Рерих картины в высоком разрешении. Николай Рерих – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge

Среди художников России ярким ограненным алмазом выделяется Рерих Николай Константинович. Его работы удивляют, восхищают, дарят понимание. Русская душа открыта всему миру, полна невероятных по силе чувств.

Биография

В семье нотариуса 27.09.1874 родился сын Николай. Жизнь мальчика полнилась впечатлениями, экспериментами: друзьями родителей были действительно выдающимися умами (Менделеев, Микешин, Костомаров). Ученые, художники, интеллектуальные личности рассказывали много интересного, соответственно, мальчику хотелось исследовать окружающий мир.

Николай тянулся к знаниям. Наибольший интерес проявляя к истории страны, живописи, археологическим изысканиям. Основной акцент парень делал на наследие культуры народов России, восточных стран. Период юности, ранней молодости Николая переполнен множеством крайне важных событий:

  1. 1982. Будучи гимназистом, юноша самостоятельно занимался исследованиями археологического направления. Став студентом, получил членство Общества археологов страны.
  2. 1893. Закончилось обучение гимназии. Сразу переходит в университет Петербурга, избрав юридическую стезю.
  3. 1895. Юноша проходит обучение, стажировку у А. И. Куинджи.
  4. В середине 90-х 19-го века будущий философ, художник активно общается со Стасовым, Дягилевым, Репиным, др.
  5. Еще до окончания учебы, прославился благодаря находке (1897). Николай обнаружил целый комплекс старинных захоронений Води, не покидая Петербургский регион, выполнил рисунок-эскиз «Ошад».
  6. Обучение в Петербургской Академии художеств завершилось, прошла защита диплома работой «Гонец» (1897), впоследствии приобретенной Третьяковым. Картину оценили критики, активно восторгался полотном писатель Лев Толстой.
  7. 1898. Успешно защитил дипломную работу «Правовое положение художников Древней Руси», закончил обучение.
  8. После выпуска получил предложение сотрудничества с Археологическим институтом Петербурга. Получил чин лектора отдельного курса.
  9. 1901. Принял активное участие в создании Комиссии по регистрации памятников старины Санкт-Петербургской губернии. Новое образование подчинялось Обществу защиты, сохранения в России памятников искусства и старины.

Ученый муж разрывается между искусством, наукой, пытается соединить воедино обе страсти. Произведения Рерих Николая Константиновича данного периода относятся к исторической живописи. Древняя Русь, восточный колорит, точные исторические изображения оживают на холстах.

Молодой археолог, искусствовед стал помощником директора главного музея России. В 24 года это считалось огромным достижением, немыслимым большинству. Одновременно мастера кисти пригласили помощником редактора журнала художественного направления, называющегося «Искусство и художественная промышленность». Стремительное развитие карьеры художника продолжилось. Прошло 3 года. Молодой человек получил назначение секретарем Императорского общества поощрения художеств.

Личные отношения развивалась фактически параллельно общественным: 1901-й порадовал семью Николая Рериха женитьбой. Выбрал археолог в спутницы Елену Шапошникову. 1902 подарил живописцу первенца, Юрочку. Младший ребенок, Святослав, родился в 1904-м.

За 8 лет (1894-1902) ученый-художник прожил некоторое время в 40 городах, погрузился сквозь прошлое, написал 90 этюдов. Внимательный, пытливый археолог обратил внимание на древнерусские работы иконописцев, строителей, подтолкнув большинство имеющих возможность помочь к вопросу сохранения архитектурных шедевров, уникальных иконописных образцов.

Примерно с 1904 года биография и творчество Николая Рериха изменили характер. Постоянные разъезды, работа над книгами, поддержка журналов, пост редактора художественного издания забирали свободное время. Дополнительные хлопоты принес пост директора Школы Императорского общества поощрения художеств (1906-1918). Рерих постоянно строит во дворе школы, создает декорации театру, рисует, пишет новеллы, читает философские трактаты.

В путешествиях художник обдумывал известные христианские философские теории, делал выводы, записывал на бумагу. Так увидела свет книга «Держава света» Николая Рериха, где автор связывал воедино реальное бытие, религиозные догмы, данные Библии, сказания старцев.

После Октябрьской революции художник ездил со своими работами по Европе, Америке, организовывая выставки, общаясь с множеством интересных людей. Ученый заводит близкое знакомство с Гербертом Уэллсом, Рабиндранатом Тагором, Джоном Голсуорси. Начинают формироваться некоторые основные параметры книги «Агни Йога» Рерих Николая Константиновича.

Николай не обошел вниманием новые увлечения высшего сословия, с 1900 года повально увлеченного спиритизмом. Согласно записям, дневникам, к 1921 году семейство постоянно проводило сеансы без использования специального стола (отзывались нужные души).

Фактически всю жизнь философ-художник провел в дороге. Индия, Китай, страны европейского, американского континентов заменили дом. Обидно, но свободное посещение родины известному археологу запретили. Каждый раз приходилось подавать запросы на разрешение. Дата смерти Рериха Николая Константиновича (15.12.1947) пришлась на дни, когда ответ из России был в пути, соответственно, художник не знал, что просьбу отклонили.

Пересекая грань существования, живописец подарил потомкам 7000 картин, примерно 30 книг (включающих две книги Николая Рериха со стихами, «Семь великих тайн космоса » Николая Рериха). Результаты раскопок пополнили музеи десятками тысяч найденных ученым образцов старинного искусства.

Творчество

Наибольшую известность Рерих приобрел как художник. Картины Николая Рериха с названиями, открывающими суть шедевра, завоевали мир.


«Путь в Шамбалу» – полотно, которое соединяет пейзаж духовными нотами. Резкие линии, четкие штрихи, солнечные лучи на вершинах гор раскрывают величие пути, одиночество дороги, холод оголенной души. Лишь крепкий духом преодолеет дорогу.


Картина «Заморские гости» открывает историческое прошлое. Древняя Русь, былинные богатыри становятся ближе, понятнее. Караван ладей посещает русскую землю с мирными целями, дружески настроенный. Видно, что оружие, броня воинам близки, первая опасность всколыхнет воинственный настрой.


«Мадонна Орифламма» соединила в себе черты фактически всех культур, представших непосредственно перед глазами художника в путешествиях. Ее можно считать одним из символов единения народов в христианстве. Матерь Божья – защита народа русского. Покровом узорным Богородица ограждает детей Божьих, удерживая врагов на расстоянии.

Картина «Матерь мира» показывает преклонение перед Богородицей, которой женщины несут дары, молитвы. Души умерших тянутся к ней, ища защиты, милости, прощения.


«Заратустра» – поклонение свету, солнцу. Запечатленный восход зачаровывает, не отпускает зрителя. Кажется, что новые лучи прорвутся в новый день, благословив стоящую на горе фигуру жреца.


Уже при взгляде на картину «Гималаи. Эверест», по коже пробегает холод. Кажется, зритель попадает в неприятную, холодную обстановку, смотрит на высотные снега. Крепость характера, выносливость, неустрашимость помогут путнику преодолеть вершину.


Очарование утренней Венеры в гималайском небе неоспоримо. Великолепный пейзаж с яркой, приблизившейся к Земле звездой на картине «Звезда утра» манит туманными далями.


«Святой Сергий Радонежский», хранитель русской земли бережет ее в прошлом, настоящем, будущем. Об этом говорит картина, где святой вышел вместе с ратью, возглавил ее.


«Канченджанга». Священная вершина Гималаев. Парящее совершенство над туманами туч привлекает чистотой, нежностью красок. Очистить душу, покаяться, взять обеты здесь легко.


«Град обреченный» открывает взгляд мастера кисти на состояние общества. Пороки, грязь, душевная леность заполнили души. Содом, Гоморра – города, подвергшиеся уничтожению. Такая судьба ждет отказавшихся от покаяния.

Николай Константинович Рерих – неординарная фигура. Юрист, ученый, художник доказал возможность сочетать несочетаемое, творить вдали от дома, жить надеждой на возвращение, оставаясь при этом самим собой.

Категория все Arizona and New Mexico sketchbook (Альбом рисунков "Аризона и Нью-Мексико"). 1921 (не авт. серия) Himalayan leaves I (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Himalayan leaves II (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Himalayas (составлена в 1924 г.; Картины других лет не могут принадлежать серии) Ladakh leaves (составлена в 1925 г.) (не авт. серия) Lakes and Gilgit Path [Озёра и Гильгитский путь] (составлена в 1925 г.) Monhegan (составлена в 1922 г.) Monhegan sketchbook I (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Monhegan sketchbook II (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Pir Panzal [Пир-Панджал] (составлена в 1925 г.) Sancta (составлена в 1922 г.) Sketchbook (Книжка рисунков) (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Sketchbook leaves (Листы книжки рисунков) (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Альбом голов птиц С.-Петербургской губернии. Бумага, карандаш. 11.7 х 17.2 см. ГТГ, № 2384 Альбом рисунков в холщёвом переплёте. 1890-е. Бумага, техника разная. 12,5 х 17 см. ГТГ, № 2381 Альбом рисунков. Бумага, карандаш. 12,1 х 19,3 см. ГТГ, № 2385 арх. гр. Альбом рисунков. Бумага, карандаш. Размер альбома 8 х 12.5 см.; размер листа 7.2 х 11.8 см. (не авт. серия) Альбом с карандашными набросками. Санта-Фе (не авт. серия) Альбом с наклеенными рисунками. ГТГ, арх. гр., № 2383 (1890-е годы) (не авт. серия) Альбом с натурными зарисовками, рисунками и путевыми записями. Бумага, карандаш, чернила. Обложка 8.2 х 12.7 см.; листы... Альбом «Кулута» (не авт. серия) Альбом-папка в синем картонном переплёте с наклеенными рисунками. 1893-95. Размер листа: 27 х 36, 5 см. ГТГ, Инв. Арх Гр... Археологические рисунки (не авт. серия) Ашрамы (составлена в 1931 г.) Богатырский фриз (составлена в 1909-1910 гг.) Внутренняя роспись храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино) (не авт. название) Гималаи. Листы альбома (не авт. серия.) Горная сюита (составлена в 1925 г.) Горы. Альбомные листы (составлена в 1932 г.) Его Страна (составлена в 1924 г.) Замки Гесер-хана (не авт.(?) серия) Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925 гг.) Извара. Серия рисунков (не авт. название) Иллюстрации к "Литературному сборнику произведений студентов Императорского СПБ. Университета". 1896 (не авт. название) Иллюстрации к книге «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (не авт. название) Иллюстрации к произведениям М. Метерлинка (М. Метерлинк, сочинения. Изд. М.В. Пирожкова. СПб., 1906-1907) (не авт. назва... Кавказские этюды (составлена в 1913 г.) Каменный век. Север (фриз для майолики) Карельская сюита (составлена в 1917 г.) Карельские листы (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Карельский альбом (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Кулу (серия составлена в 1928-1930 гг.) Кулута (составлена в 1931 г.) Ладога (не авт. серия) Лахуль (серия автором упоминалась, но в нее причисляют слишком много картин) Летние этюды (1902) (не авт. серия) Летние этюды (1905) (не авт. серия) Листы "Кулу" I (1929) (не авт. серия) Листы "Кулу" II (1929-1931) (не авт. серия) Листы "Кулу" III (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" IV (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" V (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" VI (1931-1933) (не авт. серия) Листы альбома. 1914–1916 (не авт. серия) Листы из альбома "Северные русские пейзажи" (1917-1918) (не авт. серия) Майтрейя (составлена в 1925 г.) Мессия (составлена в 1923 г.) Начало Руси. Славяне (и варяги) (задумана авт., но не воплощенная серия) Океан (составлена в 1922 г.) Оформление сборников стихов С.М. Городецкого Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.) Пермский иконостас (не авт. название) Рисунки к рассказу Н.К. Рериха "Жальник" 1915 г. Русская серия (не авт. серия) Сага о Вёлунде (составлена в 1917 г.) Святые горы (составлена в 1933 г.) Святыни и твердыни [Святилища и крепости] (составлена в 1925 г.) Север (Северная жизнь). Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества "Россия" в СПб. ... Сикким (составлена в 1924 г.) Сиккимский альбом (не авт. серия) Сказания Ирана (составлена в 1938 г.) Сюита "Equus aeternus" [Серия "Вечные всадники"] (составлена в 1918 г.) Сюита "Heroica" (составлена в 1917 г.) Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.) Сюита декоративных панно, исполненных для столовой в доме Бажанова в Петербурге (не авт. название) Тибетский альбом (не авт. серия) Тибетский путь (составлена в 1924 г.) Три иллюстрации к "Руслану и Людмиле" (составлена в 1906 г.) Финляндские этюды (составлена в 1907 г.) Чингис-хан (составлена в 1931 г.) Швейцария. St. Moritz (составлена в 1923 г.) Эллада (составлена в 1893 г.) Эскиз к не осуществленной постановке сюиты "Кикимора" А.К. Лядова (не авт. название) Эскизы для "Богатырского фриза" (составлена в 1908 г.) Эскизы для мозаик в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (не авт. название) Эскизы для неосуществленных росписей и мозаик церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пархомовка (не авт. название) Эскизы для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" на сцене Свободного театра в Москве (не осуществ... Эскизы к "Индусской постановке" (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к "Сибирскому фризу" Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского (не авт. название) Эскизы к драме "Фуенте Овехуна" Лопе де Вега (не авт. название) Эскизы к драме «Принцесса Мален» М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере "Скупой рыцарь" С.Рахманинова (не авт. название) Эскизы к опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (не авт. название) Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название) Эскизы к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А. А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (постановка в Ковент-Гарден не осуществлена) (не авт. назв... Эскизы к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (постановка 1912 года не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского (не авт. название) Эскизы к пьесе "Пер Гюнт" Г.Ибсена (постановка в МХТ в 1912) (не авт. название) Эскизы к пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Ночь на Лысой горе», фантазии М.П. Мусоргского (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Снегурочка», опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского (не авт. название) Эскизы к «Три волхва», полулитургической драме в одном действии Н.Н.Евреинова (не авт. название) Эскизы росписи церкви в Талашкине (не авт. название) Этюды из путешествий по России (составлена в 1903-1904 гг.) (не авт. название) Этюды из путешествия по Италии и Швейцарии (составлена в 1906 г.) «Ранние листы» (около 1900 г.) (не авт. серия)

Оставил для нас огромное наследство - около 7000 работ, охватывающих различные стороны - духовные, философские, исторические... Но мне ближе всего его горные пейзажи. Когда я смотрю на эти величественные горы, кажусь себе крохотной букашкой, случайно забредшей в царство вечности. Охватывает священный трепет и благоговение перед Вселенной и перед удивительным талантом Мастера. И попросить хочется: "Помоги мне, Господи..."

Гималаи. Голубые горы

Vangelis - Ask The Mountains

МОЛИТВА

святого Франциска Ассизского

Господи, сделай руки мои свидетельством Твоего Мира.
И туда, где ненависть, дай мне принести любовь.
И туда, где обида, дай мне принести прощение,
И туда, где рознь, дай мне принести единство,
И туда, где заблуждение, дай мне принести истину,
И туда, где сомнение, дай мне принести веру,
И туда, где отчаяние, дай мне принести надежду,
И туда, где мрак, дай мне принести свет,
И туда, где грусть, дай мне принести радость.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешения, сколько утешать.
Не столько искать понимания, сколько понимать.
Не столько искать любви, сколько любить.
Ибо кто отдает - тот получает,
Кто забывает себя - вновь себя обретает,
Кто прощает - тому прощается,
Кто умирает - тот возрождается к Вечной жизни.

Помоги же мне, Господи,
Сделай руки мои свидетельством Твоего Мира.


Священные Гималаи


Гималаи. Земля снежных людей

МЕЛОДИЯ СИЯЮЩИХ КРАСОК.

Творчество этого художника не оставляет безразличным никого - ведь люди, абсолютно равнодушные к проявлению прекрасного, на самом деле встречаются редко. Наполненные светом и жизнью картины Николая Рериха способны затронуть душевные струны любого человека, в том числе и далекого от искусства. Необыкновенные полотна впечатляют даже в виде репродукций, в своем же первозданном облике предстают перед зрителем не просто нарисованным пейзажем, а своеобразным окном в цветной, объемный, богатый оттенками мир.


Гималаи. Розовые горы

Николай Рерих обладал особым даром передавать настроение пространства. Казалось, художник по-своему воспринимает окружающую действительность, и эта действительность в его глазах намного ярче доступной нам. Подобная мысль приходит в голову, когда рассматриваешь серию картин, посвященных Гималаям. Неужели горы могут быть ТАКИМИ?!


Гималаи. Утро

Рерих пояснял, что очень важно поймать единственно верное мгновение. Совершая со своими спутниками (в числе которых была и любимая супруга Елена Ивановна) небезопасное путешествие по Гималаям, художник вставал настолько рано, что в ту секунду, когда первый луч солнца касался далеких пиков скал, уже приступал к творчеству. Именно первые минуты рассвета, считал мастер, по-настоящему достойны запечатления.


Гималаи. Эверест

У Рериха было много секретов, и один из них - особый рецепт красок. Странствуя по Индии, Тибету и другим странам Востока, художник покупал недорогие драгоценные и полудрагоценные камни, и после добавлял их в измельченной форме в краски. Эффект получался потрясающим - картина словно пропитывалась солнечным светом и энергией.


Гора пяти сокровищ (Два мира)


Гуру Гури Дхар

Всюду, где бы ни проходил художник, его путь сопровождался картинами и этюдами, объединявшимися в большие серии, но, пожалуй, самой грандиозной стала Гималайская серия. Рерих писал ее с первой встречи с Гималаями до конца жизни. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника, апофеозом всего его творчества.


Дэвита


Звезда утра. Монастырь


Зов неба. Молния


Канченджанга


Книга жизни


Кришна. Весна в Кулу


Кулута. Горы перед рассветом


Вечер


Лахул


На высотах. Тумо


Ойрот-вестник Белого Бурхана


Охота


Помни!


Северный Тибет


Сокровища снегов


Тибет


Эверест. Джомолунгма

СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА , СЫНА ХУДОЖНИКА, ПЕРЕДАННОЙ ЦЕНТР-МУЗЕЮ ИМЕНИ Н.К. РЕРИХА В 1990 ГОДУ:


Снежная крепость


Зеленый луч в горах


Ночь в горах


Снежное царство


Утреннее небо над горами


Череда голубых гор


Очертания далеких гор


Рассвет


Сиреневые сумерки в горах


За Кучарами (Голубые дали)


Заоблачные горы


Зовущая песнь вершин


Кулу. Небесное строительство


Кулута. Поднебесье


Ледник (Облачные сны)


Ледяные волны


Музыка снежных вершин


Ночь (Небесный вестник)


Ротанг (Дыхание рассвета)


Тишина. Эскиз


Утро (Тревожное небо)


Утро (Шатровая гора)


Базго. Ладак


Синие дали


Земное и небесное

Николай Рерих - художник, ученый, путешественник и исследователь. Еще он писатель и активный общественный деятель. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Картины художника и его творчество в целом тоже будут кратко представлены.

Рерих родился 27.09.1874 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был достаточно успешным нотариусом. Уже в раннем возрасте будущий живописец начинает проявлять интерес к родной культуре, однако больше всего он интересуется искусством и традициями Востока.

Молодые годы

В 1893 г. юный Рерих блестяще оканчивает гимназию имени Карла Мая. Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет.

С 1895 г. начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Тут же он знакомится и с другими молодыми талантами: И. Репиным, Римским-Корсаковым и др.

Творческий путь

Лишь по окончании академии ему удается больше времени посвящать творчеству, которому очень важную роль в своей жизни отводил Николай Рерих. Картины художника начали высоко оценивать уже его современники, а его первое живописное полотно "Гонец" сразу было куплено известным меценатом Третьяковым.

Примерно тогда же молодой Рерих получает должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работает в журнальном издательстве "Мир искусства".

В 1900 г. Н. Рерих едет во Францию с целью продолжить обучение живописному искусству. Спустя год он вернулся в Российскую Империю, где получил место в секретариате "Общества поощрения художеств". В 1906 году он стал его директором.

В 1909 г. он становится членом Российской Академии художеств.

Николай Рерих был очень разносторонне развитым человеком, который интересовался не только живописью, но и археологией, и историей, а также философией. Он написал ряд исследовательских работ по культуре Древней Руси. Художник много путешествовал, изъездил всю Россию, а также побывал во многих странах, в том числе во Франции, Шведском королевстве, Финляндии и на территории Индии, где в 1947 г. в городе Химачал-Прадеш и завершил свой жизненный путь.

Его годы были наполнены творчеством, путешествиями и наукой. Интересно и насыщенно прожил Николай Рерих. Картины художника исчисляются почти семью тысячами живописных полотен. Это впечатляет!

Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи

В 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию. Вдохновленный путешествием по самому высокому горному хребту мира Рерих пишет книги "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии" и "Шамбала". Но более известны его живописные полотна, созданные под впечатлением от великих гор.

Он создает целый цикл картин под названием "Майтрейя". К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: "Майтрейя-победитель" (1925), "Меч Гесэра" (1932), "Сантана" (1944) и многие другие. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Ни у одного другого русского живописца нет столько картин, посвященных высокогорным пейзажам.

О своей любви к горам неоднократно заявлял сам Николай Рерих. Картины художника лишь подтверждают этот факт.

Заключение

Николай Константинович Рерих - это не просто художник и исследователь, это настоящий гений своего времени. Его творчество и научные труды имеют огромное значение для культуры и истории не только России, но и всего мира в целом. Такой плодотворности в живописи, науке, писательской деятельности можно только позавидовать, а за его интереснейшей и насыщенной событиями жизнью очень увлекательно следить и сегодня.

Альбом содержит 2680 картин и рисунков Николая Рериха, собран в хронологической последовательности и разбит на 6 частей.

Краткая биография

Николай Константинович Рерих, художник, археолог, писатель, юрист и посланник мира родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Уже в раннем возрасте у него проявился талант к археологии и рисованию. В возрасте шестнадцати лет он хотел поступить в Академию художеств, чтобы продолжить карьеру художника, но его отец настаивал на том, чтобы он стал адвокатом. Был достигнут компромисс и в 1893 году Николай поступил одновременно в Академию искусств и в Петербургский университет.

Ранние года

В конце 1890-х произошёл расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангард формировал группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который занимался с Рерихом в юридическом училище и был одним из первых, кто оценил его художественный талант. Молодой художник познакомился со многими композиторами и художниками того времени – Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. Позднее он разрабатывал дизайн нотных наборов для этих композиторов.

После окончания университета Рерих женился на Елене, дочери архитектора Шапошникова и племяннице композитора Мусоргского. У них родились два сына: Святослав и Георгий.

Рерих занял пост секретаря Школы Общества поощрения искусства, став впоследствии его главой, первой из многих позиций, которые Рерих займёт в качестве учителя и деятеля искусств.

Объединение искусств, которое поощрял Рерих, свидетельствовало о его способности гармонизировать и находить соответствия между кажущимися конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Его талант к синтезу позволил ему соотнести субъективные ощущения с объективной, философской, научной, восточной мудростью с западными знаниями и построить мосты понимания между такими очевидными противоречиями.

Художник и дизайнер

Летом 1903 и 1904 годов Рерихи путешествовали по России и посетили, в общей сложности, около 40 городов. Цель заключалась в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русских древних памятников, церквей, городских стен и замков. Оказалось, что во многих случаях им пренебрегали столетиями. Будучи археологом и искусствоведом, Николай придавал этому ключевое значение в культурной истории России. Он решил обратить внимание на ситуацию и как-то организовать защиту и сохранение древних памятников, с этой целью он написал серию из семидесяти пяти работ.

Впечатления от этого путешествия имели длительный эффект, поскольку по возвращении в 1904 году Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, будет способствовать повсеместной защите таких культурных ценностей, план, изложенный тридцать один год спустя в «Пакте Рериха». Такое мышление не было обычным явлением в те дни, оно подчёркивало важность того, чем сегодня большинство стран мира занимаются в рамках сохранения своего культурного наследия.

В 1906 году Сергей Дягилев организовал выставку русских картин в Париже. Там были представлены шестнадцать работ Николая Рериха. А в 1909 году он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и нарядами, созданными Рерихом. В половских танцах из «Короля Игоря» Бородина, также оформленного Рерихом и в других балетах Дягилев представил корпус русских танцоров, который позже стал известен как «Русские балеты», в который вошли Павлова, Фокин и Нижинский.

Николай Рерих активно работал вместе с Игорем Стравинским над балетом «Le Sacre du Printemps» («Весенний обряд»).

В 1915-1917 годах семья Рерихов жила в Финляндии. В России разбушевалась революция и возвращение было бы опасным. В 1918-м Николай провёл выставку живописи в Стокгольме и оттуда семья отправилась в Лондон. Сэр Томас Бичем пригласил художника оформить новое производство «Принца Игоря» для оперного театра Ковент-Гарден.

Позже Рерих принял приглашение Чикагского института искусств приехать в Америку. Экскурсия открылась успешной выставкой в Нью-Йорке в 1920 году. Кроме показа более своих 400 картин в американских городах, Рерих работал над декорациями и костюмами к спектаклям «Снегурочка» и «Тристан и Изольда» для Чикагской оперной труппы. Во время своих путешествий по Америке он написал серию картин в Нью-Мексико и в Монхегане, штат Мэн. Его впечатлил дух предпринимательства, царивший в Америке, и Николай описал положительное влияние, которое это развивающееся явление оказало на мир.

В 1921 году он основал Иинститут объединённого искусства в Нью-Йорке, в котором планировал реализовать образовательные концепции, включённые в учебную программу в Санкт-Петербурге. Институт процветал, но не выжил после 1937 года из-за Великой депрессии. Фонды закончились и это вызвало полный крах организации, которую Рерих и его сторонники пытались построить.

В 1949 году институт возродился как Музей Николая Рериха в здании из коричневого камня на 107-й Западной улице, где он работает и по сей день. В нём находится одна из самых обширных коллекций работ художника в мире.

Вера и Дух

В мае 1923 года Рерихи отправились в Индию, где на этой нестареющей земле, среди снегов Гималайского хребта, они стремились объединить свои мысли с вечностью. Они обосновались в Бомбее в декабре 1923 года и оттуда начали путешествовать по культурным центрам и историческим местам, где встречались с индийскими мыслителями, учёными, художниками и писателями. К концу декабря в Сиккиме на южных склонах Гималаев, они начали тяжелый поход через тридцать пять горных перевалов от четырёх до шести с половиной километров в высоту.

Рерих считал, что горы помогают обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, куда бы они ни пошли, вера Рерихов в существенную благость жизни и духовность человека только усиливалась.

Шедевры Рериха из Восточной серии девятнадцати картин, изображающих религиозных учителей мира, Мохаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, индийских и христианских святых и мудрецов, свидетельствовали о единстве религиозного стремления и общих корнях человеческой веры.

В конце этой масштабной экспедиции, в 1928 году семья обосновалась в долине Куллу на высоте 2000 метров в предгорьях Гималаев. Там они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов уже проведённых и будущих исследований. Деятельность Института включала ботанические, этнологические, лингвистические исследования и исследования археологических объектов.

Знамя мира

По возвращении в Нью-Йорк, Николай Рерих предложил заключить договор о защите культурных ценностей в периоды войны и мира. Используя в качестве примера Красный Крест, он подготовил Пакт, в котором предполагалось, что флагом, «Знаменем Мира», будут отмечены все места, находящиеся под его защитой. В дизайне этого флага использованы три сферы, окружённые кругом пурпурного цвета на белом фоне. В основе интерпретации этого символа – союз религии, искусства и науки, которые являются аспектами культуры, изображённой в виде окружности или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности.

Пакт Рериха был согласован двадцатью странами Северной и Южной Америки и подписан 15 мая 1935 года в Белом доме президентом Рузвельтом, позднее к нему присоединились и другие страны. Этот договор по-прежнему остаётся в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и их основополагающие принципы.

Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира за работу, проделанную им в области сохранения культурного наследия человечества.

Следование изысканности и красоте мира было священным для Рериха. Он считал, что, хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, мысль, воплощённая в них, не умирает, а является частью вечного потока сознания – стремлений людей, питаемых их направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является главной предпосылкой для выживания человечества и непрерывного процесса духовной эволюции.

Николай Рерих умер в Куллу 13 декабря 1947 года и его пепел был захоронен под горами, которые он так любил и изображал во большинстве из своих почти семи тысяч работ.

Петербуржец Николай Рерих вошёл в историю российской культуры не только как тонкий мастер философской живописи, но и как автор многочисленных работ по философии и даже поэт. Во времена учёбы Рериха в Академии Художеств его учителем стал Куинджи, и умение учителя остро чувствовать и передавать природу передалась его ученику.

Рерих с молодости увлекался археологией. Он принимал участие в нескольких археологических раскопках на территории Новгородской, Ярославской, Псковской губерниях и считал, что проникновение в богатую культуру Руси обогатит души современников.

Увлечение Рериха русской культурой переросло в участие художника в создании многочисленных эскизов для церковных фресок и мозаик. Так художник разработал эскиз для киевской церкви Покрова Богородицы, церкви Петра и Павла в Шлиссельбурге, и даже участвовал в разработке иконостаса для церкви Казанской Божьей Матери в пермском Успенском монастыре. Современники отмечали религиозность художника. Он проводил долгие беседы со Святым Иоанном Кронштадтским, и результатом этих бесед были картины, полные задумчивых духовных исканий, посвящённые истории Древней Руси.

Уже тогда, когда Рерих писал картины на исторические темы, такие как «Строят ладьи», «Идолы», он уделяет большое внимание цвету. Цвет на картинах Рериха всегда чист, там много света, буквально излучаемого полотном. Большое место на картинах художника занимают облака. Сочетание белых клубов, нависающих над русскими просторами, придаёт картинам отчуждённо-величественный вид.

Рерих часто касался тематики северной природы. Впечатляет его картина «Святой остров», на котором он изобразил Валаам.

После революции Рерих остаётся в Финляндии, где жил. У него нет возможности вернуться в Россию, и он принимает приглашение от Швеции поучаствовать в художественных выставках, после чего отправляется в Англию. Рерих надеялся, что таким образом он сможет исполнить свою давнюю мечту – побывать в Индии.

Интерес Рериха к Индии проснулся ещё после его участия в экспедиции в Маньчжурию, где он познакомился с буддийской религией. Рерих даже помогал оформлять буддийский храм в Петербурге, который был построен в начале 20 века. После того, как с помощью английских и американских коллег по живописи Рерих сумел побывать на Тибете, в его картинах появились новые мотивы.

Рерих по-прежнему выбирал для своих картин философские сюжеты. Его пейзажи отдалённо напоминают некоторые образцы китайской живописи: на них также величественная природа противопоставлена маленькому по сравнению с ней человеку. Например, на полотне «Восставший сон Востока» над маленькими хижинами клубятся облака. Передача цвета, где сочетаются все оттенки холодных тонов, свойственны именно Рериху. Богатые линии передают ощущении жизни этих клубов пара.

Философская картина «Помни» словно напоминает о том, что жизнь – это умение наблюдать за природой, прислушиваться к ней, ведь только через проникновение в природу можно понять свою душу.

Рерих написал больше 7000 картин. Они выставлены во многих больших музеев России, создано несколько отдельных музеев Рериха в Петербурге, Москве, на Алтае. Рериха продолжают ценить за уникальные полотна, полные медитативной красоты.



В продолжение темы:
Гостиная

Многие женщины следят за своей фигурой и придерживаются различных диет для похудения. Есть способ проще: включить в рацион тыкву. Тыква калорийность имеет небольшую, более...

Новые статьи
/
Популярные