Волжская Булгария. Исчезновшее государство

ВЕЛИКАЯ БУЛГАРИЯ В ПОВОЛЖЬЕ

В Поволжье проживали тюрко-булгарские племена. Они постоянно пополнялись племенами, которые двигались с юга и юго-запада. Так образовался довольно многочисленный народ. В начале IX века к нему присоединились родственные племена, которые обитали в Среднем и Верхнем Прикамье и в Вятско-Камском междуречье. Эти племена назывались эсегели. В Х веке булгарский народ состоял из барсилов, эсегелов и собственно булгар. В состав этих племен входила тюркоязычная часть местных угрофиннов, в том числе венгры, марийцы, мордва, удмурты. Этот народ создал Великую Булгарию на Волге или Волжскую Булгарию. Её история насчитывает более 500 лет.

В первое время это был союз автономных образований. Оседлые мусульмане-баранджары вели себя несколько обособленно. Барсилы обитали на правобережье Камы, там, где она впадает в Волгу. Столицей их был город Биляр. Центральным городом эсегелов был г. Исла (Ошел). Сувары (савиры) обитали южнее барсилов, занимая левый берег Волги. Их главным городом был город Сувар. Он находился примерно в 90 км от Биляра. Правый берег Волги на юго-западе занимали буртасы. Кочевья кыпчаков (половцев) находились к юго-востоку от булгар.

Сувары длительное время сохраняли свою самостоятельность. Но к последней четверти Х века удельные князья признали верховенство булгарского правителя. Так образовалось единое государство, единая казна. Сложилась общая система уплаты пошлинной десятины с импорта и экспорта, подомной платы (налога с дома) и т. п.

Булгария с самого начала попала в зависимость от Хазарского каганата. Часть населения каганата постепенно переселялась на булгарские земли. Сам Хазарский каганат приходил в упадок. Поэтому Булгария постепенно приобретала все большую самостоятельность. После распада каганата Булгария стала независимым государством. К началу XII века земли Булгарии простирались на западе до Оки и на востоке – до Урала. В состав Булгарии входили обширные районы от верховьев Вятки и Камы до Яика (Урала), а также низовьев Волги. Она включала в себя территории современного Татарстана, Чувашии, Марий Эл, часть земли Удмуртии, Мордовии и Башкирии, а также некоторые районы Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской, Пермской, Пензенской, Нижегородской и Ульяновской областей. Фактически значительная часть территории бывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии.

Великая Булгария в Поволжье проводила активную международную политику. Она имела активные связи с другими государствами, в том числе и торговые. Булгария пользовалась широким признанием со стороны мусульманских государств. В Х веке в Булгарии чеканили свою монету, рассчитываясь ею с иноземными купцами. Торговля в Булгарии развивалась очень бурно. Этому способствовало положение Булгарии на торговых путях между Азией и Европой. Волжская Булгария уже в IX веке становится торговым центром Восточной Европы. Шла активная торговля не только с русскими княжествами, но и со Скандинавскими странами, куда продавали меха и металлы. Булгария торговал а со Средней Азией, с Кавказом, с Ираном, с Прибалтикой. Торговые караваны непрерывно ходили в Хорезм, Хорасан и обратно. Булгария имела хороший торговый флот. Она торговала не только мехами, рыбой, орехами, лесом, моржовыми зубами. Большим спросом пользовались булгарские мечи, кольчуги, кода, обработанная специальным образом («булгари»). Широко были известны ювелирные, кожаные и меховые изделия булгар. Купцы были убеждены что «меха из этих краев теплее, чем меха из других стран».

Налоги для хана не были столь большими. Так, они составляли только одну бычью шкуру от каждого дома. Поведение хана было весьма демократичным. Он появлялся на улицах столицы и на базарах без всякой охраны. Люди приветствовали его стоя, сняв при этом головной убор. За праздничным столом хан восседал обычно вместе с женой.

Таким образом, до нашествия монголов Булгария была могущественным царством с богатыми городами. Путешественники утверждали, что жители этой страны являются единым народом, который «крепче держится закона Мухаметтова, чем кто-нибудь другой». По мере укрепления государства крепло объединение родственных племен. Так образовалась единая народность. Поэтому в Х веке говорят только о двух названиях народа: булгары и сувары. А в XI веке говорят (в частности летописи) уже только об одном булгарском народе. Население Булгарии вело оседлый образ жизни. Оно вело хозяйство, которое было высокоразвитым. Хорошо было развито земледелие. В Х веке булгары уже применяли лемехи к плугам. Их плуг сабан позволял проводить пахоту с оборотом пласта. Использовались также мотыги, оковки лопат, изготовленные из железа. Булгары выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, горох и т. д. Всего более 20 видов культурных растений. Булгары занимались также садоводством и огородничеством, пчеловодством, а также охотой и рыболовством. Путешественники XII века отмечали, что булгары потребляют «много меда, а рыба у них крупная, разнообразная и очень вкусная». Они отмечали, что булгары являются выносливейшими из людей в отношении мороза. Это объясняли тем, что пища и питье их по большей части из меда.

У булгар были развиты следующие ремесла (производства): ювелирное, кожевенное, косторезное, металлургическое. Они обрабатывали медь. Во всех русских княжествах широко были известны булгарские гончарные изделия. Только в столице Булгарии действовало около 700 различных мастерских. Широко было развито косторезное производство.

Булгары изготавливали не только железные орудия труда, но и железные боевые доспехи. Выплавку чугуна они стали проводить задолго до западных европейцев. Чугун широко применяли в производстве, так же как и медь, серебро, золото и их различные сплавы.

Строили из камня, кирпича и дерева. В строительстве булгары были признанными мастерами. Их нередко приглашали в русские княжества для возведения храмов, больших зданий и т. п. И сейчас можно видеть в храмах Владимиро-Суздальщины булгарские элементы: сказочная чаша, травы, звери, птицы и т. п. использованы в оформлении.

Булгария была страной городов, которых вместе с укрепленными крепостями было около двух сотен. Первая столица страны город Булгар располагался недалеко от места слияния Волги и Камы. Сам город состоял из двух частей. В обеих частях города были жилые кварталы и большое количество мастерских гончаров, металлургов, косторезов, кожевников и других. Город Булгар был знаменит своими банями. Они были построены не позднее VIII века. В Х веке в городе были три такие общественные бани. Одна из них имела длину в 30 м и высоту в шесть метров (баня Ак пулат). Функционировала также общественная баня Кызыл пулат, а также баня для простолюдинов. В бане Ак пулат был построен бассейн для купания. Как и в Риме, бани были своего рода клубами.

Город Булгар рос на глазах. Париж, Лондон, Дамаск и др. значительно уступали Булгару как по численности населения, так и по площади. Недаром арабский исследователь Х века писал, что в этом городе «все мусульмане, из него выходят 20 тысяч всадников. Со всяким войском кяфиров, сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают».

Булгар был крупным торговым центром. Здесь было много иноземных купцов. В семи километрах от города располагался главный пункт внешней торговли – Ага-базар. Сюда прибывали верблюжьи караваны и торговые корабли. Здесь встречались друг с другом иноземные купцы – индийские, китайские, иранские, арабские и другие. В хождении была валюта (в том числе и булгарская). Булгарские купцы появлялись не только в Скандинавии, Прибалтике и на Руси, но и в Константинополе, Багдаде, Северной Африке.

У Волжской Булгарии была и вторая столица. Это был город Биляр, который находился на расстоянии примерно ста километров от Булгара (к востоку). Биляр стал ещё более крупным городом, чем Булгар. Он размещался на площади в семь миллионов квадратных метров. В XIII веке его население достигало 70 тысяч человек. По тем временам это было очень много. Для сравнения скажем, что даже в XV веке города, в которых проживало 30 тысяч жителей, считались крупными.

Планировка города была очень своеобразной и привлекательной. Он состоял из цитадели, внутреннего и внешнего города. Вокруг внешнего города простирались посады. Сама цитадель имела квадратную форму. Она была ориентирована по странам света. Цитадель имела деревянные защитные стены. Ширина стен достигала десяти метров. По углам были сооружены сторожевые башни. Внутри цитадели был построен белокаменный храм с 24 колоннами. Размеры его составляли 44 на 26 метров. Храм имел два больших зала. Они были ориентированы на священный город мусульман Мекку. Вблизи храма был построен дом дизимама. Он был двухэтажным, кирпичным. В самой цитадели были сооружены житницы, а также общественные колодцы.

Внутренний город располагался непосредственно вокруг цитадели. В нем проживали богатые купцы и ремесленники. Город был четко спланирован. Он был прочерчен красивыми улицами, которые выходили из площадей. На площадях имелись красиво оформленные водоемы. На улицах красовались кирпичные и деревянные дома.

Вокруг внутреннего города располагался внешний город. В нем жили воины и люди меньшего достатка, такие как купцы среднего достатка и мастеровые. Здесь располагались бесчисленные мастерские и дома ремесленников. Здесь же жили и иноземцы. Для иностранных купцов был предназначен большой караван-сарай.

Внешний город был окружен укрепленным валом. Его длина достигала 10 километров. Вокруг внешнего города по всей окружности находились посады. Они были по окружности с внешней стороны обнесены тыном.

Город был оборудован водопроводной и канализационной системами. Избыточные воды из города отводились продуманной дренажной системой. В городе функционировало и центральное подпольное отопление. Кстати, и в других булгарских городах существовала система калориферного отопления жилых домов. В них функционировали и водопроводные системы. Жилые дома в городах были наземными. Их топили по-белому.

Наиболее крупными городами Булгарии были Сувар, Ошел, Буртас. Остатки города Буртаса в настоящее время находятся на территории современной Пензенской области. Многие из городов в определенное время были столицами княжеств. Были возведены такие города, как Жукетау (Жукатин), Кашам, Нукрат, Тухчин и другие. Хорошо укрепленная крепость с белокаменной мечетью находилась недалеко от современного города Елабуги.

У булгар была очень прогрессивная система воспитания, которая вырабатывала у подрастающего поколения высоконравственные устои. У детей и подростков воспитывали трудолюбие, а также уважение к старшим. Большое значение придавалось культу предков. Каждый должен был уважительно относиться к месту вечного покоя предков. К огню было особо почтительное отношение. На огонь нельзя было плевать, бросать в него режущие и колющие предметы и вообще выказывать неуважение, пренебрежение. Вода также воспринималась как один из первоэлементов космоса. Булгары отдавали себе отчет в том, что вода обладает охранительной, очистительной и плодородящей силой. По мнению булгар, именно вода олицетворяет верховное божество – Тенгре (Тангре). Тенгре было единственное божество, в которое верили булгары. В ранний период своей истории булгары, как и другие народы, прошли путь веры во многих богов, божков и духов. В описываемое время булгары были монотеистами. Поскольку булгары верили в единого бога, они легко восприняли ислам, в котором «нет бога кроме Аллаха». Общепризнанные моральные ценности булгарского народа вполне соответствовали моральным требованиям Корана.

Частично ислам проник в среду булгар еще во время Хазарского каганата. Массовое принятие ислама булгарами произошло в 825 году, почти 1200 лет тому назад. С 922 года ислам стал государственной религией Волжской Булгарии. В 921 году верховный правитель Булгарии Алмас Шилки направил послов к Багдадскому халифу со специальной миссией пригласить духовных лиц, которые бы процедурно правильно оформили официальное принятие Булгарией ислама. Посольство таких духовных лиц прибыло в Булгарию в 922 году. В центральной мечети столицы торжественно был проведен специальный молебен. Тут и было провозглашено официальное принятие Булгарией ислама, который стал государственной религией.

Общая государственная религия должна была способствовать сплочению булгарского народа. Этот акт должен был работать на укрепление безопасности государства, поскольку Булгария с этих пор могла рассчитывать на помощь и выручку других исламских государств. И действительно, принятие ислама в качестве государственной религии сыграло такую роль.

После принятия ислама Булгария стала переходить с рунического письма на арабскую письменность. Быстро росло число мечетей, а с ними и школ. Об этом свидетельствуют и письменные источники. Так, путешественник Х века отмечает, что в селениях Булгарии имеются мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами. Постепенно стали открываться школы и более высокого уровня – медресе. В этих школах со временем стали обучаться и учащиеся из других мусульманских стран. Сами булгары проходили учебу также в известных учебных заведениях Аравии и Средней Азии. У оседлого булгарского народа были давние традиции тяги к знаниям, к всеобщей грамотности. Ислам также обязывает учиться. В хадисах мусульман сказано: «Если это нужно для получения знаний, то отправляйся хоть в далекий Китай, ибо приобретение знаний – первейшая обязанность каждого правоверного».

Развивалось образование – развивалась и наука. В Булгарии появились талантливые ученые в различных областях науки: математики, астрономии, медицины, истории и т. д. Были организованы астрономические наблюдения. Они велись не только на территории самой Булгарии. Широкое признание получили труды ученого Хаджиахмета ал-Булгари, философа Хамида бин Идриса ал-Булгари и других. В Булгарии издавались книги о лекарствах, по ораторскому искусству, по литературоведению, которые написал Бурханатлин бин Юсуф ал-Булгари. Издавались также книги Тажетлина Булгари по медицине. Появились сочинения Махмута Булгари, Хисамутдина Муслими-Булгари и др. Булгарские мыслители и ученые получили мировую известность и признание. Показателен такой факт. Ахмет Булгари в XI веке стал учителем султана государства газневидов. Это государство включало в себя современный Афганистан, часть Индии, Ирана и Средней Азии.

Успешно развивались не только наука, но и литература. Наиболее известен поэт Дауд Саксин-Суари, который творил в начале XII века. Он был выходцем из города Саксина и принадлежал к народности суар. Наиболее широко известна книга поэта «Сад цветов, излечивающих болезни». Она состоит из 67 разделов. В начале каждого раздела автор дает описание жизнедеятельности какого-либо ученого или же иной знаменитой личности.

Широко известен также выдающийся поэт XIII века Кoл Гали. Его поэма «Кыссен Юсуф» («Легенда о Юсуфе») получила всемирное признание. Его читали в Булгарии не одну сотню лет. В настоящее время в Татарстане учреждена премия имени Кол Гали.

Большое место у булгар занимало устное народное творчество. До сегодняшнего дня сохранились многие предания и легенды, связанные с жизнью и борьбой булгар, буртасов и др. Сохранились сказки и др.

Булгария стремилась строить дружественные отношения с русскими княжествами. В 985 году был заключен договор между Булгарией и Киевом. Стороны договорились о вечном мире: «Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель – тонуть». В 1016 году был заключен торговый договор Булгарии с Киевским княжеством. Булгарские купцы получили право торговать на русских землях. В 1024 году в Суздальском княжестве разразился страшный голод. Жителей от голодной смерти спасли булгары. Они выделили голодающим хлеба. 1229 год также был голодным. В русской летописи говорится, что булгары «возили хлеб во все города русские и про – давали, и тем великую помощь оказали». Булгарский хан в то время прислал в дар владимирскому князю тридцать судов, груженных хлебом.

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века Кампания 626 г. стала последней попыткой аваров захватить Константинополь. И престиж кагана, и мощь его армии были сильно подорваны этим поражением, и именно с этого момента начинается упадок аварского

автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Поволжье, Урал, Север Эти обширнейшие регионы в раннее средневековье были населены множеством самых различных народов и племен, находившихся на весьма несходных стадиях развития. Если у одних (прежде всего булгар волжских) сложилась довольно сильная

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Славяне в Среднем Поволжье Первая немногочисленная группа переселенцев с территории Волыни и Верхнего Поднестровья появилась в Среднем Поволжье еще во II в. н. э. Следами их проживания являются памятники славкинского типа (по одному из поселений у с. Славкино

Из книги Записки автора Врангель Петр Николаевич

В Поволжье 21-го июня 3-я Кубанская дивизия переправилась через Волгу и ухе на следующий день головными частями заняла село Средне-Ахтубинское, где была встречена населением колокольным звоном, 22-го июня я получил телеграмму генерала Романовского:«Имея в виду

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ВОЙНА В ВЕРХНЕМ ПОВОЛЖЬЕ С 1375 года Нижегородское княжество стало ежегодно подвергаться набегам татар Мамаевой Орды. Походы эти были местью – за убийство в Нижнем Новгороде послов и за то, что Дмитрий Константинович, вместе с другими князьями, ходил походом на Тверь.

Из книги Ваххабизм в России [Теория и практика террора] автора Несмиян Анатолий Евгеньевич

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Праславяне в Поволжье Три этнических блока в течение длительного времени определяют культурную палитру Поволжья, три блока, создавших здесь многообразное единство экологически обусловленных хозяйственно-культурных типов. Их симбиотическая связь и, в то же время,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Верхнее Поволжье во II тысячелетии до н. э Мы уже упоминали о расселении в верховьях Волги и в Волго-Окском междуречье племен, пришедших, возможно, с верхнего течения Днепра и оставивших потомкам так называемые фатьяновские могильники. Эти племена принесли в названные

Из книги Воспоминания Петра Николаевича Врангеля автора Врангель Петр Николаевич

В Поволжье 21 июня 3-я Кубанская дивизия переправилась через Волгу и уже на следующий день своими головными частями заняла село Средне-Ахтубинское, где была встречена населением колокольным звоном. 22 июня я получил телеграмму генерала Романовского: «Имея в виду

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Волжская Булгария Государство волжских булгар образовалось в результате откочевания в середине VII в. на Среднюю Волгу части болгар вместе с одним из сыновей Куврата, хана Великой Булгарии, которая распалась на части при дележе между сыновьями после его смерти.

Из книги Голод 1932-1933 годов в СССР: Украина, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземная область, Западная Сибирь, Урал. автора Ивницкий Николай Алексеевич

Поволжье, Центрально-Черноземная область, Урал, Сибирь Голод 1932-1933 гг. в Поволжье в отличие от голода 1921-1922 гг. был вызван не столько климатическими условиями (засухой), сколько антикрестьянской заготовительной и налоговой политикой советского руководства. Ходатайства

Из книги Ранние славяне в Среднем Поволжье автора Жих Максим Иванович

Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) Предисловие редактора Представляемая читателю работа петербургского исследователя М.И. Жиха посвящена изучению свидетельств раннего славянского присутствия в Среднем Поволжье. Традиционно

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Поволжье, Урал» Север Эти обширнейшие регионы в раннее средневековье были населены множеством самых различных народов и племен, находившихся на весьма несходных стадиях развития. Если у одних (прежде всего булгар волжских) сложилась довольно сильная

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава VII Волжская Булгария После распада европейской державы гуннов в низовьях Днепра, Дона в Предкавказье возникает государство, получившее название «Великая Болгария». В него входят потомки распавшейся гуннской державы, том числе россомоны и анты и пришедшие сюда

Территории Поволжья, где была основана Волжская Булгария была заселена тюркоязычными племенами не позднее VIII — IX вв. Тогда на земли Поволжья и Прикамья пришли тюркские племена болгар. До этого, они проживали в Причерноморье на Таманском полуострове и между реками Кубань и Дон.

Великая Болгария

Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.

До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.

В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.

Исход

Его сыновья, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. Большинство болгар было вынуждено подчиниться хазарам. Другая часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушло к Дунаю, где, подчинив славянские племена,было создано государство, Дунайская Болгария.

Другая часть болгар ушедшая в сторону реки Волги, создало новое государство болгар Волжская Булгария (государство Волжских болгар принято называть Булгарией, а жителей булгарами, дабы не путать их с дунайскими болгарами-славянами). Государство было основано на территории Среднего Поволжья и Прикамья. До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе.

Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII - IX вв. и вплоть до середины X века продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана. Племенной состав жителей Волжской Булгарии, кроме самих булгар включал, также, равноправные тюркоязычные племена: сувар, эсегель, барсил, баранджар, а также живших на Волге до прихода булгар угро-финнов.

Волжская Булгария

Изначально жители Волжской Булгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Булгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, булгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам.

В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности.

Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью.

Религии

Если ислам в Булгарском Государстве консолидировал разные этносы в один, то есть с булгарским (тюркоязычньш) языком и булгарской культурой, то племена сохранявшие язычество в значительной степени смогли избежать ассимиляции, продолжая сохранять архаичные элементы тюркской, угро-финской культуры и свои локальные самоназвания.

Ислам смог выполнить функцию религии, которая во многом смогла консолидировать разрозненные народы и установить хорошие связи булгар с Востоком. Во второй половине 960-х годов, после победы киевского князя Святослава над Хазарским каганатом, зависимость булгар от хазар полностью прекратилась, и Волжская Булгария становится первым независимым государством Среднего Поволжья.

Первое независимое государство

Наиболее крупными городами Волжской Булгарии являлись столица государства город Булгар, крупный городской центр Биляр и такие крупные политические, экономические и культурные центры, как города Сувар, Ошель и Джукетау.

Расцветом города Булгар можно было бы назвать XI — XII вв. В это время он являлся крупнейшим купеческим центром Булгарии и столицей государства. Его выгодное расположение сделало город не только крупнейшим купеческим центром Волжской Булгарии, но и центром международной торговли. В городе проживали в основном торговцы и ремесленники. Городу Булгару противостоял другой крупный центр Волжской Булгарии и средневековой цивилизации в целом — город Биляр.

Долгое время эти два города находились в противостоянии, а в XII веке столицу Волжско-Камской Булгарии было решено перенести в город Биляр. Второй расцвет Булгара пришелся уже лишь на золотоордынское время (XII — XIV вв.). А с XII века Биляр стали именовать «Великим городом», то есть столицей всего Булгарского государства.

Хозяйство Булгарии

Основой хозяйства сельских жителей Булгарии было крупное земледелие и скотоводство. Сеяли, в основном, пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, полбу, горох и коноплю. Разводить жители Булгарии предпочитали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, содержались у булгар и верблюды.

Ремесленная жизнь в экономике Булгарии также играла важную роль. Тщательно обработанная кожа «булгари» пользовалась популярностью за пределами страны. Одной из ведущих отраслей ремесла была металлообработка, черная и цветная металлургия. Многочисленные браслеты, перстни и украшения свидетельствуют и о высокоразвитом ювелирном мастерстве. А булгарские гончары славились своими прекрасными сосудами.

Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. Славяне и булгары находились в сильном влиянии друг от друга, многие русские купцы приезжали в государства булгар для ведения торговли.

Но вместе с тем периодически между булгарами и славянами вспыхивали военные столкновения. Из летописи известно, что когда киевский князь Владимир принимал решение о принятии истинной веры, к нему приходили исламские проповедники из булгарских земель. Но, не желая поступаться древними русскими обычаями, князь Владимир был смущен запретом ислама о невозможности употребления алкогольных напитков, поэтому исламская религия была отклонена.

Волжская Булгария является классическим примером феодального государства. Положение человека обуславливалось количеством его владения земельной собственностью. До 965 года во главе государства стоял эльтебер — фигура формально подчинявшаяся хазарскому правителю. После же 965 года (Победа над Хазарским Каганатом князем Святославом) булгарский правитель — эмир обрел полную самостоятельность. Булгарский престол передавался от отца к сыну, и лишь в исключительных случаях к ближайшим родственникам.

Арабская культура

До принятия ислама булгары исповедовали общетюркское язычество, после же принятия ислама булгары стали больше приближаться к арабской культуре. Имевшаяся до этого тюркская руническая письменность сменилась на арабскую графику, а тюркские имена стали перемежеваться с многочисленными арабскими именами. С принятием ислама к булгарам пришли и известные труды арабских ученных. Булгарам удалось создать высокую уникальную культуру. В Булгарии появлялись свои ученые: медики, историки, философы, астрономы, математики, географы. Булгарские города были прекрасными образцами качественного архитектурного творчества. В крупнейших булгарских городах были свои водопроводы, высотные здания, сады.

После образования в конце XII — начале XIII века державы Чингисхана, монголами были покорены многочисленные земли Средней Азии и Восточной Европы. Булгары понимали, что и захват их земель также может стать неизбежной реальностью, поэтому пытались всячески противостоять монголам, в том числе входя в союз с русскими войсками. Но, несмотря на все старания булгар избежать монгольского нашествия на свою территорию, им этого не удалось. В 1236 году Волжская Булгария была захвачена монгольскими войсками под предводительством Батыя. Захватчики разграбили, сожгли и разрушили многие города и села булгар, часть мирных жителей была взята в рабство. После этого момента, в истории булгар началась новая эпоха — эпоха Булгарии уже в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), а затем и Казанского ханства.

Монголы

До захвата Булгарии монголами она находилась в зените своего расцвета. В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним действовали и другие языки и наречия.

Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с Юга — племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на нее существенное влияние они стали еще до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в достаточно большом количестве.

Кипчакский этнос стал, как бы вливаться в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Со временем, из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, язык булгар был полностью вытеснен языком половцев-кипчаков и утерян навсегда.

Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу. Так, кипчаки смогли ассимилироваться с булгарами благодаря принятию ислама.

Казанские татары

Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.

Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.

Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.

Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.

Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.

То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.

Болгария на слуху у каждого. Но мало кому известно, что когда-то существовала и другая Болгария, где вместо православных храмов возвышались минареты, и которая могла стать важнейшим центром Европы.

Две Болгарии

В середине первого тысячелетия нашей эры на огромной территории от Китая до Балкан образовывались, сменяя друг друга, тюркские кочевые государства – каганаты. В этом котле средневековой государственности на рубеже VI-VII веков на территории Северного Кавказа возникло государство Великая Болгария. Однако практически сразу она попала под давление своего сильного соседа, сформировавшегося в тот же период, Хазарского каганата. Под его натиском болгарское общество распалось. Часть двинулась на Запад и основала государство «Болгария», которое существует и поныне. Другая половина отправилась на северо-восток к реке Каме. Именно эти болгары, смешавшись с местным населением, вошли в историю под именем камских и волжских булгар. Плодородные земли, полные дичи леса и система рек способствовали быстрому оседанию кочевников. За сравнительно короткий период, в течение двух веков, на этой территории возникло крупное государство (конец IX века).

Почему ислам

Сочетание мусульманской архитектуры и среднерусских равнин приводили в недоумение многих путешественников. Так фламандский монах-францисканец, знаменитый миссионер и путешественник Гийом де Рубрук, писал в своих воспоминаниях: «Я не знаю, каким образом закон Мухаммеда зашел так далеко на север».

Свой выбор веры Волжская Булгария сделала в 922 году, хотя предпосылки были и раньше. Контакты булгар с исламским миром начали крепнуть уже в VIII веке, после того, как Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном бен Муххамедом.

С этим связана местная легенда, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана. Якобы один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным и в совершенстве владел искусством медицины. Случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью. Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны».
На деле, причина была более прозаичная.

Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу – Хазарскому каганату.

Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира - Багдадский халифат. В начале VIII века им была предоставлена финансовая помощь Булгарии в войне. Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме – арабские страны были выгодным торговым рынком.

Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году. Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем.

«Царство богатых городов»

После того как Святослав разгромил Хазарский каганат, у которого булгаре находились в вассальной зависимости, последние быстро «поднялись», монополизировав весь Волжский торговый путь и торговлю с арабским востоком и Ираном. Причем, следуя обычным правилам торговли, они строго следили, чтобы русские продавцы мехами - популярным товаром на Востоке - не встречались с арабскими купцами.

Но не только посредничеством жила Волжская Булгария.

По всему миру славились изделия их ремесленников: керамика, кожевенное дело. Лучшие сорта кожи в арабских странах назывались булгарскими.

Вооружение тоже не отставало по качеству. Булгарская армия могла позволить себе самое современное по тем временам оружие. Как писал арабский автор X века: «Булгары ездят верхом, имеют кольчугу и полное вооружение». А князь Владимир, во время своего похода на Волжскую Булгарию и вовсе усомнился в возможности подтвердить соглашения своего отца и добиться от булгар дани: «обутые в сапоги болгары дань давать не будут: надо искать лапотников». После этого, Киевская Русь заключила «Вечный мир» с Булгарией.

Развитые города были не только центром торговли, но и играли важную роль в военной стратегии булгар. Сильно укрепленные замки-городища служили важными форпостами по расширению территории государства. С приходом на новые земли булгарский князь ставил замок-городище. Оно становилось центром этих земель, основным поставщиком изделий ремесленников, под защитой его высоких стен и валов купцы могли свободно проводить торговые операции. Так, постепенно, вся жизнь местных жителей концентрировалась вокруг нового города. Земля становилась булгарской. Этим можно объяснить, что, несмотря на военные поражения, которые терпели булгаре, их территории только расширялись. Она распространилась на востоке – до земель современной Башкирии, на юге – до нынешнего Саратова, на западе – до Нижнего Новгорода. На Севере, граница, как таковая, отсутствовала, хотя волжские булгары освоили территорию вплоть до побережья Северного ледовитого океана. Отсюда и пошло историческое утверждение, что «булгаре в поле слабы, зато крепко держат города».

Меж двух огней

Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством и, порой, даже опасным соседом Киевской Руси. Площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии – Биляра, была больше средневековых Киева, Владимира и даже Парижа. Кто знает, где был бы центр современной Европы, если б не нашествие мощного врага с Востока – монголов. Булгария оказалась первым государством, столкнувшимся с их дикими полчищами. Против кочевников не спасли даже хорошо укрепленные стены булгарских городов. Уже упомянутый нами Биляр, в 1236 году после долгой осады был взят и сравнен с землей. По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени». Так, Европа потеряла один из самых крупных, наравне с тогдашним Константинополем, торговый и ремесленный центр.

От полного уничтожения Булгарию спасло быстрое принятие монголами ислама.

Культура и народ Волжской Булгарии влились в состав Золотой Орды и продолжили свое существование в новых условиях. По крайней мере, находки монгольского периода соответствуют по виду ремесленным изделиям, изготавливавшимся во время существования Волжской Булгарии. Новый расцвет продолжался до середины XIV века, когда в Золотой Орде началась «Великая замятня» или междоусобицы, которые привели государство к краху. Поднимавшаяся на тот момент с колен Русь угрожала не только кочевникам, но и булгарам. В итоге, Булгария лишилась стратегически важных южных земель, перешедших к Москве. Самостоятельность сохранили лишь северные земли, с центром в Казани. Так началось формирование в Северном Поволжье нового государства – Казанского ханства, с новым этносом казанских татар.

Волжская Булгария - это государство, располагавшееся на территории Среднего Поволжья и Прикамья в Х-ХІІІ вв. Занимало оно довольно большую территорию и было известно своими многочисленными городами. На сегодняшний день историки и археологи располагают сведениями о более чем 2 тысячах булгарских поселений, которые находятся в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях России, в Татарстане и Чувашии.

Заселение Поволжья

История Волжской Булгарии насчитывает чуть более 300 лет, но заселение территории будущего государства тюркоязычными племенами началось намного раньше. Их миграция была вызвана разгромом хазарами Великой Болгарии, протянувшейся от Северного Кавказа до Черного моря. Одна часть переместилась на Балканы, где была создана Дунайская Болгария, а другая в VII в. заняла область среднего течения Волги. Спустя 100 лет на территории Среднего Поволжья появляется еще одна группа тюркоязычных племен. Последняя волна миграции датируется IX в. и связана с разгромом Хазарского каганата печенегами.

К приходу болгар Среднее Поволжье уже было заселено угро-финами, но первые смогли подчинить их своему влиянию.

Возникновение Волжской Булгарии

Первые шаги на пути к консолидации булгарских племен Поволжья были сделаны еще в средине ІХ в. Однако наиболее отчетливо политика централизации и объединения разобщенных групп в единое государство проявилась в деятельности эльтебера Алмуша, который пришел к власти в 895 г.

Алмушу удалось взять под контроль четырех правителей и создать боеспособную дружину. С начала Х в. эльтебер начинает чеканить собственную серебряную монету. Кроме того, он регулировал сбор дани, которая уплачивалась хазарам поволжскими племенами.

К Х в. относятся первые письменные упоминания о Волжской Булгарии как о едином государстве, но фактически вплоть до средины Х в. население Поволжья было зависимо от хазар.

Булгария и Хазарский каганат

До сих пор неизвестно, когда булгары попали под контроль хазар. Поволжье, расположенное на важных торговых путях, еще в VIII в. являлось важным пунктом в политике экспансии, которую проводил Хазарский каганат. Волжская Булгария, основанная на этих землях, также не могла не заинтересовать это государство.

С Х в. экономика Хазарского каганата опиралась только на торговлю и широкие связи с другими странами. В Х в. уровень Каспийского моря значительно повысился, и большая часть прилегающей территории оказалась затопленной. Во времена, когда на международной арене важную роль начинала играть Волжская Булгария, основные занятия хазар (ловля рыбы и земледелие) теряют актуальность. Современные исследователи видят причину заинтересованности Хазарского каганата поволжскими землями именно в высоком уровне развития производительных сил Булгарии, экономика которой основывалась не только на торговле, а и на земледелии, скотоводстве, ремеслах и охоте.

Религиозный вопрос

В вопросе создания и укрепления государства Волжская Булгария религия занимала важнейшее место. Тюркоязычные племена принесли в Поволжье основы самобытной языческой веры, истоки которой можно увидеть в зороастризме.

Алмуш, осознавая необходимость укрепления положения молодого государства, в начале Х в. устанавливает тесные связи с Багдадом. В 922 г. халиф Али аль-Муктадир направляет в Волжскую Булгарию посольство, в составе которого был известный арабский путешественник и писатель - Ибн Фадлан. В том же году официальной религией государства был провозглашен ислам.

Значение принятия булгарами ислама

Ислам в Волжской Булгарии явился консолидирующим элементом. Именно под покровительством этой религии первым правителям удалось объединить разобщенные ранее племена. Кроме того, принятие ислама в качестве государственной религии играло и важную политическую роль. Именно с этого момента Волжская Булгария становится частью мусульманского мира, что позволило установить тесные экономические и торговые связи с другими восточными странами. Данные археологии свидетельствуют о том, что после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун.

Общественно-политический строй

Общество Волжской Булгарии по праву можно считать раннефеодальным. Но развитие феодальных отношений тормозилось пережитками родового строя. Ибн Фадлан в своих дневниках засвидетельствовал, что булгары зависели от правителя государства, наместников отдельных областей и знати, но здесь не существовало закрепощения крестьян частными лицами - феодалами. Каждый, кто работал на земельном участке, распоряжался урожаем самостоятельно, выплачивая при этом ежегодный натуральный налог в пользу государства. Кроме того, местная феодальная знать эксплуатировала крестьян из марийских, мордовских и удмуртских племен. Они были обременены данью и управлялись наместниками из Волжской Булгарии, которые содержали на их территории свои дружины.

Политическое устройство

Волжская Булгария - классический образец раннефеодальной монархии. До середины Х в. государство возглавлялось эльтебером, подчинявшимся хазарскому правителю. После разгрома тюркских войск киевским князем Святославом титул главы Волжской Булгарии был изменен на характерный для исламских стран. Эмир вел самостоятельную и внешнюю, и внутреннюю политику. Должность эта была наследственной и передавалась от отца к старшему сыну.

Экономическое развитие

Болгарские племена на своей родине активно занимались скотоводством. Система хозяйства этого народа изменилась после образования государства Волжская Булгария. Основные занятия местного населения Поволжья до прихода тюркоязычных племен включали в себя земледелие и охоту. Это обусловило синтез и заимствование основ ведения хозяйства и создало предпосылки для развития экономики молодого государства. Основной отраслью сельского производства было плужное земледелие. Главным орудием крестьянина являлся плуг, который носил название «ага». Также активно использовалась паровая обработка земли - двухполье и триполье. Для окраин страны характерной была традиционная переложная система, а для лесных районов - подсечная. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, нередко представленное в кочевой форме. Булгары разводили коров, коз, овец, коней и т. д. Кроме того, в лесных районах была широко распространена охота.

Ремесла

В жизни местного населения важную роль играли ремесленные занятия. Волжской Булгарии в целом было присуще раннее отделение ремесла от сельского хозяйства. Значительная часть мастеров проживала в больших городах, которые уже Х в. становятся огромными центрами металлообработки, гончарного и ювелирного производства.

Как правило, ремесленники изготовляли сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения, разнообразные украшения, керамику, обувь, одежду и т. д. Кожаные и ювелирные изделия из Волжской Булгарии пользовались широкой популярностью за границей.

Торговля

Развитие внутренней торговли тормозил натуральный характер сельского хозяйства, когда население было заинтересовано в производстве продуктов и изделий для себя, а не для продажи. С развитием товарно-денежных отношений роль обмена в жизни булгар значительно растет.

Волжская Булгария занимала выгодное географическое положение (центр Великого Волжского пути), поэтому в страну съезжались русские, хазарские, византийские и другие купцы. Они ввозили сырье (золото, серебро, железо, олово), изделия из металла, оружие, украшения, китайский шелк и зеркала, пряности и т. д. Главными экспортными товарами были меха, мед, воск, кожа, рыба, скот, а также пшеница.


Следует отметить, что при торговле использовался безденежный обмен, но с 903 г. в обиходе появляются металлические монеты - дирхемы, чеканить которые впервые начал Алмуш.

Города

Столица Волжской Булгарии находилась в городе Болгар. Его расцвет приходится на XI-XII вв., когда он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром государства. Город расположился в устье реки Кама - на перекрестке международных торговых путей. Благодаря этому Болгар стал важным купеческим центром.

Биляр - второй по значению город в Волжской Булгарии, который лежал на берегу р. Малый Черемшан. В связи с военной угрозой, исходившей от усилившегося Владимиро-Суздальского княжества, в ХІІ в. столица государства переносится в Биляр. С этого времени в письменных источниках он именуется как «Великий Город».

Развитие торговли способствовало усилению таких булгарских городов, как Сувар, Ошель, Балымер, Иски Казань, Кашан, Джукетау и проч., которые являлись не только экономическими центрами, но и стратегически важными крепостями.

Взаимоотношения с вятичами в Х в.

После удачного похода киевского князя Святослава на Хазарский каганат булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората.

После смерти великого князя Святослава Игоревича Русь вступает в полосу междоусобиц. Особенно активно велась борьба между его сыновьями - Ярополком и Владимиром. В это время вятичи при поддержке Волжской Булгарии отказываются платить дань киевскому князю и поднимают несколько мощных восстаний.

В Х в. правитель Булгарии женился на вятической княгине - дочери Ярополка. Такой династический союз позволил бы их сыну претендовать на киевский престол, но для поволжского государства он был выгоден только с точки зрения установления контроля над верхним течением р. Ока.

Взаимоотношения с Киевской Русью в Х в.

В 985 г. был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим. Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» - значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.

После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка.

Волжская Булгария и Киевская Русь в ХІ - ХІІІ в.

Мирные торговые связи между государствами в течение нескольких веков прерывались кратковременными войнами. Еще в конце Х в. Владимир Великий совершил неудачный поход на земли булгар, а с ХІ в. начинаются регулярные столкновения с северо-восточными русскими княжествами.

Причину этих конфликтов следует объяснять заинтересованностью обеих сторон в контроле над землями, расположенными на берегах р. Ока и ее притоков. В 1120 г. Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий совершил успешный поход на тюркоязычные племена, но его целью был не захват каких-либо территорий, а грабеж. В результате нескольких разрушений Волжской Булгарии русскими дружинами в ХІ в. ее столицу пришлось перенести вглубь страны - в город Биляр.


В 1220 г. был разрушен важнейший экономический центр Булгарии Ошель. После этого эльтебер несколько раз отправлял своих послов к Владимиро-Суздальским князьям, но только в 1224 г. удалось заключить мир.

Монгольское завоевание

Территория Волжской Булгарии неоднократно подвергалась набегам монголо-татарских орд. В 1223 г. монголам удалось разбить русско-половецкое войско в битве на р. Калка, но походы Чингисхана на поволжское население в 1229 и 1232 гг. были менее удачными.

В 1236 г. хан Батый собрал огромное боеспособное войско и двинулся на запад. В этом же году большая часть булгарских городов была разрушена. Пал и «Великий Город» Биляр.

Новый поход Батыя в 1240 г. окончательно подорвал экономическую жизнь Волжской Булгарии. В результате этих монгольских завоеваний все важные центры, включая столицу, были разрушены, а население Биляра практически полностью вырезано.

Под властью Золотой Орды

В 1243 г. Волжская Булгария становится одной из провинций могущественной Золотой Орды. С этих пор ее правители попадают под вассальную зависимость от хана и обязываются выплачивать ему дань.

В то же время период золотоордынского владычества ознаменовался новым культурным и экономическим расцветом Волжской Булгарии. В значительной степени этому способствовало провозглашение ислама государственной религией Золотой Орды. А бывший «Великий Город» Биляр становится временной резиденцией хана.

Упадок Волжской Булгарии

В результате внутренних междоусобиц в Золотой Орде территория Поволжья попала в 1361 г. под контроль Булат-Темира. С этих пор государство Волжская Булгария прекращает свое существование и распадается на два княжества. В XV в. южные булгарские районы переходят под контроль Москвы, а северные с центром в Казани становятся основой для формирования нового государства - Казанского ханства.

Переселение булгар произошло в конце IX начале X вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

Другие племена и контакты с ними. Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финнские племена предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Здесь же с IV-VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедшие на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков Истеми-кагана в Европу. Кроме того, в VII-VIII вв. широкие вол-го-уральские просторы были заняты полукочевыми мадьярами (древними венграми), прародина которых находилась также где-то на востоке, скорее всего, в южно-сибирских степях. Одной из групп населения «Великой Венгрии» принадлежал уникальный могильник у нынешнего села Большие Тиганы Алексеевского района Республики Татарстан. В IX в. из районов Верхнего Прикамья на территорию Среднего Поволжья пришло финно-угорское население.

Со всеми этими племенами булгары вошли в тесный контакт. Некоторые из них, например, древние мадьяры вынуждены были вскоре покинуть территорию Волго-Камья. Они ушли на запад и достигли берегов Среднего Дуная, где образовали Венгерское королевство. Оставшееся население, приняв общее название булгар, создало свое государство Волжскую Булгарию.

В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, отличающиеся степенью богатства.

Ранние булгары, заняв волго-камские лесостепные районы, в дальнейшем использовали военно-политическую силу. В условиях, когда шел процесс «завоевания родины», нередко случались военные столкновения с местными племенами. Это привело к усилению военно-племенной знати. Она уже давно выделилась в особую привилегированную группу и окружала себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников. Дружинники совершали военные походы и набеги на соседние земли в целях обогащения.

Население было обложено регулярными повинностями и налогами. Тем самым появился источник средств, шедших на содержание аппарата управления, местных князей и их дружин.

Общим итогом явилось возникновение государства. Оно было призвано держать в повиновении население страны, обеспечивать защиту ее границ от внешних врагов, проводить внутреннюю и внешнюю политику. Окончательно государство волжских булгар сложилось в начале X в. Характерно, что в это время булгарский эмир организует чеканку монет (902-908 гг.), делаются первые шаги по установлению дипломатических отношений с Багдадским халифатом (921-922 гг.). Тогда же булгары принимают новую религию-ислам, начинается строительство городов и крепостей.

Настоящий город это крупное поселение, территория которого обнесена сильными укреплениями, а население занято в основном ремеслами и торговлей. Он же административный и культурный центр большой округи. Площади таких городов достигали нескольких десятков, а то и сотен гектаров. В центре города обычно жило высшее сословие, люди, управляющие государством, богатые и знатные горожане. Там же шумели базары, вблизи находились мечети и медресе. А мастерские ремесленников, составляя отдельную слободу, располагались дальше от центра.

Возле села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан в живописной местности на левом берегу реки Малый Черемшан находятся развалины огромного средневекового города. Это знаменитое Билярское городище. Биляр принадлежал к числу крупнейших городов средневековой мировой цивилизации. Недаром в древнерусских летописях он именуется Великим городом. Крупнейшие русские города Киев, Чернигов, Переяславль перед монгольским нашествием занимали площадь около 100 гектаров в пределах укреплений. Им намного уступали Смоленск, Суздаль, Владимир, Рязань и Псков. Крупнейшие города Западной Европы Париж, Милан, Лондон, Неаполь, Кельн имели площадь от 200 до 400 гектаров. Площадь Биляра составляла почти 800 гектаров.

Оборонительные укрепления делили территорию Биляра на две части внутренний и внешний город. За пределами города располагался обширный посад. Биляр имел широкие международные связи. Об этом говорят находки большого количества изделий из стран Ближнего Востока и Средней Азии, Кавказа и Византии, Древней Руси и Скандинавии. Биляр являлся экономическим, политическим и культурным центром Волжской Болгарии. Это была столица государства. В ней жили ученые, поэты, писатели, богословы. Здесь творил великий булгарский поэт Кул Гали, автор вечно живой поэмы «Кыйссаи Йусуф».

Среди множества больших и малых городов Булгарии своими шумными базарами, громкими голосами прибывших со всех концов мира купцов выделялся Болгар на Волге. Это был тогда небольшой город, но благодаря своему расположению на пересечении торговых путей он имел значение крупнейшего в Среднем Поволжье международного купеческого центра.

Недалеко от Болгара, на Ага-Базаре, действовала главная торговая пристань страны. Здесь находились караван-сараи и специальные помещения для хранения товаров. Сам город был населен в основном ремесленниками и людьми, обслуживавшими торговцев. Никаких крупных общественных зданий в Волгаре еще не строили, жили в наземных бревенчатых домах с подпольями.

Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Мусульманское население обоих городов достигает 10 тысяч человек. Их дома построены из дерева. В них живут зимой, а летом перебираются в войлочные юрты».

Развалины Сувара находятся в Спасском районе республики в 4 километрах от села Кузнечиха, на реке Утка. Сувар был полностью разрушен во время монгольских походов в 1236 г. Впоследствии он так и не мог возродиться.

Центральным городом булгар, живших на правом берегу Волги, являлся Ошель. Это также был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов государства. Его остатки сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Город состоял из двух частей, укрепленных земляными валами и деревянными стенами. Его общая площадь достигала почти 80 гектаров. В 1220 г. Ошель был захвачен и сожжен дружиной русского князя.

На берегу Камы стоял город Джукетау, (его развалины находятся у западной окраины Чистополя). Центральная часть Джукетау, укрепленная тремя рядами валов и рвов, занимала высокий мыс при впадении Килевки в Каму. Напротив укрепленной цитадели, через речку Килевку, на широкой ровной площадке располагалась ремесленная слобода. В X начале XIII вв. Джукетау был относительно небольшим городом и считался центром нижнекамской группы булгар. Его расцвет относится к более позднему золотоордынскому периоду. Еще совсем недавно в числе булгарских городов Х-ХШ вв. не упоминалась Казань. Результаты новых археологических раскопок дали возможность ученым совсем по иному оценить древнейшие периоды истории нашей столицы. Оказалось, еще на рубеже X-XI столетий на высоком мысу, где в настоящее время расположен Кремль, возникло сильно укрепленное булгарское поселение. В скором времени оно превратилось в один из крупных центров международной торговли. Здесь обнаружены вещи, привезенные из стран Западной Европы, Средней Азии и Ближнего Востока, а также Киевской Руси. Среди этих находок особый интерес вызывает чешская монета князя Вацлава, чеканенная в 929-930 гг. в Праге.

К числу известных и крупных городов Волжской Булгарии принадлежали также Кашан на правом берегу Камы; Елабуга, где до сих пор сохранилась угловая башня от мечети-крепости XI-XII вв.; Муромский городок на Самарской Луке, Юлово в Пензенской и Рождественское городище в Пермской областях. Некоторые из них являлись политическими и экономическими центрами отдельных территориальных групп булгар.

Таким образом, со временем булгарские города стали крупнейшими центрами ремесла, торговли и культуры. В них развивалась каменная и кирпичная архитектура, представленная дворцами правителей, мечетями, караван-сараями и общественными банями. О ярком расцвете городской культуры Волжской Булгарии свидетельствуют археологические исследования последних лет.

Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш, который после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Его имя стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг. При правлении Алмуша в 922 г. прибыло в страну Багдадское посольство и состоялось официальное принятие ислама.

После Алмуша на престол сел его сын Микаил ибн Джагфар, который также выпускал монеты. В 940-х годах правил Абдулла ибн Микаил; на монетах 970-980-х гг. сохранились имена двух эмиров Мумина ибн Хасана и Мумина ибн Ахмеда. По сообщению одного персидского источника, в 1024-1025 гг. «государем Булгара» был эмир Абу-Исхак Ибрахим ибн Мухаммед.

Булгарскому эмиру подчинялись «цари его земли» правители отдельных земель-областей. До образования централизованного государства каждое булгарское племя имело своих князей-предводителей. Так, Суварское княжество было полностью подчинено булгарскому эмиру только в 970-х гг., а до этого его правители чеканили даже свои собственные монеты.

К правящей верхушке принадлежали также предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства.

Основное население страны составлял «простой народ»: земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но были лично не зависимы от светских и духовных феодалов. Сельская (земледельческая) община владела землей сообща: «каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права» (Ибн Фадлан).

Таким образом, в Волжской Булгарии существовала государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.



В продолжение темы:
Потолок

Шаблоны заполнения бланков церковных свидетельств. Бета-версия March 26th, 2015 Предлагаю всем желающим для тестирования шаблоны заполнения бланков церковных свидетельств....

Новые статьи
/
Популярные