Развенчиваем мифы о выездной налоговой проверке. Выездная проверка: как считать три года Вызов на комиссию

Шаг 1

3.1 Обращение к администратору зала

В случае если проверка проходит в офисе формата «Мини», «Микро» Администратор зала не оценивается, ввиду его отсутствия. В анкете проставляются прочерки в блоке АЗ.

Ø Войдя в офис, осмотритесь.

Если в течение 30 секунд на Вас не обратили внимания, подойдите к стойке Администратора зала (обычно находится за стойкой, напротив входа или справа/слева от него) и озвучиваете ему цель визита. Администратор зала направит Вас к нужному специалисту или подскажет, куда можно пройти для получения консультации. В офисах формата «Мини», «Микро» Вам необходимо самостоятельно выбить талон СУО.

Если АЗ нет на месте (н-р, он помогает другому клиенту найти нужного специалиста), то Тайному покупателю нельзя самостоятельно выбивать талон СУО на сенсорном пульте - необходимо дождаться пока освободится Администратор зала. По истечению 5 минут можно самостоятельно выбить талон СУО.

Ø Если Администратора нет в поле зрения, то необходимо подождать его у стойки (не более 5 мин.). Если по истечению ожидания Администратор не подошел, и никто из сотрудников не обратил на Вас внимание, нужно самостоятельно выбить талон СУО на сенсорном пульте (если установлен в точке), возникшая ситуация в обязательном порядке описывается в поле для комментариев.

Ø Если администратор зала сам пытается консультировать, ссылаясь на очередь, Вы вежливо настаиваете на своем желании проконсультироваться с соответствующим специалистом, поскольку Вы никуда не торопитесь и у Вас есть время подождать в очереди .

Ø Если администратор зала сообщает, что нужный Вам специалист временно отсутствует, уточните время и дату, когда специалист будет работать и сможет Вас проконсультировать. По возможности вернитесь в указанное время и совершите контрольную закупку. Желательно сообщить об этом Куратору.

Ø Пункт 1.4. Анкеты оценивается положительно в случае, если Администратор зала объяснил где на табло загорится номер талона или куда необходимо пройти.

Шаг №2.

3.2 Консультация у специалиста

Ø Начните диалог в соответствии с Легендой и позвольте сотруднику задать Вам уточняющие вопросы – не рассказывайте сами сотруднику сразу всю Легенду(особенно это касается проверки по легенде «Перевод») , будьте слегка пассивными. Дайте возможность сотруднику проявить инициативу.

Ø Во время проведения контрольной закупки,Вам самостоятельно необходимо задать Обязательные вопросы , указанные в п.7 Легенды. Обязательные вопросы не задаются в случае, если ранее специалист сообщил данную информацию во время презентации продукта.

Важно! В случае если вопросы не будут озвучены, проверка не принимается и не подлежит оплате (данный факт будет зафиксирован на аудиозаписи).

Ø После предложения Вам конкретного продукта для того, чтобы Вы могли оценить умения специалиста работать с отказами/возражениями, необходимо обязательно задать вопросы, указанные в п.8 Легенды. Пункт 5.1 анкеты оценивается положительно при любом согласии сотрудника с клиентом.

Ø Во время консультации или по ее завершению специалист может предложить Вам дополнительные продукты или услуги банка (п.9 Легенды), это позволит Вам оценить пункт Анкеты «кросс-продажи».

Ø Сотрудник должен обязательно подвести итог консультации и завершить презентацию продукта вопросом «желаете ли Вы оформить продукт / услугу?» . Уточнить все ли Вам понятно, остались ли у Вас какие-либо вопросы. Для того, чтобы оценить сотрудника по данному пункту, во время консультации исключите фразу: «Мне все понятно» или аналогичные по смыслу выражения.

Ø Если на обслуживание Вы попали к сотруднику с бейджем «СТАЖЕР» , то необходимо настоять на своем желании получить консультацию у более опытного

специалиста (данный вопрос должен быть зафиксирован на аудио записи). В случае если получен отказ, то контрольная закупка проводится до конца и результат ее сохраняется и публикуется на сайте. В анкете обязательно укажите, что Вас обслуживал стажер.

Посещение отделения Банка закончено.

Шаг № 3

3.3 Заполнение Отчета на портале.

Ø Анкета должна быть заполнена в течении 12 часов после проведения проверки.

Ø В Анкете обязательно должна быть указана ФИО проверенного сотрудника .

Ø В поле «Дата и местное время начала проверки» (и в Анкете, и на портале) указываются только реальные дата, местное время начала консультации у специалиста и адрес отделения (которые должны быть озвучены в начале визита и слышны на аудио записи).

Ø При заполнении Анкеты обязательно внимательно читайте формулировки каждого пункта.

В поле «Комментарии»обязательно нужно указать:

· Разъяснения ко всем пунктам, по которым поставлены отрицательные оценки

· Ваше общее впечатление, которое не должно противоречить ответам на вопросы анкеты.


Одновременно с заполненной Анкетой на портале должны быть размещены следующие артефакты:

Аудио запись визита

*Примечание: Поскольку все проверки совершаются с аудиозаписью, то убедитесь заранее в том что:

· оборудование исправно: при записи не должно быть посторонних звуков, «шуршаний», «треска». Если запись будет тихая (низкого качества) или на ней будут посторонние технические шумы, то она будет браковаться, и проверка не будет оплачена.

· оборудование заранее приведено в состояние максимальной зарядки, и карты памяти имеют достаточно места для записи;

· оборудование незаметно окружающим;

· при использовании дополнительного оборудования (диктофонов) необходимо на время проверки выключать свои личные мобильные телефоны, так как они создают дополнительные помехи и шумы в записи.

· если Вы делаете запись на телефон: наиболее хорошее качество получается при условии записи на гарнитуру телефона, когда она висит на шее. Также, чтобы телефонные звонки, смс не прерывали запись необходимо на телефоне выбрать режим «Полет»/»Flight Mode»/Автономный (в каждом телефоне называется по-разному). В таком случае телефон работает, можно делать аудио, но дозвониться в этот период никто не сможет.


*Номер талона СУО – это латинская буква и порядковый номер, например, В-107. При этом Вам следует указать номер в специальном поле Анкеты или на портале в разделе «Номер талона СУО».

Если в посещаемом Вами отделении не установлена система управления очередью, в Анкете выбирается соответствующий вариант ответа («СУО не установлена»).

Если система электронной очереди не работала – необходимо указать это в комментарии. Также необходимо задать об этом вопрос вслух сотрудникам банка, например, «А где мне взять талончик для очереди?» Поскольку все проверки сопровождаются аудиозаписью, это и будет доказательством причины отсутствия талона/номера.

Сотрудник может не выдать талон СУО, но проверка будет принята, если:

· Администратор зала не выдал Вам талон СУО (при этом в точке продаж система установлена), данная проверка будет принята, как исключительный случай. При этом наличие аудиозаписи является обязательным условием, на котором слышно как Вы попросили талон у Администратора зала.

· В посещаемом Вами отделении установлена система управления очередью, но при этом Вам могут не выдать талон СУО . Такая ситуация характерна при проведении проверок у специалистов модулей Ипотечного кредитования, Кредитования малого бизнеса, Автокредитования. В этом случае № талона в Анкете не указывается, проверка принимается и подлежит оплате. При этом на записи слышен адрес отделения, время начала проверки, дата и в анкете указана ФИО сотрудника.

Возможны следующие манипуляции сотрудников с талонами СУО:

· Если Администратор не дал талон Вам в руки и сразу отнес его консультанту, задайте вслух вопрос про талон, например, «Как я смогу найти сотрудника без талона?» Это необходимо для доказательства наличия подобного талона в аудиоматериалах.

· Также возможны случаи, когда Администратор зала предлагает Вам пройти в зону ожидания и сначала дождаться своей очереди к специалисту, а как только он освободиться, выдать Вам талон СУО. Такие случаи являются грубым нарушением в навигации клиентов, и в обязательном порядке их нужно описывать при заполнении Анкеты блока «Оценка профессионализма Администратора зала».


Похожая информация.


После сдачи отчетности автоматически начинается камеральная проверка каждой представленной декларации или расчета. Что на практике выявляют налоговики при проверке отчетности и каковы последствия данных ошибок, читайте в статье.

Как проводится проверка

Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ. Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений.

Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Ошибки при сдаче отчетности

Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки. Что это за ошибки:

1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя.

2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи.

3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ.

4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот.

5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:

1) простые арифметические ошибки;

2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

6) занижение выручки;

7) завышение расходов;

8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

В детском дошкольном образовательном учреждении в 2018 году в разных месяцах работало от 23 до 27 человек, в 2019 году – 27 человек (из них одна работница находится в декрете). В каком порядке учреждение должно представлять в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и других пособий, связанных с материнством: в электронной форме либо на бумажном носителе (учреждение расположено в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте)? Покупатель – плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом предъявленного ему налога по товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае, если соблюдены прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ условия: покупка предназначена для облагаемой НДС операции и поставлена на учет, у покупателя имеется оформленный соответствующим образом счет-фактура. Правда, если этот документ получен с опозданием, у налогоплательщика могут возникнуть дополнительные вопросы. За какой период заявлять вычет? Как его перенести на последующие налоговые периоды и не просчитаться со сроком, отведенным законодателем на данное мероприятие? Можно ли отсрочить лишь часть вычета? Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д». Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129‑ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

Изменение ставки по НДС само по себе вроде бы не должно вызывать сложности для учетных работников. Действительно, начисляете большие суммы к уплате в бюджет и все… Однако трудности могут возникнуть в период перехода от меньшей ставки к большей. В данной статье мы представим обзор последних разъяснений чиновников на эту тему, связанных с выполнением работ и оказанием услуг. В апреле 2019 года была выявлена ошибка: по объектам библиотечного фонда, принятым к учету и введенным в эксплуатацию в августе 2018 года, амортизация не начислялась. Какие исправительные записи необходимо сделать в бюджетном учете?

Согласно статье 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако согласно статье 1 те положения, которые регламентируют проведение ревизий, не могут применяться

Так, в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» указаны основания, по которым может быть осуществлен контроль. Фискалы проводят специальный анализ финансово-экономических показателей предприятий. Государственные аналитики изучают как суммы самих платежей, так и их динамику. Так выявляются фирмы, у которых уменьшаются размеры бюджетных начислений. Анализ проводится по каждому виду налога. Изучаются и показатели при этом определяются значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от предыдущего или от среднестатистических данных аналогичных фирм. Кроме того, могут быть выявлены противоречия между представленными сведениями и данными, которыми располагают ревизоры.

Выездные проверки

В случае выбора организации для проведения выездной проверки инспекторы также определят целесообразность контрольных мероприятий у контрагентов и аффилированных лиц. Приоритетными для включения в план являются те компании, в отношении которых у ревизоров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации фискальных обязательств. Или же результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствуют о предполагаемых правонарушениях.

Нужно подчеркнуть, что Налоговый кодекс не содержит ограничений в отношении срока работы организации при назначении выездной проверки. При этом на практике такие ревизии проводятся не часто, логично, что чем короче срок существования организации, тем меньше шансов выявить нарушения. Основная цель проверяющих – это доначисление налогов. Тем не менее, основанием для контроля может стать, например, запрос из МВД на проведение совместной ревизии в связи с выявлением факта «ухода» от уплаты средств в бюджет или сокрытия доходов. Такая инициатива от ведомства может возникнуть в случае поступления жалобы или проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Причиной проверки станут и ликвидация или реорганизация общества с ограниченной ответственностью, а также недостоверность сведений в декларации или подача заявления о возмещении из бюджета большой суммы НДС.

Результат камеральной проверки

Также основанием для выездной ревизии может послужить результат Согласно Приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/ 333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Службой разработана структура отбора фирм для проведения выездных мероприятий. Так, обоснованный выбор компании для их осуществления невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в инспекции из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относятся данные о фирмах, полученные инспекторами самостоятельно. К информации из внешних источников относятся данные, полученные фискалами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Обратите внимание

Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения. И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности.

Комментирует Лариса Савельева, главный бухгалтер компании «Стройтех»: «Количество планируемых ревизий всегда можно оспорить. Об их проведении организация и ее руководство информируются заранее. Идет подготовка к мероприятиям, и в случае, если они незаконны, у компании есть время на то, чтобы оспорить решение инспекции. Что же касается внеплановых ревизий то тут сложнее. Как правило, предприятие не в курсе, что скоро к ним “приедет ревизор”. Фактически у руководства нет времени на то, чтобы сопротивляться и пытаться оспорить законность действий инспекторов. Кроме того, если и удастся избежать проверки, то в следующий раз налоговые органы еще больше засомневаются в законопослушности предприятия и найдут тысячу и одну причину, чтобы явиться в компанию с нежданным контролем».

Цели проверки

Стоит отметить, что большое количество нормативных актов вносит путаницу в порядок проведения проверки. И несмотря на то, что обществам обещано, что в течение трех лет с момента регистрации их не будут беспокоить ревизоры, по факту есть большое количество признаков, подпав под которые, компания станет объектом проверки невзирая на свой «молодой возраст». Так к кому же придут ревизоры?

Несомненно, первыми станут те предприятия, налоговая нагрузка которых ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретных отрасли или виде экономической деятельности. Далее в очереди стоят те компании, которые отражают в бухгалтерской отчетности убытки на протяжении нескольких периодов или показывают в декларациях значительные суммы вычетов. Интерес проверяющих вызовет и опережающий темп роста расходов над доходами от реализации товаров, работ и услуг. А также выплата среднемесячной на одного работника, которая фактически ниже среднего уровня в конкретном субъекте.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять спецрежимы, также станет причиной ревизии. Как и отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Особенно осторожными нужно быть тем ООО, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или деловых целей. Это может стать причиной «налоговых разборок».

Кстати, как и непредоставление компанией пояснений на уведомление инспекции или запрашиваемых документов. Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения.

И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности, а также ведении финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Меры безопасности

И все же, несмотря на усилия чиновников и бизнесменов договориться о количестве и причинах ревизий, часто возникают случаи, когда предприниматели становятся объектами незаконных проверок. Как максимально себя обезопасить?

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.

Скан запроса налоговой в рамках камеральной проверки

Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.

Скан решения о выездной проверке

Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.

Скан запроса налоговой в рамках предпроверочного анализа

В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.

Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:

Скан запроса налоговой для встречной проверки

А это — поручение запросить документы:

Скан поручения от одной налоговой к другой

Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.

Cкан запроса полиции

По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.



В продолжение темы:
Гостиная

Многие женщины следят за своей фигурой и придерживаются различных диет для похудения. Есть способ проще: включить в рацион тыкву. Тыква калорийность имеет небольшую, более...

Новые статьи
/
Популярные