Эпические образы в творчестве свиридова. Георгий васильевич свиридов биография

Творчество Г. В. Свиридова

Жизненный и творческий путь

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.
В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.

Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки – Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов – его вокальные сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.

Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова – «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.

В 1955 г. Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе С. Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в этом цикле нет монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений много общего – серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл.

Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса – это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа – молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.

Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

Четко обозначилась основная линия творчества композитора – создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры – песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.

Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным.
«Патетическая оратория» – это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».

Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» (1977), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя.

Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.

В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог – яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.

Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность.

Примеры тому – «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова – Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.

Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) – своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца.
В поэме «Отчалившая Русь» (1977), напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» – концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

В 1980 году Свиридов пишет маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории – сочинение яркое, сочное, праздничное. Та вечно живая народная стихия, без которой не мыслит себя ни один подлинно национальный художник.

Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью.

Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока – кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980). Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.

Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова – от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него!

В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику – за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.

За большие заслуги в области развития советской музыки Г.В. Свиридову присвоены звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Умер Георгий Васильевич летом 1997 года в Санкт-Петербурге.

Георгий Васильевич Свиридов - один из весьма своеобразных художников. Мощный революционный порыв, суровая героика революционных лет остро запечатлелись, в сознании будущего композитора, а позднее отразились и в его сочинениях. Своеобразие творческого облика Свиридова прежде всего выражено в ярко национальном, глубоко русском складе его натуры, в русском характере его дарования, выросшего из подлинно народного, крестьянского корневища.
Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.
Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классической, так и современной. Это - Пушкин и Лермонтов, поэты-декабристы, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин, Маяковский и Исаакян, советские поэты - Твардовский, Прокофьев, Исаковский, а также поэзия фольклорной традиции - русская, болгарская, вьетнамская. Поэзию композитор понимает глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности каждой поэтической индивидуальности, проникнуться ее своеобразием, сжиться с нею, а затем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста.
Именно Свиридову принадлежит честь «открытия» для музыки поэзии Маяковского, а также и Есенина, хотя среди композиторов он был не первым, обратившимся к их стихам. Верно, сильно прочел он и поэзию Бёрнса. Он «открыл» и воплотил в музыке некоторые грани пушкинской поэзии, не раскрытые ранее.
Сфера жанровых интересов Свиридова достаточно широка. Но художественная значимость его музыки в разных жанрах не одинакова. Талант Свиридова наиболее полно, ярко проявился в области вокальной музыки (и в этом тоже сказалась особенность его русского дарования!), сначала в камерной - романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже 40-50-х годов и далее, - также и в вокально-симфонических жанрах - оратории, кантате и других произведениях хоровой музыки.
Одной из характернейших особенностей творчества Свиридова является его демократическая направленность, сознательное стремление говорить средствами музыки с широким кругом слушателей. Черта эта была заметна уже в ранних произведениях автора, свойственна ему на протяжении всего творческого пути, а с течением времени она проявляется все определеннее и сильнее. Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». И это - глубокое убеждение, определяющее отношение Свиридова к коренным проблемам художественного творчества.
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в тихом уездном городке Фатеже Курской губернии. С ним был он тесно связан и в последующие годы отрочества и юности, неизменно проводя в Фатеже каникулярное время. Окруженный слободами и деревнями, городок этот по характеру и укладу жизни мало отличался от них. Будущего композитора с детства питали здоровые и крепкие соки народной крестьянской жизни - простые, но строгие обычаи, привольные просторы среднерусской природы, удивительная неповторимость и красота народных песен, наигрышей, хороводов и плясок, своеобразие человеческих характеров.
Суровой и героической была атмосфера этих лет - периода Октябрьской революции и гражданской войны. В 1924 году, после смерти отца-коммуниста, убитого деникинцами, семья Свиридовых переехала в Курск. Здесь-то и возник интерес и влечение мальчика к музыке. В Курске, при Клубе торговых служащих, из любителей музыки организуется оркестр русских народных инструментов. Свиридов самостоятельно начал учиться игре на балалайке и вскоре стал участником оркестра. С увлечением разучивал новые произведения и даже пробовал кое-что сочинить. Это и было рождением музыканта, первыми шагами на пути его формирования.
А дальше, в 1929 году,- курская музыкальная школа. Несмотря на отсутствие подготовки, 14-летнего Свиридова приняли в школу и определили в фортепианный класс В. Уфимцевой. Она и ее муж, известный изобретатель в области авиации, энергетики, революционер с опытом подпольной работы, человек, хорошо знавший литературу, близко знакомый с М. Горьким, сыграли большую роль в общем развитии Свиридова.
Через год после окончания общеобразовательной школы (1932) Свиридов решает продолжить музыкальное образование и отправляется в Ленинград. Здесь он поступает в Центральный музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского) в класс фортепиано проф. И. Браудо.
Ему не было еще семнадцати лет. А жизнь в Ленинграде оказалась сурова и нелегка. Скудные заработки с помощью игры на рояле в кино и ресторане. Общежитие. Недоедание. Частые болезни...
В Ленинграде Свиридов узнает о существовании в техникуме класса композиции. А так как сочинять музыку было его заветной мечтой еще с детства, то в конце первого года обучения Свиридов, написав две пьесы для фортепиано, подал заявление о принятии его на теоретико-композиторское отделение и был зачислен в класс проф, М. Юдина.
Учился Свиридов с увлечением, проявляя к тому же замечательное трудолюбие. За три года композиторских занятий он сочинил много произведений в разных инструментальных и вокальных жанрах. Они исполнялись на ученических концертах техникума. Иные же получили и более широкую известность: звучали по радио, в открытых концертах Малого зала консерватории. Такова была судьба Квартета для скрипки и фортепиано, Сонаты для фортепиано.
Среди произведений тех лет совершенно особое место занял , созданный в конце 1935 года. Это была не просто большая удача учащегося последнего курса техникума. Пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Впервые ясно, с большой определенностью обнаружились в них особенности композиторской индивидуальности Свиридова.
Шесть романсов на стихи Пушкина еще в пору их рождения стали репертуарными, а автор их, 20-летний Свиридов, получил известность.
Романсы эти быстро приобрели популярность, обратили на себя внимание певцов. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 году, когда страна наша отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина.
Талант молодого композитора был замечен и оценен. В 1936 году Свиридова принимают в члены Союза советских композиторов. Тогда же он поступает в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Рязанова, а после отъезда последнего из Ленинграда - Д. Шостаковича.
В эти годы Свиридов знакомится с современной музыкой, как зарубежной, так и русской, знания которой были у него тогда весьма ограниченными. Теперь музыкальные горизонты Свиридова день ото дня расширяются, композиторская техника совершенствуется, растет мастерство.
Из инструментальных произведений Свиридов сочинил в эти годы Концерт для фортепиано с оркестром, Фортепианную и Скрипичную сонаты, Первую симфонию (правда, уничтоженную им как неудавшуюся), Симфонию для струнного оркестра, фортепианные пьесы. Стилистически произведения эти были очень непохожи. Исполненный в 1937 году П. Серебряковым Фортепианный концерт тепло был принят публикой, но критика его оценила по-разному. Одни отзывы были резко критические, другие, отмечая недостаточный опыт и технику автора, с симпатией отзывались о его несомненном и ярком таланте. Созданный вскоре после пушкинских, романсов концерт стилистически близок им.
В студенческие годы Свиридов впервые обращается к кино-театральным жанрам: сочиняет оперетту «Настоящий жених», музыку к фильму «Поднятая целина» (режиссер Ю. Райзман). Новой была для него также и работа в области хоровых сочинений. Он пишет кантату в честь 20-летия комсомола, «Казачьи песни» и музыку к композиции «Десять дней под Касторной» для Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, сочиняет ряд хоровых песен, делает хоровые обработки народных мелодий. Хоровая музыка Свиридова тех лет крепко связана с традициями русской крестьянской песенности.
Обращение к новым жанрам - важная черта творческой биографии молодого автора. Но все же наиболее интересное, яркое и своеобразное он создает в камерном вокальном творчестве. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьва. В вокальных произведениях автора этих лет тоже видны настойчивые поиски новых путей, иных средств выразительности. Есть интересные находки, яркие, совершенные романсы. Так, среди произведений на стихи Лермонтова несомненной удачей является «Соседка», своеобразен, целен по своему сурово-сосредоточенному настроению романс «Они любили друг друга». В целом же опус этот уступает первому, пушкинскому; он менее ровен и не так своеобразен. «Свиридовское» выражено в нем не так отчетливо.
Новой ступенью вокального творчества Свиридова стали . Прежде всего это связано с обращением автора к советской поэзии. В те годы стихи наших поэтов еще только начинали входить в советскую музыку: создаются романсы Н. Мясковского на стихи С. Щипачева, М. Коваля на стихи Л. Ошанина, И. Белорусца на ранние стихи В. Маяковского.
В июне 1941 года Свиридов окончил консерваторию. А через несколько дней над страной грянул гром Великой Отечественной войны. С начала 1942 года, после демобилизации, Свиридов живет и работает в Новосибирске, куда были эвакуированы некоторые ленинградские театры и филармония.
В трудных обстоятельствах военного времени молодой композитор продолжал интенсивно сочинять. Он написал ряд массовых песен для Ленинградского академического театра драмы имени А. Пушкина, сочинил музыку к пьесе К. Симонова «Русские люди», к «Кремлевским курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира. Он создал оперетту «Раскинулось море широко» - первую музыкальную комедию героического содержания. (Пьеса эта была создана в осажденном Ленинграде тремя драматургами - В. Азаровым, Вс. Вишневским и А. Кроном - и рассказывала о героической борьбе в Отечественной войне балтийских моряков.)
Много работал композитор и в инструментальных жанрах камерной музыки. Она была тогда основной сферой его лирических высказываний. Таковы Фортепианная соната (1944), посвященная памяти известного музыканта-ученого, критика И. Соллертинского, старшего друга и наставника композитора; Фортепианный квинтет си минор (1944-1945) и ряд других произведений. Общий характер этой музыки - суровый, остродраматический. В ней раскрывается столкновение высоких гуманных человеческих порывов с враждебными силами.
Из произведений этого времени особенно выделяется Фортепианное трио ля минор (1945), за которое в 1946 году Свиридову была присуждена Государственная премия первой степени.
В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. Это - «Песни странника», «Сюита» на слова Шекспира «Песни странника» (1943) написаны на слова китайских поэтов древней традиции и повествуют о судьбе поэта-изгнанника, томящегося тоской по родине, горьким одиночеством, вскипающего гневом, но вдохновенно творящего. Начинается произведение песней «Отплытие», завершается- «Возвращением на Родину».
«Сюита» на слова Шекспира состоит из вокальных фрагментов созданных композитором ранее к спектаклям «Отелло», «Гамлет» и «Двенадцатая ночь» (переводы Б. Пастернака и М. Лозинского)
Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. Творчество композитора первых послевоенных лет (1945-1949) близко сочинениям периода Отечественной войны. Интерес к камерной инструментальной музыке находит теперь продолжение в создании двух струнных квартетов (1945-1946 1947) Появляются две тетради фортепианных партит (1946), содержащие двенадцать пьес с жанровыми названиями. Возникает первое фортепианное сочинение детского репертуара: «Четыре легкие пьесы для фортепиано» (1948). Позднее они пополняются другими и в 1957 году выходит в свет «Альбом пьес для детей», содержащий уже семнадцать номеров. В 1949 году композитор работает над симфонией. Две части ее были исполнены на Пленуме Союза советских композиторов и встречены весьма одобрительно. Но работа эта осталась незавершенной.
Как и в годы войны, Свиридов сотрудничает с драматическими театрами (музыка к пьесе Дюмануа и Деннери «Дон Сезан де Базан» и к «Победителям» Б. Чирскова). Вместе с тем появляются новые произведения в области камерных вокальных жанров - три песни на слова советских поэтов (А. Прокофьева, М. Исаковского) и первые произведения на стихи армянского поэта А. Иссакяна «Открытие» Свиридовым для себя этого поэта, увлечение богатством его стихов не было мимолетным. На основе поэзии А. Исаакяна вскоре возникает одно из замечательных вокальных сочинений композитора - .
знаменует начало нового периода в творчестве Свиридова - периода зрелости. Творчество Свиридова 50-х и 60-х годов исключительно богато и ярко. Каждое новое произведение композитора - событие не только в его творческой биографии, но и в советской музыкальной жизни.
Жанровые интересы Свиридова 50-60-х годов кое в чем существенно изменяются. Почти исчезают сочинения инструментальной музыки. В этой области ведется лишь работа над совершенствованием сочинений прежних лет, над новыми редакциями Фортепианного трио, Квинтета, партит.
В начале 50-х годов создается еще одна оперетта - «За Нарвской заставой» по либретто Л. Трауберга и С. Полоцкого (1951), в которую введена совсем иная для этого жанра тема революционной борьбы питерских рабочих. Оперетта (второе название - «Огоньки») была впервые поставлена в Киеве, затем - в Ленинграде, Свердловске и других городах, всюду с большим успехом. В те же годы сочиняется музыка к драматическим спектаклям ленинградских театров: к пьесе В. Гюго «Рюи Блаз» в Большом драматическом театре имени М. Горького (1952) и пьесе Д. Храбровицкого «Гражданин Франции» в Ленинградском академическом театре драмы имени А. Пушкина. В дальнейшем интерес к этому виду сочинений, видимо, гаснет, новых произведений больше не возникает. Крепче и основательнее оказываются связи композитора с кино. Им написана музыка к кинофильмам «Пржевальский» (в постановке С. Юткевича, 1951), «Римский-Корсаков» (в постановке Г. Рошаля, 1952), «Великий воин Албании Скандербег» (в постановке С. Юткевича, 1953), «Поле-Полюшко» (в постановке В. Строевой, 1956), «Воскресение» (в постановке М. Швейцера, 1960-1962).
Основное же внимание и творческие силы Свиридов отдает теперь жанрам вокальной музыки: камерной, хоровой и особенно привлекающей его в эти годы вокально-симфонической. Творчество в этих областях богато открытиями «новых земель», созданием замечательных своеобразных произведений. Оно тесно связано с поэзией, преимущественно русской (исключение составляет Р. Берне).
Камерные вокальные и вокально-симфонические произведения Свиридова 50-60-х годов созданы, за некоторыми исключениями, в циклических формах, объединенных обычно текстами одного поэта и пронизанных одной мыслью. При этом автор всегда добивается цельности всего сочинения и органичности его музыкального развития. Такова вокальная поэма на стихи А. Исаакяна, , вокальный цикл «У меня отец - крестьянин» на слова С. Есенина, «Петербургские песни» на слова А. Блока. А в области вокально-симфонической музыки - оратория «Декабристы» на стихи А. Пушкина и поэтов-декабристов, поэма , на слова В. Маяковского, на народные тексты, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.
Интересна одна особенность творческого процесса Свиридова. В большинстве случаев еще до создания крупных сочинений на стихи того или иного поэта композитор как бы делает разведку в новую для него, поэтическую область. предшествуют романсы на стихи А. Исаакяна, - песня «Братья - люди!» на слова поэта; - интересный вокальный опыт - «История про бублики и про бабу, не признающую республики» на слова В. Маяковского, мир поэзии А. Блока был «разведан» еще в годы учения в консерватории.
Поэзия одного из талантливейших поэтов, классика армянской литературы А. Исаакяна входит в жизнь Свиридова в 1949 году.
Главной темой творчества А. Исаакяна, наряду с лирикой, является тема историческая, тема трудной судьбы Армении. Лирические стихи поэта давно уже сроднились с музыкой. Свиридов тоже первоначально обратился к ним - романсы «Страдания любви» и «Черный взор». Третье же произведение 1949 года - «Изгнанник» - свидетельствует об интересе композитора к другой теме поэзии Исаакяна, которая еще не претворялась композиторами. Это дума о Родине человека, разлученного с нею, воображение которого рисует вечер в родном доме, образ матери, качающей колыбель ребенка и шепчущей молитву: «...Пусть поможет господь тебе, мой бедный изгнанник, мой сын». На редкость прост и вместе своеобразен стиль печально-суровой песни-монолога. От него прямой путь к на стихи А. Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов.
- одно из выдающихся произведений советской музыки.
Следующее сочинение Свиридова в жанре камерной вокальной музыки - , сочиненные в 1955 году. (Созданию этого произведения предшествовал небольшой период, когда внимание автора было поглощено сначала театральной музыкой - опереттой, музыкой к драматическим спектаклям и кинофильмам, а затем - ораторией «Декабристы».)
Интерес к великому шотландцу возник у Свиридова значительно раньше. Первая его бёрнсовская песня «В полях под снегом и дождем» была создана еще в годы войны (1944). Теперь, в середине 50-х годов, в связи с выходом в свет прекрасных переводов С. Маршака, интерес этот усиливается. И не только у Свиридова. В те же годы другие композиторы - В. Волков, Ю. Левитин, Б. Клюзнер, А. Пригожий, В. Шебалин - тоже обращаются к поэзии Р. Бёрнса.
Песни Свиридова появились на свет сразу после его знакомства с томиком стихов Р. Бёрнса в переводах С. Маршака.
Вслед за Бёрнсом в том же 1955 году в мир творчества композитора входит С. Есенин. Стихи поэта крепко приковали к себе Свиридова. В течение двух лет он работает только над его текстами. Есенинский «пласт» музыки Свиридова - явление исключительное: здесь-то и происходит подлинное рождение музыкального Есенина.
За два года возникает для тенора, хора и симфонического оркестра, два романса и цикл песен .
Сочинения эти являются новым прочтением стихов Есенина. В свое время, при жизни поэта, да и в первые годы после его гибели в творчестве Есенина обычно акцентировалась любовная лирика, поэзия сельской жизни и среднерусских пейзажей да жгучая тоска поэта по уходящей в прошлое старой деревне. Такой и осталась в памяти поколения 20-х, отчасти 30-х годов поэзия Есенина в последующие годы, почти полного его забвения. Композитор в своем прочтении подчеркивает другую тему, о которой в свое время не раз говорил и сам поэт. Это тема высокой гражданственности, тема Родины и родного народа русского, глубокой и страстной любви поэта к ним.
Мысль эта является главной в , завершенной в 1956 году, и в созданном тогда же цикле песен для двух солистов - тенора и баритона - с фортепиано.
С Есениным композитор не расстается и в дальнейшем. Вскоре появляется застольная песня «На земле живут лишь раз» (), хоры а саррellа - «Вечером синим», «Табун» () и затем еще один вокальный опус - «Русь деревянная» (1963).
В пору работы над музыкой на тексты Есенина () Свиридов оставляет Ленинград и переезжает в Москву. Здесь он активно включается в общественно-музыкальную деятельность. На Втором Всесоюзном съезде композиторов в 1957 году избирается в Правление СК СССР. Затем становится заместителем председателя Оргкомитета СК РСФСР, секретарем Правления СК СССР (1962), а 1968 году избирается первым секретарем Правления Союза композиторов РСФСР. Свиридов является членом редколлегии журнала «Советская музыка» и выполняет еще ряд общественных обязанностей.
В творческой жизни Свиридова середина 50-х годов ознаменована пристальным вниманием и активным интересом, наряду с камерной и вокальной музыкой, к крупным формам, к монументальным жанрам вокально-симфонической музыки. Работа в области вокальной лирики тоже продолжается. Во второй половине 50-х года композитор возвращается к некоторым камерным вокальным произведениям, созданным ранее. Делает новую редакцию романсов на слова М. Лермонтова, пересматривает и дополняет для переиздания песни на слова А. Прокофьева и М. Исаковского, готовит редакцию вокальной сюиты «Из Шекспира». В 1958-1960 годах сочиняется ряд новых произведений для голоса с фортепиано на стихи советских поэтов: «Лесная сторона» на слова Б. Корнилова, «Рыбаки на Ладоге» А. Прокофьева, «Осенью» М. Исаковского, «Смоленский рожок», «Станция Починок» А. Твардовского. А в 1962 году возникает новый цикл «Петербургские песни» на стихи А. Блока для трех солистов - баритона, баса, меццо-сопрано и фортепиано.
Первое произведение крупной формы - оратория «Декабристы». Сочинялась она в 1954-1955 годах, когда своеобразное дарование композитора так полно и ярко выявилось в области камерной вокальной музыки,- после и одновременно с .
Оратория создавалась на стихи поэтов-декабристов А. Одоевского, Ф. Глинки, В. Кюхельбекера, К. Рылеева, А. и М. Бестужевых. А заключительная часть - на стихи А. Пушкина «К Чаадаеву». Это произведение о России, о судьбе ее народа, о ее первых революционерах, посягнувших на монархию, об их трагедии, о надеждах на будущее обновление. «...Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена». Оратория «Декабристы», или «Песни вольницы», не исполнялась. Композитор тогда не завершил этой работы, хотя в клавире оратория была почти закончена. Опыт же ее сочинения имел огромное значение для дальнейшего творчества Свиридова в вокально-симфонических жанрах.
В том же 1955 году начинается, а в следующем завершается работа над . Через год созданы пять произведений для смешанного хора а саррellа. Во всех этих сочинениях тема Родины, сыновней любви к русской земле звучит в полный голос.
В 1959 году возникает поразившая необычайностью замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных средств Созданием композитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству. (Вслед за Свиридова в советской музыке возникают другие сочинения такого рода в различных жанрах: «Русская тетрадь» В. Гаврилина для голоса с фортепиано, «Песни вольницы», Фортепианная соната и опера «Виринея» С. Слонимского, в которых различно и по-новому используются народно-песенные богатства.)
В 1960-е годы композитор работает преимущественно в жанре кантаты. Наподобие есенинских «маленьких поэм» у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина, «Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни» и «Несказанный свет» (известной в другой редакции под названием «Ночные облака», все – на слова А. Блока). Среди завершенных кантат 1960-х – 1970-х гг. – и «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова.
В 1967 году создается маленькая кантата на слова Б. Пастернака «Снег идет» для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического ансамбля в трех частях.
В 1960-е гг. композитор пишет музыку к кинофильмам «Метель» по повести А. С. Пушкина и по роману В. Катаева, получившие поистине всенародное признание.
В конце 1950-х годов композитор впервые пробует себя в жанре хоровой музыки без сопровождения (Пять хоров на слова русских поэтов, 1958). В этом жанре особенно интенсивно композитор работает в 1970-е – 1990-е гг. В это время появляются несколько десятков отдельных хоровых миниатюр, хоровых циклов, поэмы и концерты для хора.
К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора и др. соч.
В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией». Болезнь и смерть (в ночь с 5 на 6-е января 1998 г.) застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова. Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище.
На протяжении своего долгого творческого пути композитор неоднократно награждался высокими общественными и государственными наградами и премиями. Георгий Свиридов – народный артист РСФСР (1963), народный артист СССР (1970), Герой Социалистического труда (1975), лауреат Ленинской премии (1960), лауреат государственных премий СССР (1946, 1968, 1980) и Российской Федерации (1996). Награжден орденами Ленина (1967, 1971, 1975, 1985) и «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995). В 1962-1974 гг. – секретарь Союза композиторов СССР, с 1968 по 1973 г. – первый секретарь Союза композиторов РСФСР. Г.В. Свиридов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1968 по 1973 г.). Почетный гражданин г. Курска (1982 г.). Почетный гражданин гор. Москвы (1997 г.).

Музыка Свиридова - явление глубоко национальное и столь же современное. В ней первородная сила, убежденность, ясность и высота духовная, нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, - она тихая, всегда искренняя. Она настолько естественна, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было.

Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир, мыслить как бы вместе с людьми, выражая их. Его песни - музыка внутренних состояний. Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как охраняем мы душевные тайны от чужого глаза.

Музыку Свиридова, невозможно спутать ни с какой другой - ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота - следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Свиридов - один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки.

Внешне жизнь Свиридова была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главным событием в ней были бесчисленные часы, проведенные за роялем или столом, когда он писал партитуру.

Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Он даже пробовал кое-что сочинять. Это и было рождение музыканта.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене Георгий сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя в области авиации и энергетики. Именно она стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Общаясь с семьей Уфимцевых, Свиридов полюбил литературу.

В 1932 году Георгий Свиридов поступает в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и ресторанах. Под руководством профессора Браудо Свиридов быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, а в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

Здесь он написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и исполняются как учебный материал. Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина.

Недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и заняться своим здоровьем. А летом 1936 года Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию и становится лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепианным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Шостакович стал для Свиридова не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию Свиридов в 1941 году.

Успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, где он пишет военные песни, а также музыку для спектаклей.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную музыку, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Вокальная музыка занимает центральное место в творчестве Свиридова, неразрывно связанная с миром поэзии. Работая со стихами самых разных поэтов, композитор по-новому раскрывает их облик.

Его привлек Сергей Есенин - поэт, чье обостренное чувство любви к Родине, ее природе и людям особо близко композитору.

Г.В. Свиридов говорит о поэме «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к народу делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки.

Композитор не просто живописует русскую зиму, красавицу весну, необозримые просторы полей, чары колдовской летней ночи. За всем этим гулко бьется пульс истории: картины жизни дооктябрьской России меняются революционным вихрем, сметающим старое…

Послушайте отрывок из кантаты «Памяти Есенина» (1956г.), которая называется «Поет зима, аукает». Музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.

Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: одна связана с образами Родины, другая - революции, а третья - с образом поэта, который предстает как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

Большое место в музыке Г.В.Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные, словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», « Эти бедные селенья» на стихи Ф.И.Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С.А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно - непостижима. Такое обостренное восприятие природы идет от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Кантату «Курские песни» (1964г). Г.Свиридов писал на основе изучения материалов творческой экспедиции по Курскому краю. Слушая записи песен, он сказал, что в песнях настолько все идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать. Композитор очень бережно отнесся к мелодическому материалу, который он старался сохранить в изначальной чистоте и красоте.

Г.В.Свиридов стремится отразить в своем творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А.Блока), революционные события.

Но не только эпохальные явления нашли свое воплощение в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создает образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Одним из первых композиторов Свиридов обратился к поэзии Велимира Хлебникова и Б.Л. Пастернака. Его маленькая кантата «Снег идет» (1965г.) отличается тонкостью средств выразительности, аккорды более изысканы, то и тут прорывается та же космическая всеобщность. Мелодия первой части построена всего на двух нотах, создавая ощущение оцепенелого падания снежных хлопьев. Завораживающая отрешенность неспешной мелодии поддерживается торжественными аккордами, создавая символ вечности природы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель» (1974г.).

Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести ее простоте и безысходности, простодушию героев, их цельному гармоническому восприятию жизнью. Это музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которая в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканы в своем роде.

Оркестровый колорит стилизует музыкальную эпоху Пушкина. Краски оркестра легкие, свежие акварельные. Преобладают тембры струнных и деревянных духовных инструментов, иногда возникает и полная оркестровая звучность.

Первая часть, «Тройка», служит своеобразной заставкой к произведению. На фоне непрерывного движения возникает напев ярко выраженного русского характера, как бы летящий над бесконечностью снежной равниной.

Музыка воссоздает образ снежной дороги (звучит музыка).

Сейчас мы предлагаем вам прослушать еще один фрагмент из сюиты «март». Обратите внимание на то, как выразительно и точно иллюстрирует музыка литературный текст А. Пушкина. Она врывается тембровым и динамическим контрастом, изображающая вступление гусарского полка в городок (на фоне музыки звучит отрывок из повести А.Пушкина «Метель»).

Ещё один отрывок - «Романс», стилизованный в манере любовной лирики начала XIX века. Это произведение сегодня очень популярно, и вошло в нашу жизнь, как золотые страницы русской музыки. Часто мелодия «Романса» звучит в Москве в подземных переходах.

Произведения Свиридова широко известные в нашей стране и за рубежом. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А.Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патриотическая оратория» по В.Маяковскому, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось море широко»), в кино («Воскресенье», «Золотой теленок» и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Растнина «Дон Сезар де Базан» и др.).

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 - присвоили звание народного артиста СССР, в 1976-м - Героя Социалистического труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка, и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!» (1974) была снята с эфира как пример «тоталитарного прошлого»). Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизнь. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Красоту музыки мы услышим. Сейчас заключается в ее неукротимой энергии, в стремительном движении вперед. Каждый из вас обязательно это почувствует. Возможно, вы ощутите в себе прилив сил, желание сделать что-то настоящее, хорошее, желание двигаться вперед к своим заветным мечтам.

В этой музыке композитор хотел выразить дух нашей эпохи, передать то, чем живут сегодня все добрые люди на земном шаре: стремление сделать жизнь как можно лучше, красивее, строить новые города, завоевывать космос, а главное - стремление сделать всех людей на земле свободными, счастливыми и радостными. В этой музыке слышится пульс современного мира. Она звучит, как гимн светлой жизни, к которой идет человечество. В этом и, правда, и красота, и сила этой музыки.

Из всех современных композиторов России Свиридов в наибольшей степени заслуживает звания «народного» в подлинном смысле этого слова.

Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства 20 века благодаря ее глубине, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.



Георгий Васильевич Свиридов - выдающееся явление музыкальной культуры страны. Его творчество занимает особое, приметное место в искусстве. Принадлежность Свиридова к русской культуре настолько очевидна, что для ее доказательства не требуется никаких рассуждений. Ведь он продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского 1 , обогащая его достижениями XX в. Георгий Васильевич использовал традиции старинного канта, попевок, знаменного пения и в то же время - современной песни. Творчество Свиридова сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки - романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма. Он работал в так называемом тональном направлении, в стороне от авангардистских установок. Георгий Свиридов, по словам его учителя Дмитрия Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства».

Будучи невероятно требовательным в первую очередь к самому себе, Свиридов не окончил множество сочинений. Иногда оставалось лишь написать последний аккорд, и, размышляя над расположением голосов в этом аккорде, Георгий Васильевич месяцами не мог завершить партитуру.

Вот как описывает впечатление от музыки Свиридова композитор Владимир Рубин: «Как-то Георгий Васильевич предложил послушать его новое произведение. После проигранных мелодий я был в совершенном смятении. Мысли и чувства были так возбуждены, что слова не шли на ум. Я молчал. Молчание становилось тягостным. Георгий Васильевич почувствовал мое состояние и предложил сыграть в шахматы. Так мы и не поговорили. Это был один из самых праздничных вечеров в моей жизни…»

Творческий путь


Георгий Свиридов родился 3(16) декабря 1915 г.в городе Фатеже, который располагался тогда в Курской губернии. Отец его, Василий Григорьевич, был крестьянином, затем, получив образование, стал почтово-телеграфным служащим. Мать, Елизавета Ивановна - учительницей. В 1917 г. Василий Григорьевич вступил в партию и после установления в Фатеже советской власти заведовал уездным отделом труда. В 1919 г. его убили деникинцы.

С девяти лет 2 Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь началось его страстное увлечение книгами. Лишь постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка 3 . Еще 4 в Фатеже мальчик начал занимался музыкой с домашней учительницей. Такие же занятия продолжались и в Курске, но скучные упражнения тяготили мальчика, и уроки прекратились. Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 г. он решается поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой 5 . Общение с этим педагогом очень многим обогатило Свиридова - он научился профессионально играть на рояле. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Окончив обучение в школе, он продолжил занятия музыкой у Михаила Крутянского. По его совету, в 1932 г. Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор Исайя Браудо 6 . В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Но уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и он добивается перевода Георгия Васильевича на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант Михаил Юдин 7 . В то время там обучалось много талантливых людей. Среди них были: Никита Богословский 8 , Иван Дзержинский 9 , Владимир Соловьев-Седой 10 . Всего за два месяца, под руководством Юдина, Свиридов написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано 11 . В классе Михаила Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были изданы и вошли в репертуар таких известных певцов, как Сергей Лемешев и Александр Пирогов. Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время на родину в Курск.

Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 г. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии им. Анатолия Луначарского 12 . Первым его педагогом там был профессор П.Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович. Под руководством своего нового наставника начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки. Свиридов в консерваторские годы сочинил скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. В 1937 г. Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.

Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы. И когда он, наконец, получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом, началась война… Мобилизованный в 1941 г., спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), которое в августе 1941 г. было перебазировано в город Бирск Башкирской АССР.Однако, в конце года он был демобилизован по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи Суркова 13 . Тогда Свиридову впервые пришлось поработать и для музыкального театра 14 - он создает оперетту 15 «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

За три года композитор написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет. В 1944 г. Свиридов возвратился из Новосибирска 16 в Ленинград, в послевоенные годы творчество его становится более разнообразным. К этому периоду относятся: вокальные сочинения, поэма «Песни странника», сюита на слова Уильяма Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 г. В это время Свиридов много работает в театре и кино.

В 1949 г. Свиридов познакомился с творчеством армянского поэта АветикаИсаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А.Блока и иных поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». В 1955 г. Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводе С.Маршака. Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса были галереей музыкальных портретов простых людей, вереницей сценок из их жизни вокруг одного образа - молодого человека, «лучшего парня наших лет». В ноябре 1955 г. Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина 17 ». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 г. в Москве.

Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся ему стихам. Композитор умел как бы «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям слога авторов. Четко обозначилась основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки, при этом инструментальные произведения не исчезали из сферы его интересов.

Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение было очень одухотворенным. Линия романтики, идущая от «Патетической оратории», которая была написана в 1959 г., получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» в 1966 г., которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его же стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака. Эти произведения были отмечены высоким профессионализмом и наполнены поэтическими образами.

В 1960-е гг. был создан вокальный цикл «Курские песни», ставший вершиной творчества Свиридова тех лет. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 1950-х гг. В «Курских песнях» не проступали черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями. Композитор не спеша разворачивал перед слушателями историю жизни, показывая ее различные грани. В семи песнях выстраивалась единая драматическая линия с кульминацией и итогом - яркой народной сценой, оптимистической по характеру. Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью основной мелодической линии способствовало выявлению смысла, содержания всего целого.

  1. «Самый великий наш композитор - конечно же Мусоргский. Совершенно новый для всего мирового музыкального искусства язык, обогащенный мощным религиозным чувством, да еще в ту эпоху, когда оно уже начало выветриваться из мировой жизни… И вдруг „Хованщина“! Это же не просто опера, это разговор с Богом», - писал Георгий Васильевич.
  2. Ранние детские воспоминания Георгия были связаны с образами южнорусской природы и трагедиями гражданской войны, одной из которых стало убийство отца. Не случайно композитор позже многократно возвращался к поэзии русской деревни в вокальном цикле «У меня отец крестьянин» в 1957 г., кантате «Курские песни», в хоровых сочинениях «Деревянная Русь» в 1964 г. и «Лапотный мужик» в 1985 г. Он также возвращался к страшным потрясениям революционных лет, создав «1919» - 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом» и «Смерть комиссара».
  3. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры - народная песенность и духовное искусство, жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, - стали опорой мастера в зрелый период творчества.
  4. В 1920 г. Елизавета Свиридова была поощрена за хорошую работу, и в качестве премии ей предложили на выбор корову или рояль «Беккер», как было сказано, «из реквизиционного фонда». Корова в то время была бы хорошим подспорьем для вдовы с двумя детьми, но Елизавета Ивановна выбрала рояль, так как видела необыкновенный интерес сына к музыке и считала материнским долгом поддержать его.
  5. Она является женой известного русского изобретателя Анатолия Уфимцева.
  6. Исайя Александрович Браудо (28 июля 1896, Боярка, Киевская губерния, ныне Киевская область - 11 марта 1970, Ленинград) - выдающийся советский органист, крупнейший знаток, исследователь и пропагандист органной музыки и органного творчества.
  7. Михаил Алексеевич Юдин (16 сентября 1893, Санкт-Петербург - 8 февраля 1948, Казань) - русский, советский композитор, профессор Ленинградской и Казанской консерваторий.
  8. Никита Владимирович Богословский (1913–2004) - советский и российский композитор, дирижер, пианист, литератор. Народный артист СССР.
  9. Иван Иванович Дзержинский (1909–1978) - советский композитор.
  10. Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия - Соловьёв; 1907–1979) - российский композитор, народный артист СССР (1967).
  11. Это произведение до сих пор известно среди музыкантов и используется как учебный материал.
  12. Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
  13. Алексей Александрович Сурков (1 (13) октября 1899, деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния - 14 июня 1983, Москва) - русский советский поэт, журналист, общественный деятель.
  14. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.
  15. Эта оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. В 1960 г. оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
  16. Сюда была эвакуирована Ленинградская филармония.
  17. Вспоминая то время, художественный руководитель Московского камерного хора профессор Владимир Минин рассказывает: «Противно было от звучавших тогда ораторий, опер, кантат, которые писали по специальным заданиям, о партии, к празднику Октября. И вдруг в 1956 г. в хор Свешникова, где я работал, Георгий Свиридов принес „Поэму памяти Сергея Есенина“. Он сам пел и играл. Впечатление было ошеломляющее. Музыка, подстать стихам замечательного русского поэта Есенина, казалась такой же естественной и простой. Было такое ощущение, что она жила в каждом из нас, а Свиридов просто записал ее нотами. Так началось мое увлечение музыкой Свиридова и наше сотрудничество, длившееся более трех десятилетий».

Список использованной литературы

  1. Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сборник статей (составитель А. С. Белоненко). М.: Советский композитор, 1990.
  2. Полное собрание сочинений Георгия Свиридова в 30 т. (под редакцией В. А. Чернушенко и А. С. Белоненко). Т. 21. М.-СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001.
  3. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников (под редакцией А. Б. Вульфова; автор предисловия В. Г. Распутин). М.: Молодая гвардия, 2006.
  4. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки (составитель А. А. Золотов). М.: Советский композитор, 1983.
  5. Чайковский Б. А. Книга о Свиридове. М., 1990.
  6. Сохор А. Н. Свиридов Георгий Васильевич. // МЭ в 6 т. Т. 4. (главный редактор Ю. В. Келдыш). М., 1978.

Композитор Петр Ильич Чайковский
Автор: диакон Анатолий Трушин
Вставал он между 7 и 8 часами и до девяти с половиной посвящал время серьезному чтению, сюда входили философские сочинения, а также занятия английским языком. Затем до часу дня он работал и отвечал на письма. После обеда композитор два часа гулял в одиночестве.


Композитор С.И. Танеев
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Сергей Иванович Танеев –композитор, пианист, педагог, ученый и общественный деятель – самобытнейшее явление русской культуры, человек, без которого невозможно представить развитие русской национальной музыки конца XIX–начала XX веков.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Свиридов Георгий Васильевич краткая биография расскажет о жизни и творческом пути российского композитора, пианиста. Сообщение о Георгии Свиридова можно дополнить интересными фактами.

Краткая биография Свиридова Георгия Васильевича

Свиридов Георгий Васильевич появился на свет в городе Фатеж 3 декабря 1915 года в семье почтового работника и активного сторонника большевиков. Мать будущего композитора была учителем. Когда ему было 4 года, отца убили во время стычки большевиков с оппозицией. Вместе с матерью он переезжает в Курск, где обучается в начальной школе. С ранних лет проявил любовь к литературе и даже стал сочинять стихи. В 8-летнем возрасте Георгий знал много зарубежных и отечественных авторов.

Его любовь к музыке зародилась после игры в школьном спектакле. Ему пришлось исполнить небольшой отрывок на балалайке. Обучившись игре на этом инструменте, Свиридов стал сочинять мелодии и пытался на слух подобрать известные мотивы.

Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию и обучался азам искусства музыки у Рязанова и Шостаковича. Через год по рекомендации педагогов его зачислили в Союз композиторов.

Ближе ко Второй мировой войне пошел в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи. Из-за плохого здоровья и непригодности переезжает в Новосибирск, где Свиридов сочинял песни и мелодии для солдат, желая подбодрить их. Адаптировавшись в новом городе, он стал писать произведения для Новосибирских театров.

Первоначально творчество Георгия Свиридова было посвящено Пушкину, а точнее его стихотворениям. Автор создал несколько романсов и симфоний для великого поэта. Самое известное произведение — «Метель». Стиль композитора на протяжении всей жизни менялся. От Пушкина он перешел к романтическим и классическим композициям, и позже к русским композициям. Творчество Свиридова Георгия Васильевича включает в себя 7 романсов для стихотворений Лермонтова, 7 маленьких пьес для фортепиано, соната для скрипки, фортепианный квинтет и тому подобное.

Свиридов в 1944 году возвращается в Ленинград, а с 1956 года поселяется в Москве. Продолжает писать симфонии, оратории, концерты, кантаты, романсы и песни. В 1957 году его принимают в члены правления Союза композиторов СССР. В период 1962 -1974 годов занимает пост секретаря, в 1968-1973 годах — первого секретаря правления Союза композиторов РСФСР. Был Депутатом Верховного Совета РСФСР подряд 7-го, 8-го и 9-го созывов. Во Франции в июне 1974 года композитора представили как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

  • Был женат трижды. О первых двух браках Свиридов в интервью не упоминал никогда. Его первой женой была Валентина Токарева – пианистка и сокурсница по техникуму. Второй женой стала Аглая Корниенко — артистка, младше его на 12 лет. Ради Аглаи Свиридов бросил первую жену с 4-летним сыном Сергеем. Во втором браке родился сын Юрий. По трагическим обстоятельствам сыновья композитора умерли раньше своего отца. Третьей женой стала Свиридова Эльза Густавовна, моложе его на 10 лет.
  • В комнате общежития вместе со студентом Свиридовым жило еще 20 человек.
  • Он часто любил заниматься сочинительством, за что получил прозвище «гениальный композитор».
  • Обожал рыбалку , но копать червяков не любил — брезговал. Он часами мыл руки после этого.
  • Его квартира прослушивалась, так как Свиридов был беспартийным, а значит «неблагонадежным».
  • Всю жизнь вел записи. С этой целью использовал блокноты, тетради, магнитофонную пленку, поля журналов и книг, справочники, клочки бумаги, телефонные книги, нотные записи.


В продолжение темы:
Инструменты и приспособления

Завтрак – самый важный приём пищи, и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Пользу завтрака признают как врачи, так и диетологи. Они пришли к мнению, что именно с утра,...