Отказ принятия банковской гарантии заказчиком. Отказ от банковской гарантии Что делать если заказчик не принимает банковскую гарантию

В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда заказчик отказывается принимать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. На практике подобные ситуации встречаются достаточно часто и могут привести к самым неприятным для исполнителя последствиям.

Что означает для исполнителя отказ заказчика в принятии гарантии. Ответ очевиден - ничего хорошего. До окончания срока, установленного законодательством на заключение контракта, исполнитель должен предоставить другую банковскую гарантию (при этом высока вероятность, что времени на это может не хватить) или обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Средства могут быть и заемными, но получить за короткий срок банковский кредит на приемлемых условиях вряд ли возможно. А это значит, что, скорее всего, придется обеспечивать контракт собственными средствами. И если найти их не удастся, то исполнителя ожидают отказ от заключения контракта, внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Самое неприятное из всего перечисленного - это даже не потеря денег и контракта, на который исполнитель рассчитывал, а ущерб деловой репутации компании, который может стать фатальным для дальнейшего ведения бизнеса.

Как должен действовать потенциальный исполнитель контракта в подобной ситуации? Эксперты рекомендуют первым делом разобраться в причинах, побудивших заказчика отказаться от принятия банковской гарантии. И если отказ не обоснован должным образом, то обязательно следует принять меры для защиты своих интересов от неправомерных действий заказчика.

Итак, может ли заказчик действительно отказать в принятии банковской гарантии. Да, может. Но при этом закон четко оговаривает основания для такого решения. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может отказаться от приема банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта только в случаях:

Подведем краткий итог вышесказанному - если представленная исполнителем банковская гарантия обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям как ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, так и требованиям документации о закупке, заказчик не имеет права ее не принимать. Требуйте от заказчика письменного или электронного документа с обоснованием отказа и обжалуйте его в суде.

Приведем несколько примеров рассмотрения в различных судебных инстанциях дел, связанных с отказом заказчика в приеме банковских гарантий.

1. Заказчик не принял банковскую гарантию - участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

При рассмотрении апелляционной жалобы 9 Арбитражный апелляционный суд встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник - Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 05.07.2016 года по делу № 09АП-26750/2016.

2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую гарантию.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника - совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник - Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.
Источник - Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2015 года по делу № А19-15172/2014.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в Единой информационной системе не доступен для участников закупок. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки. В этой связи участник закупки может получить подтверждение выпуска банковской гарантии, обратившись непосредственно в банк. Мы рекомендуем использовать для этих целей только номера телефонов, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию участника закупки обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, которая при необходимости может быть передана заказчику.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют - внимательно подходите к вопросу получения банковских гарантий. Избегайте ненадежных посредников, какие бы выгодные условия они Вам не обещали. Не бойтесь потратить время на изучение тендерной документации и проверку макета банковской гарантии. Обязательно заблаговременно согласовывайте макет гарантии с заказчиком. Выполнение этих простых требований поможет Вам избежать неприятных ситуаций. А если заказчик необоснованно отклонил представленную Вами гарантию, не бойтесь отстаивать свои интересы в суде.

Хотите всегда быть всегда курсе событий -

Заказчик объявил электронный аукцион на поставку оборудования. После того, как стороны согласовали протокол разногласий, заказчик разместил на площадке проект контракта. Участник должен был подписать его до 15 мая.

13 мая победитель закупки опубликовал на площадке подписанный со своей стороны проект контракта и банковскую гарантию. 15 мая заказчик принял решение о том, банковская гарантия не отвечает требованиям закона. Победитель в этот же день направил новую гарантию по электронной почте. В сопроводительном письме он указал, что этот документ отвечает всем требованиям и внесен в реестр.

Позже заказчик получил письмо и от банка с просьбой принять новое обеспечение. Дело в том, что предыдущую гарантию не включили в реестр в связи технической ошибкой банка. Несмотря на это, заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Участник посчитал, что такие действия незаконны, и обратился в суд.

Что решил суд

Сначала суд решил дело в пользу участника, ведь новая гарантия банка отвечала требованиям закона. Однако Верховный Суд РФ поддержал требования заказчика о признании таких решений неправомерными.

Позиции судов

Суд первой инстанции исходил из того, что исправленная банковская гарантия от 15 мая отвечала требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (далее - постановление № 1005). Однако заказчик получил документ по электронной почте 15 мая и лично 18 мая, но не принял какого-либо решения в отношении данной гарантии, а равно об отказе в ее принятии.

Окружной суд поддержал выводы суда первой инстанции. Он отклонил ссылку заказчика на то, что участник направил исправленную банковскую гарантию после срока, предусмотренного для подписания проекта поставщиком.

Контракт надо заключить и оплатить по цене победителя закупок вне зависимости от того, какую он применяет систему налогообложения. Сумму, которую предусматривает контракт за выполненный объем работ, необходимо выплатить победителю полностью (письмо Минэкономразвития от 19.08.2016 № ОГ-Д28-9909).

Позиция Верховного Суда РФ

Суд отклонил доводы участника о том, что заказчик не принял первую банковскую гарантию только из-за технической ошибки. При должной степени заботливости и осмотрительности участник должен был сам проверить соответствие документа требованиям Закона № 44-ФЗ.

1. Способ направления гарантии. Исправленную банковскую гарантию участник в нарушение требований Закона № 44-ФЗ не разместил на электронной площадке. Поэтому заказчик не имел права рассматривать ее в качестве обеспечения исполнения контракта. Такой способ направления заказчику документов, как электронная почта, закон не предусматривает. Поэтому ссылки судов на соответствие исправленной банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ и постановления № 1005 не имеют правового значения.

2. Срок направления гарантии. Довод общества о том, что у него не было технической возможности разместить в ЕИС исправленный документ после срока подписания проекта поставщиком, суд также отклонил. Это свидетельствует не о нарушении прав общества как победителя электронных торгов, а о соблюдении при заключении контракта требований Закона № 44-ФЗ к электронным торгам.

Согласно скриншоту из материалов дела регламентированный срок подписи проекта контракта поставщиком - до 06 часов 59 минут 15 мая. За пределами данного срока победитель аукциона не только не может подписать контракт, но и лишен технической возможности совершать операции, поскольку соответствующее окно на электронной площадке заблокировано.

Важно

Реквизиты участника закупки, с которым заказчик заключает контракт, в проект должен вносить заказчик (письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 Д28и-2293)

Исправленная банковская гарантия поступила в реестр банковских гарантий в 16 часов 56 минут 15 мая, т. е. за пределами срока, который предусмотрен для подписания проекта контракта поставщиком. Таким образом, заказчик не имел права принимать банковскую гарантию за пределами срока, который установлен для совершения соответствующего действия на площадке.

Кроме того, участник неверно истолковал положение Закона № 44-ФЗ о том, что контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного обеими сторонами контракта. На основании этой нормы он решил, что имел право предоставить обеспечение до того момента, как проект подпишет заказчик. Однако Судебная коллегия пришла к заключению, что время, которое закон отводит заказчику для подписания контракта, участник не вправе использовать для того, чтобы исправлять свои ошибки. Иное противоречит смыслу и целям электронных торгов.

Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судебных инстанций и признал действия заказчика правомерными.

Как проверить, отвечает ли гарантия требованиям

Обязательные требования к банковской гарантии по Закону № 44-ФЗ установили:

  • части , ст. 45 и ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ;

Эти документы установили и перечень документов, которые заказчик должен направить банку для того, чтобы получить возмещение по гарантии:

  • платежное поручение о перечислении заказчиком аванса поставщику. На документе должна стоять отметка банка заказчика либо органа Федерального казначейства об исполнении (если поставщик не исполняет обязательства и не возвращает аванс);
  • документ, который подтверждает факт наступления гарантийного случая (если поставщик ненадлежащим образом исполняет обязательства в период действия гарантийного срока);
  • документ, который подтверждает полномочия уполномоченного лица, которое подписало требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Этот перечень документов банк должен включить в гарантию. Только в этом случае заказчик имеет право считать, что она отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ и постановления № 1005. При этом включать в этот список непредусмотренные законом документы нельзя (Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 № Д28и-2281).

Практические выводы

Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона строго регламентирует Закон № 44-ФЗ. После того, как заказчик разместит на электронной площадке проект контракта, у участника есть пять дней, чтобы подписать его и представить документ о том, что он внес обеспечение. Если же участник обнаружит в проекте контракта ошибки и неточности, то протокол разногласий он должен направить заказчику не позднее чем по истечении 13 дней с даты размещения проекта контракта в ЕИС.

Поэтому участник должен не только вовремя подписать контракт и разместить его на площадке, но предоставить надлежащее обеспечение его исполнения. Особое внимание надо обратить на оформление банковской гарантии.

Заказчик имеет право не принимать банковскую гарантию, если она не отвечает:

  1. условиям ч. и ст. 45 Закона № 44-ФЗ;
  2. требованиям извещения, документации, проекту контракта.

Еще одно условие отказа - в реестре нет информации о банковской гарантии.

Как показывает судебная практика, проверить документ на соответствие нормам Закона № 44-ФЗ - обязанность участника. Если заказчик не примет банковскую гарантию, то предоставить новую по электронной почте участник не имеет права. Направить документ о внесении обеспечения надо до окончания срока, который Закон № 44-ФЗ отводит участнику для того, чтобы подписать контракт.

Подготовила Юлия ТИМОФЕЕВА

Участник при подписании контракта в качестве обеспечения контракта прикрепил не копию, а проект банковской гарантии (на прикрепленном файле нет подписи, печати выдавшего данную банковскую гарантию (далее - БГ) банка). У заказчика подошел срок подписания контракта, БГ нет в реестре БГ в ЕИС, но исполнитель утверждает, что на момент подписания заказчиком контракта БГ уже есть не в проекте, а именно, заверенная банком БГ, с подписями, печатями, скоро она будет внесена в реестр БГ в ЕИС.
Срок подписания проекта контракта победителем аукциона окончился 15 декабря. Он подписал проект, приложив к нему проект банковской гарантии без подписи и печати банка. 19 декабря выяснилось, что сведения о банковской гарантии включены в реестр банковских гарантий (в этот же день). При этом дата выдачи банковской гарантии - 18 декабря. Срок подписания контракта заказчиком оканчивается 20 декабря.
Что необходимо делать заказчику? Можно ли считать прикрепленный проект БГ надлежаще оформленным обеспечением, если БГ до истечения срока подписания контракта заказчиком появится в реестре?

В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 этого федерального закона.
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Последовательность действий сторон в связи с заключением контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирована Закона N 44-ФЗ.
Так, Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления ( Закона N 44-ФЗ).
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 той же статьи, по общему правилу должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
В реестр банковских гарантий включается в том числе копия банковской гарантии ( Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно этим требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если исполнение контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона (далее также - аукцион), обеспечивается банковской гарантией, такая гарантия, отвечающая установленным требованиям, должна быть как включена в реестр банковских гарантий (в виде копии) с размещением в ЕИС соответствующих сведений об этой гарантии, так и предоставлена заказчику победителем аукциона путем размещения в ЕИС вместе с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.
Этот вывод следует и из правоприменительной практики. Так, в АС Московского округа от 22.12.2015 N Ф05-17887/15 отмечается, что в сроки, установленные Закона N 44-ФЗ, должен быть предоставлен как проект контракта, подписанный установленным законом образом, так и документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, соответствующий N 44-ФЗ, иными словами, отвечающий установленным законом требованиям. А в АС Западно-Сибирского округа от 22.06.2017 N Ф04-1696/17 указано, что проекты банковских гарантий не свидетельствуют об исполнении предусмотренной N 44-ФЗ и документацией о закупке обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения.
Обратим внимание на выводы, содержащиеся в АС Северо-Западного округа от 12.10.2017 N Ф07-11315/17. В конкретной спорной ситуации суд признал, что направление победителем аукциона действительной банковской гарантии за пределами пятидневного срока, предусмотренного для подписания проекта контракта, не свидетельствует о соблюдении таким победителем положений Закона N 44-ФЗ, в которой строго регламентированы последовательность действий заказчика и победителя аукциона при заключении контракта и сроки их совершения.
Антимонопольные органы также приходят к выводу о том, что представление документа, подтверждающего обеспечение исполнение контракта, а именно банковской гарантии, без подписи и печати банка не отвечает требованиям положения Закона N 44-ФЗ. Такая банковская гарантия не является по своей сути документом (решение Ульяновского УФАС России от 16.03.2016, смотрите также Краснодарского УФАС России от 11.07.2014 N К-54/2014).
Таким образом, проект банковской гарантии, не подписанный банком, не свидетельствует о выполнении победителем аукциона требования закона о предоставлении обеспечения исполнения контракта. Если в течение срока, установленного для заключения контракта, победитель аукциона не предоставил надлежащим образом оформленную банковской гарантии, у заказчика имеются основания не принять представленный документ в качестве банковской гарантии и признать такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта, несмотря на то, что сведения о банковской гарантии включены в реестр гарантий, содержащийся в ЕИС (смотрите также ФАС России от 18.08.2017 N К-1064/17, решение Хабаровского УФАС России от 02.10.2017 N 363, решение Красноярского УФАС России от 18.09.2017 N 1539).
В заключение отметим, что при описанных обстоятельствах признание победителя уклонившимся от заключения контракта может рассматриваться как основанное на формальном подходе к положениям N 44-ФЗ (поскольку на день подписания контракта победителем получена надлежащая банковская гарантия, которая включена в соответствующий реестр). Правоприменительной практики, свидетельствующей о том, что при таких обстоятельствах решение заказчика о признании победителя уклонившимся от заключения контракта может быть признано неправомерным, мы не обнаружили, однако полностью исключить вероятность подобного подхода мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

14.10.2014 18:25

Друзья, коллеги, слушатели, читатели добрый день. С радостью представляю новый труд, который будет Вам очень полезен. Я думаю, все согласны с тем, что ГОСТОРГИ очень финансово-ёмкая сфера. Кстати, это и отпугивает многих потенциальных участников торгов, так как ГОСЗАКАЗ требует изъятия очень приличной суммы из оборота компании на обеспечение участия в торговых процедурах. При всем, при этом, здесь есть некая пропорция, которая работает примерно следующим образом: « Чем больше участвуешь, тем больше вкладываешь, чем больше вкладываешь, тем больше зарабатываешь». Примерно вот так! Далее, переходя на все более дорогие электронные аукционы и открытые конкурсы, в какой-то момент любой участник понимает, как бы не хотелось, но придется использовать для обеспечения участия какой-либо другой инструмент. Хочу напомнить всем читателям в ГОСЗАКАЗЕ всего два инструмента, которые Вам помогут обеспечить торговую заявку и государственный контракт. Это деньги и банковская гарантия. Теперь к правилам. Обеспечение государственного контракта можно внести в виде банковской гарантии или деньгами. Выбор за Вами. Обеспечение заявки вносится так же двумя способами, но тут нужно смотреть на вид процедуры. ВНИМАНИЕ! Обеспечение аукционной заявки можно внести только в виде денежных средств на счет электронной площадки, где собственно проходит электронный аукцион. Обеспечение конкурсной заявки, в свою очередь, можно внести двумя способами - в виде денежных средств, а так же в виде банковской гарантии. Теперь очень внимательно смотрим следующий слайд:

Но все, вышеуказанное жестко регламентировано в Федеральной контрактной системе, а что же с торгами для госкомпаний и госкорпораий. Наиболее оптимальным способом обеспечения государственного контракта по федеральному закону 223-ФЗ является банковская гарантия. Она выступает не формой оплаты между банковским учреждением и клиентом, а средством для выполнения установленных договоренностей. Главную суть данного документа можно описать так: его заключение происходит в том случае, если поставщик выполняет условия госконтракта должным образом, причем финансовую ответственность за это несет именно банк.
Отличия в получении банковских гарантий по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Закон 223-ФЗ «О закупках товаров» считается рамочным и более лояльным в отношении к заказчикам и потенциальным поставщикам, нежели закон 44-ФЗ «О контрактной системе», потому что он предписывает только общие требования к осуществлению государственных закупок, а их выполнения не представляет большой сложности. В свою очередь, нововведенный закон 44-ФЗ - процедурный, включает в себя значительное количество четких правил ведения процедуры госзакупок как для участников госзакупок, так и для банков.
Непосредственно получение банковской гарантии по обеим законам отличается несколькими существенными моментами:
. По закону 44-ФЗ внесение гарантий от банка в единый реестр банковских гарантий на базе ЕИС (единой информационной системы) является обязательным требованием. Смотрим ниже.


Без выполнения это требования заказчик обязан отклонить гарантию. Но причин для отклонения БГ(банковская гарантии) у заказчика может быть больше, чем одна. Теперь внимательно смотрим ниже.


НЕ ЗАБЫВАЕМ - ОТКЛОНЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ОТКАЗА ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Ведением реестра банковских гарантий занимается Федеральное Казначейство Российской Федерации. Для сравнения: 223-ФЗ не обязывает регистрировать гарантии от банка в едином реестре.
. Согласно закону «О контрактной системе» получить банковскую гарантию возможно только в определенных категориях банков - тех финансовых организациях, которые включены в общий перечень тех банков РФ, которые отвечают требованиям к обслуживанию госконтрактов. Главными для таких банков являются следующие критерии: финансовые средства банка должны составлять не меньше 1 млрд. рублей, банк обязан иметь лицензию и вести свою деятельность минимум на протяжении 5 лет. По приказу Министерства финансов России №127 от 18 декабря 2013 г. каждый банк имеет свой идентификационный код определенной структуры. В свою очередь, закон 223-ФЗ такое требование не выдвигает, т.е. банк, предоставляющий гарантию, не обязательно входит в вышеупомянутый Реестр банковских учреждений. К слову, довольно часто компании-заказчики сами выдвигают серьезные условия для банка. Например, таким требованием может быть обязательное вхождение банка в список 50 наиболее надежных в стране или даже в 10-ку лучших в перечне МинФина.
. Если цена госконтракта выше, чем 50 миллионов рублей, то по закону 44-ФЗ обеспечение контракта банковской гарантией должно составлять от 10 до 30% от первичной (максимальной) стоимости. Однако, закон 223-ФЗ не обязывает участников тендерных торгов к обеспечению суммы договора, да и вообще согласно данному закону ее установление не является необходимым.
Банковские гарантии и их виды.
Как говорилось выше, Федеральный закон «О закупках товаров» предусматривает 3 основных типа банковских гарантий:
1. Обеспечивающая заявку на участие в аукционе или конкурсе от потенциального поставщика.
2. Для возврата аванса.
3. Обеспечивающая исполнения государственного контракта.

Присутствуют требования и к самой банковской гарантии, смотрим ниже.


Какой должна быть банковская гарантия по 223-ФЗ?
Процедура получения гарантии от банка по закону 223-ФЗ имеет ряд требований:
. Банковская гарантия должна быть только одного типа - безотзывной.
. В ней обязательно следует указывать срок банковской гарантии, в течение которого она действительна.
. Заказчик должен либо принять ее, либо отклонить в течении 3-дневного срока.
. В ней нужно четко прописать информацию о размере денежных средств, которые подлежат выплате заказчику в том случае, если поставщик не выполнит условия договора.
. Она должна включать в себя перечень всех обязанностей принципала, на выполнение которых она выдается. Обращаемся в Гражданский кодекс:


Преимущества банковской гарантии.
Можно с уверенностью сказать, что в рамках госзакупок договор банковской гарантии выступает не только средством защиты от действий недобросовестных участников торгов, но и предоставляет гарантии того, что даже при возникновении сложностей или проблем в ходе тендерных закупок интересы госзаказчика все равно удовлетворятся.
На сегодняшний день одним из самых главных и распространенных требований, которые заказчики выдвигают к потенциальным поставщикам, является предоставление банковской гарантии. При этом, даже если госзаказчик не выдвинул это условие как неотлагательное, получение гарантий от банка будет резонным и выгодным. Это можно мотивировать следующим:
. затраты на получение гарантии меньше, чем на кредит коммерческого типа;
. банковская гарантия не мешает взять кредит;
. можно получить отсрочку по платежам от банка, не увеличивая при этом цену банковской гарантии;
. вы можете использовать авансовые платежи при наличии гарантии;
. количество финансовых рисков в случае получения гарантии резко сокращается.
Размер гарантии и ее цена.
Определение размера банковской гарантии сугубо индивидуально для каждой отдельной компании-участницы тендерных закупок. Она зависит от цены договора. Исходя из этого следует, что каждое банковское учреждение самостоятельно высчитывает размер гарантии, однако ее максимальный размер по действующему законодательству не должен быть более 10% от общего финансового резерва банка.
Определяющим параметром, по которому устанавливается размер банковской гарантии, выступает комиссия банковской организации. Традиционно она равняется 2-10% от общей суммы гарантии. На цену оказывают влияние и другие факторы:
. предмет гарантии;
. период ее действия;
. обеспечение и его наличие.
Как снизить стоимость гарантии?
Уменьшить цену банковской гарантии можно несколькими традиционными способами:
. открыть банковский счет в данном финансовом учреждении;
. оформить залог на то или иное имущество, находящееся в собственности организации, которая претендует на участие в конкурсных торгах или аукционе;
. при этом роль залога могут играть также векселя или депозитные средства.
Как видим, закон предоставляет компаниям-поставщикам довольно широкий выбор способов выгодного получения банковских гарантий. Целесообразность ее получения для участников тендерных торгов очевидна и обоснованна. Таким образом, банковская гарантия, образец которой можно найти на официальных сайтах банковских учреждений, оформляется без труда и крупных затрат для компании.

Вот, пожалуй, на сегодня все! Спасибо за внимание. Удачи в ГОСТОРГАХ!

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя !


Как доказать неправомерность действий заказчика, если он отклонил банковскую гарантию

Ответ

Требования заказчика к банковской гарантии

При подготовке аукционной документации заказчик имеет право устанавливать свои требования к банковской гарантии или этого не делать. Если бенефициар не поставил каких-либо дополнительных условий к форме документа, то вы можете по образцу банка. Если же заказчик установил дополнительные требования к форме гарантии, то их необходимо выполнять. Здесь правда, в случае выявленных нарушений вы всегда можете обратиться с жалобой в Федеральную Антимонопольную Службу.

Заказчик отклонил банковскую гарантию: что делать?

Нередко бенефициары не принимают гарантию из-за того, что сами банковские учреждения могут вписывать свои условия выплаты денежных средств при наступлении страхового случая. В настоящее время, согласно Постановлению Правительства №1005 установлен список документации, которую обязан предоставить заказчик в финансовое учреждение для выплаты денежных средств при некачественном выполнении контракта, это:

  • Платёжное поручение или иной документ, который доказывает, что бенефициар заплатил принципалу аванс.
  • Документы, которые подтверждают факты нарушения выполнения условий сделки.
  • Документ, который подтверждает полномочия единоличного исполнительного органа.

Финансовые учреждения дополнительно к этим могут потребовать приложить и иные документы. Если заказчик при этом решает отклонить такую гарантию, то здесь чаще всего закон выступает на стороне банковских учреждений, поскольку в Постановлении Правительства и ФЗ-44 нет никаких указаний о том, что данный список не может дополняться. Таким образом, если заказчик отклонит при подобной ситуации вашу гарантию, то вы смело можете обращаться в ФАС. Здесь, правда могут быть и исключения в виде обычных злоупотреблений финансовых учреждений, которые пытаются себе выбить максимальные преференции. Поэтому, не исключено, что доказывать свою правоту, возможно, придётся и в судебных инстанциях. В любом случае заказчик не имеет право отказывать вам в принятии гарантии без полной правовой оценки данного факта. Если вы, как исполнитель сделали гарантийный документ без каких-либо нарушений, то закон будет всегда на вашей стороне.
Дополнительные вопросы Вы можете задать через форму обратной связи



В продолжение темы:
Заборы и ограждения

Сочинение по картине: И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с...

Новые статьи
/
Популярные