Теоретические основы формирования и развития городских агломераций. Городские агломерации россии Как образуются городские агломерации

А. Нещадин – к. с.н., профессор МГУПБ

А. Прилепин – директор Департамента социально-экономических

проектов IMCMontan

- высокий уровень функциональной связанности

сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; в большинстве случаев – соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

- целостность рынков

целостность рынков труда, недвижимости, земли

- правовая самостоятельность поселений

нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;

- многокомпонентность

населенные пункты объективно сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

- динамичность

такие системы отличаются динамичностью в развитии, способностью к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;

При моноцентрической агломерации к вышеназванным признакам добавляется:

- наличие городов-центров

наличие городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т. е. не просто наличие города-лидера, но и ярко-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому «ядру»;

город-центр сохраняет наличие административных функций высокого уровня, способен по размеру и экономическому потенциалу создавать объединения (агломерации);

-территориально-отраслевой интерес

одним из ключевых признаков городской агломерации – наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.), а с другой стороны – активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т. е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с присущим комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы);

Все вышеприведенные признаки агломерации обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Основными составляющими при формировании агломераций являются:

1. Структура поселений

2. Инфраструктура

3. Качество жизни и окружающей среды

4. Доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования)

5. Регенерация городских территорий

6. Управление

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломерации в России. В свою очередь составляющими такой инфраструктуры являются:

· Транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важным для будущего агломерации;

· Социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

· Энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфраструктура)

Фазы формирования агломераций

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап – этап развитой агломерации – характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, осуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

1 фаза

(Агломерация рынка труда)

2 фаза

(Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости .

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение , дороги)

3 фаза

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии – уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.
Ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти
набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории»

Большинство российских агломераций – это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы – Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития (преобразований)

Сегодня в мировой экономике городская агломераций – одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которой обеспечивают достаточно высокий уровнь раз­вития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода на экономику развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;

Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации ;

Модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;

Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы,

Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;

Прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающий высокое качество жизни населения, создающий комфортную среду для развития бизнеса и повышающий конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированной на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов – не дань моде, а объективная реальность. При этом агломерация – это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни).

Целенаправленное развитие агломерации – важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

· укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;

· увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;

· предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;

· возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов – энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;

· рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;

· возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;

· связь пространственного и экономического развития;

· возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;

· получение основания для финансирования;

· уверенность инвесторов;

· более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

· высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;

· концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;

· возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;

· широкий выбор финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;

· максимально эф­фективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры .

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержко й, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект – снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т. д. Практически любые проекты (от национальных, до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента:

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Численность городского населения агломераций России

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

Московская

города – 81

пгт – 72

Саратовская

города – 2

пгт – 1

Санкт-Петербургская

города – 32

пгт – 32

Пермская

города – 2

пгт – 1

Самарско-Тольяттинская

города – 11

пгт – 14

Уфимская

города – 2

пгт – 1

Екатеринбургская

города – 11

пгт – 23

Красноярская

города – 3

пгт – 3

Нижегородская

города – 11

пгт – 12

Новокузнецкая (Кузбасская)

города – 7

пгт – нет

Ростовская

города – 6

пгт – 1

Краснодарская

города – 3

пгт – 4

Новосибирская

города – 5

пгт – 10

Иркутская

города – 6

пгт – 2

Волгоградская

города – 4

пгт – 10

Воронежская

города – 3

пгт – 8

Казанская

город – 5

пгт – 5

Владивостокская

города – 7

пгт – 3

Челябинская

города – 4

пгт – 2

Омская

города – 2

пгт - 3

Общее число городского населения в агломерациях: 44,562,960

Общее число городов в агломерациях – 201

Общее число пгт в агломерациях - 197

За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар) еще в 3 численность жителей существенно не изменилось (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в
г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план – эффективный инструменты содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» – КИП (обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, интересы государства и бизнеса и т. п.). Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик , кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием. Разработка КИП.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (гг.) вывел на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые возможно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т. п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона в этом по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра.

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализация крупных межрегиональных инфраструктурных проектов и решение проблем поддержания единого правового пространства в РФ представляют сложность. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничения полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т. п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, как система правил оптимального сочетания целеполагающегося и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы , государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется столкнуться и решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города, как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Выделение содействия формированию городских агломераций в качестве приоритета, за который может быть ответственно (координатор в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) проистекает из Стратегии 2020 и пяти задач Президента (модернизация экономики)

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

· Развитие экономических преимуществ агломераций;

· Создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;

· Обеспечение прав собственности;

· Развитие транспорта и получении доходов от транспорта;

· Обеспечении правильной структуры поселений;

· Четком определении роли городских центров в рамках агломерации;

· Компетенции и полномочиях;

· Развитии глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного (пока она не выстроена) воздействия. Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров постиндустриальной экономики.

Агломерация – это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра – помочь формированию агломераций с заданными свойствами, помогая определять такие ее параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающего политическую стабильность, охрану прав собственника, создавая равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т. п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях - не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это, прежде всего, проблема реализации внятной социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях.

Московская, Санкт-Петербургская, Самарско-Тольятинская, Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская, Казанская, Челябинская, Омская, Саратовская, Пермская, Уфимская, Красноярская, Новокузнецкая (Кузбасская), Краснодарская, Иркутская, Воронежская, Владивостокская. , Нижне-Камская (Набережночелнинская).

Тульско-Новомосковская (1,026,069 чел.) и Нижне-Камская (Набережночелнинская, 1,102,635).

Состав агломераций определен экспертным путем

Городская агломерация - это компактная и относительно развитая совокупность взаимодополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамическое единство; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны.

Городские агломерации играют роль ведущих узловых элементов в опорном каркасе расселения и в территориальной .

Каждая агломерация, способствуя интеграции самых разных видов деятельности, одновременно исполняет свои вполне определённые, более или менее специализированные общехозяйственные и социальные функции. Поэтому городская агломерация, как и её основа - крупный город - не только форма расселения населения, но и форма территориальной организации промышленности и вообще хозяйства, это удобная для населения форма сочетания жилища с местами приложения труда, а также местами отдыха, образования и т. п.

В общем виде процесс делимитации , т. е. определение их границ, складывается из пяти основных этапов:

  • определение цели и принципов делимитации;
  • выбор территориальных ячеек;
  • определение критериев делимитации;
  • установление количественных значений для выбранных критериев;
  • выявление контура городской агломерации.

Все критерии делимитации городских агломераций, которые сравнительно просты и универсальны, можно разбить на следующие группы:

  • критерии величины города-ядра (прежде всего численность населения);
  • критерии развитости внешней зоны (число и людность в ней городских поселений, их соотношение с ядром, численность сельского населения);
  • интегральные критерии, т. е. характеризующие агломерацию в целом (плотность населения, сложность (развитость) городской агломерации и др.).
  • критерии выделения границ городской агломерации на основе определения её пространственного или временного радиуса, фиксирующего размеры рассматриваемой территории, в пределах которой сложилась или складывается агломерация.

Чтобы система поселений была агломерацией, соответствующий ей коэффициент развитости* К разв.=Р · (М · m + N · n) должен быть не меньше 1,0, где Р - численность городского населения агломерации; М и N - количество городов и посёлков городского типа соответственно; m и n - доли в городском населении агломерации.

За межпереписной период (1989–2002 гг.) административные преобразования охватили достаточно большое количество регионов, множество населенных пунктов сменили свой административный статус.
В нескольких регионах качественных преобразований не наблюдалось (Калининградская область), а в некоторых было зафиксировано всего лишь по одному преобразованию (Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Ставропольский край, Тамбовская и Пензенская области).

Непосредственные изменения касались как городских, так и сельских населенных пунктов. Начиная с 1991 г. количество регионов с административными изменениями превосходило число регионов, где продолжалось традиционное наращивание городской сети. Если в советский период для маленького поселка было выгоднее и престижнее состоять в категории городских, то в кризисные 1990-е г. выгодным стало прямо противоположное.
Процесс активного перевода городских поселений в сельские начался в 1991 г., причем в лидеры выдвинулась Оренбургская область (16 поселков городского типа, переведенных в разряд сельских поселений).

Наибольшее количество изменений в статусе населенных пунктов произошло в регионах, не охваченных процессом агломерирования. В тех регионах, где наличествовали городские агломерации, изменения далеко не всегда касались населенных пунктов, входящих в состав городских агломераций (Рязанская и Владимирская области).

Перевод населенных пунктов в категорию сельских по-разному отразился на агломерациях. Там, где в их состав входит достаточное количество городов и поселков городского типа, смена статуса не повлекла за собой снижение коэффициента развитости.

Весомым видом преобразований стало открытие части закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Период статистического открытия ЗАТО приходится на 1994 г. В это время на карте городов и поселков появилось много новых населённых пунктов, которые несколько изменили представление о системе расселения России. Большинство новооткрытых поселений расположены в спутниковых зонах крупных городов, таких как Москва, Красноярск, Томск, Мурманск, Пенза. Благодаря «новым» городам некоторые агломерации (Томская) смогли удержаться в списке городских агломераций, а также повысить коэффициент развитости.

Открытие ЗАТО увеличило количество городского населения Российской Федерации на 1 млн человек. Часть населения из этого миллиона оказалась проживающей в городах и посёлках городского типа, входящих в состав городских агломераций. Это обстоятельство «сохранило жизнь» части агломераций и дало новые импульсы к их развитию.

Были зафиксированы случаи преобразования посёлков городского типа в города, но их количество не так велико, как число преобразований поселков городского типа в сельские населенные пункты.

Далеко не всегда ставшие городами посёлки городского типа оказывались в границах агломераций. Это явление зафиксировано всего в четырех областях - в Ленинградской (Сертолово и Никольское), Владимирской (Курлово), Брянской (Рогнедино) и Курской (Курчатов).

В большинстве случаев новые города не входили в состав агломераций и существенно не изменили их состав. Чаще всего города возникали на территориях нового освоения (Север, Западная и Восточная Сибирь), при месторождениях и других . В связи с этим же некоторые поселки городского типа Тюменской области были переведены в категорию города.

За период 1989–2002 гг. многие городские агломерации выросли, повысилась численность населения. Рост численности городов-ядер часто достигался путём включения в них близлежащих городов и посёлков городского типа. Иногда включение в состав города других городов и посёлков городского типа проводилось для сглаживания очень сильной убыли населения. Так, в черту за период с 1989 по 2002 г. было включено более 20 городских поселений общей численностью населения более 300 тыс. человек. Были случаи, когда включение городов происходило за счет стремительного роста города-ядра. Пример - Московская агломерация, население которой возросло (с 1979 г.) практически на 2,5 млн человек. На сегодняшний день население Московской агломерации насчитывает более 15 млн человек. Сама Москва значительно увеличила своё население и площадь, «захватив» при этом многие сёла и посёлки городского типа, находившиеся в непосредственной близости от неё.

Аналогичные преобразования, связанные с активным развитием Липецка, лишили Липецкую агломерацию всех посёлков городского типа: все они были включены в период с 1991 по 1998 г. в черту Липецка, причем за счет этого население Липецка увеличилось на 56 тыс. человек. (с 450 тыс. в 1989 г. до 506 тыс. в 2002 г.).

В настоящее время большинство городов с населением более 290 тыс. человек являются ядрами агломераций. Некоторые города с меньшей численностью населения также являются ядрами, иногда полицентрических, агломераций. Например, Пятигорск (140 тыс. чел.) и Кисловодск (130 тыс. чел.) являются ядрами полицентрической Кавминводской агломерации.

Потенциальными являются агломерации, соответствующие одному или нескольким критериям и вместе с тем не соответствующие другим признакам. Их мониторинг исключительно важен в том смысле, что некоторые из них теоретически могут войти в число сложившихся городских агломераций в будущем.

В группу потенциальных городских агломераций входят: Орловская, Сочинская, Череповецкая, Хабаровская, Оренбургская, Читинская, Комсомольская, Улан-Удинская. Большинство потенциальных городских агломераций расположены в отдалённых районах страны, из этого можно сделать вывод о том, что потенциал восточных регионов ещё не исчерпан и там имеются резервы для дальнейшего укрепления сети городских агломераций Российской Федерации.

Период 1989–2002 гг. сопровождался массой событий и факторов, которые ранее отсутствовали. Конец 1980-х годов - начало перестроечного периода в России. В это время резко меняются все ориентиры развития страны и, следовательно, городских агломераций. Распад Советского Союза повлёк за собой ряд процессов, таких как - отток населения за рубеж (в особенности из крупных и развитых городов), острый экономический кризис, снижение естественного , которые крайне негативно отразились на развитии процессов агломерирования.

С 1989 по 2002 годы из списков городских агломераций выбыла только одна - Грозненская агломерация. Это произошло по вполне понятным причинам: война, разрушение городов, массовый отток населения, возникновение большого количества беженцев. В списке новых городских агломераций России появилась тоже одна - Тюменская. Таким образом, количество городских агломераций России не изменилось.

Учитывая то, что за последние годы образовалась только одна новая агломерация, можно сказать, что процесс формирования сети городских агломераций в России практически завершён. Мало вероятно, что в ближайшее десятилетие на территории России возникнут новые городские агломерации. Сегодня развитие агломераций идёт в другом направлении - интенсификация связей внутри уже сформировавшихся городских агломераций, стягивание в них населения и как следствие повышение класса развитости.

Дислокация агломераций и степень их развитости совпадают с основной полосой расселения, причём с запада на восток их становится меньше.

Из 52 агломераций России 43, или 83%, находятся в Европейской части России. В районах Сибири и Дальнего Востока расположены оставшиеся девять агломераций, в т. ч. на Дальнем Востоке всего одна - Владивостокская агломерация. Бросается в глаза рост Новосибирской агломерации, что подчеркивает увеличение значимости как столицы Сибири.

На Европейской территории России сконцентрированы городские агломерации, имеющие высокий класс развитости. Здесь наблюдается наиболее густая сеть агломераций. В Центральном районе практически все столицы и центры субъектов Российской Федерации являются ядрами городских агломераций. Высокая урбанизированность, выгодное транспортное положение, благоприятные природно-климатические условия издавна привлекали в них население. Бурное развитие науки и промышленности в ХХ веке обеспечило региону постоянное население, густую сеть городских поселений и способствовало хорошему развитию процессов агломерирования.

Количественный рост городских агломераций завершён, а качественный рост не происходит в полную силу по различным причинам. Одной из них является большая естественная убыль населения, которая явно не способствует повышению людности агломераций и, соответственно, повышению коэффициента развития. Второй причиной является глубокий экономический кризис, который в течение 1990-х годов вызвал отток населения сначала из города в село, а потом (с 1994 г.) обратно, что привело к некоторому размыванию населения по территории. Кризис также усилил региональные различия. Массовый отток населения из регионов Севера, и Дальнего Востока лишил крупные города (иногда они уже входят в группу потенциальных городских агломераций) возможности формирования агломераций. Население устремлено в Европейскую часть России, территория которой получает дополнительные стимулы для развития городских агломераций; большинство уехавших из Сибири жителей оседают в крупных городах, которые, как правило, являются ядрами агломераций.
Фаза интенсивного развития сети городских агломераций Российской Федерации в основном пройдена. Дальнейшее развитие агломераций России пошло по пути их качественного совершенствования и структуризации, применительно как к каждой городской агломерации в отдельности, так и к их сети в целом.

В XXI веке агломерации должны стать базой развития городского пространства, ведущей формой расселения жителей, концентрирующей в себе основную жизнедеятельность человека. Развитие населенного пункта в составе агломерации дает множество преимуществ, главные из которых следующие:

  • сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
  • высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населённого ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
  • возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной ёмкостью;
  • более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
  • возможность систематического использования культурных ценностей;
  • наиболее полное и интенсивное использование территории.

Образование и качественное развитие городских агломераций, безусловно, выгодны и для населения. Человек, проживающий в пределах агломерации, имеет больше возможностей для самореализации (большой выбор учебных заведений, разнообразие мест приложения труда и проведения досуга). В процессе агломерирования формируется развитое городское пространство, которое приводит к закреплению полноценного городского уровня жизни (что крайне важно в условиях незавершённой урбанизации и нехватки городов на всей территории России).

В условиях мировой глобализации только внутри городских агломераций возможно интенсивное развитие самих населённых пунктов, экономики, человеческой личности. Благодаря сосредоточению большого количества населения на определенной территории, увеличивается концентрация денежной массы, соответственно, идет более бурное развитие финансовой и банковской сфер, которое крайне необходимо экономике страны на современном этапе развития.

За счет постоянно возрастающего социально-экономического и культурного потенциала агломерации, увеличивается приток рабочей силы, в том числе дешёвой, нехватка которой ощущается сегодня во многих отраслях экономики по причине их непрестижности (в отраслях жизнеобеспечения города - жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, а также торговля и - заняты преимущественно мигранты).
Возрастает потребность в жилье, офисах, культурно-бытовых объектах, что ведёт к оживлению строительства. Данный процесс можно в полной мере наблюдать в Московском столичном регионе.

Концентрация огромного количества ресурсов (финансовых, человеческих) в определённой точке (населённом пункте) способствует притоку дополнительного капитала. Возрастает объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

Таким образом, город и его спутниковая зона становятся центром диффузии инноваций на прилегающую территорию, повышают уровень социально-экономического развития всей окружающей территории. При полноценном развитии спутниковой зоны и городов, в ней расположенных, инновации распространяются на большую территорию.

Следовательно, городские агломерации являются «точками роста». Их развитие исключительно важно для России с её огромным пространством. Правильно спланированное развитие городских агломераций позволит более интенсивно развиваться всей территории страны.

Развитие городских агломераций имеет и некоторые отрицательные стороны.

Внутри городских агломераций возрастает нагрузка на территорию, появляется множество (повышенная загрязнённость воздуха, повышенный уровень шума и т. д.). В пределах агломераций ведётся активное строительство, а это обусловливает сокращение зелёных насаждений и разрушение естественного ландшафта. Развитие территории агломерации способствует расселению жителей в отдалённых её частях, а работает человек, как правило, в городе-центре, это приводит к повышенным временным затратам на дорогу к развитию транспортной усталости (она формируется, если на транспорт тратится более 1,5 ч. в день). Кроме того, концентрация социально-экономического потенциала в агломерации ведёт к некоторому опустошению территории вне её.

Агломерация – это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенная в сложную локальную систему многообразными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.

Сближенность городов и поселков в агломерации, высокая плот­ность их сети, благоприятствуют их интенсивному и эффектив­ному взаимодействию

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички боль­шого города, который, становясь центром агломерации, созда­ет систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развиваются наука и конструкторско-проектное дело, сосредо­точиваются предприятия стройиндустрии и транспортные организации

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «про­фессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями, целиками

Основные свойства и особенности агломераций. Будучи зако­номерным результатом эволюции расселения, постгородской ста­дией его развития, агломерации не возникают автоматически. Их формирование (агломерирование) - географически выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости.

Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района». Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народнохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территории, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап - этап развитой агломерации характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, причемосуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

Агломерация рынка труда

Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение, дороги)

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии - уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков - растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними - аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории.

Большинство российских агломераций - это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы - Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития

городской агломерация система развитие

Сегодня в мировой экономике городская агломераций - одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которых обеспечивают достаточно высокий уровень развития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт, объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода к экономике развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

  • - повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;
  • - вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации;
  • - модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;
  • - регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы;
  • - контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;
  • - прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающим высокое качество жизни населения, создающим комфортную среду для развития бизнеса и повышающим конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированным на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов - не дань моде, а объективная необходимость. При этом агломерация - это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни). Целенаправленное развитие агломерации - важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается как единое социально-экономическое, инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

  • · укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;
  • · увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;
  • · предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;
  • · возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов - энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;
  • · рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;
  • · возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;
  • · связь пространственного и экономического развития;
  • · возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;
  • · большая обоснованность запросов финансирования;
  • · уверенность инвесторов;
  • · более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

  • · высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;
  • · концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;
  • · возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;
  • · широком выборе финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;
  • · максимально эффективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры.

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержкой, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект - снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т.д. Практически любые проекты (от национальных до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента для:

  • - сглаживания диспропорций в освоенности территории агломерации и укрепление агломерационных связей за счет создания новых производств на новых территориях, что создает более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни;
  • - преодоления ограниченности территориальных ресурсов и возможных направлений во внешней зоне агломерации. Зачастую города не имеют резервов территории для дальнейшего освоения без реорганизации промышленных зон. Закрытие части промышленных предприятий даст возможность для реструктуризации территории под новые возможности рынка (связанные с перенастройкой мировой экономики);
  • - реструктуризации и модернизации градообразующей базы города, развития его «центральных» функций и производств, определяющих научно-технический прогресс. Ключевым проектом является создание делового центра города/агломерации;
  • - улучшения качества окружающей среды в городе за счет уменьшения концентрации промышленных производств, трансформации экономики в сторону постиндустриального экологически безопасного производства;
  • - развития сельскохозяйственного пояса агломерации и «импортозамещения» товарной линейки;
  • - решения проблем жилищного фонда, в т.ч. модернизации зон малоэтажной старой жилой застройки, ветхого/аварийного жилья, создания районов нового типа застройки;
  • - инфраструктурных проектов, транспортных, инженерных, которые становятся ключевыми факторами занятости населения на период кризиса.

Результаты формирования и функционирования агломераций за рубежом

Анализ результатов формирования и функционирования агломераций за рубежом позволяет сделать вывод о том, что этому процессу придается особое значение и выработаны достаточно эффективные в условиях других стран инструменты и механизмы государственной поддержки. Это обусловлено тем, что мировая экономическая система становится все менее устойчивой, а потому усиливается интерес к пространственным закономерностям экономической деятельности и новым механизмам использования пространства. Считается, что агломерации и формирование программно-целевых ТПК обладают значительным инновационным потенциалом. Этот потенциал может быть реализован при создании современных управляющих компаний, основанных на взаимодействии региональных (местных) органов власти и организаций с разными формами собственности, в т.ч. образованных на основе ГЧП.

Результаты формирования агломераций в России и перспективные проблемы

Россия - это «страна городов», которые являются узлами опорного каркаса страны, центрами системы расселения. В нашей стране импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людского материала.

В России имеется 11 городов с населением более 1 млн человек. Из числа российского городского населения свыше 50% живут по существу в агломерациях. В РСФСР (1989) насчитывалось 76 ядер агломерации.

Процесс создания агломераций в России также стал объективным эволюционным процессом городского развития. По мере роста города, нарастания разнообразия осуществляемой им деятельности расширялась зона его влияния на прилегающие территории. Город достигал некоего порога постгородского развития и становился агломерацией. По этому пути, в большинстве случаев, спонтанному, шло формирование многих российских агломераций.

К 2025 году в России останется 11 городов-миллионников, в 10 из них будут проживать от 1 до 5 миллионов жителей, а в Москве - 12-15 млн. человек. По различным оценкам, в России выделяют от 12 до 50 потенциальных городских агломераций. Сами гигантские пространства России нуждаются в агломерациях, так как благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. К этому вынуждают необходимость стимулирования развития крупных городских агломераций, где возможна реализация коллективных проектов развития, сложная экологическая ситуация и т.д. К этому вынуждает и современная борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), обеспечивающий устойчивость всей системы обеспечения жизнедеятельности.

В то же время для условий России:

  • - агломерация не является единственным путем развития крупных городов;
  • - агломерацию нельзя создать на пустом месте (нельзя развивать того, чего нет);
  • - агломерация «стягивает» на себя и без того ограниченные ресурсы: финансовые, людские, «обескровливая» периферию;
  • - агломерирование - это сложный процесс, когда его участники должны снять конфликт интересов и поставить общее выше частного (в России есть такая традиция);
  • - агломерация может иметь тяжелые последствия в плане ухудшения экологической ситуации в зонах расселения, если не придать этому процессу управляемый характер;
  • - агломерация может привести к упрощению системы расселения и ее сжатию.

Таким образом, риски формирования агломераций связаны с согласованием интересов и в основном затрагивают:

  • · снижение уровня бюджетной обеспеченности в городе-центре;
  • · усложнение решения социальных и бытовых проблем в «периферийных» городах;
  • · снижение (утрата) статуса локальных элит.

Среди ограничений на пути формирования агломераций в России можно назвать следующие:

  • - отсутствие специального правового регулирования. Законодательство не запрещает, но и не содействует этому процессу. А по отдельным вопросам заставляет изобретать «обходные пути» или действовать на основе коллективного соглашения;
  • - современный градостроительный кодекс вкупе с законом от 06.10.2003года № 131-ФЗ от создает преграды для городского развития: развитие города ограничено городской чертой и любое финансирование, выходящее за пределы города, рассматривается как нецелевое со всеми вытекающими правовыми последствиями;
  • - нет единства терминологии;
  • - отсутствует системный подход государства и стратегии в деле формирования агломераций и роли государства в их поддержке;
  • - нет институциональных условий: отсутствует эффективная, профессиональная инфраструктура поддержки и формирования агломераций как в национальном, так и региональном контекстах;
  • - агломерационная практика в России значительно опережает теорию; это происходит потому, что в стране (и это очень хорошо для формирования агломераций) присутствуют механизмы самоорганизации, используемые на практике вне зависимости от наличия методологической базы, а в силу действия объективных законов и на основе опыта работы и интуиции отдельных руководителей на местах.

Различные современные подходы к управлению социально-экономическими системами, применяемые в России, не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике. Такое разнообразие инструментов и рекомендаций требует нового осмысления и систематизации для выработки единой методологии управления. Содействие адекватному формированию агломераций как форме модернизации национальной экономики и комплексного инструмента развития должно стать важной государственной задачей на многие десятки лет. Тем более, что подверженность социально-экономических систем процессам самоорганизации позволяет задействовать в управлении ими как внешние, так и внутренние резервы и достигать намеченных целей в соответствии с национальными интересами.

Проблемы крупных российских городов определяются состоянием коммуникаций; жилья; транспорта; экологии; наличием земли для развития (ее отсутствием); правовыми ограничениями; дефицитом (или наличием) финансов для развития.

Сегодня города конкурируют за привлечение бизнеса, предлагая более благоприятные условия. При этом в некоторых из них уже возникают проблемы, связанные с тем, что возможные инвестиции не обеспечиваются имеющимся городским инфраструктурным потенциалом (дефицит энергоснабжения и водоснабжения, недостаток рабочей силы, отсутствие необходимых площадей для производственного и жилищного строительства, неразвитость транспортной сети).

Другой проблемой является оптимизация расселения жителей. Пока оно в значительной степени стихийно, а соответствующие разрозненные меры не приводят к должному результату.

Развитие агломерации связано с исчерпанием возможностей города для размещения производства, инфраструктуры и т.п., и необходимостью его развития на более широкой территориальной базе. Эти вопросы должны решаться комплексно с учетом перспектив развития прилегающих к городу территорий, в формате агломерации.

Другая «острая» проблема: сегодня происходит уменьшение людности средних и малых городов, а значит сокращение их экономического потенциала. Учитывая динамику оттока молодежи, эти города рискуют превратиться в поселения пенсионеров, а их трудовой потенциал будет представлен преимущественно малоквалифицированной рабочей силой. Соответственно, в этих городах сократятся и возможности для размещения современных производств.

Избыточное давление испытывает на себе городская инфраструктура. Города стали задыхаться в пробках, резко обострилась проблема подключения к коммунальным ресурсам новых предприятий и жилых домов, миграционная волна с трудом поддается управлению и т.д. Таким образом, существенным ограничителем для развития областных столиц стала недоразвитость или даже истощенность периферии. Стихийное, варварски дикое высасывание ресурсов из периферии должно уступить место целенаправленному и культурному возвращению ей возможности развития. Поэтому миссия городов по цивилизованному восстановлению и развитию периферии должна приобрести форму «портфеля» самых разнообразных проектов, инициируемых руководством (вернее, элитой) крупных городов и районов совместно с бизнесом при заинтересованном участии представителей региональной и федеральной власти.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций (протоагломераций) с населением 1 млн человек и более, еще 2 пороговые агломерации. Крупные групповые системы расселения (агломерации) отличаются динамичностью экономического развития, высокой концентрацией человеческих, производственных ресурсов, образовательного и научного потенциала, развитой инфраструктурой, обеспечивающей связь с национальным и глобальным рынками. Значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния.

Рис. 1. Городские агломерации России


Крупные агломерации, располагаясь на значительной территории, способны организовать экономическую и социальную жизнь на большом пространстве вокруг себя. Предъявляя многократно возросший потребительский спрос к окружающим их территориям, агломерации превращаются в центры освоения и управления экономическим развитием регионов. Востребованность агломераций в России также связана с необходимостью повышения инвестиционной привлекательности территорий, созданием центров притяжения производств и инновационных технологий.

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Таблица 1

Численность городского населения агломераций России Состав агломераций определен экспертным путем

Название агломерации

Численность населения

Название агломерации

Численность населения

Московская:

города - 81

  • 17,315,765
  • 15,386,703
  • 636,035

Саратовская:

города - 2

  • 1,117,188
  • 1,036,353
  • 33,818

Санкт-Петербургская:

города - 32

  • 6,229,871
  • 5,511,269
  • 170,208

Пермская:

города - 2

  • 1,143,832
  • 1,039,129
  • 4,523

Самарско-Тольяттинская:

города - 11

  • 3,170,141
  • 2,428,871
  • 125,902

Уфимская:

города - 2

  • 1,235,459
  • 1,064,705
  • 22,358

Екатеринбургская:

города - 11

  • 2,053,610
  • 1,914,926
  • 138,684

Красноярская:

города - 3

  • 1,155,477
  • 1,024,412
  • 36,985

Нижегородская:

города - 11

  • 2,097,222
  • 1,892,048
  • 36,106

Новокузнецкая (Кузбасская):

города - 7

  • 1,205,805
  • 1,096,395

Ростовская:

города - 6

  • 2,095,551
  • 1,703,226
  • 10.619

Краснодарская:

города - 3

  • 1,343,964
  • 976,675
  • 69,476

Новосибирская

города - 5

  • 1,997,313
  • 1,616,792
  • 119,323

Иркутская

города - 6

  • 1,081,386
  • 1,024,598
  • 16,447

Волгоградская:

города - 4

  • 1,517,398
  • 1,313,518
  • 102,237

Воронежская:

города - 3

  • 1,174,824
  • 906,206
  • 70,008

Казанская:

города - 5

  • 1,560,459
  • 1,311,748
  • 39,571

Владивостокская:

города - 7

  • 1,199,063
  • 1,102,210
  • 23,116

Челябинская:

города - 4

  • 1,534,763
  • 1,300,246
  • 22,174

города - 2

  • 1,260,889
  • 1.150 ,910
  • 31,203

Общее число городского населения в агломерациях? 44,562,960

Общее число городов в агломерациях - 201

Общее число пгт в агломерациях? 197

Доля агломераций в городском населении России? 42%. За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар), еще в трех численность жителей существенно не изменилась (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план - эффективный инструмент содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе 2009 ?2010 гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» (КИП). Это обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, сочетание интересов государства и бизнеса и т.п. Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик, кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (2009?2010 гг.) указывает на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые можно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т.п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона России в этом деле по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализовать крупные межрегиональные инфраструктурные проекты и решать проблемы поддержания единого правового пространства в РФ весьма сложно. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничением полномочий и механизмами совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т.п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, таких, как система правил оптимального сочетания целеполагающего и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы, государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, по созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект, после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Закрепление за содействием формированию городских агломераций приоритетного значения и определение ответственного координатора (в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) вытекает из Стратегии 2020 и пяти задач, выдвинутых президентом России для осуществления модернизации экономики страны.

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

  • · развитие экономических преимуществ агломераций;
  • · создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;
  • · обеспечение прав собственности;
  • · развитие транспорта и получение доходов от транспорта;
  • · обеспечение правильной структуры поселений;
  • · четкое определение роли городских центров в рамках агломерации;
  • · компетенция и полномочия различных институтов;
  • · развитие глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Для формирования современной агломерации имеются важные предпосылки, оно происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного воздействия (пока оно не выстроено). Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами формирования и развития современных городских агломераций - центров постиндустриальной экономики. Агломерация - это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра - содействовать формированию агломераций с заданными свойствами, помочь определять такие их параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающие политическую стабильность, охрану прав собственника, создавать равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т.п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях? не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это прежде всего проблема реализации внятной социальной политики, системно осуществляемой на корпоративном и региональном уровнях.

n Городская агломерация - это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций - одна из стадий урбанизации.

Виды городской агломерации Различают: n моноцентрические (сформировав шиеся вокруг одного крупного городаядра, например, Нью-Йоркскаяагломерация) n полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне. Германии).

Моноцентрическая агломерация n Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу.

Полицентрические агломерации n Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это Рурский бассейн, полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку. -

Как должны определяться границы агломерации? n n Методики российского градостроительства рекомендуют два способа установления границ агломерации: во-первых, по крайним точкам маятниковой миграции, отражающей форму расселения, в границах которой замыкаются наиболее ус- тойчивые, повторяющиеся территориально стабильные циклы жизнедеятельности насе- ления – суточный и недельный

n во-вторых, по так называемым изохронам доступности, т. е. все пространственные перемещения населения в рамках названных циклов (место жительства – место приложения труда – место обслуживания – место социального общения – место отдыха и т. д.) должны замыкатся в зоне полуторадвухчасовой доступности по отношению к месту жительства.

Маятниковая миграция n n Маятниковая миграция - условное название регулярных (обычно - ежедневных) поездок населения из одного населённого пункта (места жительства) в другой - на работу или учёбу и обратно. Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей. Особенно развита маятниковая миграция в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегаполисах. Маятниковую миграцию не относят к миграции населения. Маятниковая миграция возникает в обществах, где доступ к современным транспортным средствам позволяет людям жить вдалеке от места своей работы. До XIX векабольшинство людей жило в пределах пешего хода от места работы. Возникновение маятниковой миграции оказало большое влияние на жизненный уклад, позволило городам разрастись до прежде недостижимых размеров, привело к расцвету городских предместий.

метода изохрон n n метода изохрон (Изохроны - линии на карте или схеме, соединяющие точки с одновременным наступлением какого-либо явления; в данном случае (изохроны доступности) - точки с одинаковым значением затрат времени, необходимого для достижения центра.) -определение границ агломерации по затратам времени, необходимого для поездки в центр. В качестве центров моноцентрических агломераций, основываясь на отраженных в литературе экспертных оценках, принимаются города с числом жителей 250 тыс. и выше. В затраты времени входит время не только передвижения на транспорте, но и ожидания на остановках (затраты-брутто). Семейство изохрон строится относительно центра агломерации для затрат времени 0, 5; 1, 0; 1, 5 и 2, 0 часовых изохрон, что дает возможность выявить соответствующие зоны. Обычно в качестве границы агломерации принимается 2 -часовая изохрона. Таким образом, можно очертить территорию, на которой вероятно формирование агломераций по условиям доступности центра. Затем в пределах этой территории устанавливается наличие городских поселений - городов и поселков городского типа. Если таких спутников три и более, фиксируется наличие агломерации.



В продолжение темы:
Заборы и ограждения

Сочинение по картине: И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с...

Новые статьи
/
Популярные