Маршал савицкий и его крылатая семья. Маршал Савицкий: «Делай, как я! Евгений савицкий биография

Генерал в своем деле:
корпуса военных топографов генерал от инфантерии Михаил Александрович Савицкий

В Гродно на Старорусском православном кладбище, расположенном на живописном обрывистом берегу реки Неман по улице Антонова, среди множества могил XIX – XX веков, за невысокой чугунной оградкой стоит прекрасно сохранившийся памятник из черного гранита работы местного мастера Осипа Качана. На памятнике по-военному краткая надпись: «Генерал от инфантерии Михаил Александрович Савицкий, сконч. 7 декабря 1908 г. 70 лет от роду». Чуть ниже, на подножии, скромная эпитафия – «Мир праху твоему». Давно уже заросла тропинка к могиле военного деятеля безвозвратно ушедшей эпохи. Нет среди живых ни родственников генерала, ни свидетелей его славной жизни. С 1908 года над нашей землей пронеслось множество исторических катаклизмов и судьбоносных событий, которые вычеркнули из исторической памяти многие известные имена.

Курсанты военного факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, традиционно ухаживающие за воинскими захоронениями на кладбище, обратили внимание на весьма высокое звание Михаила Александровича: «генерал от инфантерии» (пехоты), соответствующее современному званию «генерал-полковник». Но чем он командовал, в каких войнах участвовал, в каких сражениях проявил свой полководческий талант?
Сейчас лишь немногие местные историки знают, что под этим скромным надгробием похоронен один из наиболее известных русских военных топографов, который покорил поля будущих великих сражений первой половины XX века с нивелир-теодолитом и астрономическими приборами в руках: офицер, первопроходец и ученый, генерал в своем деле Михаил Александрович Савицкий, чей опыт уже c середины 1870-х годов активно изучался в стенах русской военной топографической школы. Имя генерала Савицкого было известно в среде геодезистов и топографов далеко за пределами Российской империи.

Михаил Александрович Савицкий родился 8 ноября 1838 года. Он принадлежал к нетитулованному российскому дворянскому и православному роду Савицких, герб которого размещался в 12-й части «Общего гербовника дворянских родов российской империи». Род Савицких испокон веков служил Отечеству на военном поприще. Военным историкам известны имена капитан-лейтенанта Савицкого, умершего от холеры 3 мая 1799 года, во время Средиземноморского похода эскадры адмирала Ушакова, и похороненного на освобожденном русскими моряками острове Корфу; капитана Ладожского пехотного полка Савицкого, героя Отечественной войны 1812 года; подпоручика Тульского пехотного полка Савицкого, раненого в сражении при Полоцке 5 августа 1812 года, чье имя было начертано на плитах 10-й стены храма Христа Спасителя в Москве; полковника Генерального штаба Ивана Федоровича Савицкого, адъютанта цесаревича Александра Николаевича, будущего Российского императора Александра II «Освободителя», и других. Таким образом, Михаил был наследником богатых воинских традиций своих предков, в то же время он грезил звездным небом и познанием тайн Земли, что привело его на геодезическое отделение Николаевской академии генерального штаба и на практический курс Пулковской обсерватории. Служба Отечеству началась для будущего генерала Савицкого 2 ноября 1853 г., за несколько дней до своего пятнадцатилетия, когда Михаил поступил в Школу топографии Военно-топографического Депо.

По окончании обучения, получив военное образование по 1-му разряду, Михаил Савицкий стал офицером корпуса военных топографов, учрежденного в 1822 году, и в числе других специалистов занимался производством полевых работ, в том числе определением астрономических пунктов, прокладкой опорной геодезической сети, инструментальной съемкой огромных территорий Российской империи. 6 декабря 1863 г. Михаилу Савицкому было присвоено первое офицерское звание прапорщика. В 1860-х годах он принял участие в обширных тригонометрических и хронометрических работах в масштабе Европы, проводимых под руководством известных русских ученых, астрономов и географов В.Я.Струве и О.В.Струве. В эти годы геодезические работы активно велись и на территории белорусских губерний. Было решено проложить в окрестностях Бобруйска новый ряд триангуляций - треугольников геодезической сети, для прямого соединения геодезических пунктов Минской губернии с пунктами Могилевской губернии, установить связь высот между пунктами Могилевской и Черниговской губерний, провести астрономические измерения в районах Рогачева, Гродно и Бобруйска, наряду с подобными измерениями в Гринвиче, Бонне, Лейпциге и других западноевропейских городах. 17 апреля 1866 года за отличие в службе Михаилу Савицкому было присвоено звание подпоручика, а 30 октября 1868 года – очередное воинское звание поручик.

В 1870-х годах начались обширные тригонометрические работы в Полесье, а также по рекам Неману и Бобру. К этой работе имел отношение и Михаил Савицкий. Несмотря на затруднения, вызванные лесисто-болотистым характером местности, было получено необходимое число опорных точек, а также проведена точная съемка многих участков местности для изготовления карт масштаба 250 сажен в дюйме. Ранее, до 1845 г., в Гродненской губернии уже была проведена съемка для изготовления карт масштаба 200 сажен в дюйме, но за несколько десятилетий полученные данные безнадежно устарели.

5 января 1872 г. поручик Савицкий был назначен младшим помощником начальника геодезического отделения военно-топографического отдела Главного Штаба, 29 января того же года за успехи в службе ему было присвоено звание штабс-капитана.

К началу 1870-х годов Михаил Савицкий входил в число опытных и перспективных офицеров-геодезистов корпуса военных топографов, которые сумели внести свою лепту не только в практику проведения геодезических работ, но и в науку. В тот период, по мере распространения телеграфной сети, в России начал входить в употребление способ определения географических долгот, основанный на передаче по телеграфу времени между определяемыми пунктами. Этот способ впервые применил в России в 1860 году русский топограф полковник Форш (впоследствии генерал) - новатор и автор целого ряда изобретений в геодезии. У него многому научился и Михаил Савицкий. В 1872 году Савицкий вместе с геодезистами Картаци, Бонедорфом и Кульбергом определил разность долгот между Пулковом и Москвою. В 1875 году по ходатайству начальника австрийских градусных измерений профессора Опольцера, была сделана астрономическая связь австрийских триангуляций с русскими. С этой целью по телеграфу были определены разности долгот от Пулкова до Вены, от Вены до Варшавы и от Варшавы до Пулкова. Первые две разности долгот были определены капитаном Савицким (очередное звание ему было присвоено 22 марта 1874 года) совместно с австрийским астрономом Антоном, а последняя, служившая контролем для первых двух, - Савицким совместно с геодезистом Цингером.

С 1871 по 1877 год проводились нивелировка и съемка по линиям активно строящихся железных дорог, в том числе проложенных по территории белорусских губерний Петербургско-Варшавской, Петербургско-Витебской и Витебско-Орловской, с целью нанесения их на брульоны прежних съемок.

Таким образом, в 60-е и 70-е годы на территории белорусских губерний проводились важнейшие астрономические, геодезические и топографические работы, выполнявшиеся с использованием новейших достижений науки и техники и имевшие целью оборудовать возможный театр военных действий в топогеодезическом отношении, подготовить и создать запас современных топографических карт, схем и планов для нужд военного ведомства. Однако во второй половине 1870-х годов темпы этой грандиозной работы были снижены в связи с обострением обстановки на Балканах.

С началом мобилизации войск в 1876 году, предшествовавшей началу русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов, при полевом штабе действующей армии, собираемой вблизи русско-турецкой (или, вернее сказать, русско-болгарской) границы, был создан и приступил к работе военно-топографический отдел. 4 ноября 1876 года капитан Михаил Савицкий (с 17 апреля 1877 года – подполковник) был назначен помощником начальника военно-топографического отдела действующей армии. Отдел представлял собой малочисленный топографический отряд в количестве 17 человек, который к началу военных действий успел произвести значительные работы для удовлетворения текущих потребностей войск.

Еще до перехода войск в Болгарию отдел приступил к рекогносцировке левого берега Дуная, и к определению, с помощью телеграфа, разностей городов Кишинева, Яссы, Галаца и Бухареста. Эта работа проводилась под руководством Михаила Савицкого. Позже были сняты подробные планы городов Никополя, Систова и Зимницы с их окрестностями, несколько раз проведены съемки окрестностей Плевны, а также различных позиций войск, определены географические координаты ряда населенных пунктов, составлена дорожная карта части Болгарии. Благодаря деятельности отряда войска могли ориентироваться на совершенно незнакомой прежде местности. Работать приходилось даже под перекрестным ружейным и артиллерийским огнем, при чрезвычайно суровой обстановке и лишениях, часто в труднодоступной и гористой местности. У Араб-Конака топографы жили в палатках во время вьюг, туманов и морозов, доходивших до 20-ти градусов. Тем не менее было качественно снято до 10 тысяч квадратных верст, определены астрономические координаты нескольких десятков пунктов, налитографировано большое количество оригиналов различных карт и планов. Подполковник Савицкий проявлял высокую работоспособность, показывал подчиненным пример стойкости, самоотверженности и выдержки.

К концу 1877 года число представителей корпуса военных топографов, задействованных на театре военных действий, было увеличено на 40 человек, а в 1878 году доведено до 102 специалистов. Этими силами удалось на самом высоком уровне организовать топогеодезическое обеспечение русских, болгарских и румынских войск.

Успеху дела препятствовали болезни среди топографов. Полевые работы летом среди невыносимого зноя, зимой среди лютой стужи, беспрестанные переходы из долин на горные вершины, непривычная пища и лишения всякого рода влияли столь пагубно на производителей работ, что все чины без исключения по несколько раз делались жертвами лихорадок, возвратных горячек и тифов. Многие, желая выполнить возложенные на них поручения, работали в промежутках между пароксизмами болезни, 6 человек заплатили жизнью за преданность своему делу, а 14 окончательно потеряли здоровье и были сняты с работ. Самоотверженным трудом русские топографы добились замечательных результатов: с конца 1877 по октябрь 1879 года они успели покрыть тригонометрической сетью (до 1400 пунктов) всю территорию Болгарии и Восточной Румелии, часть Сербии и Румынии, сняли свыше 134 тысяч квадратных верст, определили до 111 тысяч высот, чем обеспечили в топогеодезическом отношении блистательную победу русской армии. Огромный личный вклад в проделанную в годы войны работу по топогеодезическому обеспечению войск внес подполковник Михаил Савицкий.

После окончания войны, 9 ноября 1878 года, Михаил Александрович был назначен помощником начальника Геодезического отделения Военно-топографического отдела Главного Штаба. Вскоре, 7 апреля 1880 года, за высокие достижения в службе ему было присвоено воинское звание «полковник». В столице, несмотря на удобство для семьи, блистательность светской жизни, возможности карьерного роста, Михаилу Александровичу было неуютно. Ему не хватало широких российских просторов, являвших собой обширное поле для его геодезических изысканий. 30 марта 1884 года Михаил Савицкий был назначен начальником топографической съемки Бессарабской губернии.

Вскоре полковнику Савицкому представилась возможность продолжить прерванные войной топогеодезические работы на территории белорусских губерний Российской империи. 3 апреля 1885 года полковник Михаил Александрович Савицкий был назначен начальником Управления топографической съемки Гродненской губернии. Управление находилось на стратегически важном западном направлении, необорудованном в достаточной мере в геодезическом отношении, не имевшем на всю территорию удовлетворительных топографических карт, особенно крупных масштабов. Гродненское управление было одним из крупнейших, и одним из самых ответственных участков: в нем проходили службу 50 из 543 топографов и геодезистов корпуса военных топографов, числившихся по списку к началу 1880-х годов. В деле изучения западнобелорусских просторов полковник Михаил Савицкий на первых порах руководствовался опытом своих предшественников – уроженца Гродненской губернии подполковника Генерального штаба Павла Осиповича Бобровского, позже генерала от инфантерии, почетного гражданина города Гродно, подготовившего в 1859 – 1863 годах подробное географическое и военно-статистическое описание Гродненской губернии, и других офицеров, проходивших службу в Гродненском гарнизоне и в управлении топосъемки. Большую помощь в работе полковнику Савицкому оказывал помощник начальника управления – корпуса военных топографов полковник Феофан Дмитриевич Зякин, кавалер ордена Святого Георгия и многих других Российских орденов, опытный офицер-топограф, находившийся в своей должности с 1881 года, а на военной службе к 1884 году уже 35 лет.

В Управлении под началом полковника Савицкого состояло 49 офицеров корпуса военных топографов различных чинов и воинских званий. Среди них, помимо помощника, были секретарь, 3 составителя карт, 6 начальников отделений съемки, в подчинении у которых находилось в среднем по 6 молодых офицеров – производителей съемки, а всего их было 38. Среди начальников отделений можно было выделить опытных топографов, служивших в этих должностях с 1866 года: подполковников Иосифа Тихоновича Кондратенко и Антона Осиповича Иванова, участника русско-турецкой войны и кавалера многих российских и иностранных военных орденов, с которым Михаилу Александровичу посчастливилось работать на театре военных действий в Болгарии.

Будучи заслуженным и высокопрофессиональным командиром, имевшим боевой опыт, Михаил Александрович Савицкий пользовался большим авторитетом среди подчиненных. О больших заслугах перед Отечеством красноречиво говорили награды офицера. Грудь полковника Савицкого украшали ордена Святого Владимира 2-й (1905), 3-й (1886) и 4-й степени (с мечами и бантом) (1878), Святой Анны 2-й (с мечами) (1883) и 3-й степени (1874), Святого Станислава 1-й (1896), 2-й степени (с мечами) (1877). За участие в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов Михаил Александрович был награжден и иностранным военным орденом – Румынским Железным крестом (1878).

Управление топографической съемки Гродненской губернии, позже называвшееся Управлением Гродненской топографической съемки, располагалось недалеко от реки Неман, у паромной переправы на улице Мостовой (так она называется и поныне), в доме Брегмана. Еще при жизни генерала Савицкого рядом со зданием управления было начато строительство тогда Петровско-Николаевского, а сейчас Старого, моста. Сам Михаил Александрович жил на съемной квартире на улице Новый Свет (впоследствии Саперная, Нарутовича, а сейчас – Дзержинского), в доме, расположенном неподалеку от построенных в конце XIX века казарм 4-го саперного батальона, в которых сейчас располагается Государственное учреждение «1134 военно-медицинский центр Вооруженных Сил Республики Беларусь». Михаил Александрович навсегда полюбил старые уютные улочки древнего Гродно, прослужив в нем бессменно в должности начальника управления топосъемки свыше 23 лет, до самой своей смерти, отказываясь от заманчивых предложений продолжить службу в столичном Санкт-Петербурге. За время службы он изучил и в буквальном смысле нанес на топографические карты каждый уголок столь дорогой ему Гродненской губернии.

Михаил Александрович был женат, слыл образцовым семьянином, достойно воспитал троих сыновей. Сын Александр окончил пехотное училище, проходил службу в офицерских чинах в 35-м Восточносибирском стрелковом полку 9-й Восточносибирской стрелковой дивизии. Другой сын - Владимир - продолжил дело отца, стал военным топографом. Еще один сын - Николай, в 1910 - 1914 годах был гласным Гроднеской городской думы, занимал должность податного инспектора Сокольского уездного казначейства.

Генерал Савицкий не чуждался и общественных дел, являлся членом Совета Гродненского православного Софийского братства, принимал активное участие в его работе, в том числе в торжественных проводах войск Гродненского гарнизона на Дальний Восток в 1904 г., в сборе средств для нужд больных и раненых воинов, семейств участников русско-японской войны 1904-1905 годов, для нужд Российского общества Красного креста. При его участии в городе была основана школа-интернат для сирот погибших на русско-японской войне офицеров из состава 2-го армейского корпуса, штаб которого размещался в Гродно. Активное участие Михаил Александрович принимал в деятельности братства по строительству Гродненской войсковой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставшей храмом-памятником воинам Гродненского гарнизона, погибшим на русско-японской войне, а ныне главным православным храмом города Гродно. Вместе с Михаилом Александровичем в работе Софийского братства принимали участие и члены его семьи. Так, жена генерала - Савицкая Елизавета Павловна - являлась почетным членом Гродненского Софийского православного братства, председателем Дамского благотворительного кружка при Гродненском православном братстве, который оказал большую помощь воинам гарнизона во время русско-японской войны, стала одной из основательниц гродненской общины сестер милосердия

6 декабря 1894 года за заслуги перед Отечеством Михаилу Александровичу Савицкому было присвоено воинское звание генерал-майора, он стал одним из шести генералов корпуса военных топографов. 6 декабря 1902 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта. Будучи опытнейшим специалистом, руководителем Управления, которое решало важнейшие государственные задачи, Михаил Александрович продолжал службу и после достижения 70-летнего возраста, имея выслугу свыше 55 лет, что является редким примером в истории Вооруженных Сил. Закаленный во время полевых топогеодезических работ в различных климатических условиях, он имел высокую работоспособность, был энергичным, инициативным, аккуратным и ответственным офицером, обладал высокими нравственными и душевными качествами, пытливым умом. Все это, вместе взятое, позволило ему достичь, с одной стороны, высот мастерства, с другой - высот карьерного роста, причем в относительно неперспективном в плане служебного продвижения, по сравнению с пехотой и кавалерией, корпусе военных топографов. Его работу высоко ценило командование корпуса и военного ведомства. В 1908 г. Михаилу Александровичу Савицкому было присвоено высокое воинское звание генерала от инфантерии. Михаил Александрович стал старейшиной среди генералов и офицеров многочисленного Гродненского гарнизона и старейшиной корпуса военных топографов, в списке генералов по старшинству он занимал одно из первых мест среди более чем полутора тысяч генералов Российской императорской армии. Он не жалел себя и продолжал трудиться, передавать опыт, нести большую общественную нагрузку. 7 декабря 1908 г. сердце Михаила Александровича остановилось.

Михаила Александровича Савицкого похоронили рядом со старинной кладбищенской Свято-Марфинской церковью, недалеко от могилы подпоручика корпуса военных топографов Евгения Владимировича Гейзера (1872 - 1895), служившего под его началом. Позже, в 1913 году, недалеко от его могилы был похоронен генерал от инфантерии Георгий Александрович Зметнов (1859 – 1913), начальник штаба второго армейского корпуса Российской императорской армии, который, также как и генерал Савицкий, был ветераном русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. Неподалеку покоятся члены Гродненского Софийского православного братства, которому так много энергии и сил отдал Михаил Александрович…

Дело отца в Управлении Гродненской топографической съемки продолжил его сын капитан Владимир Михайлович Савицкий, который в 1908 г. возглавил один из отделов управления.

Вот и заполнена еще одна белая страница в истории родного края и гродненского гарнизона. И пусть эта страница, рассказывающая о жизни офицера, ученого и незаурядного человека, нашего земляка, принесет пользу в деле воспитания подрастающего поколения защитников и тружеников белорусской земли, а незаслуженно забытое имя генерала Михаила Александровича Савицкого займет достойное место в отечественной истории.

Родился 24 Декабря 1910 года в городе Новороссийске (Краснодарский край), в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал шофёром. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Сталинградскую военную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны с Мая 1942 года. Сражался на Воронежском, Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Был командиром авиадивизии, сводной авиагруппы, авиакорпуса.

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Генерал - Майор Е. Я. Савицкий за умелое руководство корпусом, 107 боевых вылетов, в которых к Марту 1944 года сбил 15 самолётов противника, 11 Мая 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир того же корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Генерал - Лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 2 самолёта противника. 2 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны на ответственных должностях в ВВС Советской Армии. С 1948 года командующий авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1961 года - Маршал авиации. С 1965 года Заслуженный военный лётчик СССР. С Июня 1966 года заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1980 года - в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР. На XXII съезде КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва. Награждён орденами Ленина (трижды), Октябрьской Революции, Красного Знамени (пять), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Автор книг - "В небе над Малой землей", "Небо - для смелых", "Я - "Дракон" Атакую!..", "Полвека с небом". Умер в 1990 году.

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец, свой первый "Мессер" он сбил под Москвой в конце 1941 года, а последний, лёгкий самолёт связи Fi-156 "Шторх", над самым центром Берлина 27 Апреля 1945 года. По традиции, принятой среди советских асов, этот лёгкий, часто безоружный самолёт не был записан на его личный счет: у рыцарей всех времен лёгкая добыча считалась презренной...

Евгений Савицкий родился 24 Декабря 1910 года в Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. В 12 лет, после смерти отца, он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра, рабочего цементного завода. В конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий Маршал принял боевое крещение.

Лучшие дня

В 19 лет его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в 1932 году. Затем 2 года служил в училище лётчиком - инструктором, а строевую службу начал в Киеве, уже командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведён на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й истребительной авиационной дивизии, застала его война.

На фронт Майору Савицкому удалось вырваться в Ноябре 1941 года, на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на истребителе ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Ме-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. К. Жуков и приказал уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, лётчик чётко провёл результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал.

Лишь летом 1942 года, после настойчивых просьб и рапортов, ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии Полковник Е. Я. Савицкий был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии, входившей во 2-ю Воздушную армию. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. "Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится", - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на "Яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став её горячим патриотом, показав не только высокое лётное, но и немалое дипломатическое искусство.

Следует отметить тот факт, что существует несколько фотографий Савицкого на фоне именного самолёта Ла-5 - построенного на средства трудящихся Горьковской области ("Эскадрилья "Валерий Чкалов"). При этом, на одном из фото он стоит рядом со своим ведомым В. Меркуловым.

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943 года он был назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса и приступил к формированию этого соединения. С ним Е. Я. Савицкий прошёл всю войну, громя врага в боях на Кубани, иад полями Украины и в небе Крыма, при освобождении Белоруссии, Польши и далее - вплоть до Берлина.

В Марте 1943 года Полковнику Е. Я. Савицкому было присвоено первое Генеральское звание. В начале Апреля он был вызван к И. В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 Апреля в составе 4-й Воздушной армии лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника. Один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Новороссийска.

После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й ИАК под командованием Генерал - Майора Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолётов противника, сбитых к Марту 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Для Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "Яков", и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчинённых ему лётчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лётчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся асы, как С. Моргунов и И. Федоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

Вечером 11 Мая 1944 года в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трёх позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и Генерал - Лейтенанта авиации.

Из Крыма корпус Савицкого был переведён в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции "Багратион". Позднее его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го Гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло - Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооружённому на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированного аэродрома взлетел сам Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы (последнюю официально - 11 Марта 1945 года), доведя счёт до 22 самолётов противника, сбитых лично и 2 - в группе с товарищами (ещё 2 самолёта он уничтожил на земле). Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего 3-й ИАК за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолёта.

Говоря о фактическом боевом счёте Савицкого, следует помнить, что его последняя личная победа, одержанная 27 Апреля 1945 года над Берлином, на была включена в официальный список. Кроме того, на его счёт можно записать ещё одну групповую победу. Сам Евгений Яковлевич пишет об этом случае так:

"...В тот же день мне вместе с группой Майора Слизень удалось поработать с нового аэродрома Парубанок. Связавшись по радио с танкистами, мы вылетели на перехват вражеских истребителей и сбили 4 самолёта. Одного из "Фоккеров" я мог бы записать на свой боевой счёт, но делать этого не стал. Немец, получив добрую порцию от кого - то из наших, пытался выйти из боя и уже дымил. Моя очередь, как мы это называли, лишь добила подранка..."

Генерал Савицкий был всегда там, где накалялась обстановка. Будучи лётчиком высшего класса и отличным воздушным бойцом, он обладал безграничной смелостью и отвагой и вдохновлял личным примером лётчиков корпуса на героические подвиги. Отлично разбираясь в обстановке и в вопросах применения авиации, он всегда изыскивал новые приёмы боевых действий истребителей, которые обеспечивали бы победу над врагом. Наиболее полно его талант лётчика и военачальника проявился в Висло - Одерской и Берлинской операциях, где руководимый им лётный состав в ожесточённых боях нанёс огромный урон вражеской авиации и надёжно прикрывал войска 1-го Белорусского фронта.

О высоком лётном мастерстве Савицкого говорит случай, который произошёл в Июне 1945 года, когда его Як-3, был условно атакован английским "Темпестом". Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашёл в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам...

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к лётной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолётах, блестяще воплощённая во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать полтора года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полёт он провёл 1 Июня 1974 года, в возрасте 63 лет. Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала лётчиком - космонавтом, совершила 2 полёта в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был Маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором многих книг, но всегда, со времени своего первого полёта в 1930 году и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался лётчиком.

Савицкий Евгений Яковлевич

24.12.1910 — 06.04.1990

Дважды Герой Советского Союза

Даты указов

1. 11.05.1944 Медаль № 1324

2. 02.06.1945

Памятники

Бронзовый бюст в Новороссийске

Надгробный памятник (вид 1)

Надгробный памятник (вид 2)

Бронзовый бюст в Новороссийске (фрагмент)

Мемориальная доска в Москве

Савицкий Евгений Яковлевич — командир 3-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, генерал-майор авиации;

командир 3-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант авиации.

Родился 11 (24) декабря 1910 года в городе Новороссийск Краснодарского края в семье судостроителя. Русский. Трудовую деятельность начал подручным в порту, затем на судоверфи слесарем. Окончил школу ФЗУ при цементном заводе «Пролетарий», работал механиком по ремонту автомобилей, шофёром. Был секретарём комитета ВЛКСМ на заводе «Пролетарий».

В Красной Армии с ноября 1929 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. В 1932 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков Приволжского военного округа. После окончания школы остался в ней в качестве инструктора-лётчика и временно исполняющего должность (врид) командира звена. С февраля 1934 по февраль 1936 года – командир звена, командир авиационного отряда 18-й лёгкой штурмовой авиаэскадрильи Украинского военного округа (город Киев); с февраля 1936 по июль 1937 года – командир авиационного отряда 32-й штурмовой авиаэскадрильи ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии; с июля 1937 по сентябрь 1938 года – исполняющий должность командира 61-го разведывательного авиационного отряда; с сентября 1938 по сентябрь 1940 года – помощник командира и командир 29-го авиационного полка 26-й авиационной бригады ВВС Дальневосточного фронта; С сентября 1940 по апрель 1941 года – командир 3-го истребительного полка; с апреля 1941 до марта 1942 года – командир 29-й истребительной авиадивизии в составе ВВС Дальневосточного фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны подполковник Савицкий с января 1942 года. Занимал должности командующего ВВС 25-й армии (март-апрель 1942) , командира 205-й Кировоградской истребительной авиационной дивизии (с 5 мая по ноябрь 1942), командующего авиагруппой 17-й воздушной армии (ноябрь-декабрь 1942). С декабря 1942 года и до конца войны – командир 3-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии.

Воевал на Западном, Воронежском, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Участвовал в боях за освобождение Кубани, Донбасса, Украины, Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Польши, при штурме Берлина (Сталинградская битва, Курская битва, Донбасская, Мелитопольская, Крымская, Вильнюсская, Варшавско-Познанская, Восточно-Померанская, Берлинская наступательные операции).

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) генерал-майор авиации Е.Я.Савицкий к марту 1944 года совершил 107 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1944 года генерал-майору авиации Савицкому Евгению Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1324).

Из боевой характеристики: «…в этих боях генерал-майор авиации Савицкий показал образцы умения в организации воздушного боя, взаимодействия авиации с приданными средствами усиления и управления частями в сложных условиях наступательного сражения…».

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е.Я.Савицкий к концу войны совершил 216 боевых вылетов, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года генерал-лейтенант авиации Савицкий Евгений Яковлевич награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После войны: до октября 1947 года продолжал командовать 3-м истребительным авиационным корпусом, с октября 1947 по август 1948 года – начальник Управления боевой подготовки истребительной авиации Главного управления ВВС СССР. С августа 1948 по февраль 1952 года – командующий истребительной авиации Войск ПВО, одновременно исполняющий обязанности командующего 19-й воздушной истребительной армией ПВО (в феврале 1949 года армия переименована в 78-ю воздушную истребительную), затем командующий 64-й воздушной истребительной армией ПВО. С мая 1953 по январь 1954 года и с ноября 1955 по июль 1960 года – вновь командующий истребительной авиации Войск ПВО страны. С января 1954 по ноябрь 1955 года – слушатель авиационного факультета Военной академии Генерального штаба. С июля 1960 по июль 1966 года – командующий авиацией Войск ПВО страны.

Внёс значительный вклад в перевооружение этого рода авиации, освоение новой техники, организацию переподготовки личного состава авиационных истребительных соединений и частей.

С июля 1966 по апрель 1980 года – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. Под его руководством был осуществлён комплекс мероприятий по повышению боеспособности и боеготовности этого вида Вооружённых Сил СССР.

С апреля 1980 года – военный инспектор – советник Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-1966 годах. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (в 1962-1966 годах).

Автор статей по вопросам военной науки («Командир и воздушный бой», «Истребительная авиация ПВО», «За новые успехи в боевой учёбе. О задачах боевой подготовки лётчиков истребительной авиации» и др.).

Жил в Москве. Умер 6 апреля 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Полковник (07.1942);

генерал-майор авиации (17.03.1943);

генерал-лейтенант авиации (11.05.1944);

генерал-полковник авиации (8.08.1955);

маршал авиации (6.05.1961).

Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции (23.12.1980), 5 орденами Красного Знамени (в том числе 16.03.1942, 23.11.1942), орденами Суворова 2-й степени (19.03.1944), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965). Лауреат Ленинской премии (1978). Почетный гражданин города Новороссийск (1970).

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Новороссийск. Его именем назван Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Его дочь – Савицкая Светлана Евгеньевна (р. 1948) – дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, заслуженный мастер спорта СССР.

Сочинения:

В небе над Малой землей. Краснодар, 1980;

Небо — для смелых. М., 1985;

Полвека с небом. – М.: Воениздат, 1988;

«Я — Дракон». Атакую!». М., 1988.

Биография дополнена Александром Семённиковым

    Евгений Яковлевич Савицкий 24 (по ст.ст.11) декабря 1910 6 апреля 1990 Прозвище позывной «Дракон» Место рождения Новороссийск, Российская империя … Википедия

    Савицкий Евгений Яковлевич Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1910) маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолета. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 11(24).12.1910, Новороссийск], советский военачальник, маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (11.5.1944 и 2.6.1945), заслуженный военный лётчик СССР (1965). Член КПСС с 1931. В Советской Армии с 1929. Окончил Военную школу… … Большая советская энциклопедия

    - (1910 1990) советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков (1932), Высшую военную академию (1955; позже Военная… … Энциклопедия техники

    - (1910 1990), маршал авиации (1961), Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками ПВО… … Энциклопедический словарь

    - (24.12.1910 1990) летчик истребитель, дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии (1978), маршал авиации (1961). Во время войны командовал 3 иак. Сбил лично 22 самолета противника и 2 в группе. После войны командовал авиацией ПВО… … Большая биографическая энциклопедия

До славного Дня Победы остаётся всего ничего - ровно неделя. Поэтому постараюсь каждый день выкладывать небольшие зарисовки о наших героях. Героях с большой буквы.

Евгений Яковлевич Савицкий относится к плеяде талантливых советских асов времен Великой Отечественной войны. При этом, всю войну он прошел на высоких командных должностях. Ему можно было и не участвовать в боях. Но девиз «Делай, как я!» стал для него главным в жизни. Он предпочитал лично вести в бой своих летчиков, подавая им пример героизма и мужества. Все эти качества принесли Савицкому славу не только боевого пилота, но и великолепного организатора, что он и доказал после войны.


Родился Савицкий 24 декабря 1910 года в городе Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. Был четвертым ребенком у родителей. Жизнь была к нему немилосердна. В 12 лет от холеры умирает отец. Затем он попал в детский дом. После окончания школы ФЗУ работал шофёром. Уже с юношества стал твердым, уверенным в себе человеком. Увлекался боксом.

В Новороссийске, как и в любом портовом городе, был морской клуб, где отдыхали и развлекались моряки с иностранных судов. С ними частенько встречался пока на ринге, а не в небе, будущий маршал. «Однажды (мне шел уже семнадцатый год) выставили меня против какого-то негра, - напишет впоследствии в своих воспоминаниях Савицкий. - Противник мне достался серьезный. Во-первых, килограммов на десять - двенадцать тяжелее; во-вторых, старше меня и явно опытнее. Словом, не моя весовая категория. Когда негр швырнул себя в очередном сокрушительном свинге справа, я вместо отхода назад сделал уклон вправо и нанес встречный удар. Мой левый прямой прошел, и перчатка пришлась точно в подбородок противника. Негр сел на брезент, а затем начал медленно валиться на спину... После этого боя тренер стал проявлять ко мне интерес, и на занятия в секции я ходил уже регулярно».

С ринга - в небо!

Занятия боксом помогали в жизни. Так, в конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ он участвовал бою с вооруженной бандой. Именно тогда на юношу обратили внимание комсомольские вожаки и направили его в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он окончил в 1932 году. В течение двух лет служил в родном училище летчиком-инструктором, а потом был назначен командиром авиационного отряда в Киеве. Но жизнь военного - это постоянные разъезды. Вскоре Евгения Яковлевича назначают командиром 61-го отдельного отряда особого назначения, который базировался на Дальнем Востоке. Перед началом Великой Отечественной войны он был ужекомандиром 31-й истребительной авиационной дивизии, на самой границе с Китаем. Ему тогда было всего тридцать лет.

Вполне естественно, что Савицкий не мог спокойно наблюдать, как его боевые товарищи мужественно сражаются с немцами, пока он вынужден охранять небо Дальнего Востока. Он рвется на фронт. «Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы, - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.- Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится».

Первый раз на фронт Савицкому удалось вырваться на стажировку в ноябре 1941 года. Как командир звена он принял участие в полетах на новых тогда истребителях ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил немецкий «мессер», но и сам чуть не погиб - его спасла бронеспинка самолета.



Вскоре его ожидало еще более ответственное задание. Под самый Новый год его неожиданно вызвал к себе командующий Западным фронтом ГеоргийЖуков. Майор Савицкий получил задание уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, он успешно справился с этим, получив за это успешное задание первый орден Красного Знамени.

После этого Савицкий на полгода вновь выпадает из боевой практики. Его назначили командующим ВВС 25-й армии на Дальнем Востоке. И лишь в мае 1942 года его очередной рапорт командование удовлетворило. Он был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии.

Несмотря на высокую должность и звание (а в 1942 году он был уже полковником), Савицкий постоянно принимал участие в воздушных боях. Причем, воевал исключительно на отечественных «Яках», в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки. Особенно он отличился в боях под Харьковом и Сталинградом где проявил себя зрелым и грамотным командиром.

Однажды во время барражирования над одним из участков территории противника он уже собирался вести шестерку «яков» назад, на аэродром, так как горючего в баках оставалось совсем немного. И вдруг с запада, со стороны солнца, показалась большая группа «юнкерсов», идущих под прикрытием истребителей Ме-109. Савицкий принимает решение атаковать противника, и лично сбил один «юнкерс».

Слава о нем распространялась достаточно быстро. А вскоре пришло и очередное повышение в должности. В начале 1943 года он был назначен командиром формирующегося 3-го истребительного авиационного корпуса. Первые свои бои летчики корпуса Савицкого провели 20 апреля на Кубани в составе 4-й воздушной армии, сбив за день 47 самолетов противника. Одиниз них был на счету Савицкого.

У самого Чёрного моря

Но удачи и разочарования ходят рядом. Через неделю уже его Як-1 был сбит очередью с Ju-87 прямо над Черным морем, неподалеку от его родного Новороссийска.

Тот бой вначале был успешным для будущего маршала. «Вдавив гашетку, я видел, как загорелся один бомбардировщик, вслед за ним тут же задымил второй, - вспоминал Савицкий. - Выходя из атаки, я краем глаза заметил в боевом развороте двух «яков»: разделавшись с «мессерами», ребята спешили на выручку. Колонна «юнкерсов», разваливаясь на глазах, теряла строй».

Но и Савицкого вскоре подбили. Ему тогда очень повезло - рядом были советские катера, которые и спасли молодого военачальника.

«Стоя на берегу моря возле села Кабардинки с двенадцатикратным биноклем, который взял у морских пехотинцев, я рассматривал Новороссийск и его окрестности, - вспоминал он. - Знакомые места! Да еще как знакомые-то... Вот уж и впрямь угораздило свалиться с неба на землю именно там, где родился и вырос, где провел свое детство, свою юность и где когда-то получил путевку в большую жизнь... Оказывается, не только в кино да романах судьба такие коленца выкидывает!»

После освобождения Кубани его корпус, входивший уже в состав Южного фронта, участвовал в боях на Украине и в Крыму. К марту 1944 года он уже стал генерал-майором. На его счету было 15 самолетов противника и 107 боевых вылетов. 11 мая 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Вскоре он стал генерал-лейтенантом авиации.

Интересно, что в этот же день в воздушном бою над мысом Херсонес, его самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Савицкий с трудом сумел перетянуть свой горящий самолет на территорию, занятую нашими войсками и приземлил машину на фюзеляж, едва при этом не погибнув. При посадке он получил перелом трех позвонков, но остался в строю.

А вообще Савицкий был очень осторожным летчиком. И внимательным. Он не позволял противнику лишнего. «За все воздушные бои, в которых мне уже довелось принимать участие, ни одному вражескому истребителю ни разу еще не удалось сесть мне на хвост, - писал он в своих воспоминаниях. - Пробоины от самолетных пушек или от зениток - другое дело. От этого никто не застрахован».

Противник в Крыму был разгромлен. Но дальше у корпуса Савицкого были не менее кровавые бои. Ему предстояло с воздуха поддерживать войска, принимавшие участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. Вот, к примеру, что писал о тех событиях в книге своих воспоминаний начальник штаба 2-й гвардейской танковой армии А. И. Радзиевский: «Мне не удается вспомнить других случаев, когда бы авиация перебазировалась на захваченные танковыми соединениями аэродромы до выхода общевойсковых армий. Такой маневр был осуществлен в ходе январского наступления частями 3-го истребительногокорпуса генерал-лейтенанта авиации Е. Я. Савицкого. В частности, поддерживавшая нашу армию 265-я истребительная авиационная дивизия этого корпуса подобным способом перебазировалась на захваченные нами аэродромы в Сохачеве, Любени и Иновроцлаве. Мы восхищались мужеством летчиков и техников 16-й воздушной армии, которые, пренебрегая опасностью, делали все, чтобы обеспечить прикрытие танковых соединений с воздуха».

В паре со своим ведомым Самойловым Евгений Яковлевич сам неоднократно летал наразведку и охоту на бомбардировщики противника.В небе Германии он одержал свои последние три победы, доведя счет до 22 самолетов противника, сбитых лично. Еще два уничтожил в группе с товарищами. Свой последний вражеский самолет, легкий «Физлер-Шторх», генерал Савицкий сбил над самым центром Берлина 27 апреля 1945 года. Он вдруг увидел, что с центральной аллеи Тиргартена взлетает двухместный связной самолет. Савицкий уничтожил его и тут же сообщил об этом в штаб армии. Над Берлином Савицкий совершил 216-й боевой вылет. А всего его 3-й истребительный авиакорпус за два года боев сбил две тысячи вражеских самолетов. 2 июня 1945 года Савицкий был награждён второй медалью «Золотая Звезда».


Он был не только по служебным характеристикам, но и по личным ощущениям каждого, служившего в 3 ИАК, самым авторитетным начальником, - сказано о Савицком в военно-историческом очерке о боевом пути 16-й воздушной армии, изданном в 1975 году.- Его отвага в сочетании с большим опытом и глубокими знаниями буквально покоряла людей. Вместе с тем, он был строгим, справедливым и добрым человеком.

Наши самолеты - лучше!

Савицкий стал самым результативным советским асом-генералом времен Великой Отечественной войны. Впрочем, летающий командир корпуса - было редкое явление, особенно для войск союзников. У них такого просто быть не могло. Настоящим шоком для союзников стал условный бой уже после окончания войны с английским «Темпестом», с которым Савицкий случайно встретился в небе Германии. Он не только принял навязанный ему английским летчиком воздушный бой, но и трижды на своем «Як-3» зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем статьям. А потом Савицкому позвонил Сталин. «Значит, наша машина лучше английской? - спросил он. - «Лучше!» - твердо ответил Евгений Яковлевич.

Сразу после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Именно Савицкий предложил идею группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, блестяще воплощенная во многих воздушных парадах. С 1948 года он командовал авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР (1965). Последним освоенным им самолетом стал МиГ-21. Свой последний полет он провел 1 июня 1974 г., в возрасте 63 лет!


Всего же за время своей летной практики он налетал почти полтора года - время, рекордное для истребителя, при этом совершив 5 тысяч 586 посадок. Поистине, его можно назвать легендой не только советской, но и мировой авиации.


С 1966 года Савицкий являлся заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. В 1961 году ему присвоили звание маршала авиации. С 1980 года он служил в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР.


Савицкий за годы службы былнаграждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Умер он в 1990 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Его мундир с боевыми орденами находится в музее ПВО в подмосковном поселке Заря, для которого он немало сделал, будучи заместителем главкома ПВО. Дочь Савицкого - Светлана, стала летчиком-космонавтом, совершила два полета в космос, Герой Советского Союза.


- С девятнадцати лет я посвятил себя авиации, и всю дальнейшую жизнь упорно и настойчиво совершенствовался в избранной профессии, - писал о своем предназначении маршал. - Формула летчиков «Делай, как я!» стала для меня девизом в жизни. Понимаю я его просто: чтобы получить право вести за собой других, сперва овладей тонкостями своей профессии сам. И я всю жизнь неутомимо, бережно накапливал необходимый опыт, чтобы впоследствии делиться им с другими. Иных секретов у меня не было и нет.


В продолжение темы:
Балкон и лоджия

Организовать похороны самостоятельно – достаточно хлопотная процедура. Необходимо посетить множество различных государственных и коммерческих учреждений, собрать все справки,...

Новые статьи
/
Популярные