Репатриация денежных средств при покупке акций. Репатриация доходов зарубежного подразделения

Государство начало активную кампанию по репатриации капитала 2.0. Для физлиц уже ввели послабления валютного контроля , Минфин говорит о либерализации и в отношении контролируемых иностранных компаний. Всеобъемлющее прощение налоговых прегрешений и валютных нарушений рассматривается как способ повернуть финансовые реки обратно в Россию. На этом пути, как отмечают эксперты, есть несколько проблем, главная из которых — недоверие к государству и его действиям. Оно подчас сильнее страха стать абсолютно прозрачным для регуляторов за счет присоединения России к глобальной системе обмена финансовой информацией.

Художник: Юрий Аратовский

Уровень валютного контроля — один из самых жестких в мире

Несколько миллионов россиян, проживающих большую часть года за границей, могут больше не переживать по поводу своих иностранных счетов. С 1 января 2018 вступили в силу изменения к ФЗ №173 «О валютном регулировании и валютном контроле». Теперь тем, кто работает, учится за границей или живет «на два дома», но при этом сохраняет российское гражданство, не нужно уведомлять налоговиков на родине об открытии или закрытии счетов в иностранных банках и ежегодно отчитываться о движении средств по ним. Нововведение касается более двух миллионов человек: только на консульском учете стоят 1,9 млн россиян, но многие пренебрегают этим.

Прежде, как замечает старший юрист департамента международного налогового планирования юридической фирмы «Клифф» Екатерина Романова , гражданин РФ, постоянно проживающий за пределами своей страны, но иногда все же посещающий её территорию, не мог свободно использовать свои счета — большинство операций он был обязан проводить через российский банк. Напрямую на иностранный счет можно было зачислять только доходы от иностранных источников, например, дивиденды, купонный доход, различные стипендии и гранты, заработную плату. Нарушение порядка зачисления грозило штрафом в размере 75-100% от суммы зачисления.

«Такой пристальный контроль являлся излишним: так как РФ не претендовала на налогообложение общемирового дохода физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, то проверка счетов нерезидентов была бессмысленна. До 1 января 2018 года уровень валютного контроля в России являлся одним из самых жестких в мире», утверждает Екатерина Романова.

Юрист московского офиса «Ильяшев и партнеры» Руслан Маннапов напоминает: в 2016 году уже предпринимались попытки рассмотреть подобные поправки. Одна из концепций сводилась к тому, чтобы приравнять статус валютного резидента к налоговому, а также сохранить статус валютного резидента за всеми гражданами.

«Следует отметить, что проект федерального закона был внесен в Госдуму на рассмотрение 17 октября 2017 года и был подписан 28 декабря прошлого года. Законопроект за весь период его рассмотрения не претерпел каких-либо существенных изменений и был опубликован практически в первоначальной редакции», — говорит Руслан Маннапов.

По его мнению, изменения приведут не только к облегчению жизни банков, которые контролируют операции своих клиентов, и налоговых органов, но и самих физических лиц, подолгу проживающих за пределами России — теперь те смогут спокойно навещать своих родных и близких, не опасаясь финансовых последствий. Новый закон позволит им без ограничений со стороны РФ распоряжаться своими личными иностранными счетами. Например, если гражданин России продаст свой заграничный дом или автомобиль нерезиденту, то может спокойно зачислять на иностранный счет средства от сделки в том случае, если она совершается в странах-членах ОЭСР или FATF.

Купить лояльность элит

Важно, что резидентов либерализация не затронула. Так, для них по-прежнему сильно ограничен список возможных операций с иностранным счетом: на него нельзя зачислять доходы от предпринимательской деятельности, продажи криптовалют или ценных бумаг, не торгующихся в России на крупнейших биржах. Даже наследство или займ нельзя перевести на этот счет. Незнание или игнорирование закона обходится дорого — в 75-100% суммы проведенной сделки. Если раньше можно было рассчитывать отмолчаться, теперь обо всех банковских счетах россиян на родине станет известно благодаря международной системе обмена налоговой информацией. Срок давности по нарушениям подобного рода — два года.

«Изменения в законе о валютном контроле не стоит воспринимать как ослабление контроля за валютными операциями в принципе, — предостерегает заместитель председателя правления, директор департамента клиентского обслуживания СДМ-банка Елена Волкоедова . — В настоящее время основной акцент в процедурах контроля операций клиентов направлен на финансовый контроль, который более всесторонне, по сравнению с валютным контролем, рассматривает каждую конкретную операцию, поэтому отсутствие уведомления ФНС не приведет к отсутствию контроля со стороны банков за переводами валюты на счета за рубежом».

Как отмечает Елена Волкоедова, изменения в Законе о валютном контроле привели к тому, что теперь все граждане Российской Федерации, независимо от места проживания, являются резидентами (ранее граждане, постоянно проживающие за рубежом не менее одного года, считались нерезидентами). В связи с этим на них теперь в полной мере распространяется налоговое законодательство нашей страны, в том числе положения об обмене финансовой информацией с иностранными государствами в рамках Международной Конвенции ОЭСР.

«Шаги по признанию валютными агентами физических лиц, которые находятся в России более полугода — это, в первую очередь, продолжение мер по повышению лояльности элит к власти. Людям со вторым гражданством, которые являются налоговыми агентами другого государства, уже разрешили не платить налоги в России, — утверждает первый заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов . — Первыми вступать в дискуссию за отмену (хоть и не полностью) валютного контроля, который требует обязательного возврата валютной выручки в Россию, начали Минэкономразвития и Минфин, теперь к переменам в системе склоняется и ЦБ. МЭР аргументировал свою позицию тем, что требование репатриации выручки тормозит международную торговлю. Но фактически либерализация валютного контроля в наших условиях преследует несколько иные цели. В ней заинтересованы экспортеры».

Свобода о двух концах

По идее Минфина, компании-экспортеры могут быть освобождены от необходимости возвращать валютную выручку в страну, поставив о ней в известность российских налоговиков. Таким образом министерство планирует убить двух зайцев: поддержать несырьевой экспорт, который оказывается вынужден проводить бартерные сделки из-за санкций или неспособности партнеров расплатиться деньгами, и прекратить неэффективные попытки противостоять оттоку капитала из страны.

На Гайдаровском форуме замминистра финансов Алексей Моисеев заявил:

«Назрела необходимость отменить и требования о репатриации валютной выручки, отменить учет за судьбой аванса по импорту и, кроме того, любые ограничения по движению счетов граждан России — как валютных резидентов, так и валютных нерезидентов».

Законопроект уже готов, но его рассмотрение, по словам Алексея Моисеева, идет с переменным успехом: либерализацию поддерживают налоговики и таможня, а ЦБ осторожничает. Регулятор не хочет давления на курс со стороны компаний, которые будут придерживать валютную выручку, и опасается лишиться инструмента выполнения антиотмывочных требований FATF.

Минфин — активный сторонник либерализации налогового и валютного законодательства в отношении юрлиц. Их будет непросто заставить репатриироваться. Как замечает старший консультант EY Елена Максимова , у российских властей есть важный инструмент деофшоризации. Это правила КИК, к которым относят, помимо самих компаний, также трасты или фонды, созданные без образования юрлица. Контролирующими в этом случае признаются юридические или физические лица, владеющие более 25% в иностранной компании (также 10% при условии, что совокупная доля российских резидентов более 50%) или оказывающие влияние на распределение прибыли. КИК обязаны извещать налоговиков о своем существовании и платить налоги в России. Исключения для начисления налога составляют случаи, в которых прибыль не превышает пороговых значений (для 2016 года — 30 млн рублей, для последующих лет — 10 млн), а также касаются, например, банков, страховых компаний. Чтобы избежать налогообложения в России, многие контролирующие лица меняют налоговую юрисдикцию, вводят в число акционеров номинальных владельцев или пытаются перевести организацию в статус некоммерческой.

Признайся и не плати налоги

Для повышения привлекательности кампании по возврату капитала Минфин предлагает провести очередную амнистию капиталов — с марта по декабрь 2018 года владельцам счетов и активов за границей предлагается сообщить о них налоговым органам. В отличие от предыдущей амнистии, в этот раз прощение налоговых прегрешений распространится на уже закрытые счета. Кроме того, финансовых репатриантов освободят от обязанности рассказывать о происхождении капитала, для них установлена нулевая ставка на прибыль и НДФЛ. Власти уверены: вслед за легализацией средств россияне будут возвращать их на родину, и предлагают для этого финансовый инструмент — суверенные облигации на $3 млрд. Однако прямого требования переводить капиталы в Россию нет, но есть удобный механизм для противодействия санкционному режиму — части живущих за границей россиян он точно может пригодиться.

Первой амнистией в 2015—2016 годах, по словам Антона Силуанова , воспользовались 7 200 бизнесменов из России. В этот раз число желающих «русифицировать» капитал может увеличиться из-за страха состоятельных людей и предпринимателей перед межгосударственным обменом налоговой информацией и санкциями. Однако страх вступает в противоречие с сильным недоверием к России со стороны тех, кто стремился вывести все самое дорогое из страны — это уже выразилось в росте спроса на услуги юристов по безболезненному переходу в другие налоговые юрисдикции. В 2017 году компания Tranio совместно с Adam Smith Conferences провела опрос налоговых консультантов и юристов, сотрудничающих с состоятельными россиянами, и выяснила, что после присоединения к международной конвенции число задекларировавших свои активы возросло с 10% до 40%. Только треть респондентов сказали, что их клиенты полностью закрывают иностранные счета и переводят капитал в Россию, 13%, наоборот, сообщили о намерении клиентов полностью эмигрировать из родной страны. Большая же часть — желающие спрятаться, и они стали активнее менять налоговую юрисдикцию. Дело не только в финансовой составляющей — владельцы капиталов по-прежнему опасаются, что все сказанное ими может быть использовано против них. Топ популярных стран, по данным Tranio, возглавляет Кипр, за ним идут — Великобритания, Монако, Мальта и Швейцария. Также популярно получение визы резидента в ОАЭ и Сингапуре. Всплеск интереса со стороны россиян ощущают США и Израиль.

Так что вновь открываемый канал для возврата капитала может стать руслом, по которому средства пойдут в обратном направлении.

Репатриация

Подробно о возвращения

Путем возвращения польское гражданство приобретает также несовершеннолетний ребенок репатрианта. В случае если репатриантом является только один из родителей, ребенок может получить польское гражданство при согласии другого родителя, изложенного в форме заявления, поданного Консулу.

Получение гражданства несовершеннолетним лицом, которому исполнилось 16 лет, может иметь место исключительно при его согласии.

Правом на репатриацию не могут пользоваться лица, которые утратили польское гражданство, полученное путем возвращения на основании настоящего закона, репатриировались с территории Польши на основании репатриационных соглашений, заключенных в 1947-1957 гг. между бывшим СССР и Польшей


в одно из государств, являющихся сторонами этих соглашений. Возможен отказ в выдаче репатриационной визы лицу, которое действовало в ущерб основным интересам Польши или участвовало или участвует в действиях, нарушающих .

Лица другой национальности или другого происхождения (не польского), желающие переселиться в качестве членов семьи репатрианта, направляют заявление о выдаче разрешения на проживание на определенный срок на территории Республики Польша. Разрешение выдает руководитель Управления по делам возвращения и иностранцам.

Процедура по вопросу выдачи репатриационной визы осуществляется в присутствии соответствующего консула в зависимости от места жительства репатрианта за границей.

Дипломатическое представительство или консульское учреждение предоставляет всевозможную информацию по вопросу репатриационной процедуры.

Лицо, ходатайствующее о выдаче репатриационной визы, обращается в польское консульство, где получает бланки заявления о выдаче репатриационной визы. Заявление заполняется в двух экземплярах, на польском языке. К заявлению следует приложить документы, касающиеся заявителя или его родителей, дедушки/бабушки либо прадедушки и прабабушки, подтверждающие факт польского гражданства. Это могут быть:

польские документы, удостоверяющие личность;

акты гражданского состояния или их копии или свидетельства о крещении подтверждающие польские корни;

документы, подтверждающие прохождение военной службы в Войске Польском, содержащие запись о польской национальности;

документы, подтверждающие факт депортации лиц тюремного заключения, содержащие запись о польской национальности;

документы, удостоверяющие личность, или другие официальные документы, содержащие запись о польской национальности.

Доказательствами, подтверждающими польское происхождение, могут быть также другие документы, например:

документы о реабилитации депортированного лица, содержащие запись

о польской национальности;

документы, подтверждающие преследование лица из-за его польского происхождения.

Согласно закону о возвращения доказательствами, подтверждающими польское происхождение, могут быть документы, которые были выданы польскими государственными или церковными властями, а также властями бывшего СССР.

К заявлению следует приложить 2 фотографии, справку о несудимости, справку об отсутствии налоговых задолженностей, а также документы, подтверждающие факты, указанные в заявлении. Следует также предъявить действительный паспорт. Дети, которые не имеют собственного паспорта, должны быть вписаны в паспорт родителей.

Лицо, которое желает репатриироваться в Польшу должно представить доказательства, подтверждающее наличие условий для поселения (местожительство, источники содержания, возможность работы). Таким доказательством может быть, например приглашение, направленное польской территориальной административной структурой - Гминой. Гмина может пригласить конкретную семью или анонимных репатриантов. Приглашение от физ. лица может касаться исключительно ближайших родственников этого лица (родители, дети, братья/сестры).

Репатрианты пенсионного возраста, которые имеют право на получение польской пенсии , не обязаны предоставлять доказательства других источников содержания (при определении размера польской пенсии учитываются годы работы за границей).

Лицо, которое не имеет гарантированного места жительства и средств содержания в Польше, но выполняет остальные условия получения репатриационной визы, может также подать в консульстве заявление о выдаче визы. В таком случае консул сможет принять решение о заверении в выдаче визы. Кандидат в репатрианты сможет получить от консула информацию о предоставляемых гминами местах жительства для репатриантов и возможности трудоустройства на территории Польши. Этой возможностью в первую очередь смогут воспользоваться лица, депортированные

и преследуемые на национальной почве и по политическим причинам, возраст и плохое состояние здоровья которых оправдывают быструю репатриацию в Польшу.

Репатриационную визу выдает , после получения согласия руководителя Управления по делам возвращения и иностранцам. Виза вклеивается в паспорт репатрианта и является действительной в течение 12 месяцев со дня выдачи.

Лица, прибывающие в Польшу на основании репатриационной визы, получают польское гражданство в момент пересечения государственной границы Республики Польша

Факт пересечения границы подтверждает штамп пограничного контроля. После прибытия в Польшу репатрианты получают помощь из госбюджета.

Финансовая помощь для репатриантов выплачивается в форме одноразовых пособий: транспортного (возмещение стоимости проезда), на обустройство и текущие расходы, а также школьного пособия (на расходы, связанные с началом учебы в Польше несовершеннолетних детей репатриантов). Транспортное пособие консул может выплатить лицу, которое получило репатриационную визу и которое не располагает достаточными средствами на оплату расходов, связанных с переездом в Польшу.

Репатриантам, которые прибудут в Польшу с азиатской территории б.СССР и которые вынуждены будут понести на ремонт или обустройство места жительства в Польше, будет предоставлена помощь из средств госбюджета для частичного возмещения понесенных расходов.

Репатрианты могут также обучаться на курсах польского языка и адаптации в польском обществе. Согласно новому закону лица, ходатайствующие о получении репатриационной визы, будут иметь возможность посещать курсы польского языка, организованные на территории страны проживания. Эти курсы могут быть финансированы польским Консулом.

Закон о возвращения предусматривает возможность "признания репатриантом" и получение тем самым прав, полагающихся репатриантам. Этой возможностью может воспользоваться лицо польского происхождения, которое до дня вступления закона в жизнь постоянно проживало в Казахстане (или в другом государстве, определенным в Законе), а также пребывало в Польше в связи с обучением в вузе (в качестве стипендиата польской стороны) на основании разрешения на проживание на определенное время. Заявление о признании репатриантом следует направить Воеводе в течение 12 месяцев с момента окончания вуза.

Права репатриантов на получение пенсии и пособий

Репатриант после прибытия в Польшу на место поселения должен обратиться в соответствующую Воеводскую администрацию, чтобы заверить получение им польского гражданства. Затем следует отправиться в соответствующее управление Гмины, чтобы получить польский документ личности.

Репатриант пенсионного возраста получает право на получение пенсии и пособий от Управления социального страхования по месту поселения. Чтобы получить пенсию в Польше женщина должна достичь 60-летнего возраста и иметь 20-летний стаж работы , а мужчина - 65-летнего возраста и иметь 25-летний стаж работы. При получении репатриантом пенсии в Польше в стаж работы засчитываются годы, проработанные за границей, которые учитываются как время работы и страхования в Польше. Однако следует отметить, что это время не учитывается при установлении прав работника, т.е. права на первый отпуск и его срок, определении финансовых выплат за проработанные годы, срока расторжения трудового соглашения, в случае трудоустройства в Польше.

Чтобы получить пенсию в Польше следует обратиться в местное Управление социального страхования в Отдел по пенсиям и пособиям со следующими документами:

польским удостоверением личности с подтверждением польского гражданства

свидетельством о рождении документами, подтверждающими сроки работы за границей

На основании этих документов Управление Социального Страхования предоставляет репатрианту пенсию в минимальном размере. На 1 июня 2002 года минимальная составляет 532,91 польских злотых.


Кроме того, полностью нетрудоспособному репатрианту полагается право на получение постоянного пособия из Управления социального страхования, а временно нетрудоспособному репатрианту полагается право на получение временного пособия.

Условия, которые должен выполнять репатриант, чтобы получить право на пособие определяет о пенсиях и пособиях, а любую дополнительную информацию по этим вопросам репатриант сможет получить после приезда в Польшу в соответствующем Управлении социального страхования.

Любые выплаты из Управления социального страхования, т.е.:

пособия на семью и пособия по состоянию здоровья полагаются репатриантам на таких же основаниях, как для всех граждан Республики Польша, а любую информацию по этим вопросам предоставляют местные Управления социального страхования.

Репатриантам, прибывшим в Польшу, полагается также право на получение социальной помощи. Эта помощь подразумевает:

постоянное пособие

пособие по компенсации

временное пособие

целевое пособие

пособия для беременных женщин или женщин воспитывающих ребенка

финансовая помощь на приобретение лекарств

помощь для адаптации

услуги по уходу за больными, одинокими или престарелыми (Эту помощь по заявлению заинтересованного лица и в обоснованных случаях могут предоставить гминные центры общественной помощи.)

Другую информацию по процедуре возвращения и полагающихся прав предоставляет консул Республики Польша.

Репатриация капиталов и финансирование бизнеса через зарубежные структуры

Репатриация - возвращение в страну ранее вывезенных капиталов. Проблема бегства капитала из Российской Федерации давно уже является одной из наиболее важных для российских экономистов (по имеющимся оценкам, величина находящегося за рубежом российского капитала составляет в настоящее время около 300 млрд.долл.). Масштабный отток активов из страны в легальной и нелегальной форме сокращает ее финансовые ресурсы, ухудшает платежный баланс . В становления рынка в Российской Федерации, сопровождавшегося неустойчивой экономической и трудно прогнозируемой политической ситуацией, многие организации предпочитали выводить свои средства за рубеж, на счета устойчивых банков.


В мировой практике для возврата бежавших за границу капиталов использовался такой метод, как амнистирование (отказ от уголовного и административного преследования лиц, незаконно выведших активы из страны в обмен на легализацию капиталов и возврат их в экономический оборот). По данному пути намерена пойти и Россия: в целях возвращения капитала физ. лиц Правительством РФ подготовлен законопроект, предлагающий упрощенный порядок декларирования ранее скрытых доходов граждан. В обмен на освобождение от налоговых санкций граждане смогут, уплатив 13-процентный налог, перевести свои «теневые средства» на счета в российских кредитных организациях.

Механизм возвращения российских капиталов часто реализуется через оффшорные схемы. Российские бизнесмены регистрируют фирмы за рубежом, в зонах с льготным налогообложением. Полученные доходы облагаются налогом по низкой ставке (или освобождены от налогов вообще), что повышает величину возвратных вложений в российский бизнес. Кроме того, регистрируя ассоциированную организацию в оффшоре, российская организация получает практически свободные от налогообложения дивидендные выплаты. Холдинговая структура оффшорной зоны позволяет финансировать дочерние общества - резиденты другой юрисдикции. Таким образом, если через создание оффшорных компаний капитал возвращается в Российскую Федерацию - оффшорный механизм работает на благо экономики.

Данные средства в дальнейшем могут быть вовлечены в - в хозяйственный оборот внутри страны. Реализация данного замысла на практике будет осложнена необходимостью проведения проверок происхождения капитала специальными финансовыми службами. Подобную меру можно осуществить и в отношении капиталов российских юр. лиц, перетекших за рубеж. Однако ее успешность будет зависеть, прежде всего, от величины налога, после уплаты, которого средства могли бы быть легализованы и инвестированы в российскую экономику.

Если инвестирование из-за рубежа происходит за счет ранее вывезенных российских капиталов, такое инвестирование можно считать репатриацией. Если же за счет зарубежных капиталов - это чистые иностранные инвестиции.

В каких формах может осуществляться финансирование бизнеса через зарубежные структуры?

Иностранные инвестиции принято разделять на две категории:

1. Прямые инвестиции - иностранный инвестор либо контролирует, либо участвует в управлении предприятием, созданным на территории Российской Федерации.


Термин «репатриация» в буквальном переводе с латыни означает «возвращение на родину». В мире финансов это понятие используется для обозначения возврата капиталов, которые ранее использовались за рубежом, с целью инвестирования их в своей стране. Репатриация капиталов существует в нескольких формах, в числе которых - перевод на родину средств, инвестированных за ее пределами, возвращение прибылей от таких инвестиций или иностранной валюты, которая выручена при реализации товаров (услуг).

Репатриация капиталов

Репатриация капитала имеет прямое отношение к его вывозу. В период ухудшения своего экономического положения страны, экспортировавшие капиталы, вводят меры для обеспечения возврата вложенных средств. Для этих целей используется особая налоговая и кредитная политика, предусматривающая гарантии и льготы.

Примером может служить Франция после окончания Второй мировой войны, где государственные органы, ведающие валютным контролем, позволили возвращать капиталы в страну через рынок драгоценных металлов на льготных условиях. Этот шаг правительства можно рассматривать в качестве амнистии национального капитала, покинувшего Францию накануне и в ходе войны. Государства, импортирующие капиталы, с наступлением худших времен нередко вводят ограничения на репатриацию капиталов, инвестированных в их экономику.

Репатриация капиталов дает возможность стране объявить амнистию тем, кто ранее незаконно вывел средства за рубеж. Подобная проблема характерна для нынешней России, где ежемесячный вывоз капитала достигает $2,5 млрд. Такое положение будет сохраняться, видимо, до тех пор, пока не закончатся дискуссии относительно законодательства об амнистии капиталов.

В странах с вполне развитой экономикой вырученная от реализации экономического продукта иностранная валюта возвращается в страну в соответствии с нормами и сроками расчетов, которые установлены в международной практике. В ожидании повышения курса национальной валюты перевод средств на родину обычно ускоряется. В условиях грядущей девальвации происходит обратное явление: возвращение выручки замедляется. Это отрицательно сказывается на экономике страны.

Репатриация займов

В экономике страны имеет место также репатриация займов. Так называют возвращение на родину облигаций, которые ранее были размещены среди заемщиков в других государствах. Такая операция осуществляется через выкуп этих обязательств государством и частными лицами. К репатриации займов государство обычно прибегает, если требуется улучшить финансовое положение страны и увеличить валютные резервы.

В нынешней экономике репатриация займов понемногу утрачивает свое значение. Перемещение облигаций частных и государственных займов идет практически ежедневно и определяется политикой в области управления инвестиционным ресурсами, а также особенностями регулирования курсов ценных бумаг. В этих процессах особая роль отводится институциональным и частным инвесторам. На процессы обращения облигаций влияют различные факторы, в том числе изменения курсов валют, колебания процентных ставок и оценок кредитоспособности эмитентов.

Репатриация валютных средств

Выполнение требований государства о репатриации валютных средств ведется при участии особых органов, которые призваны осуществлять экспортно-импортный контроль. Возвращение валюты ведется путем зачисления на банковские счета выручки от экспорта товаров, работ, услуг, а также в других случаях, нашедших отражение в законодательстве. Цель государственного контроля - гарантировать предложение валюты на внутреннем рынке страны и пресечь незаконный вывод за рубеж ресурсов по тем каналам, которые служат для совершения внешнеторговых операций.

В рамках проведения репатриации валютных средств экспортно-импортный контроль осуществляют:

  • Центральный банк;
  • банки второго уровня;
  • налоговые органы;
  • органы таможенного контроля.

Особенности репатриации

Существуют государства, которые специализируются на финансовом экспорте. Для них неотъемлемой частью работы с капиталами становится репатриация, позволяющая улучшать показатели платежного баланса и процессов обмена валюты. В процесс перемещения денежных средств через границу включаются не только государства, которые являются родиной для владельца капиталов, но и те страны, откуда средства выводятся. В рамках проведения репатриации существует большое число юридических тонкостей. Финансовые потоки могут подлежать различным видам налогообложения.

Любое движение денежных средств между государствами является инструментом в рамках той или иной стратегии экономического развития. Направления политики, выбор между импортом или экспортом финансовых средств чаще всего зависят от реального положения дел в экономике страны. При относительно стабильном развитии ограничения на движение капиталов снимаются или ослабевают. Когда наступает кризис, как правило, вводятся жесткие лимиты на ввоз и вывоз капиталов.

Управление перемещениями капиталов на родину может вестись в интересах крупных национальных монополий. Но чаще всего регулирование становится способом произвести корректировку макроэкономических показателей.

Предпосылки репатриации капитала:

  • стабилизация в экономике и политике;
  • формирование благоприятного инвестиционного климата;
  • совершенствование налогового режима;
  • снижение коммерческих рисков;
  • повышение доверия к правительству и национальной валюте.

Частным случаем репатриации можно считать возврат в страну прибыли, которая получена от инвестиций за пределами страны. В современном мире чаще всего эти процессы так или иначе связываются с рынком ценных бумаг. Репатриация прибыли, как правило, осуществляется в момент реализации акций на рынке. Инвестор обменивает ценные бумаги на деньги, которые потом может обналичить у себя на родине, после чего уходит с рынка, где осуществляется торговля. В условиях биржи такие операции с акциями, ведущие к возврату средств на родину, могут осуществляться несколько раз в день. С формальной точки зрения вывод прибылей, полученных иностранцами на российских фондовых биржах, представляет собой полноценную репатриацию.

Капитал, который связан с преступной деятельностью, не может быть переведен в легальную экономику государства. Собственники денежных средств, полученных преступным путем, не подлежат амнистии, распространяющейся на капиталы, и не могут претендовать на участие в государственных программах по репатриации доходов. Однако в перечень составов, предполагающих амнистию капиталов, могут включаться экономические преступления средней тяжести.

Особенности расчетов и налогообложения при репатриации

В условиях отечественной экономики репатриация денежных средств касается резидентов Российской Федерации, принимающих участие во внешнеторговой деятельности. В отношении этих лиц в законодательстве имеется обязательство обеспечивать получение денег за товары и услуги от иностранных субъектов. В Россию должны быть возвращены средства резидентов, когда их иностранный партнер воспользовался правом на предоплату, но не поставил свои товары или услуги. Исключением, не влекущим за собой требование репатриации денег, являются некоторые виды долговых обязательств.

В отдельных странах установлен особый налог на возврат дохода нерезидентов. Его взимают с источника, когда деньги фактически выводятся за пределы страны. Обычно такой вид налогов распространяется исключительно на пассивный доход. На случай выплаты репатриационных налогов законодательство нередко предусматривает налоговые вычеты и компенсации.

Международное законодательство не предусматривает каких-либо общих норм, которые регулировали бы процедуру уплаты налогов и сборов на репатриацию дохода или хотя бы определяли размер такого налога. Каждая страна самостоятельно устанавливает правила исчисления сумм, которые поступают в казну по основанию репатриации. В некоторых странах подобные сборы равняются нулю. Примером может служить Кипр.

Значение репатриации денежных средств

Репатриация выполняет ряд важных функций в экономике страны. Управление возвратом денежных средств на родину помогает правительству:

  • управлять инфляцией;
  • контролировать курс национальной валюты;
  • обеспечивать качество финансовых расчетов.


В продолжение темы:
Гостиная

Многие женщины следят за своей фигурой и придерживаются различных диет для похудения. Есть способ проще: включить в рацион тыкву. Тыква калорийность имеет небольшую, более...

Новые статьи
/
Популярные