Этапы развития афинской демократии. Э.Д

Главная > Контрольные вопросы

6. Основные этапы развития Афинской демократии Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей. Солон провел сисахфию - реформу, долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян. Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных) Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот. Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона. Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства. Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства). Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершу ния греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла. Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции. Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет. При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания. 7. Система государственного управления в Афинах и Спарте Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя). Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание, Совет пятисот, гелиэю, стратегов, архонтов, ареопаг. Полномочия некоторых афинских государственных органов пересекались. В Афинах не было как такового объединенного правительства. В Афинах не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Все государственные должности (кроме стратегов и финансовых магистратов) занимались на год (однако народное собрание могло своим решением отозвать любое должностное лицо республики и до истечения указанного срока), путем жеребьевки (ее ввел Перикл). Все высшие государственные органы были коллегиальными (дабы возместить возможные недостатки жеребьевки). В состав народного собрания входили все афинские граждане. Народное собрание собиралось четыре раза в месяц и ежемесячно - проверочное народное собрание. Народное собрание принимало законы и другие правовые акты; осуществляло остракизм; решало вопросы снабжения и обороны; рассматривало заявления граждан о государственных преступлениях; рассматривало частные просьбы граждан; включало в гражданский коллектив неграждан и пр. Субъектами законодательной инициативы являлся любой афинский гражданин (после согласования с Советом пятисот) или сам Совет пятисот. Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год. В него входило по 50 человек от каждой из 10 афинских фил. Представители от каждой филы образовывали отдельную пританию (секцию). Притании по очереди (в порядке ротации) выполняли обязанности всего Совета пятисот. Совет пятисот занимался подготовкой законопроектов, непосредственным управлением, финансовыми вопросами, внешними сношениями (в частности, принимал послов). Ежедневно избирался новый председатель буле. Совет пятисот выполнял поручения народного собрания, выполняя по сути функции его исполнительною органа. Гелиастами (членами гелиэи - суда присяжных) могли становиться афинские граждане, достигшие 30-летнего возраста. Всего гелиастами были 6000 человек (по 600 человек от каждой филы). Непосредственным рассмотрением дел занималось 10 судебных коллегий по 200-300 человек. Состав судебной коллегии определял жребий буквально за несколько часов до начала рассмотрения дела, дабы избежать коррупции. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а также (в квазисудебном порядке) утверждала законы, принятые народным собранием. Стратеги (2 человека) выбирались (а не определялись по жребию) народным собранием. Помимо этого стратеги были единственными афинскими магистратами, которые могли переизбираться на свой пост. Стратеги командовали армией и флотом, решали другие текущие вопросы государственного управления, координировали деятельность союзников по Афинскому морскому союзу. Руководил коллегией стратегов первый стратег. Именно эту должность практически бессменно занимал сам Перикл. Также выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимались специальными вопросами: разрешали семейные дела, осуществляли надзор за иностранцами, решали религиозные вопросы и пр. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе, осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на гелиэе, представляли ежегодный доклад народному собранию о противоречиях и пробелах в афинских законах, принимали от граждан заявления о злоупотреблениях должностных лиц и рассматривали их. Ареопаг, упраздненный Эфиальтом, был все-таки позже восстановлен и оставался сословным органом эвпатридов. Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX "в. до н.э. из пяти Поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого выносливого воина. Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс. Кроме илотов была еще одна группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители), они были лично свободными, но не обладали правами спартанского гражданства. О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург - легендарный древний спартанский законодатель). По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти: народное собрание (апелла) - оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя). Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа. Позднее в Спарте появился еще один орган - эфорат. Он представлял собой комиссию из пяти человек, функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией. 8. Возникновение древнеримского государства Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима может быть представлена в следующем виде: 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н.э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н.э.). 2. Республиканский период (509-27 до н.э.). 3. Период монархии (27 до н.э. - 476 н.э.), в том числе: принципат (27 до н.э. - 284 н.э.), доминат (284-476 н.э;). Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н.э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Пахотная земля, луга, пастбища предоставлялись во владение и пользование отдельным семьям городской общиной. Приусадебные участки являлись собственностью отдельной семьи и переходили по наследству. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями. Кроме полноправных граждан имелась группа клиентов. Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю, должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т.е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины. Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание. Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом). Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией. Нормами, регулирующими взаимоотношения в римской общине, были обычаи. Они зафиксированы впоследствии в Законах XII таблиц. В 509 г. до н.э. в Древнем Риме была установлена республика. В течение почти 500-летнего периода существования республиканской формы правления в Риме произошли существенные социально-политические изменения. С точки зрения экономического, социального и политического развития Древнего Рима его историю в указанное время можно разделить на два периода: период становления и упрочения республики (VI-IV вв. до н.э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики и замены ее монархической формой правления (III-I вв. до н.э.). 9. Государственной устройство древнеримской республики В VI-IV вв. до н.э. в римском обществе сохранялось натуральное хозяйство, вместе с тем частная собственность на землю уже получила значительное развитие. Ремесло развивалось медленно. Древнеримское общество и государство были рабовладельческими, однако эксплуатация рабов не достигла широких масштабов и носила в значительной мере патриархальный характер. Социальная дифференциация среди свободного населения продолжалась, равно как и острая и продолжительная борьба между патрициями и плебеями. В V-IV вв. до н.э. плебеи добились значительных успехов в уравнении их политических и гражданских прав с патрициями, В 494 г. до н.э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать своих представителей - народных трибунов, в обязанность которых входила защита плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов. Под давлением плебеев была образована специальная коллегия из 10 человек для составления законов, которые были опубликованы для сведения всего римского народа в 450 г. до н.э. (Законы XII таблиц). В IV в. до н.э. завоевание новых территорий сопровождалось дальнейшей борьбой и привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. Часть захваченных земель зачислялась в фонд Римского государства, а в других частях захваченных территорий были организованы колонии. Жители стран, не капитулировавших добровольно, обращались в рабство. В Римской республике центральными органами государственной власти были народные собрания, сенат и магистратуры. Постановления народных собраний, созываемых только по инициативе магистратов, нуждались некоторое время в утверждении сената. Народные собрания были полномочны выносить решения, имевшие юридическую силу. Главным видом народных собраний были центуриатные комиции. Они принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции обладали и судебными полномочиями. Им были подсудны дела по обвинению в наиболее тяжких преступлениях, за совершение которых предусматривалась смертная казнь. Важную роль в Римском государстве играл сенат, члены которого в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н.э. - цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах. Он утверждал (до III в. до н.э.) законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. Сенат ведал также дипломатическими сношениями, общим управлением провинциями и некоторыми вопросами культа. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату), называвшемуся диктатором. Приблизительно с 444 г. до н.э. в состав сената были допущены плебеи. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения. Законодательной властью они не обладали. Важнейшими принципами организации и деятельности магистратур были выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом, безвозмездность исполнения государственной службы. Выборы магистратов происходили в народных собраниях - центуриатных и трибутных комициях. По объему своих полномочий и степени своей власти магистраты делились на обладающих высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающих такими полномочиями. Каждый магистрат имел свой аппарат (в частности, консулам полагались специальные стражи - ликторы). Древнеримская армия была построена на принципах милиционной системы. Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества. Воины распределялись по различным родам войск соответственно своему возрасту и имущественному положению. Армию набирали консулы на основании списков, составленных цензорами. В V в. до н.э. была произведена реформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Командующими армией были консулы или, в случае учреждения диктатуры сенатом, диктаторы. Старшими офицерами были военные трибуны, младшими - центурионы. В армии была установлена "суровая дисциплина, система наказаний и поощрений, наград. Важнейшими статьями расходов в Риме были: содержание войска, постройка кораблей, сооружение общественных зданий, содержание служебного персонала и нужды религиозного культа. С граждан взималась особая подать на содержание войска. В рассматриваемый период возбуждение уголовного преследования и судопроизводство по уголовным делам осуществлялись консулами (несколько позже - также преторами). В 509 г. до н.э. был издан закон Валерия, по которому смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (местные административные чиновники, назначенные из Рима). Со временем происходит обезземеливание граждан, чьи крестьянские хозяйства не выдерживали конкуренции с латифундиями (центрами сельскохозяйственного производства), основанными на рабском труде. Конфликт между патрициями и плебеями (плебеи завоевали в итоге для себя права римского гражданства) сменяется конфликтом между нобилитетом и плебсом. Расширилось число граждан, в результате Союзнической войны 91-88 гг. до н.э. римское гражданство получили также италики (свободные жители итальянских полисов, подчиненных Риму). Консул Гай Марий в 107 г. до н.э. заменил римскую добровольческую армию на наемную (причем жалованье раздавал полководец, что делало его весьма важной фигурой). Таким образом, возникла почва для военной диктатуры, которую и установил Сулла в 82-79 гг. до н.э. В этот период появились первые проскрипционные списки (списки «врагов народа», подлежащих казни без суда, их имущество подлежало конфискации, свою долю получал доносчик) - позорная страница в истории Древнего Рима. Сулла поддерживал оптиматов (сторонников аристократии) в их борьбе против популяров (борцов за права всех граждан). I в. до н.э. был временем политической нестабильности в истории Древнего Рима. Сменяли друг друга триумвираты (первый: Помпеи, Цезарь, Марк Красе; второй: Антоний, Лепид, Октавиан) и диктаторы. В конце концов, в 27 г. до н.э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом). 10. Древнеримская империя После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо - принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, вправе был налагать вето на распоряжения всех магистратов. При императоре создается его личный совет (consilium), который со времени правления императора Адриана (начало II в.) стал официальным учреждением. Высшими чиновниками стали считаться начальник императорской гвардии, начальник полиции и др. На местах вместо прежних муниципальных собраний появляются контролируемые имперскими чиновниками муниципальные сенаты. Ко II в. на нет сошла римская завоевательная волна, следовательно, иссяк основной источник рабов, стали исчезать латифундии, постепенно стали отказываться от принудительного рабского труда, появляется колонат (прикрепление формально свободных крестьян к земле и их эксплуатация) и другие протофеодальные экономические формы принуждения к труду. Возрастает германское, славянское и прочее варварское давление на границы Римской империи. При императоре Каркалле все свободные люди, проживавшие в провинциях Римской империи, получили права римского гражданства, соответственно на них стало распространяться римское право. В армию устремились варвары-нелатиняне, что привело к целой эпохе «солдатских императоров» (III в.). Император Диоклетиан (284-305) оформляет переход к доминату, старается централизовать разваливающееся государство, стабилизировать находящуюся в перманентном кризисе политическую систему Римской империи. Он явился инициатором прикрепления горожан к месту жительства и профессии (предпосылки феодализма). Доминат (в отличие от принципата) - настоящая монархия, безо всякого республиканского фасада. Император Диоклетиан поделил Римскую империю на восточную и западную части и перенес административный центр" империи на восток. Чуть позже он установил тетрархию. Страна была разделена на две части: западную и восточную, во главе каждой из которых встали августы. Каждая из половин делилась еще раз надвое, одной четвертой империи руководил август соответствующей половины, другой - назначаемый им цезарь. Таким образом, появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря. После Диоклетиана единую власть в империи захватил император Константин, который не замедлил упразднить тетрархию Диоклетиана. В 313 г. император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане), этим актом была признана веротерпимость в империи. В 325 г. в Никее собрался Первый Вселенский собор христианской церкви под руководством Константина I Великого. На этом соборе была выработана первая часть христианского символа веры. Завершил формирование символа веры Второй Вселенский собор христианской церкви, который прошел в Константинополе (Царьграде). Позже император Феодосии Великий провозгласил христианство государственной религией Римской империи. После его кончины образуются независимые Западная Римская империя (с центром в Риме) и Восточная Римская империя (с центром в Константинополе). Западную Римскую империю начали методично разрушать вандалы и варвары. Столица Западной Римской империи была перенесена из Рима в Равенну (она была окружена болотами, поэтому здесь было легче обороняться). Последний малолетний западноримский император Ромул Августул в 476 г. был свергнут начальником гвардии Одоакром, который отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Одоакр провозгласил себя правителем Италии, однако вскоре сам был свергнут. Блестящая античность кончилась, начались мрачные средние века, рабовладельческий строй был заменен феодализмом. 11. Этапы развития древнеримского права Этапы истории древнеримского права: 1. Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритского права: а) сохранение в его нормах пережитков первобытнообщинного строя; б) значительное влияние религии на правовые предписания; в) несложность и примитивность правовых институтов; г) строгий национальный характер и устойчивый формализм. 2. Середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.: этап классического римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется так называемое общенародное, или право народов (jus gentium), регулирующее отношения между римскими гражданами и чужестранцами. 3. Разложение рабовладельческой системы и зарождение в ней феодальных отношений (III-V вв. н.э.): постклассический этап развития древнеримского права. Проводимая систематизация римского права, итогом которой было создание свода римского права (Corpus juris clvilis), испытала на себе влияние новых феодальных отношений, а также церкви. Первоначальным источником права были обычаи. Закон становится источником права со времени издания сборника законов - XII таблиц. Развитие рабовладельческой системы и торгового оборота внесли существенные изменения в источники римского права. Новыми источниками права становятся эдикты магистратов. Правосудие сосредоточилось в руках преторов, поэтому большое значение стали иметь преторские эдикты. Из этих эдиктов (впоследствии унифицированных в виде Юлианова эдикта) и выросла новая ветвь римского права - преторское право. Для иностранцев, не пользовавшихся правами римского гражданства, была создана особая магистратура - претор по делам перегринов. При вступлении в должность этот претор также издавал эдикт, в которой определял формы своей судебной деятельности. Содержащиеся в нем правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота. В период принципата принцепсы присваивают себе полномочия издавать акты, которые назывались конституциями и имели силу закона. Различались четыре вида императорских конституций: а) эдикты - решения императора; б) мандаты - инструкции; в) декреты - судебные решения; г) рескрипты - ответы императора на юридические вопросы частных лиц. Деятельность юристов проявлялась в трех формах: выработка формул для юридических действий; консультации частным лицам по юридическим вопросам; консультации по ведению дел в судах. В монархический период развития древнеримской государственности проводится работа по систематизации римского права. Первоначально она осуществлялась частными лицами. В конце III в. н.э. были составлены два кодекса: Грегориана и Гермогениана. Завершение систематизации римского права произошло при императоре Юстиниане. В VI в. полная систематизация нашла свое выражение в Своде гражданского права (Corpus Juris Civilis), который состоял из институций (элементарный учебник по римскому праву), дигестов или пандектов (выдержки из произведений видных юристов), кодекса (собрание императорских конституций) и новелл (собрание императорских конституций, принятых в процессе кодификации, а также после ее окончания).

  • 7. Древневавилонское право. Законы царя хаммурапи
  • 8. Традиционное право индии
  • 9. Древнегреческий полис
  • 10. Этапы развития афинской демократии
  • 11. Система государственного управления в афинах
  • 12. Система государственного управления в спарте
  • 13. Возникновение древнеримского государства и утверждение республики
  • 14. Расцвет и упадок республиканской формы правления в древнем риме
  • 15. Принципат и доминат
  • 17. Законы XII таблиц
  • 18. Кодификация юстиниана
  • 19. Становление и развитие средневековых европейских государств
  • 20. Раннефеодальное государство франков. Реформы карла мартелла
  • 21. Сеньориальная монархия во франции (IX–XII вв.)
  • 22. Сословно-представительная монархии во франции. Генеральные штаты
  • 23. Абсолютная монархия во франции в XVI–XVIII вв.
  • 24. Раннефеодальная монархия в германии (X–XII вв.)
  • 25. Германская сословно– представительная монархия. Политическая децентрализация германской империи
  • 26. Раннефеодальные англосаксонские государства. Норманнское завоевание XI в.
  • 27. Великая хартия вольностей 1215 г. И английский парламент
  • 28. Особенности английского абсолютизма
  • 29. Государственный строй византии
  • 30. Право раннефеодальных государств европы. Салическая правда (V в.)
  • 34. Византийское право в VII–VIII вв.
  • 35. Византийское право в IX–X вв.
  • 36. Основные этапы развития японского феодального государства
  • 37. Сегунат (XII–XIX вв.)
  • 38. Исламская теократическая монархия. Арабский халифат
  • 40. Мусульманское право
  • 41. Буржуазная революция в англии
  • 42. Английские конституционные акты конца XVII – начала XVIII вв.
  • 43. Развитие конституционной монархии. Правительственная система в XVIII–XIX вв.
  • 44. Избирательные реформы в англии XIX в. И чартистское движение
  • 45. Развитие английского права в XVII–XX вв.
  • 47. Акт о парламенте 1911 г. Делегированное законодательство в англии в XX в.
  • 48. Французская буржуазная революция XVIII в. И законодательство ее основных этапов
  • 49. Влияние буржуазной революции XVIII в. На развитие французского права
  • 50. Государственный строй первой империи
  • 51. Легитимная монархия: хартия 1814 г.
  • 52. Июльская монархия: хартия 1830 г.
  • 53. Вторая республика. Конституция 1848 г.
  • 54. Вторая империя. Конституция 1852 г.
  • 55. Конституционные законы третьей империи 1875 г.
  • 56. Падение третьей республики. Режим виши. Движение сопротивления
  • 57. Установление четвертой республики. Конституция 1946 г.
  • 58. Установление пятой республики во франции. Конституция 1958 г.
  • 59. Рейнский союз 1806 г. Германский союз 1815 г.
  • 60. Франкфуртская конституция 1849 г. Конституция пруссии 1850 г
  • 61. Создание северо-германского союза 1866 г. Образование германской империи и ее конституция 1871 г
  • 62. Германское гражданское право в XIX–XX вв. Германское гражданское уложение
  • 63. Падение кайзеровской германской империи в 1918 г
  • 64. Веймарская конституция 1919 г
  • 65. Кризис веймарской республики установление фашистской диктатуры, ее механизм в 1933–1945 гг
  • 66. Образование фрг. Конституция 1949 г
  • 67. Крах фашистской германии. Потсдамские соглашения. Гдр и фрг
  • 68. Развитие германского права в XX в. Объединение германии в 1990 г.
  • 69. Объединение италии в 1870 г.
  • 70. Итальянская фашистская диктатура и ее крах
  • 71. Конституция италии 1947 г.
  • 72. Борьба североамериканских колоний против англии и декларация независимости 1776 г.
  • 73. Статьи конфедерации 1781 г. Американская федерализация и конституция сша 1787 г.
  • 74. Билль о правах – первые 10 поправок к конституции сша
  • 75. Гражданская война 1861–1865 гг. XIII–XV поправки
  • 76. Великая депрессия 1929–1933 гг. И новый курс ф. Рузвельта
  • 77. Американское право во второй половине XX в. Избирательное право. Антитрестовское и трудовое законодательство
  • 78. Революция мэйдзи в японии. Конституция 1889 г. И утверждение монархии
  • 79. Капитуляция японии. Конституция японии 1947 г.
  • 10. Этапы развития афинской демократии

    Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию – реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

    Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган – гелиэю (суд присяжных)

    Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления – Совет четырехсот.

    Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

    Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления – коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.

    Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

    Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э. реформами Эфиальта и Перикла.

    Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

    Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

    При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

    11. Система государственного управления в афинах

    Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).

    Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание, Совет пятисот, гелиэю, стратегов, архонтов, ареопаг. Как такового не было объединенного правительства, не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Большинство должностей занимались на год (однако народное собрание могло своим решением отозвать любое должностное лицо республики и до истечения указанного срока), путем жеребьевки. Все высшие государственные органы были коллегиальными (дабы возместить возможные недостатки жеребьевки).

    В состав народного собрания входили все афинские граждане. Народное собрание принимало законы и другие правовые акты; осуществляло остракизм решало вопросы снабжения и обороны; рассматривало заявления граждан о государственных преступлениях; частные просьбы граждан и пр. Субъекты законодательной инициативы: любой афинский гражданин или Совет пятисот.

    Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год. Представители от каждой филы образовывали отдельную пританию (секцию). Притании по очереди (в порядке ротации) выполняли обязанности всего Совета пятисот. Совет пятисот занимался подготовкой законопроектов, непосредственным управлением финансовыми вопросами, внешними сношениями (в частности, принимал послов). Ежедневно избирался новый председатель буле. Совет пятисот выполнял поручения народного собрания, выполняя по сути функции его исполнительного органа.

    Гелиастами (членами гелиэи – суда присяжных) могли становиться афинские граждане, достигшие 30-летнего возраста. Состав судебной коллегии определял жребий за несколько часов до начала рассмотрения дела, чтобы избежать коррупции. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а также (в квазисудебном порядке) утверждала законы, принятые народным собранием.

    Стратеги (2 человека) выбирались народным собранием. Стратеги командовали армией и флотом решали другие текущие вопросы государственного управления, координировали деятельность союзников по Афинскому морскому союзу. Руководил коллегией стратегов первый стратег. Именно эту должность практически бессменно занимал сам Перикл.

    Также выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимались специальными вопросами: разрешали семейные дела, осуществляли надзор за иностранцами, решали религиозные вопросы и пр. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе, осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на гелиэе, представляли ежегодный доклад народному собранию о противоречиях и пробелах в афинских законах.

    Ареопаг, упраздненный Эфиальтом, был позже восстановлен и оставался сословным органом эвпатридов.

    Этап первый. Выделение в общине аристократической элиты.

    Этап второй. Начало разложения общины под действием товарноденежных отношений, разделение рядовых общинников на бедняков, середняков и богачей при сохранении прочных позиций земельной аристократии (Эпоха до Килона).

    Этап третий. Окончательная потеря общиной внутреннего социального равенства: разделение общинников на кабальных рабов, пелатов–бедняков, узкий слой середняков, небольшую группу богачей, консервативную группу землевладельцев–аристократов и новую группу аристократов, усвоивших рыночные ценности, стремящихся адаптироваться к новому (Эпоха Килона- Драконта).

    Этап четвертый. Формирование временного компромиссного союза (перед реформами Солона) из всех слоев общества в борьбе против монополизировавших политическую власть земледельцев–аристократов.

    Этап пятый. Победа компромиссного союза над земледельцами- аристократами, формирование новой тимократической цензовой элиты из смеси аристократов разных групп и богатой верхушки полиса, ликвидация кабального рабства, но не ликвидация колоссальной имущественной пропасти между беднейшими, средними и богатыми слоями гражданского коллектива (Эпоха Солона).

    Этап шестой. Нивелирование различий между аристократией и богатейшими слоями общества ввиду их равной отдаленности от политической власти в период правления Писистрата, постепенное затирание разницы между бедными и средними слоями афинского общества благодаря активной государственной политике в интересах беднейших слоев.

    Этап седьмой. Равное допущение к политической власти (в ходе реформ Клисфена) сразу двух крупных социальных групп: альянса аристократии и богатой верхушки полиса и союза растущего среднего класса и активно поддерживаемой государством за счет постоянного военного заказа группы бедного населения.

    Так вот, в первую половину V века до н. э. (то есть в тот период, когда родился и мужал Сократ) в Афинах происходило то, что описывается нами под понятием «седьмой этап формирования и существования афинской демократии». В афинском обществе, так же как и в любом другом классовом обществе, имелись группы людей, чье социальное и имущественное положение существенно отличалось друг от друга. Однако, благодаря предшествующему историческому пути полиса и реформам Клисфена, их отношение к процессу управления своей родной общиной, на тот момент времени стало совершенно тождественным, одинаковым, в том смысле, что представители всех этих групп имели равные возможности для непосредственного участия в принятии и реализации важных политико–административных решений.

    И здесь хочется обратить внимание читателя вот на что: в

    предшествующем абзаце мы не говорим о том, что равные возможности для непосредственного участия в принятии и реализации политикоадминистративных решений имели целые социальные группы! Ни в коем случае! Стоит еще раз подчеркнуть: равные возможности для

    непосредственного участия в принятии и реализации политикоадминистративных решений в демократических Афинах имели вовсе не целые социальные группы, а только индивиды, которые могли принадлежать к совершенно любым социальным группам в рамках всего гражданского коллектива.

    То есть афинский социум как раз самым активным образом препятствовал тому, чтобы участие в политике принимали сразу целые социальные группы! Препятствовал хотя бы просто потому, что он когда–то это уже проходил и хорошо помнил: перетягивание социально–политического канала различными политическими группами всегда чревато тем, что какая–то из конкурирующих групп его все–таки перетянет, а ее лидер тут же попытается создать такой режим личной власти, при котором плохо может стать уже совершенно всем участникам пресловутого политического «перетягивания».

    Именно поэтому афинское демократическое общество всячески старалось не допустить того, чтобы тот или иной политический деятель или магистрат начал бы опираться в своей политической борьбе на свой класс, стал бы пытаться взять на себя роль выразителя его материальных и политических интересов, начал бы позиционировать себя как представителя своего класса. И делалось это на практике очень простым способом:

    Оно создало такие условия легкости доступа к политикоадминистративным должностям, при которых человеку к власти не надо было именно пробиваться, преодолевать такие трудности, для борьбы с которыми потребовалась бы мобилизация сил целого класса, не надо было обозначать свое социальное происхождение;

    В течение сравнительно длительного периода общая экономическая политика общины равно благоприятствовала росту благосостояния всех общественных групп, как самой богатой, так и самой бедной.

    Г оворя об этом, следует помнить, что демократия - это вовсе не синоним термину «бесклассовое общество». Демократия рождается только в классовом обществе и только в процессе борьбы между классами. И с нашей точки зрения, демократия - это такая форма власти, при которой правящая элита приходит к власти или теряет ее в результате открытых честных выборов, спокойно относится к своей постоянной ротации–обновлению, боится своего народа и старается устранять те общественные проблемы, что могут вызвать народный гнев сразу же, по мере их появления, то есть своевременно.

    И в этой связи говорить о демократии «вообще», как о реальном народоправстве, довольно проблематично; как правило, это лишь кратковременный, не более чем переходный этап в саморазвитии демократии. В обычное же время, при других этапах саморазвития демократии, на вершине власти, как правило, находится довольно узкая группа лиц, так называемая политическая элита. И демократия в этом смысле - не столько народовластие, сколько то подчеркнуто уважительное отношение правящей элиты к своему народу, которое было исторически сформировано его борьбой против заносчивости и некомпетентности политической элиты предшествующей, в сумме с выборностью как механизмом легитимизации властной системы .

    Исходя из данного видения ситуации, представляется, что демократия (в том числе античная) исторически может иметь три модификации.

    Модицификация демократии № 1. «Демократия социального компромисса» (среднего класса). Данная демократия - это такое устройство власти, которое конституирует, формализует, оформляет по сути промежуточное, паритетное положение между общественными классами, достигнутое в процессе их борьбы между собой и зафиксированное благодаря влиянию и весу сильно разросшегося «буферного» среднего класса. Принятие основных политических решений происходит в данной системе исключительно после предварительного общественного обсуждения, в рамках публичнополитических отношений. С нашей точки зрения, это и есть, собственно говоря, демократия, демократия, так сказать, в ее «чистом», «классическом» варианте.

    Модификация демократии № 2. «Демократия–аристократия» . Данная демократия - это такое устройство власти, которое прикрывает явное социальное господство одного класса над другим, при котором господствующий класс считает целесообразным такое максимально возможное (для себя) удовлетворение запросов подчиненного класса, при котором тот воспринимает данное общественное устройство как благоприятное себе, «свое», не склонен к социальным конфликтам и активно участвует в политической жизни страны. Принятие основных политических решений происходит преимущественно в недрах управленческой элиты правящего класса, однако реакция на них общества обязательно учитывается и политический курс постоянно корректируется. Данная демократия по сути является разумным вариантом аристократии. (Именно такая демократия, с нашей точки зрения, существует сейчас в развитых странах Западной Европы и США.)

    Модификация демократии № 3. «Демократия–диктатура». Такая демократия не более чем ширма, драпирующая на самом деле нескрываемое доминирование одного класса над другими, такое устройство политической власти, когда формально демократические процедуры таковыми на самом деле не являются, лишь имитируют реальное народоправство, а принятие основных политических решений происходит за рамками публично–политических отношений, в недрах управленческой элиты правящего класса, скорее, даже ее верхушки. Данная демократия - это по сути дела аристократия, олигархия, тирания или охлократия.

    При этом следует сразу же отметить «переходный» характер демократии как формы устройства власти, преходящий характер всех исторически обусловленных модификаций демократии, их нестабильность, взаимную эволюцию, объективно отражающую те социально–экономические процессы, что происходят в любом обществе . При этом внутренне, сущностно эволюционируя друг в друга, изменяя свое внутренне социальноэкономическое и политическое наполнение, внешне демократия может оставаться практически неизменной, функционируя формально в совершенно неизменившихся органах публично–политической власти. Что, собственно говоря, как раз сильно затрудняет анализ социальной сущности той или иной известной нам модификации демократии.

    Так вот, античная афинская демократия эпохи первой половины V века до н. э., с нашей точки зрения, - это демократия второго варианта (демократия- аристократия), с явной тенденцией эволюции в сторону демократии первого варианта, в сторону демократии среднего класса. (Забегая вперед, сразу отметим, что эта эволюция была остановлена социальными низами демоса, который в итоге заставил исходную демократию дрейфовать в сторону третьей модификации, в сторону охлократии и, перодически, тирании.)

    Афинская демократия этого периода, с нашей точки зрения, является примером достижения такого социального компромисса между сословиями аристократов и богатых, с одной стороны, и среднего класса и социальных низов (за исключением рабов) - с другой, когда сторонам попросту было не нужно бороться друг с другом за какие–то экономические интересы. А раз так, то, значит, им и не было нужды создавать такую политическую площадку для этой борьбы, которая бы потребовала создания и контрнаправленных друг другу политических партий и соответствующих идеологий.

    Эта ненужность внутренней экономической и политической борьбы между социальными верхами и низами была исторически обусловлена тем, что афинское общество сначала вело (с 527 года до н. э.) общую для всех борьбу с тиранией Писистратидов, затем, с 500 года до н. э. и вплоть до начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.) - тяжелую и опасную войну с Персидской державой. Эти сплачивающие весь социум действия, оказавшиеся к тому же успешными и принесшими Афинам мировую славу, заставляли полисный коллектив гордиться самим собой, дорожить имеющимся единством и прилагать максимум усилий к тому, что в полисе имелся социальный мир.

    В связи с этим можно заметить, что созданная после активной фазы борьбы с персами (500–479 года до н. э.) по инициативе Афин так называемая Делосская симмахия имела своим скрытым социальным смыслом как бы постоянное сохранение, воспроизводство таких внешних условий, что как раз и способствовали консервации и воспроизведению достигнутого в период борьбы с тиранией и персидскими завоевателями внутреннего единства и социального мира. Удачно придумавшие в 478 году до н. э. Делосскую симмахию (оборонительный союз греческих полисов при фактической гегемонии Афин) Фемистокл и Аристид, несмотря на их личные конфликты друг с другом, сумели передать традиции сохранения внутригражданского мира следующим поколениям афинских политиков.

    Кроме того, полученная возможность перенаправить получаемые с союзников значительные денежные суммы на решение внутренних афинских экономических и социальных проблем, позволила демократии получить те дополнительные внешние источники финансирования, которые вплоть до начала Пелопоннесской войны исключали хоть какой–нибудь смысл во внутригражданских социальных конфликтах: средств было так много, что афинские политики не только создали чуть ли не самый крепкий средний класс во всей Элладе, но и превратили родные Афины в самый прекрасный город мира.

    Процитируем по этому поводу «Афинскую политию» Аристотеля: «После того как с созданием союза государство стало уже чувствовать свою силу и были накоплены большие средства, Аристид советовал добиваться гегемонии, а гражданам переселяться из деревень и жить в городе. Пропитание, - говорил он, - будет у всех: у одних - если они будут участвовать в походах, у других - если будут нести гарнизонную службу, у третьих - если будут исполнять общественные обязанности.

    …Кроме того, и большинству народа афиняне обеспечили возможность легко зарабатывать пропитание тем способом, что предложил Аристид. Дело происходило так, что на деньги от взносов и пошлин содержалось более двадцати тысяч человек. Было шесть тысяч судей, тысяча шестьсот стрелков, кроме того, тысяча двести всадников, членов Совета Пятисот, пятьсот стражников на верфях, да, кроме них, на акрополе пятьдесят, местных (муниципальных - прим. автора) властей до семисот человек, зарубежных до семисот. Когда же впоследствии начали войну (Пелопоннесскую в 431 году до н. э. - прим. автора), помимо этого было еще две тысячи пятьсот гоплитов, двадцать сторожевых кораблей, еще корабли для перевозки гарнизонных солдат в числе двух тысяч, избранных по жребию бобами, затем пританей, сироты и сторожа при заключенных к тюрьме. Всем этим лицам содержание давалось из казны» .

    В связи с этим, следует отметить, что эти самые двадцать тысяч человек, которые начали стабильно получать доход за счет активной афинской внешней политики, явно происходили не из числа самых богатых граждан. Констатируя этот факт, мы можем говорить о том, что в период с 478 по 431 год до н. э. (совпадающий с периодом становления и расцвета Сократа), чуть ли не половина афинских граждан осознанно отказались от привычных видов трудовой деятельности и фактически перешли на сдельно–оплачиваемую государственную и общественную работу, вследствие этого постепенно люмпенизируясь, утрачивая и свои трудовые навыки, и привычное мировоззрение.

    Нет никаких сомнений и в том, что это не могло не изменить отношение к власти у многих из этих граждан. Превратившись для значительной части афинской бедноты в средство получения пропитания, фактически в средство производства, политическая система демократических Афин уже в 460-х годах до н. э. начинает постепенно приватизироваться именно этой бедно–люмпенской частью афинского гражданства (которое оттесняет от кормила власти выходцев из аристократических родов), что однажды приводит к нарушению сложившегося в полисе социального и политического равновесия.

    Согласно античным источникам, это равновесие было фатально нарушено сначала реформой Эфиальта (461 год до н. э.), отобравшего остатки властных полномочий у древнего пристанища аристократов - Ареопага и передавшего их в Буле, гелиэю и Народное собрание, а затем реформами Перикла (450–435 года до н. э.), который отошел от цензовой обусловленности политических прав и значительно увеличил список тех политических и общественных обязанностей, за которые граждане получали государственное содержание.

    Будучи кровно заинтересованными именно в эскалации военных конфликтов и увеличении роли внешней политики, втягивая в нее все больше и больше тех представителей средних и богатых слоев, что, отвлекаясь от своей производственной деятельности, начинали нести ощутимые убытки, чрезмерно интегрированные теперь в политику нижние слои демоса объективно вступили на путь конфликта со своими более богатыми согражданами. А поскольку политика - это всегда способ защиты непосредственных экономических интересов, становится неудивительным, что уже в середине–конце 430-х годов до н. э. в Афинах постепенно начинают появляться такие группы и группировки граждан, которые, ввиду наличия у них отличных друг от друга представлений о сущности государства, и главных направлениях его деятельности, вполне можно определить как протопартии.

    Итак, с началом второй половины V века до н. э. афинская демократия социального компромисса, которой так и не было суждено окончательно конституироваться как демократии–аристократии, постепенно, «ползучим» образом, начинает присваиваться социальными низами, городским демосом. Осознавая увеличение своей важности в военно–морской сфере (за счет службы на флоте), демос все смелее подчинял внешнюю и внутреннюю политику только своим узкоклассовым интересам - выкачиванию максимально больших средств для обеспечения прожиточного минимума активно переселяющейся из сел в Афины социально деградировавшей, пролетаризирующей гражданской массы . И иногда начинал уже не жалеть и собственных богатых граждан, всеми способами принуждая их нести на себе так называемые «литургии» - формально добровольно финансовые повинности на содержание кораблей или театральных постановок, проведение хлебных раздач.

    Сталкиваясь с тем, что их непосредственные жизненные интересы начинают постепенно ущемлять, богатая и аристократическая прослойка и средний класс Афин также начинают искать способы каким–то образом повлиять на ситуацию, защитить себя. Поскольку же все это можно было сделать только в публично–политическом пространстве, начинаются лихорадочные идеологические поиски, первое время прикрытые внешне мировоззренческими и морально–этическими исканиями…

    Завершая же эту вводную главу к нашему исследованию социального подтекста конфликта между Сократом и афинской демократией, просто отметим, что начало в 431 году до н. э. Периклом Пелопоннесской войны против Спарты оказалось чудовищной политической ошибкой. Неся в себе усиливающиеся экономические и социально–политические противоречия, Афины уже не были тем единым гражданским коллективом, как это было пятьдесят лет назад во время персидских войн. Мечты Перикла о быстрой победоносной войне не оправдались. Зато полностью оправдалось наблюдение о том, что «война всегда обостряет внутренние противоречия в обществе».

    И вот на сам этот момент длительного вызревания внутрисоциальных проблем при внешней блестящей показухе, на момент их выхода наружу в ходе закончившейся для Афин позорным поражением Пелопоннесской войны (431404 годы до н. э.), на момент трагического крушения афинской демократии как демократии, построенной на социальном мире, и ее трансформации в демократию - диктатуру одного социального слоя, собственно говоря, и пришлось жизненое время великого Сократа.

    В связи с этим, следует еще раз подчеркнуть: сама по себе демократия, как система технического оформления власти, не является неким историческим эталоном. Она не решает множество общественных проблем (такие как нищета, коррупция, преступность и т. д.), а, кроме того, нередко оказывается лишь удобной ширмой для создания авторитарных, охлократических или олигархических режимов, имеющих лишь демократический «фасад» . Что, как мы увидим в ходе нашего дальнейшего исследования, как раз и произошло в эпоху Сократа.

    Как известно, родителей и время своего рождения, увы, не выбирают. Не выбирал этого и Сократ. Он просто родился в свое время, в своей семье, в своем самом демократическом городе Эллады - Афинах. Однако, в отличие от многих других своих современников, Сократ прошел свой жизненный путь именно так, как захотел сам. Хотя, если быть объективными, это было обусловлено существованием его неудержимо скатывающегося в пропасть кризиса демократического полиса. И вот об этом мы и поговорим в следующих главах нашего первого, биографического, раздела.

    Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию – реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

    Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган – гелиэю (суд присяжных)

    Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления – Совет четырехсот.

    Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

    Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления – коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.

    Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

    Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э. реформами Эфиальта и Перикла.

    Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

    Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

    При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    История государства и права зарубежных стран: шпаргалка

    История государства и права зарубежных стран шпаргалка.. шпаргалки от риора..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Государственный строй древней вавилонии при хаммурапи
    В Древней Вавилонии при известном царе‑законодателе Хаммурапи сохранился общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия, поддержание к

    Древнеиндийское государство
    I период – разложение первобытно‑общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н. э.). II период – рабо

    Древнекитайское государство
    К концу третьего тысячелетия до н. э. население Китая перешло к оседлому образу жизни. Основными занятиями стали земледелие, скотоводство и ремесло. Выделяется родоплеменная и военн

    Общие характеристики древневосточного права
    Для древневосточного права характерны следующие особенности: 1. Сословное неравенство, т. е. неравный политико‑правовой статус лично

    Древневавилонское право. Законы царя хаммурапи
    Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но перв

    Традиционное право индии
    Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший. Этот законник приписывался мифическо

    Древнегреческий полис
    Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой циви

    Система государственного управления в афинах
    Принципами афинской государственно‑политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяж

    Система государственного управления в спарте
    Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиат

    Принципат и доминат
    После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением прови


    Этапы истории древнеримского права: 1 . Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритс

    Законы xii таблиц
    Законы XII таблиц – основной источник римского права на раннем этапе его развития, первый древнеримский писаный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрицие

    Кодификация юстиниана
    Кодификация – от латинского «codex», т. е. «книга, листы которой скреплены и разрезаны у корешка». Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юри

    Становление и развитие средневековых европейских государств
    Становление и развитие средневековых европейских государств проходило в эпоху формирования феодального строя. В условиях феодализма общество разделено на два основн

    Раннефеодальное государство франков. Реформы карла мартелла
    В V в. Галлия, бывшая римская провинция, атакованная варварами‑германцами, оказалась поделенной между вестготами, франками и бургундцами Наиболее сильными среди них оказались

    Раннефеодальные англосаксонские государства. Норманнское завоевание XI в.
    Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IX–XI вв. в Англии окончател

    Великая хартия вольностей 1215 г. И английский парламент
    В начале XIII в. королевская власть потерпела неудачи во внешней политике (в частности, в крестовых походах), поэтому очень нуждалась в деньгах, которые пыталась получить от своих п

    Особенности английского абсолютизма
    Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма, возникновения и развития капиталистических производственных отношений. Вместе с тем

    Государственный строй византии
    Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался

    Право раннефеодальных государств европы. Салическая правда (V в.)
    Протограф (первоначальный текст) Салической правды (Lex Salica) не сохранился, по‑видимому, он восходит к 60‑70‑м гг. V в. Древнейшие дошедшие до нас списки


    В IX–XI вв. устанавливается принцип территориального действия права. Племенные обычаи заменяются местными – кугюмами. В период феодальной раздробле


    В период X–XIII вв. Германия не знала единой правовой системы: на каждой территории со своей политической властью существовало свое право и отношения внутри каждого


    К XII–XIII вв. в централизованной Англии сложилась единая правовая система, получившая впоследствии название «общего права» {«common law»), которое бы

    Основные этапы развития японского феодального государства
    В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользо

    Исламская теократическая монархия. Арабский халифат
    Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепен


    Важным источником права Японии в средневековый период оставался обычай. Другим источником права являлся «высочайший указ» японских императоров. С X

    Мусульманское право
    В Арабском халифате возникла и оформилась одна из наиболее значительных правовых систем средневекового Востока – мусульманское право (шариат). Действие шариата со в

    Буржуазная революция в англии
    Английская буржуазная революция началась в 1640 г. когда впервые собрался так называемый «Долгий парламент». Стадии революции: 1. Конституционная монархия (1640–164

    Избирательные реформы в англии XIX в. И чартистское движение
    После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одн

    Акт о парламенте 1911 г. Делегированное законодательство в англии в XX в.
    К 40‑м гг. XIX в. значительная степень политического влияния в Великобритании переходит в руки промышленной буржуазии (это доказывает, например, принятие так называемых «хлебн

    Периодизация
    1. Период конституционной монархии (1789–1792). Главная движущая сила – крупная аристократическая буржуазия (представители – маркизы Мирабо и Лафайет), политической властью владеют

    Влияние буржуазной революции XVIII в. На развитие французского права
    Общая характеристика. Революционное право было формальным и светским, стремилось к избавлению от феодальной сословности общества. Однако на практике принцип равенст

    Летом 1793 г. якобинцы отменили все оставшиеся феодальные повинности и феодальные связи
    Франция стала мелкобуржуазной страной. Восторжествовал буржуазный принцип свободы договора, были ликвидированы феодальные монополии и откупа, цеховое устройство промышленности. Буржуазные

    Государственный строй первой империи
    В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII г. республики) во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапар

    Вторая империя. Конституция 1852 г.
    В соответствии с Конституцией в 1848 г. Президентом республики был избран политический авантюрист Луи Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые

    Конституционные законы третьей империи 1875 г.
    Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после вое

    Рейнский союз 1806 г. Германский союз 1815 г
    В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз».

    Франкфуртская конституция 1849 г. Конституция пруссии 1850 г.
    В условиях революции, произошедшей в ряде европейских государств в 1848 г., во Франкфурте‑наМайне собралось общегерманское Национальное собрание, принявшее в 1849 г. К

    Падение кайзеровской Германской империи в 1918 г.
    Весной‑осенью 1918 г. в результате неудач на фронтах первой мировой войны и под влиянием падения монархии и социалистической революции в России, в Германии сложилась революцио

    Веймарская конституция 1919 г.
    Согласно Веймарской конституции 1919 г., Германия становилась буржуазной парламентской республикой во главе с президентом. Германия провозглашалась федерацией, состоящей из 18 земел

    Образование ФРГ. Конституция 1949 г.
    В 1949 г. для Западной Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» конституция объявила Германию

    Крах фашистской Германии. Потсдамские соглашения. ГДР и ФРГ
    После победы стран‑союзников (во главе с СССР:США, Великобританией и Францией) над фашистской Германией в ходе второй мировой войны, 5 июня 1945 г. было принято реш

    Развитие германского права в XX в. Объединение германии в 1990 г.
    В ст. 14 Конституции ФРГ 1949 г., в традициях Германского гражданского уложения 1896 г., записано: «Собственность обязывает. Осуществление права собственности должно служить в то же

    Объединение Италии в 1870 г.
    В 1859 г. закончилась война между Пьемонтом и Австрией. Ее результатом стал вывод австрийских войск из Ломбардии. Именно на этой почве 6 мая 1860 г. «экспедиция тысячи», возглавляем

    Итальянская фашистская диктатура и ее крах
    Фашистское движение в Италии было порождено первой мировой войной и экономическим кризисом поразившим Италию. Первые военизированные отряды были созданы лидером фашистской партии Бе

    Конституция Италии 1947 г.
    22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло новую Конституцию Италии, которая вступила в силу с 1 января 1948 г. Конституция объявила Италию демократической республикой.

    Борьба североамериканских колоний против Англии и декларация независимости 1776 г.
    Английские колонисты впервые высадились в Северной Америке в 20‑х гг. XVII в., здесь стали создаваться английские колонии, к середине XVIII в. их число достигло 13. Они были р

    Американское право во второй половине XX в. Избирательное право. Антитрестовское и трудовое законодательство
    В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было утвержд

    Капитуляция Японии. Конституция японии 1947 г.
    На государственно‑правовое развитие Японии второй половины XX в. решающее значение оказали ее поражение и капитуляция во второй мировой войне. Оккупационный режим осуществлялс

    Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию – реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

    Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган – гелиэю (суд присяжных)

    Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления – Совет четырехсот.

    Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

    Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления – коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.

    Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

    Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э. реформами Эфиальта и Перикла.

    Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

    Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

    При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.



    В продолжение темы:
    Балкон и лоджия

    С древних времен наши предки пытались угадать в сновидениях перст судьбы и придавали снам колоссальное значение, наделяя каждый увиденный предмет или событие символичным...

    Новые статьи
    /
    Популярные