Холмская икона богородицы. Кого берёг образ Холмской Божьей Матери? Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Холмской»

Холмская икона Пресвятой Богородицы датируется XI–XII веком и относится искусствоведами к константинопольской школе византийской иконописи эпохи Дук, Комнинов и Ангелов.
Об этом свидетельствует особенная утонченность и совершенство образа в сочетании с чрезвычайно высоким уровнем художественного исполнения.
Иконографически Холмская икона принадлежит к типу Одигитрии Праворучицы. Одна из важнейших деталей, различимых в ультрафиолетовом излучении – стопа Младенца, развернутая к зрителю пяточкой.
Эта иконографическая особенность наполнена глубоким богословским смыслом, тесно связанным с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителе, жалящем в пяту рожденного женою.

Почитание этой чудотворной иконы началось давно, поэтому с нее издревле до наших дней делаются списки. На этих современных списках вы можете лучше рассмотреть иконографические особенности.

О происхождении Холмской иконы сохранились различные легенды. Согласно самой известной из них, икону принес в дар городу Холму сам святой равноапостольный князь Владимир. Возможно, она была вывезена из Византии с приданым его жены Анны, дочери византийского императора.
Исторические источники подтверждают присутствие иконы в XIII веке в Холме, крупнейшем городе Галицко-Волынского княжества Киевской Руси. Ныне город называют Хелм (республика Польша).

Холмская икона написана на кипарисовой доске, состоящей из трех частей. В древности эта икона была украшена драгоценной ризой из литого золота и эмалями византийской работы. Около 1242 года, во время нападения татар, полки Батыя пришли на юго-западную Русь и ограбили г. Холм, в котором находилась святыня. От них пострадала и сама икона. Татары сняли с нее ризу, повредив изображение в некоторых местах.

В наше время на изображении видны две язвы, которые были нанесены татарами: одна на левом плече образа Богородицы(от удара саблей) и другая на правой руке (от стрелы). Имеется предание, что нечестивые татары, грабившие храм, были немедленно наказаны: они ослепли.


В 1255 году город Холм горел. Пожар был таким сильным, что его видели из Львова, и уничтожил все церкви. Но икона уцелела. Князь Даниил построил тогда для нее на Холмской горе прекрасный кафедральный собор

Перед этой иконой совершалось много чудесных явлений. Рассказы о них содержатся в книге архимандрита Иоаникия Голятовского "Новое небо".

Во время нашествия татар в 1259 году отряды Бурундая подступили к г. Холм. В городе в это время жили две благочестивые княжны. Видя невозможность защититься силою оружия, они вместе с другими людьми обратились в молитве перед Холмской иконой Богородицы с прошением принять город под свой покров. После этого женщины взяли из храма чудотворную икону и поставили ее напротив войск противника на стене крепости. На татарское войско нашло какое-то наваждение: гора, на которой находился город, начала казаться им круче и выше, чем была на самом деле. И чем ближе они приближались, тем страшнее им становилось. Охваченные паникой они начали убегать. Так, чудесной помощью, город был спасен.

С переходом холмского епископа Дионисия Збируйского в 1596 г. в унию холмский собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 г., во время восстания казаков Богдана Хмельницкого против владычества Речи Посполитой, униаты должны были вернуть ее православному епископу Дионисию Балабану по Зборовскому соглашению, но икону скрыли. Спустя год святыня была обнаружена в сундуке закопанном в землю и замаскированном зерном и снопами соломы В следующем 1651 г. война вспыхнула с новой силой, а икона попала в руки поляков Король Ян-Казимир взял Холмскую икону с собой в поход, после которого она была выставлена в Варшаве в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 г. Победу над казаками Ян-Казимир приписывал помощи Богоматери, холмская икона Которой была с ним в походе. В благодарность за это король возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону.

29 апреля 1652 г. она была установлена в соборе г. Холма. Между тем, война между Польшей и Украиной вспыхнула с новой силой. Тогда король снова взял чудотворную Холмскую икону на поле битвы, но под Жванцем польское войско потерпело поражение. После этого святыня была возвращена в холмский собор, где находилась до начала нашего столетия.

Во время господства унии имели место попытки латинизации чудотворной иконы и самого холмского собора. Икона была поставлена в алтаре, над главным престолом (по католическому обычаю). В 1765 г. Римским Папой икона была коронована двумя золотыми коронами. К передней части престола, над которым она находилась, была прикреплена серебряная пластина с барельефами и латинскими надписями (на сегодняшний день хранится в Московской оружейной палате).

В первой половине XIX в. Холмская икона и собор были возвращены православной общине. Святыню торжественно установили в иконостасе над Царскими Вратами. В 1888 году к чудотворному образу прикладывался Российский император Александр II с семьей.

Когда в 1915 году возникла угроза захвата города австрийской армией, Холмскую икону эвакуировали в Москву. Но через несколько лет, спасая от большевиков, икону тайно переправили в Киев и поместили во Флоровский монастырь на Подоле. Вскоре после Гражданской войны советская власть предприняла массовую конфискацию церковных ценностей под предлогом сбора средств для помощи голодающим Поволжья. Тогда оклад иконы украшали драгоценные камни, поэтому была реальная опасность, что ее экспроприируют. Верующие из числа интеллигенции разделили реликвию на части и спрятали в своих домах. Икону, написанную на трех кипарисовых досках, пришлось разъединить. Чекистам удалось найти только драгоценный оклад. Его обнаружили при обыске у ученого-этнографа Корниловича. Хоть оклад был вещью очень ценной, изготовлен он относительно недавно - в конце XIX века. Самой же иконе около тысячи лет.

Реставрировали ее в годы Второй мировой войны. Дело было так: известный украинский ученый и богослов Иван Огиенко (митрополит Илларион) стал архиепископом оккупированного немцами Холма. Ему было известно, у кого хранились части иконы Холмской Богоматери, и он отправил в Киев человека, снабдив его деньгами на реставрацию иконы. В 1943 году она вновь была помещена в кафедральный собор Холма. Перед освобождением города советскими войсками митрополит попытался вывезти церковные раритеты, однако эшелон, в котором их переправляли, разбомбили на территории Польши. Простая христианка по фамилии Булгакова спасла икону из огня. Привязав ее к спине (образ Холмской Богоматери довольно большой, поэтому нести его удобнее всего именно таким образом), женщина шла по ночам, а днем пряталась в стогах сена. Она добралась до Люблина, а тамошние священники переправили святыню в Украину. Так она попала в дом священника Гавриила, отца Надежды Горлицкой, в квартире которой и была обнаружена в 1996 году сотрудниками луцкого музея Волынской иконы. Святыню прятали от посторонних глаз в шкафу, и только по большим православным праздникам, например, в день Рождества Богородицы, семья устраивала на дому молебен перед чудотворным образом, зашторив для конспирации окна. Женщина сама предложила безвозмездно передать ее украинскому государству с условием, что образ останется в Луцке.

С тех пор восстановлением чудотворного образа Богоматери занимается руководитель реставрационной мастерской музея волынской иконы Анатолий Квасюк.

Если вы хотите более подробно узнать об аспектах исследования этой древней иконоы учеными, посетите страницу
www.etnolog.org.ua/vyd/studmyst/2004/N1_5/Art03.htm

В настоящее время Холмская икона Богородицы находится в экспозиции музея Волынской иконы г. Луцка.
Празднование иконе установлено 8 сентября ст.ст.

Только через 100 лет после разрушения Холма святая икона была обретена во время раскопок и торжественно установлена в востановленном холмском соборе. В наше время на изображении видно две язвы, которые были нанесены татарами: одна на левом ее плече (от удара саблей) и другая на правой руке от стрелы. Имеется благочестивое предание, что нечестивые татары, грабившие храм, были немедленно наказаны: они ослепли. С переходом холмского епископа Дионисия Збируйского в 1596 г. в унию, холмский собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 г., во время восстания казаков Богдана Хмельницкого в Украине, униаты были вынуждены вернуть ее православному епископу Дионисию Балабану по Зборовскому соглашению; при этом икону пытались припрятать. Поэтому она была обретена только через определенное время в подземелье. В следующем 1651 г. война вспыхнула с новой силой, икона опять попала в руки поляков. По совету Иакова Суши, польский король Ян-Казимир взял Холмскую икону с собой в поход, после которого она была выставлена в Варшаве в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 г. Победу над козаками Ян-Казимир приписывал помощи Богоматери, холмская икона Которой была с ним в походе. В благодарность за это король возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону. 29 апреля 1652 г. она была установлена в соборе г. Холма. Между тем, война между Польшей и Украиной вспыхнула с новой силой. Тогда король снова взял чудотворную Холмскую икону на поле битвы, но помощи она ему не принесла. Под Жванцем польское войско потерпело поражение. После этого холмская святыня была возвращена в холмский собор, где находилась до начала нашего столетия. Во время господства унии имели место попытки латинизации чудотворной иконы и самого холмского собора. Икона была поставлена в алтаре, над главным престолом (по католическому обычаю). В 1765 г. римским папой, икона была коронована двумя золотыми коронами. К передней части престола, над которым она находилась, была прикреплена серебряная пластина с барильефами и латинскими надписями (на сегодняшний день хранится в Московской оружейной палате). В первой половине 19 в. Холмская икона и собор были возвращены православной общине. Святыню торжественно установили в иконостасе над Царскими Вратами. Перед этой иконой совершалось много чудесных явлений. Рассказы о них содержатся в отдельной книге архимандрита Иоаникия Голятовского "Новое небо". Во время нашествия татар времен Батыя, некоторые их отряды подступили к г. Холм. В городе в это время жили две благочестивые княжны. Видя невозможность защититься силою оружия, они вместе с другими людьми обратились в молитве перед Холмской иконой Богородицы с прошением взять город под свой покров. После этого женщины взяли из храма чудотворную икону и поставили ее напротив войск противника на стене крепости. На татарское войско нашло какое-то наваждение: гора, на которой находился город, начала казаться им круче и выше, чем была на самом деле. И чем ближе они приближались, тем сильнее им казалось. Охваченные паникой они начали убегать. Так, чудесной помощью, город был спасен. В настоящее время эта величайшая из святынь христианства хранится в сейфе из бронированного стекла в музее Волынской иконы в городе Луцке и выставляется для поклонения по большим религиозным дням.

Холмская икона Божией Матери

По преданию сия чудотворная икона, написанная св. евангелистом Лукою, привезена вместе с другими иконами из Константинополя св. равноапостольным князем Владимиром после принятия им св. крещения. Икона изображена на трёх вместе соединённых кипарисных досках. В 1261 году во время нападения на Холм полчищ Брундая татарами была снята с иконы риза из литого золота с эмалью византийской работы, а сама икона заброшена. Только спустя сто лет после разрушения Холма татарами икона была открыта под известковым щебнем. В 1596 году Холмский собор и находившаяся в нём чудотворная икона оказались в руках униатов.

В 1650 году униаты возвратили православию Холмскую кафедру, но чудотворную икону скрыли. Она была найдена только после долгих поисков.

В 1651 году, во время войны казаков и поляков, король Ян-Казимир взял икону в поход, по окончании которого она была отвезена в Варшаву. Приписав счастливое окончание войны нахождению чудотворной иконы среди польских войск, король восстановил Холмскую униатскую кафедру и передел униатам икону. Однако при следующей битве русская святыня не оказала помощи полякам и была возвращена в Холм.

В 1765 году икона была коронована по католическому обычаю двумя коронами, присланными римским папою.

На Холмской иконе видны две язвы: одна на левом плече от сабли, другая на правой руке от стрелы. Язвы эти были нанесены иконе татарами; но кара Божия тогда же постигла нечестивых: дерзкие ослепли и лица их обратились к спине.

Когда татары подступили к Холму, все жители города поверглись перед чудотворною иконою Холмской Богородицы умоляя Её заступиться и защитить от врагов. Взяв икону, они поставили её на городской стене. На татар нашло помешательство ума; гора, на которой стоял город, показалась им слишком высокою и потому неприступною; потом им казалось, что они подступают к городу, а в действительности они отступали и, наконец, в беспорядке бежали от него. Чудесным заступлением Божией Матери город был спасён от разорения.

Много дивных чудотворений и исцелений совершается по благодати Божией от святой Холмской иконы Богородицы.

Из книги Богословие иконы автора Языкова Ирина Константиновна

Новодворская икона Божией Матери января (20 декабря ст. ст.)Икона Божией Матери, именуемая Новодворскою, писана св. Петром, митрополитом всероссийским, около 1320 года тогда, как он был еще на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец,

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

Икона Божией Матери «Почаевская» К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная гюминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Икона Божией Матери «Казанская» Чудотворные списки:Россия, г. Казань, храм во имя Чудотворцев ЯрославскихРоссия, г. Москва, Елоховская ул., 15, Богоявленский соборРоссия, г. Санкт-Петербург, Казанский соборРоссия, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, пос. Дивеево, Троицкий

Из книги Почитание Пресвятой Богородицы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Икона Божией Матери «Тихвинская» Россия, Ленинградская обл., г. Тихвин, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырьЧудотворный список: Россия, г. Белгород, Борисовская Богородицко-Тихвинская ОбительТихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) – одна из самых

Из книги автора

Икона Божией Матери «Барская» Белоруссия, Белорусское Полесье, г. Бар, Свято-Успенский соборЧудотворная икона Божией Матери Барская на протяжении уже 300 лет являет чудеса исцеления и милости Божией Матери всем страждущим, прибегающим к ней в своих скорбях и

Из книги автора

Икона Божией Матери «Максимовская» Россия, Владимиро-Суздальский музей-заповедникМаксимовская икона Божией Матери написана в 1299 году по видению святителю Максиму, митрополиту Владимирскому. На ней изображена Божия Матерь во весь рост с Предвечным Младенцем и

Из книги автора

Икона Божией Матери «Ахтырская» Украина, г. Ахтырка, Покровский СоборЧтимый список: Россия, Московская обл., Подольский р-н, с. Сатино-Русское, храм Вознесения ГосподняАхтырская икона Божией Матери – чудотворная икона, чтимая в России в XVIII–XIX веках. Она была явлена в 1739

Из книги автора

Икона Божией Матери «Донская» Россия, г. Москва, Донская пл., 1, Донской монастырьСуществует несколько версий написания чудотворного Донского образа Богоматери. Одна из них, – что икона была написана для Успенского собора Симонова монастыря (1370 г.). По другой версии –

Из книги автора

Икона Божией Матери «Целительница» МолитваПриими, о, Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе

Из книги автора

Икона Божией Матери «Казанская» Тропарь, глас 4Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех и

Из книги автора

Икона Божией Матери «Скоропослушница» Перед этой иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологических болезнях, о помощи в родах и о кормлении молоком, о детях. А прежде всего молятся Скоропослушнице, когда не знают, как лучше поступить, о чем

Из книги автора

Икона Божией Матери «Казанская» МолитваО Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе: умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего,

Из книги автора

Икона Божией Матери «Умиление» МолитваПриими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе

Из книги автора

Икона Божией Матери «Казанская» (Празднование 21 июля, 4 ноября. Этой святой иконе молятся при глазных болезнях и о благополучном замужестве) Образ Пресвятой Богородицы

Из книги автора

Икона Божией Матери «Озерянская» (Празднование 12 ноября. Этой святой иконе молятся при болезнях головы) Образ Пресвятой Богородицы

Происхождение её очень давнее. Согласно местному преданию, которое записано епископом Иаковом Сушей, она написана св. євангелистом Лукой и была привезена на земли Киевской Руси во времена князя Владимира, который после крещения получил в Константинополе множество икон.

Холмская икона изображена на трёх, соединенных вместе, кипарисовых дощечках.

В древсности эта икона была украшена драгоценной ризой из литого золота и эмали византийской работы. Но в 1261 году, во время нападения татар, полки Бурундая пришли на юго-западную Русь и ограбили г. Холм (сегодняшний Хелм, республика Польша), в котором находилась святыня. От них пострадала и сама икона: с повреждениями изображения в некоторых местах, татарами с нее была снята риза, а сама икона была утрачена. Только через 100 лет после разрушения Холма святая икона была обретена во время раскопок и торжественно установлена в востановленном холмском соборе. В наше время на изображении видно две язвы, которые были нанесены татарами: одна на левом ее плече (от удара саблей) и другая на правой руке от стрелы. Имеется благочестивое предание, что нечестивые татары, грабившие храм, были немедленно наказаны: они ослепли.

С переходом холмского епископа Дионисия Збируйского в 1596 г. в унию, холмский собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 г., во время восстания казаков Богдана Хмельницкого в Украине, униаты были вынуждены вернуть ее православному епископу Дионисию Балабану по Зборовскому соглашению; при этом икону пытались припрятать. Поэтому она была обретена только через определенное время в подземелье. В следующем 1651 г. война вспыхнула с новой силой, икона опять попала в руки поляков. По совеу Иакова Суши, польский король Ян-Казимир взял Холмскую икону с собой в поход, после которого она была выставлена в Варшаве в часовне королевского дворца, где оставалась до 1652 г. Победу над козаками Ян-Казимир приписывал помощо Богоматери, холмская икона Которй была сним в походе. В благодарность за это король возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону. 29 апреля 1652 г. она была установлена в соборе г. Холма. Между тем, война между Польшей и Украиной вспыхнула с новой силой. Тогда король снова взял чудотворную Холмскую икону на поле битвы, но помощи она ему не принесла. Под Жванцем польское войско потерпело поражение. После этого холмская святыня была возвращена в холмский собор, где находилась до начала нашего столетия.

Во время господства унии имели место попытки латинизации чудотворной иконы и самого холмского собора. Икона была поставлена в алтаре, над главным престолом (по католическомуу обычаю). В 1765 г. римским папой, икона была коронована двумя золотыми коронами. К передней части престола, над которым она находилась, была прикреплена серебрянная пластина с барильефами и латинскими надписями (на сегодняшний день хранится в Московской оружейной палате).

В первой половине 19 в. Холмская икона и собор были возвращены православной общине. Святыню торжественно установили в иконостасе над Царскими Вратами.

Перед этой иконо совершалось много чудесных явлений. Рассказы о них содержатся в отдельной книге архимандрита Иоаникия Голятовского "Новое небо".

Во время нашествия татар времен Батыя, некоторые их отряды подступили к г. Холм. В городе в это время жили две благочестивые княжны. Видя невозможность защититься силою оружия, они вместе с другими людьми обратились в молитве перед Холмской иконой Богородицы с прошением взять город под свой покров. После этого женщины взяли из храма чудотворную икону и поставили ее напротив войск противника на стене крепости. На татарское войско нашло какое-то наваждение: гора, на которой находился город, начала казаться им круче и выше, чем была на самом деле. И чем ближе они приближались, тем сильнее им казалось. Охваченные паникой они начали убегать. Так, чудесной помощью, город был спасен.

В настоящее время Холмская икона Богородицы находится в експозиции музея Волынской иконы г. Луцка.

Кого берёг образ Холмской Божьей Матери?

Накануне юбилея, 3 августа 2012 года Холм отметит 235 годовщину присвоения статуса уездного города, есть повод возвратиться к истокам, к фактам далёкой истории, в которой много совпадений, вводящих в заблуждение наших современников.

Лет пятнадцать назад я получил письмо из Польши. Работник культуры и краевед-любитель Анджей Пивоварчик из города Хелма просил разрешить трудную для него задачу. Какой Холм изображён на старинной фотографии? Псковский на Ловати или Волынский в Польше. Ведь до революции Польша входила в состав России, и Галицкий Холм на Волыни имел такое же название, как и наш город. Тогда Анджей прислал открытку нашего Владимирского бульвара. Я в ответном письме указал на это совпадение. Так завязалась наша переписка. Тогда ещё мой польский друг хотел издать совместную книгу об истории и современности наших городов-тёзок. Но этому намерению осуществиться не удалось. Отношения между нашими странами были весьма прохладными, да и сейчас, думаю, воплотить такую идею было бы очень сложно. В память о нашей переписке он подарил мне Польско-русский и русско-польский словарь в одной книжке и объёмистый путеводитель «Chelm i okolice» автора Здзислава Казимиржика на польском языке. В этой иллюстрированной книжке кратко изложена 610-летняя история Хелмского края с 1392 по 2002 годы. Учитывая уникальность этого издания (в Холме такой книги ни у кого нет), я подарил её нашему музею. И подарил неслучайно. Потому как частенько возникает путаница между событиями нашей и польской истории.

Вот пример. Одна наша землячка, которая давно живёт в другом городе, обнаружила в Интернете воспоминания штабного офицера времён первой мировой войны. Он описывал, как на фронт в город Холм прибыл Император Николай II с инспекцией войск и пакгаузов на железнодорожной станции. Её нисколько не смутило, что в нашем Холме никогда не было железной дороги, и в 1915 году фронт находился за многие сотни вёрст на западе. Дама искренне удивлялась, как такое большое событие осталось незамеченным местными краеведами и не нашло отражения в музейных экспозициях. Хотя Николай II никогда не был в Холме, а штабс-капитан описывал инспекцию войск, находящихся на фронте против Австро-Венгрии в Холме на Карпатах.


О другом заблуждении мне рассказали недавно в нашем музее. Его директор Наталья Алексеева и методист Елизавета Семёнова с удивлением узнали, что «особо чтимой иконой в старинном Холме была чудотворная икона Холмской Божьей Матери – заступницы города». Вот такое открытие появилось в Интернете?! Толчок дала фраза: «По свидетельству К.К. Случевского, посетившего Холм в 1897 г., на Клинской стороне города с давних времён при впадении Куньи в Ловать стояла древняя часовня с деревянной свечой высотою в полтора аршина, диаметром в четыре вершка и надписью: "21 мая 997 г. (?) её поставил холмский посадский человек Петров". Особо чтимой иконой в городе был чудотворный образ Божией Матери "Холмской" – заступницы города. Икона имела на себе следы ран: один на левом плече, оставшийся, по легенде, от удара меча татарина, который сразу же после этого ослеп, и другой – на правой руке от стрелы литовского воина, после чего у того голова свернулась набок». Она появилась на сайте http://druzhkovka-news.ru/istoriya-goroda-xolm/. Сразу замечу, в цитате ошибка. К. Случевский посещал Холм с великим князем Владимиром не в 1897, а в 1887 году. Причём, второй раз. А свои очерки он написал после первого посещения в 1885 году.

По следам заблуждения

Итак, нахожу сведения об авторе приведённой цитаты. Константин Случевский служил в Главном управлении по делам печати, в министерстве государственных имуществ. В свите великого князя Владимира Александровича совершает в 1885 году путешествие по северу и северо-западу России. 28-29 мая они пребывали в городе Холме Псковской губернии. В 1876 году в Санкт-Петербурге вышел двухтомник очерков К.К.Случевского "По северо-западу России". Том первый назывался "По северу России". Сюда вошёл небольшой очерк "Холм" (стр. 112-114). Кстати, эта информация взята из нашей родной газеты «Маяк» и размещена в Интернете. Далее – краткий пересказ очерка Случевского, но о чудотворной иконе – ни слова. Может быть, автор изложения нарочно упустил её из виду? Обращаюсь к первоисточнику: «Из древностей, имеющихся в наличности, следует упомянуть о «Городище» новгородских времён, окружённом с трёх сторон Ловатью... На Клинской стороне города, в часовне, сохранилась деревянная свеча длиной полтора аршина, раскрашенная цветами, толщиной четыре вершка, с надписью, гласящею, будто-бы 21 мая 997 года её поставил холмский посадский человек Петров. Конечно, этот год неверен, но свеча, несомненно, старинная, вероятно конца XVII века». И ни слова о чудотворной иконе. О ней нахожу в другом источнике – историческом очерке Н. В.Затейщикова-Второго «г. Холм Псковской губернии», изданном в 1891 году. Он пишет: «В местном Богоявленском Соборе, а также в Воскресенской церкви находится точный список с чудотворного образа Заступницы города – Холмской Богоматери. Этот образ имеет на себе знаки язв: один на левом плече, другой на правой руке Богоматери; первый произошёл от удара нанесённого мечом татарина, который за это поражён был слепотою; другой – от стрелы, пущенной также воином, у которого вслед за сим голова свернулась в сторону». Автор приводит ещё несколько легенд. Именно легенд. Потому что здесь же пишет, что «...в 1238 году от Торжка татары пошли Селигерским путём..., но, не доходя ста вёрст до Новгорода, воротились к юго-востоку». Значит, татарского штурма холмской крепости не было и чудотворную икону поранить татарские воины не могли. Это же подтверждает и К. Случевский в своём очерке: «Татары не доходили до Холма никогда...» А как же со следом раны от меча татарина?

История Холмской Богоматери

А так, что подлинная икона Холмской Богоматери к нашему Холму не имеет никакого отношения. Заманчиво было бы присвоить себе столь значимую христианскую святыню, но...

По материалам Холмского Свято-Богородицкого братства за 1916 год, Холмская икона относится к числу древнейших. Предание гласит, что она написана святым апостолом и евангелистом Лукой и привезена в Россию из Царьграда. При крещении своём в городе Корсуни святой князь Владимир получил от греческих императоров Василия и Константина много разных священных предметов и в числе их икону Богоматери, которую он впоследствии подарил городу Холму и которой поручил всю Холмскую страну. В русской истории Холмская икона впервые упоминается в 1240 году, когда город окружили татарские полчища с жестоким, прошедшим Русь огнём и мечом ханом Батыем. Городу угрожало полное разрушение, а жителям - поголовное избиение или ужасная неволя в плену. Объятые страхом горожане стали усердно молиться пред иконой Божьей Матери, а две дочери князя - княжны Холмские - дали обет всю свою жизнь посвятить служению Богу и обновить церковь Пречистой. И услышана была их молитва. Когда жители вынесли чудотворную икону на крепостные валы, окружавшие гору, на которой стояли церкви и монастырь, татарам показалось, что город укреплён высокими неприступными стенами и башнями, а гора, которой им нужно было овладеть, возвышается под самые облака. И они в страхе отступили от города. В 1254 году, когда князь Даниил Галицкий получил «венец и титул», то, вступив в Холм, прежде всего, пришёл в храм Богоматери, пал на колени и усердно молился Пречистой. В 1499 году на Холм напали крымские татары и разграбили город...

Признана чудотворной

Только через 100 лет после разрушения Холма святая икона была обретена во время раскопок и торжественно установлена в восстановленном холмском соборе. С переходом холмского епископа в 1596 году в унию с католицизмом, собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 году, во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого на Украине, униаты были вынуждены вернуть святыню православному епископу Дионисию Балабану. В 1651 году польский король Ян-Казимир возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону. 29 апреля 1652 года она была установлена в соборе Холма. В XVIII веке икону официально признали чудотворной. В 1765 году образ Богородицы с младенцем Иисусом был коронован золотыми коронами римским папой Климентом XII. В 1875 году Холмскую униатскую епархию присоединили к Русской православной церкви, и 2 сентября 1888 года перед Холмской Богородицей молилась царская семья: император Александр III, его супруга Мария Фёдоровна, великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II). В 1915году во время германо-австрийского наступления икону вывезли в Москву, а в 1918 году в Киев. С 1923 по 1941 годы образ Богородицы прятали в киевских частных квартирах верующих христиан. 27 сентября 1943 образ Богородицы вернулся в кафедральный собор Холма. В июле 1944 года митрополит Иларион (Огиенко) решил уехать на Запад и забрал икону с собой, но под Люблином его обоз попал под бомбардировку. Образ был спасён Иларией (Булгаковой), кузиной писателя Михаила Булгакова. Икона попала на тайное сохранение протоиерея Гавриила Коробчука, бывшего викарием в православном соборе на Даниловой горе в Холме. В 1945 году он был вынужден уехать на Украину, где образ сохранялся его семьёй в секрете. В 1996 году владелица иконы Надежда Горлицкая передала Холмскую икону Луцкому музею волынской иконы. Согласно завещанию семьи Горлицкой, икона не может покидать пределы Луцка. В течение десяти лет реставрацией занимался Анатолий Квасюк, который за свою работу удостоен ордена Святого равноапостольного князя Владимира второй степени.

Список с иконы сейчас находится в Базилике Рождества Пресвятой Девы Марии в Холме (Хелм). А где списки, о которых писал Затейщиков-Второй, никому не известно...

Анатолий ПИМАНОВ


(Опубликовано в газете "МАЯК")

Изображение иконы Холмской Божьей Матери


Базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в городе Хелм




Музей волынской иконы в Луцке



В продолжение темы:
Гостиная

Многие женщины следят за своей фигурой и придерживаются различных диет для похудения. Есть способ проще: включить в рацион тыкву. Тыква калорийность имеет небольшую, более...

Новые статьи
/
Популярные