Какое выбрать кдб счет 210 05. Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

10 октября

При ведении бухгалтерского учета государственных и муниципальных учреждений бухгалтерам необходимо обратить внимание на некоторые уточнения Минфина России в правилах и в порядке применения счетов бухгалтерского учета, введенные новой редакцией Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Инструкцию по бухгалтерскому учету учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Счет 101 00 «Основные средства» - в настоящее время по дебету счета 101 00 подлежат учету все материальные объекты имущества в качестве основных средств:

  • предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг (используемые в эксплуатации );
  • для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения;
  • находящиеся в запасе учреждения на основании соответствующих организационно-распорядительных документов уполномоченного органа учредителя;
  • переданные на консервацию на срок более 3 месяцев на основании распоряжения руководства учреждения;
  • переведенные на восстановительные работы (реконструкция, модернизация, достройка и дооборудование) по распоряжению руководства учреждения (вышестоящего органа) на срок более 12 месяцев;
  • сданные в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление на основании соответствующих договоров и распоряжения руководителя учреждения (уполномоченного органа учредителя);
  • полученные в лизинг на основании договора лизинга, при условии передачи лизингового имущества на баланс лизингополучателя (учреждения).

Таким образом , по дебету счета 101 00 «Основные средства» учитываются все объекты основных средств учреждения, в определенное время и требующие расходы по их содержанию.

При помощи раздельного учета (открытие аналитического учета следующих порядков) следует обеспечить разделение объектов основных средств на категории: эксплуатируемые и неэксплуатируемые . Это связано с тем, что по категории «неэксплуатируемые объекты основных средств» расходов по их содержанию и эксплуатации в экономическом обосновании на стадии планирования не допускается. При этом также необходимо помнить, что категория «неэксплуатируемые объекты основных средств» должна подтверждаться оправдательными документами. В противном случае при отсутствии соответствующих документов органы финансового контроля вправе трактовать, как неэффективное использование в деятельности учреждения объектов основных средств.

Новой редакцией пункта 38 Инструкции № 157н уточняется порядок формирования документов, связанных с процедурой консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев. Данная процедура подлежит оформлению первичным учетным документом  - Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации. При этом объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств. Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев отражается путем внесения в Инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

При принятии к учету объектов основных средств следует обратить внимание на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н, который подчеркивает, что отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств. Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Новой редакцией пункта 27 Инструкции № 157н подчеркивается, что итоги ремонта объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), подлежат отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

В целях ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Министерство финансов Российской Федерации уточняет следующую терминологию:

  • изъятие из эксплуатации объектов основных средств - т.е. изъятие той части имущества данного учреждения, которая является активной и может использоваться в дальнейшем в деятельности других учреждений,
  • тем самым приносить в будущем экономические выгоды этим учреждениям;
  • вывод из эксплуатации объектов основных средств  - т.е. вывод из эксплуатации той части имущества учреждения, которая не может в дальнейшем им эксплуатироваться вследствие его непригодности. В этих случаях необходимо учитывать наличие соответствующих документов и технических заключений о неудовлетворительном техническом состоянии данных объектов основных средств. Документы оформляются через уполномоченные органы учредителя по управлению имуществом бюджетной собственности (департамент, комитет, отдел и т.п.). На основании надлежаще оформленных в установленном порядке документов производится обязательная утилизация выведенных из эксплуатации объектов основных средств.

Счет 103 00 «Непроизведенные активы» - в соответствии новой редакции пункта 71 Инструкции № 157н по дебету счета 103 11 «Земля» все государственные и муниципальные учреждения должны по кадастровой стоимости зафиксировать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (в том числе, расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства).

Поскольку земельный налог, уплачиваемый всеми государственными и муниципальными учреждениями признается расходными обязательствами, обоснование которых покрывается для казенных учреждений за счет бюджетной сметы - лимитами бюджетных обязательств, для бюджетных и автономных учреждений за счет плана финансово-хозяйственной деятельности - субсидиями на иные цели, поэтому земельные участки в качестве актива учреждения должны подлежать учету по дебету счета 103 11 «Земля» по кадастровой стоимости. При этом в настоящее время в целях формирования достоверного годового отчета за 2014 год необходимо произвести следующую корректировку на бухгалтерском учете на основании оформленной Справки ф. 0504833:

  • в 2014 году необходимо принять по кадастровой стоимости на балансовый учет в следующей корреспонденции:

* для казенных учреждений:

* для бюджетных и автономных учреждений:

  • поступившие в учреждение на основании Свидетельства на право оперативного управления земельные участки ранее до 1 января 2014 года и принятые к забалансовому учету по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» необходимо перед составлением годового баланса (ф. 0503130, ф. 0503730) за 2014 год перевести на балансовый учет в следующем порядке:
  • закрыть забалансовый учет земельных участков «минус» счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • открыть балансовый учет земельных участков по счету 103 11 «Земля»:

* для казенных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 1 103 11 330 Кредит 1 304 04 330, 1 401 10 180;

* для бюджетных и автономных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 4 103 11 330 Кредит 4 210 06 660

В целях достоверности раскрытия информации по земельным участкам на балансе учреждений необходимо по окончании года пересмотреть кадастровую (рыночную) стоимость земельных участков, тем самым зафиксировать право на дополнительное финансирование бюджетом.

По итогам 2014 года после сдачи годового отчета в целях ведения бухгалтерского учета всем государственным и муниципальным учреждениям следует уточнить :

  • если земельные участки разграничены, но не переданы на право оперативного управления учреждениям, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки разграничены, не переданы на право оперативного управления учреждениям, а переданы в аренду на основании договоров, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки находятся на основании Свидетельства на право безвозмездного пользования в казенных, бюджетных и автономных учреждениях, то они должны учитываться на балансе этих учреждений по счету 103 11 «Земля».

Счет 106 01 «Вложения в основные средства» уточняется методология бюджетных инвестиций в капитальные вложения учреждений. Счет 106 01 «Вложения в основные средства» учитывает расходы на капитальные вложения и является собирательно-калькуляционным счетом, который собирает все расходы, связанные с капитальными вложениями и формирует первоначальную (инвентарную) стоимость объекта основного средства для целей принятия к учету объекта в виде имущества на счет 101 00 «Основные средства». Таким образом , на счете 106 01 «Вложения в основные средства» объект имущества отсутствует, так как отсутствуют имущественные права на объект основного средства.

В настоящее время бюджетные инвестиции в капитальные вложения учреждения осуществляются в следующем порядке:

  • путем передачи полномочий заказчику (унитарным предприятиям). При этом заказчик - унитарное предприятие обязано вести бухгалтерский учет исполнения бюджетных инвестиций в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 162н;
  • собственными силами учреждений . При этом финансирование капитальных вложений в объекты недвижимости основных средств осуществляется для бюджетных и автономных учреждений в форме субсидий на цели осуществления капитальных вложений (18 разряд код 6). В этом случае бюджетные и автономные учреждения исполняют функции заказчика.

В случае если полномочия заказчика капитального строительства осуществляет казенное учреждение, то финансирование бюджетом производится или за счет лимитов бюджетных обязательств или за счет бюджетных ассигнований (18 разряд код 1).

В случае передачи казенным учреждением законченного строительством объекта недвижимости основного средства бюджетному или автономному учреждению производится закрытие счета 106 01 «Вложения в основные средства» и принятие на баланс бюджетным и автономным учреждением в виде имущества на счет 101 10 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».

Таким образом , в данной ситуации капитальное строительство объекта недвижимости осуществляет одно юридическое лицо (казенное учреждение - заказчик), а право пользования на данное имущество получает другое юридическое лицо (бюджетное или автономное учреждение). При этой ситуации необходимо обратить внимание на оформление документов на капитальное строительство объекта недвижимости и на передачу капитальных вложений и учитывать следующее:

  • наличие документа на капитальное строительство в форме трехстороннего Соглашения между заказчиком, застройщиком и учредителем (правообладателем) с подписями и реквизитами всех участников, включая Комитета по управлению имуществом;
  • передача капитальных вложений осуществляется на основании Акта приема-передачи объекта основных средств в оценке по объему завершенных работ по капитальному строительству. При этом необходимо передать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающие расходы на капитальное строительство объекта недвижимости.

Объекты завершенного строительства могут быть переданы бюджетным и автономным учреждением, исполняющим функции заказчика в казну соответствующего бюджета, а затем данный объект может быть передан на право оперативного управления учреждениям по следующей схеме счетов бухгалтерского учета:

Бюджетное (автономное) учреждение - заказчик

счет 106 01

Комитет по управлению имуществом (казна)

счет 108 51

Казенное, бюджетное, автономное учреждение

счет 101 10

Комитет по управлению имуществом уполномочен принимать решение от имени собственника (учредителя) о передаче права оперативного управления на имущество бюджетной собственности. При этом необходимо учитывать, что изъятие права оперативного управления на имущество у одного учреждения и получение права оперативного управления на данное имущество другим учреждением должно фиксироваться в бухгалтерском учете этих учреждений в одном отчетном периоде.

Государственная регистрация объекта недвижимого имущества (Свидетельство) не является документом, по которому возникает право оперативного управления имуществом бюджетной собственности. Необходимо учитывать, что право оперативного управления имуществом подтверждает соответствующая запись в реестре имущества, осуществляемая Комитетом по управлению имуществом и доведенная до учреждения уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в виде оформленного Извещения (ф. 0504805).

Необходимо учитывать, что обязанность регистрации имущества существовало не всегда (Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действует с 1997 г.), поэтому не зарегистрированное имущество приобретенное учреждением до ввода в действие данного закона можно учитывать по счету 101 10 «Основные средства недвижимое имущество учреждения» без регистрации.

С 1 января 2014 года появилась новая форма субсидий - субсидии на осуществление капитальных вложений , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на приобретение объектов недвижимого имущества и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Согласно Указаниям по применению Бюджетной классификации в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н), субсидии на осуществление капитальных вложений используются бюджетными и автономными учреждениями в следующих направлениях:

  • на приобретение объектов недвижимого имущества;
  • на осуществление капитального строительства объектов недвижимости.

Таким образом , затраты, связанные с реконструкцией объектов недвижимого имущества, а также с их достройкой должны покрываться данной формой субсидии. Однако использовать субсидии на осуществление капитальных вложений на приобретение объектов движимого имущества недопустимо , так как приобретение движимого имущества осуществляется за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иначе будет признана нецелевая направленность данной субсидии.

Новая редакция пункта 27 Инструкции № 157н уточняет, что фактические вложения в объекты основных средств в объеме затрат на их модернизацию, дооборудование, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, отражаются в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств. После производства данных процедур капитальные вложения в объекты основных средств передаются балансодержателю объекта в целях отнесения их на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объектов.

Недопустимо производить реконструкцию зданий - объектов негосударственной собственности, находящихся в аренде бюджетных и автономных учреждений за счет субсидии на осуществление капитальных вложений. При этом допускается реконструкция арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями, но при условии дальнейшего компенсирования арендодателем понесенных этими учреждениями расходов по реконструкции в одном отчетном периоде . Ремонт арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий бюджета (код 225) возможен при условии, если это прописано в договоре.

Счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам» уточняется применение в бухгалтерском учете в следующих направлениях:

  • данный счет открывается только на основании договоров закупок;
  • обеспечивает право на участие в конкурсах контрагентов.

Таким образом , при перечислении денежных средств учреждением в виде авансового платежа на основании договора закупки с контрагентом совместно с открытием счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» фиксируется право на участие в конкурсе контрагента в виде банковской гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Списание банковской гарантии со счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» производится после прохождения котировки по закупкам. Пока незавершен контракт по закупкам, банковская гарантия продолжает числиться по счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Казенные, бюджетные и автономные учреждения желающие участвовать в том или ином конкурсе, связанных с закупками, оплачивают обеспечение исполнения обязательств видом расхода код 290 на участие учреждений по исполнению контракта. В случае если по каким-то причинам происходит возврат авансового платежа контрагентом, не исполнившим контракт, то происходит возврат обеспечения исполнения обязательств (восстановление кассовых расходов по контракту и обеспечению).

Новая редакция пункта 235 Инструкции № 157н расширяет нагрузку применения счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» , который должен использоваться для учета расчетов с дебиторами:

  • по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной;
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Таким образом , в настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учета операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

При этом необходимо учитывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами, т. е. дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с новой редакцией пункта 220 Инструкции № 157н счет 209 00 получает новое наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дополнительную нагрузку. В настоящее время данный счет применяется не только для учета расчетов по выявленным недостачам, хищениям денежных средств и иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и причиненного ущерба имуществу учреждения подлежащих возмещению виновными лицами в установленном РФ порядке, но также и при расчетах :

  • по суммам задолженности уволенных работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • расчеты по иным ущербам, а также иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» .

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.

В связи с этим п. 221 уточнятся группировка расчетов по ущербу и иным доходам по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета в следующем порядке:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам».

При этом расчеты по иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» учитываются на счете, содержащим аналитический код группы синтетического счета 80 «Расчеты по иным доходам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов.

Таким образом , бюджетные и автономные учреждения при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - ПФХД) и ведении бухгалтерского учета в доходной части в рамках приносящей доход деятельности должны учитывать следующее:

  • приносящая доход деятельность - это деятельность, направленная на постоянное извлечение доходов, которые признаются функциональными доходами (как правило, код КОСГУ 130, но возможно код 120), связанные с уставной деятельностью учреждения, являются планируемыми (прогнозируемыми) доходами, в виде ожидаемых (потенциальных) доходов. Данные доходы должны утверждаться ПФХД учреждения (например, в образовательных учреждениях все доходы от оказания образовательных услуг, в медицинских учреждениях - доходы от оказания медицинских услуг и т.п.). Функциональные доходы учитываются по методу начисления по счету 205 00 «Расчеты по доходам» (Дебет 2 205 30 560 Кредит 2 401 10 130 );
  • доходы, поступающие от хозяйственных операций учреждения и не связанные с деятельностью учреждения , ради которой создано учреждение учредителем, а связанные, с расчетами по ущербу имуществом и иным доходам (например, штрафы, продажа активов, возмещение расходов, продажа изделий, созданных учениками на уроках труда в образовательном учреждении и т. п.) признаются непрогнозируемыми поступлениями . Поэтому данные поступления не создают расходных обязательств, и их не следует учитывать при формировании ПФХД учреждения, так как они не являются объектом планирования. В соответствии с новой методологией данные доходы подлежат бухгалтерскому учету по счету 209 80 «Расчеты по иным доходам» .

Счет 401 40 «Доходы будущих периодов» используется для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В настоящее время данный счет в соответствии с пунктом 301 новой редакции Инструкции № 157н применяется также в следующем порядке:

  • при отражении доходов по операциям реализации имущества казны, в случае если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • при отражении доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели;
  • при отражении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • при отражении доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • при отражении иных аналогичных доходов .

Таким образом , в настоящее время счет 401 40 «Доходы будущих периодов» необходимо использовать для отражения права на получение субсидии бюджета бюджетными и автономными учреждениями.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг , тем самым учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием. В свою очередь получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности. При этом под утвержденные в годовом объеме субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя (бюджета) по предоставлению им субсидии в следующем порядке:

  • если заключено (подписано) Соглашение в текущем периоде (декабре месяце) под государственное (муниципальное) задание и объем финансового обеспечения (субсидии) следующего финансового года или в первых числах января текущего финансового года, то последним числом декабря отчетного года (2014 г.) произвести начисление субсидии (Дебет 4 205 80 560 Кредит 4 401 40 180 );
  • отразить остатки по состоянию на 1 января 2015 года по счетам 205 80 актива и 401 40 пассива в балансе (ф. 0504730).

Необходимо иметь в виду, что даже если фактически субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствующий период не поступила, то не исключается возможность принятия денежных обязательств, связанных с приобретениями активов и другими хозяйственными нуждами, т. е. допускается временная кредиторская задолженность по причине непоступления субсидий.

Пунктом 302.1 новой редакции Инструкции № 157н введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях начисления предстоящих расходов и отражения отложенных обязательств учреждения. Механизм резервирования предстоящих расходов позволяет формировать реальный финансовый результат деятельности учреждений. При этом механизме денежные обязательства учреждением не принимаются, так как это отложенные обязательства . На данном счете подлежат учету операции, возникающие вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

  • предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иных аналогичных предстоящих оплат;
  • возникающие в силу законодательства Российской Федерации о при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов);
  • возникающие в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
  • по иным обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Таким образом , в пассиве баланса бюджетного и автономного учреждения раскрывается информация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов», а в активе баланса раскрывается информация счета 201 11 (21) «Денежные средства учреждения на лицевых счетах» как обеспечение денежными средствами.

Финансово-экономическое обоснование некоторых управленческих решений должно учитываться на стадии планирования деятельности учреждения через начисление на бухгалтерском учете в установленном порядке следующих резервов:

  • резерв предстоящих расходов и отложенных обязательств (например, под будущую процедуру реорганизации учреждения). В этом случае предусматриваются (прогнозируются) предстоящие расходы, связанные с процедурой реорганизации и обосновываются все социальные выплаты (пособия) на основе принятого решения учредителем. Таким образом, на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» оценивается процедура реорганизации учреждения и на момент принятия решения о реорганизации фиксируется риск;
  • резерв на оплату отпусков работникам учреждения с целью начисления оплаты очередного отпуска, а также будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников. Цель создания данного резерва: сумму по неиспользованным отпускам прошлых лет необходимо обосновывать и заявлять бюджету. В противном случае при увольнении работников учреждения компенсация за неиспользованный отпуск прошлых лет может значительно уменьшить фонд оплаты труда учреждения текущего периода. Таким образом , необходимо по состоянию на 1 января создавать фонд оплаты труда прошлых лет в виде резерва на оплату отпусков с целью начисления будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников учреждения.

На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» резервируются суммы компенсирующих выплат за неиспользованный отпуск при увольнении работников, а также фиксируется право на ежегодный оплачиваемый отпуск в виде ежемесячного начисления резерва на отпуск на текущие расходы учреждения.

С целью создания резерва на оплату отпусков в обязательном порядке всеми учреждениями необходимо по состоянию на 1 января 2015 года исчислить объем компенсации за неиспользованные отпуска прошлых лет и среднюю заработную плату для отпусков 2015 года. Данная хозяйственная операция в бухгалтерском учете подлежит отражению на расходах учреждения следующем порядке:

Дебет 1 401 20 211, 213 - для казенных учреждений,

0 109 60(80) 211, 213 - для бюджетных и автономных учреждений

Кредит 0 401 60 211, 213

По состоянию на 1 января 2015 года в балансе бюджетных и автономных учреждений (ф. 0504730) необходимо показать кредитовое сальдо счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом , создание резерва на оплату отпусков, в том числе компенсации за неиспользованные отпуска - это необходимость фиксации рисков хозяйственной деятельности учреждений. При этом способ начисления резерва на оплату отпусков устанавливается самостоятельно учреждением в рамках принятой им учетной политики.

Использование резерва на оплату очередных отпусков и для начисления компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников в течение финансового года отражается в учете в следующем порядке:

Дебет 0 401 60 211, 213 Кредит 0 302 11 730, 0 303 02….730;

  • резерв на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах , так как обязательство по судебным искам к юридическим лицам должно создаваться (планироваться) не на момент его исполнения. В бухгалтерском учете данная операция отражается в следующем порядке:
  • начисление резерва:

Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 401 60 290

  • использование резерва:

Дебет 0 401 60 290 Кредит 0 302 91 730;

  • резерв на возмещение ущерба, причиненного физическому лицу , включая судебные издержки, государственную пошлину и т. п. Отражение в учете операции, связанной с данным резервом, производится аналогично по резерву на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах;
  • резерв на расходы по утилизации имущества учреждения создается на момент приобретения имущества и используется, например, при ликвидации объектов основных средств, при захоронении материалов, потребленных в медицинских учреждениях и т.п.

При создании данного резерва возникает проблема в оценке резерва на утилизацию имущества, поэтому при необходимости данный резерв должен индексироваться и по окончании года корректироваться.

Операции, связанные с движением резерва по утилизации имущества учреждения отражаются на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • начисление резерва в момент приобретения имущества на первоначальную стоимость основного средства и материальных запасов:

Дебет 0 106 01 310, 0 105 01 340 Кредит 0 401 60 226

  • использование резерва на утилизацию имущества на момент его выбытия с учета:

Дебет 0 401 60 226 Кредит 0 302 26 730

  • по окончании финансового года произведена корректировка (индексация) в сторону увеличения резерва на утилизацию имущества:

Дебет 0 401 10 171 Кредит 0 401 60 226

При необходимости бюджетные и автономные учреждения в рамках формирования учетной политики могут создавать другие резервы (например, для компенсации по проезду в отпуск, для оплаты вознаграждений за служебные изобретения и т.д.).

Счет 502 00 «Принятые обязательства» в настоящее время данный счет применяется в целях учета учреждениями принятых казенными учреждениями бюджетных обязательств за счет бюджетной сметы и бюджетными (автономными) учреждениями принятых обязательств за счет ПФХД (счет 502 11), а также принятых учреждениями денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами (счет 502 12). В настоящее время принятие бюджетных (плановых) обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться на стадии заключения договоров (контрактов) с контрагентами. Принятие денежных обязательств по счету 502 12 «Принятые денежные обязательства» осуществляется на стадии исполнения договоров (контрактов). В связи с этим новая редакция п. 319 Инструкции № 157н вводит группировку принятых (принимаемых ) учреждением обязательств, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующие аналитические коды:

1 «Принятые обязательства»;

2 «Принятые денежные обязательства»;

7 «Принимаемые обязательства»;

9 «Отложенные обязательства».

С 1 января 2015 года принятие казенными учреждениями бюджетных обязательств, бюджетными и автономными учреждениями плановых обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться в момент объявления конкурса, котировок, т.е. до заключения договоров (контрактов) , связанными со сделками.

Таким образом , заявленные учреждениями конкурсы и котировки признаются отложенными обязательствами и подлежат отражению на бухгалтерском учете по счету 502 11 «Принятые обязательства», а также раскрытию данной информации в отчетности учреждений (ф. 0503128, ф. 0503738).

Счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» в настоящее время должен использоваться не только бюджетными и автономными учреждениями в целях учета сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год плановых назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), но и казенными учреждениями в целях ведения кассового плана и прогнозирования доходов бюджета.

Новой редакцией п. 324 Инструкции № 157н предусмотрено использование данного счета в следующем порядке:

  • для учета учреждениями сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам);
  • для учета сумм внесенных изменений в показатели сметных (плановых, прогнозных) назначений, утвержденных в установленном порядке;
  • для учета администраторами доходов бюджетов данных по прогнозным (плановым) показателям доходов бюджетов на соответствующий финансовый год (их изменениям).

Таким образом , счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» должен применяться при ведении бухгалтерского учета:

- бюджетными и автономными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 при отражении плановых назначений доходов (поступлений) в годовом объеме согласно утвержденному Плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- казенными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 должны отражаться прогнозные назначения по доходам бюджета.

Новой редакцией Инструкции № 157н уточняется применение в бухгалтерском учете учреждений следующих забалансовых счетов:

Счет 03 «Бланки строгой отчетности» может использоваться также в целях учета санаторно-курортных путевок. Подчеркивается также, что при определенных условиях бланки строгой отчетности могут разрабатываться и утверждаться в рамках формирования учетной политики учреждением самостоятельно.

Счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» - уточняется иной срок списания данной задолженности в случае ликвидации дебитора. Также на данном счете фиксируется задолженность перед бюджетом, установленная главным администратором доходов бюджета. В соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству РФ.

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» - уточняется процедура списания запасных частей, учитываемых на данном счете. Новая редакция п. 349 Инструкции № 157н уточняет, что при выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.

В соответствии с новой редакцией п. 365, 367 Инструкции № 157н счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» должны открываться ко всем аналитическим счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в том числе к счетам 201 03 «Денежные средства учреждения в пути», 201 34 «Касса» .

При этом надо учитывать, что информация счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» раскрывает потребность в этих остатках денежных средств.

В соответствии с новой редакцией п. 381, 383 Инструкции № 157н счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» должны использоваться в бухгалтерском учете уполномоченных органов государственной власти, органов самоуправления (Комитет, отдел по управлению имуществом бюджетной собственности).

При отсутствии информации о стоимости данных объектов основных средств имущество подлежит учету в сумме арендных платежей.

Редакцией Инструкции № 157н введен новый забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» , который предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости.

Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Введен новый забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» , который предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов).

Таким образом , данный счет должен использоваться для отражения начисленных, но не полученных физическими лицами компенсаций и пособий Фонда социального страхования и социальной защиты.



На счете 0 210 00 000 "Прочие расчеты с дебиторами" учитываются следующие расчеты учреждения:

С поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по суммам предъявленного ими НДС;

С органами казначейства по операциям с наличными денежными средствами;

С прочими дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов;

С органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного, автономного учреждения.

С финансовыми органами по суммам администрируемых учреждением доходов и поступившим в бюджет на отчетную дату;

С органами казначейства по распределенным средствам по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде.

Для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов с дебиторами и операций, изменяющих указанные расчеты, применяются следующие счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам";

0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" ;

0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам";

0 210 04 000 "Расчеты по распределению поступлениям к зачислению в бюджет";

0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами";

0 210 06 000 "Расчеты с учредителем".

Поставщики материальных ценностей, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют учреждению к оплате сумму НДС, если реализация указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС в соответствии с нормами гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Данные контрагенты отражают сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими учреждению, в следующих случаях:

При получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);

При отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг.

Если учреждение не освобождено от обязанностей налогоплательщика НДС, осуществляет облагаемую НДС приносящую доход деятельность и имеет право на налоговый вычет суммы "входного" НДС, то эта сумма отражается в бухгалтерском учете на счете 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

На счете 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" отражаются платежи, поступившие в бюджет по доходам, администрируемым учреждением.


Фактически на указанном счете учреждения могут отражаться следующие поступления в бюджет.

1. Налоговые поступления - если учреждение является администратором данных доходов бюджета.

2. Неналоговые поступления, в том числе:

Доходы от собственности;

Поступления от оказания платных услуг казенными учреждениями и компенсации затрат государству;

Поступления от возмещения причиненного вреда и сумм принудительного изъятия;

Поступления в виде платы за реализованные нефинансовые и финансовые активы;

Поступления от прочих доходов.

3. Безвозмездные поступления.

На этом же счете администратором доходов бюджета отражаются перерасчеты (возвраты, возмещения) излишне уплаченных платежей и иных поступлений в бюджет, а также распределение регулирующих доходов бюджета органом казначейства в другие бюджеты бюджетной системы РФ.

Поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), Выписки из лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0531764), предоставляемой органом казначейства администратору.

Доходы бюджета могут поступать на счет бюджета:

В течение текущего отчетного периода;

Могут находиться на отчетную дату на счете органа казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ. В этом случае поступившая сумма подлежит зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде.

Суммы поступлений доходов на счет органа казначейства на отчетную дату, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются администратором доходов на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468).

По окончании отчетного периода учреждением производится списание (заключение счетов) сумм администрируемых доходов, зачисленных в бюджет.

Сумма списанных со счетов учреждения денежных средств для выдачи их наличными отражается в бухгалтерском учете на счете 0 210 03 000 "Расчеты с финансовыми органами по наличным денежным средствам" .

Для получения наличных денег с банковских счетов органа казначейства (финансового органа) государственное (муниципальное) учреждение представляют в орган Федерального казначейства оформленную в установленном порядке Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802) .

Наличные денежные средства, подлежащие зачислению на лицевые счета учреждения, отражаются в бухгалтерском учете на счете 0 210 03 000 "Расчеты с финансовыми органами по наличным денежным средствам" .

Для внесения наличных денежных средств из кассы на счет учреждения оформляется Объявление на взнос наличными (ф. 0402001). Данное Объявление оформляется отдельно по каждому виду средств.

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть ( 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201. .610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201. .610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205. .560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб.
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302. .730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302. .730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201. .660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по . Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки.

Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Структура счета бюджетного учета

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Таблица 2

Номер разряда счета

Значение

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Проводки в бюджетном учете в 2018-2019 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2019 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

Письмо Минфина России от 01.08.2016 № 02-06-10/45133

Комментарий

По общему правилу денежные средства, перечисленные участником закупки в целях обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, должны быть ему возвращены (ч. 6 ст. 44 , ч. 27 ст. 34 , ч. 9 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Средства, предоставленные в обеспечение исполнения контракта, возвращаются после исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), если контрактом не предусмотрено условие об их возврате только после окончания срока гарантийных обязательств (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2865).

Для учета операций по предоставлению учреждением (участником закупки) обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков предназначен счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" (п. 235 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). При этом порядок учета аналогичных операций у бюджетных (автономных) и казенных учреждений отличается.

Учет в бюджетных и автономных учреждениях

Инструкции по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений не приведены в соответствие с положениями Инструкции № 157н : в них отсутствуют корреспонденции по счету 210 05. Пример отражения в учете учреждения (участника закупки) операций с залоговыми суммами был приведен в письме Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 . В рассматриваемом письме от 01.08.2016 № 02-06-10/45133 дополнительно разъясняется, какие коды бюджетной классификации указывать в разрядах 15 – 17 номера счета 210 05.

Денежные средства, перечисленные в качестве залога (в т.ч. в обеспечение заявки на участие в определении поставщика, подрядчика или исполнителя при проведении конкурса и закрытого аукциона с целью исполнения контракта), после выполнения определенных законодательством или договором условий подлежат возврату. Следовательно, по своей экономической сущности перечисленные выплаты не являются расходами учреждения.

В таких случаях в разрядах 15 – 17 номера счета 210 05 указываются аналитический код поступлений (510) или аналитический код выбытий (610). Аналогичные коды применяются и в аналитике по забалансовым счетам 17, 18, открытым к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" (пп. 365 , 367 Инструкции № 157н).

В соответствии с разъяснениями Минфина России операции с суммами обеспечения заявок на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта, операции с залоговыми платежами, задатками в учете бюджетного (автономного) учреждения отражаются записями:

Дебет 00000000000000510 2 210 05 560 Кредит 00000000000000610 2 201 11 610 – перечислен платеж, одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 18.01 (аналитический код выбытий 610, код 610 КОСГУ);

Дебет 00000000000000510 2 201 11 510 Кредит 00000000000000610 2 210 05 660 – возвращены на лицевой счет учреждения ранее перечисленные суммы, одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 17 (аналитический код поступлений 510, код 510 КОСГУ).

По нашему мнению, применение для счетов аналитического учета счета 201 00 полного кода КИФ, включая статью (подстатью) аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510, 610 (разряды 18 – 20 кода КИФ), избыточно. Такой порядок не позволяет корректно вывести остаток денежных средств по счету.

Согласно п. 2 Порядка формирования входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 01.01.2016 (доведен письмом Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989) в разрядах 15 – 17 номера счета учета денежных средств (расчетов по заимствованиям) (0 201 ХХ 000) отражаются нули (код аналитической группы вида источников финансирования дефицитов).

Полагаем, такой же порядок, как и для формирования входящих остатков по счету 201 00, можно распространить на отражение в учете операций с денежными средствами в течение года, а именно указывать в разрядах 1 – 17 номера счета нули. В бухгалтерских записях по дебету (кредиту) счетов аналитического учета счета 201 00 указываются коды 510 (610) КОСГУ. В формах бухгалтерской отчетности классификационный признак поступлений (выбытий) для счетов 201 00 не требуется, поэтому его нецелесообразно указывать в бухгалтерских записях. Эта информация не является существенной.

Указание нулей сделает регистры учета и стандартные отчеты более наглядными, поскольку в них по аналитическим счетам синтетического счета 201 00 будут выводиться остатки денежных средств. Аналогичный подход можно применить и к счету 210 05, т.е. указать в разрядах 1 – 17 нули. Это позволит правильно сформировать остаток по счету.

Учет в казенных учреждениях

Согласно Указаниям № 65н получатели бюджетных средств (казенные учреждения) отражают платежи в целях внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг по элементу вида расходов 853 и статье 290 КОСГУ. Такой порядок обусловлен особенностями планирования, финансового обеспечения и санкционирования расходов казенных учреждений. На бюджетные и автономные учреждения он не распространяется.

Корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете казенных учреждений перечисления (возврата) залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в торгах приведены в п. 94.1 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). С учетом требований Указаний № 65н бухгалтерские записи будут такими:

Дебет КРБ 1 210 05 560 Кредит КРБ 1 304 05 290 – перечислен платеж;

Дебет КРБ 1 304 05 290 Кредит КРБ 1 210 05 660 – возвращены на лицевой счет учреждения ранее перечисленные суммы.

Приложением 2 к Инструкции № 162н установлено, что при формировании номера счета 210 05 следует использовать только код классификации доходов бюджетов (КДБ). Однако спектр операций, которые отражаются в учете с применением счета 210 05, настолько широк, что очевидно: одной КДБ не обойтись. Как мы выяснили, бюджетные и автономные учреждения при перечислении залоговых сумм в номере счета 210 05 должны использовать КИФ. Казенным учреждениям, исходя из требований Указаний № 65н , логично применять код классификации расходов бюджетов.

Учет у заказчика

Согласно п. 267 Инструкции № 157н для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 304 01. Следовательно, если учреждение является заказчиком, денежные средства, полученные в обеспечение заявки на участие в торгах, в обеспечение исполнения контракта, относятся к средствам во временном распоряжении.

Операции по счету 304 01 в казенном учреждении отражаются в соответствии с п. 106 Инструкции № 162н, в бюджетном учреждении – пп. 135 , 136 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в автономном учреждении – пп. 163 , 164 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н:

Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 01 730 – поступили средства во временное распоряжение;

Дебет 3 304 01 830 Кредит 3 201 11 610 – возвращены средства, бывшие во временном распоряжении, участнику закупки.

Казенные учреждения в разрядах 1 – 17 номера счета 3 201 11 000 указывают КИФ, счета 3 304 01 000 – нули (пп. 131 , 132 приложения 1 , приложение 2 к Инструкции № 162н).

В заключение напомним, что письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и носят информационно-разъяснительный характер. Все вопросы, не урегулированные в законодательстве, учреждение вправе решить на уровне своей учетной политики.



В продолжение темы:
Гостиная

Многие женщины следят за своей фигурой и придерживаются различных диет для похудения. Есть способ проще: включить в рацион тыкву. Тыква калорийность имеет небольшую, более...

Новые статьи
/
Популярные