Изготовление скрипки. Из какого дерева делают скрипку Как делают скрипки

Понадобилась мне скрипка. Ну, как вы уже знаете, простой путь КУПИТЬ - это не для меня.

Для работы нам понадобится:
Основа - картон. Тут обращу ваше внимание, что картон желателен тонкий - не горфированный. Потому что у гофрокартона некрасивые боковушки и проглядывают "волны". У меня используется коробка от чая.
Клей. Я для склеивания заготовок использую карандаш - с ним будет нужное количество клея и заготовки не выгнутся, как от, например, ПВА.
Инструменты для шлифовки. У меня это наждачная бумага, надфили и пилочка для ногтей.
Линейка.
Ножницы.
Карандаш.
Иголка. Или, в моем случае, многофункциональный нож, к котором сейчас стоит насадка игла.
Краски, кисть, лак.
Нитки для струн.
И, не попавшая в кадр, полимерная глина для изготовления головки.

Перво-наперво определяемся с размерами скрипки. Скажу сразу - я ошиблась в расчетах(надо было считать от подбородка до конца руки + головка, я это не учла и у меня получилось, что в ладони куклы лежит головка - коротковато на полтора см где-то - в 1:6 формате это очень критично), посему моя скрипочка у меня будет жить только в футляре для красоты.
Итак, с длиной определились, находим в интернете картинку скрипки и используем старый добрый "дралоскоп", как называл это дед) То бишь, на экране колесиком настраиваем размер, замеряем линейкой, чтоб подошло, прикладываем листочек и передираем аккуратно карандашом.

Либо, если есть дома принтер, то есть вариант попроще - закидываем картинку в Word(тут важный момент - выбираем масштаб листа на экране так, чтобы он по ширине совпадал с листом А4), растягиваем до нужного нам размера (меряем линейкой) и отправляем на печать.

Мой вариант - рисовка вручную.

Вырезаем лекало, переводим на картон. Повторяем несколько раз. Вырезаем, склеиваем заготовки между собой.

У меня получилась вот такая кракозябра) Не пугайтесь, если край не ровный, его очень просто сошкурить до красоты.

Я шкурила пилочкой для ногтей, наждачной бумагой и надфилями. Тут кому чем удобнее)

Примерно вот такой гладенький край должен получиться после ошкуривания.

Точно так же из нескольких слоев картона делаем гриф. Головку я слепила из полимерки. На самой скрипке черное - это подставка под струны. Кусок картона врезан, вклеен в серединку и окрашен. Слишком мелкая деталь - не стала фотографировать.

Склеиваем все детали и красим. Натягиваем струны. В этот раз я для струн взяла нитку. Проволока смотрелась слишком грубо. Да и для гитары советую брать серебряную нить, потому что бумага под натяжением проволоки сгибается и струны провисают. На моей гитаре струны зафиксирован в четырех местах, потому что я упертая)))) А так - проще было взять нитки)
Струны натягиваем так - капаем клей в нижней части скрипки, раскладываем "струны", ждем, когда подсохнет, потом натягиваем(без фанатизма только, чтоб не сломать все) и укладываем в головку. В этот момент одной рукой держим ниточки в головке, а другой рукой с помощью иголки или другого тонкого инструмента раскладываем струны на подставке. И только после этого капаем клей в головку и фиксируем струны наверху.

Мне не раз доводилось наслаждаться нежной мелодией скрипки, но лишь встретив Матиаса Менанто (Mathias Menanteau), я осознал, какой бесконечной преданностью и мастерством необходимо обладать для создания этого инструмента.

Французский мастер Менанто родился 29 июля 1977 года в Вандее (Vendée), Франция. Впоследствии он переехал в Ньюарк (Newark), Англия, где поступил в Международную школу по изготовлению скрипок, чтобы обучиться мастерству создания и восстановления музыкальных инструментов.

Получив сертификат об окончании Школы, Матиас отправился в Берлин и начал работать в скрипичной мастерской Антона Пилара (Anton Pilar). Именно там, в городе с богатыми музыкальными традициями, Матиас углубил и расширил свои знания и навыки. Это сослужило ему хорошую службу для дальнейшего повышения квалификации в мастерских Парижа и Нью-Йорка.


Прожив пять лет в Германии, он переехал в город Кремона (Cremona), расположенный в Ломбардии (Lombardy), Италия. Этот город по праву считается колыбелью мастерства по созданию скрипок. Работая в мастерской Эрика Блота (Eric Blot), Матиас не только сделался экспертом по восстановлению инструментов, но и познакомился с династиями великих итальянских мастеров, таких, как Амати (Amati), Страдивари (Stradivari) и Гварнери (Guarneri). Наконец, в феврале 2010 года Менанто открыл свою собственную скрипичную лавку-мастерскую в старинном квартале Монти (Monti) в историческом центре Рима.

Здесь, в дополнение к ремонту и восстановлению скрипок, он применяет традиционную технику и методы создания собственных смычковых инструментов, которые позаимствовал у итальянских скрипичных мастеров восемнадцатого века из Кремоны и Венеции.

Процесс изготовления новых инструментов подчиняется строгим правилам, в то время, как искусство реставрации оставляет место для свободы действий. Профессиональные реставраторы, как и специалисты по обработке дерева, не пренебрегают научным подходом - таким, как использование рентгеновских лучей для обнаружения туннелей, вырытых термитами, или дендрохронологией - методом датировки изменений в качестве древесины в зависимости от расположения годовых колец.

Изготовление инструмента всегда начинается с подбора древесины. Раскрой и резка материала должны выполняться с филигранной точностью. Струнные инструменты, как правило, состоят из грифа, вдоль которого натягиваются струны, и деки, к которой крепится гриф и которая служит для усиления звука.

Скрипка насчитывает более пятидесяти различных частей, каждая из которых изготовлена из соответствующей породы древесины. Резонансная дека делается из ели, которая растет в защищенных от ветра долинах на высоте 1000-1500 метров (3280-4921 футов). Чем выше зона произрастания этих елей, тем тоньше древесные волокна, так как холодный климат препятствует их развитию. Деревья тщательно отбираются по качеству звучания, которое определяет дровосек, простукивая топором основание каждого ствола.

Нижняя дека скрипки и её боковины делаются из клёна, широко произрастающего в лесах Центральной Европы и, особенно, в Богемии (Bohemia). Зато гриф вырезается из высококачественного черного дерева из Мадагаскара, известного как “черная слоновая кость”. Менанто начал запасаться древесиной более тридцати лет назад, покупая её у старых скрипичных мастеров еще в дни своего ученичества в Англии.

В заключение нельзя не упомянуть так называемую “подставку”. Это настолько важная часть скрипки, что берет на себя роль визитной карточкой мастера. Именно здесь Матиас Менанто, как и многие его предшественники, оставляет на скрипке своё фирменное клеймо.

P.S. Известный французский скрипичный мастер вновь посетит российскую столицу и примет участие во Втором Фестивале «Мастера Музыки». На протяжении всей недели с 10 по 16 ноября в здании Архиповского музыкального салона (основной площадке мастер-классов) он ежедневно будет доступен для всех ребят на случай каких- либо поломок или проблем с инструментами и смычками.

.
Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Конечно, создать скрипку , схожую с инструментом Страдивари невозможно, но попытаться сделать ее вообще можно. Звук скрипки продолжает удивлять людей, заставлять их задумываться и мечтать, а потому работа мастерски кипит во всех странах мира, чтобы подарить очередные музыкальные инструменты.

Вам понадобится

  • Нижняя и верхняя части корпуса, еловая палочка 6 мм, басовая дужка, набор инструментов, струны, ножницы, сверло, клей, стамеска, струбцины, листы бумаги.

Инструкция

  1. Для начала изготовьте шаблоны для изготовления верхнего и нижнего корпуса. Выпилите обе детали и вставьте меду ними еловую палочку, которая станет голосовой дужкой.
  2. На верхней левой половине инструмента расположите басовую дужку.
  3. Удалите перемычки при создании выборок в заготовке корпуса для скрипки. Стенки корпуса доведите до толщины в 5 мм.
  4. Возьмите гриф и отпилите от него клин. Приклейте с обратно стороны.
  5. Верхнюю поверхность скрипки пропилите ножовкой (используйте узкую ножовку), предварительно сделав разметку по линейке.
  6. Шейку зачистите, и сделайте закругленной, а с помощью стамески удалите частички дерева.
  7. Сделайте звуковые отверстия на верхнем корпусе скрипки. Приклеенной басовой дужке придайте нужную форму.
  8. Склейте обе части скрипки и поставьте под пресс на некоторое время. В это время изготовьте планку грифа. Обратите внимание на то, что одна из частей должна быть клиновидной формы.
  9. На корпусе и грифе расположите планку, используя клей. Приведите шлифовку.
  10. Сделайте гребенчатую основу для струн, а также, используя отвертку конусовидной формы, проделайте отверстия для струнных зажимов, которые должны выступать на поверхность на 15 мм.
  11. Проведите операцию по расположению струн и закрепите подставку меду звуковыми отверстиями. Сделать скрипку самому удалось без посторонней помощи и линей тары времени.

Из чего делают классические скрипки продвинутые скрипичные мастера

Скрипичный мастер Страдивари и ель

Великий Страдивари из Кремоны – скрипичный мастер, чем дышал, о чем думал, о чем мечтал, создавая свои шедевры. Страдивари великий скрипичный мастер создания и изготовления классической скрипки, секреты которого уже три столетия пытаются разгадать многие умельцы и создать свою мастеровую скрипку. В период с 1930-50 годов в Советском союзе так же были проведены ряд исследований классических скрипок Страдивари. Пытались наладить производство и изготовление классических скрипок в серийном производстве. Анфилов Глеб Борисович в своей научно-популярной книге «Физика и музыка» (1962) упоминает об проходивших исследованиях и их результатах.

Скрипичные мастера задавались вопросом из чего делали скрипки великие мастера, из какого дерева делали скрипки, и в чем секрет уникального звука изготовленных скрипок руками Страдивари.

Остальные скрипичные мастера интуитивно искали изюминку в изготовлении классической скрипки.

Их предположения сводились к элементарным вещам, думали, секрет заключается:

В удалении смолы из ели:

В резонансе ели:

В породе древесины;

В почве, на которой росло дерево;

Во времени года спиливания дерева;

В сухости и наличия червоточин.

Считаеться, что русская ель придает звуку особенную чувственность, нежность и даже серебристость.
Немецкая - обладает силой, мощью и даже грубостью.
Используя эту цепочку размышлений можно предположить, что музыкальные инструменты и классические скрипки изготовленные из материала, который характерен данной области - отражает характер народа. Русская музыка должна исполняться на родных инструментах, так же как и немецкая музыка. А как же умения мастера, слух настройщика, манера исполнения скрипача и качество партитур?

Скрипичный мастер Мухин и пенопласт

Василий Филиппович Мухин, ленинградский скрипичный мастер, оспаривал эти предположения.

Он доказывал своими работами, что ольха не хуже знаменитой тирольской ели. Из своего опыта изготовление скрипки своими руками, делает вывод, что используя древесину в изготовление скрипки, невозможно создать одинаковые по звучанию инструменты. Чтоб сделать идентичные инструменты, с повторяющимся звучанием, необходимо использовать однородный материал, например корпус скрипки изготовить из твердого пенопласта.

Представьте, какое удивление у музыкантов вызвала изготовленная пенопластовая скрипка своими руками. Любопытство взяло верх, взмах смычка и полилась классическая музыка, всех поразил красивый тембр и мощный звук скрипки. Создатель был доволен изготовленной скрипкой. В то время это был прорыв. На скрипке он не остановился, Ленинградский скрипичный мастер изготовил из пенопласта скрипку, альт, виолончель и контрабас для ансамбля смычковых исполнителей. Где они сейчас?

Однажды, эта история создания скрипки и ее опробование,похожая на легенду случилась на радио, когда там делали запись произведений Моцарта два коллектива, но никто из звукорежиссеров не подписал магнитную пленку. Пришлось обратиться к музыкантам Государственного квартета имени С.И.Танеева для идентификации записи. На удивление по тембру и окраске звука музыкальные произведения звучали одинаково. Было трудно отличить пенопластовые инструменты от обычных. Используя пористый материал, однородный по физическим свойствам и химическому составу, В.Мухин доказал, можно изготовить не только скрипку, но и изготавливать одинаковые инструменты, не уступающие классическим, но не превышающим. Скорее всего, они пригодны более для джаза или обучения, чем для академического использования в симфоническом оркестре. Такую скрипку в музыкальном магазине не купишь, но есть тенденция напечатания электронной скрипки на 3D принтере.

Мастера фирмы pBone и пластмасса

Более богатым, чем дерево или пенопласт, диапазоном и спектром частот обладает пластик - пластмасса. Ей можно придать различную цветовую окраску музыкального инструмента и звучания, объем и прозрачность. Начало положено музыка становится пластиковой.


Когда заходит разговор о мастерах, которые прославились тем, что изготавливали скрипки с необычным звучанием, всегда вспоминаются две итальянские фамилии - Амати и Страдивари. Искусству этих двух великих итальянцев до сих пор поклоняется мир. Небольшой городок Кремона в 16-м и 17-м веке стал известен благодаря двум непревзойденным мастерам.

Но итальянское направление в изготовлении этого музыкального инструмента не единственное. Достойное соперничество, а правильнее сказать, дополнение составляют ему немецкая и французская школа. Каждая из них не просто неповторима, но и существенно отличается от других, имея свои преимущества и недостатки.

Ответить однозначно на вопрос, «Из какого дерева делают скрипку?» невозможно, потому что каждая ее деталь или элемент выполняются из определенной породы. Для верхней деки, на которой в центральной части располагаются два резонаторных отверстия, напоминающих английскую букву «f», используется ель. У этой породы дерева наиболее ярко выражена упругость, которая позволяет добиваться отличного звучания басовых нот. Верхнюю деку делают либо из цельного куска древесины, либо из двух частей.

Нижняя дека, наоборот, несет ответственность за верхние ноты, и соответствующим для этого материалом общепризнан клен. Он используется также и для изготовления обечаек. К тому же, долгое время использовался волнистый клен, который в средневековую Италию доставлялся из Турции, благодаря чему из-под рук скрипичных мастеров вышли их неповторимые творения.

Гриф - еще один важнейший элемент инструмента, который представляет собой продолговатую дощечку. Он постоянно контактирует со струнами, а, следовательно, подвергается износу. Его выполняют из палисандрового дерева или эбенового (черного) дерева, которые отличаются особой твердостью и прочностью. Палисандр к тому же не тонет в воде. Не уступает по этим свойствам и железное дерево, но из-за своего зеленого цвета, не гармонирующего с общей цветовой гаммой скрипки, оно не получило применения.

Из какого дерева делают скрипку, становится понятным лишь теперь. Это три основные породы - ель, клён и палисандр. При этом считается, что наилучшим будет то дерево, которое выросло в естественных условиях в горной местности. В результате природных колебаний температур такие деревья обладают более упругой древесиной при минимальном содержании в ней влаги, что и отражается на звучании инструмента.

У скрипки сложная конфигурация, которая имеет выпуклости и изгибы. У каждого мастера, создающего этот инструмент, свой почерк его создания. Нет и не может быть двух скрипок одинакового звучания, но не только по этой причине. Основная - это свойства древесины, которые никогда не могут повториться.



В продолжение темы:
Заборы и ограждения

Сочинение по картине: И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с...

Новые статьи
/
Популярные