Дома в древнем риме описание. Какими были Дома в Древнем Риме? Дома бедных в Древнем Риме

ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Рубрика (тематическая категория) Дом

Жилых зданий в Древнем Риме было два типа: domus и insulae.

Домус (илл. 88, 89)- особняк, сельский по своему происхождению, жилище для одной семьи, в базе своей прямоугольное в плане строение, имевшее самостоятельные выходы на улицу.

Основные структурные элементы среднестатистического домуса: атриум, имплювий, таблинум, перистиль, огород (сад).

Атриум . С ранних республиканских времен домус представлял собой дом с большой ком­натой, в центре которой был очаᴦ. Из-за копоти от очага, осœедавшей на стенах и потолке, это помещение стало называться атриумом (от лат. ater - закопченный). Вокруг атриума располагаются иные, в основном служебные помещения.

Атриум всœегда оставался центральной залой, которая соединяла между собой всœе отдельные части жилища. Главная функция атриума – чтобы свет достигал всœех помещений дома, так как сам по себе дом не имел других окон кроме тех, что выходили во двор.
Размещено на реф.рф
В атрий сходилась обедать вся семья, заниматься домашней работой. В нем приносили жертву Ларам, держали ларец с деньгами. По традиции, до конца республики в атрии стоял ткацкий станок. В атрии собирались клиенты, в нем принимали посœетителœей, вели деловые беседы (илл. 90).

Бассейн (имплювий). Дым от очага выходил через отверстие в потолке – комплювий (compluvium). Через указанное отверстие дождевая вода стекала в бассейн (имплювий), устроенный в полу атриума.

Таблинум. В глубинœе атриума располагалась центральная комната – таблинум – где жили хозяева.

Перистиль. Постепенно со 2 в. до н.э. - под греко-малоазийским влиянием - вся жизнь семьи стала сосредотачиваться в новой главной части римского дома - перистиле - открытом пространстве, окруженным со всœех (или с двух) сторон портиками с колоннужной. Чаще всœего в центре углубленного в землю пространстве под световым колодцем перистиля располагался большой фонтан, вокруг - фонтаны поменьше.

В случае если перистиль завершался глубокой нишей, центр которой сос­тавлял фонтан, а саму нишу омывал бассейн, то данное сооружение римляне называли нимфей , которых было много и частных, и в об­щест­венных домах по всœей империи. Колонны, фонтаны и ниши были раскрашены или покрыты штукатуркой под мрамор.

Сад. Сад является неотъемлемой частью дома, но носил в большей степени характер огорода. Под влиянием завоеванных Греции и Востока ʼʼогородʼʼ превращается в сад удовольствий. Сад был продолжением особняка и устроен так, чтобы обеспечить владельцу покой во время прогулки или отдыха. С эпохи Августа приходит мода стричь сады так, чтобы они образовывали определœенный рисунок – от инициалов владельца по бытовых сцен. Можжевельник окантовывал бордюра аллей, вдоль которых росли благовонные цветы, миртовые деревья стриглись в форме беседки, плющ обвивал колонны. Каменные горки с цветами, сверхмодные и популярные искусственные гроты с фонтанами. Модным было, чтобы ручей пересекал сад.

Городские domus атриумного типа строились по сельскому образцу.

Строительство жилых домов с каменными стенами начинается в Риме во второй половинœе 6 в. до н.э.

Входные двери обыкновенно были двустворчатые и открывались внутрь. Звонком в дверь служили молоток, кольцо или колокольчик. Снаружи дом запирался замком (типа висячего), изнутри - засовами из желœеза или дерева.

Двери с внутренней стороны держали на запоре, к ним был приставлен привратник. Чтобы он не мог уйти, его приковывали к стене. При входе посœетителя встречала живая собака, иногда - ее мозаичное изображение с над­писью cave canem. Или мозаичная надпись на пороге: “Salve”.

Вместо номеров домов были надписи - обыкновенно писалось имя хозяина. К этому прибавлялась еще какая-нибудь формула, имевшая значение доброго предзнаменования, изречение или магические слова, которыми отвращалась опасность пожара. В праздники двери украша­лись зелœеными ветвями, цветами и горящими светильниками.

У входа в дом близ наружной двери или около кухни обычно стояли прислоненные к стене лестницы с перилами.

В богатых домах атриум отделялся - кроме двери - прихожей (коридором). Замкнутый с обоих концов, коридор представлял собой переднюю: здесь клиенты ждали допуска к патрону, ликторы оставляли свои атрибуты (в домах магистратов), в случае траура - выставлялся кипарис для предупреждения посœетителœей и прохожих. Направо и налево от прихожей вдоль улицы обыкновенно устраива­лись конюшни или помещения для лавки, отдававшейся внаем.

В случае если дождей долго не было, имплювий запол­няли водопроводной водой. Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом. Её черпали через отверстие, оформ­ленного в виде невысокого круглого колодца. Имелся также сток на спуска на улицу грязной воды.

До появления отдельной кухни рядом с имплювием складывали очаᴦ.

Летом в качестве защиты от солнца горизонтально над отверстием крыши растягивалась velum.

Пол в атриуме 4-3 вв. до н.э. был сделан из толстого слоя цемента или даже глины, смешанной с кусочками кирпича, черепицы, раковин. Стены белились известью и раскрашивались узорами.

Перпендикулярные к стенам перегородки образовывали вокруг атриума ряд загородок для помещений, ставшие со временем отдель­ными комнатами. Римляне не любили строить жилые комнаты на улицу, так как за неимением стекол не были почти никакой возмож­ности устраивать настоящие окна в наружной стене (по крайней мере в нижнем этаже).

При входе в атриум напротив дверей стояло брачное ложе. Это была высокая (взбирались на нее при помощи лестницы) роскошно украшенная большая кровать. Позднее, когда для родителœей стали устраивать особую спальню, стоявшее в атриуме брачное ложе при­обрело символическое значение.

Далее помещался очаг, олицетворявший собой дом, и алтарь домашних богов. Первоначально им служил камень, на котором приготовлялась пища. Прежде чем приступить к трапезе, на камень клали первый кусок пищи, прежде чем пить, у него совершали воз­лияние. В бедных жилищах очаг имел вид каменной или кирпичной четырехугольной плиты, возвышавшейся на несколько сантиметров над полом. У богатых - маленькое сооружение, похожее на алтарь, полукруглой или четырехугольной формы высотой более метра. Наверху была устроена впадина для разведения огня, а с боку или внизу отверстие, через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вытекали возлияния, а также кровь и сок жертвоприношений.

Вокруг домашнего алтаря помещались лары - духи-покровители рода. Иногда алтари были прислонены к стене перед нишами или стояли отдельно около имплювия. Позднее алтарь стал служить только украшением, так как появилось особое святилище lararium, в котором совершались обряды домашнего культа. А в комнатах вокруг алтаря стали жить только рабы или в них устраивались кладовые.

Со временем, когда хозяева стали устраивать отдельные спальни, ниша в атрии получила название tablinum - большая комната͵ имев­шая сообщение только с атриумом и не отделявшаяся перегородкой. Обычно он помещался против коридора, так что оттуда можно было видеть всœех входящих и выходящих. Сначала таблинум служил сто­ловой, позднее перешел в исключительное пользование отца семей­ства. Здесь он помещал изображения пенатов, хранил деньги, бумаги, книги. Главенствующее место в таблинуме имел большой металли­ческий или деревянный сундук, обитый пластинами или гвоздями. Он стоял по правую сторону у стены или пилястра, был заперт и опеча­тан. Отец семейства мог уединиться в таблинуме при помощи зана­весок, портьер, деревянных ширм или подвижных перегородок.

С появлением перистиля таблинум остался кладовой семейных документов и кабинœетом домовладельца, но задняя стена исчезла. Таблинум стал служить широким коридором, соединявшим атриум и перистиль, как и устраивавшиеся коридоры по левую и правую стороны от него.

Направо и налево от табинума были симметрично расположены две комнаты (бывшие повети), отделявшиеся обыкновенно поднятыми занавесями - так называемые alae - крылья. Οʜᴎ служили парадными комнатами для удобного приема гостей, меблированные главным образом стульями с подушками, креслами и табуретами. Здесь поме­щали самое почетное в доме - трофеи, imagines предков - восковые маски, размещенные в стоявших у стен шкафах таким образом, чтобы по ним можно было проследить родословную хозяина. Под каждой маской была небольшая хвалебная надпись.

Особых комнат для мужа и для жены не было.

Кухня помещалась в самом конце дома - от запахов и уменьшения опасности пожара. Рядом с кухней - маленькое помещение, а иногда простое углубление в стене - туалет.

Часто устраивали выступавший над тротуаром балкон. Позднее в этих комнатах второго этажа спали рабы или отдавались жильцам. Для обогрева исполь­зовались переносной бронзовой жаровней, которую разжигали во дворе и вносили с уже недымящимися углями в комнаты.

Вокруг колоннады перистиля были столовые, в богатых домах - несколько, крытые и без потолка. Эти помещения носили греческое название triclinium (вокруг стола было три скамьи для возлежания, располо­женные в виде буквы П).

Затем шли спальни для дневного и ночного отдыха. По обычаю, они были небольшие, часто не имели другого отверстия, кроме двери, иногда заменявшейся портьерой. Перед спальней часто устраивалась передняя, где постоянно находился раб. Кровати помещались в алькове или углублении в стене.

В богатых домах вокруг перистиля были: особые залы для бесед - exedra (с потолком - для зимы, открытые - для лета), библиотеки, картинные галереи и ванные.

В библиотеках в стенах устраивались ящики, над которыми обы­кновенно был пюпитр, прикрепленный к стене или даже вделанный в нее. Каждый ящик разделялся на несколько отделœений посредством перегородок. В пронумерованные отделœения помещались книги-свит­ки. Все деревянные части делались из драгоценных пород дерева. Украшению библиотеки способствовали статуи и бюсты муз, Апол­лона, Минœервы и знаменитых поэтов. Обычным дополнением библио­теки служила пинакотека - картинная галерея.

Стены домов покрывались штукатуркой и украшались фресками. Самыми распространенными мотивами росписей были плоды, цветы, маленькие гении, которые бегают, пляшут, поют, ловят рыбу, столяр­ничают, собирают виноград, пьют, танцовщицы, акробаты, мифологи­ческие сцены. Были сюжеты, заимствованные из домашней жизни и роспись под кессоны. Во временя Сенеки свод любили украшать стек­лянными пластинками.

Пол устилался тщательно пригнанными цветными камнями и мраморными плитами, из которых составлялись геометрические фи­гуры, или кусочки разноцветного мрамора, вдавленного в цемент, изображал какой-нибудь предмет. В домах бедняков пол покрывался слоем глины, смешанной с черепками.

В начале 4 в. н.э. (эпоха Константина) в Риме насчитывалось 1790 домов-особняков (domus - собственных домов, где жили только хо­зя­ева) в среднем по 30 человек, включая рабов, в каждом и 46602 insulae, в среднем по 40 человек в одной.

Посмотреть (и даже потрогать) подлинные фрагменты архитектурного убранства из знаменитого итальянского города Помпеи можно, доехав до… Петродворца и посœетив в нем не так давно открывшийся для посœетителœей Царицын павильон (илл. 90-а), построенный для жены Николая I (в связи с этим так и названный). В облике павильона отразилось увлечение древнеримской гражданской архитектурой, охватившее после открытий, сделанных в Помпеях, многих европейских зодчих. Автор проекта архитектор А.И.Штакеншнейдер лично ездил в Италию в Помпеи проводить замеры. Черты, характерные для помпейского дома, особо проступают в планировке павильона: среднее помещение имеет квадратный мраморный бассейн с фонтаном и остеклененный фонарь в потолке (как в атриуме), гостиная с четырьмя колоннами схожа с перистилем. Пол в столовой украшен подлинной античной мозаикой. В северном участке сада и находятся упомянутые подлинные помпейские фрагменты (илл. 90-б).

Инсула (илл. 91, 92).

Инсула - многоквартирный дом со множеством не связанных между собой семей, без отдельных выходов на улицу, стал распро­страняться в эпоху ранней империи.

Между многоквар­тирным и многоэтажным домом древние не видели принципиальной разницы - и термин insulae был перенесен на данный тип дома (илл. 98).

Характерные черты инсулы.

Наличие нескольких этажей, обычно 3-4-х. (Август запретил возводить здания, выходившие фасадом на улицу, выше 20 метров; правда, впоследствии это не соблюдалось). На каждый этаж с улицы ведет своя широкая, со ступеньками из кирпича или травертина, лестница. Окна смотрят на улицу или во внутренний двор.
Размещено на реф.рф
Кирпичная кладка не штукатурилась. Балконы. Перед лавками первого этажа часто идет портик. Уборных (в Риме) не было, пользовались общественными, мусор и нечистоты выносили, а то и просто выбрасывали из окна на улицу.

В инсулах на второй этаж, где селились всœегда наиболее состоятельные люди, вели отдельные широкие лестницы, на третий этаж поднимались, как правило, по внутриквартирным лестницам со второго, на четвертый и выше – вели узкие лестницы, входы на которые размещались с другой стороны дома.

Пяти-шести этажная инсула могла вместить до четырехсот жильцов.

Площадь квартир была разной. В Остии, к примеру, многокомнат­ные квартиры, в т.ч. двусторонние или соединœенные с верхним этажом, были от 100 до 150 кв. метров. В каждой квартире - одна или две парадные комнаты, широкий, до четырех метров, коридор, потол­ки высотой до 3,5 метров. Но...

Обилие света и воздуха в просторных комнатах приятно в хоро­шую погоду. Осенью и зимой от мороза и дождя защиты не было. Стекло было дорого, его использовали преимущественно в банях. В раму вставляли слюду, но чаще всœего окно закрывалось деревянными ставнями. Вместе с тем, дрова стоили дорого. Жаровня чадила, све­тильник давал обильную копоть.

Были и еще причины неуютности жизни в инсуле. За жильцами и главным арендатором следил специально поставленный хозяином раб - инсулларий. Вещи въехавшего жильца считались отданными хозяину в залог, как обеспечение регулярности внесения квартирной платы, которая повышалась каждые полгода и была в четыре раза выше, чем в остальной Италии. В случае неуплаты хозяин имел право забрать себе те вещи, которые находились в квартире жильца постоянно. Или снять деревянные ступеньки лестницы, ведущей к нему в квартиру: должник пребывал в "блокаде" до тех пор, пока не уплачивал положенную сумму. В случае продажи дома новый владелœец имел право выселить жильцов, как и снести.

Скученность и теснота в жилых зданиях (как и на улицах) имели свои глубинные причины. С самого начала римское архитектурное мышление отличалось от греческого. Теснота и жилища-ульи - два слагаемых единого ощущения жилой среды. Быть всœегда на людях, принадлежать к плотной живой массе сограждан, вмешиваться и растворяться в них воспринималось императивно. Ведь сами боги научили ранних римлян "...строить дома, сочетая жилище свое воедино с крышей другой". С другой стороны, деловой люд не имел возможности жить в пригородах: не было транспорта и был запрет ездить по улицам с наступлением темноты.

Страбон заметил, что дома в Риме "строятся непрерывно по причинœе обвалов, пожаров и перепродаж". Техника строительства часто нарушалась. Для шестиэтажного дома, к примеру, закладывали неглубокий фундамент, для цемента брали не красную пуццолану, а более дешевую и лежавшую на поверхности - темно-серую, внутренние перегородки плели из хвороста͵ использовали необожженный кирпич и т.д. Случались землетрясения и обильные разливы Тибра.

Отопление домов горячим воздухом римляне знали, но проводили его не выше первого этажа. Обогревались же жаровнями, для освеще­ния использовались светильниками и свечами. Отсюда частые пожары (несмотря на законодательное предписание каждому жильцу иметь запасы воды).

Деревенская усадьба

Усадьба (villae rusticae) представляла собой прямоугольник, окруженный со всœех сторон постройками. Οʜᴎ тесно примыкали одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену. Над всœеми строе­ниями шел опиравшийся на столбы навес. Во дворе был обязательно источник с водой. В теплое время года пищу готовили во дворе.

Домашняя обстановка (илл. 93).

С 3 в. до н.э. Рим знал два вида ложа lectus (каменный лежак) и grabatus - кровать с рамой, затянутой ременной или веревочной сет­кой, на которые клался матрас.

Деревянная кровать стояла на четырех ножках, каждая пара кре­пилась поперечиной, в качестве сетки натягивался частый ременной переплет. Ножки вытачивались, иногда из кости, и покрывались узо­ром или обивали бронзой. Ею же отделывали изголовье, где помеща­лись фигуры или части тел животных; очень часто там находилась голова осла. Для облицовки (тонкими листиками) кровати брали се­ребро, золото, слоновую кость и панцирь черепахи. Отделывали кровати также деревянными фанерками, преимущественно из клена. Были кровати обитые бронзой и целиком из бронзы (94).

Матрас и подушки набивались обработанной и крашеной шерс­тью. В начале империи стали употреблять перья и особенно гусиный пух. Бедняки могли довольствоваться сушеными речными водоросля­ми. Наволочки были полотняные и шелковые. Одеяла были дорогими, в т.ч. сшитых из кротовых шкурок. Иногда клали двойное пок­ры­ва­ло. Пользовались популярностью вавилонские одеяла с вышивка­ми и затканные пестрым узором египетские.

Все виды мебели, предназначенной для сиденья, обозначало слово sella.

Стулья со спинкой назывались cathedra, их спинки в виду полу­круга и сиденья снабжались мягкой подушкой. У кресла домовла­дельца - solium - богато украшенная спинка доходила до высоты плеч и иногда возвышалась над головой сидящего, массивные ручки, высо­кие ножки или крепкие подмостки. Стулья с выгнутыми ножками и сильно откинутой назад спинкой считали предназначенной для жен­щин. Стулья без спинок с вогнутым сиденьем предназначались для ремесленников, школьиков и солдат.

Частью римской мебели было sella curulis - курульное кресло - табурет с плоским сиденьем из слоновой кости, позднее из металла, без спинки, на кривых ножках, которые перекрещивались в виде буквы Х. Право сидеть на нем принадлежало лишь консулам, преторам и пропреторам, курульным эдилам, диктаторам, начальникам конницы, позднее и квесторам, из жрецов - фламину Юпитера.

Sudsellium представлял собой довольно низкую скамью, на которую садились рядом народные трибуны или плебейские эдилы. Bisellium - двуместная скамейка без спинки, предназначенная для муниципальных декурионов.

В центре атрия на самом освещенном месте около комплювия стоял картибул (от carto-tabulum - "стол для котлов") - тяжеловесный с каменной или деревянной продолговатой доской стол с каменными ножками. Их высекали в виде пилястров или колонн с канелюрами и фризом. Ножки могли заменяться сплошной мраморной плитой. Она обязательно заканчивалась крылатыми чудовищами (грифонами) с мощными львиными лапами. Пространство между фигурами запол­нялось традиционным растительным орнаментом.

В древние времени римляне ели сидя, потом распространился обычай возлежать за столом (в связи с этим столы были низкими) (илл. 97). С этой целью вокруг четырехугольного стола помещались три низких ложа, четвертая сторона оставалась открытой (для подачи еды). На каждом ложе помещалось три человека, в случае если ели более девяти человек, накры­вались дополнительные столы. В конце республики стали входить в моду круглые столы - в данном случае прямые ложа заменялись одним полукруглым, называвшимся sigma. Ложа покрывались мягкими поду­ш­ками и коврами.

В 1 в. до н.э. в моду вошли делавшиеся из "цитруса" круглые де­ревянные обеденные столы на одной ножке из слоновой кости. Стоили эти столы сотни тысяч сестерций. Как правило, верхняя доска состояла из двух половинок. Достоинством "цитруса" были его красновато-ко­ричневая окраска и рисунок древесины: "тигровые" длинные полосы, пятнистость пантеры, завитки, напоминавшие "глазки на павлиньем хвосте".

Кроме обеденных у римлян были небольшие переносные. Обычно у ложа стоял столик с одинаковой с ним высоты на трех-четырех деревянных, каменных или металлических ножках, обычно изящно изогнутых и оканчивающихся козьими копытцами. Верх столика делался из дорогих камней, металла или дерева. А найденный в Помпеях сделан в виде круглой корзины, покоящийся на головах трех сатиров. Часто стол обкладывался только фанерой дорогого дерева.

Имелись раздвижные столики, их делали выше или ниже с помо­щью скреп, ходивших на шарнирах.

Специфика одежды римлян была в том, что ее нужно было склады­вать, а не вешать. По этой причине на первом месте был сундук, затем шкаф. Сундуки были объёмны, их делали из бука, кипариса, липы и обивали бронзовыми или медными платинами, порой с добавлением литых фигурок. В шкафах ученые складывали свои свитки, а ремесленники - свой товар.

В комнатах, под портиками, в саду римляне расставляли вазы, имевшие формы кратеров, амфор, урн и патеров и изготовлявшиеся из порфира, мрамора, бронзы, других ценных металлов и пород.

Наибольшим своеобразием отличалась этрусская керамика (илл. 97-а). Главное касалось формы. Это и причудливая по облику посуда с ручками, уподобленными человеческой фигуре или какому-нибудь существу, формы кувшинов, напоминающие животное, птицу, растение или плод. Посуда 7 в. принято называть импасто и буккеро. Она изготовлялась на гончарном круге, имела красную или черную (цвет глины) поверхность, отполированную с помощью лощения.

Домашнюю утварь, в особенности посуду, ставили на треножник. Их ножки имели, как правило, на конце вид лапы с когтями какого-нибудь животного и были украшены листьями или скульптурными изображениями, верх был плоский или представлял собой впадину.

Римское ведро имело украшения по краям. Блюда чаще всœего были глиняные, а были и из металла чеканной работы. Особенно ценилась посуда из янтаря и хрусталя. Для черпания и наливания жидкостей использовали металлические посуды. Ручки украшались по краям и посœерединœе масками, фигурками и пальмовыми листьями. Кувшины, из которых после пира лили воду на руки или совершали возлияния, а также хранили вино, снаружи были гладкие или покры­тые чеканкой. Для хранения вина также использовались глиняные амфоры, зарывавшиеся наполовину в землю или прислонявшиеся одна около другой вдоль стенки.

Жаровни были бронзовые и глиняные (илл. 95). В сельских домах помеще­ния обогре­ва­лись с помощью глинобитных печей. Для отопления терм и домов в северных провинциях устраивали гипокаусты (илл. 61).

Первоначально римляне употребляли для освещения своих жилищ факелы из воска и сала, а позже смолистые лучины. Масляная лампа из бронзы или глины (lucerna) состояла из резервуара (круглого, выпуклого или эллиптического), шейки и ручки. Были лампы от одной до двенадцати горелок. Резервуар и горлышко украшались рельефами. Некоторые лампы стояли на нише, имевшую, к примеру, форму ноги, обутой в сандалию. Имелись стойки, к которым прикреплялось сразу несколько ламп (илл. 96).

В больших помещениях лампы ставились на подставки, подвеши­вались к потолку. Такая лампа обыкновенно ставилась на подставку в виде колонны высотой до двух метров, чаще в виде древесного ствола. Этот стержень опирался на базис, чаще всœего сделанный в виде трех ног какого-нибудь животного, сверху была маленькая капитель или человеческая фигурка, поддерживавшая диск, на который и ставилась лампа.

Существовали фонари - латерны для освещения входа в дом или для вечерних прогулок.

ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ" 2017, 2018.

Сергеенко М.Е.

Лет 50 назад считалось, что помпейский дом дает верное представление о доме больших италийских городов, о римском в первую очередь. От этой мысли заставили отказаться раскопки в Остии. Теперь известно, что было два типа италийского дома: дом-особняк, domus, и хижина, taberna – жилье бедняка. И родословная этих домов, и характер их очень различны. Италийский городской особняк, где живет человек знатный и состоятельный, развился из деревенской усадьбы простого первоначального типа, который в основном сохранился даже в позднейших villae rusticae, раскопанных под Помпеями.

Эта деревенская усадьба представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Это место, естественно, должно находиться под особым и постоянным надзором: на него прямо и смотрит жилье, где всегда есть кто-либо из хозяев, чаще всего, конечно, занятая хлопотами по дому хозяйка.

В каждом хозяйстве есть вещи, которые хорошо иметь под руками, которые не стоят того, чтобы их держать под замком, но за которыми все же надо приглядывать хозяйским глазом. В старом дворе украинского крестьянина местом для таких вещей был трехстенный, с четвертой стороны совершенно открытый, сарай – поветь. У италийского хозяина таких поветей было две и устраивал он их рядом с собственной горницей, чтобы не повадно было брать что не следует и кому не следует. Над всеми строениями – над жильем, над хлевами и сараями – шел, по обычаю южных [с.58] стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал и людей, и животных, и самые стены от непосредственного воздействия дождя и солнца.

Сельский житель, переселившись в город, принес туда и привычную планировку жилья, но город предъявил ему и свои требования. Он прежде всего был скуп на место; лепясь обычно на какой-нибудь возвышенности, сжатый тесным поясом стен, город берег каждый клочок земли. Новому горожанину приходилось считаться с этой скупостью: если он хотел сохранить в своем новом обиталище хотя бы маленькое пространство под цветник – италийцу трудно было жить без цветов и зелени, – он должен был экономить на жилой площади, и тут весьма кстати оказалось то обстоятельство, что большой двор в городе вовсе не нужен; превратить его в жилое помещение было и разумно, и практично. Над двором навели крышу, в которой оставили большой проем: вновь созданная комната (атрий) должна была оставаться для остального жилья тем же, чем был для сельской усадьбы двор – световым колодцем. Старая хозяйская горница оказалась как бы своего рода глубокой нишей, смотревшей на атрий: тут остались хозяйское ложе – lectus adversus ("ложе против дверей"), названное так по месту, где оно стояло, и ткацкий станок, который вскоре, однако, по недостатку света в этой комнате, передвинули подальше в самый атрий. Рядом с обеих сторон остались открытые помещения – прежние повети, получившие, а может быть, сохранившие старое название "крыльев" (alae), а за ними, по остальным трем сторонам атрия, расположились, как было и раньше, комнаты разного назначения 1 .

Знакомство с Грецией и ее культурой имело глубочайшее влияние на всю жизнь римлян. Оказалось, что быть безупречным слугой государства и превосходным хозяином, умно и заботливо приумножающим свои средства, мало: надо еще читать философов, интересоваться вопросами науки и литературы и обсуждать их в кругу семьи и друзей в часы досуга. Достаточно взглянуть на старый италийский дом, чтобы увидеть, как мало он приспособлен для этой личной и домашней жизни: он весь, если можно так выразиться, на людях. Если его хозяин занимает видное место, если он магистрат или просто деловой человек, то он будет целый день на виду и в людской сутолоке. Ни ему, ни его домашним [с.59] негде скрыться в своем доме, некуда спрятаться от гула голосов и шарканья подошв. И когда в сознании владельца этого дома прочно укореняется убеждение в том, что он имеет право на жизнь для себя, он сразу же берется за переделку своего жилища.

Слово "переделка", правда, в данном случае не совсем подходит; старый дом остается в полной неприкосновенности, к нему только прибавляется новая половина, заимствованная у эллинистического дома: комнаты этой половины выходят в портики, которые с двух или с трех сторон окружают садик, обязательно с фонтаном и со множеством цветов. Здесь средоточие домашней, семейной жизни; здесь обычно проводят время женщины; сюда допускаются только самые близкие друзья, и хозяин, покончив со всеми официальными обязанностями и делами, предается здесь тому деятельному досугу (otium), которым так дорожили римляне и который они так умели ценить.

Остановимся немного на истории отдельных комнат.

В деревенском дворе должна быть обязательно вода: источник, колодезь, цистерна с дождевой водой; поить скот, мыться, готовить пищу – для всех первостепенных надобностей, житейских и хозяйских, ее нужно иметь тут же под рукой. В теплое время года (оно продолжается в Италии долго) пищу готовили во дворе, где поблизости от воды складывали очаг или ставили переносную жаровню. Около очага сколачивали стол, на котором лежали продукты, стояла посуда и за которым, по всей вероятности, и обедали.

Атрий, прямой наследник двора, в течение долгого времени сохранял все это оборудование. Под проемом в крыше (он назывался комплювием) устроен был неглубокий водоем (имплювий), куда с четырех обращенных внутрь скатов проема сбегала дождевая вода. Ею очень дорожили: вспомним, что водопроводов еще не было, копать колодцы было делом трудным, ходить к реке или источнику не всегда было легко и удобно. Дождевая вода сама давалась в руки, следовало только собрать и сберечь эту драгоценную влагу 2 . Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом; ее черпали оттуда через отверстие, которое обделывали в виде невысокого круглого колодца. Имелся еще сток: через него спускали на улицу грязную и застоявшуюся воду. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым [с.60] вытягивало наружу. И стол, который мы уже видели во дворе, остался и в атрии.

Атрий – тоже по наследству старого двора – неизменно удерживал прежний большой размер. В "италийской" половине дома это самая большая комната, которая в течение долгого времени оставалась местом, куда сходилась вся семья обедать, заниматься домашней работой, посидеть на досуге; здесь приносили жертву Ларам, здесь держали ящик с деньгами. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики 3 . Если дом был вообще царством хозяйки, то атрий стал тем местом, откуда она им правила, за всем следя, ничего не упуская из виду, собирая вокруг всю семью. Здесь она работала вместе со своими дочерьми и служанками, занимаясь пряжей, тканьем и прочим женским рукоделием, Здесь застали за веретеном Лукрецию ее муж и его друзья, неожиданно прискакавшие в Рим из-под осажденной Ардеи, чтоб проверить, чем в их отсутствие занимаются их жены. Образ хозяйки, которая у очага вместе со своими помощницами "занята шерстью", навсегда остался в сердце италийца как символ домашнего мира, довольства и уюта.

Время шло, менялись нравы, изменился весь облик дома и назначение его отдельных частей. Ни одной комнаты эти изменения не коснулись так сильно, как атрия. Когда к дому пристроили перистиль, а по сторонам его возник ряд комнат, жизнь семьи сосредоточилась в этой половине. Для приготовления пищи отвели особое место – кухню, туда перенесли очаг, и часто там же устраивали нишу для Ларов. Ткацкий станок совсем убрали: "занятие шерстью" перестало быть обязательным для хозяйки. Атрий уже в I в. до н.э. превратился в самую парадную и официальную комнату. Размеры атрия иногда увеличивают настолько, что для поддержки крыши ставят колонны, или четыре, по одной в каждом углу комплювия (atrium tetrastylum – "четырехколонный атрий"), или даже больше: в доме Эпидия Руфа в Помпеях стояло 16 колонн. Такие многоколонные атрии назывались почему-то "коринфскими". Атрии, в которых размеры комплювия очень сокращали, превращая его иногда в узкую щель и делая крышу так, чтобы дождевая вода стекала с нее наружу, назывались atria displuviata.

В атрии принимают тех посетителей, которых не хотят ввести [с.61] в круг своей семьи; тут ведут деловые разговоры и беседуют по обязанности. Здесь собираются клиенты, которым положено каждое утро являться к патрону, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. Эпитеты "гордый", "надменный" становятся теперь обычными для атрия. От обстановки старого атрия остался только денежный ящик, и еще долгое время здесь стоял стол, именовавшийся картибулом, – Варрон в детстве помнил его во многих римских домах.

Глубокая ниша в атрии, заменившая хозяйскую спальню, считаясь частью атрия, долгое время не имела особого названия. С течением времени хозяева перебрались из этой ниши в отдельные спальни; ниша получила название таблина (tablinum) и превратилась в кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы 4 . Память о том, что когда-то это была комната, откуда хозяйка держала под наблюдением весь дом, прочно сохранилась: в таблине, как правило, нет дверей: его отделяет от атрия либо занавеска, которую можно задергивать и отдергивать, либо низенький парапет.

До какой степени италийский дом берег наследство деревенского двора, об этом особенно ясно свидетельствуют "крылья" – бывшие повети, очень удобные в обиходе деревенского хозяйства, никчемные в городском быту и тем не менее сохраняемые. В аристократических римских домах здесь ставили изображения предков, но если изображений не было, то хозяева решительно не знали, что делать с этими открытыми комнатами. В Помпеях сюда иногда ставят шкаф, иногда превращают "крыло" в кладовушку, вделывая полки в стены, иногда устраивают здесь часовенку для Ларов, иногда пробуют занять под спальню или столовую, но дверей почти никогда не ставят.

Атриумно-перистильный дом

Городской италийский дом развился из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Его прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми хозяйственными постройками. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум , в перекрытии которого оставляли большой проем, под ним находился очаг. От его дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения атер - значит черный. Через этот же проем освещались внутренние части дома, т. к. здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами и было похоже на маленькую крепость. Атриум был центром и самым священным местом дома здесь готовили пищу, здесь хозяйка занималась домашними делами, здесь происходили все важные семейные церемонии, - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды. В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум ) и столовая (триклинум). В боковых частях атрия (алае -крылья) стояли шкафы и божница с изображением ларов - домашних богов. По периметру дворика располагались темные каморки-спальни (кубикулы), кладовые,ванная и пр. В задней части дома находился огород (хортус). Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. н. э. Греции, когда римляне познакомились с планировкой греческого дома, с его светлым внутренним двориком - перистилем. Не отказываясь от латинского атрия, римский эклектизм объединил его с эллинским перистилем. Наглядную картину древнеиталийского дома оказалось возможным воссоздать по раскопкам Помпеи, погибшей в 79 г. н. э. от извержения Везувия. Дом Пансы позволяет представить себе план и структуру жилища античного периода. Планировка дома отличалась строгой симметрией, проходящей через центр дома. Функционально дом делился на две части официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром первой половины был атриум - торжественная приемная, парадный зал. Коптящий очаг из него перенесли в особую кухню, а на его месте устроили неглубокий бассейн - (писцина ), дающий прохладу в жару. По краям бассейна стояли колонны, поддерживающие крышу, а в самом бассейне - статуя, служившая фонтаном. Замыкающие атриум комнаты были одна кабинетом (таблинум ), другая - столовой (триклиний ). Во второй части дома (перистиле) отдыхали, принимали близких друзей. Внутренний двор с садиком, обнесенный крытой колоннадой - перистилем, стал обязательной частью богатого дома. Вокруг атриума и перистиля располагались спальни (кубикулум), кухни, бани, и другие подсобные помещения. В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника (целла ), стойла, каретный сарай и т. п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В этих торгово-ремесленных заведениях иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны.

(лат. insula - остров; отдельно стоящее здание) многоэтажный и многоквартирный дом для средних слоев населения древнего Рима, уже в I в. н.э. достигавшего 1 млн. чел. Во II-III вв. н.э. оно было ещё больше. В городе насчитывалось 46.602 коммунальных дома - инсулы. В условиях дороговизны земельных участков в Риме домовладельцы, сдававшие жильё внаём, старались строить как можно выше. Достигая высоты 21,90 м, дома имели 4-5 этажей. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница; окна и балконы были обращены на улицу. В первом этаже размещались мастерские и лавки (таберны). Состоятельные люди снимали целый этаж. Бедняки ютились на верхних этажах, поднимаясь на двести ступеней до своей комнаты, и входили в неё согнувшись, так низки были потолки в этих небольших, плохо освещённых помещениях с общим коридором. Спекуляция такими домами была распространённым явлением. Домовладельцы сдавали инсулы арендаторам, а те по частям передавали помещения более мелким съёмщикам, что приводило к невероятной дороговизне квартир в Риме.

Познакомимся ближе с некоторыми из остийских инсул. Следует помнить, что одинаковые по основным своим чертам инсулы и по своему плану, и по своей величине были очень разнообразны и предназначались для жильцов разного общественного положения и состояния. Были дома, выстроенные с расчетом на богатых съемщиков. Таковы, например Дом с Триклиниями, большой открытый двор которого (12.10x7.15 м), окруженный портиком, напоминает перистиль; Дом Муз с квартирой в двенадцать комнат в первом этаже, с фресками и мозаиками, которые выполнены первоклассными мастерами; Дом Диоскуров, одна из самых боль-

Рис. 27. Планы остийских инсул. А - план жилого массива, расположенного в саду; Б - Дом с Расписными Сводами (G.Calza - G. Becatti. Ostia, стр. 127). В - Дом малютки Вакха (1), Дом с Картинами (2), Дом Юпитера и Ганимеда (3) (R. M е i g g s. Roman Ostia, рис. 14)

ших и красивых остийских инсул, единственная из доселе раскопанных, в которой есть своя баня. В том же районе, тихом, удаленном от делового шума и торговой суетни, в середине большого сада расположены два длинных жилых массива, разделенных

узким сквозным проходом. В каждом из трех этажей (лавок и мастерских в нижнем не было) находилось по две квартиры, обращенных в противоположные стороны и распланированных совершенно одинаково: в каждой имелось по две больших комнаты, в противоположных концах квартиры, по три меньших (одна совсем маленькая - 9 м2) и длинный, довольно просторный коридор. Площадь всей квартиры около 200 м2 (рис. 27 , А). Если жильцы этих квартир были и победнее обитателей Дома Диоскуров, то людьми состоятельными они, конечно, были. Скромнее квартиры в Доме с Желтыми Стенами и в Доме с Граффито: они занимают площадь около 160 м2 и имеют только по четыре комнаты. Интересен жилой массив, в состав которого входят три дома: Дом малютки Вакха, Дом с Картинами и Дом Юпитера и Ганимеда. Строитель располагал большой площадью (70x27 м), но так как с восточной и северной стороны его постройку заслоняли другие дома, то он расположил свою инсулу в виде опрокинутой буквы «Г», а пространство, оставшееся свободным, использовал под сад. Планировка квартир в Доме малютки Вакха и в Доме с Картинами иная, чем в домах, которые мы только что рассматривали: каждая квартира смотрит здесь не на одну сторону, а на две - на улицу и в сад - и состоит из шести комнат, кухни и маленького коридорчика (вся площадь 170 м2). В Доме Юпитера и Ганимеда (угловом) по фасаду идут лавки, а за ними находится жилое помещение из трех комнат с кухней; световым колодцем служит для него двор А. Это помещение уже никак не назовешь роскошным: и площадь его меньше (около 100 м2), и оно темновато (рис. 27, В). Двусторонними были квартиры в Доме с Расписными Сводами, интересные по своей «коридорной системе»: с одной стороны расположены комнаты, непроходные, с выходом только в коридор, с другой - тоже непроходные, целиком открытые на другой коридор, с тремя выходами и окнами на первый (рис. 27 , Б). В инсулах обычно можно отчетливо выделить отдельные квартиры, но бывает так, что квартира занимает не только один этаж, но и часть следующего, как например в Доме с Расписными Сводами (рис. 28 ). Квартиры в инсулах можно было переделывать с целью увеличения или уменьшения их. В Доме с Расписным Потолком квартира в первом этаже (типа «односторонней» квартиры) располагала по первоначальному плану пятью комнатами внизу и еще сколькими-то комнатами наверху, с которыми ее соединяла внутренняя лестница. Потом эту лестницу сломали и разделили нижнюю квартиру глухой стеной на две части: получилось два помещения скромных размеров (по тогдашним понятиям) -90 и 60 м2. В Доме Юпитера и Ганимеда, наоборот, квартира, занимавшая первоначально только первый этаж, была затем соединена внутренней лестницей с какими-то комнатами во втором этаже.

Виллы: вилла-рустика и вилла-урбано

Появление вилл богачей имело различные причины. Это объясняется и крайним обогащением верхушки римского общества, и ростом индивидуализма, и стремлением к уединению среди природы, и возросшим шумом и теснотой городской жизни. Витрувий различает villa rustica - сельскую виллу, имеющую хозяйственный или промышленный характер, и villa peurbana - городскую виллу, предназначенную для отдыха и развлечений. Последние в большом количестве размещались на побережье Неаполитанского залива. Лучше других сохранились «Вилла мистерий» (рис. на стр. 303) , «Вилла Диомеда» (обе близ Помпей), «Вилла папирусов» близ Геркуланума, виллы в Боскореале. Загородная вилла планировалась так же, как и городская, но свободнее; перистиль был больше и превращался в настоящий сад. К главной части дома примыкали служебные и хозяйственные постройки, располагавшиеся по полукругу или по незамкнутому прямоугольнику. Планировка виллы в значительной мере определялась характером местности. Искусно разбитый сад, фонтаны, беседки, гроты, скульптура органически входили в комплекс виллы. Непременной принадлежностью виллы был большой водоем - писцина. Архитектурный тип римской виллы сложился к концу 1 в. до н. э. Виллы эпохи империи отличаются от этого типа только большими размерами, роскошью убранства, применением более ценных материалов.

Вилла мистерий

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение - тронный зал - поражало своими размерами.

Императорский дворец на Палатине

Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43-44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре, первая пол. II века и др.).

П
лан Палатина

Дворец Домициана

Сентябрь 21, 2018

Подземелья Вечного города представляют собой настоящую сокровищницу для любителей античности и любопытных исследователей архитектуры древнего Рима. Ведь сам город стоит на руинах вековых построек: римских домов, языческих храмов, продовольственных складов и даже целых стадионов ! То, что можно увидеть сегодня на поверхности - всего лишь малая часть того, чем богат этот поистине Великий Город. Прогуливаясь по улочкам огромного мегаполиса, мало кто может себе представить, что на самом деле скрывается под толщей многовековой пыли.

В данной статье речь пойдет об одной из самых крупных археологических находок – римских жилых домах , найденных на холме Целий, недалеко от Цирка Массимо.

Целий и римские жилые дома

Архитектура древнего Рима – это не только Колизей, императорские дворцы, грандиозные термы и языческие храмы. Простые дома обыкновенных жителей тоже являются частью истории градостроительства и неотъемлемой составляющей городского пейзажа древнего мира. Какими же были жилые дома римлян?

На сегодняшний день археологический комплекс представляет собой 20 разнообразных помещений, в тринадцати из которых можно увидеть фрагменты сохранившихся древних фресок. Помимо этого, в конструкции данных античных сооружений прослеживается несколько структурных слоев, относящихся не только к разным эпохам, но и отличающихся своим предназначением.

Самый древний слой данного комплекса говорит о том, что изначально на этом месте располагались два жилых дома. Один из них, построенный ориентировочно в начале II века н.э., представлял собой большую виллу с приватными термами на первом и хозяйскими покоями на втором этаже. Другое сооружение, так называемая инсула, возведенная веком позже, можно назвать типичным примером городской архитектуры древнего Рима : торговые лавки на первом этаже и жилые комнаты, сдававшиеся в аренду, на последующих.

В конце III – начале IV века здания были объединены и переоборудованы в роскошный домус , а интерьеры украшены фресками. Однако новая вилла была предназначена не только для проживания одной семьи. Хозяйские покои располагались на первом этаже здания, на остальных же находились небольшие апартаменты, сдававшиеся в аренду семьям с небольшим достатком.

Во второй половине IV века, согласно легенде, здесь проживали братья Джованни и Паоло, пострадавшие за свои религиозные убеждения и почитаемые в образе святых мучеников.

Начиная с V века, после основания базилики, названной в их честь, некоторые помещения домуса пришли в запустение, другие были засыпаны землей, послужив тем самым фундаментом для возведения самой церкви.

Древние фрески римских домов на Целии

Фрески, фрагменты которых и сегодня можно увидеть на стенах древних римских домов на Целии, также относятся к разным историческим эпохам. Таким образом, данные росписи представляют не только высокий художественный интерес, но и раскрывают важнейший период в истории Церкви – переход от язычества к христианству.

Глава «Городские дома» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Среди жилых сооружений римлян различаются две основные группы - городские дома и сельские жилища - виллы.

Городские дома в Италии эпохи республики сохранились плохо. Но в засыпанных пеплом небольших городах Кампании - Помпеях и Геркулануме - уцелели не только отдельные дома, но и застройка целых кварталов. Это позволило воссоздать достаточно полную картину развития римского жилища за период с IV в. до н.э. до момента гибели этих городов в 79 г. н.э.

Основой экономики плодородной Кампании было сельское хозяйство. Продукция его перерабатывалась в городах - производство оливкового масла, вина и пр. Городское население Помпей составляли богатые землевладельцы, владельцы мелких пригородных участков, ремесленники (среди них преобладали сукновалы и красильщики) и торговцы. Бедные горожане жили в небольших домиках из трех-четырех комнат. Многочисленные дома мелких торговцев и ремесленников имели обращенные на улицу таберны, являвшиеся сочетанием мастерских и лавок, и жилые комнаты на антресолях или на втором этаже.

Состоятельные горожане и крупные землевладельцы обитали в обширных жилищах, которые иногда занимали целый квартал, особенно в IV-III вв. при малой плотности городской застройки. К IV в. до н. э. уже вполне установился тип этого патрицианского жилища, называемого домусом. Италийский домус (рис. 54) был дальнейшим развитием атриумного дома, сложившегося в своих основных чертах в этрусской архитектуре. Он представлял собой замкнутое прямоугольное здание, глухие стены которого прорезались кое-где щелевидными отверстиями, служившими для вентиляции. Главным фасадом была одна из торцовых стен, в середине которой находился входной портал. Его фланкировали двери таберн, обычно располагавшихся в передней части дома. Вестибюль приводил в атрий - обширный двор в центре здания, вокруг которого группировались жилые и хозяйственные помещения.

Атрий имел перекрытие с квадратным отверстием в центре - комплювием, через которое проникал свет и попадала дождевая вода, стекавшая в бассейн - имплювий. Обычно для сбора воды под имплювием помещали цистерну. В зависимости от конструкции перекрытия различалось несколь¬ко видов атрия. Самым древним был тосканский (этрусский) атрий, в котором скаты крыши были направлены внутрь, а комплювий, образованный двумя массивными балками, соединенными двумя отрезками, не имел опоры. В четырехколонном атрии углы комплювия опирались на колонны. Коринфский атрий был самым светлым, так как большое число поддерживающих комплювий колонн позволяло расширить его отверстие. Дождеотводящий атрий отличался от тосканского тем, что его скаты были наклонены не внутрь, а наружу, вследствие чего комплювий был высоко поднят.

Целиком крытый атрий использовался редко, только при необходимости возвести над атрием второй этаж. К атрию справа и слева примыкали полутемные спальни - кубикулы, которые получали свет из атрия, и кладовые. Далее, симметрично оси атрия, располагались два одинаковых, открытых в него помещения, называемых крыльями. На противоположной входу стороне дома по его оси находился приподнятый на одну- две ступени зал - таблинум.

В древности таблинум был главным помещением дома: там стояло супружеское ложе и совершались трапезы, поэтому он почитался как священное место семейного единения. Позже таблинум стал служить для деловых занятий главы семьи, приема им клиентов и т.п. Необходимой принадлежностью атрия был стол (картибул) между таблинумом и имплювием; сначала сложенный из камня, а в более позднее время - изящный мраморный (рис. 55). По сторонам таблинума находились комнаты и коридор для прохода в расположенный за домом огород. Раскрытый и в атрий, и в огород таблинум позволял уже от входа увидеть зелень, замыкавшую перспективу дома, и подчеркивал строго осевую композицию италийского жилища, в котором семейный уют сочетался с деловыми интересами и с любовью к природе. Такова общая схема атриумного дома,которая в разных вариантах повторялась в богатых городских домах в течение ряда столетий.

Помпейские дома, представляющие картину развития атриумного дома, на протяжении своего существования неоднократно подвергались переделкам и достройкам. Поэтому зданий раннего периода дошло относительно мало.

Самым ранним из сохранившихся атриумных домов Помпей является так называемый дом Хирурга (* Названия помпейских домов условны) восходящий к IV в. до н.э. (рис. 56). Он был построен из блоков известняка, взятых от какого-то более древнего сооружения, и сложен на глине. Вход на фасаде выделен антами. Внутри дом имел глинобитный пол и покрытые штукатуркой окрашенные стены. Как показали недавние раскопки, атрии первоначально были крытыми или дождеотводящими, так как имплювии в них появились лишь во II в. до н.э., видимо, тогда атрий и получил форму тосканского. Преобразования коснулись и левого от входа помещения, ставшего таберной. Дом Хирурга свидетельствует о большой простоте быта патрицианского жилища в IV в. до н.э.

Дом Саллюстия , ядро которого относится к III в. до н.э., в целом повторяет классическую схему атриумного дома и имеет таберны по бокам от вестибюля. Но у заднего фасада появился портик, который частично окаймлял и боковые фасады. Таким обр.азом, дом все более раскрывался в сторону сада. Большее внимание, чем в доме Хирурга, здесь уделено отделке интерьера, стены которого покрыты росписями первого стиля.

С середины II в. до н.э. патрицианский дом значительно усложняется, усваивая ряд особенностей, присущих богатому эллинистическому жилищу. Прежде всего к атриумному дому присоединился перистиль, который в италийском жилище приобрел иное значение. Если в греческом доме перистиль обычно был невелик, являясь скорее световым колодцем, чем двором, не имел строго установленного места в плакировке дома и мог иметь неправильную форму, то италийский перистиль был гораздо обширнее, имел прямоугольные очертания (даже при участке неправильной формы), располагался обычно по главной оси жилища и был центром всего дома. Перистиль был воспринят римлянами потому, что он наилучшим образом отвечал их потребности раскрытия внутреннего пространства дома в сад, как это показывает эволюция атриумного жилища предшествующего периода.

В центре перистильного двора разбивался сад с фонтаном или бассейном (это также отличало италийский перистиль от греческого). Во многих домах жилые комнаты располагались в этой тихой, насыщенной светом и воздухом части дома, в непосредственной близости к зелени сада и освежающей прохладе фонтана или нимфея.

К перистилю нередко примыкали также бани и хозяйственные помещения. Эта часть дома имела отдельный вход - постикум.

Эллинистическая культура повлияла и на некоторые стороны семейного уклада италиков, что отразилось в структуре ряда домов: комнаты женщин образовали отдельную группу - гинекей (в доме Саллюстия, позже в доме Веттиев, рис. 57); особо выделены были комнаты для гостей - оспициум - в жилищах с двумя входами и двумя атриями (дома Фавна, Лабиринта и др.).

Вместо одного-двух триклиниев (столовых, рис. 58) нередко стали устраивать четыре соответственно временам года. При этом весенний и летний триклинии выходили на северную сторону перистиля, а осенний и зимний - на южную; летом это способствовало прохладе, а зимой - теплу.

Деловая жизнь дома сосредоточивалась в его передней части - атрии, ставшем приемным залом, и в обращенных на улицу табернах.

Новым элементом патрицианского дома был парадный зал с внутренней колоннадой - экус, включаемый в состав помещений атрия и в состав перистиля. По числу и расположению колонн атрий мог быть тетрастильным, как в доме Серебряной свадьбы, коринфским, как в домах Мелеагра и Лабиринта в Помпеях, и египетским, как в доме Мозаичного атрия в Геркулануме (рис. 59).

В двух первых видах экуса аркады по колоннам перекрывались легкими ложными сводами из оштукатуренного тростникового плетения, прикрепленного к балочной конструкции крыши. Египетский экус был устроен аналогично гипетральным залам Египта и базиликам, имевшим повышенную среднюю часть с боковым освещением.

Удлинение оси дома с введением перистиля, анфиладное расположение помещений и повышение некоторых из них до уровня второго этажа заключало возможность создания интересных перспективных эффектов. Этому способствовало и употребление в интерьере дома колоннад разных масштабов - в атрии, перистиле, экусах и простильных экседрах. Разный масштаб колоннад был также средством подчеркнуть особый характер каждого из этих помещений. Так, атрий с рядом высоких колонн выглядел гораздо торжественнее и официальнее, чем экус, меньшие размеры которого сообщали этому также парадному залу оттенок уюта.

Комфорт и роскошь, свойственные быту богатого горожанина II-I вв. до н.э., сказались не только в больших размерах домов и в усложнении их планировки, но и в пышной отделке помещений.

Атрий, украшенный мраморным мозаичным полом, фонтаном в бассейне имплювия и красивым мраморным столом, красочными росписями II стиля на стенах и статуями, приобрел вид парадного зала, внушающего посетителю мысль о богатстве и художественном вкусе хозяина. Из атрия через нарядный таблинум открывался вид на перистиль, цветники и деревья сада, среди которых белели мраморные статуи, блестели на солнце бронзовые фигуры и искрилась вода фонтанов (рис. 60).

Атриумно-перистильные дома период а республики отличались необычным разнообразием композиционных схем при сохранении общих черт этого типа жилища. Это объясняется тем, что архитектура каждого дома определялась совокупностью разных условий: специфическими особенностями участка, его рельефом и микроклиматом, капиталом владельца, его общественным положением и количеством членов его семьи. Немалую роль играли личный вкус заказчика, его профессия и культура.

Дом Пансы , основная часть которого относится ко II в. до н.э. представлял собой правильный атриумно-перистильный дом с четким симметричным построением относительно продольной оси (рис. 61). Он имел ширину фасада 34 м и был вытянут в глубину. За атрием, пол которого был покрыт полированным сипнином (бетоном с примесью кирпичной крошки) с белым меандровым узором на красном фоне, находился 16-колонный ионический перистиль с бассейном в центре его. Перистиль достигал 19X15 м; его размер в осях колонн составлял 12x7,75 м. Позже дом был расширен и частично перестроен.

В дошедшем почти без переделок доме Фавна (II в. до н.э.) композиция усложнилась (рис. 62, 63). В передней части дома был уже не один, а два атрия, за ними расположен поперечно главной оси перистиль, а далее - второй перистиль, окружавший сад. Такое удвоение элементов нарушало строго осевое их расположение, но зато способствовало разграничению парадной и служебной частей жилища. Последняя находилась в правой половине дома. Ее средоточием был небольшой четырехколонный атрий, лишенный таблинума. Он не выходил в перистиль, но сообщался с коридором, отделявшим от перистиля корпус кухни и бань. На двухэтажном фасаде ему соответствовал более низкий входной портал.

При входе в парадную часть дома посетителя приветствовала выложенная из камешков на пороге надпись: «Have» («Здравствуй»), Гость проходил через вестибюль с полом из узорчатого красного сигнина и стенами, отделанными строгой архитектурной декорацией из стукового рельефа, и вступал в просторный атрий с мраморным имплювием и фигуркой фавна. Таблинум с мозаичным полом, имитирующим поставленные на ребро кубики, был слегка приподнят над уровнем атрия. Из него открывался вид на широкий перистиль (24 Х19,2 м). Ионические колонны перистиля окаймляли площадку двора, центр которой был отмечен мраморным столиком с фонтаном. Напротив обращенного к перистилю таблинума была устроена экседра, выходившая под портик перистиля и отделенная от его пространства коринфскими колоннами. Ее украшала большая мозаичная картина, изображавшая битву Александра Македонского с Дарием (рис. 64). Экседра, фланкированная триклиниями, замыкала главную ось парадной части дома, начинавшуюся вестибюлем. Со временем к дому был добавлен второй перистиль, дорические портики которого окружали обширный, находившийся в задней части участка сад. По своим размерам - 32x35 м - новый перистиль значительно превзошел первый.

Построенный в начале I в. до н.э. дом Альбуция Цельса , известный более под названием дома Серебряной свадьбы (рис. 65), невелик и принадлежал к числу средних атриумно-перистильных домов города. Как и в доме Фавна, несколько сдвинутая ось перистиля не являлась прямым продолжением оси четырехколонного атрия (12Х16,5 м). Граница участка не позволила придать перистилю большую величину относительно атрия, что вызвало стремление расширить его хотя бы зрительно. Для этой цели был использован так называемый родосский портик, также пришедший в Италию с эллинистического Востока, но нашедший здесь иное применение. Это примыкающий к атрию портик перистиля, дорические колонны которого, несколько меньшие по сравнению с коринфскими колоннами атрия, значительно выше колонн остальных портиков перистиля. Такое постепенное уменьшение высоты колонн создавало при взгляде на них из атрия иллюзию их перспективного сокращения. В результате воспринимаемый из передней части здания перистиль казался гораздо больше своих реальных размеров, отчего дом в целом производил более внушительное впечатление. Зато из глубины перистиля дом выглядел иначе: пространство перистиля зрительно уменьшалось, а высокий атрий казался расположенным ближе, чем в действительности. Дом Серебряной свадьбы - первый из известных до сих пор италийских домов, в котором использован перспективный эффект, в дальнейшем нашедший большое распространение. Тетрастильный экус под задним портиком перистиля имел еще меньшие по масштабу колонны, несшие легкий овод. На стенах им соответствовали не реальные, а иллюзорные пилястры с гирляндами между ними, изображенные живописными средствами, что было характерно для раннего II стиля стенных росписей. Характер дома несколько изменился ори дальнейших достройках конца I в. до н.э. и 60-х годов I в. до н.э., когда вдоль левого фасада был разбит сад с летним триклинием, а справа добавлены термы с открытым бассейном во дворе. Таким образом, наряду с главной продольной ориентацией дома приобрела значение и его поперечная ориентация.

К концу II в. до н.э. появился новый вид атриумно-перистильного жилища - террасный дом, образцы которого известны в Помпеях, Риме и других городах древней Италии. Он развился из атриумного дома, построенного на склоне холма, сад (или огород) которого находился ниже уровня атрия. В этих условиях добавление перистиля и примыкающих к нему помещений было возможно лишь при использовании террас. Последние нередко укреплялись сводчатыми субструкциями, внутри которых иногда располагались обслуживающие помещения. Так атрий и перистиль оказались на разных уровнях, благодаря чему традиционная замкнутость атриумно-перистильного дома была нарушена. И из атрия, и из окруженного обычно аркадой на столбах перистиля раскрывался теперь широкий вид на окрестный ландшафт; свет и воздух свободно вливались в них.

В Помпеях террасные дома возникали на возвышенных участках близ обветшавшей крепостной стены. В восходящем к началу II в. до н.э. атриумном доме Шампионне (рис. 66) таблинум и триклинии, выходившие за пределы площадки,опирались на субструкции. В начале I в. до н.э. для постройки перистиля на покатом, спускавшемся к городской стене участке были устроены две террасы. Одну из них занял перистиль размеров 10,5X11,5 м, а другую - нижнюю, огражденную парапетом - одномаршевая лестница, ведущая в перистиль. Дом был обращен на юг проемами в стенах атрия и перистиля. Поверх арочных портиков перистиля, лежащего этажом ниже атрия, на уровне последнего проходила галерея, с которой открывался чудесный вид на далекое море, побережье и Везувий.


67. Помпеи. Общий вид террасных домов II-I вв. до н.э. Дом Мозаики с голубями (крайнего справа); разрез дома по пандусу; а - план на уровне нижней террасы; б - план на уровне атрия

Этого же рода дом Мозаики с голубями в Помпеях (названный так из-за прекрасных мозаичных полов в таблинуме и соседних комнатах), а также смежные с ним дома (рис. 67). Но его центром был не перистиль, вообще здесь отсутствовавший, а заменявшие его три сводчатых зала, открытых на природу и сооруженных на одной из трех террас. Интересной особенностью дома было наличие вместо лестниц длинного пандуса, проходившего вдоль правой стены зданий и соединявшего террасную часть со входом в дом по уличному фасаду.

В Риме от этого времени дошла только часть дома Ливии на Палатине (рис. 68), известного великолепными росписями II стиля. От него уцелели лишь остатки средней террасы с двориком, окруженным небольшими помещениями, и остатки нижней террасы. Подобно дому Мозаики с голубями нижнюю террасу занимали три больших оводчатых зала, открытых наружу и соединенных посредством пандуса с несохранившейся наверху атриумной частью дома.

Наибольшего развития террасные дома достигли в I в. до н. э. Позже более распространенным видом богатого дома стала загородная вилла, в которой также часто использовался принцип террасного построения.



В продолжение темы:
Спальня

ГЛИЭ́Р Рейн­гольд Мо­ри­це­вич , рос. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, ди­ри­жёр, нар. арт. СССР (1938). Его отец – по­томст­вен­ный мас­тер ду­хо­вых муз. ин­ст­ру­мен­тов. В 1900...

Новые статьи
/
Популярные