Актуальность логопедической помощи в школе на рубеже двух тысячелетий. Курсовая работа: Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного возраста Формирование связной речи

Ламуева Людмила Николаевна
Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста . Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. Согласно ФГ Т коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения.

Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности .

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении организован логопедический пункт.

Цель деятельности логопедического пункта : раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста .

Задачи :

Осуществление диагностики речевого развития детей

Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;

коррекционно -образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

Направление деятельности :

Диагностическое;

- Коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);

- информационно-методическое :

Оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

Организация взаимодействия всех субъектов коррекционно -развивающего процесса;

Организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению;

Сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ.

Принципы логопедической работы

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи .

Мы используем специальные логопедические принципы

Этиологические принципы, которые являются причинами появления различных нарушений. Это внутренние, внешние, биологические и социально-психологические факторы.

При различных нарушениях речи предполагается работать в сотрудничестве с медицинскими работниками . Это может быть медикаментозное, психотерапевтическое и другое воздействие. Например : неправильный прикус предрасполагает к различным нарушениям произношения и здесь дополнительно нужна помощь ортодонта; если ребенок растет в неблагоприятных условиях, у него существует недостаток в общении, т. е. затронут социальный фактор, в результате этого могут возникнуть различные виды речевого нарушения – от дислалии до заикания. Этиология подразделяет учет не только причины речевых нарушений, но и их механизмов, поэтому при одних и тех же симптомах возможны различные механизмы нарушений. Например : нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие неправильной артикуляции или недоразвитости слуха. Работа по устранению недостатков речи должна вестись с учетом ведущего нарушения.

Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.

Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному.

Онтогенетический принцип, т. е мы должны учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.

Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Согласно положению о логопедическом пункте для коррекции речи на логопункт зачисляются дети в возрасте от 5-7 лет с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) и фонетико- фонематическом недоразвитием речи (ФФНР) а также ОНР. По данным начального логопедического обследования 80% детей имеют нарушения всех компонентов речи.

Деятельность логопункта предлагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов : диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы .

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из двух детей со сложными по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап автоматизации его в слогах, словах, фразах, предложениях. Продолжительность постановки звука зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т. е. логопедом и воспитателем отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно -педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от рациональной организации логопедической работы , грамотного оформления и ведения документации.

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителем – логопедом оформляются следующие документы :

1. Карта логопедического обследования детей – в ней обязательно отражаются сведения о ребенке, результаты обследования;

2. Перспективный план фронтальной работы по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у детей старшей и подготовительной групп;

3. Индивидуальные тетради детей;

4. Журнал посещения ребенком логопедических занятий;

5. Диагностическая карта обследования речи детей подготовительной группы;

6. Паспорт кабинета;

7. Портфолио педагога.

Развитие речи, закрепление поставленных звуков предполагает активное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь взрослых, которая должна быть значимой, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Начиная работу с родителями , я объясняю им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций, то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия для успешного речевого развития каждого воспитанника подгруппы, сформировать у них желание помогать своему ребенку общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

Вывод :

Из всего вышесказанного, видно, что углубленная коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей очень актуальна и позволяет повысить уровень речевого развития детей и качество подготовки их к школе.

И хочу закончить словами Е. И. Тихеевой :

«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества».

Скибина О.А.
учитель-логопед МОУ СОШ №18, г.Курск
Оригинал статьи в формате MS Word (132Kb) скачать

Речевые нарушения являются од-ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей, что требует охвата логопедической службой значитель-ной части детского населения. Логопедическую помощь школьникам с нарушениями речи оказывают учреждения различного ведомственного подчинения, что объясняет необходимость сложной инфраструктуры региональной логопедической службы и предполагает наличие значительного потенциала для ее дальнейшего развития в направлении созда-ния единого коррекционного пространства. Недостаточная разработанность обозначенных вопросов определила выбор темы и ее актуальность.

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее состояния зависит уровень реализации личности. Вне речи не возможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти, а также поведение в социуме.

Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу, в связи с чем примерно 50% стойко неуспевающих в начальных классах.

Таким образом, огромное число таких детей нуждаются в осуществлении неотложных организационных мер по созданию в Российской Федерации специализированной службы, которая отвечала бы современным требованиям науки и практики.

«Задачей логопеда в любом учреждении является объединение усилий семьи и своих собственных в достижении главной цели – выработки правильной и красивой речи ребенка».

На сегодняшний день существующая сеть логопедических кабинетов в учреждениях здравоохранения главным образом направлена на обслуживания детского населения. Число учреждений для лечения подростков с заиканием, афазиями, дизартриями и другими расстройствами речи не соответствует реальным потребностям населения. Анализ деятельности логопедических кабинетов, поликлиник и психоневрологических диспансеров в городах страны показывает, что их работа не организована соответствующим образом. В частности не уделяется должного внимания профилактике и выявлению речевых расстройств. Педиатры, психиатры и логопеды не принимают в этой работе активного участия. Не выделяются группы риска. Не проводится ранняя диагностика. Несвоевременно осуществляется лечение детей с патологией речи, особенно с задержками общего и речевого развития, а также с заиканием, что приводит к хроническому течению заболевания.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются перспективным звеном в общей системе воспитания и обучения аномальных детей, обеспечивающим предупреждение дальнейшего развития дефекта. Слабым звеном в деятельности специальных детских садах является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках логопедических и оздоровительных мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие семилетнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

Каково же состояние, и какие проблемы логопедической помощи в условиях школьного логопункта, а такжеперспективы ее дальнейшего совершенство-вания в рамках действующей системы помощи детям школьного возраста с нарушениями развития? Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку младших школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна на современном этапе. Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык», «Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка, возникли серьезные трудности в преподавании русского языка в школах». Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, так как у многих учащихся наблюдается отставание в речевом развитии, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи. Логопедический пункт нашей школы существует 7 лет. Наблюдения показывают, что процент учащихся с нарушениями речи с каждым годом увеличивается.

Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появления у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку. Именно поэтому мы организуем обследование будущих первоклассников в школе «Субботнего развития». С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, учитель-логопед проводит занятия в летние каникулы, по составленному расписанию. Таким образом, не допускается нарушения чтения и письма.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Хочется подчеркнуть, что специфические ошибки письма, связанные с затруднениями при анализе речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звуко-буквенного анализа слова. К примеру: количество учащихся с нарушениями устной и письменной речи уменьшается при систематической коррекционно-логопедической работе.

Положительная динамика логопедического воздействия зависит от многих причин:

  • от механизма возникновения;
  • от тяжести речевого дефекта;
  • от сроков распознания дефекта и организации коррекционных занятий;
  • от систематичности занятий;
  • от индивидуального планирования на ликвидацию дефекта;
  • от комплексного медицинского лечения;
  • от активного участия родителей в исправлении речи;
  • от сознательной активности и самоконтроля учащихся;
  • от тесного контакта и единых требований к речи детей педагогического коллектива;
  • от сформированности познавательных процессов;
  • от компенсаторных возможностей мозга.

Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки, карточки, настольные игры, книги, таблицы по русскому языку. Пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием ребёнка.

Помимо занятий мы систематически проводим родительские собрания, консультации для родителей. Ведется работа с методическими объединениями, работа на совещаниях и педагогических советах. Огромную роль логопед уделяет воспитательной работе. В 2008 -2009 учебном году запланировано 4 мероприятия с детьми, посещающими школьный логопункт (Праздник красивой речи, устный журнал «Что мы знаем о народном творчестве», театрализованное представление «Карнавал сказок», «Эти таинственные слова»).

Поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий.

К сожалению, в школьной практике выявление детей с нарушениями письменной речи (чтения и письма) протекает с запозданием. Учителя направляют к логопеду учащихся с такими нарушениями во втором-третьем классах и позже. Необходимо как можно раньше выявить учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их на коррекционные занятия к логопеду. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов.

Для успешного формирования правильного звукопроизношения логопед вынужден предлагать ребёнку бесконечно долго и многократно повторять довольно ограниченный речевой материал (картинки, карточки, задания и т.д.). Дети нуждаются в разнообразии работы. Они быстро утомляются, падает внимание, если их долго держать на одном упражнении. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными - это мёртвый груз.

Помощь ребенку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию. Для этого в общеобразовательной школе нужны квалифицированные специалисты в области коррекционно-развивающего образования. И хорошо спланированная, систематическая, своевременная и совместная работа может решить актуальную проблему речевого развития.

Используемая литература.

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М., Просвещение, 1989.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., Просвещение, 1991.
  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.
  4. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М., Аквариум, 2006.
  5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №2.
  6. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №1.

Введение………………………………………………………… ………….3

Логопедия……………………………………………………… …………..5

Цель и задачи логопедии………………………………………………….6

Основные принципы логопедической работы…………………………..7

Методы в логопедической работе……………………………………….11

Актуальные проблемы современной логопедии……………………… .14

Заключение…………………………………………………… ……………16

Литература…………………………………………………… …………….17

Введение

Логопедия сравнительно молодая наука. Особую значимость и актуальность она приобрела у нас после Октябрьской революции, одна из задач которой была - поднять уровень образования и общей культуры народа. В решении этой задачи важное значение имеет воспитание правильной литературной речи.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - ив переводе означает «воспитание правильной речи». Значение логопедии обусловлено социальной сущностью языка. Наш язык, как известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний. Так, например, нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают человека, страдающего недостатками произношения.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия». Некоторые тяжелые формы речевых нарушений, например, такие, как сложное косноязычие или заикание, могут служить причиной снижения успеваемости ребенка в школе, а также стать серьезной помехой при выборе профессии. Наша речь тесно связана с мышлением. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его мышление. Язык является орудием мышления. Мы мыслим с помощью слов. Мысли у человека могут возникать и существовать только на базе языка. Следовательно, правильная и здоровая речь ребенка имеет важное значение для развития его мышления. Бедная, недоразвитая речь часто является симптомом и общей задержки умственного развития. Вот почему воспитателям, семье необходимо заботиться о развитии речи детей. Работа над правильной литературной речью является важной составной частью эстетического воспитания дошкольника. Развитие у ребенка чувства прекрасного включает не только умение пользоваться правильным произношением, но и стремление сделать свою речь яркой, образной, выразительной.

Речевые нарушения чаще всего возникают у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений - педагогов, воспитателей.

Знание логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения у детей, но и вовремя предупреждать их.

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы,симптоматику, течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Таким образом, основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи

Цель и задачи логопедии.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

  1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
  2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
  3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
  4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
  5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
  6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
  7. Систематизация речевых расстройств.
  8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
  9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
  10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая,так и практическая ее направленность.

Теоретический ее аспект - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо следующее:

Использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

Обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

Осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

Распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию человека. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности

Основные принципы логопедической работы.

Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и подготовка их к трудовой деятельности.

Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.

Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей практике общепедагогическими принципами, в частности принципами дидактики.

Дидактическими принципами советской педагогики являются следующие:

  • воспитывающий характер обучения;
  • всестороннее развитие личности учащихся;
  • сознательность и активность учащихся;
  • учет возрастных особенностей и доступность материала;
  • индивидуальный подход на фоне коллективной работы;
  • прочность создаваемых навыков и знаний;
  • наглядность обучения;
  • научность и систематичность обучения;
  • решающая роль педагога в процессе обучения.

Указанные принципы преломляются в работе логопеда в связи с особыми задачами логопедии и специфическими особенностями того или иного состава занимающихся.

Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания логопедической работы все время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного нарушения (первично нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.

4. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

5. В правильно построенном логопедическом процессе должны быть учтены закономерности и последовательность нормального как речевого, так и общего психического развития.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником желательно быстрее включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Введение. Актуальность.

    Представление профессии логопеда.

    Организация логопедической работы в условиях общеобразовательной школы:

а) кабинет логопеда и необходимое оборудование;

б) разработка годового плана работы;

в) осуществление деятельности и оформление документации:

I этап – диагностика;

II этап - организационная работа;

Документация логопеда.

III этап - коррекционно – развивающая работа

    Консультативно – просветительская работа.

    Самообразование и методическая работа.

    Дисграфия как расстройство письма.

    Актуальные проблемы логопедии.

В последнее время все чаще можно услышать о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе – децелерации.

Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития. Причины этого явления множественны:

 Массовая алкоголизация;

 Неврозы родителей;

 Неблагополучные семьи;

 Массовое сокращение сети дошкольных учреждений;

 Отсутствие узких специалистов в системе дошкольного образования, логопедов и психологов;

 Занятость родителей;

 Перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации.

И это одни из немногих причин, вызывающих необходимость привлечения на село специалистов в области дефектологии и коррекционной педагогики.

Таким образом, в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу.

Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.

Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий. Нарушения речи проявляется не только в недостатках звукопроизношения, но и затрагивают и другие компоненты речи как фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дефекты носят системный характер. Дети с нарушением речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи специалиста. Многие родители, не подозревают о серьезности проблемы, считая, что у их ребенка все в порядке. Родители самостоятельно не могут определить содержание работы по развитию речи ребенка и коррекции ее недостатков в условиях семейного воспитания. А ведь логопед не только «ставит звуки», а также работа логопеда начинается с развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления), что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и по – разному сказываются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, однако отставание в учебе неизбежно, если ребенку своевременно не оказать логопедическую помощь. А ведь дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах.

    Представление профессии логопеда.

Итак, логопед – это не только «специалист по звукам». Кто же это, на этот вопрос лучше всего дадут ответ следующие слова:

Возможно, у ребенка есть проблемы с речью,
Тогда могу вам дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только настоящий ЛОГОПЕД.
Он учит речи: чистой, плавной, внятной.
Он знает красноречия секрет:
Как говорить и ясно, и понятно, -
Квалифицированный мастер –
ЛОГОПЕД

Он учит речевой коммуникации Грамматика и лексика его предмет.
Дыханию, фонации, артикуляции
Со знаньем дела вас научит
ЛОГОПЕД

Он разъяснит, нацелит, обоснует, Расскажет и покажет тет-а-тет, Запишет, уточнит, рекомендует Внимательный, тактичный ЛОГОПЕД.

Работает он тонко, терпеливо, Слагая результат из маленьких побед, Работает умело, эффективно Интеллигентный, деликатный ЛОГОПЕД.

Теперь знакомы вы с профессией прекрасной, Вам лишь осталось постучаться в кабинет (В больнице, школе или детском садике) С табличкой скромной «ЛОГОПЕД».

3. Организация логопедической работы в условиях общеобразовательной школы:

а) кабинет логопеда и необходимое оборудование;

К организации непосредственно своей работы я приступила в уже оборудованном для занятий кабинете. Логопедический кабинет выдержан в соответствии с необходимыми требованиями и включает в себя:

    место для групповых занятий (групповые занятия направлены на коррекцию всех сторон речи: фонетическую, лексическую и грамматическую);

    зону для индивидуальной работы с зеркалом, местом для педагога и учащегося, раковиной (на индивидуальных занятиях учитель – логопед исправляет дефекты произношения звуков);

    зону для релаксации, физкультминуток и др. (обязательно на логопедических занятиях нужно проводить двигательные упражнения, осуществлять смену деятельности);

    мультимедийный комплекс (на современном этапе в образовательном процессе немыслима работа педагога без использования ИКТ. Очень удобно применять на занятиях уже существующие ресурсы в виде презентаций, специальных компьютерных игр и обучающих пособий. Но нельзя этим злоупотреблять, т. к. речь – это процесс живого общения, а при ее коррекции ценится именно умение общаться друг с другом в живую);

    методический комплекс (На данный момент уже имеется все самое необходимое: методические и наглядные пособия, игры, раздаточный речевой и наглядный материал, пособия для развития моторики и всяческие диагностические материалы, кроме того, есть список необходимых электронных ссылок, по которым можно найти интересующую информацию. Конечно этого не достаточно, но работа по пополнению необходимой литературы идет, и методический комплекс будет постоянно пополняться и обновляться.)

б) разработка годового плана работы:

На начальном этапе был разработан план работы на весь год, целью которого является оказание помощи учащимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

Задачи: 1. Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ.

2. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ.

3. Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

в) осуществление деятельности и оформление документации

Работа была спланирована поэтапно:

I этап – диагностика.

В мое распоряжение поступили учащиеся начальных классов, которым рекомендованы занятия с учителем – логопедом. Все они были обследованы, а результаты - занесены в речевые карты вместе с логопедическим заключением на каждого ребенка.

II этап - организационная работа.

По имеющимся у обследованных детей нарушениям в развитии устной и письменной речи была спланирована логопедическая работа и сформирована логопедическая группа. Формы работы – групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия проводятся 2 раза по 30 минут по логопедической программе коррекции нарушений устной и письменной речи автор Л. М. Козырева.

Индивидуальные занятия направлены на коррекцию звукопроизношения, такое занятие длится 15 минут. Частота занятий зависит от сложности дефекта: 1 – 2 раза в неделю с каждым учащимся. На каждого ребенка с этой целью составляется индивидуальная программа.

Имеется график работы учителя – логопеда, составлено расписание групповых и индивидуальных занятий.

III этап - коррекционно – развивающая работа.

Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи:

а) групповые.

Эти занятия всегда включают в себя организационный момент, определение темы занятия. Как отдельный элемент в начале урока выступает артикуляционная гимнастика, при проведении которой используются зеркала. Упражнения с органами говорения помогают четкой артикуляции звуков. В основной части проводятся задания по обогащению лексического запаса введением прилагательных, синонимичных глаголов, работа по картинкам стимулирует детей к говорению, развитию связной речи. Важной частью логопедического занятия является развитие фонематического слуха, формируется навык находить заданный звук в слове, определять позицию определенного звука в начале, середине или конце слова. Дети дифференцируют понятия «звук» и «буква». Идет постоянная тренировка в различении гласных и согласных. Ценность логопедического занятия заключается в развитии мелкой моторики руки, что способствует успешной коррекции речевых нарушений (работа со счетными палочками, пальчиковые гимнастики, упражнения с ниточками, веревочками, крупой, пазлами.)

Обязательно необходимо включать в работу физкультминутки, представляющие собой какие – либо действия с проговариванием в форме четверостиший, считалок, чистоговорок, позволяющие детям абстрагироваться от зубрежки и сделать процесс запоминания увлекательным и интересным. В итоговой части целесообразно сделать вывод по проделанной работе, уточнить, что понравилось, больше всего запомнилось, а так же спрогнозировать тему следующего занятия, нацелить на предстоящую работу.

б) индивидуальные.

Эти занятия проводятся с целью исправления у детей имеющихся нарушений звукопроизношения и условно подразделяются на занятия по:

    постановке звука (постановка звука может осуществляться по подражанию, механически: с использованием зондов, шпателей, сосок, ложек и т. д. или смешанно). Чаще всего используется смешанный способ;

    автоматизации звука (сначала учим произносить звук изолированно, потом в слогах, словах и предложениях);

    дифференциации звука – это введение звука в речь.

Консультативно – просветительская работа:

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям:

    выступления на МО учителей начальных классов, родительских собраниях по запросам;

    проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;

    оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома.

Самообразование и методическая работа:

    Участие в работе МО учителей начальной школы, педагогических советах.

    Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.

    Приобретение, разработка, изготовление учебно – дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи учащихся:

Пополнение раздаточного материала новыми пособиями;

Дальнейшее пополнение картотеки с заданиями по обогащению словарного запаса;

Изготовление карточек с заданиями для родителей.

Дисграфия как частичное расстройство письма .

В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Очень часто учителя списывают такие ошибки на невнимательность учеников или на их излишнюю лень, приплюсовывают эти ошибки к орфографическим и пунктуационным и выводят твердое «два» в конце четверти. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой коррекционной работы, и если вовремя не начать корректировать эту проблему, то в дальнейшем письменная речь ребенка будет только ухудшаться.

Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева).

Трудности в овладении письмом проявляются уже в 1 классе. Показателями являются нечеткое знание всех букв алфавита, сложности при переводе звука в букву и наоборот, сложности при переводе печатной графемы в письменную, трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

В дальнейшем нарушается формирование процесса письма. Дети смешивают письменные и печатные буквы по оптическим и моторным признакам, пишут слова без гласных букв, сливают несколько слов в одно или наоборот расщепляют слова на части. Если вовремя не помочь ребенку исправить эти недостатки, то к концу второго класса они могут привести к дисграфии, которая является самой распространенной формой речевой патологии у младших школьников.

Диктант. 1 класс, конец IV четверти:

    Начало предложений не оформляется с заглавной буквы.

    Слово лес – лишние элементы букв, лишние буквы.

    Слова рыжие веткам - пропуски гласных букв

    Слово ёлкой – перестановка букв

    слово норка - неточность графической передачи образа буквы

    В словах рядом под прутик яблоко прыгал удочка - смешение звонких и глухих согласных (удочка – уточка - это свидетельствует о ФФНР)

    По ветке – слитное написание слов.

В связи с этим видится необходимость в диагностике первоклассников на предмет наличия у них нарушений письменной речи. Согласно проведенным обследованиям следует спланировать и организовать на следующий учебный год работу по коррекции имеющейся у первоклассников дисграфии. Существует 3 подхода в коррекции дисграфии у школьников. Один из них охарактеризован в книге И.Н. Садовниковой, в которой автор предлагает свою методику диагностики нарушения письма, выделяет возможные направления работы, предлагает виды упражнений по их реализации. Этот подход, базируется на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции.

Так, среди ведущих И.Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и другие.

В заключение хотелось бы добавить, что все методы по преодолению дисграфии, согласно изученной методической литературе, являются традиционными и, возможно, недостаточно эффективными. Но альтернативы пока нет, и не остается ничего больше, как работать с тем, что есть, стараясь достичь результатов в данной деятельности, которые будут отражаться в учебных успехах своих подопечных. Но главное в работе педагога, по – мнению руководителя МО учителей - логопедов г. Кострома Винокуровой Е. К. – это не навредить!

Статья.DOC . Утюпина Л.П. № 276 – 279 - 343

Актуальность логопедической помощи в школе

на грани двух тысячелетий

На страницах специальной печати, в том числе и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук», неоднократно сообщалось о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе на грани XX и XXI веков, - д е ц е л е р а ц и и. Д е ц е л е р а ц и я – это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты.

По многочисленным исследованиям, готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.

Нарушение

звукопроизношения(%)

снижение

фонетического

слуха(%)

бедность

словаря(%)

Низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 47-50%. Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психологического и педагогического характера. Таким образом, статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий. Сравнительная характеристика учащихся с речевыми нарушениями показывает, что картина патологий качественно меняется.

характер патологий

показатель по учебным годам

1994-1995 1999-2000

ФН (несложные фонематические нарушения)

СФН (сложные речевые нарушения, обусловленные патологией речевых центров)

НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи)

ОНР (общее недоразвитие речи)

Примечание: ФН, СФН и ОНР, как правило, обусловлены биологическими факторами, а НВОНР–социально-экологическими. Результаты вышеуказанных исследований показывают, что в стране совершенно изменился контингент детей, поступающих в школу. Отсюда - необходимость полного пересмотра форм и методов организации учебно- воспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса не смогут ни на 1, ни на 2 ступени обучения обойтись без помощи психолога и логопеда, и их работа должна четко согласовываться.

Меняются и функции школьного логопеда: теперь он занимается не только проблемами речи и моторики руки, но и общим развитием ребенка. По мнению ученых, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор- уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно, если логопату своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы.

При правильной же организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и, наравне с другими учащимися, овладеть школьными знаниями.

Причины, обусловившие децелерацию последних поколений множественны:

Массовая алкоголизация и наркотизация населения (в т. ч. табакокурение)

    злоупотребление фармацевтическими препаратами;

    некачественное питание беременных;

Последствия Чернобыльской катастрофы;

Телегония (решающее влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины- часто по генофонду не лучшего);

«афганский» и « чеченский» синдромы;

Отягощенная наследственная патология беременности и родов;

Анемия и неврозы у родителей.

Это биологические факторы, объясняющие драму нашего общества. Но есть еще факторы и социально-экономические:

Сокращение сети дошкольных учреждений и здравниц;

Грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения;

Недостаток узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования;

Занятость родителей (отчасти – их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей);

Перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой информации.

В итоге, индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5- 3,0%. Примерно настолько же возрастает ежегодно число «исключительных» детей, поступающих в 1 класс. Ситуация осложняется появлением детей беженцев и «сирот» при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим «некогда» заниматься воспитанием своих детей, а также семей вынужденных мигрантов, безработных, одиноких матерей и детей из неблагополучных (асоциальных) семей.

Современная логопедия считает областью своей деятельности коррекцию следующих нарушений:

Нарушение письменной речи,

- НАРУШЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ,

- НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (ГРАФИКА),

- ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально- волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью. для многих детей характерен цереброастенический синдром, проявляющийся в виде нарушений активного внимания и памяти, ограниченной возможности распределения. речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, не сформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, геометрических форм, счетных операций, что в конечном итоге, без оказания своевременной помощи, приводит к стойким специфическим ошибкам в письме, при чтении, т.е. дисграфии и дислексии. снижается также возможность успешного обучения математике,естественным наукам, музыке, изобразительному искусству.

Специфические нарушения в овладении письмом могут проявляться в двух формах: дисграфии и дизорфографии. .дифференциальная диагностика между этими нарушениями письма определяется прежде всего тем, какие принципы правописания нарушаются.

К основным принципам правописания относятся: фонетический (фонематический), морфологический и традиционный и др.

Дисграфия представляет собой нарушение преимущественно фонематического принципа правописания (лобата – лопата, сопака – собака, на деревьев – на деревьях).

Дизорфография - это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

В настоящее время в большинстве научных работ дисграфия и дизорфография рассматриваются как языковое расстройство, как нарушение, связанное с недоразвитием у детей символической деятельности, процессов кодирования и декодирования, языковой способности.

Языковая способность формируется у ребенка в процессе его речевого опыта, анализа речи окружающих, одновременно с развитием когнитивных структур.

Дисграфия и дизорфография у школьников возникают преимущественно как следствие несформированности фонематического, лексического и морфологического компанента языковой способности.

Для учителя - логопеда представляет интерес педагогический подход к анализу нарушений речи у детей, получивший в последние годы широкое распространение. согласно этому подходу первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы те или иные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на один компонент - фонетический, при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков (фонем), или затрагивает еще и фонематические процессы, когда нарушается не только устная речь, но и письмо и чтение; может иметь место недоразвитие речевой системы произношения и различия звуков, словарного запаса и грамматического строя.

В соответствии с таким подходом, речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы:

Первая группа - фонетические нарушения речи. они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Вторая группа - фонематические нарушения. они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.

Третья группа- общее недоразвитие речи.Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысловую сторону речи. Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотой.

Установлено, что недостатки произношения часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова, не всегда достаточно четко дифференцируя на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним только звуком.

В письменной работе всех детей с фонематическим недоразвитием, независимо от степени овладения ими соответствующим навыком. Имеются специфические (дисграфические) ошибки на замену и смешение букв. Примеры типичных ошибок: « вошадь»(лошадь), «жубы»(зубы), «водка»(лодка), «рожка» (ложка),»синок»(щенок), «солька»(сойка). Замена и смешение букв, соответствующих звукам одной определенной группы, являются следствием недостаточного усвоения системы признаков, необходимых для различия сходных звуков внутри определенных групп.

Наряду со специфическими ошибками наблюдаются и такие, как пропуск букв, добавления, перестановки, замены букв по графическому сходству, так называемые антипации и персеверации. Например: «магазим», «тезлевизор», «девевья», «бабабушка», «жукчат жучейки», «споительство поспекта»(строительство проспекта) и т. п.

Ошибки на правила правописания, которые можно встретить и у учащихся с нормальным речевым развитием, у детей с фонематическим недоразвитием являются более распространенными и более стойкими. Так, ребенок, плохо различающий мягкие и твердые согласные, испытывает затруднения в усвоении правописания слов с твердыми и мягкими согласными перед гласными. Ребенок, практически слабо различающий и противопоставляющий звонкие и глухие согласные, делает ошибки на правила правописания сомнительной согласной в середине и в конце слова. Несмотря на знание заученного правила, он не может применять его на практике, так как не различает, какой согласный – звонкий или глухой – даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т.е. перед гласной.

В связи с представленными фактами и обозначенными проблемами, основными направлениями работы логопеда в школе являются: своевременная диагностика и оказание помощи нуждающимся детям.

Работа учителя- логопеда проводится в соответствии с базовыми задачами, изложенными в «Инструктивно- методическом письме о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» под ред. Ястребовой А.В. и Бессоновой Т.П.-М, РИПКРО,2000г.:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии педагогам и родителям.

Основным в работе логопеда считается этап диагностики нарушений речи. Ранняя диагностика позволяет выявить и предупредить своевременно многие проблемы в обучении детей.

После обследования даются соответствующие рекомендации родителям и учителям по своевременному принятию мер в исправлении нарушений устной речи.

Полная диагностика всех детей проводится в начале учебного года с 1 по 15 сентября. По завершении обследования проводится сопоставительный анализ всего материала, после чего, нуждающиеся дети распределяются по подгруппам, в соответствии с выявленными нарушениями. Результаты обследования заносятся в речевую карту.

Работе по преодолению ОНР, НВОНР, ФФНР предшествует работа по устранению нарушений устной речи. Строится такая работа поэтапно. Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три этапа, каждый из которых преследует вполне определенную цель:

1. Подготовительный этап (не всегда, при некоторых нарушениях: развитие речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным; фонематического анализа слов)

2. Постановка звука.

3. Автоматизация звука.

4. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.

Вся логопедическая работа строится поэтапно, с учетом структуры дефекта.

В конце учебного года, 10-25 мая, проводится итоговое обследование, и выявляется динамика коррекционно-воспитательного обучения. Все результаты заносятся в речевую карту.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть принципиальные моменты работы учителя – логопеда:

1. Вся работа учителя - логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку; именно это и составляет суть логопедической работы в школе;

2. Специфика логопедических приемов и методов создается за счет особой подачи и формы коррекционных занятий, цель которых не дублирование классных заданий, а активизация речевой и умственной деятельности ребенка;

3. Специфика организации и проведения логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности тесно увязывается с развитием у детей с ОНР ряда психологических особенностей - внимание к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, способности к переключению.

Список литературы:

1.Логопедия в школе: практический опыт. – Под ред. В.С.Кукушкина. Изд.центр «МарТ» Москва- Ростов-на-Дону, 2004г.

2. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей. - / Материалы I Международной конференции российской ассоциации дислексии / . Москва, сентябрь 2004г.

3.Инструктивно- методическое письмо «О работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» Москва 2000г.

г.Санкт-Петербург



В продолжение темы:
Балкон и лоджия

С древних времен наши предки пытались угадать в сновидениях перст судьбы и придавали снам колоссальное значение, наделяя каждый увиденный предмет или событие символичным...

Новые статьи
/
Популярные