодательства в период своей работы в контрактной службе. С образцом должностной инструкции можно ознакомится по .

Общий порядок действий для создания контрактной службы со стороны государственного заказчика выглядит следующим образом:

  • издание приказа о создании контрактной службы , который исходит от руководства государственного заказчика;
  • создание положения о контрактной службе ;
  • издание регламента работы контрактной службы ;
  • формирование штата контрактной службы ;
  • издание должностных инструкций для сотрудников контрактных служб;
  • издание положений комиссий по проведению конкурентных закупок.

Так как контрактная служба осуществляет проведение закупок, в рамках которых должны быть реализованы различные процедуры, в том числе с использованием комиссионного рассмотрения предоставляемых потенциальными исполнителями документов, государственному заказчику следует также принять специальные положения, которые будут регламентировать действия таких комиссий.

В состав контрактной службы входят:

  • руководитель структурного подразделения ;
  • специалисты, которые осуществляют работу с потенциальными поставщиками путем проведения специальных процедур;
  • сотрудники, которые будут осуществлять разрешение финансовых вопросов (нередко данные функции передаются напрямую сотрудникам бухгалтерии заказчика).

Полный список сотрудников и их должностные обязанности формирует сам заказчик на основании своих потребностей. Однако одно условие должно быть обязательно соблюдено – все сотрудники контрактной службы должны иметь соответствующее образование.

Контрактный управляющий

Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое назначается государственным заказчиком для того, чтобы такой сотрудник занимался проведением закупочных процедур для обеспечения нужд государственного или муниципального заказчика. Назначение контрактного управляющего (независимо от того, сколько таких сотрудников будет назначено) происходит в том случае, если общий годовой объем закупок заказчика менее ста миллионов рублей.

Назначается такой сотрудник на основании приказа руководителя организации с расшифровкой всех наложенных на него обязанностей. В целом порядок действий выглядит следующим образом:

  • издание приказа о создании должности контрактного управляющего;
  • приказ о назначении конкретного человека на должность контрактного управляющего;
  • формирование должностной инструкции контрактного управляющего;
  • формирование положений о комиссиях для проведения конкурентных способов закупок.

Должностная инструкция для контрактного управляющего совмещает в себе положения должностной инструкции руководителя контрактной службы и рядового ее сотрудника. Однако в ней должны быть определены все права и обязанности, которые налагаются на такого сотрудника. Образец должностной инструкции для контрактного управляющегоиможно скачать по .

Кроме того, нередко для такого контрактного управляющего также указываются меры , которые могут быть наложены на сотрудника за несоблюдение норм действующего законодательства в сфере государственных закупок.

При формировании положений о комиссиях по контролю за конкурентными способами закупок следует учесть, что привлечение контрактного управляющего в качестве участника такой закупки нежелательно , так как он непосредственно отвечает за проводимых процедур контроля за конкурентными закупками.

Контрактная служба или контрактный управляющий – это подразделение или самостоятельное должностное лицо, которое осуществляет проведение тех или иных государственных закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Формирование самостоятельной контрактной службы или назначение контрактного управляющего должно осуществляться в соответствии с положениями статьи 38 указанного закона, а все назначаемые сотрудники должны пройти специальное обучение.

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.



В продолжение темы:
Погреб и подвал

Сергей Михайлович Крылов (1919-1979) - советский генерал-лейтенант внутренней службы, начальник организационно-инспекторского управления МВД СССР (1969-1971), начальник Штаба...

Новые статьи
/
Популярные