Фольклор как предмет филологического изучения. Что такое «фольклор» и почему его надо изучать Нужен ли архаичный фольклор современному обществу

Коколева Е.Н., с. Пелым, Кочевский район

Одной из актуальных проблем в нашем современном обществе встала проблема изучения родного языка и литературы, устного народного творчества. Нужно ли изучать родной язык, литературу, фольклор? Да, нужно, т.к. зеркалом культуры народа, его психологией и философией является родная речь. Необходимо учить детей эффективному пользованию языком в самых разных сферах, необходимо изучение различным речевым жанрам. Здесь большую пользу могут оказать специальные лингвистические курсы по истории языка, по анализу языка фольклора.

Устное народное творчество - явление многофункциональное. Произведения фольклора, отражая мировоззрение своих создателей, результаты их наблюдений над природой, поведением человека, взаимоотношениями людей, представляют интересный источник познания родного языка, народного быта и средство воспитания подрастающего поколения. В фольклоре можно найти все для всестороннего развития детей. Он образен, а потому развивает ребенка духовно и эмоционально, будит в нем воображение, чувство красоты и гармонии, несет в себе жизнерадостность. Фольклор, как экология души способен решить многие воспитательные задачи, он открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. Все это дает первые ростки понимания наших корней - любви и привязанности к маме, родному дому, к родному краю. «Горт муыт - роднöй мам» - гласит народная пословица.

Приобщение к фольклору, его выразительность дают возможность раскрыть для детей сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности, т.е. ввести детей в общемировую культуру, в истоках которой всегда есть народное творчество. В любом, даже самом маленьком произведении - будь то потешка, песня, прибаутка или народная игра - видны эпоха, быт, национальный колорит. Эти малые фольклорные формы, входя в жизнь детей, несут знания, культурные традиции округа - все это, несомненно, воспитывает вкус. Фольклор учит детей понимать «доброе и злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие не только к людям, но и к природе, понимать ее состояние. Благодаря изучению фольклора, родного языка, дети лучше понимают житейские ситуации, откликаются на юмор. Так, вступая в борьбу с Лешим, Кикиморой, Водяным, бывалый мужичок, уверенный в своей правоте и победе, подбадривает себя: «Тэ Вöрись - тэнат выныт унажык, а ме мужик - менам ылöсö унажык».

Практическое освоение окружающего мира, плоды многолетних наблюдений, сравнений оформились в виде загадок и примет, тематическое разнообразие которых свидетельствует о широте интересов их авторов. Например, перед дождем корова во рту несет домой травинку и т.д. Наиболее важное место в устном народном творчестве занимают похоронные и поминальные причитания (олляланнэз) - ядро коми-пермяцкого фольклора.

Народное творчество - это процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощения их в художественных произведениях. Художественное творчество народа возникло как творчество для себя, для удовлетворения своих эстетических потребностей. Несмотря на бесправие и нищету, коми-пермяки хранили и развивали свою самобытную культуру и донесли ее до наших дней. Но в современной школьной программе фольклор показан мало, без учета региона, не введен местный фольклор. Перед педагогами стоит большая задача по приобщению детей к родному языку и фольклору. Надо, чтобы выпускник национальной школы с гордостью мог заявить, что он коми-пермяк и все сделает для процветания округа, в совершенстве владеет родным языком и народным творчеством в зависимости от своих склонностей.

Скажите, Вы когда-нибудь пели своему малышу колыбельную песню из репертуара Земфиры или Филиппа Киркорова? Правильно, это вам даже не приходила в голову.

Мы поем нашим деткам незамысловатые, такие простые и такие любимые песенки, которые пели нам наши мамы, и им – наши бабушки, которые пелись из поколения в поколение, веками, и они дошли до нас. И это часть русского фольклора.

Какие ценности стали приоритетом в современных семьях? В первую очередь те, которые, по мнению молодых родителей, помогут ребенку выживать в непростое время в непростом мире. Зачастую мы забываем, что не может быть гармоничной личности без всестороннего развития, и упускаем его главную составляющую — эмоциональную, нравственную.

Первые годы жизни ребенок живет не разумом, а эмоциями, через них происходит его первое познание жизни. И очень большое значение имеет то, как и что он слышит и видит вокруг себя. Первые впечатления ребенка – уютная нежность маминых рук и ее голос. Мягкая, неспешная колыбельная песенка, забавные пестушки, когда мама играет с малышом, приговаривая стишки, тормоша его, заставляя смеяться и наполняя его положительными эмоциями.

Такие фольклорные формы создавались целыми поколениями, постоянно пополнялись новыми оттенками, они несут в себе мудрость и огромную воспитательную ценность.

Через детские песенки, поговорки, считалки ребенок познает первые нравственные понятия – сопереживание, доброту, отзывчивость. Говоря о музыкальном фольклоре, мы имеем в виду не только устные песенные формы, это еще и характерный ритмический рисунок народного танца. Вовлекая детей в народные подвижные игры, мы учим его не только ориентироваться в пространстве, двигаться, развивать координацию, но еще и принимать общие правила игры.

Для деток постарше, которые уже не только слушают и запоминают народные песни и прибаутки, фольклор имеет большое значение и в развитии их творческих начал. Играя в народные музыкальные игры, дети стараются привнести в игру и собственные фантазии, наделяя своих персонажей новыми чертами или качествами.

Говоря о народной музыке, я бы назвала ее «природной», настолько она гармонично и последовательно может вести детей по этапам их развития, давать на каждом из них те знания и понятия, которые им необходимы именно в этом возрасте.

Особенно интересны будут детям фольклорные праздники, которые наши предки праздновали каждый год, например, Рождество, ведь с ним связано так много песен, игр и традиций!

Чтобы забронировать билет, необходимо заполнить форму для регистрации , но попасть на представление можно только выкупив билет заранее ( .

Стоимость:
при предварительной оплате
билет взрослый+ребенок - 1100 руб., дополнительный билет - 550 руб.
при оплате на месте (при наличии мест) билет взрослый+ребенок - 1300 руб., дополнительный билет - 650 руб.

Все вопросы по телефону: 8916-2656147.

На уроках украинской литературы мы изучаем произведения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Или же нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому фольклор отражает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами украинского. Народ в фольклорных произведениях выразил горячую любовь к родному краю, опоэтизировал героическом прошлом, воспел и прославил мужественных защитников отечества. Трудно представить, каким серым бы жизнь без колядок и щедривок, без Рождественских вертепов и Пасхальных веснушек. Богатство мудрости и красоты передали нам предки. И все это нужно знать, оберегать, чтобы не забыть свои корни, свою родословную, чтобы не стать безотцовщина.

О жизни людей в разные времена и эпохи мы узнаем из разных источников: летописей, археологических раскопок, песен, литературных произведений, исторических документов.

Исторические песни, изученные в шестом классе, обогатили мои знания о мужественных воинов нашего народа. Особенно запомнился мне образ Байды. Я много знал о мужестве казаков в борьбе с турками и татарами. А прочитав «Песню про Байду», я почувствовал, как любил наш народ своих героев. Преувеличением силы и мужества воина народ еще больше возвеличивает и прославляет его. И чтобы там не было, но народные массы верили, что мужество и бесстрашие наших казаков обязательно победит.

Народные мстители не только защищали свои земли от захватчиков, но и защищали народ от жестоких господ. Ивана Кармелюка называют народным рыцарем, ему посвящено множество песен, легенд. Обо всем этом я узнал на уроках украинской литературы, изучая исторические песни.

Народная песня … Трудно представить себе жизнь нашего народа без песни. Украинская — певучая нация, и песня сопровождает их всю жизнь, обогащая неповторимой красотой искусства слова в ценной музыкальной оправе разногласия. Я с детства помню, как пел мой дедушка с соседом песню «Розпрягайте, ребята, кони». Мне понравилась эта песня в их исполнении и стала моей любимой. Я люблю ее за бодрую мелодию, приподнятое настроение, хотя ребята собираются не воевать, а отдыхать. Я думаю, тем самым подчеркнуто упорство атамана, которому после похода сон не берет, его заботу о бойцах. Когда я слышу эту песню, то представляю густой зеленый сад, куда группами подъезжают на утомленных взмыленных лошадях казаки в красочных запыленных костюмах. Лица их счастливые от встречи с родной землей. Думаю, что его любят петь в народе, что она веселит душу. А мне напоминает моего дедушки. Пусть такие песни не забываются.

Любовь к меткого и остроумного слова — одна из характерных черт украинского народа. Она отразилась в огромном количестве народих шуток, баек, поговорок, шутливых сравнений.

Это произвело свое влияние и на творчество многих писателей. Степан Руданский — один из них. В истории литературы он отличился тем, что основал новый жанр — песенки. «Степан Руданский действительно заслуживает дорогой в мире титул — титул народного поэта», — так оценил его творчество М. Рыльский.

Мне нравятся песенки Руданского. Они легко и непринужденно звучат, а по простоте изложения кроется скрытый подтекст. Автор использует различные средства — от легкого юмора до язвительно гневной сатиры. Для этих произведений характерно резкое противопоставление моральных качеств простых людей и господ. При этом сравнение не в пользу помещиков. В глазах Руданского простые крестьяне, казаки — это носители лучших черт, они честные, порядочные, умные, находчивые и остроумные. «Запорожцы у короля» не дали себя обидеть и перехитрили напыщенных поляков («Запорожцы у короля». Иоанн не позволил себя обмануть хитрому господину да еще сам имел прибыль («Пан и Иван в дороге». Произведения Степана Руданского шли к своему читателю очень долго. Но сейчас поклонников его творчества становится все больше. И я среди них.

Несколько десятков лет художественный руководитель театра фольклора «Радеюшка» Зинаида Попова посвятила тому, чтобы сохранить и возродить фольклорные традиции Русского Севера.

«Премия «Душа России» - это заслуга всего хора, - считает она. – Мы - одна семья, в которой все друг друга поддерживают. В нашем театре есть женщины, которые пришли 30 и даже 40 лет назад. Приходит к нам и молодёжь, которой мы всегда рады. Вообще я верю, что те, кто поёт фольклор и любит народные песни, обязательно вырастут хорошими людьми».

Где традиции?

Анна Нечай, «АиФ-Архангельск»: Ваш театр выступает как в России, так и за рубежом. Где зритель принимает лучше?

Зинаида Попова: Конечно, в России зритель лучше принимает. Помню, выступали мы в Германии, так вот немцы всё хотели перевод песен услышать, и удивлялись, что мы всё больше о грустном поём. Когда мы в России выступаем, у нас вторая половина концерта посвящена тому, что мы поём песни вместе со зрителями. В эти моменты люди даже плачут. Им не хватает народной песни. Сами посудите, по телевизору зачастую даже на русском языке песню сложно услышать, а не то, что народную. Помню, кто-то сказал: «Когда народ перестаёт петь, то и нация исчезает!» И я с этим полностью согласна. А люди сейчас как раз стали меньше петь. Помните, как раньше за столом собирались? Обязательно заводили песню. Это очень сближало и объединяло. А сейчас, где эта традиция? Нужно возрождать обычаи предков, возвращаться к своим корням. Наша русская песня – это душа народа. Услышав её, можно всю жизнь представить и понять.

- На улицах города мы постоянно видим афиши столичных звёзд. Почему не бывает афиш «Радеюшки»?

Мы два раза в год даём большие концерты, ездим по школам и детским садикам. Мы востребованы даже без рекламы. Вот жаль только, что сегодня в городе нет больших площадок для самодеятельности. Хотя, нам уже пообещали выделить такую, остаётся ждать.

Кстати, есть у нас и ещё одна проблема. Так, например, мы часто поём в «Малых Корелах» на праздниках. Люди подходят, просят исполнить песни, например, «День Победы», а мы не можем. Российское авторское общество позволяет петь только фольклор. С такими запретами можно вообще перестать петь. И нужно с этим что-то делать.

Концерты «Радеюшки» всегда собирают полные залы. Фото: Из личного архива З. Поповой

Шубы вместо концертов

- Вот у нас всё говорят о массовом спорте. А что нужно, чтобы культуру нести в массы?

Во-первых, нужно общаться с людьми, быть к ним ближе. Например, важно выступать не только на большой сцене, но и в маленьких залах, где ты оказываешься лицом к лицу со зрителем. Раньше у нас были такие концерты в «Марфином Доме», а сейчас там торгуют шубами. Обидно. Вот взять те же деревни. Людям просто нечем заняться. Работы нет, культурной жизни тоже. У клубов очень плохое финансирование, если кружки какие-то и есть, то они платные. А при этом тяга к искусству, к прекрасному, есть, но она просто не реализовывается. Вот и получаются, что люди бегут из деревень, а те, кто остаются, зачастую просто начинают выпивать.

Говорят, что самыми тяжелыми временами для культуры были 90-е, когда многие потеряли зрителей из-за того, что люди отодвинули культуру на второй план. А вы это на себе ощутили?

На самом деле, в любое время зритель тянется к зрелищу. Я не припомню, чтобы мы выступали при пустых залах. На наших концертах всегда был народ, в том числе и в 90-е. Даже в глухих деревнях мы собирали залы. А многие, вот, к примеру, 80-е годы называют застойными, а я их зову «золотыми». Сколько мы тогда по стране поездили! Почти всё Золотое Кольцо объехали. Были в Калининграде, Сыктывкаре, Минске и т.д. И сегодня наш хор любят и прекрасно принимают везде.

Досье:

Зинаида Попова родилась в посёлке Удимский Котласского района Архангельской области. Пением и танцами начала увлекаться с детства. Приехав в Архангельск, поступила в студию Северного хора. С 1979 является художественным руководителем театра фольклора «Радеюшка».

Скажите, Вы когда-нибудь пели своему малышу колыбельную песню из репертуара Земфиры или Филиппа Киркорова? Правильно, это вам даже не приходила в голову.

Мы поем нашим деткам незамысловатые, такие простые и такие любимые песенки, которые пели нам наши мамы, и им – наши бабушки, которые пелись из поколения в поколение, веками, и они дошли до нас. И это часть русского фольклора.

Какие ценности стали приоритетом в современных семьях? В первую очередь те, которые, по мнению молодых родителей, помогут ребенку выживать в непростое время в непростом мире. Зачастую мы забываем, что не может быть гармоничной личности без всестороннего развития, и упускаем его главную составляющую — эмоциональную, нравственную.

Первые годы жизни ребенок живет не разумом, а эмоциями, через них происходит его первое познание жизни. И очень большое значение имеет то, как и что он слышит и видит вокруг себя. Первые впечатления ребенка – уютная нежность маминых рук и ее голос. Мягкая, неспешная колыбельная песенка, забавные пестушки, когда мама играет с малышом, приговаривая стишки, тормоша его, заставляя смеяться и наполняя его положительными эмоциями.

Такие фольклорные формы создавались целыми поколениями, постоянно пополнялись новыми оттенками, они несут в себе мудрость и огромную воспитательную ценность.

Через детские песенки, поговорки, считалки ребенок познает первые нравственные понятия – сопереживание, доброту, отзывчивость. Говоря о музыкальном фольклоре, мы имеем в виду не только устные песенные формы, это еще и характерный ритмический рисунок народного танца. Вовлекая детей в народные подвижные игры, мы учим его не только ориентироваться в пространстве, двигаться, развивать координацию, но еще и принимать общие правила игры.

Для деток постарше, которые уже не только слушают и запоминают народные песни и прибаутки, фольклор имеет большое значение и в развитии их творческих начал. Играя в народные музыкальные игры, дети стараются привнести в игру и собственные фантазии, наделяя своих персонажей новыми чертами или качествами.

Говоря о народной музыке, я бы назвала ее «природной», настолько она гармонично и последовательно может вести детей по этапам их развития, давать на каждом из них те знания и понятия, которые им необходимы именно в этом возрасте.

Особенно интересны будут детям фольклорные праздники, которые наши предки праздновали каждый год, например, Рождество, ведь с ним связано так много песен, игр и традиций!

Чтобы забронировать билет, необходимо заполнить форму для регистрации , но попасть на представление можно только выкупив билет заранее ( .

Стоимость:
при предварительной оплате
билет взрослый+ребенок - 1100 руб., дополнительный билет - 550 руб.
при оплате на месте (при наличии мест) билет взрослый+ребенок - 1300 руб., дополнительный билет - 650 руб.

Все вопросы по телефону: 8916-2656147.



В продолжение темы:
Лестницы

Вам приснился довольно оригинальный сон, в котором перед вами предстаёт сам создатель всего сущего, Альфа и Омега. Сразу же стоит сказать, что это сновидение не предвещает вам...

Новые статьи
/
Популярные