Что лучше читать в ночь предопределения. Ночь кадр (Ночь предопределения)

Ночь Ляйлят-аль-Кадр или ночь Могущества и Предопределения — самая важная ночь в году для каждого мусульманина. Именно в эту ночь Аллах ниспослал пророку Мухаммеду Коран.

О важности этой Ночи говорит и тот факт, что в Коране ей посвящена целая сура "Инна анзалнагу". В Священной книге сказано, что ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев, в которых ее нет. А в конце суры говорится, что эта ночь длится до рассвета, то есть любое время этой ночи высоко почитается, начиная с сумерек, заканчивая рассветом.

Предыстория

Однажды Пророк со своими сподвижниками услышал рассказ архангела Джабраила об одном из героев рода бану Исраилов по имени Шамгун Гази, который все ночи напролет служил Всевышнему, а днем боролся с неверными в течение 80 лет, которые не могли его одолеть.

Сговорившись с женой Шамгуна, враги смогли пленить его и изувечить. С помощью Аллаха герой смог победить своих врагов и вернуть свой прежний облик. После этого он в течение тысячи месяцев служил Всевышнему круглосуточно, днем держал пост, а ночью вставал для богослужения.

Когда Джабраил закончил свой рассказ, сподвижники Пророка расплакались и пожелали иметь такое же вознаграждение. После этого Аллах даровал верующим эту ночь, служение в которой больше, чем постоянное служение в течение 83 лет, и ниспослал суру с ее разъяснением.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Суть Ночи Предопределения

Согласно источникам Ляйлят-аль-Кадр — это ночь, когда на землю спускаются ангелы и молитва, произносимая в эту ночь имеет гораздо большую силу, чем все молитвы в году.

Это ночь, когда на небесах предопределяется судьба каждого человека, его жизненный путь, трудности и испытания, которые предстоит пройти, и если провести эту ночь в молитвах, в осмыслении своих деяний и возможных ошибок, то Аллах простит ему грехи и будет милостив.

Поэтому Ляйлят-аль-Кадр принято проводить в мечети, воздавая хвалу Создателю и вознося ему молитвы. Считается также, что в это время от людей отступает все зло — ночь наполнена добром и миром.

Когда наступает ночь Кадр

Точное время наступления ночи Предопределения остается неизвестным. Однако в хадисах имеются некоторые данные о том, когда следует ожидать Ляйлят-аль-Кадр.

В Коране сказано, что она приходится на одну из десяти последних ночей Рамадана. Поэтому наиболее правильным считается все эти ночи посвятить молитвам.

Пророк Мухаммад наставлял: "Ждите наступления ночи предопределения в одну из десяти последних нечетных ночей Рамадана". То есть ночь Кадр может наступить в любое нечетное число, начиная с 21-й и заканчивая 29-й ночью Священного месяца Рамадан.

Причем полагают, что в разные годы ночь Предопределения попадает на разные числа.

Некоторые источники указывают, что Ляйлят-аль-Кадр приходится на 27 число Рамадана, то есть в 2018 году на ночь с 8 на 9 июня. Подтверждением тому они приводят хадис, в котором сказано следующее: "Ночь предопределения - ночь двадцать седьмого дня".

Мусульманские ученые считают, что мудрость отсутствия точной даты наступления ночи Предопределения заключается в том, чтобы мусульмане усердно занимались поклонением все последние десять ночей Рамадана, а не полагались только на эту ночь.

Признаки Ночи предопределения

В эту ночь бывает очень тихо и безмятежно, звезды не падают, погода стоит безоблачная и без осадков, не бывает ни особо жарко, ни холодно. Ясно светит луна, не падают метеоры, и так длится до рассвета.

У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние, а наутро солнце восходит как полная луна — без ослепляющих лучей, с нежным светом. Мусульмане считают, что этот день Аллах запрещает нечистой силе подниматься вместе с солнцем.

© AP Photo / Emrah Gurel

Как следует встречать ночь Предопределения

В хадисе говорится, что в последние десять дней Рамадана Пророк сворачивал свою постель и служил Всевышнему ночи напролет в мечети. В эти ночи он был особенно усердным. После смерти Пророка его жены поступали так же.

Прежде всего, во время ночей, на которые может прийтись Ляйлят-аль-кадр, следует читать дополнительную ночную молитву - таравих. Рекомендуется также в эту ночь побольше обращаться с мольбами к Создателю.

Также в поисках ночи Предопределения верующему следует выполнять дополнительные намазы, совершать благие дела, усердствовать в обращении к Всевышнему с дуа (мольбами) и просить прощения за совершенные грехи.

Если же человек не в состоянии провести всю ночь в богослужении, желательно хотя бы оживить службой последнюю треть ночи.

В ночь Лайлат-аль Кадр самым лучшим для человека будет совершение покаяния — тауба, то есть вознесение и сердцем, и языком мольбы к Всевышнему Аллаху, чтобы он простил все его грехи.

В эту ночь люди должны стараться возместить пропущенные намазы, читать Священный Коран, простить былые обиды, проанализировать свои ошибки и строить достойные планы на будущее.

Мусульмане должны помнить, что Аллах даровал им эту ночь как особую милость, и потому важно не пропустить ее. Ведь многочисленные хадисы свидетельствуют о том, что дуа, вознесенные в эту ночь, принимаются.

Рамадан для последователей ислама — священный месяц поста, молитв и благочестивых дел, когда в течение всего светлого времени суток мусульмане воздерживаются от еды, питья и развлечений. Принимать пищу разрешается до восхода или после заката солнца.

Кроме того, одной из форм поклонения, особенно во время Рамадана, является итикаф. Суть этого ритуала — посвящение себя Господу, совершая молитвы, читая Коран в мечети на выбранный период времени, от одного часа до последних десяти дней Рамадана.

В этом году первый день этого месяца наступил 6 июня, а последний наступит 4 июля, после чего начнется праздник Ид аль Фитр (тюркское название "Ураза-байрам").

Материал подготовлен на основе открытых источников

08.06.2018 11:19:00

(Лайлатуль Кадр)

О священной ночи Лайлатуль Кадр Всевышний ниспослал целую суру. В этой суре Всевышний Аллах поясняет, что в эту ночь с Хранимых Скрижалей на нижние небеса был перенесен Коран.

Эта ночь дороже тысячи месяцев. И именно в эту ночь ангел Джабраил и другие ангелы спускаются на нижние небеса с повелениями Аллаха. Людям ниспосылаются саламы Всевышнего, и продолжается это до рассвета (сура 97, «Аль-Кадари»). Муджахид сказал: «Пророк (с.а.с.) поведал об одном человеке из племени Бану Исраиль, воевавшем с оружием в руках на пути Аллаха тысячи месяцев. Мусульмане были восхищены этим человеком. Вот тогда и была ниспослана эта сура». Пишут также, что Муджахид, рассказывая о том человеке, который тысячи месяцев вставал ночью для поклонения Аллаху, а днем воевал на пути Аллаха, сказал, что поклонение в ночь Лайлатуль Кадр дороже деяний этого человека. («Ибну Кассир», т. 3, стр. 569).

Мустафа Мухаммад ‘Аммарат в хикаяте «Аттархиба» пишет: «Ночное поклонение успокаивает сердце и глаза, на душе становится легко, развязывается узел иблиса, для поклонения облегчается тело. Оно предписывает Рай, уберегает от Ада, освобождает от тяжести допроса в день Высокого Суда на Арасате. Если молитва совпадает со временем ее принятия, исполнятся просьбы. Ночное поклонение достигает цели, улучшает здоровье и зрение, отдаляет болезни. Если муж или жена разбудят друг друга в ночи для поклонения Аллаху, они становятся дороги друг другу, им ниспосылаются яства Аллаха…» (т.1, стр. 440-441).

БДЕНИЕ НОЧИ ЛАЙЛАТУЛЬ КАДР

От Ка’ба рассказали: «В Сидратуль Мунтаха в поминании Аллаха находятся ангелы, количество которых знает лишь Всевышний Аллах. Среди них находится (в центре) и ангел Джабраил. Они кротки и жалостливы к правоверным. В ночь Лайлатуль Кадр они спускаются на землю. И не остается на земле места, где бы в земном поклоне (сужда) не склонился ангел. И каждый ангел молится за праведных мусульман (мужчин и женщин). Со всеми, кто эту ночь проводит в поклонении Всевышнему, Джабраил здоровается за руку. Признаки его приветствия для правоверного выразятся дрожью в теле, умилением и слезами. Ангелы смотрят на тела. Как людей привлекает красивая внешность человека, так и ангелов привлекает добрая душа, и они желают совершить зиярат и встретиться с таким человеком. Доброта души зависит от познания Аллаха и смирения»

В КАКУЮ НОЧЬ БЫВАЕТ ЛАЙЛАТУЛЬ КАДР?

У имамов нет единого мнения относительно того, на какую ночь приходится Лайлатуль Кадр. В книге «Итхаф» приводятся их утверждения, которые сводятся к следующему: «Лайлатуль Кадр может быть в любую ночь целого года или меняться в течение года; в любую ночь месяца Рамазан; в его первую ночь; в средние десять дней; в последние десять дней; в нечетные дни из последних десяти дней; в четные дни из тех же десяти дней; в 17,19, 21, 23, 24, 25-ю ночи; в 23 и 27-ю ночь; в 29-ю или в последнюю ночь» (т. 4, стр. 388-390). Ночь Лайлатуль Кадр бывает спокойной, не душной и не холодной, светлой, как будто месяц ярко светит. Солнце тоже в этот день восходит без ярких лучей. При бдении в эту ночь нужно много читать Коран, зикр, совершать намазы, ночной и утренний намазы совершать коллективно в мечети, читать салават Пророку (с.а.с), исполнять вирды тариката, совершать тасбих – намазы, увеличить молитвы (дуа).

ДУА В НОЧЬ МОГУЩЕСТВА И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Со слов Аиши сообщается. Как-то Аиша спросила у Пророка (с.а.с.): «О Посланник Аллаха, если я узнаю, какая ночь месяца Рамадан будет ночью Предопределения, то какое дуа я должна вознести Аллаху?». В ответ Посланник Аллаха (с.а.с.) прочитал такое дуа:

«Аллахумма иннака афуввун каримун тухиббу-л-’афва-фа’фу ‘анни.

О Аллах мой! Ведь Ты - Прощающий, Щедрый. Ты любишь про­щать, так прости меня (Тирмизи ).

НАМАЗ В НОЧЬ МОГУЩЕСТВА И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

В ночь Могущества и Предопределения совершается специальный намаз, который состоит из 4 ракаатов. Этот намаз совершается по 2 ракаата 2 раза. Порядок совершения намаза таков:

В первом ракаате после суры Ал-Фатиха 3 раза читается сура Ал-Кадр;

Во втором ракаате после суры Ал-Фатиха 3 раза читается сура Ал-Ихлас;

Третий и четвертый ракааты совершаются в том же порядке. После намаза 1 раз произносится ташрик-и такбир: Аллаху ‘акбар, Аллаху ‘акбар, ла ‘илаха ‘илла-ллаху ва-ллаху ‘акбар. Аллаху ‘акбар ва-ли-ллахи-л-хамд .

Аллах Велик! Аллах Велик! Нет Бога, кроме Аллаха! Аллах Велик и достоин хвалы!

Затем 100 раз читается сура Ал-Кадр.

И’ТИКАФ – ПРЕБЫВАНИЕ В МЕЧЕТИ

По шариату, и’тикаф – это преднамеренное пребывание в мечети с поклонением Аллаху, с целью приблизиться к Нему.

И’тикаф имеет четыре условия:

1. Человек, пребывающий в и’тикафе, должен быть здравомыслящим мусульманином, совершившим полное (большое) омовение (гусль).

2. И’тикаф можно проводить в любой мечети, но лучше в джума-мечети. Так говорят имам Малик и имам Шафии . А имам Абу-Ханифа говорит, что и’тикаф возможен только в джума-мечети. По раннему слову Шафии, женщине лучше пребывать в и’тикафе у себя дома в молельной комнате. По последнему слову имама Шафии, ей нельзя быть в и’тикафе нигде, кроме мечети.

3. Нужно хоть ненадолго задержаться в мечети, для и’тикафа недостаточно зайти в одни двери и выйти в другие.

4. Следует произнести намерение (любое намерение совершается мысленно, а произносить его вслух – желательно). Без произнесенного намерения, даже если провести в мечети несколько лет, это пребывание и’тикафом не считается, и воздаяния за это не будет. Поэтому, если кто-либо даже ненадолго останется в мечети, ему желательно произнести намерение пребывать в и’тикафе, чтобы не упустить воздаяния за него.

Намерение произносится так: «Я намереваюсь пребывать в и’тикафе в этой мечети с целью приблизиться к Аллаху». Желательно пребывать в и’тикафе в определенные дни. За пребывание в и’тикафе в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа воздаяние увеличивается. Также особо выделяется и’тикаф в месяце Рамадан.

Зайнула Атаев, руководитель отдела фетв Муфтията РД

Мы должны знать, что Ночь Предопределения это одно из проявлений безграничной милости Всевышнего Аллаха. Потому что эта ночь лучше, чем тысяча месяцев, т.е. лучше, чем длинная жизнь в 83 года и 3 месяца.
И дела, совершённые в эту ночь, лучше дел, совершаемых в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) была показана продолжительность жизни его общины (уммы). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) нашел, что этот срок очень короток по сравнению с жизнью людей прошлого. Он подумал, что его община (умма) не сможет совершить столько благих дел, сколько они. По этой причине Всевышний Аллах пожаловал ему и его общине Ночь Предопределения, которая лучше тысячи месяцев. (Муватта’, И’тикаф 15).
Обстоятельства ниспослания
Ибн Хатим передает от Муджахида (как хадис мурсаль), что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал своим сподвижникам историю об очень благочестивом человеке из Бану Исраиль), который провел тысячу месяцев в Джихаде. Услышав это, сподвижники почувствовали, что не смогут сделать также в силу кратковременности их жизней. Тогда Аллаh одарил их и всех верующих уммы Посланника Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) специальной ночью – Ночью Могущества, ночью, лучшей, чем тысяча месяцев – Ляйлятуль-Кадр.
Муджахид сказал: «Пророк (мир ему и благословение) поведал об одном человеке из племени Бану Исраиль, воевавшем с оружием в руках на пути Аллаха тысячи месяцев. Мусульмане были восхищены этим человеком. Вот тогда и была ниспослана эта сура».
Пишут также, что Муджахид, рассказывая о том человеке, который тысячи месяцев вставал ночью для поклонения Аллаху, а днем воевал на пути Аллаха, сказал, что поклонение в ночь Лайлатуль Кадр дороже деяний этого человека. Таков смысл этой суры («Ибну Кассир». Т. 3. С. 569).
Узнав о том человеке, сподвижники осознали невозможность достигнуть того же, даже при самом огромном желании, по причине краткости их жизней и опечалились.
Тогда Всемогущий Аллаh Всемогущий послал Ангела Джибриля с сурой “Аль-Кадр”, с этой радостной вестью о благословенной ночи, подаренной Аллаhом для уммы Его любимого создания - Посланника Аллаhа (салляллаhу ‘алейhи ва саллям).
Таким образом была ниспослана эта сура. Она показывает превосходство общины Пророка Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует, и что Ночь Предопределения является особым качеством (достоинством) этой уммы (Мазхари).
Всевышний Аллах, являя свою милость к общине (умме) Мухаммада, ниспослал эту эту суру аль-Кадр:
بِّسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ ﴿١﴾ وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ ﴿٢﴾
لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ ﴿٣﴾ تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ
فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ ﴿٤﴾ سَلَامٌ هِيَ حَتَّىٰ مَطْلَعِ الْفَجْرِ
﴿٥﴾
смысл:
(1) Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения.
(2) И что позволило тебе узнать, что такое Ночь Предопределения?
(3) Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.
(4) Ангелы и дух (Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений.
(5) Она – мир до восхода зари. (аль-Кадр, 97/1-5) (см. Вахиди, с. 486).
Достоинство и великая ценность Ночи Предопределения

1. Поклонение Всевышнему Аллаху в ночь Могущества и Предопределения имеет большую ценность, чем ибадат (поклонение) в течение 1000 месяцев или 83 лет жизни

2. Прошлые грехи человека будут прощены

عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«مَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَاناً وَاحْتِسَاباً غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ».

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Прошлые грехи человека, который проведет Ночь Предопределения в поклонении, веря в ее достоинства и святость и ожидая награду только от Аллаха, будут прощены». (Бухари, Саум, 6; Муслим, Мусафирин, 173-176).

Хадис доносит до нас радостное известие, что грехи людей, бодрствующих в Ночь Предопределения, прощаются. Но условием этого являются вера и искренность. Т.е. человек, всем сердцем веря в слова Аллаха и Его Посланника, должен принять все сообщаемое о достоинствах этой ночи и, ожидая вознаграждения только от Аллаха, совершать поклонения (ибадат). В таком случае, очистившись от грязи грехов, подобным новорожденному, он встретит утро.
Прощение грехов – это великое достижение.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), по сравнению с другим временем, в месяц Рамадан совершал больше поклонений. Чтобы обрести блага Ночи Предопределения, особенно в последние десять дней поклонялся еще больше. В эти дни он бодрствовал сам и будил свою семью. (Бухари, Ляйлятуль Кадр, 5).

3. Ниспослание священного Корана
Всевышний сделал самой благословенной ту ночь, в которую даровал нашему Пророку пророчество и начал ниспосылать наше священное писание.
Это достаточно, чтобы определить достоинство и великую ценность нашего Пророка, Корана, а также Ночи Предопределения.
Всевышний Аллах аятом суры ад-Духан «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь» сообщает о благословенности и святости Ночи Предопределения, о благах, заключенных в ней.
Смысл первого аята:
(1) “Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения”.
Из этого аята ясно, что Благородный Коран был ниспослан в Ночь Кадр.
Этот аят может иметь два значения:
1) весь Коран был ниспослан этой Ночью из Хранимой Скрижали. Затем Джибриль, мир ему, передавал его Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, по частям по мере необходимости в разные моменты времени в течение двадцати трех лет;
2) первое откровение, заключающее в себе начальные аяты 96-й суры, произошло в месяце Рамадан, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал поклонение в пещере Хира. Остальная часть Корана была ниспослана постепенно, по необходимости в различных обстоятельствах.
4. Все небесные книги были ниспосланы во время Рамадана
Абу Зарр Гифари, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Свитки пророка Ибрахима (мир ему) были ниспосланы 3-го Рамадана, Тора была ниспослана 6-го Рамадана, Инджиль был ниспослан 13-го Рамадана, Забур был ниспослан 18-го Рамадана, и Коран был ниспослан 24-го Рамадана» (Мазхари).
5. В эту ночь ангелы определяют события, которые произойдут в течение следующего года.
Она называется «Ночью Предопределения», потому что в ней распределяется всё, чему суждено осуществиться в течение года для каждого из нас.
6. В эту ночь на землю спускаются ангелы
В эту ночь на землю спускаются сонмы ангелов во главе с Джибрилом (алейхиссалям). В эту ночь, пока не побелеет восток, на всей земле устанавливаются тишина и покой; люди бывают защищены от всякого зла. Ангелы, обходящие землю, приветствуют каждого мусульманина, которого встречают, молятся за него и просят прощения. В Судный день они будут свидетельствовать о его поклонениях (ибадат) и заступаться за него.
Aнaс передaл словa Посланника Аллаhа (соллаллаху ‘алейхи ва саллям):
“В Ночь Могущества Ангел Джибраиль (мир Ему) спускается на землю с группой Ангелов. И они молятся за каждого раба Божьего, которого застанут в эту ночь в служении Аллаhу. А в день Праздника разговения (Ид аль-Фитр) Аллаh говорит Ангелам: “О Мои Ангелы, какая награда полагается тому, кто хорошо справился со своей работой?” Они скажут: “О наш Господь, такому человеку нaдо дaть полную награду”. Тогда Аллаh ответит: “О мои Ангелы, поистине Мои создaния, мужчины и женщины, должным обрaзом выполнили свои обязательства соблюдения поста и пришли нa Праздник (Ид), и молились Мне. И Я клянусь, что я обязательно отвечу нa мольбы этих людей,” – после чего Аллah обратится к людям: “Идите, Я простил вам грехи вaши, и Я зaменил вaши плохие делa нa хорошие”. И вернутся эти люди с Праздника прощенными Аллahом”. (Байхакы)
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Все ангелы, находящиеся у Лотоса Крайнего предела, спускаются под предводительством Джибриля, мир ему, и приветствуют каждого верующего, мужчину или женщину, кроме тех, кто пьет вино и ест свинину».
Когда наступает «Лейляту ль Кадр»
عَنْ عَائِشَةَرَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُجَاوِروِرُ فِي الْعَشْرِ

الْأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ وَيَقُولُ:«تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِي الْعَشْر

الْأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».
Айша (радыйаллаху анха) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в последние десять дней месяца Рамадан, уединившись в мечети, занимался поклонением. Он сказал:
«Ищите Ночь Предопределения среди последних десяти дней месяца Рамадан». (Бухари, Муслим, Тирмизи).
В других хадисах также говорится, что искать ее надо в последние десять дней только в нечетных числах, или 24 Рамадана, или 27 Рамадана.
Некоторые сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) видели во сне, что Ночь Предопределения приходится на последние семь дней Рамадана, и об этом сообщили Посланнику Аллаха. Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тогда сказал:
«Из ваших снов я вижу, что Ночь Предопределения приходится на последние семь ночей месяца Рамадан. В таком случае, ищущий Ночь Предопределения пусть ищет ее среди последних семи ночей месяца Рамадан». (Бухари, Ляйлятуль-Кадр 3; Та’бир, 8; Муслим, Сыйам, 205-206).
Мазхари утверждает, что самое сильное мнение – это то, что Ночь Кадр приходится на последние десять ночей месяца Рамадан, но точная дата ее не установлена. Большинство выдающихся правоведов, таких как Аба Киляба, Имам Малик, Имам Ахмад ибн Ханбаль, Суфьян Саури, Исхак ибн Рахваи, Абу Саур, Музани, Ибн Хузайма и другие согласны, что эта ночь приходится на последние десять нечетных ночей попеременно. Имам Шафии имел два мнения. С одной стороны, он соглашался с большинством, с другой – считал, что дата этой ночи фиксированная и не меняется (Ибн Касир).
Признаки этой ночи
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указал такие признаки этой ночи:
«Утром после Ночи Предопределения солнце взойдет лишенным ослепительного блеска. И пока не возвысится, будет подобным тазу». (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи,).
«Ночь Предопределения светла, не холодна и не жарка. Нет облаков, дождя и ветра. В ту ночь не падают и звезды…» (Табарани, Хайсами, Байхаки,).
Отсутствие ветра – настолько, что не шелохнётся ничто кругом.
Полнейшая тишина, даже собаки не лают.
Она светится особенным светом, не похожим на свет луны.
Восход необычный, нежный, с особым светом.
Деревья в поклоне.
Воздух с немного необычным ароматом.
Мудрость сокрытия Ночи Предопределения
Мудрость сокрытия Ночи Предопределения в том, чтобы поощрить людей совершать большее число поклонений и больше времени пребывать в пробужденности, тем самым поднимая их на более высокую ступень служения Аллаху. Человек, ищущий Ночь Предопределения, привыкает проводить время в поклонении и в другое время не оставляет эту прекрасную привычку. Со временем его благие дела и поклонение станут еще более совершенными. Также ценность обретенного увеличивается пропорционально трудностям, с которыми пришлось столкнуться. В связи со всем этим следует приложить некоторое усердие, чтобы провести эту ночь, исполненную такими достоинствами, наилучшим образом.
Сокрытие Ночи Предопределения удерживает людей от совершения грехов. Ученые, принимая во внимание все эти тонкости, призывая людей к бдительности, сказали:
«Каждую ночь полагай Ночью Предопределения, каждого встречного считай Хыдром».
Как проводить Лейляту ль Кадр

عَنْ عَائِشَةَرَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: قُلْت

«يَا رَسُولَ اللّٰهِ أَرَأَيْتَ إِنْ عَلِمْتُ أَيُّ لَيْلَةٍ لَيْلَةُ الْقَدْرِ مَا أَقُولُ فِيهَا؟» قَالَ:: قُولِي:

«اَللّٰهُمَّ إنَّكَ عَفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي».
Айша (радыйаллаху анха) передает, что она спросила:
— О Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), какую молитву (ду’а) мне читать, если я узнаю, какая ночь будет Ночью Предопределения?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Молись так: «О мой Господь! Ты прощающий, великодушный, Ты любишь прощать. Прости же меня!» (Тирмизи, Да’ват, 84/3513; Ибн Маджа, Ду’а, 5).

В этом хадисе приводится одна из молитв (ду’а), которые следует читать в Ночь Предопределения.
В эту ночь можно:
читать другие дуа
Лучше читать дуа не только за себя, но и за своих близких, за умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и за тех, кто вас об этом попросил.
Джабир (радыйаллаху анху) говорит: «Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В ночи есть один час, если какой-то мусульманин в это время попросит у Аллаха что-то для этого мира или будущего, то Всевышний Аллах обязательно пожалует ему это. Этот час бывает каждую ночь». (Муслим, Мусафирин, 166).
совершать намаз
Совершть намазы: тасбих-намаз и намаз нафиль из двух ракаатов. За это будет получена награда подобная той, если бы мы исполняли намаз на протяжении 1000 месяцев.
Более правильно прежде дополнительных (нафиля) намазов восполнить (када) пропущенные намазы.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах ничто не слушает так внимательно, как чтение (Корана) Своим рабом, совершающим намаз в два ракаата среди ночи. Милость (рахма) Аллаха будет изливаться на Его раба столько, сколько продлится его намаз. Рабы Аллаха никогда не смогут приблизиться к Нему так близко, как во время чтения Корана в намазе». (Тирмизи,).
читать Коран
Надо постараться прочитать как минимум один джуз. Аяты Корана подобны лекарству. Когда аяты достигают души, сердца верующего, они дают исцеление.
каяться и просить прощения грехов
В Коране Аллах говорит: «Несомненно, Аллах любит тех, кто раскаивается, и Он любит тех, кто очищается» (Коран, 2/222).
заниматься поминанием(зикр) Аллаха
В эту ночь правильно вспоминать Аллаха словами единобожия «Ля иляха иллялах», красивыми именами Аллаха.
В хадисе говорится: «Кто прочтет 99 прекрасных имен Аллаха, тот попадает в рай». Бухари и Муслим
По другому достоверному хадису тот, кто вспомнит Аллаха 10 раз словами «Ля иляха иллаллаху вахдаху ля шарике лях. Ляхуль мульку веляхуль хамду йухий ве йумит ве хуве аля кулли шей’н кадир», тот получит награду того, кто отпустил на свободу раба.
заниматься размышлением (тафаккур)
просить благословения (салават) для Пророка
Всевышний говорит в Коране (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О, вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно». (Коран, 33/56).
Можно получать и совершенствовать знания об Исламе путём прослушивания или чтения проповедей, изучения исламской литературы.
Можно также делать то, что вы обычно делаете, как акт поклонения и любви к Творцу. Например, кто-то пишет религиозные книги, кто-то занимается проповедью Ислама, есть люди, которые переводят исламскую литературу.
Помимо всего этого, днем после Ночи Предопределения нужно делать добро, помогать другим, приносить радость обездоленным и заниматься другими благими делами.
Жена Пророка Мухаммада Айша рассказала, что Пророк в последние 10 дней Рамазана сворачивал свою постель, клал его в угол комнаты и служил Всевышнему ночи напролет в мечети. После смерти Пророка Его жены делали так же”.
Айша также сказала: “Пророк в последние ночи Рамазана не спал сам и поднимал всех Своих близких для службы, в эти ночи Он был особенно усердным в служении Всевышнему».
Не каждый может бодрствовать всю ночь. Но, следуя сунне нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), в последние семь ночей, несколько уменьшив время сна, увеличить количество поклонений (ибадат), отвести для них определенную часть ночи в ее начале и конце по силам каждому.
Если же вы не в состоянии подняться, совершить омовение и сделать намаз, можно находясь в постели поминать Аллаха и читать молитву (дуа), размышлять о созданиях Аллаха, над милостью и благодатью, которыми Он нас наделил. Это равносильно пробуждению и поклонению Аллаху в ночное время.
Самое меньшее из благ Ночи Предопределения – это совершение вечернего (аль-магриб), ночного (аль-‘иша) и утреннего (ас-субх) намаза коллективно. (См. Байхаки, Шуаб, III, 340).
Тех же несчастных, которые, несмотря на Рамадан, пост и Ночь Предопределения, завершают этот месяц, не обретая прощения. Можно только пожалеть. Они упорно стараются удалиться от блага и милости Всемогущего Аллаха.
Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Да будет унижен человек, который прожил Рамадан и не обрел прощения своих грехов!» (Тирмизи, Бухари, Табарани).
В другом хадисе сообщается, что, кто лишится благ Ночи Кадр, лишился всего хорошего.
Значение названия Ночи «кадр»
Одно из значений слова «кадр» - это величие, почет или достоинство. Зухри и другие ученые отнесли это значение к данной ночи. Эта ночь названа Ночью Предопределения, потому что это ночь величия, почета и достоинства.
Абу Бакр Варрак утверждал, что эта ночь названа таким образом, потому что человек может приобрести данные качества (стать человеком чести и достоинства) вследствие раскаяния, обращаясь за прощением и совершая праведные действия в эту ночь, поскольку до этого ему, возможно, не хватало чести и достоинства и он вел неправедную жизнь.
Другое значение слова «кадр» - это предопределение. Согласно этой точке зрения, эта ночь была названа так, поскольку судьба каждого человека и целых народов, которая была предписана им в вечности, осуществляется через особых ангелов, ответственных за вселенское планирование. Срок жизни каждого человека, его смерть, его пропитание, дожди и другие вещи отмеряются этим ангелам, чтобы осуществиться в течение года, от одного месяца Рамадан до другого. Если человеку предопределено совершить хадж в предстоящем году, он будет ему предписан. Согласно Ибн Аббасу, есть четыре ангела, ответственных за подобные вещи: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир ему.
Это ясно показано в следующих аятах (смысл):
«Мы ниспослали его в благословенную ночь, поскольку Мы увещеваем людей. В эту ночь каждая мудрая вещь решается (разделяется) через Наше повеление. Мы являемся посылающими (пророков и посланников)» (44:3-5).
Также название «Ляйлятун Мубарака», или «благословенная», относится, согласно большинству ученых по Корану, к Ночи Предопределения. Ангелы записывают и спускаются с тем, что Аллах предопределил и повелел на предстоящий год. Некоторые ученые полагали, что слова «благословенная ночь» в аяте 44:3 относятся к 15-й ночи месяца Ша`бан, так называемой «Ляйлятуль-Бараа», или «Ночи неприкосновенности (защиты)». Эта точка зрения может быть согласована с предыдущей, так что начальное божественное предопределение решается в Ночь Бараа, а подробности записываются и передаются соответствующим ангелам в Ночь Предопределения. Это подтверждается повествованием от Ибн Аббаса, которое приводит Багави от Абуд-Духа, который утверждал, что в Ночь Бараа Аллах устанавливает Своим повелением все вселенские предписания, но они передаются соответствующим ангелам только в Ночь Кадр (Мазхари).
АльхамдулиЛлях, как передает Анас ибн Малик, Пророк, мир ему и благословение Всевышнего сказал: «Ляйлятуль-Кадр является наградой для моей уммы, и ни одной умме до меня не была дана такая награда».
Признаки наступления Ляйлятуль-Кадр:
1. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние.
2. Эта ночь, по местным климатическим условиям, будет ни холодной, ни жаркой. То есть ночная температура будет средней для данного климата, местности и времени года.
3. Она будет спокойной, безоблачной и без осадков.
4. Звезды в эту ночь не падают.
5. Наутро после этой ночи солнце взойдет чистым, без лучей, диском, мягко-красным. Свет его будет нежным, неослепляющим, подобно полной луне в безоблачную ночь.
Поклонение Аллаху в Ляйлятуль-Кадр делает нас ближе к Аллаху, готовит нам, ин ша Аллах, прекрасное место в следующем мире (Ахирате).
Дела, совершенные в благословенное время, обретают особую ценность.
Ночь лучше дня, а в ночи самое лучшее время – перед рассветом. Поэтому верующие, желающие удостоиться Рая, должны воздавать должное этим драгоценным часам. Ибо Всевышний советует Своим рабам, не желающим пренебрегать будущей жизнью:
«…бей же Ему челом и славь Его долгой ночью. Воистину, они (то есть неверные) любят преходящий мир и пренебрегают трудным (то есть Судным) днем» (Ихсан, 76/26-27).
Досточтимый Билял (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Старайтесь вставать ночью! Ибо это обычай праведных, которые были до вас. Поистине, вставать ночью на молитву есть близость к Аллаху. (Этот ибадат) препятствует совершению грехов, искупляет ошибки и изгоняет болезни из тела» (Тирмизи).
Всевышний Господь сообщает такую благую весть тем, кто в предрассветные часы оставляет свои ложа, чтобы искать у Него прибежища, тем, кто сделал пожертвования неотъемлемой частью своей жизни:
«Ни один человек не знает, какие сокрытые блага уготованы людям в воздаяние за то, что они вершили» (ас-Сажда, 32/17).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), комментируя эти аяты, сказал:
«Всевышний Аллах говорит: «Я приготовил для Своих праведных рабов такие блага, которые никто не видел, о которых никто не слышал, которые невозможно представить и которыми еще никого не удостаивали!» (Бухари, Муслим).
Очень важен следующий хадис, сообщающий нам, что совершающие ради Аллаха намаз по ночам войдут в Рай.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— В Раю есть такие (прозрачные и прекрасные) дворцы, что изнутри видно все, что наружи, а снаружи видно то, что внутри их.
Один бедуин, услышав это, встал и спросил:
— Для кого эти дворцы, о Посланник Аллаха?
Наш досточтимый Пророк ответил:
— Они для тех, кто сладкоречив и чьи слова приятны, кто угощает других, кто много постится и, когда ночью все спят, совершает намаз ради Аллаха». (Тирмизи).
В хадисе, наш Пророк, радует нас: «Тот, кто в месяце Рамазан все вечерние и ночные намазы совершит в коллективе, получит полное воздаяние ночи Лайлат-уль-Кадр». (Байхаки)
Все это способ выразить свою любовь к Всевышнему Аллаху и к Пророку (мир ему и благословение) наилучшим образом.
Ведь если наш Творец выделил эту ночь – разве можем мы это игнорировать? Он подарил нам эту ночь – можем ли мы неблагодарно отказаться от такого дара, предпочтя сон, поддавшись слабости своего тела? Время наше стремится к концу. Каждый год покидает нас месяц за месяцем. Каждый месяц исчезает день за днём. В каждом дне мы прощаемся с нашей жизнью час за часом. Если идти по цепочке этих размышлений, бесценность каждой секунды становится для нас очевидным.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В месяце Рамадан есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Кто остался обделенным ее благами, значит остался обделенным великим». (Ахмад, II, 230, 385).

Ночи месяца Рамазан относятся к лучшим ночам всего года, а в последние десять ночей этого святого месяца есть Ночь Предопределения — самая лучшая. Почему она так называется, когда именно она наступает, какие признаки она имеет и как ее надо проводить? Обо всем этом мы поговорим в этой статье.

Ночь Предопределения

В эту ночь ангелы сходят с неба. Коран (97:4)

Ночь Аль-Кадра. Сошлись, слились вершины,

И выше к небесам воздвиглись их чалмы.

Пел муэдзин. Еще алеют льдины.

Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы.

Ночь Аль-Кадра. По темным горным склонам

Еще спускаются, слоятся облака.

Пел муэдзин. Перед великим Троном

Уже течет, дымясь, Алмазная река.

И Гавриил — неслышно и незримо —

Обходит спящий мир. Господь, благослови

Незримый путь святого пилигрима

И дай земле твоей ночь мира и любви!

1903 г.

И.А. Бунин (1870-1953) «Ночь Аль-Кадра»

Вступление

Хвала Аллаху! Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте не иначе, как мусульманами!»; «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правдивые слова. Тогда Он сделает ваши дела хорошими и простит ваши грехи. А тот, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, окажется в большой выгоде!» Поистине, самая лучшая книга — Книга Аллаха — Коран, а самый лучший путь — путь Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Самые же худшие дела — нововведения. Каждое нововведение является ересью, а каждая ересь- заблуждение, ведущее в Ад.

Хвала Аллаху, Даровавшему нам месяц Рамазан. Месяц прощения грехов и время ниспослания благодати от Всевышнего, ведь именно в этот месяц был ниспослан Коран и в этот месяц записывается удел каждого человека на будущий год.

Ночи месяца Рамазан относятся к лучшим ночам всего года, а в последние десять ночей этого святого месяца есть Ночь Предопределения (Лейлятуль Кадр) — самая лучшая. Аллах облагодетельствовал её, оказал честь, выделил среди прочих, ниспослав в ней Коран, и сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (Коран 97:1-5) .

Сура «Предопределение» была ниспослана в Мекке. В этой суре говорится о достоинстве Корана и ночи, в которую он был ниспослан, указывается на то, что она лучше тысячи месяцев и что в эту ночь ангелы и архангел Джабриил (мир ему) нисходят по велению своего Господа для исполнения Его повелений. В эту ночь воцаряется мир и нет ни вреда, ни зла до появления зари.

Ночь Предопределения и ее название

Исламские ученые — толкователи Корана разошлись во мнениях относительно названия этой ночи. Муджахид, Икрима, Катада и другие считали, что это название произошло от глагола «каддара», что означает «предопределять», «предрешать», поскольку в эту ночь Аллах предопределяет дела, которым суждено произойти в течение ближайшего года. Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Коран 43:3-5). В суре «Дым» так же говорится об этом: « Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием! Воистину, Мы ниспослали его в благословенную ночь. Воистину, Мы всегда увещевали. В эту ночь решаются все мудрые дела согласно Нашему повелению, которое Мы [всегда] посылаем» (Коран 44:1-5).

Согласно другому мнению, название этой ночи означает «ночь величия», во-первых, потому что эта ночь является славной и превосходит тысячу месяцев, а во-вторых, потому что праведные дела в эту ночь превосходят такие же поступки в остальное время.

Согласно третьему мнению, название произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять». В эту ночь на землю спускается великое множество ангелов. Точная дата ее бывает, известна лишь узкому кругу избранных рабов. Арабский глагол «кудира» использован в значении «быть тесным, недостаточным» в словах Всевышнего: «А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (Коран 65:7). Об этом сообщил имам аш-Шаукани.

Когда ждать Ночь Предопределения

В одном из хадисов, рассказанном со слов Ибн Умара, сообщается, что нескольким людям из числа сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было открыто во сне, что Ночью Предопределения будет одна из семи последних ночей Рамазана, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет Ночи Предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей» (аль-Бухари и Муслим).

Передают также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы уединились вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) во второй декаде Рамазана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Воистину, мне была показана Ночь Предопределения, а потом случилось так, что я забыл ее. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады Рамазана. Я видел во сне, что совершаю земной поклон в воду с глиной. Пусть все, кто уединялся вместе с посланником Аллаха, вернутся». Мы вернулись, и в то время мы не видели на небе ни облачка. Но вдруг появились тучи, и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале намаза, и я увидел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершает земные поклоны в воду с глиной, и я также увидел следы глины на его лбу» (аль-Бухари, Муслим и др.).

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел, чтобы сообщить о Ночи Предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Предопределения, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамазана!» (аль-Бухари).

На эту тему существует еще много хадисов, рассказанных целым рядом сподвижников, в том числе Ибн Умаром, Абу Бакрой, Джабиром ибн Самурой, Муавией ибн Абу Суфьяном и другими.

Ибн Хаджар в комментариях к сборнику достоверных хадисов аль-Бухари привел более сорока различных мнений на этот счет и сказал: «Согласно наиболее предпочтительному мнению, она является одной из последних десяти ночей месяца Рамазан и приходится на нечетную ночь, причем в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы» . Таким образом, точная дата Ночи Предопределения неизвестна, и смысл этого заключается в том, чтобы мусульмане проводили все последние ночи Рамазана, усердно поклоняясь Аллаху, и не полагались только на поклонение в течение ночи предопределения.

Имам аль-Музани и Ибн Хузайма, объединив между всеми комментариями ученых на эту тему, говорили: “Ночь Предопределения меняется каждый год! ” (См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/329). Аллах Всевышний делает Свой выбор: из всех дней — пятницу, из числа людей — пророка (да благословит его Аллах и приветствует), из числа всех ниспосланных Книг-Коран, из всех сур — «аль-Фатиху», а из всех ночей – Ночь Предопределения. В эту ночь Он выбирает тех, кого спасает от Ада. Поистине, Всевышний не меняет Своих обещаний, и если спасет кого-то из нас, то тот не попадет в Ад никогда. Но чтобы удостоиться места среди Его избранных, мало просто молиться в эту ночь — намерение должно быть очень искренним, душа, сердце, все существо поклоняющегося должно устремиться к покаянию.

Признаки Ночи Предопределения

Из достоверных хадисов известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сообщал своим сподвижникам о признаках этой ночи в том или ином году. Мать правоверных Аиша спросила: «О посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить, когда наступает ночь предопределения, что я должна говорить в эту ночь?» Из этих слов следует, что люди могут узнать Ночь Предопределения по характерным признакам. Тем не менее, мусульманские богословы разошлись во мнениях по этому поводу.

Имам аш-Шаукани писал: «Ат-Табари считал, что отсутствие достоверного знания об этой ночи свидетельствует о том, что всякий, кто утверждает, что этой ночью можно увидеть явления, которые нельзя увидеть в другие дни, говорит неправду. По его мнению, если бы это было правдой, то каждому человеку, который проводит ночи на молитве, в особенности, ночи в Рамазане, было бы известно о Ночи Предопределения. Ибн аль-Мунир считал, что нельзя опровергать подобные утверждения, потому что Аллах по Своей милости может позволить некоторым рабам увидеть удивительные признаки этой ночи. Одни могут увидеть их, а другие – нет. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не ограничивал число таких признаков и не отрицал того, что Аллах показывает некоторым рабам удивительные знамения. Однако это не означает, что обещанное вознаграждение получит только тот, кто узнает Ночь Предопределения, поскольку милость Всевышнего Аллаха безгранична. Человек может поклоняться Аллаху этой ночью и не увидеть знамений, а может не поклоняться и увидеть эти знамения. И совершенно ясно, что тот, кто поклонялся этой ночью, лучше второго, ведь суть заключается в следовании прямым путем, а не в лицезрении необычных явлений, поскольку это может быть как Божьей милостью, так и искушением. Говорят, что в эту ночь различные творения совершают земной поклон. Также говорят, что звезды в эту ночь светятся необычайно ярко даже в темных местах. Также говорят, что в эту ночь можно услышать приветствия и обращения ангелов. Также говорят, что эту ночь можно определить по тому, как быстро исполняются молитвы».

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин считал, что узнать Ночь Предопределения можно по признакам, которые проявляются во время самой ночи:

  1. Ночь Предопределения светлая, однако, в настоящее время заметить это можно только в пустынных местах, где нет огней и освещения.
  2. Луна и звезды в эту ночь светятся ярче.
  3. Верующие рабы в эту ночь ощущают такое спокойствие и благоговение, которые они не могут ощутить в другое время года.
  4. Ветер в эту ночь не бывает ураганным и порывистым, а чаще всего бывает легким или умеренным.
  5. Аллах показывает эту ночь некоторым из правоверных во сне, что неоднократно случалось с праведными сподвижниками.
  6. От чтения ночного намаза верующий получает удовольствие, которое он не может ощутить в другие ночи.
  7. Еще одним признаком наступления Ночи Предопределения является появление Луны, похожей на половину блюда. В хадисе, который передал Абу Хурайра, говорится о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говоря о признаках «Ляйлат аль-Кадр» сказал: «Кто из вас помнит, как взошла луна, похожая на половину блюда?» (Передал Муслим).
  8. Передают, что Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне была показана Ночь Предопределения, а затем меня заставили позабыть о ней. Она находится среди последних десяти ночей Рамазана. Эта ночь бывает открытой, светлой, ни жаркой, ни холодной. А луна в эту ночь словно затмевает звезды, и дьяволы в нее не выходят, пока не забрезжит рассвет» . Этот хадис передали Ибн Хузейма и Ибн Хиббан, и оба назвали его достоверным.

Все перечисленные признаки связаны с тем, что можно наблюдать или ощутить во время самой ночи. В пользу этого свидетельствуют некоторые из дошедших до нас преданий. После перечисления этих признаков шейх аль-Усеймин сказал: «Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки лают редко или не лают вообще, то они не являются правдивыми. Если внимательно наблюдать за происходящим во все десять последних ночей Рамазана, можно убедиться в том, что собаки лают и не умолкают» (См.: «Шархуль-мумти’» 6/499).

Что же касается признаков, которые можно наблюдать по истечении Ночи Предопределения, то это – восход солнца без лучей. Имам Муслим передал хадис, в котором сообщается, что Зирр ибн Хубейш сказал Убеййу ибн Каабу: «Твой брат Ибн Масуд говорит, что каждый, кто совершает ночной намаз в течение целого года, непременно попадет на Ночь Предопределения» . Он сказал: «Да смилостивится над ним Аллах! Он хочет, чтобы люди не полагались на эту ночь. Однако ему известно, что эта ночь приходится на Рамазан. Она является одной из последних десяти ночей. Она является двадцать седьмой ночью» . Затем он поклялся, не сделав никаких оговорок, что Ночь Предопределения является двадцать седьмой ночью. Его спросили: «На что ты опираешься?» . Он ответил: «На признак, о котором нам поведал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В этот день солнце восходит без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним». Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/255.

От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о признаках Ночи Предопределения сказал: «Признаком Ночи Предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним» Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. (См.:“Тафсир Ибн Касир” 4/255).

Нет сомнения в том, что каждый мусульманин, который искренне и правильно поклонялся Аллаху в последние десять ночей Рамазана, получит обещанную великую награду за поклонение в Ночь Предопределения, даже если он и не узнал о том, когда именно была эта ночь!

Особенность Ночи Предопределения

Ибн Аббас сказал: «Аллах ниспослал Коран целиком из Хранимой Скрижали в Дом величия, или бейт аль-‘изза, находящийся на первом небе, а затем в течение двадцати трех лет ниспосылал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по частям в связи с происходящими событиями». Это же говорили и другие толкователи Корана (согласно аш-Шаукани и Ибн Касиру).

Богословы разошлись во мнениях, когда именно произошло ниспослание Корана на ближайшее небо. Абу аш-Шама и некоторые другие отдавали предпочтение мнению о том, что он был ниспослан еще до начала пророчества. Однако наиболее правильным является мнение о том, что он был ниспослан уже после начала пророчества. Об этом говорил имам ас-Суйути.

Согласно основному, самому правильному и наиболее распространенному мнению, Коран был ниспослан в Ночь Могущества на ближайшее небо сразу и целиком, а затем ниспосылался по частям в течение двадцати трех лет. Аль-Хаким и аль-Бейхаки передали слова Ибн Аббаса: «Коран был ниспослан в Ночь Предопределения на ближайшее небо сразу и целиком и находился в «местах ниспослания частей», а оттуда Аллах по частям ниспосылал его Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха».

Второе мнение состоит в том, что Коран был ниспослан на ближайшее небо за двадцать три ночи предопределения, причем в каждую ночь низводилось то, что Аллах решал ниспосылать за этот год, а затем оно ниспосылалось частями в течение всего года. Это мнение разделяли Мукатиль ибн Хаййан, аль-Халими, аль-Маварди.

Согласно третьему мнению, ниспослание Корана началось в Ночь Предопределения, а затем он ниспосылался частями. Этого мнения придерживался аш-Шааби.

Аль-Маварди пересказывал и четвертое мнение, согласно которому Коран был ниспослан с Хранимой скрижали сразу и целиком, а затем хранители передавали его по частям Джабриилу в течение двадцати ночей, а Джабриил передавал его по частям пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в течение двадцати лет. Ас-Суйути назвал это мнение странным.

На смысл ниспослания Корана с Хранимой скрижали на ближайшее небо указал имам ас-Сахави: «В ниспослании Корана целиком на небо – особая честь людям и возвеличивание их пред ангелами, извещение их о том, что Аллах печется о них и милостив к ним».

Всевышний Аллах также сказал: «Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную Ночь, и Мы предостерегаем. В эту Ночь решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Дым 44: 2-5)

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Аллах Всевышний ниспослал Коран в Ночь предопределения целиком и сразу из “хранимой скрижали” на нижнее небо в место, называемое “Дом величия”, и находился он в местах заката звезд. А после этого Аллах ниспосылал Коран Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) через ангела Джабрииля частями, в зависимости от обстоятельств, в течение двадцати трех лет” (См.: “Тафсир ат-Табари” 2/144, “аль-Мустадрак” аль-Хакима 2/530 и “Тафсир Ибн Касира” 4/685. Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут).

Шейх Албани сказал: “Ученые говорят, что эти слова Ибн Аббас не мог произнести от себя, а слышал это от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо сподвижники о сокровенных вещах от себя не говорили” (См.: “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 410).

Затем Аллах восславил эту ночь и подчеркнул ее значимость и сказал: «Откуда тебе знать, что такое Ночь Предопределения» , ведь она окружена ореолом величия и занимает важное место.

«Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев» , и поэтому благодеяние, совершенное в эту ночь, лучше того, что человек вершит в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

«В эту ночь ангелы и Дух нисходят» в большом количестве, чего не происходит в другое время, «с дозволения их Господа по всем повелениям Его, и несет она с собой мир».

«Она лишена всяких бед и несет с собой мир» , т.е. в ней не происходит несчастий и зла, поскольку неизмеримо велико благо, которое она приносит с собой.

«до наступления зари» , т.е. она начинается с захода солнца и заканчивается с наступлением зари.

Как проводить Ночь Предопределения

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал свою общину проводить Ночь Предопределения в молитве, прославлении Аллаха, в мольбе к Нему, в чтении Корана, испрашивании прощения и говорил, что провести Ночь Предопределения в молитвах — это значит получить прощение всех прошлых грехов, совершённых рабом Аллаха в течение его жизни. В хадисе говорится: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» . (аль-Бухари и Муслим).

Когда мать правоверных, Аиша, (да будет доволен ею Аллах) спросила пророка (да благословит его Аллах и приветствует), какое дога ей читать в эту ночь, то он сказал ей следующее:

اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني

«Аллахумма, иннака анта афуан тухиббу-ль-афва, фа-афву анна!»-«О, Аллах, поистине, Ты- прощающий, любишь прощать, так прости же нас!» . Хотя нет сомнения в том, что чтение любой дога в эту ночь приветствуется.

Аиша (да будет доволен ею Аллах), рассказывая о месяце Рамазан, проведенном вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует), сказала: «Когда наступали последние 10 дней Рамазана, пророк потуже затягивал свой изар (то есть, занимался поклонением с особым усердием и удалялся от своих жен), занимался по ночам поклонением и будил членов своей семьи (чтобы они тоже молились)». Он также говорил: «Субхан-Аллах! Столько красивых вещей ниспослано в эту ночь сколько Аллах ниспослал из Своей казны! О, те, которые спят в комнатах!» (обращаясь к своим женам), — т.е. призывая их также встать и провести эту ночь в поклонении- чтении Корана, молитве, зикре, дога. (аль-Бухари и Муслим).

В достоверном хадисе от Абу Хурейры сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто постился в Рамазан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (аль-Бухари).

Следует помнить, что Всевышний слышит любые обращения, молитвы Своих рабов на любых языках, но молитвы которыми взывал к Аллаху пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) лучше и совершеннее молитв, придуманных людьми. Поистине, люди придумывают разные молитвы и составляют длинные предложения, но забывают о лаконичных и обладающих глубоким смыслом молитвах из Корана и Сунны. Передают, что Аиша рассказывала, что пророк любил обращаться к Аллаху с краткими по форме, но многозначными молитвами, отказываясь от всех иных (Абу Давуд).

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса бин Малика, сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) чаще всего обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах, даруй нам в этом мире добро и в Последней жизни добро и защити нас от мучений в Огне!»

В Ночь Предопределения, как и в другие ночи в году, с наступлением последней трети, Всемогущий Господь спускается на ближайшее небо, чтобы приблизиться к рабам, которые поминают Его со страхом и надеждой. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь в ее последнюю треть и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его?». Затем Он простирает Свои Руки и говорит: «Кто одолжит Тому, Кто не испытывает недостатка и не поступает несправедливо?» (Муслим). Все это продолжается вплоть до наступления рассвета, и тот, кто лишает себя возможности насладиться этой близостью с Аллахом, поистине, лишается великого удела. Поэтому, когда люди пришли к Ибн Масуду и сказали, что они не могут совершать ночной намаз, он ответил: «Ваши грехи заставляют вас сидеть!». Аль-Фудейл же сказал: «Если ты не можешь совершать ночной намаз и соблюдать пост днем, то знай, что ты лишен удела, и твои грехи уже сковали тебя» .

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “О тот, кто потратил свою жизнь, не приобретя ничего благого! Используй Ночь Предопределения, чтобы обрести упущенное, ведь эта Ночь приравнивается к целой жизни!” (См. “Лятаифуль-ма’ариф” 191).

В завершении хотелось бы еще раз поздравить всех с наступившим Священным месяцем Рамазан. Пусть Аллах примет в этот месяц все наши поклонения, добрые деяния и покаяния. Пусть каждый день священного поста приносит Вам и Вашим близким милость и благословение Всевышнего Аллаха.

О Ночи Предопределения (Ляйлятуль Кадр) в Коране говорится, что она «лучше, чем тысяча месяцев» (97/3).

Вот несколько советов о том, что можно делать в Ночь Предопределения, несколько раньше или позже ее, чтобы наилучшим образом воспользоваться ее благодатью:

1. Отпроситесь с работы

Мы отпрашиваемся с работы по тысячам причин. Почему бы нам, имея целью поклонение, не отпроситься с работы с целью вознести благодарность Творцу? Если нельзя взять длительный отпуск, то возьмите на несколько дней. Ведь если вам не надо идти утром на работу, вам будет легче бодрствовать ночью и предаваться поклонению, или даже пребывать в итикафе.


2. Совершайте итикаф

Проводить последние десять дней месяца Рамазан в итикафе в мечети - сунна Посланника Аллаха (с.а.в.). Во время итикафа люди совершают дополнительные (нафиля) намазы, читают Коран, возносят зикры и дуа. Можно совершать и кратковременный итикаф – например, на одну ночь, один или несколько дней.


3. Совершайте дуа, которую советовал Посланник Аллаха.

‘Аиша спросила: «С какой мольбой лучше обращаться ко Всевышнему в Ночь Могущества?» Пророк (с.а.в.) ответил: «Говори: «Аллаахумма иннакя ‘афуввун, тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни» (О Господь! Ты — Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!)


4. Читайте Коран и учите его наизусть

5. Размышляйте над смыслами Корана

Узнайте, что за суры вы слушали на тарафихе, прочитайте их перевод и тафсир. Размышляйте над их смыслами.


6. Очищайтесь от грехов

Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Кто проведет Ночь Предопределения в поклонении, веря в вознаграждение (саваб) за это, тому будут прощены все прежние грехи».

Не ограничивайтесь совершением намаза с краткими сурами, которые знаете. Узнайте смысл заученных вами сур, чтобы во время намаза читать их, размышляя над ними. Это действенный способ для концентрации при совершении пятикратных намазов, во время которых у многих внимание быстро переключается, и они начинают думать о чем-то другом.


7. Составьте индивидуальный список ваших дуа

Спросите у себя, что вы в действительности хотите у Аллаха. Всевышний бывает доволен, когда мы возносим дуа. Будь это просьба о чем-то большом, будь о малом, составьте список всех ваших желаний. А после сделайте три вещи:

Вознесите дуа к Аллаху, чтобы Он помог достичь вам всего этого

Подумайте, что вы сами сделали для воплощения ваших желаний в жизнь

Составьте план действий, который поможет вам воплотить ваши желания в жизнь


Спросите с самих себя


9. Возносите длинные, искренние, глубокие дуа

Самое лучшее время для этого – вторая половина ночи. Для этого можно встать за час до сухура. Можно возносить как и упоминаемые в Сунне дуа, так и своими, идущими от сердца словами.

10. Каждую ночь заучивайте одну дуа или аят

Аят или сура необязательно должны быть длинными. Это может быть и одна строка. Если вы не знаете точный перевод, то постарайтесь хотя бы знать примерный смысл. Записав то, что хотите выучить, носите этот отрывок каждый день с собой, бросая на запись взгляд на работе, в дороге.


11. Совершайте ифтар вместе с семьей

12. Приведите семью на таравих

Ваши жена и дети не могли попасть на таравих, потому что вы не отвозили их? Если это так, то в эти последние десять дней сделайте благое дело для всех вас и отвезите их в мечеть на тарафих.


13. Присоединяйтесь к дуа хатима

В эти десять дней все те мечети, в которых на протяжении Рамазана совершался хатим, т.е. полностью прочитывался Коран, завершают это чтение. После того, как Коран бывает полностью прочитан, возносят дуа хатима. Старайтесь вместе с семьей попасть в мечеть именно в этот день. Узнав, в какой день в какой мечети завершается хатим, можно присутствовать на дуа хатима в разных мечетях.

14. Читайте книги по жизнеописанию нашего Пророка (с.а.в.)

Это станет для вас источником вдохновения для того, чтобы прилагать больше усилий для благих дел, иншаАллах.


15. Составьте план на год

Сделав самооценку своих деяний, составьте план того, что бы вы хотели сделать в следующие 12 месяцев. Ночь Предопределения – самое лучшее время для составления такого плана (если это не отвлекает вас от поклонения).



В продолжение темы:
Погреб и подвал

Сергей Михайлович Крылов (1919-1979) - советский генерал-лейтенант внутренней службы, начальник организационно-инспекторского управления МВД СССР (1969-1971), начальник Штаба...

Новые статьи
/
Популярные