Банковская гарантия в государственных торгах. Плюсы и минусы

Участник при подписании контракта в качестве обеспечения контракта прикрепил не копию, а проект банковской гарантии (на прикрепленном файле нет подписи, печати выдавшего данную банковскую гарантию (далее - БГ) банка). У заказчика подошел срок подписания контракта, БГ нет в реестре БГ в ЕИС, но исполнитель утверждает, что на момент подписания заказчиком контракта БГ уже есть не в проекте, а именно, заверенная банком БГ, с подписями, печатями, скоро она будет внесена в реестр БГ в ЕИС.
Срок подписания проекта контракта победителем аукциона окончился 15 декабря. Он подписал проект, приложив к нему проект банковской гарантии без подписи и печати банка. 19 декабря выяснилось, что сведения о банковской гарантии включены в реестр банковских гарантий (в этот же день). При этом дата выдачи банковской гарантии - 18 декабря. Срок подписания контракта заказчиком оканчивается 20 декабря.
Что необходимо делать заказчику? Можно ли считать прикрепленный проект БГ надлежаще оформленным обеспечением, если БГ до истечения срока подписания контракта заказчиком появится в реестре?

В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 этого федерального закона.
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Последовательность действий сторон в связи с заключением контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирована Закона N 44-ФЗ.
Так, Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления ( Закона N 44-ФЗ).
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 той же статьи, по общему правилу должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
В реестр банковских гарантий включается в том числе копия банковской гарантии ( Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно этим требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если исполнение контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона (далее также - аукцион), обеспечивается банковской гарантией, такая гарантия, отвечающая установленным требованиям, должна быть как включена в реестр банковских гарантий (в виде копии) с размещением в ЕИС соответствующих сведений об этой гарантии, так и предоставлена заказчику победителем аукциона путем размещения в ЕИС вместе с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.
Этот вывод следует и из правоприменительной практики. Так, в АС Московского округа от 22.12.2015 N Ф05-17887/15 отмечается, что в сроки, установленные Закона N 44-ФЗ, должен быть предоставлен как проект контракта, подписанный установленным законом образом, так и документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, соответствующий N 44-ФЗ, иными словами, отвечающий установленным законом требованиям. А в АС Западно-Сибирского округа от 22.06.2017 N Ф04-1696/17 указано, что проекты банковских гарантий не свидетельствуют об исполнении предусмотренной N 44-ФЗ и документацией о закупке обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения.
Обратим внимание на выводы, содержащиеся в АС Северо-Западного округа от 12.10.2017 N Ф07-11315/17. В конкретной спорной ситуации суд признал, что направление победителем аукциона действительной банковской гарантии за пределами пятидневного срока, предусмотренного для подписания проекта контракта, не свидетельствует о соблюдении таким победителем положений Закона N 44-ФЗ, в которой строго регламентированы последовательность действий заказчика и победителя аукциона при заключении контракта и сроки их совершения.
Антимонопольные органы также приходят к выводу о том, что представление документа, подтверждающего обеспечение исполнение контракта, а именно банковской гарантии, без подписи и печати банка не отвечает требованиям положения Закона N 44-ФЗ. Такая банковская гарантия не является по своей сути документом (решение Ульяновского УФАС России от 16.03.2016, смотрите также Краснодарского УФАС России от 11.07.2014 N К-54/2014).
Таким образом, проект банковской гарантии, не подписанный банком, не свидетельствует о выполнении победителем аукциона требования закона о предоставлении обеспечения исполнения контракта. Если в течение срока, установленного для заключения контракта, победитель аукциона не предоставил надлежащим образом оформленную банковской гарантии, у заказчика имеются основания не принять представленный документ в качестве банковской гарантии и признать такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта, несмотря на то, что сведения о банковской гарантии включены в реестр гарантий, содержащийся в ЕИС (смотрите также ФАС России от 18.08.2017 N К-1064/17, решение Хабаровского УФАС России от 02.10.2017 N 363, решение Красноярского УФАС России от 18.09.2017 N 1539).
В заключение отметим, что при описанных обстоятельствах признание победителя уклонившимся от заключения контракта может рассматриваться как основанное на формальном подходе к положениям N 44-ФЗ (поскольку на день подписания контракта победителем получена надлежащая банковская гарантия, которая включена в соответствующий реестр). Правоприменительной практики, свидетельствующей о том, что при таких обстоятельствах решение заказчика о признании победителя уклонившимся от заключения контракта может быть признано неправомерным, мы не обнаружили, однако полностью исключить вероятность подобного подхода мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Банковская гарантия является надежным и выгодным обеспечением исполнения контракта. Однако иногда условия контракта таковы, что предоставить обеспечение нужно в минимальные сроки и получить гарантию в них не предоставляется возможным, так как разные финансовые структуры рассматривают заявки на получение нужного документа в разные сроки. Если же обеспечение не будет подано вовремя, то подрядчик рискует не только потерять контракт, но и попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Так что же можно сделать по закону в такой ситуации?

Вариант 1. Тянуть время.

Закон о контрактной системе предполагает не так много легальных вариантов того, как подрядчик может увеличить время предоставления обеспечения. Собственно, существует только один универсальный вариант, в котором поставщика нельзя будет упрекнуть в несоответствии требованиям законодательства. При этом варианте подрядчику нужно внимательно изучить извещение о проведении закупки, всю проектную документацию контракта и остальные официальные сведения. В них часто содержатся неточные реквизиты или другие мелкие несоответствия оформлению документов. Если удастся найти подобные ошибки, то подрядчик сможет выставить заказчику протокол разногласий на согласование. В таком случае у него будет несколько дней (не больше трех), чтобы успеть получить банковскую гарантию.

Минусы. Во-первых, трех дней может оказаться недостаточно для завершения оформления нужного документа, если обратиться за ним напрямую в банк. Во-вторых, нужно обладать высоким профессионализмом и опытом, чтобы найти ошибки в документации, а также грамотно составить протокол разногласий.

Вариант 2. Смена способа обеспечения.

Подрядчик может заложить финансовые средства в качестве обеспечения, изъяв их из оборота компании, а затем, когда будет получена банковская гарантия, заменить способ обеспечения и предоставить полученный с опозданием документ. Закон позволяет беспрепятственно делать это без каких-либо штрафов или удержаний. Если же время получения гарантии будет значительно, то закон 44-ФЗ даже позволит пересмотреть размеры суммы обеспечения, так как часть обязательств по контракту уже может быть исполнена.

Минусы. Во-первых, у компании может не оказаться достаточно средств для залога, особенно если сумма контракта велика. Во-вторых, если получение гарантии затянется, то все это время финансовые средства будут заморожены и не смогут работать на благо подрядчика.

Вариант 3. Работа с брокером.

Компания «РосТендер» предлагает свою помощь в получении банковской гарантии в минимальные сроки. При работе с таким надежным брокером срок получения документа сокращается до нескольких дней, а если работа происходит на постоянной основе, то во второй и последующие обращения гарантия может быть предоставлена всего в течение суток!

Таким образом, Вы даже можете комбинировать первый или второй вариант с третьим, чтобы выиграть немного времени, в которое «РосТендер» сделает за Вас всю остальную работу.

Лучшим же вариантом будет не испытывать судьбу и сразу обратиться к нашим специалистам, чтобы гарантированно получить выгодное обеспечение исполнения контракта в срок! !

В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда заказчик отказывается принимать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. На практике подобные ситуации встречаются достаточно часто и могут привести к самым неприятным для исполнителя последствиям.

Что означает для исполнителя отказ заказчика в принятии гарантии. Ответ очевиден - ничего хорошего. До окончания срока, установленного законодательством на заключение контракта, исполнитель должен предоставить другую банковскую гарантию (при этом высока вероятность, что времени на это может не хватить) или обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Средства могут быть и заемными, но получить за короткий срок банковский кредит на приемлемых условиях вряд ли возможно. А это значит, что, скорее всего, придется обеспечивать контракт собственными средствами. И если найти их не удастся, то исполнителя ожидают отказ от заключения контракта, внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Самое неприятное из всего перечисленного - это даже не потеря денег и контракта, на который исполнитель рассчитывал, а ущерб деловой репутации компании, который может стать фатальным для дальнейшего ведения бизнеса.

Как должен действовать потенциальный исполнитель контракта в подобной ситуации? Эксперты рекомендуют первым делом разобраться в причинах, побудивших заказчика отказаться от принятия банковской гарантии. И если отказ не обоснован должным образом, то обязательно следует принять меры для защиты своих интересов от неправомерных действий заказчика.

Итак, может ли заказчик действительно отказать в принятии банковской гарантии. Да, может. Но при этом закон четко оговаривает основания для такого решения. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может отказаться от приема банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта только в случаях:

Подведем краткий итог вышесказанному - если представленная исполнителем банковская гарантия обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям как ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, так и требованиям документации о закупке, заказчик не имеет права ее не принимать. Требуйте от заказчика письменного или электронного документа с обоснованием отказа и обжалуйте его в суде.

Приведем несколько примеров рассмотрения в различных судебных инстанциях дел, связанных с отказом заказчика в приеме банковских гарантий.

1. Заказчик не принял банковскую гарантию - участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

При рассмотрении апелляционной жалобы 9 Арбитражный апелляционный суд встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник - Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 05.07.2016 года по делу № 09АП-26750/2016.

2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую гарантию.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника - совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник - Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.
Источник - Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2015 года по делу № А19-15172/2014.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в Единой информационной системе не доступен для участников закупок. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки. В этой связи участник закупки может получить подтверждение выпуска банковской гарантии, обратившись непосредственно в банк. Мы рекомендуем использовать для этих целей только номера телефонов, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию участника закупки обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, которая при необходимости может быть передана заказчику.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют - внимательно подходите к вопросу получения банковских гарантий. Избегайте ненадежных посредников, какие бы выгодные условия они Вам не обещали. Не бойтесь потратить время на изучение тендерной документации и проверку макета банковской гарантии. Обязательно заблаговременно согласовывайте макет гарантии с заказчиком. Выполнение этих простых требований поможет Вам избежать неприятных ситуаций. А если заказчик необоснованно отклонил представленную Вами гарантию, не бойтесь отстаивать свои интересы в суде.

Хотите всегда быть всегда курсе событий -

Регламентируется отказ от банковской гарантии в общем случае статьей 368 ГК РФ, в которой приводятся все требования к независимой банковской гарантии. А потому согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации в таком документе обязательно должна быть указана следующая информация:

  1. Реквизиты гаранта, бенефициара и принципала (соответственно банка, заказчика и исполнителя по контракту;
  2. Сумма, а также сроки действия БГ;
  3. Обязательства гаранта, а также условия уплаты денежных средств по БГ.

Основания для отказа в принятии банковской гарантии по 44-ФЗ

Кроме того, Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» устанавливает дополнительные причины, по которым банковская гарантия должна быть отклонена заказчиком. Перечислены они в пункте шестом статьи 45 указанного федерального закона.

Итак, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  1. Банка, которому вы поручили функции гаранта по БГ, нет в специальном перечне министерства финансов Российской Федерации. Ознакомиться с данным перечнем можно, пройдя по ссылке - http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty ;
  2. Предоставленная заказчику БГ отсутствует в специальном реестре банковских гарантий для участия в закупочных процедура по 44-ФЗ. Найти указанный реестр можно в Единой информационной систем для закупок товаров, работ и услуг. Чтобы перейти на страницу поиска, нужно перейти по следующей ссылке - http://zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/quicksearch/search.html ;
  3. Указанные в БГ условия, сроки и сумма не соответствуют информации, прописанной в документации о закупке, извещении и проекте контракта;
  4. В договоре БГ нет упоминания о том, что банковская гарантия является безотзывной;
  5. Обязанности принципала (исполнителя по контракту) прописаны в гарантии не полностью либо не прописаны вообще;
  6. БГ не предусматривает выплату гарантом бенефициару (заказчику) неустойки в размере 0,1 процента за каждый день просрочки своего обязательства.

Заказчик рассматривает банковскую гарантию в срок не более 3 рабочих дней с даты ее поступления.

Если заказчик отклонил банковскую гарантию, то он обязан в указанные в законе сроки (в течении 3 рабочих дней) сообщить об этом гаранту в письменным или электронным уведомлением. Более того, должны быть указаны конкретные причины, ставшие причиной отклонения БГ и ставшие основанием для ее отказа.

Заказчик отклонил банковскую гарантию: что делать

Иногда действительно так случается, что заказчик возвращает банковскую гарантию по обстоятельствам, указанным выше. Что делать в такой ситуации? В рамках закона 44-ФЗ заказчик поступить иначе не может, потому что за принятие в качестве обеспечения «неправильной» банковской гарантии ему грозит административная ответственность.

Согласно указанному федеральному закону обеспечение исполнение контракта – это прямая обязанность поставщика в рамках конкурентных процедур, а потому «закрыть глаза» на ее отсутствие – это тоже нарваться на штрафы. А потому если заказчик отклонил банковскую гарантию, то единственный выход из ситуации – это обеспечить исполнение контракта другим способом, то есть, другой банковской гарантией или денежными средствами.

В случае обеспечения исполнения контракта ситуация осложняется еще и тем, что обеспечить исполнения должен победитель тендера, и если он своевременно сделать это не сможет, то будет признан участником, уклонившимся от подписания контракта. А потому заказчик может, а нередко и обязан внести сведение о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит такое стечение обстоятельств – «отлучением от участия в госзакупках на два года, именно на такой период времени информация вносится в указанный реестр. Требование отсутствия поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, конечно, необязательное для всех процедур.

Однако, как правило, большинство заказчиков перестраховываются и устанавливают данное требование всегда. Вот так, ошибка при оформлении банковской гарантии может привести к самым неутешительным последствиям.

А потому гораздо проще, воспользоваться услугами профессионального брокера, который в случае чего даже сможет оперативно оформить новую БГ. На это у вас в случае отклонения будет всего два-три дня.

Отказ бенефициара от прав по банковской гарантии

Гражданский Кодекс Российской Федерации не предусматривает права гаранта или принципала расторгнуть или изменить БГ, если это не оговорено в самой банковской гарантии (что делается крайне редко). А потому отказ от прав по банковской гарантии- это прерогатива исключительно бенефициара (заказчика по контракту).

Чтобы это оформить он направляет в банк письмо с уведомлением о том, что он отказывается от своих прав. После чего гарант должен известить об этом принципала, и договор БГ будет считаться расторгнутым. Однако произойдет это лишь в том случае, если поставщик полностью выполнил свои условия контракта.

Отметим, что есть и еще две возможности для отзыва:

  • и сполнитель по контракту предлагает вместо БГ залог;
  • в договоре БГ оговорены особые условия, при наступлении которых гарантия перестает действовать.

Ну и в конце пара слов об отказе выдачи банковской гарантии. Это мало связано с темой настоящей статьи, просто некоторые предприниматели, мало знакомые с ГК, иногда эти понятия путают. Отказ в выдаче банковской гарантии – это отказ банка оформить соискателю данный документ.

Такие случаи также нередки, поскольку даже владелец вполне благонадежной фирмы может неправильно подготовить пакет подтверждающих документов. А это потерянное время и возможность попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Одним из способов внесения обеспечения заявки и исполнения контракта служит банковская гарантия. В этом документе говорится, что банк обязуется выплатить заказчику определенную сумму, если участник не выполнит свои обязательства. Если гарантия составлена с нарушениями, ее могут не принять. Когда возможен отказ от банковской гарантии по 44-ФЗ, была ли отмена реестра банковских гарантий, расскажем далее.

Отмена реестра банковских гарантий

С 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий стал закрытым. Это не значит, что он прекратил свое существование. Несмотря на слухи об отмене реестра банковских гарантий , он находится в закрытой части ЕИС и доступен только заказчикам и банкам.

Чтобы посмотреть все сведения о документе, в личном кабинете в ЕИС зайдите в раздел «Реестры» и в главном меню выберите «Реестр банковских гарантий». Все сведения из списка можно выгрузить на личный компьютер.

В своем кабинете заказчик может просмотреть статусы гарантий, сформировать запись об отказе в принятии гарантии от участника и разместить сведения о прекращении обязательств поставщика, которые обеспечивал выданный банком документ.

Отказ от банковской гарантии заказчиком

Заказчик может отказать участнику, если гарантия не соответствует требованиям, установленным в постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. В первую очередь гарантия должна быть выдана банком из перечня Минфина. По состоянию на 1 сентября 2018 года в нем 193 кредитных учреждения.

Во-вторых, в документе должна содержаться вся необходимая информация, включая сумму гарантии, срок действия, обязательства поставщика, список документов, которые необходимо предоставить заказчику для получения денег. Главное условие гарантии - это ее безотзывность.

Отказ от банковской гарантии по 44-ФЗ возможен в трех случаях:

  • информации нет в реестре банковских гарантий;
  • указан не соответствующий закону срок действия;
  • содержание не соответствует информации, указанной в извещении о закупке.

Условия банковской гарантии, в которые нужно вчитаться заранее

Банковская гарантия - это ваша страховка. Если поставщик сорвет контракт - банк все возместит, иначе какой смысл в механизме гарантии. Практика работы с гарантиями уже сложилась, тексты гарантий похожие, условия стандартные, никто уже особо в них не вчитывается. И напрасно, потому что стандартная на первый взгляд бумага может содержать условия, из-за которых становится бесполезной. Вы не только не сможете получить деньги, но и окажетесь втянутыми в длинный и безрезультатный судебный процесс. А это дополнительные расходы и просрочка закупки.

Срок действия гарантии для обеспечения заявки должен на два месяца превышать период подачи заявок, а для обеспечения исполнения контракта он должен быть больше срока окончания его действия как минимум на 1 месяц.

Заказчик обязан сообщить участнику о своем отказе. При этом в уведомлении необходимо перечислить все основания. Это следует сделать в течение 3 дней. За этот же временной промежуток заказчик обязан внести изменения в реестр гарантий в ЕИС.

Отказ от банковской гарантии в реестре

Обязанность заказчика внести изменения в реестр гарантий содержится в п. 12 постановления Правительства РФ от 08.11.2013 г. № 1005. Если госучреждение приняло решение об отказе, в течение 3 дней оно включает в реестр сведения об этом. Как сделать это через личный кабинет, читайте далее.

Отказ от банковской гарантии в ЕИС

В реестре банковских гарантий нажмите на гиперссылку «Создать сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии» на карточке банковской гарантии на вкладке «Документы». Далее выберите одну из причин отказа. Если гарантия выдана в качестве обеспечения исполнения договора о проведении капремонта, выберите основание из справочника «Причины отказа БГ по ПП РФ 615».

Необходимо прикрепить документ об отказе. Для этого в блоке «Документ, содержащий информацию об отказе в принятии банковской гарантии» нажмите на кнопку «Обзор», выберите файл и прикрепите его. Для сохранения проекта нажмите на кнопку «Сохранить и закрыть», а затем на кнопку «Разместить».

Чтобы отредактировать информацию, на странице «Реестр банковских гарантий» выберите нужную запись и нажмите на кнопку «Изменить». Не забудьте сохранить внесенные правки. Если сведения об отказе были размещены по ошибке, выберите на странице «Реестр банковских гарантий» нужную запись и нажмите на кнопку «Удалить».

Перед тем как разместить данные об отказе в ЕИС, подпишите их электронной подписью прямо в личном кабинете. Установите отметку в поле подтверждения и нажмите на кнопку «Подписать и разместить». Реестровой записи присваивается статус «Отказано в принятии».

Подробнее о том, как отказаться от банковской гарантии,

Отказ от банковской гарантии: образец

Форма этого документа не установлена на федеральном уровне. Заказчик составляет его на фирменном бланке организации. Важно указать данные о закупке, о членах закупочной комиссии, написать о том, что в принятии гарантии отказано, а также перечислить причины, по которым такое решение было принято. Обязательно проставьте дату и подпись, заверьте документ печатью.

Административная практика

Рассмотрим пример из административной практики. Это решение ФАС России от 11.01.2017 по делу № К-17/17. В антимонопольный орган пожаловался участник аукциона. Он остался недоволен действиями аукционной комиссии, которая приняла решение об отказе в принятии гарантии. Заказчик обосновал его тем, что:

  • в документе нет пункта о том, что банк обязуется уплатить пени за просрочку при выдаче средств;
  • банк обязуется выплатить лишь те убытки, которые не покрыты неустойкой;
  • срок действия документа меньше необходимого (при сроке действия контракта в 500 дней гарантия действует лишь 450 дней, хотя по требованиям закона этот срок должен быть не меньше 530 дней).

В итоге ФАС признала жалобу победителя аукциона необоснованной.

Отмена банковских гарантий 44-ФЗ

Отмена банковских гарантий в системе госзакупок со стороны банков не предусмотрена. Отозвать документ кредитное учреждение не может. Гарантия прекращает свое действие в трех случаях:

  • заказчику была уплачена вся сумма по гарантии;
  • истек установленный срок;
  • заказчик отказался от своих прав по гарантии и вернул ее банку (например, если контракт так и не был подписан).

Вложенные файлы

  • Уведомление об отказе принять банковскую гарантию.docx


В продолжение темы:
Погреб и подвал

Сергей Михайлович Крылов (1919-1979) - советский генерал-лейтенант внутренней службы, начальник организационно-инспекторского управления МВД СССР (1969-1971), начальник Штаба...

Новые статьи
/
Популярные