Особняк Брусницыных: где находится, история и фото. Мой Питер

Сегодня особняк Брусницыных нуждается в серьезной реставрации. Это архитектурный памятник федерального значения, который из-за пренебрежения властей разрушается. Вокруг расположены корпуса заводов, между которых блекло мелькает его фасад.

Характеристика

Особняк купцов Брусницыных - это место, о котором бродят легенды, граничащие с мистикой. Здешние интерьеры поражают своей красотой. Однако здание находится на пороге разрушения из-за заброшенности. Никак не могут найти деньги на реставрационные работы, арендаторы часто сменяются.

Здесь проводятся фотосессии для реклам, съемки фильмов и клипов, что также сказывается не самым благоприятным образом на обстановке. Можно прийти сюда в составе экскурсионной группы. Запрещается прикасаться к элементам интерьера из-за их хрупкости. К счастью, богатое убранство в большей мере осталось целым. Кое-где работает отопление и электричество.

Экскурсия в особняк Брусницыных - это отличный способ посмотреть на художественный декор местных помещений. Если сейчас здание так красиво, сложно представить, каким же оно было в свой расцвет. Вы будто перемещаетесь в прошлое, чтобы стать его непосредственной частью, оказываетесь в той эпохи. Ввиду обветшания дома нужно ловить возможность посмотреть на это великолепие, ведь кто знает, сколько еще все будет оставаться в таком же состоянии.

Исторические данные

Особняк Брусницыных построили в 1770 годы на стыке линий Кожевенной и Косой. Это было здание из камня, фасад которого смотрел на побережье. В 1780-м Екатерина II издала указ, в соответствии с которым здесь построили заводы для обработки кожи. В 1787-м строение значительно изменилось из-за того, сюда поместили заводскую контору. Также здесь были комнаты жилого типа.

В 1844-м это строение купил Н.М. Брусницын. Три года спустя начал работать и завод. В 1857-м старый дом дополнили пристройкой на западной стороне. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западе.

В 1868 году право собственности на особняк Брусницыных было у обоих супругов. В 1882-м он переходит к их наследникам. Три брата занялись перестройкой объекта спустя два года. Свои архитектурные идеи воплощал А. И. Ковшаров. Второй этаж увеличили, соорудили пристройку, где разместили лестницу для парадного входа. Также появилась прекрасная оранжерея. Интерьер дома поменялся в корне, но от этого он стал только лучше.

Месторасположение

Особняк Брусницыных, адрес которого дом 27, похож на букву «Ш», если смотреть на план. Такая форма обусловлена наличием собственного крыла у каждого из братьев.

Архитекторы характеризуют стиль данного дома как эклектику. Ковшаров работал здесь с 1884 по 1886 гг. То, что это шикарное здание расположили в зоне, где в основном все процессы нацелены на развитие промышленности, кажется многим странным. Тут бывал неприятный запах и даже ядовитые испарения, которые почему-то не смущали купцов. Или контроль за заводом казался им более важным.

Вид с улицы

Особняк Брусницыных (СПб) внешне украшен фризом, на котором имеются живописные гирлянды. Если смотреть выше, можно увидеть, как сильно выступает карниз, на котором размещены дентикулы. Над лестницей расположен фронтон.

Фасад справа украшен эркерами в форме полукруга. Заходя во внутренний дворик, вы увидите место, на котором ранее произрастал шикарный сад, от него ныне остались деревья, сараи и пристройки. Когда-то весь комплекс представлял собой прекрасную усадьбу, где был особняк и огороды, постройки для производственных и складских целей.

Воистину впечатляющим зрелищем был особняк Брусницыных. Фото с его прошлым обликом еще сохранились, так что небольшой шанс убедиться в этом воочию всё же есть.

Парадный вход был заколочен после революции 1917 года. Убрали вензеля, на которых был семейный знак бывших владельцев. На освободившемся месте поместили молот и серп - символику коммунистов. Кроме фасада, этот символ можно увидеть еще и на люстре в зале для танцев.

Право собственности на особняк Брусницыных перешло к А. Радищеву - владельцу еще одного завода по обработке кожи. Здесь заседало управление и работники лабораторий. Совсем недавно убрали столы, на которых проводили анализы кожи с помощью специальных приборов.

В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В период с 1925-го по 1930-й там, где ранее был проезд, расположили проходную с вестибюлем. В помещении главной лестницы появились перекрытия из дерева, заложена часть дверей. В 1993 году над оранжереей устроено покрытие из металла. Также был произведен ремонт в Белом зале и столовой.

Недавно имелась задумка, в соответствии с ней корпуса завода, с которыми соседствует особняк Брусницыных (Санкт-Петербург), планировали реконструировать таким образом, чтобы на этой территории могла разместиться гостиница. Из неё будет открываться вид на морское побережье. Однако денег для осуществления данной операции нужно слишком много, и очень немногие инвесторы согласятся что-то строить в промышленном глухом районе.

Потери

В центре постройки находились помещения парадного типа, в остальных частях были жилые комнаты владельцев и их родных. Главный вход находится на востоке. Придя сюда, можно ознакомиться с анфиладной планировкой. Здесь уцелело много интересных и впечатляющих деталей.

Во времена Советской власти в комнатах организовывали работу цехов, так что некоторые элементы роскоши все-таки пропали. Краска потрескалась, лепнина кое-где ободрана, а Конечно, печально видеть, что особняк братьев Брусницыных доживает свои дни. Утрачено большое количество скульптур и комодов, ковров, и прочих элементов роскоши. Однако на люстры и камины до сих пор можно поглядеть.

Изящество и утонченность

Пройдя в прохожую, можно попасть в помещения второго этажа, одним из которых является купеческая парадная столовая, чей стиль оформления более всего походит на поздний ренессанс.

Ценность покоев поместья в том, что здесь есть подлинное убранство, например, потолок, оформленный лепниной. Его покрасили под дерево, чтобы он лучше гармонировал с панелями на стенах и дверью. Можно лицезреть красивую огромную люстру из бронзы и настенные бра. Их устанавливали еще основатели, применяя впоследствии свечи. Отдельного внимания заслуживает буфет, изготовленный из резного дерева. Каждая панель на стенах была изготовлена вручную. За одной из них была создана тайная дверца, через которую можно было попасть в комнату для бильярда.

На дверях расположена голова барана и изящный орнамент. Это животное здесь не случайно, ведь оно олицетворяло божество торговли. Обои и пол - это уже плоды современности. Раньше стены были обтянуты кожей небольшой плотности. Вот уж точно сразу понятно, какой по соседству завод. Проемы дверей и окон отделаны деревом темного цвета. Из столовой нельзя выглянуть на улицу, поскольку стекла с гравировкой обращены на оранжерею.

Шикарный декор

В этом помещении, как и в других, не сохранилось мебели, которая была здесь изначально. Когда-то тут стоял стол из дуба и 60 стульев, обитых кожей. Здесь трапезничала семья купцов, их коллеги по работе и друзья.

Далее можно проследовать в зал для танцев, чьи стены выкрашены в белый цвет. Здесь работает освещение, благодаря чему лучше видно красивую лепку с золотыми элементами. Это помещение оформили по образцам зданий, в которых жил Людовик XV. Можно разглядеть большое количество причудливых узоров. Есть орнаменты, изображающие растительность, музыкальные инструменты, венки, панно в виде цветов, сказочных персонажей. Композиция гармонична и выглядит утонченно.

Ее дополняют пилястры и капиели с лирами. остались цельными. Стекла у них плотные. Подоконники изготовлены из мрамора. На люстре висят подвески из хрусталя. Сама она сделана из бронзы, ее переделывали во время правления Советской власти. Тут тоже фигурирует молот с серпом.

В сохранности остался камин из мрамора, один из лучших в Петербурге. Он украшен живописными скульптурами амуров. В прошлом веке применение Белого зала было схоже с обычными актовыми залами. Здесь проводили собрания и праздники. У камина стоят красивые тумбы, которые из цветочных ваз превратились в подсветительные подставки под изваяниями Сталина и Ленина.

Мистика в стенах поместья

Это место ценно тем, что вы будто перемещаетесь назад в прошлое, попадая в особняк Брусницыных. Зеркало здесь сохранилось еще со времен управления основателей. Подойдя к нему, вы увидите потолок и шикарную люстру.

О более древнем предмете, что висел на этом месте, есть особая легенда, в которой говорится, что он приносил несчастья владельцам. Его заказали в Италии, когда особняк еще только строился. Согласно истории, вещь висела у в усыпальнице, что была в Венеции. Считалось, что человек переживает необычные чувства, глядя в зеркальную гладь.

Когда начали происходить необъяснимые беды, данный экспонат убрали на хранение в кладовую. После революции он исчез. Хотя есть версии, согласно которым данная легенда - просто вымысел, притягивающий сюда повышенное внимание туристов. Такие детали постоянно привлекают новых посетителей в особняк Брусницыных. Как попасть самостоятельно в этот загадочный мир прошлого? Говорят, что это чрезвычайно тяжело и куда проще нанять экскурсовода или придти сюда для съемки фотосессии.

Кальянная

Возле Белого зала есть курительная, где хорошо сохранился декор. Данное помещение считается одним из самых ценных. Эту кальяную оформляли с оглядкой на мавританский восточный стиль. Вы будто попадаете в сказку про Шахерезаду. Здесь красивый купол, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками.

Имеется красиво расписанная люстра. Из-за того что предмет освещения отражается в зеркале, которое уже утратило свою цельность и разделено на отдельные фрагменты, помещение кажется больше, чем есть на самом деле. На стенах написано «Слава Аллаху» утонченной вязью. Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры. Покрытие на полу делали в нашу бытность.

Главный проход

Отсюда можно попасть на парадную что идет от парадного входа, что сейчас заколочен. Здесь были перекрытия из дерева, благодаря чему облик данного места удалось сохранить в первозданной форме.

Защиту сняли, когда нужно было подготовить это место к съемкам фильма. С тех пор оно открыто для взоров гостей особняка. Здесь нет электрического освещения, но дневной свет попадает сюда довольно хорошо. Бродить здесь можно очень долго, натыкаясь на все новые восхитительные детали. Стоит хотя бы единожды осуществить такой визит, чтобы почувствовать себя частичкой ушедшего времени, стать его гостем хотя бы на недолгий миг.

Скоро должны решиться различные бюрократические вопросы, и мы наконец отправимся в свадебное путешествие. А пока мы ещё дома, зря времени не теряем. Вот на днях сходили на экскурсию в один из заброшенных особняков Петербурга — особняк Брусницыных .

Особняк находится в печальном состоянии, но его главная ценность в том, что внутри ни разу не проводилась реставрация, то есть вся мебель и детали интерьера — подлинные, сохранившиеся с XIX века.

Немногие знают о существовании этого особняка, ведь находится он в промышленном районе Васильевского острова. Но кому могло прийти в голову строить себе дом в таком странном месте?

Оказывается, в середине XIX века крепостному крестьянину Николаю Мокеевичу Брусницыну удалось каким-то образом накопить денег, выкупить себя у хозяина и на оставшиеся средства приобрести в Петербурге небольшую кожевенную мастерскую. По всей видимости, Николай обладал хорошей бизнес-хваткой (хоть и был неграмотен), и вскоре скромная мастерская превратилась в большую фабрику с 600 рабочими.

Николай Мокеевич тем временем стал купцом, обзавёлся семьёй и уже в 1850-х годах построил напротив фабрики для своего семейства большой особняк.

Чтобы было удобнее переходить между заводскими зданиями, соорудили мост.

По наследству фабрика и особняк достались трём сыновьям Николая Брусницына, которые перестроили дом в соответствии с собственными желаниями и модными веяниями.

Братья Брусницыны получили хорошее образование и хорошее наследство, но они не только развлекались в шикарных комнатах своего особняка, но и занимались благотворительностью — построили богадельню для сирот и стариков. Теперь в этом здание расположена морская академия.

Попасть в особняк Брусницыных простые смертные могут не иначе как с экскурсией. Сейчас дверь, ведущая к парадной лестнице, заколочена, и все экскурсанты заходят через проходную со строгим охранником — её соорудили на месте бывших ворот. В советское время здание использовалось для нужд кожевенного завода (который работал вплоть до Перестройки) — здесь находились бухгалтерия, дирекция и т.д.

После подъёма по лестнице попадаешь в малоприятное помещение с зелёными стенами, и сложно представить, что ждёт тебя за закрытой железной дверью.

Но вот дверь открывается, и на смену советскому прошлому внезапно приходит 19 век.

Это фото не наше

Мы попали во вместительную столовую с шикарной деревянной отделкой и массивным буфетом.

Но больше всего, конечно, поражает потолок — резьба по дереву просто шикарна.

Однако экскурсовод спускает нас на землю — никакая это не резьба, а лепнина, выкрашенная под дерево. Вот такие хитренькие были братья Брусницыны.

Когда-то в столовой находился большой овальный стол и множество кожаных стульев — их даже видела наш экскурсовод, когда только начинала исследование особняка. Потом их кто-то украл, видимо.

Из столовой в разные помещения ведут целых пять дверей, но мы проследовали в самое впечатляющее — Танцевальный (Белый) зал.

Интерьер выполнен в купеческом стиле — нарядно, пышно, «по-бохатому»! Множество лепнины в виде амурчиков и цветов.

Стоит отметить, что стол и пол на фотографиях — это всего лишь бутафория, привезённая для очередных съёмок — киношники и фотографы очень любят использовать особняк для работы. Под «мраморным» линолеумом — советский паркет (оригинальный пол не сохранился).

В советское время стены и потолок были покрашены белой краской. Сейчас краска слезает, и восторженным взглядам посетителей открываются позолоченные элементы лепнины.


Люстра раньше была хрустальной, но однажды упала и разбилась: теперь вместо хрусталя — стекло. Монограммы братьев, нанесённые на люстру, заменили изображениями серпа и молота.

После танцев можно и покурить, поэтому дальше мы переходим в курительную — одну из лучших курительных в Петербурге той эпохи. Убранство курительной было выполнено в модном восточном стиле.

Лепнина, позолота, люстра — всё отлично сохранилось.

Нарядный коридор ведёт из Танцевального зала к парадной мраморной лестнице — той самой, вход на которую с улицы закрыт.

В советское время лестница была скрыта от глаз посетителей — над ней были сооружены перекрытия, пол и устроен кабинет бухгалтерии.

Следующая комната — бильярдная. Здесь сохранился лепной потолок, резные шкафы и камин, барная стойка, люстра, которая опускалась над бильярдным столом, и даже обивка диванов.

Один из способов попасть в бильярдную комнату — пройти через потайную дверь в столовой. С лёгкостью можно представить, как хозяева и их друзья проводили здесь вечера за игрой и увеселительными напитками… К сожалению, сейчас Красный кабинет покрыт толстым слоем пыли и выглядит печально.

Одна из дверей комнаты выходит в зимний сад. Зимний сад, а точнее то, что от него осталось — одно из самых грустных зрелищ в особняке.

Когда-то здесь цвели фруктовые деревья, а сейчас видны лишь остатки химической лаборатории завода, функционировавшей во времена СССР.

Раньше из зимнего сада открывался вид на летний сад — ухоженный, с фонтанами и статуями.

Фотография сада

Теперь на этом месте полное запустение — какие-то автосервисы и склады, а аккуратные дорожки превратились в поросшее борщевиком поле.

Из-за зарослей видна ржавая крыша зимнего сада

Последнее помещение, доступное экскурсантам — гостиная.

Её главная ценность в том, что на стенах сохранились подлинные шёлковые обои XIX века. Кое-где они, конечно, порезаны ножичком, но вообще удивительно, что они до сих пор никуда не делись.

Бесконечность по-брусницынски

В доперестроечные времена в гостиной находился кабинет директора завода.

А пока директор наслаждался позолотой и шёлковыми обоями, что же делали братья Брусницыны? К счастью, почувствовав революцию, они успели вовремя продать свой завод государству и эмигрировать.

До последнего времени считалось, что все три брата покинули родину, и лишь недавно нашему экскурсоводу удалось выяснить, что младший из них, Георгий, остался в России. После революции ему пришлось сменить залы особняка на комнату в коммуналке, где он до конца дней жил вместе с супругой и верной прислугой.

В гостиной экскурсия заканчивается, и мы идём к выходу — снова через столовую. В столовой стоит массивный деревянный шкаф, а что же скрывается за шкафом?

Вот такая красота скрывается за шкафом

К сожалению, некоторых граждан даже созерцание прекрасного не может отучить от привычки гадить у себя под носом.

Кожевенная линия Васильевского острова в Петербурге - не очень популярное место у туристов. Да и те петербуржцы, которые не живут рядом и не работают тут, редко бывают в этом районе. Этот заводской квартал на Юго-Западе Васильевского острова носит историческое название Чекуши, которое произошло от колотушек, используемых для разбивания слежавшейся муки, долго хранившейся на складах. По крайней мере, это самая популярная версия названия. Как я уже сказала, район этот наполнен заводами и складами, в частности, сейчас большую территорию района занимает Балтийский завод, одно из крупнейших судостроительных предприятий Петербурга. Казалось бы, не самое интересное место для экскурсий. Однако и этот район хранит в себе несколько жемчужин. Одной из них точно является особняк Брусницыных.

Вид на Кожевенную линию: слева бывший кожевенный завод, справа особняк.

Косая линия района Чекуш - территория Балтийского завода слева, здание бывшей богадельни семьи Брусницыных справа.

История семьи Брусницыных интересна, хотя и не сильно длинна. Отец семейства Николай Матвеевич Брусницын в первой половине 19 века приехал в Петербург из Тверской губернии. Будучи необразованным крестьянином и начав свое дело с небольшой кожевенной мастерской, он со временем стал владельцем огромного завода на 600 рабочих мест. А также Брусницын стал и купцом первой гильдии.

Кожевенный завод, принадлежащий Николаю Матвеевичу, был оборудован по последнему слову техники того времени. Купцами второй и первой гильдии стали и трое сыновей Брусницына. Кроме участка на Кожевенной линии, семье принадлежала территория и на Косой линии, где ими был построен дом, в котором располагалось общежитие для рабочих завода и богадельня, которую они полностью содержали. Построили это здание сыновья после смерти родителей в 90-е годы XIX века и в память о них: Дом призрения для малолетних детей-сирот имени Николая и Елены Брусницыных. Сейчас в этом доме на Косой линии размещается Государственная Морская академия им. адмирала С. О. Макарова.

Архитектором здания был Павел Юльевич Сюзор. Он же через восемь лет возведет знаменитый Дом компании «Зингер» на Невском проспекте. На третьем этаже центральной части здания размещалась домовая церковь с хорами. В росписи этой церкви принимали участие художник Николай Андреевич Кошелев (роспись главного купола московского храма Христа Спасителя - тоже его работа) и известный тогда мозаист Михаил Иванович Зощенко (отец писателя Михаила Зощенко).

Брусницыны были очень богатыми людьми для своего времени, и денег на рабочих своего завода и содержание богадельни они не жалели. Перед 1917-м годом в приюте на полном содержании находились более 100 детей и более 50 стариков.

А мы можем любоваться красивым зданием, оставленным городу в наследство.

Однако вернемся к самому особняку, где жила семья. До постройки современного здания на этом месте стояло какое-то другое, которое и приобрел в свое время глава семьи вместе с участком, но особых сведений о той постройке не сохранилось. В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили "объём в три оси".

Основные улучшения особняка сделали уже братья после смерти отца в 1882 году. Этим занимался архитектор Ковшаров. Здание окончательно приобрело форму буквы Ш, нижняя перекладина которого обращена на Кожевенную линию, а короткие "ножки" уходят в сад за домом. В центральной части располагались общие помещения, во флигелях - спальни и личные покои.

Со стороны Кожевенной линии сохранилась оригинальная дверь - это парадный вход в дом, за ним расположена красивая лестница. Дверь эта сейчас заколочена, и войти через нее нельзя.

Фото можно увеличить щелчком мыши

Над входом располагался вензель семьи, в советское время сбитый и замененный серпом и молотом. В советское время в здании находилось управление завода Радищева, в который и превратился Кожевенный завод семьи Брусницыных.

Здание, честно говоря, находится в ужасном состоянии. Удивительно, что сохранилось хоть что-то. Сейчас оно практически не используется, завод не работает, в здание водят экскурсии и сдают его для фотосессий.
Проход в здание через обычную заводскую проходную. Миновав вполне типичные для советских учреждений коридоры, поднимаемся на второй этаж и оказываемся в парадной столовой особняка.

Почти все убранство комнаты - подлинное. Большие стеллажи, правда, изначально располагались не здесь, они перенесены из каких-то подсобных помещений.

Потрясающе выглядит потолок, который на самом деле не резной деревянный, а выполненный лепниной, раскрашенной под дерево. Впрочем, весь особняк оформлен именно так - раскрашенная под тот или иной материал лепнина.

Интернет упорно утверждает, что большая люстра в этом зале не работает, но в мое посещение работала. Означает ли это, что какие-то работы по восстановлению особняка начались, я не знаю, но хотелось бы верить.

Тут же стоит прекрасно сохранившийся резной буфет:

Другой мебели, в том числе роскошного обеденного стола, не сохранилось. Сбоку от буфета можно видеть небольшую потайную дверь, на фото она открыта, которая ведет из столовой в бильярдную.

Из столовой мы попадаем в Белый зал. Это бальный зал, для танцев, его окна выходят на улицу.

Потолок в этом зале тоже украшен богатой лепниной. Раньше была и позолота, но от нее ничего не осталось. В советское время это все просто закрашивалось слоями краски.

Если говорить о стиле, в котором оформлен зал, да и весь дом, то официального названия он не имеет, неофициально называется "купеческим", а по простому: чем богаче, тем и лучше:)

Великолепную люстру в советское время "украсили" изображениями серпа и молота:)

К счастью, сохранился прекрасный мраморный камин.

Амурчики в оформлении камина.

Нельзя не упомянуть знаменитую легенду о зеркале Брусницыных. Она рассказывает нам о том, что во время строительства Брусницын для гостиной своего шикарного дома заказал в Италии старинное зеркало, до этого якобы висевшее в усыпальнице графа Дракулы. Смотревшие в это зеркало люди испытывали странные ощущения. С самим семейством стали происходить необъяснимые явления: от ухудшения самочувствия до несчастных случаев, после одного из которых зеркало запрятали в кладовую. Так что на фото точно не оно:)

Рядом с Белым залом расположена великолепная курительная комната.

Комната оформлена в восточном стиле, и все это тоже раскрашенный гипс. Над входом надпись на арабском (что-то религиозное, кажется, "Слава Аллаху"), однако это всего лишь стилизация - конечно, купцы не были мусульманами. Напольное покрытие - современное.

Как раз рядом с курительной комнатой находится та парадная лестница, которая расположена у главного входа в особняк.

В советское время над лестницей был сделан настил, перекрытие, тут находился какой-то из отделов правления, стояли столы, работали люди, зато под настилом лестница прекрасно сохранилась.

Наверху лестницы расположено окно в зимний сад:

Рядом в эркере располагалось место для ожидания гостей, стояли удобные кресла, ожидающим был предоставлен полный комфорт.

Зимний сад был великолепен и тоже оборудован по последнему слову техники. В нем росли даже плодовые деревья. После революции все растения были переданы в Ботанический сад. Окна Зимнего сада выходят в обычный сад за особняком, зимой можно было наслаждаться контрастом зелени и снега.

Это вид на оранжерею со стороны Косой линии, через забор виден купол.

Еще одна сохранившаяся парадная комната - гостиная. Она интересна особенно тем, что здесь уцелели подлинные шелковые обои.

И сохранилась подлинная люстра. В советское время, конечно, в этом кабинете обитало начальство:)

Осталось показать ту самую бильярдную, вход в которую через потайную дверь в столовой. Конечно, это не единственный вход туда, можно пройти и из гостиной. Основа комнаты - бильярдный стол - утрачен, но сохранилось основное убранство, в том числе диванчики с подлинной обивкой, садиться на них не рекомендуется, ощущение, что набиты они исключительно пылью.

Вот такое интересное здание существует вдали от привычных туристических троп, прекрасный образец купеческого быта.

Что стало с Брусницыными после революции? Два брата эмигрировали, один остался в Петербурге, был арестован, выпущен и закончил свою жизнь в нищете, проживая в коммунальной квартире своей бывшей прислуги. Говорят, недаво приезжали потомки тех Брусницыных, которые эмигрировали во Францию.

Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.

Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.

в плане особняк напоминает букву «Ш». Центральная линия, идущая вдоль Кожевенной линии, предназначалась для парадных помещений, а три перпендикулярных корпуса служили для жилых комнат трех братьев Брусницыных и их семей. Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).

Основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен — причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.

После революции 1917 г. в особняке разместили администрацию завода, который стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева.

Ну а теперь совсем немного погуляем по особняку.

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.

В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

Стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.

Танцевальный зал или Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу.

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.

Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.

По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле.

Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка.

Лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.

Дверь в Красный кабинет или бильярдную.

Красный кабинет или бильярдная - помещение, куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца).

В помещении уцелел лепной потолок под дерево/ Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.

Оранжерея

Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.

Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.

в плане особняк напоминает букву «Ш». Центральная линия, идущая вдоль Кожевенной линии, предназначалась для парадных помещений, а три перпендикулярных корпуса служили для жилых комнат трех братьев Брусницыных и их семей. Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).

Основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен — причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.

После революции 1917 г. в особняке разместили администрацию завода, который стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева.

Ну а теперь совсем немного погуляем по особняку.

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.

В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

Стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.

Танцевальный зал или Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу.

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.


Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.

По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле.


Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».


Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка.


Лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.


Дверь в Красный кабинет или бильярдную.

Красный кабинет или бильярдная - помещение, куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца).


В помещении уцелел лепной потолок под дерево/ Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.


Оранжерея



В продолжение темы:
Окна

Две нимфы (Порочность и Добродетель) предложили нашему герою, когда он был еще юным, выбор между приятной, легкой жизнью или тяжелой, но славной и полной подвигов, и Геракл...