Программа пнр пожарной сигнализации. Комплексные испытания систем апз Состав комплексных испытаний систем пожарной защиты

Все системы противопожарной защиты должны всегда быть готовы к работе. Наша компанияABC Строй-Защита оказывает все услуги в области пожарной безопасности. У нас есть все необходимые разрешающие документы, в том числе .

Для того чтобы проверить готовность противопожарной системы на предприятие необходимо провести комплексное испытание систем противопожарной защиты. Заказать эту услугу можно также в нашей компании. Все работы будут выполнены согласно соответствующим нормативным документам и ГОСТам.

Как и когда должны проводиться комплексные испытания систем противопожарной защиты

По нормативным документам комплексную проверку всего оборудования необходимо проводить один раз в 5 лет, в некоторых случаях можно делать это чаще, то есть по необходимости.

Инструкции по проведению разработаны Госпожнадзором и строго регламентированы. Для разного оборудования предлагаются и разные методы его проверки.

Общая схема выглядит следующим образом:

  • специалисты нашей компании изучают всю имеющуюся техническую документацию по ПБ;
  • знакомятся с реальным оборудованием на объекте и его характеристиками;
  • проводят непосредственно испытания;
  • составляют протокол и акт о выполнении работ.

Иногда специальная комиссия разрешает проводить испытания противопожарной защиты систем не комплексно, а частично. Это предусмотрено правилами Госпожнадзора.

Если все-таки проводятся испытания комплексные, то проверяется работа каждой единицы оборудования в автономном режиме и затем совместно. Только после этого можно оценить эффективность установленной .

Проверка готовности противопожарного водоснабжения

Во время испытаний проверяется, как работают все пожарные краны, задвижки, насосы, каково давление в системе, ее герметичность, прочность и другие показатели.

Пожарные лестницы и ограждения для кровли

Проверяются на прочность при сдаче зданий и затем по регламенту один раз в 5лет. Однако наружные пожарные лестницы должны ежегодно проверяться и в случае необходимости обязательно ремонтироваться. Пожарные наружные лестницы – единственный выход из горящего помещения, кроме того ими часто пользуются зимой, чтобы попасть на крышу здания и очистить её от снега или сбить сосульки весной. После ремонта лестницу нужно вновь проверить на прочность и составить соответствующий акт о ее пригодности.

При испытании лестниц прочностным нагрузкам подвергаются: ступени, крепление к зданию, балки, ограждения у вертикальных лестниц, лестничные площадки. Кроме того проверяется целостность антикоррозийного покрытия, то есть краски. Время выдержки нагрузки составляет 2 минуты и после него не должно оставаться никаких следов присутствия.

Проверка пожарных рукавов

Пожарные рукава по сравнению с другим пожарным оборудованием проверяются намного чаще. Внешний осмотр их надо проводить каждый месяц, другие испытания согласно регламенту. В ходе испытаний производится подача давления для проверки целостности рукава и его равномерного износа. Это касается используемого оборудования. Для складского ассортимента осмотр надо проводить при длительном хранении один раз в год.

Визуально можно выявить деформацию рукава, трещины, пятна и т.д. Все не прошедшие визуальный контроль изделия подвергают испытаниям на герметичность. Кроме таких рукавов испытания на герметичность проводят изделиям во время плановых проверок противопожарного оборудования. По регламенту используемые рукава на герметичность проверяются один раз в 6 месяцев.

После окончания проверки рукава не должны деформироваться, вздуваться, тем более течь. Если можно устранить дефекты, то их отправляют на ремонт, если нет – то их списывают.

Кроме этих двух испытаний они проверяются еще разрежением, и обязательно затем проверяется целостность внутреннего слоя. После разрежения резина должна восстановиться, если нет, то значит, в рукаве имеется дефект.

Проверка пожарных кранов

Они в первую очередь осматриваются внешне, затем используется специальный прибор для проверки именно такого оборудования. Проверяется, насколько плотно кран закрывается, какой у него расход воды, рабочее давление и другие параметры.

Такова кратко вся регламентная работа при комплексном испытании систем противопожарной защиты.

Сдача в эксплуатацию систем противопожарной защиты

Наконец, работы по проектированию и монтажу установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре завершены, пришло время сдавать систему в эксплуатацию Заказчику. Правила сдачи систем часто меняются. До недавнего времени в приемочную комиссию входил специалист УГПН, сейчас его место занимает работник ГАСН, однако принципиального значения это изменение не имеет. Требования остались прежними. Итак, для успешной сдачи установки необходимо подготовить следующие документы:


  1. Лицензии, допуски СРО . С этим все понятно. Монтаж установок противопожарной защиты – лицензируемый вид деятельности. Дополнительно, вместо лицензий на строительные работы сейчас используются допуски саморегулируемых орагнизаций.
Проектно-сметная документация

  1. Исполнительная проектная документация по всем системам . Должна включать в себя все изменения по сравнению с первоначальным проектом, включенные в систему в процессе монтажа. Все листы проекта должны быть подписаны ответственными лицами (исполнитель-проектировщик, главный инженер проекта, директор и т.д.) и иметь штампы «Работы выполнены в соответствии с проектом».

  2. Утвержденная сметная документация по выполненным работам . Также должна быть утверждана Подрядчиком и Заказчиком.
Акты сдачи-приемки и испытаний

  1. Акт приемки технических средств в эксплуатацию . Если сдается несколько систем одновременно, допускается оформлять один акт на все системы.

  2. Акт приемки в эксплуатацию внутреннего противопожарного водопровода . Оформляется отдельным актом, так как часто, система внутреннего противопожарного водопровода совмещается с системой водоснабжения, помимо установки пожаротушения.

  3. Ведомость смонтированного оборудования . Аналогично акту приемки, возможно оформлять одну ведомость на все установки противопожарной автоматики.

  4. Паспорта и техническая документация (этикетки, инструкции по эксплуатации и проч.) на все оборудование систем.

  5. Сертификаты соответствия и пожарной безопасности на материалы и оборудование (трубопроводы, запорная арматура, насосное оборудование, кабели и провода, приемно-контрольное оборудование и проч.).

  6. Программа комплексных испытаний систем противопожарной защиты – представляет собой пошаговый протокол испытаний взаимодействия всех систем. Оформляется в свободной форме и утверждается ответственным лицом монтажной организации. Общий смысл таков: сработали дымовой извещатель – завыла сирена – сработала система оповещения о пожаре – отключилась вентиляция – опустились на первый этаж все лифты и так далее. В программу следует включать испытания по всем типам пожарных извещателей (ручных, дымовых, тепловых), также по сработке спринклерных оросителей или открытия пожарных кранов (ручному открытию дренчерных завес). Для каждого испытания необходимо описать полную последовательность происходящих событий.

  7. Акт проверки работоспособности пожарной сигнализации . Подтверждает проведение испытаний по программе, описанной выше.

  8. Акт испытания (проверки работоспособности) установки автоматического пожаротушения. Подтверждает внешний осмотр и испытания системы АУПТ. Для водяного пожаротушения – подтверждает соответствие фактического расхода огнетушащего вещества проектному и, соответственно, нормативному.

  9. Акт комплексного опробования технических средств автоматической противопожарной защиты. Если, согласно программе испытаний производится проверка нескольких взаимодействующих систем (например, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение людей о пожаре и установка порошкового пожаротушения), то следует оформить один общий акт опробования. Вопросы и механика взаимодействия систем излагаются в программе испытаний.

  10. Акт проведения входного контроля – свидетельствует о том, что технические средства, перечисленные в нем, а также в ведомости смонтированного оборудования (список обычно должен совпадать), соответствуют нормативной документации и документации заводов – изготовителей.

  11. Акт измерения сопротивления изоляции – можно оформить один акт для всех шлейфов система АПС и СОиУЭ.

  12. Акт освидетельствования скрытых работ – с этим все понятно. Все провода и трубы, которые нельзя увидеть невооруженным взглядом и потрогать невооруженной рукой, необходимо освидетельствовать. В том, что их не видно, но они есть.

  13. Акт окончания монтажных работ . Составляется монтажной организацией.

  14. Акт окончания пуско-наладочных работ Составляется пуско-наладочной организацией.

  15. Акт гидравлического испытания трубопроводов установки пожаротушения . В случае сдачи системы автоматического водяного пожаротушения.

  16. Акт испытания агрегатов вхолостую или под нагрузкой . Опять таки в случае сдачи системы водяного пожаротушения. Свидетельствует о проведении испытаний смонтированных насосных агрегатов (основной пожарный насос, резервный пожарный насос, жокей-насос, компрессорная установка и т.д.).

  17. Акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж – промежуточный акт, не обязателен к предъявлению приемочной комиссии, однако иметь его в наличии рекомендуется.

  18. Акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ – промежуточный акт, аналогично предыдущему акту, предъявление акта не обязательно.

  19. Акт готовности траншей к укладке трубопроводов (кабелей).

  20. Акт испытания арматуры

  21. Акт о выявленных дефектах приборов, оборудования и агрегатов .

  22. Акт о готовности фундаментов – составляется при монтаже оборудования (насосных агрегатов, компрессорных установок, импульсного устройства) на подготовленные фундаменты. В приложении необходимо иметь техническое задание на монтаж фундаментных оснований, разработанное организацией – проектировщиком системы противопожарной защиты.

  23. Акт прогрева кабелей на барабанах – составляется в случае монтажа кабельных трасс в условиях низких температур с прогревом кабеля на барабанах.

  24. Протокол испытания на герметичность разделительных уплотнений защитных трубопроводов для электропроводок во взрывоопасных зонах – составляется только при прокладке кабельных трасс во взрывоопасных зонах. Испытание проводится давлением воздуха

  25. Акт испытания гидропневматической емкости

  26. Паспорт на зарядку баллонов установки газового пожаротушения
Инструкции и схемы

  1. Инструкция по эксплуатации установки пожарной сигнализации . Размещается в помещении дежурного персонала, неподалеку от пультов управления пожарной сигнализацией.

  2. Инструкция по эксплуатации установки автоматического пожаротушения . Размещается в помещении дежурного персонала. В случае сдачи системы водяного пожаротушения – также и в помещении насосной станции.

  3. Функциональные схемы обвязки узлов управления системы водяного (пенного, газового) пожаротушения вывешиваются у каждого узла управления. На каждом направлении вывешивается табличка с указанием рабочих давлений системы, наименованиями защищаемых помещений, типа и количества оросителей (насадков газового пожаротушения) в каждой секции (направлении), положения (состояния) запорных элементов в дежурном режиме.

  4. Схема обвязки станции системы водяного (пенного, газового) пожаротушения. Размещается в помещении станции.

  5. Принципиальная схема установки водяного (пенного, газового) пожаротушения. Также размещается в помещении станции.
Документация обслуживающей организации

  1. Регламент работ по обслуживанию систем противопожарной защиты . Составляется по согласованию с Заказчиком.

  2. Договор на техническое обслуживание систем противопожарной защиты.

  3. Планы-графики технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта установок пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения и т.д.

  4. Журналы учета работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту установок противопожарной защиты.

  5. Журналы учета неисправностей .

  6. Журнал учета взвешивания баллонов с огнетушащим веществом для установок газового пожаротушения.

  7. Должностные инструкции дежурного персонала, ответственного за техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт и обслуживающего персонала.
Помимо наличия указанной документации, нормативными документами предъявляется определенный набор требований к установкам противопожарной защиты:

Общие требования


  1. Помещение поста-диспетчерской или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно располагаться, как правило, на первом или цокольном этаже здания. Допускается размещение указанного помещения выше первого этажа, при этом выход из него должен быть в вестибюль или коридор, примыкающий к лестничной клетке, имеющей непосредственный выход наружу здания.

  2. Помещение поста-диспетчерской или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками:

  • площадь, как правило, не менее 15 м2;

  • температура воздуха в пределах 18–25°С при относительной влажности не более 80%;

  • наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать требованиям СНиП 23.05-95;

  • наличие естественной или искусственной вентиляции согласно СНиП 2.04.05-91;

  • наличие телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта.

  • в данных помещениях не должны устанавливаться аккумуляторные батареи резервного питания, за исключением герметизированных.

  1. Диспетчерский пункт должен быть обеспечен прямой телефонной связью со станцией пожаротушения, зонами аварийного оповещения, городской телефонной связью, исправными электрическими фонарями в количестве не менее 3-х штук, а также средствами индивидуальной защиты.

  2. В помещении диспетчерского пункта должны быть вывешены инструкции пользования установками противопожарной защиты, инструкция о действиях дежурного персонала в случае поступления сигналов о срабатывании установок, должностные инструкции.
Система пожарной (охранно-пожарной) сигнализации

  1. На объекте должен присутствовать резервный запас пожарных извещателей каждого типа для замены неисправных или выработавших свой ресурс в количестве, не менее 10% от установленных.

  2. Приемно-контрольные приборы должны иметь запас емкости по шлейфам не менее 10%.
Система водяного (пенного) пожаротушения

  1. Помещение насосной станции пожаротушения должно иметь аварийное освещение.

  2. Все помещения, где располагается оборудование системы пожаротушения (насосная станция, помещения автоматических водопитателей, узлов управления и т.д.) должны быть постоянно закрыты. Комплекты ключей от этих помещений должны находиться у обслуживающей организации и оперативного дежурного на объекте. Размещение в этих помещениях рабочих мест персонала на допускается.

  3. На объекте должен присутствовать постоянный запас оросителей в количестве 10% от установленных.

  4. В случае использования пенного пожаротушения, на объекте должен находиться 100%-й резервный запас пенообразователя.

  5. У каждого узла управления должна быть вывешена функциональная схема обвязки.

  6. В насосной станции должны быть вывешены схемы обвязки насосного оборудования и принципиальная схема установки пожаротушения.

  7. На каждой секции пожаротушения должна быть вывешена табличка с указанием рабочих давлений, наименования защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции, положения (состояния) запорной арматуры в дежурном режиме.

  8. Помещение насосной станции должно быть оборудовано телефонной связью с постом-диспетчерской.

  9. На всех трубопроводах в помещении насосной станции должно быть указано направление движения огнетушащего вещества.

  10. На всех манометрах должен быть указан диапазон рабочего давления системы.

  11. У входа в помещение насосной станции должна быть вывешена табличка «Станция пожаротушения» и постоянно функционировать световое табло с аналогичной надписью.


  • знаки пожарной безопасности «пожарный кран» и «огнетушитель» согласно п. 15 и п. 16 таблицы 2 НПБ 160-97;

  • порядковый номер пожарного шкафа;

  • телефон вызова пожарной охраны;

  • в случае отсутствия смотровых окон, опись содержимого шкафа;

  • пломба с печатью обслуживающей организации и подписью ответственного лица.

  1. Все пожарные шкафы должны быть пронумерованы, на шкафу должны находиться наклейки с информацией:
Требования для прочих систем противопожарной защиты будут опубликованы позднее.

Если у Вас есть комментарии, Вы нашли неточность, устаревшую информацию или ее отсутствие – просим комментировать. Статья будет обновляться на основании Ваших комментариев и новой поступающей информации.

ООО «Архитектурная строительная компания КУБ» от лица Генерального директора Рукавишникова С. Л. благодарит за сотрудничество компанию «Альянс Пожарной Безопасности».

Необходимые работы по установке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, разработке исполнительной документации были выполнены качественно и в срок.

Установленная система явилась оптимальным решением по техническим и ценовым характеристикам и обеспечила безопасное функционирование нашего центра. Надеемся на плодотворное сотрудничество в будущем!

В марте 2015 г. наша компания ООО «Интердизайн» обратилась за услугами по проектированию, монтажу автоматической пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в фирму «Альянс Пожарной Безопасности».

За все время совместной работы компания «Альянс Пожарной Безопасности» зарекомендовала себя как надежный партнер, профессионально и качественно выполняющий свою работу.

Хотелось бы отметить, что кроме очевидных вещей - качества, сроков, дисциплины - в работе компании присутствует такой фактор, как понимание важности постоянной коммуникативной связи с заказчиком и отлаженная работа всех звеньев от инженерной службы до топ-менеджмента.

Специалисты компании всегда оперативно прибывают по вызову при возникновении проблем, находят и устраняют неисправности на месте, либо производят замену вышедшего из строя оборудования.

Также для нас было важно, что «Альянс Пожарной Безопасности» имеет всю разрешительную документацию на оказываемые услуги и способна оказывать содействие в решении вопросов и проблем с надзорными органами МЧС РФ. Благодаря повседневной работе компании «Альянс Пожарной Безопасности» мы спокойны за пожарную безопасность наших объектов.

Руководство компании ООО «Строительные инвестиции», в лице Генерального директора Седова О.А., выражает благодарность сотрудникам компании «Альянс Пожарной Безопасности» за успешно проделанную работу по выполнению функций генерального подрядчика при разработке и выполнении следующих работ:

  • Разработка специальных технических условий, отражающих специфику противопожарной защиты объекта;
  • Работ по проектированию автоматической установки пожаротушения и насосной станции;
  • Монтажных и пуско-наладочных работ автоматической установки пожаротушения и насосной станции;
  • Прокладка термокабеля, интеграция в общую систему АПС;
  • Согласования в надзорных органах г. Москва.

Особо хотелось бы отметить ответственность, проявленную сотрудниками компании в ходе решения поставленных задач, верное понимание и оперативное выполнение требований, высокий уровень контроля качества выполняемых работ, профессионализм и опыт специалистов компании.

Одновременно на объекте работали более 20 специалистов. Все вопросы, возникавшие в процессе работы решал отдел контроля качества компании. В ходе совместной работы «Альянс Пожарной Безопасности» зарекомендовал себя как перспективная компания и надежный партнер, способный грамотно и ответственно вести деловые отношения.

К формированию акта надо относиться очень внимательно, стараясь не допускать ошибок, неточностей и уж тем более не вписывать в документ непроверенные или заведомо ложные данные, т.к. они впоследствии могут привести к серьезному наказанию со стороны надзорных органов. На что обратить внимание при оформлении В определении законности документа то, как именно оформлен акт, значения практически не имеет. Он может быть написан на фирменном бланке или же на обычном листе любого удобного формата, набран на компьютере или же составлен в рукописном виде. Проследить нужно только за тем, чтобы акт включал в себя «живые» подписи ответственных лиц – при этом, в данном случае использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо способом, запрещается.

Программа комплексных испытаний систем противопожарной защиты

Оформляется отдельным актом, так как часто, система внутреннего противопожарного водопровода совмещается с системой водоснабжения, помимо установки пожаротушения.

  • Ведомость смонтированного оборудования. Аналогично акту приемки, возможно оформлять одну ведомость на все установки противопожарной автоматики.
  • Паспорта и техническая документация (этикетки, инструкции по эксплуатации и проч.) на все оборудование систем.
  • Сертификаты соответствия и пожарной безопасности на материалы и оборудование (трубопроводы, запорная арматура, насосное оборудование, кабели и провода, приемно-контрольное оборудование и проч.).
  • Программа комплексных испытаний систем противопожарной защиты – представляет собой пошаговый протокол испытаний взаимодействия всех систем. Оформляется в свободной форме и утверждается ответственным лицом монтажной организации.

{{{ data.title }}}

Общий смысл таков: сработали дымовой извещатель – завыла сирена – сработала система оповещения о пожаре – отключилась вентиляция – опустились на первый этаж все лифты и так далее. В программу следует включать испытания по всем типам пожарных извещателей (ручных, дымовых, тепловых), также по сработке спринклерных оросителей или открытия пожарных кранов (ручному открытию дренчерных завес). Для каждого испытания необходимо описать полную последовательность происходящих событий.

  • Акт проверки работоспособности пожарной сигнализации.
    Подтверждает проведение испытаний по программе, описанной выше.
  • Акт испытания (проверки работоспособности) установки автоматического пожаротушения. Подтверждает внешний осмотр и испытания системы АУПТ.

Акт проверки пожарной сигнализации

Заполнение шапки акта В «шапке», в частности, следует всегда указывать:

  • наименование документа, место и дату его составления;
  • комиссию, которая проводила проверку пожарной сигнализации – можно ограничиться названиями организаций, но при необходимости следует вписать должности, имена-фамилии-отчества конкретных работников, участвующих в контрольных мероприятиях.

Заполнение основной части акта В основной части нужно:

  • удостоверить факт проведения проверки;
  • написать наименование организации – владельца пожарной сигнализации и адрес, по которому она установлена;
  • дать ссылку на договор, в соответствии с которым осуществляются проверочные работы.

При желании в акт можно вписать и другую информацию (например, более подробно расписать данные о пожарной сигнализации, результатах ее обследования).

Акт проверки работоспособности пожарной сигнализации

  • порядковый номер пожарного шкафа;
  • телефон вызова пожарной охраны;
  • в случае отсутствия смотровых окон, опись содержимого шкафа;
  • пломба с печатью обслуживающей организации и подписью ответственного лица.

Требования для прочих систем противопожарной защиты будут опубликованы позднее. Если у Вас есть комментарии, Вы нашли неточность, устаревшую информацию или ее отсутствие – просим комментировать. Статья будет обновляться на основании Ваших комментариев и новой поступающей информации.

POZHPROEKT.RU Программа итоговых комплексных испытанийФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный…
Должна включать в себя все изменения по сравнению с первоначальным проектом, включенные в систему в процессе монтажа. Все листы проекта должны быть подписаны ответственными лицами (исполнитель-проектировщик, главный инженер проекта, директор и т.д.) и иметь штампы «Работы выполнены в соответствии с проектом».

  • Утвержденная сметная документация по выполненным работам. Также должна быть утверждана Подрядчиком и Заказчиком.
  • Акты сдачи-приемки и испытаний
  1. Акт приемки технических средств в эксплуатацию.
    Если сдается несколько систем одновременно, допускается оформлять один акт на все системы.
  2. Акт приемки в эксплуатацию внутреннего противопожарного водопровода.

Акт на комплексное испытание системы апс

Роль пожарных сигнализаций переоценить невозможно – при серьезной нагрузке на электрические сети, которые очень часто испытывают коммуникации (большое количество одновременно включенных приборов, яркое освещение и т.д.), своевременная подача сигнала тревоги может предотвратить самые серьезные последствия. Именно поэтому условия установки и обслуживания пожарных систем, в том числе и пожарных сигнализаций, регламентируются законом и должны исполняться строжайшим образом. Кто может устанавливать и обслуживать пожарную сигнализацию Работа по установке и дальнейшем сопровождении пожарных сигнализаций разрешается не всем.

Допуск имеют только специальные лицензированные организации, сотрудники которых прошли профессиональную подготовку.
Акционерное Общество «Мобильные ТелеСистемы»Предложений на право заключения договора на выполнение работ по монтажу систем противопожарной защиты (автоматической установки газового… Инструкция по содержанию технических средств противопожарной защитыДанная Инструкция разработана в дополнение Общеобъектовой инструкции и устанавливает единые требования по содержанию технических… Тема №1 Организация противопожарной защиты в воинской части.
Мероприятия… Лекция тема: бухгалтерские системы учетаЭто означает, что производители ориентируются уже не на разработку отдельных компонентов автоматизации систем управления, а на создание… Техническое Задание на поставку, внедрение и оптимизацию комплексн……
Форма и образец акта проверки Монтаж пожарной сигнализации должен проводиться специалистами с соблюдением всех норм пожарной безопасности, ГОСТов и нормативов, и перед началом работ оборудование должно пройти входной контроль. Однако является ли установка пожарной сигнализации гарантией того, что при возникновении чрезвычайной ситуации, в данном случае очага возгорания, тревожная система сработает вовремя и позволит уберечь здоровье персонала и материальные ресурсы предприятия? Ответить на этот вопрос утвердительно можно только тогда, когда аппаратура находится в исправном состоянии. То есть, необходимо вести постоянный контроль за ее работоспособностью, и важно не путать эту процедуру с техническим обслуживанием данного оборудования.

  • На каждой секции пожаротушения должна быть вывешена табличка с указанием рабочих давлений, наименования защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции, положения (состояния) запорной арматуры в дежурном режиме.
  • Помещение насосной станции должно быть оборудовано телефонной связью с постом-диспетчерской.
  • На всех трубопроводах в помещении насосной станции должно быть указано направление движения огнетушащего вещества.
  • На всех манометрах должен быть указан диапазон рабочего давления системы.
  • У входа в помещение насосной станции должна быть вывешена табличка «Станция пожаротушения» и постоянно функционировать световое табло с аналогичной надписью.
  • Все пожарные шкафы должны быть пронумерованы, на шкафу должны находиться наклейки с информацией:
  • знаки пожарной безопасности «пожарный кран» и «огнетушитель» согласно п.

По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Московской области», в 60% случаев испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по их работоспособности. Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя. Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности.

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты: разберемся с понятиями

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:

  • по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
  • по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.

Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.

В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и некачественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.

Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима) проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.

Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты. Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» , далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации. Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.

Чем регламентирована проверка работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ: обзор последних изменений

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер. Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.

В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты , которые подлежат проверке, относятся:

  • АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;
  • автономные устройства пожаротушения;
  • АУПС — автоматические пожарные сигнализации;
  • СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;
  • системы противодымной защиты;
  • внутренние противопожарные водопроводы.

В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:

  • «ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения» ;
  • «ГОСТ 12.4.009-83. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание» ;
  • «ГОСТ 27.002-2015. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения».

Кто проводит проверку работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ. Обязательна ли «добровольная» сертификация?

Выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов. Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников. Согласно ГОСТ Р 57974-2017 , в качестве специалиста альтернативно привлекается:

  • штатный эксперт-аудитор;
  • на договорной основе лицо, компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.

Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» . Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями. При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет. Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:

  • критерии аттестации;
  • перечень документов, необходимых предоставить заявителю;
  • сроки рассмотрения заявления;
  • порядок проведения квалификационного экзамена;
  • правила формирования реестра экспертов;
  • порядок прекращения его полномочий.

Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации». В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е. обязательному подтверждению не подлежат.

Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017 , не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.

Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-р , ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, при чем, силами различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).

Как подтвердить компетентность в системе добровольной сертификации по новому ГОСТу

Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.

Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».

Несмотря на это сегодня на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее — НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ».

Таким образом, НСОПБ сегодня позиционируется как фактически единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.

Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:

  • двух экспертов;
  • двух испытателей;
  • испытательную лабораторию.

Специалист же должен обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку.

По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.

На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.

В этой связи хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на существование предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.

Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:

  • недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;
  • недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;
  • злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.

Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

  • один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;
  • один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017 .

Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.

Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.

В результате проверки комиссия составляет:

  • акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;
  • сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.

Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:

  • данные проверяемого предприятия и эксперта;
  • период проведения проверки;
  • вид проверяемых систем ППЗ;
  • перечень проведенных работ;
  • результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.

В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.

Таким образом, проверка работоспособности систем и установок ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности. Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации. Такое регулирование существенно усложняет организацию проверки и возлагает на представителей бизнеса дополнительные затраты, что выглядит крайне непоследовательно с учетом оглашения Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию новых экономических и социальных перспектив для малого и среднего бизнеса.



В продолжение темы:
Потолок

Шаблоны заполнения бланков церковных свидетельств. Бета-версия March 26th, 2015 Предлагаю всем желающим для тестирования шаблоны заполнения бланков церковных свидетельств....

Новые статьи
/
Популярные