Преполовение. Преполовение Пятидесятницы: о чем говорил Спаситель в праздник Кущей Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Сегодня, в среду четвертой седмицы после Пасхи, Церковь отмечает праздник Преполовения. Как следует из самого названия праздника, он находится на середине, то есть на полпути от праздника Пасхи до праздника Святой Троицы, который празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. Находясь между двумя этими двунадесятыми праздниками, Преполовение Пятидесятницы совмещает их между собой.

Само наименование Преполовения было заимствовано из перевода церковнославянского текста Евангелия от Иоанна, в котором сказано, что Господь в третий год своей проповеди пришел в преполовение еврейского праздника Кущей в Иерусалимский храм, где поучал народ. Праздник Кущей был установлен у евреев в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне. О древности праздника Преполовения Пятидесятницы говорили многие учители и отцы Церкви.

Сама проповедь Спасителя очень удивила иудеев, потому что, чтобы учительствовать среди людей, нужно было проходить учение у раввинов, и после долгого времени человек получал разрешение проповедовать в храме и учить народ, изъяснять толкования других людей. Иудеи удивлялись, откуда он мог говорить о Писании, при этом никогда не учившись. На что Спаситель им возразил, что «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7, 16). Он соглашается с иудеями, что прежде чем учить других, нужно самим быть наученным. И при этом сам им указывает, что Он уже получил это учение от Пославшего Его Отца. Но чтобы понять и принять это учение, нужно выполнять волю Божью. Волю Божью, которая в первую очередь заключается в нравственном законе, данном каждому человеку, и особенно в тех ветхозаветных откровениях и писаниях, которые являются путем ко Христу.

Дальше в седьмой главе Евангелия Иоанн Богослов пишет, что в последний день праздника Кущей Господь сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Господь Иисус Христос Сам о Себе неоднократно свидетельствовал, что Он является Источником живой воды, которая дает человеку жизнь вечную. Святитель Феофан Затворник вместе с церковью на этот призыв Спасителя отвечают:

«Пусть каждый из нас, кто имеет нужду, жаждущий правды, жаждущий избавления от грехов, жаждущий силы и славы, пусть каждый придет ко Спасителю. От этого Источника бесконечного Он каждому дарит необходимое для его жизни, избавит от страдания, утешит в скорби, исторгнет все козни дьявольские и приведет в спокойный путь этого человека к его тихой пристани».

В православных храмах в этот день по окончании Божественной Литургии совершается малое освещение воды для того, чтобы «жаждущие души напоить водами благочестия».

Праздник Преполовения - скользящий: день, на который он выпадает, зависит от того, в какой день празднуют Пасху . Преполовение знаменует середину пятидесяти дней между Пасхой и Духовым днем, или Троицей (сошествием Святого Духа), то есть приходится он на 25-й день после Христова Воскресения. Название «Преполовение» заимствовано, по-видимому, из Евангелия, в котором упомянуто, что Христос посетил один из храмов для того, чтобы прочесть проповедь, в преполовение Кущей (одного из Ветхозаветных праздников). Преполовение Пятидесятницы отмечают в православии, а также в некоторых восточнокатолических церквях, в которых служение проходит по византийскому обычаю.

История праздника


Преполовение - один из древнейших праздников христиан, о котором упоминали Иоанн Златоуст (IV в.), Анатолий Константинопольский (V в.) и Андрей Критский (VII в.). Скорее всего, именно во времена Иоанна Златоуста он был установлен официально.

Значение праздника


Чтобы уяснить значение Преполовения, стоит вкратце пояснить сущность праздника Кущей. Во время него вспоминали сорокалетнее странствование по Аравийской пустыне евреев, когда они направлялись в землю Обетованную, и тот день, когда Господь показал Моисею на горе кущу, которая стала прообразом скинии (шалаша), в которых жили евреи во время странствий.

Основным моментом празднования у иудеев было шествие к Силоамскому источнику, чтобы набрать воды в золотой сосуд. В храме воду смешивали с вином и выливали на жертвенник. Действие это было призвано напомнить не только открытие Моисеем источника воды в пустыне, но и пришествие на землю Спасителя. При этом спокойные воды Силоама символизируют и Царство Божье, мирное и тихое, в противовес бурной жизни земных царств, и самого Христа, который пришел на землю со смирением в сердце.

Таким образом, праздник Кущей был напрямую связан с водой, которая олицетворяла жизнь и спасение. И Христос, придя в храм в последний день праздника (который длился восемь дней), не только учил народ, но и сравнил себя с источником, к которому следует приложиться страждущим. Так он завуалировано сообщил человечеству, что он и есть Мессия, посланный Богом на землю для искупления человеческих грехов.

Церковное празднование


Преполовение в христианской традиции также празднуется восемь дней. Отсчет начинается от четвертой среды и заканчивается средой пятой недели после Пасхи. В этот день церковь не только продолжает радоваться воскресению Спасителя, но и предвосхищает радость от Сошествия Святого Духа и Вознесения. Вода также играет немаловажную роль в праздновании: из церквей идут крестные ходы к источникам, чтобы освятить воду в озерах, на реках и в колодцах.

Народное празднование


Церковная традиция освящения воды породила народный обычай в этот день набирать воду из освященного источника и хранить как средство от болезней людей и скота. Обязательно обливали друг друга водой, чтобы очиститься от грехов. Также в этот праздник в некоторых местностях было принято «кумление», хотя чаще всего этот обряд проводился на Маргоскиной неделе.

В настоящее время Преполовение остается преимущественно церковным праздником, который известен не очень большому количеству даже верующих людей, хотя в православных храмах он отмечается постоянно.

Преполовение Пятидесятницы - это один из самых древних праздников в Церкви. О нём упоминает, например, великий святой и учитель, живший в V веке, святитель Иоанн Златоуст. Собственно, слово «преполовение» происходит от слова «половина»: это праздник середины срока в 50 дней от дня Светлого Христова Воскресения до дня Сошествия Духа Святого на апостолов - Пятидесятницы.

Эти два праздника отмечают самые значительные вехи в истории человечества: Воскресение Христа, Его победу над нашей гибелью, нашим небытием, и - приход к нам, людям, Утешителя, Духа Истины, Бога Духа Святого. Так раскрывается значение подвига и жертвы, которые совершил ради человечества Господь наш Иисус Христос. Ведь Бог Сын, Бог Слово, для того и стал плотью, одним из нас, людей, чтобы нас спасти от гибели и наполнить жизнью, соединив неразрывной связью со Святым Животворящим Духом.

Отец, Сын и Дух Святой - Единая и Нераздельная Троица, Бог наш, источник жизни, счастья и всякого блага. Благодаря причастию Тела и Крови Господних и принятию в себя Духа Святого мы, люди, становимся неразрывно связаны с Богом-Троицей.

И вот середину срока между этими двумя величайшими событиями отмечает Церковь особенным праздником как середину радостного ожидания.

Вообще, середина пути - это всегда особенная веха. Время оглянуться на пройденное расстояние и вглядеться в оставшийся путь (не случайно полное глубокого христианского смысла произведение Данте «Божественная комедия» начинается словами «Земную жизнь пройдя до половины...»). Это отражается и в богослужебном укладе Церкви: середина Великого поста отмечается Крестопоклонной неделей, особым праздником в честь Креста Господня, призванным подкрепить силы постящихся в труде, а середина срока между двумя вершинами человеческой истории отмечается праздником Преполовения.

«... Опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день (Преполовение Пятидесятницы - Е.М.) , который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа » (Св. Петр Златословесный, V век).

Этот праздник имеет глубокие исторические корни. В Евангелии описывается, как Христос в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен » (. Ин. 7 37-39).

Кроме того, именно на праздник Кущей произошло одно из немногих известных нам событий Христова детства, когда Матерь Божия и Иосиф Обручник, возвращаясь из Иерусалима, потеряли маленького Иисуса, а «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его » (Лк. 2. 46-47)

Праздник Кущей был одним из великих всенародных древнеизраильских торжеств, установленных в память пребывания израильтян в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне. Наш праздник преполовения Пятидесятницы - можно сказать, исторический наследник, «прямой потомок» того древнего празднества, отмечавшегося в народе Божием.

Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний считались особенно важными. В восьмой, последний, день торжества иудеи совершали обряд торжественного возлияния воды, которое было ветхозаветным прообразом излияния Святого Духа на верных, обещанного Христом. Обещание Христово о даре Духа Святого мы и отмечаем торжественно в праздник Преполовения Пятидесятницы. А в ознаменование благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил животворной воде, Церковь в этот день совершает освящение воды, молясь «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия» .

Как и все великие церковные праздники, отмечающиеся несколько дней (так называемые «многодневные»), Преполовение Пятидесятницы имеет и свой день «отдания». Отданием называется последний день празднования, как правило, восьмой, и он сопровождается не меньшими торжествами, чем начало праздника.

Отдание - аподосис - переводится с греческого языка как «возвращение». Это день возвращения сердцем и разумом к смыслу и сути празднуемого события. Человеку для того, чтобы оценить и понять дарованное ему, зачастую требуется этого лишиться, отдать. Отдание - это день, когда праздник удаляется от нас, отдаётся нами, чтобы мы могли осознать его ценность и значение и ожидать его нового наступления.

Преполовение св. Пятидесятницы относится к числу малых Господских праздников. Он отмечается Православной Церковью в среду четвертой седмицы по и длится восемь дней (до отдания в среду пятой седмицы по Пасхе). Название говорит о том, что пройдена ровно половина пути от Пасхи до Троицы. Почему же для нас так важно отметить этот момент особым праздником?

Преполовение Пятидесятницы. Акафист Пресвятой Богородице (кондак 8); Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Фото сайта ruicon.ru

Праздник Преполовения был установлен не позже V в. и был распространен как на Востоке, так и на Западе христианского мира. До нашего времени дошли поучения на Преполовение Пятидесятницы, которые приписываются св. Иоанну Златоусту, но их подлинность подвергается сомнению. Первым несомненным свидетельством древности праздника следует считать “Cлово на Преполовение Пятидесятницы” св. Петра Хрисолога (Златословесного). Св. Петр был посвящен ок. 433 г. во епископа г. Равенна (Италия) и стяжал славу блестящего церковного оратора и проповедника.

“Истинный христианский ум, - говорит св. Петр, - никогда не будет увлечен мыслью о том, чтобы вести спор о праздниках, которые имеют твердое основание в отеческом предании, … но желает рассуждать о них с должным почтением и говорить о них только с уважением”. Из этого следует вывод, что в его время праздник Преполовения Пятидесятницы был уже давно известен в Церкви. Богослужебные тексты праздника также несут печать глубокой древности. Так, например, первый канон утрени Преполовения был составлен св. Феофаном Начертанным (+850), а второй канон - Св. Андреем Критским (ок. 660-740), автором Великого покаянного канона.

В основание торжества положено воспоминание о явлении и проповеди Спасителя в Иерусалимском Храме в праздник Кущей (Суккот).

Согласно предписаниям Торы, евреи должны были свято соблюдать три важнейших праздника - Пасхи (Песах), Пятидесятницы (Шавуот), и Кущей (Суккот). Праздник Суккот начинался в 15-й день седьмого месяца лунного календаря (Тишрей) и продолжался семь дней. Суккот был посвящен окончанию жатвы и сбора урожая, а переселение в кущи (шалаши, украшенные зеленью и ветвями деревьев) напоминало о том, что “Господь поселил в кущах сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской” (Лев. 23. 43). В восьмой день (Шмини Ацерет) торжество оканчивалось особым жертвоприношением (мусаф) и молитвенным собранием (см. Лев. 23.33-36). До разрушения Храма и Иерусалима в 70 г. в Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей евреи предпринимали паломничества в Иерусалим, поскольку Закон Моисеев предписывал три раза в год являться “пред лице Господа” (Втор. 16. 16).

Во время земной жизни Спасителя в дни Суккот в Иерусалимском Храме совершалась праздничная церемония возлияния воды на жертвенник, сопровождавшаяся молитвой к Богу о своевременных обильных дождях и богатом урожае в следующем году. Воду черпали из источника Силоам (см. Ин. 9. 7.) около Иерусалима, приносили в Храм и выливали на жертвенник. Возлияние воды сопровождалось таким весельем, что даже возникла поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, тот никогда в жизни не видел веселья». Об этом обряде ничего не говорится в Библии, но он подробно описывается в Талмуде. Блаженный Феофилакт Болгарский считал, что Ветхозаветный праздник Кущей является пророческим прообразом всеобщего Воскресения.“Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут”.

В евангельском чтении Преполовения на Божественной литургии звучит проповедь, произнесенная Спасителем в день, который был серединой Суккот: “Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?” (Ин. 7. 14-30).

Далее св. Иоанн Богослов передает отрывок из поучения Спасителя, которое Он обратил к народу в последний, восьмой день праздника Кущей. Безусловно, Христос находился в храме все праздничные дни и видел, как народ, веселясь, возливал воду на жертвенник. И тогда Спаситель воззвал: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”. И далее св. ап. Иоанн поясняет: “Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен” (7. 37-39). В Библии образ текущей воды часто используется как символ благодати, которую Бог в изобилии изливает на человека. “Так говорит Господь... Не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих” (Ис. 44.. 2-3). Также и храмовый обряд возлияния воды на жертвенник был не просто религиозным обрядом, связанным с аграрными нуждами жителей Палестины. Это был прообраз, предвозвещавший излияние Святого Духа на верующих, собранных воскресшим Мессией - Иисусом Христом в Его Церковь.

Тема образа воды, как символа благодати Св. Духа красной нитью проходит через все церковное богослужение периода пения Цветной Триоди, т. е. от Пасхи до Пятидесятницы. Впервые этот образ встречается в Пасхальном каноне, который составил св. Иоанн Дамаскин, - “Придите пиво (питие) пием новое, не от камени неплодна чудодеема (ср. Исх. 17. 3-6), но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся”. Следующие два воскресных дня - Фомино и Жен-мироносиц - посвящены событиям, подтверждающим действительность Воскресения Христова.

Но начиная с четвертой недели тема воды как символа изливающейся благодати св. Духа проявляется в Евангельских чтениях и богослужебных текстах все настойчивее. Исцеление расслабленного у купели Вифесда, беседа с самарянкой у колодца Иаковлева, исцеление слепорожденного в водах источника Силоам содержат этот образ. Но с особой ясностью он раскрывается в богослужебных текстах праздника Преполовения: “Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе” (Тропарь Преполовения). Церковный устав повелевает в Преполовение совершать малое освящение воды, что является очевидным отражением ветхозаветного храмового обряда в богослужении Церкви.

В литургическом цикле Цветной Триоди праздник преполовения имеет такое же значение, как Крестопоклонная неделя (воскресение) и седмица в Великом посту. Богослужебный цикл Четыредесятницы начинается с литургического воспоминания о грехопадении Адама (сыропустная неделя) и устремляется к воспоминанию Крестных страданий и смерти Спасителя (богослужения Страстной седмицы) как к своему завершению, и, одновременно, кульминации. В третий воскресный день поста, который разделяет Четыредесятницу на две равные части, выносится для поклонения изображение св. Креста Христова.

Это священнодействие напоминает о том, что Великий пост - путь духовного восхождения на Голгофу вместе со Христом. Богослужебный цикл Пятидесятницы проводит христианина от радостного торжества воскресения Спасителя к дню явления Святого Духа, который является днем рождения Церкви Христовой. Богослужение праздника Преполовения Пятидесятницы по своему содержанию предвосхищает торжество новозаветной Пятидесятницы, и является связующим звеном между двумя великими христианскими праздниками. “Также как опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день, который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа” (Св. Петр Хрисолог).

Преполовение Святой Пятидесятницы - один из древнейших христианских праздников. Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии - бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

На литургии в день Преполовения читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иеросалим на праздник Кущей, который был установлен ради воспоминания сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши.

О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один -праздник пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник -пятьдесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья, как начатки.

Третий праздник - поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устрояли скинии или палатки и веселились, живя как бы в поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давыдовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давыдом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом.

Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, пятьдесятница -вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Таин. Поставление же кущей означало Воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут ().

Преполовение Пятидесятницы. Богослужение

Самые ранние богослужебные тексты, посвящённые Преполовению, относятся к V веку (автор - Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику были написаны прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век), а также прп. Феофаном Исповедником (IX век) и прп. Андреем Критским (VII век) - авторами праздничных канонов, входящих в состав Триоди Цветной. Преполовение имеет свой задостойник на литургии и празднуется 8 дней - отдание праздника приходится на среду 5-й недели по Пасхе.

В богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных. Это соответствует Евангельскому повествованию, посвященному описанию воспоминаемых событий, где Сам Господь свидетельствует о Себе:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Бл. Феофилакт Болгарский так поясняет эти строки:

Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давыд: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, потекут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали за собою, как реки какие, неудержимым течением своим ().

Библиотека Русской веры

Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира. Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа. Об этом читаем в «Златоусте», в слове о Расслабленном:

Аще кто слеп есть разумом, или хром неверием, или сух многими беззаконии, и отчаянием, или разслаблен еретическими учениями, всех воды крещения здрава творит. Она купель многи приемлющи, единаго исцеляше, и то не всегда, но единою летом: а крещения купель по вся дни оживляющи, здравы творит. Ко крещению аще и всея земли приидут человецы, не умалится Божия благодать, но всем дает исцеление от греховных недуг. Рцем же о Господней благодати, како прииде ко овчей купели и виде человека разслаблена ().

Тропарь празднику:

П реполови1вшусz прaзднику, жaждущую дyшю мою2 бlгочeстіz нап0й воды2. ћкw всёмъ сп7се возопи1лъ є3си2, жaждаи да грzдeтъ ко мнЁ и3 піeтъ, и3ст0чниче жи1зни хrтE б9е слaва тебЁ.

Кондак празднику:

П рaзднику зак0нному преполови1вшусz, всsческихъ творeцъ и3 вLка, къ преdстоsщимъ гlаше хrтE б9е. пріиди1те и3 почерпи1те в0ду безсмRтіz. тём8 же ти припaдаемъ и3 вёрно вопіeмъ, щедр0ты твоS дaруй нaмъ, ты2 бо є3си2 и3ст0чникъ животY нaшему.

Преполовение. Народные традиции

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Преполовение Пятидесятницы. Иконы

Иконописные композиции на сюжет Преполовения Пятидесятницы известны в раннем христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом, изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях - учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иеросалимского храма - это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иеросалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа в храме, поучающего старцев (Лк. 2, 42-51), окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет композицию, где Христос изображается в зрелом возрасте, что напрямую соответствовало бы событию, описанному в Евангелии. Христос возвышается на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображается на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат - символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый, является символом обновления жизни.

С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.


Храмы в честь Преполовения

Древняя Церковь Преполовения Пятидесятницы была построена в г. Пскове в конце ХV века. Это одноапсидный, бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом (возможно, первоначальный). В 19-20 вв. храм был сильно перестроен. Барабан ложный, деревянный. Открытое крыльцо на столпах объединено с притвором в 1867 г. Звонница перестроена в колокольню. В настоящее время церковь входит в состав подворья Спасо-Елеазаровского монастыря (РПЦ).

Действующих старообрядческих храмов в честь Преполовения Пятидесятницы в настоящее время не имеется.

Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Бл. Феофилакт Болгарский, в толковании праздничного Евангелия на Преполовение Пятьдесятницы, пишет, что Господь пришел к народу лишь к середине праздника ради того, чтобы несколько ослабить гнев иудеев и расположить их к более внимательному слушанию спасительных поучений. С такой долготерпеливой кротостью обращался Он со Своими несправедливыми обвинителями, укорявшими Его за дивные чудеса, которые творил Он в субботу. Но Господь прямо обличает их и в лицемерии, ибо сами они постоянно преступали основные правила закона, тщательно соблюдая лишь то, что было им выгодно и удобно:

Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя? (Ин. 7, 19-20).

По-видимому, настоящие слова Господа не имеют никакой связи с преждесказанными; но когда мы всмотримся ближе, увидим, что они находятся в тесной связи. Его обвиняют в том, что Он нарушает субботу и преступает закон. Он противопоставляет сему то, что скорее они «преступники закона». Закон говорит: «не убий» (Исх. 20, 13), а вы ищете убить Меня. Значит, вы преступники закона, а не Я. Итак, вы сами себе позволяете творить неправду, а Меня обвиняете в преступлении закона за то, что я в субботу исцелил человека. Господь сказал: никто из вас не поступает по закону, потому что убить Его искали все, с которыми Он вел речь.

Смотри, с какой кротостью Он говорит с ними, а они, напротив, с обидною дерзостью говорят: бес в Тебе. Они так дерзки потому, что думали поразить Его и устрашить. Хотя Христос Сам Господь Моисея и виновник закона, но, уступая слабости и бесчувственности иудеев, говорит, что закон дан Моисеем. Ибо они не могли бы спокойно выслушать, что закон им дан не Моисеем, а Им - Владыкою Моисея и Господом ().

Также Господь указывает, что ради исполнения закона о восьмидневном обрезании заповедь о субботе была нередко нарушаема, если восьмой день у новорожденного младенца выпадал на субботу. Так, по толкованию бл. Феофилакта, Он как бы говорит им: «в субботу не возбраняется обрезание, которое причиняет боль; а вы Меня порицаете за то, что Я освободил человека от болезни и сделал здоровым» (). Действительно, здесь видим лишенный всякого здравого смысла ужасный парадокс: иудейские начальники не только не радуются о предивном исцелении болящих, которые терпели такие долговременные тяжкие муки, но и негодуют, и ищут убить Того, Кто являет Себя милосердным Начальником жизни. Они указывают на превратно понятую ими букву закона, но сердца их переполнены ненавистью и себялюбием, поэтому и не могли они принять учение Господне, во главу угла которого стояла высокая заповедь о самоотверженной любви. Что же Господь? Он не гневается на них, но, насколько возможно, привлекает к покаянию, подавая и нам пример Своего великого незлобия и терпения, чтобы знали, как должно ходить по Евангельским заповедям истинным ученикам Его.

О злобе жидовстей, о Владыки Христа милосердию, и безчисленному человеколюбию: яко бо грешник оболгаем терпит, безчествуем не мщает. Темже и мы должны есмы братие смирение имети, и не величатися, обиду и укор терпети, зла за зло не воздавати, да с Господем Богом прославимся ().

1. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
2. Там же
3. «Поучение блаженнаго Кирила о разслабленнем, иже на овчей купели, како исцели его словом Господь наш Исус Христос («Златоуст», сл. 70-е).
4. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
5. Там же
6. «На Преполовение праздника Владычня, поучение святаго Иоанна Златоустаго» («Златоуст», сл. 71-е).



В продолжение темы:
Сад и огород

У интеллигенции дореволюционной России была своя любимая святая: Иулиания Лазаревская или Муромская. Она была примером для всех людей, видевших свое предназначение в служении...

Новые статьи
/
Популярные