Цитаты гегеля. Философские цитаты гегеля Гегель цитаты

Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны в высшей степени затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности против каприза.

Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается всё, что в ней преходяще, капризно и субъективно.

Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы ещё не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.

Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.

Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

Существование государства, – это – шествие бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю.

деликатность

Тактичность, деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребёнке как чувство.

Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой действительности.

Дух есть бесконечная идея.

Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине.

Подлинно бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение.

В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания.

Нравственность есть завершение объективного духа.

Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность - это разум воли.

обязательства

Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.

Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогает.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им.

Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие.

Совесть в отличие от законов бесправна в государстве, ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого - другая.

Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

Нечистая совесть, как осознание себя наперекор самому себе, всегда предполагает наличие идеала.

Нечистая совесть со всё большей силой укоряет человека в том, что собственность, вещи превращены в абсолютное.

Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.

Ничто великое в мире не совершается без страсти.

Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я».

Рассудок может образоваться без сердца, а сердце - без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.

Мужество по отношению к истине - первое условие философского исследования.

Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.

Характер - это определённая форма воли и интереса, делающая себя значимой.

Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы всё своё существование, если бы он вынужден был отказаться от них.

Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе.

Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других.

Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признаёт великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

человечество

Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этих желаний.

Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.

Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

на другие темы

Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel) - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии.

Гегель родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника - Георга Людвига Гегеля, секретаря казначейства при дворе герцога Вюртембергского Карла Евгения. Предки Гегеля были лютеранами из Каринтии, изгнанными из Австрии в XVI веке в ходе Контрреформации, и обосновавшимися в Швабии. В 20 лет Гегель стал магистром философии. Три последних года в университете были посвящены богословию.

В 1818 Гегель принял предложение министра народного просвещения Пруссии Карла Альтенштейна занять пост руководителя кафедры философии Берлинского университета, который оставался вакантным с момента смерти Фихте. Здесь он публикует свою «Философию права» (1821). Основным занятием Гегеля стало чтение лекций. Его лекции по эстетике, философии религии, философии права и истории философии были изданы посмертно на основе записей его студентов. В 1818 году Гегель привлекал лишь скромное количество учеников, однако в 1820-х гг. его слава резко выросла, а лекции привлекали студентов со всей Германии и из-за её пределов. В 1830 году Гегель назначается ректором университета. После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул город, остановившись в Кройцберге. В октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, ошибочно решив, что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти является заболевание желудочно-кишечного тракта. В соответствии со своим завещанием Гегель был похоронен 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на кладбище Доротеенштадт.

Наиболее важный вклад Гегеля в социальные науки заключается в том, что он одним из первых начал изучать социальное развитие личности, поэтому его можно назвать непосредственным предшественником гуманистической социологии. Философия истории Гегеля также значительно повлияла на социологию Маркса, а через него на современную социологию. В частности, Гегель, введя идею о неизбежном конфликте как движущей силе в мировой истории и включив в свою схему исторических этапов в качестве ключевого элемента человеческое господство, оказал прямое влияние на становление современной социологии конфликта. Будучи одним из создателей концепта гражданского общества, Гегель первым обозначил четкую границу между государственной и общественной сферами.

Основные сочинения: Феноменология духа (1807), Наука логики (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften) (1817 с дополнениями переиздавалась в 1827 и 1830), Философия права (1821).

Капризную судьбу не обмануть, но выбрать можно. Живи своим умом, стойко перенося сюрпризы жизни.

Моралист-педант, говоря о совести, подмечает тонко: чувство это похоже на прожектор личностный и дается человеку для озарения пути праведного. Перейдя на стезю греха, озаряющий луч теряется в лабиринтах разврата, либо прожектор выбрасывают, иногда ломают, или разбивают вдребезги. – Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Истинное художественное произведение – обстоятельно отображает время создания, эпоху и среду обитания.

Возвышенные идеи с энтузиазмом и благосклонностью способен воспринимать лишь свободолюбивый индивидуум, дружащий с их создателем и Господом.

Деликатность и тактичность не будут рубить правду-матку, а посетуют на моросящий дождь, свою неловкость и временные трудности.

Гегель: Страдание и нетерпение вызывает реальность, жалея окружающие условия и обстановку.

Моральный светильник озаряет праведный путь. В порочную дорогу совесть не берут, оставляя дома с добродетелью и жалостью.

Добродетель невозможно определить по отдельным поступкам. Когда человек живет добродетелью – нравственные поступки, одобренные совестью, для него норма и рутина.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Гегеля читайте на страницах:

Людям нужно быть благосклонными к окружающим, поэтому вежливость необходимо воспринимать как должное.

Если человек делает своей целью что либо суетное, т. е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе… Таково, например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу.

Добродетель стала искусством, которому должно и можно выучиться, но судьба которого при этом оказалась странной: в то время как остальные искусства были усовершенствованы и одно поколение училось у другого, одна только нравственность заметным образом не умножилась, и получается так, что здесь каждый вынужден учиться заново и не может использовать опыт предшествующих поколений.

Из всех… обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.

Благоразумие предполагает, что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения, хотя она и может быть его следствием.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

Ничто великое в мире не совершается без страсти.

К характеру относится прежде всего та формальная сторона энергии, с которой человек, не давая сбить себя с раз принятого пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех своих действиях согласие с самим собой.

Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения.

В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания.

Быть своим собственным господином и рабом кажется преимуществом по сравнению с тем состоянием, в котором человек есть раб другого.

Совесть в отличие от законов бесправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого - другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно…

Неблагородно не говорить правды, когда уместно ее сказать, ибо это унижает и самого себя, и других. Однако следует также не говорить правду, если к этому не имеют призвания или права.

Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.

Мужество по отношению к истине - первое условие философского исследования.

Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них.

Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия.

Если правду говорят только для того, чтобы настоять на своем, без дальнейшего успеха, то это является по меньшей мере излишним, ибо правда нужна не для того, чтобы о деле только высказались, но и для того, чтобы оно был о совершено.

Чего человеку поистине надлежит страшиться, так это не внешней подавляющей его мощи, а нравственной силы, которая есть определение его собственного свободного разума и вместе с тем нечто вечное и нерушимое, так что, обращаясь против нее, человек восстанавливает ее против себя.

Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.

Нечистая совесть со все большей силой укоряет человека в том, что собственность, вещи превращены в абсолютное.

Стыд… есть начало гнева против того, что не должно быть.

Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе.

Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным.

Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.

Характер - это определенная форма воли и интереса, делающая себя значимой.

Нравственный человек сознает содержание своей деятельности чем то необходимым… и этим так мало наносится ущерб его свободе, что последняя даже, наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной и содержательной свободой в отличие от произвола, который есть еще бессодержательная и лишь возможная свобода.

Для того, чтобы речь выступала в роли сильнодействующего средства на слушателя, нужно еще и думать.

Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие.

Дурной человек следует своим склонностям и из за них забывает свои обязанности.

Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этих желаний.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.

Дурной человек считал бы нужным выполнить свои обязанности, но у него нет воли, чтобы управлять своими склонностями и привычками.

Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела.

Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других.

Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.

Рассудок может образоваться без сердца, а сердце - без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.

Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего я.

По отношению к окружающим мы обязаны быть честными и правдивыми на словах и на деле.

Нечистая совесть как осознание себя наперекор самому себе всегда предполагает наличие идеала…

Идеал – это определенная действительность в истинном ее проявлении.

Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.

Подлинно бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Мы должны хотеть чего то великого, но нужно также уметь совершать великое; в противном случае это - ничтожное хотение. Лавры одного лишь хотения суть сухие листья, которые никогда не зеленели.

Упрямый настаивает на своей воле только потому, что это его воля, он настаивает на ней без разумного основания, т. е. без того, чтобы его воля представляла собой нечто имеющее всеобщую ценность.

Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогает.

Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

Воспринимая брак, как правовую любовь, мы исключаем из нее капризность, субъективизм и некую эмоциональность.

Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других…

Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что - либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью.

Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой действительности.

Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

Что касается определенного призвания, которое кажется какой то судьбой, то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны в высшей степени затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности против каприза.

Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе… других.

Стыд… представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть…

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность - это разум воли.

Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия.

Зло есть не что иное, как несоответствие между бытием и долженствованием.

Насколько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство…

Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

К морали: высшее в ней добиться того, чтобы вина и страдания этого сердца были похоронены в нем самом и сердце стало могилой сердца.

По сути, в рамках государства совесть бесправна, ведь, даже если люди к ней взывают, она у всех разная и у каждого своя, как и правда.

Нечистая совесть предполагает восприятие человеком самого себя вразнобой с созданным идеалом.

Человек воспитывается для свободы.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет только форму характера, но не его содержание.

Искусству предназначена необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что, когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы, а именно освобождение от уз чувственности.

Благоразумие предполагает, что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения, хотя она и может быть его следствием.

Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.

Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.

Быть своим собственным господином и рабом кажется преимуществом по сравнению с тем состоянием, в котором человек есть раб другого.

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.

Вдохновение есть не что иное, как то, что находящийся в состоянии вдохновения весь поглощен предметом, всецело уходит в него и не успокаивается, пока не найдет вполне соответствующую художественную форму и не даст ей последнего чекана, не доведет ее до совершенства.

Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.

Внешний поступок не отличается от внутреннего. В злом деле и намерение, по существу, тоже бывает злым, а не добрым.

Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей.

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что-либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью.

Добродетель стала искусством, которому должно и можно выучиться, но судьба которого при этом оказалась странной: в то время как остальные искусства были усовершенствованы и одно поколение училось у другого, одна только нравственность заметным образом не умножилась, и получается так, что здесь каждый вынужден учиться заново и не может использовать опыт предшествующих поколений.

Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого.

Дурной человек следует своим склонностям и из-за них забывает свои обязанности.
Дурной человек считал бы нужным выполнить свои обязанности, но у него нет воли, чтобы управлять своими склонностями и привычками.

Если воля цепляется только за мелочи, за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет форму характера, но не его содержание.

Зло есть не что иное, как несоответствие между бытием и \у долженствованием.

Если правду говорят только для того, чтобы настоять на своем, без дальнейшего успеха, то это является по меньшей мере излишним, ибо правда нужна не для того, чтобы о деле только высказались, но и для того, чтобы оно было совершено.

Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.

Если человек делает своей целью что-либо суетное, т.е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе… Таково, например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу.

Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине.

Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.

Искусству предназначена необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что, когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы, а именно освобождение от уз чувственности.

Истина средства заключается в его адекватности цели.

Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением.

Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.

К каждому человеку нужно… предъявлять требование, чтобы он обнаружил характер. Человек с характером импонирует другим, потому что они знают, с кем имеют дело в его лице.

К морали: высшее в ней - добиться того, чтобы вина и страдания этого сердца были похоронены в нем самом и сердце стало могилой сердца.

К характеру относится прежде всего та формальная сторона энергии, с которой человек, не давая сбить себя с раз принятого пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех своих действиях согласие с самим собой.

Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.

Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше него. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Моральный принцип преимущественно относится к умонастроению или намерению. Но здесь существенно также и то, чтобы не только намерение, но и поступок был хорошим.

Мы должны хотеть чего-то великого, но нужно также уметь совершать великое; в противном случае это - ничтожное хотение. Лавры одного лишь хотения суть сухие листья, которые никогда не зеленели.

Насколько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство.

Не то, что есть, вызывает в нас чувство нетерпения и страдания, а то, что оно не таково, каким должно быть.

Неблагородно не говорить правды, когда уместно ее сказать, ибо это унижает и самого себя, и других. Однако следует также не говорить правду, если к этому не имеют призвания или права.

Неимущий, как таковой, не равен имущему. От его воли зависит, следовательно, хочет ли он явиться в качестве неимущего. Он захочет этого только в том случае, если будет убежден, что я буду считать его равным.

Ничто великое в мире не совершается без страсти.

Нравственное - это повиновение в свободе.

Нравственность должна выступать в форме красоты.

Нравственность - это разум воли.

Нравственный человек сознает содержание своей деятельности чем-то необходимым… и этим так мало наносится ущерб его свободе, что последняя даже, наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной и содержательной свободой в отличие от произвола, который есть еще бессодержательная и лишь возможная свобода.

Обязанности человека делятся на четыре рода: на обязанности перед самим собой, перед семьей, перед государством и перед другими людьми вообще.

Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.

Педантичному моралисту можно сказать, что совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, - это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия.

По отношению к своим друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего - не требовать от своих друзей никаких услуг.

Поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, нужно добиваться в первую очередь, и только тогда может прийти моральное поведение, как таковое, в котором нет никакого правового предписания.

Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают.

Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела.

Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву.

Применительно к нравственности единственно истинны только следующие слова мудрецов древности: быть нравственным - означает жить согласно нравам своей страны.

Пусть каждый человек, прежде чем предъявлять требования другим, искать причину зла вовне, начнет с того, что взвесит свое положение, свои права и, обнаружив в своем владении несправедливость, направит усилия на то, чтобы уравнять себя в правах с другими.

Рассудок может образоваться без сердца, а сердце - без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Самая серьезная потребность есть потребность познания истины.

Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется, что оно есть.

Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

Сова Минервы вылетает только с наступлением сумерек.

Совесть в отличие от законов бесправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого - другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно.

Стыд есть начало гнева против того, что не должно быть.

Стыд представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть.

Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я».

Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.

Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны в высшей степени затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности против каприза.

Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял.

Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других.

Упрямый настаивает на своей воле только потому, что это его воля, он настаивает на ней без разумного основания, т.е. без того, чтобы его воля представляла собой нечто имеющее всеобщую ценность.

Характер - это определенная форма воли и интереса, делающая себя значимой.

Чего человеку поистине надлежит страшиться, так это не внешней подавляющей его мощи, а нравственной силы, которая есть определение его собственного свободного разума и вместе с тем нечто вечное и нерушимое, так что, обращаясь против нее, человек восстанавливает ее против себя.

Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия.

Человек воспитывается для свободы.

Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг - завоевать самостоятельность посредством своей деятельности и рассудка.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость - суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.

Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, поведения и ума.

Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе других.

Что касается определенного призвания, которое кажется судьбой, то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - философ из Германии, один из основателей немецкой философии в ее классическом проявлении.

Общие данные из биографии Гегеля

Великий мыслитель родился в 18 веке в семье чиновника, занимающегося управлением финасов при дворе герцога. Гегель получил очень хорошее образование. С раннего детства увлекался чтением научных и философских книг. Особенно будущий философ увлекался литературой античности, в частности посвящал много времени Софоклу.

Гегель усердно учился, что позволило к 20 годам получить звание магистра философии. С 1818 года занимает место профессора философии в Берлинском университете, и с этого времени он начал публиковать свои труды.

Книги философа

Работы Гегеля и его философские суждения стали очень популярными, а в наше время давно перешли в разряд классики.

Цитаты Гегеля затрагивают такие темы, как обозначение духа, его становление, понятие перфекционного бытия, философия природы, права и истории.

Главные труды мыслителя:

  • "Феноменология духа"’;
  • "Наука логики";
  • "Философия права";
  • "Философия религии".

Более 30 книг и очерков принадлежат его перу. Гегель, книги которого выдвигали новые философские идеи, оценили его современники, они были доработаны последователями.

Цитаты Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Были переведены на другие языки, в том числе на русский. Особенно эффектно высказывался Гегель о свободе: ""Человек воспитывается для свободы"". Многим современным политикам не помешало бы ознакомиться с книгами немецкого философа.

Если общие философские концепции ученого довольно сложны в понимании, особенно это касается одного из самых значимых его трудов "Феноменология духа", то сами цитаты Гегеля очень жизненны и понятны даже людям, далеким от абстрактних учений.

Вот еще одна достойная мысль достойного человека: "Главная цель воспитания - сделать человека независимым созданием, то есть созданием со свободной волей". Читая знаменитые цитаты Гегеля типа: "Так как брак заключается в момент торжества чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и несет в себе возможность расторжения", можно сказать, что автор неплохо разбирался в психологии.

Конечно, идеи Георга Вильгельма Гегеля ограничены его временем, однако многие исследователи считают, что способы толкования его философии еще не исчерпаны до конца и имеют перспективы в будущем.

Как говорил исследователь работ Гегеля В. С. Нерсесянц: ""Выдающийся человек осуждает народ на то, чтобы они его объясняли"".

Современные родители также найдут что-то для себя в творчестве философа. "Из всех видов безнравственных отношений отношение к детям, как к рабам, находится на первом месте".

Цитаты Гегеля, как и его книги в целом, получили широкое распротранение как среди философов, так и среди просто образованных людей.



В продолжение темы:
Сад и огород

Лучший способ извлечения сока из груш — прессование измельченных плодов. Полученный сок процедить через марлю, разлить в подготовленные банки или бутылки и стерилизовать от 15...

Новые статьи
/
Популярные