Главная мысль деда мазая и зайцев. Н.Некрасов

Мазай опытный охотник, постоянно живущий в деревне. Плывёт на своей лодке, чтобы заготовить дров. Видит погибающих зайцев, спасает их, сколько может. Но замечает, что зимними днями пощады не будет. Сказка основана на историях дедушки Мазая: про охотников, про зайцев и дружеских беседах автора с ним. Частично переданы традиции и особенности крестьянского быта. Долгожитель в мире и согласии с природой, чтит и уважает её законы.

Душа у героя болит за родной край, он понимает, что надо беречь, сохранять и преумножать природные сокровища. Надо быть милосердным и помогать в трудных ситуациях живым существам. Автор традиционно каждый год навещает друга.

Читать краткое содержание Некрасов Дед Мазай и зайцы

Автор приехал в деревню летом (в августе - месяце), под названием «Малые Вежи». С другом (по имени Мазай), они охотились на белокуприков (дупелей). Солнце забежало за тучу, и пошёл сильный дождь. Автор сравнивает струи дождя с прутьями, вонзающимися в недрах земли. Промокшие друзья убежали в старый сарай.

Некрасов хочет рассказать про то, как приезжает в гости к своему любимому другу Мозаю и гостит у него, целую неделю. Каждый год повторяется это семидневное событие.

В деревне много зелёных садов, жилые дома на высоких деревянных брёвнах. Со старых времён в ней развивается растение – хмель.

С наступлением ранней весны, происходит таяние снега и поднимается вода, что всё плывёт. Автор сравнивает это событие с Венецией. Живущий в этом крае Мазай, не может без него жить, и очень его любит. Жена умерла, детей своих нет, есть лишь внук. Он не выбирает лёгких путей. И не боится пешком сквозь леса пройти путь до Костромы. Не боится он ни диких зверей, ни обитающих пернатых, не верит в Леших. Когда – то на них хотел посмотреть, пытался вызвать, но никого не увидел. Много в тех краях растёт: грибов, спелой малины, любит он собирать и есть сразу бруснику. Нравится пение пеночки, и как в пустой деревянный бочонок, исполняет песни птица удод. Дедушка подмечает каждую травинку, каждую бабочку и цветок.

По ночам летает сыч и ухает. У него крупные, светящиеся в темноте глаза, аккуратно стоят рожки.

Автор признаётся, что иногда в ночное время испытывал он страх, когда кругом очень тихо. Сравнивает скрип сосны с ворчанием во сне старухи. Считает, что если бы не охотился его друг, то жил спокойно и беззаботно. С возрастом зрение ухудшилось, и старик иногда стрелял мимо. Во время охоты, если дедушка промахнулся, и зайчик ушёл не унывает и грозит косому пальцем.

Множество рассказов об охотниках поведал он автору: Кузя сломал курок, заманивает тетерева, и с помощью спичек делает выстрелы. Другой охотник – зверолов берёт в дорогу горшок с угольками. Использует ружьё для выстрела в стоящую жертву, когда погреет руки над углём. Такие особенности у охотников, вызывают смех у старика. Автор подчёркивает, что крестьянские анекдоты не хуже дворянских смешных историй!

Душа старичка болит за то место, где он родился и продолжает жить: ловят сетями рыбу, давят силками дичь, топят и ловят, погибающих весной зайцев.

Писатель рассказывает эпизод о спасении бедных зайцев во время наводнения, услышанный от старика Мазая в сарае. Свою Родину он называет: «болотистым, низменным краем». В этот период старик поплыл за дровами. Увидел небольшой остров и сидящих на нем косых зайцев. Воды становится всё больше, островок потихоньку уходил под воду. И дедушка командует серым длинноухим животным прыгать в лодку.

После того как они сели в лодку, островок ушёл под воду. Старичок разговаривает с ними как с детьми, проплывая дальше, спасает ещё одного зайчонка, называя его горемыкой. Продолжает плыть дальше, беременная зайчиха тонет. Спасает и её, глупую даму. Мимо проплывало бревно, на котором десяток зайчат. В лодку они не помещались, спас и их, привязал к краю. Все смеялись над проделкой старичка.

Почувствовав землю, зайцы начали двигаться и вставать на задние лапки. Мешать грести вёслами спасителю. Подвёз их берегу и отпустил зверей, но предупредил, чтоб зимой на глаза не попадались, пощады не будет, охота есть охота. Ослабленную пару он посадил в мешок и понёс домой, просушил, отогрел, дал поспать и из мешка выпустил. И тоже сказал зимой, чтоб не попадались. Летом и весной он не охотится, в это время у животного плохая шкура, так как он линяет.

Картинка или рисунок Дед Мазай и зайцы

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Золотой теленок Ильф и Петров

    Действия происходят в 1930 году. Первая сцена – Остап Бендер заходит в кабинет председателя исполкома, и, представившись сыном лейтенанта Шмидта, просит дать ему денег. Затем в кабинет входит другой мужчина

    Трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира повествует о несчастной судьбе двух молодых любящих друг друга людей, которые стали жертвами вражды между их знатными родами Монтекки и Капулетти.

«Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов

« Дедушка Мазай и зайцы » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы - передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие - риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Некрасов Н. сказка "Дедушка Мазай и зайцы"

Жанр: литературная сказка в стихах

Главные герои сказки "Дедушка Мазай и зайцы" и их характеристика

  1. Дедушка Мазай. Старый опытный охотник. Вдовец, у него есть внук. Фантазер и рассказчик. Умный и наблюдательный. Веселый.
  2. Поэт, автор. Охотник, любит детей.
План пересказа сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
  1. Летний дождь.
  2. Деревенька Мазая
  3. Байки Мазая.
  4. Половодье
  5. Зайцы на острове
  6. Заяц на пне
  7. Зайчиха
  8. Бревно с зайцами
  9. Берег близок
  10. Зайцы убежали
  11. Последняя пара зайцев
  12. Напутствие Мазая.
Кратчайшее содержание сказки "Дедушка Мазай и зайцы" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Поэт любил охотиться вместе с Мазаем, стариком, который знал множество смешных историй.
  2. В этот раз Мазай стал рассказывать о половодье прошлой весной.
  3. Тогда он плыл по реке и вдруг увидел целый островок зайцев.
  4. Мазай посадил зайцев в лодку, и подбирал других зайцев по реке.
  5. Последним Мазай зацепил багром бревно, с сидящими на нем зайцами.
  6. У деревни Мазай отпустил зайцев, сказав им не попадаться ему зимой.
Главная мысль сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
Любое животное заслуживает жалости и заботы, потому что оно живое существо.

Чему учит сказка "Дедушка Мазай и зайцы"
Сказка учит быть веселым, уметь фантазировать, уметь рассказывать интересные истории и анекдоты. Учит любить животных и бережно к ним относиться. Учит не брать от природы лишнего, а только то, что потребно.

Отзыв на сказку "Дедушка Мазай и зайцы"
Мне понравилась эта веселая история. про спасенных зайцев. Дедушка Мазай поступил очень хорошо, не дав зайцам погибнуть при половодье. Он действовал прямо как сотрудник МЧС в наши дни.

Пословицы к сказке "Дедушка Мазай и зайцы"
Сам погибай, а товарища выручай.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Жизнь дана на добрые дела.
Поневоле заяц бежит, когда лететь не на чем.
Кто живет у воды, тому наводнение привычно.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
Поэт был на охоте со старом Мазаем, когда на казалось бы совершенно чистом небе появилась маленькая тучка и вдруг хлынул ливень. Поэт и Мазай бегом устремились к сараю и спрятались в нем.
Деревня, в которой живет Мазай, стоит на низменном месте и весной ее затопляют талые воды. Но Мазай любит свою деревню и лес, в который он ходит постоянно - за грибами, брусникой, охотиться.
Мазай не верит в лешего и один раз даже специально караулил лешего в лесу, но никого не поймал. А вот ночью в лесу страшно и тихо как в храме.
Мазай старый и опытный охотник, но глаза его к старости стали подводить, и он часто промахивается. Зато знает много анекдотов про других охотников. Например про охотника, который прежде чем стрелять, греет руки над угольками.
Однажды весной Мазай плыл по реке на лодке. Вода поднялась высоко и затопила всю низменность. И вот видит Мазай островок, на котором набилось множество зайцев. А вода все пребывает и вот под зайцами осталось земли меньше аршина.
Мазай схватил одного зайца и перебросил в лодку. А остальным просто скомандовал прыгать. И зайцы гурьбой попрыгали в его лодку.
Плывет Мазаый дальше. Видит заяц застыл на пне. Снял его. Потом зайчиху с зайчатами прихватил возле кустов. Наконец увидел Мазай бревно, которое плыло по реке, а на бревне с десяток зайцев.
Садить их было уже некуда и Мазай просто зацепил бревно с зайцами багром.
Так и приплыл он обратно в деревню. Бабы и ребятня так все со смеху и покатились, глядя на странную процессию.
А зайцы, увидев берег заволновались, стали скакать в лодке. А когда лодка подошла к берегу, они всей гурьбой попрыгали из лодки и дали стрекача вверх по холму.
Только два зайца, совсем замерзшие, остались в лодке. Мазай взял их домой и отогрел. Утром, сухие зайцы тоже убежали в лес.
А Мазай пригрозил им, чтобы зимой ему не попадались на прицел. Ведь летом и весной он зайцев не бьет - шкура у них плохая.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дедушка Мазай и зайцы"

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится – стыдится!

Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Разделы:

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи.

Предметная.

1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.

2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.

Деятельностно – коммуникавная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре, в группе.

Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе через содержание модульного курса “Здоровье”.

Методы. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?

2.Эмоциональное настроение:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание :

Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения.

Фронтальный опрос домашнего задания.

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

Ответ ребёнка . На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.

Какая здесь основная мысль?

Ответ ребёнка. Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).

Чему оно учит?

Ответ ребёнка . Зима так же прекрасна, как и любое время года.

Работа с текстом произведения. Индивидуальный опрос письменного домашнего задания.

Задание 1 группы:

Задание 2 группы:

Выписать эпитеты.

Выписать олицетворение.

Ответы детей.

Ответы детей

Мосты ледяные.

Солнце играет,

Шумные воды.

Обходит дозором,

Голая земля.

Мороз шагает

Косматая борода.

Мороз хвастливую

Хвастливая песня.

Песню поёт.

2 учащихся отвечают у доски – выразительное чтение стихотворения.

Задание ребятам: соревновательный характер прочтения стихотворения посредством постановки логического ударения, интонационной окраски чтения, правильного произношения слов.

Задание ребятам : оценить выразительность чтения, эмоциональную передачу содержания текста.

Ответ учащихся. При выразительном чтении учащиеся обращают внимание на технику чтения, голосовое воспроизведение, на пунктуационные знаки препинания.

Проблемный вопрос – вывод.

Ответы учащихся.

Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.

А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерь хозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.

Воевода – военачальник, правитель у славянского народа. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка, отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775), провинции (1719 – 75).

Проверка работающих индивидуально по тексту.

Что такое эпитеты?

Ответ ребёнка. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются эпитетами.

Что такое олицетворение?

Ответ ребёнка. Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.

Учащиеся зачитывают выполненное задание.

Анализ ответов учащихся самими учащимися.

Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.

III. Беседа (диалог) с учащимися.

Какие стихи Некрасова кроме этого вам запомнились?

Ответ ученика. “Перед дождём”, “Железная дорога”,

Мороз, Красный нос”.

Почему?

Ответ ученика. Только очень внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.

Какая единая тема звучит в этих произведениях?

Ответ ученика. В этих стихотворениях звучит тема божественной красоту окружающей природы.

Итог. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту и выразительность серой, пасмурной погоды в стихотворении “Перед дождём”, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом в стихотворении “Железная дорога” и алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза – Воеводы в поэме “Мороз, Красный нос”.

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?

Ответ ученика. Художники – красками, музыканты – нотами.

ТСО.

Прослушаем произведение известного композитора П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Посмотрим на иллюстрацию художественного полотна И. И. Шишкина “Зима в лесу”.

Подумайте, какая тема объединяет все эти произведения.

IV. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся ещё с одним из произведений Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

V. Объяснение нового материала.

Проблемный вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”

Первичное выразительное чтение учеником. (Ученик-помощник).

Беседа по проблемным вопросам и анализ стихотворения. (групповая работа).

Ответ учащихся.

Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.

Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.

Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.

По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.

Чтобы понять главную мысль этого отрывка, нужно разобраться в трудных словах и выражениях.

Самостоятельное прочтение текста самими учащимися.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает внимательность поэта к окружающей действительности.

VI. Словарная работа. (работа в парах).

Задание для учащихся

Выделить трудные слова.

По мере возможности истолковать.

Слова: дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.

О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?

Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.

А что такое половодье?

Работа со словарем. Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.

Анализ стихотворения.

От чьего лица ведётся рассказ о природе?

Ответ ученика.

Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.

Какой дед Мазай? Нарисуйте его словесный портрет.

Понравился ли он вам?

Чем?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Задание учащимся. Составить характеристику главного героя с опорой на текст по плану:

Внешний вид героя.

Действие деда при экстримальной ситуации.

Совет деда Мазая зайцам.

Отношение к природе.

Ответы учеников

VII .Рефлексия.

Основная мысль данного произведения – это

Что такое половодье.

Продолжить мысль деда Мазая: “Взял бы я вас, да…”

Перечислить добрые поступки деда Мазая.

VIII. Дифференцированное домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.

Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.

Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в «Современнике» в первых номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики. Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич Волконский: «Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение » В 1865 году Некрасов опубликовал в «Современнике» цикл стихотворений «О погоде», представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. «Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки».

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

1. Представление учащимся картины И.И. Левитана «Большая вода», как способ формирования зрительного образа такого природного явления, как половодье. Беседа по картине, с целью развития речи детей при передаче своих художественных впечатлений при просмотре картины.

2. Первичное понимание идеи стихотворения (работа над его названием).

Краткая вступительная беседа о Некрасове.

По словам Н.А.Добролюбова, «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его себе представляете? Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Н.А.Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы».

О чем рассказывает вам название произведения?

3. Первичное чтение текста учителем.

4. Повторное чтение по картинам (по сюжету) с остановкой на «непонятных словах»;составление картинного плана с использованием набора сюжетных картинок.

Толкование слов развивает воображение, умение представлять детали картины (силки, багры, тягота, потеха, «лопочут ушами», ухнул и др. ).

5. Эпизодическое чтение, сопоставление отношения к зверькам Мазая и мужиков.Составление системы образов, рисование героев (читательская оценка поступков героя).

Чтение первой картины.

В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)

Что такое совесть?

Чтение второй картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.

Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?

Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)

Чтение третьей картины.

Что значит слово «горемыка»?

Почему Мазай так назвал зайца?

Чтение четвертой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал?

Чтение пятой картины.

Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

Чтение шестой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?

Обиделся ли Мазай на эти замечания?

Выразительное чтение после разбора.

Чтение седьмой картины.

Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

(Смена ритма в тексте используется автором для передачи стремительности движений вместо размеренной речи старого человека. Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег).

Чтение восьмой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?

А как вы думаете? (Он их не бьёт не только весной, но и летом).

Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.

7. Заключительная беседа по прочитанному.

Понимание идеи стихотворения.

Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер.

И ещё следует обратить внимание детей на название стихотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую своего отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по-человечески.

ма урока: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". Состав слова (повторение)"

Цели урока:

познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;

развивать умение понимать прочитанное, улавливать главную мысль произведенияж

cовершенствовать умения внимательно наблюдать за языком произведения, понимать образные выражения, используемые в немж

cовершенствовать умение разбирать слова по составуж

прививать любовь к окружающему миру, к природе, к животным.

Форма проведения урока: мастерская.

Оборудование: портрет Н. А Некрасова; тесты; жетоны; магниты; мел; лист оценки (2 шт.); загадки; цветная бумага для аппликации; клей; ножницы; альбомные листы; цветные карандаши; фломастеры.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, целей урока.

- Сегодня, ребята, мы снова распахнули дверь в нашу мастерскую.

- Вспомните, что такое мастерская.

- Кто такие мастера?

- Что они делают в мастерской?

- Догадались ли вы, что мы будем делать с вами в мастерской по наличию предметов на столах?

- Работать будем по группам. Девиз у нас такой: “Все помогают каждому, каждый помогает всем”.

(Даю задания по группам.)

На столах у вас лежат загадки, ребусы. Среди них есть лишняя загадка – будьте внимательны. Вам нужно их отгадать и составить название произведения.

1 группа.

2 группа.

1). Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц.)

1). Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц.)

2). Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам.)

2). Вяжет мама
длинный шарф,
Потому что сын… (жираф.)

3). Дед + ушко = существительное ед.ч., м.р.

(Дедушка.)

Догадались, о каком произведении идет речь?

Сегодня мы прочитаем отрывок стихотворения Н. А. Некрасова

(показываю портрет поэта) “Дедушка Мазай и зайцы”. Поучимся понимать выражения, используемые в нем, пронаблюдаем за языком произведения. А также повторим разбор слова по составу.

3. Работа над новым материалом.

1).Подготовительная работа.

Мы прочитали с вами первую часть стихотворения, которой нет в учебнике.

Кто запомнил, было ли то, о чем пишет поэт или это выдумка?

Как поэт и Мазай оказались в сарае?

(Н. А. Некрасов и Мазай встретились на охоте. Пошел дождь и они, увидев какой-то сарай, спрятались в нем.)

Что особенного было в деревне, где жил Мазай?

(Домики в ней на высоких столбах, вода весной прибавляется буд-то в Венеции.)

А кто запомнил о Венеции? (Город, в котором вместо улиц вода и люди переправляются на лодках – гондолах, а управляют лодками гондольеры.)

Что вы узнали о самом Мазае? (Дедушка Мазай был вдов, бездетен, имеет внука. Мазай – охотник.)

Над чем поэт “хохотал от души”? (Поэт хохотал над рассказами об охотниках.)

2). Речевая разминка.

а). Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения. (Пословица написана на доске.)

Делу время, потехе час.

б). Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания. (Задание написано на доске.)

У меле Зай мпенол ки джгшорп Бу рое бы про за апвук бо джрое ле лдоаапр ли дломис зу оленйж бы жбюь.

- Чем похожа скороговорка со стихотворением? (В скороговорке говорится о зайце и в стихотворении говорится о зайцах.)

3). Первичное чтение учащимися подготовленными заранее.

а). Проверка понимания:

- О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?

- Когда произошел этот случай? (Весной.)

б). Словарно – лексическая работа.

- В стихотворении очень много слов, непонятных вам выражений.

На доске: Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;

Гуторить – разговаривать;

Половодье – разлив реки;

Гинут – гибнут;

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см;

Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам;

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Сукно – ткань. Кафтан – одежда. (Показываю картинку.)

Дали стречка – убежали;

Измокли – промокли;

Силки – небольшая сетка.

4. Физкультминутка.

- Все эти слова вы должны понять, так как будете осознанно читать стихотворение, а пока разминка.

Зайка.

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

4). Повторное чтение текста про себя. Подготовка к анализу стихотворения. Найти ответы на вопросы.

(Вопросы даны каждой группе перед повторным чтением.)

5). Анализ произведения.

- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Он их осуждает.)

- Почему осуждает? За что? (Осуждает за ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, так как он сам добрый человек, любит природу. Дедушка Мазай хоть и охотится, но разумно.)

- Видна ли любовь к животным в речи Мазая?

- Как он называет зайцев? Выборочное чтение.

(Бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики, зайчишки, плуты косые.)

- Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”? (К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)

-Какие способы художественного изображения использует поэт в стихотворении? (Использует тропы.)

- А что вы понимаете под словом тропы? (Эпитет, метафора, сравнение, гипербола.)

Задание 1 группе: найти в стихотворении эпитеты, гиперболы.

Задание 2 группе: найти в стихотворении метафоры, сравнения.

(Учащимся дается время на подготовку задания.)

- Как описывает поэт природу?

- А как вы относитесь к природе?

- Как бы вы поступили на месте Мазая?

- Понравился вам рассказ? Почему?

5. Разбор слов по составу.

- В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами? (Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами подчеркивают милое, доброе отношение автора к героям. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер героев.)

-Выпишите существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

(Учащиеся работают в группах.)

(Ребята выписали и разобрали по составу слова: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверишки.)

6. Итог урока. Рефлексия.

1).Ответы на вопросы.

- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?

- Каким вы представили себе Мазая?

- Это стихотворение грустное или веселое?

- Что могло случиться с зайчатами?

- Для чего поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы бережно относились к природе.)

- Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?

2). Игра – тест.

Чтобы проверить как вы внимательно читали стихотворение, немного поиграем.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы
граблями ее не давили;
Только уселась команда косая,
Весь
городочек пропал под водой…
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь,
мальчики, деда Мазая!
Только что начал работать веслом,
Глядь,у куста копошится
крольчиха…
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла
качают, грести не дают…
Мы за деревней
в кустах очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились…

3). Творческая работа. (Предлагается учащимся составить аппликацию или проиллюстрировать один из понравившихся эпизодов стихотворения.)

Выставление оценок в “Лист оценок”. Командирам групп предлагается прокомментировать работу учащихся в своей группе.

7. Домашнее задание.

Перечитать с 242 – 244, разделить текст на части, подготовиться к пересказу.

Жанр: сказка

Главные герои: Некрасов , Мазай - его приятель

Некрасов - близкий к крестьянам писатель, написал очень известную историю, а краткое содержание сказки «Дедушка Мазай и зайцы» для читательского дневника поможет вам ее вспомнить.

Сюжет

Главный герой (Некрасов) в летний сезон навещает приятеля и проводит с ним неделю, во время которой они охотятся в лесу, наблюдают за природой - дождями, пением птиц, цветением различных растений, ночью замечают глаза птиц и зверей. Однажды, пережидая в сарае ливень, они разговарились, и Мазай рассказал, как весной из-за тающего снега в реке поднялась вода. А он плыл на лодке и увидел на клочке суши зайчат. Пожалел их дед и принял на судно. Поплыл дальше, спас еще несколько малюток, а затем увидел дерево, плывущее по воде, на котором тоже ютились зайчата, он прикрепил деревце к лодке и поплыл к берегу. Малютки выпрыгнули на сушу и разбежались. А Мазай наказал им не попадаться ему на глаза зимой, иначе пристрелит на охоте, не пожалеет.

Вывод (моё мнение)

Какую бы профессию или занятие ты ни имел, нужно помнить, кто ты на самом деле - человек, а человек - один из обитателей и частица природы, и нужно помогать животным, даже если ты охотник.



В продолжение темы:
Гараж

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ДРАКОНОВ Hymn of Appolo The sleepless Hours who watch me as I lie, Curtained with star-inwoven tapestries From the broad moonlight of the sky,...

Новые статьи
/
Популярные