Гречиха – Андерсен Г.Х. Детские сказки онлайн Построение монолога «Опиши дерево по плану»

Часто, послѣ грозы видишь, что гречиха въ полѣ спалена до-черна, будто по ней пробѣжалъ огонь; крестьяне въ такихъ случаяхъ говорятъ: „Это ее опалило молніей!“ Но почему?

А вотъ что я слышалъ отъ воробья, которому разсказывала объ этомъ старая ива, растущая возлѣ гречишнаго поля,-дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, все корявое, съ трещиною посрединѣ. Изъ трещины ростетъ трава и ежевика; вѣтви дерева, словно длинныя зеленыя кудри, свѣшиваются до самой земли.

Другія поля вокругъ ивы были засѣяны рожью, ячменемъ и овсомъ-чудеснымъ овсомъ, похожимъ, когда созрѣетъ, на вѣточки, усѣянныя маленькими, желтенькими канарейками. Хлѣба стояли прекрасные, и чѣмъ полнѣе были колосья, тѣмъ ниже склоняли они, въ благочестивомъ смиреніи, свои головы къ землѣ.

Тутъ же, возлѣ самой ивы, было поле съ гречихой; гречиха не склоняла головы, какъ другіе хлѣба, а держалась гордо и прямо.

Я не бѣднѣе хлѣбныхъ колосьевъ!-говорила она.-Да къ тому же еще красивѣе. Мои цвѣты не уступятъ цвѣтамъ яблони. Любо-дорого посмотрѣть! Знаешь ты, старая ива, кого-нибудь красивѣе меня?

Но ива только качала головой, какъ бы желая сказать: „Конечно, знаю!“ А гречиха надменно говорила:

Глупое дерево, у него отъ старости изъ желудка трава растетъ!

Вдругъ поднялась страшная непогода; всѣ полевые цвѣты свернули лепесточки и склонили головки долу; одна гречиха красовалась попрежнему.

Склони голову!-сказали ей цвѣты.

Незачѣмъ!-отвѣчала гречиха.

Склони голову, какъ мы!-закричали ей колосья.-Сейчасъ промчится подъ облаками ангелъ бури! Крылья его доходятъ до самой земли! Онъ снесетъ тебѣ голову прежде, чѣмъ ты успѣешь взмолиться о пощадѣ!

Ну, а я все-таки не склоню головы!-сказала гречиха.

Сверни лепестки и склони голову!-сказала ей и старая ива.-Не гляди на молнію, когда она раздираетъ облака! Самъ человѣкъ не дерзаетъ этого: въ это время можно заглянуть въ самое небо Господне, но за такой грѣхъ Господь караетъ человѣка слѣпотой. Что же ожидаетъ тогда насъ? Мы, бѣдные полевые злаки, вѣдь, куда ниже, ничтожнѣе человѣка!

Ниже?-сказала гречиха.-Такъ вотъ же я загляну въ небо Господне!

И она въ самомъ дѣлѣ рѣшилась на это въ своемъ горделивомъ упорствѣ.

Весь міръ словно загорѣлся отъ молній, когда же снова прояснилось, цвѣты и хлѣба, освѣженные и омытые дождемъ, радостно вдыхали въ себя мягкій, чистый воздухъ. А гречиха была вся опалена молніей и никуда больше не годилась.

Старая ива тихо шевелила вѣтвями по вѣтру; съ зеленыхъ листьевъ падали крупныя дождевыя капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:

О чемъ ты? Посмотри, какъ славно кругомъ, какъ свѣтитъ солнышко, какъ бѣгутъ облака! А что за ароматъ несется отъ цвѣтовъ и кустовъ! О чемъ же ты плачешь, старая ива?

Тогда ива разсказала имъ о высокомѣрной гордости и казни гречихи; гордость всегда, вѣдь, бываетъ наказана. Отъ воробьевъ же услышалъ эту исторію и я: они прощебетали мнѣ ее какъ-то разъ вечеромъ, когда я просилъ ихъ разсказать мнѣ сказку.

b6d767d2f8ed5d21a44b0e5886680cb9

Ч асто, когда после грозы идешь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: "Это ее опалило молнией!" Но почему?

А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля - дерево такое большое, почтенное и старое- престарое, все корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зеленые кудри, свешиваются до самой земли.

Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменем и овсом - чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими желтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.

Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.

Я не беднее хлебных колосьев! - говорила она. - Да к тому же еще красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?

Но ива только качала головой, как бы желая сказать: "Конечно, знаю!" А гречиха надменно говорила:

Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растет!

Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.

Склони голову! - говорили ей цветы.

Незачем! - отвечала гречиха.

Склони голову, как мы! - закричали ей колосья. - Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесет тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!

Ну, а я все-таки не склоню головы! - сказала гречиха.

Сверни лепестки и склони голову! - сказала ей и старая ива. - Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!

Ниже? - сказала гречиха. - Так вот же я возьму и загляну в небо господне!

И она в самом деле решилась на это в своем горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освеженные и омытые дождем, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.

Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зеленых листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:

О чем ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несется от цветов и кустов! О чем же ты плачешь, старая ива?

Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьев же услышал эту историю и я: они прощебетали мне ее как-то раз вечером, когда я просил их рассказать мне сказку.

Сказка о горделивой Гречихе, которая не склоняла голову к земле, в отличие от других растений на поле. Она считала свои цветы красивее цвета яблони и хлебных колосьев. Когда началась гроза, Гречиха решила глянуть прямо в небо, за что молния ее и опалила.

Сказка Гречиха скачать:

Сказка Гречиха читать

Часто, когда после грозы идёшь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: «Это её опалило молнией!» Но почему?

А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля, - дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, всё корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зелёные кудри, свешиваются до самой земли.

Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменём и овсом - чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими жёлтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.

Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.

Я не беднее хлебных колосьев! - говорила она. - Да к тому же ещё красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?

Но ива только покачала головой, как бы желая сказать: «Конечно, знаю!» А гречиха надменно говорила:

Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растёт!

Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.

Склони голову! - говорили ей цветы.

Незачем! - отвечала гречиха.

Склони голову, как мы! - закричали ей колосья. - Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесёт тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!

Ну, а я всё-таки не склоню головы! - сказала гречиха.

Сверни лепестки и склони голову! - сказала ей и старая ива. - Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!

Ниже? - сказала гречиха. - Так вот же я возьму и загляну в небо господне!

И она в самом деле решилась на это в своём горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освежённые и омытые дождём, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.

Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зелёных листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:

О чём ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несётся от цветов и кустов! О чём же ты плачешь, старая ива?

Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьёв же услышал эту историю и я: они прощебетали мне её как-то раз вечером, когда я спросил их рассказать мне сказку.

^ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6-8 лет) должны знать:


  • названия основных деревьев, их классификацию: листвен­ные, хвойные, фруктовые, лес - бор - чаща - сад;

  • различия деревьев по внешнему виду;

  • названия частей дерева;

  • понятия «елка - дерево», отличие ели от сосны;

  • понятие «цветущие деревья»;

  • о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);
- как меняются деревья в различные времена года.
^ Расширение словарного запаса детей:
названия: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщи­на, высота, цвет, листопад;

признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосно­вый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, круп­ные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;

действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, рас­пускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очи­щать, ломать, охранять.

^

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Тополь - тополек,

дуб - дубок,

осина - осинка (осиночка),

береза - березка (березонька),

рябина - рябинка (рябинушка),

ива - ивушка,

елка - елочка,

сосна - сосенка,

клен - кленок,

яблоня - яблонька,

шишка - шишечка,

ветка - веточка,

лист - листик, листок, листочек,

лес - лесок,

иголка - иголочка.

^ Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»

Клен - клены - кленов;

тополь - тополя - тополей;

осина - осины - осин;

дуб - дубы - дубов;

липа - липы - лип;

береза - березы - берез;

ива - ивы - ив;

рябина - рябины - рябин;

ель - ели - елей;

елка - елки - елок;

сосна - сосны - сосен;

яблоня - яблони - яблонь;

плод - плоды - плодов;

шишка - шишки - шишек;

желудь - желуди - желудей;

сережка - сережки - сережек;

крона - кроны - крон;

макушка - макушки - макушек;

корень - корни - корней;

ствол - стволы - стволов;

ветка - ветки - веток;

сук - сучья - сучьев;

иголка - иголки - иголок;

лепесток - лепестки - лепестков;

лес - леса - лесов;

чаща - чащи - чащ.

^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай»

Одно дерево - два дерева - пять деревьев, одно высокое дерево - два высоких дерева - пять высоких деревьев,

одна ветка - две ветки - пять веток,

одна сосновая ветка - две сосновые ветки - пять сосновых веток,

один могучий дуб - два могучих дуба - пять могучих дубов.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»


ветка сосны - сосновая; ... ели - еловая; ... тополя - тополиная; ... осины - осиновая; липы - липовая.
Лист березы - березовый; ... рябины - рябиновый; ... дуба - дубовый; ... сосны - сосновый; ... клена - кленовый;

^ Образование прилагательного женского, мужского и сред­него рода «Назови предмет со словом "сосновый"»

Бор (какой?) - сосновый;

кресло (какое?) - сосновое;

мебель (какая?) - сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

^ Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется - березовая;

если в роще растут дубы - дубовая;

Осина - осиновая;

Ивы - ивовая;

Клены - кленовая.

^ Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на - дубе;

яблоки растут на - яблоне;

круглая шишка на - сосне;

длинная шишка у - ели;

грозди рябины растут на - рябине;

сережки растут - на березе, ольхе, иве.

^ Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»

Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кру­жится, сохнет... ;

дерево... ;

^ Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный;

если в лесу растут сосны и елки - хвойный;

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес - смешанный.

^ Классификация понятий «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель);

липа, тополь, ива, яблоня (ива);

береза, дуб, клен, смородина (смородина);

яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

Построение монолога «Опиши дерево по плану»:


  1. как называется дерево;

  2. хвойное, лиственное или фруктовое;

  3. как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);

  4. в каком лесу растет.

^ ТЕМА «ВЕСНА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:


  • первые приметы весны в природе;

  • что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;

  • как выглядят деревья и трава весной;

  • как животные и птицы встречают весну;

  • чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
- что такое ранняя - поздняя весна, в чем их отличие.

названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролес­ки, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;

признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радо­стная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журча­щий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелет­ные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;

действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцвета­ют, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, вы­водят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Материал для запоминания «Весной» (детям 6 -8 лет)

Весенние месяцы - март, апрель и май. Весной солнце под­нимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригре­вает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя ка­пель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появля­ются проталины.

Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках на­бухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, под­снежник, медуница, калужница, хохлатка.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилета­ют грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит мед­ведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появ­ляются малыши.

Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.

Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посе­вов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах - укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.

Построение монолога «Расскажи о весне по плану» (детям 6 -8 лет):


  1. приметы весны;

  2. весенние месяцы;

  3. перелетные птицы;

  4. что делают в этот период дикие животные, чем занимаются люди весной.
Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)

Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По по­лям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ру­чейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрач­ной корочкой льда, а днем пригревало солнышко - и лед таял.

На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В возду­хе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело привет­ствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».

^ Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (де­тям 6 -8 лет)

Дни, а, ночи.

Солнце, поднимается, греет.

Холодов, морозов.

Снег, проталины, набух.

Ручейки, весенние, по полям, лугам.

Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, ко­торые.

Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.

Воробьи, чирикать, приветствовать.

Грачи, стран, родные края.

Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».

^ Лексико-грамматический строй речи

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагатель­ными, «Назови, какое, какая?»

Солнышко (какое?) -яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласко­вое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное...;

травка (какая?) - молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная... .

^ Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»

Трава (что делает?) - пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вя­нет, желтеет, радует... ;

солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яб­лони... .

^ Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Проталина - проталинка,

лужа - лужица,

ручей - ручеек,

льдина - льдинка,

гнездо - гнездышко,

почка - почечка,

лист - листочек,

трава - травка, травушка,

поле - полюшко,

солнце - солнышко,

луч - лучик,

пень - пенек,

весна - веснушка,

огород - огородик,

луг - лужок,

облако - облачко,

дерево - деревце.

^ Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один - много» (детям от 6 лет)

Месяц - месяцев,

весна - весен,

проталина - проталин,

лужа - луж,

ручей - ручьев,

льдина - льдин,

птица - птиц,

гнездо - гнезд,

почка - почек,

листья - листьев,

трава - трав,

подснежник - подснежников,

поле - полей,

сад - садов,

грядка - грядок,

луч - лучей,

сосулька - сосулек,

дерево - деревьев.

^ Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)

Один ручей - два ручья - пять ручьев,

один говорливый ручей - два говорливых ручья - пять говор­ливых ручьев,

одна сосулька - две сосульки - пять сосулек, одна блестящая сосулька - две блестящие сосульки - пять блестящих сосулек.

Так же со словами: лужа, луч, дерево.

^ Образование существительных множественного числа «За­кончи правильно предложение» (детям 6 -8 лет)

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев... (стволы).

Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»

День (какой?) - весенний, погода (какая?) - весенняя, настроение (какое?) - весеннее.

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.
^ МИНУТКА ОТДЫХА

Весной

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.
^ ТЕМА «ХЛЕБ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6-8 лет) должны знать:


  • кто делает хлеб, где и из чего;

  • из каких зерновых культур делают муку, какую;

  • кто делает муку и где;

  • какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные);

  • для чего нужен хлеб;
- как должен человек относиться к хлебу.
^ Расширение словарного запаса детей:

названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, пе­ченье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты;

признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хру­стящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, с отрубями, ди­етический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;

действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, моло­тить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование простых причастий «Назови по образцу»

Убирать - убранный,

печь - печенный,

выращивать - выращенный,

косить - кошенный,

резать - резанный.

^ Образование существительных в родительном падеже «На­зови со словом "нет"»

Подсолнечник - нет подсолнечника,

рожь - нет ржи,

зерно - нет зерна,

пшеница - нет пшеницы,

колос - нет колоса,

овес - нет овса,

колосья - нет колосьев,

ячмень - нет ячменя,

сеялка - нет сеялки,

кукуруза - нет кукурузы,

комбайн - нет комбайна,

гречиха - нет гречихи,

каравай - нет каравая,

просо - нет проса,

лен - нет льна.

^ Образование существительных в родительном падеже «По­считать от двух до десяти парами и обратно»:

Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен - десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна.

То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, су­харь.

^ Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова»

Хлеб - хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хле­борезка, хлебозавод;

булка - булочка, булочная;

колос - колосок, колосья, колосится.

^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»

Поле с рожью - ржаное,

Пшеницей - пшеничное,

Овсом - овсяное,

Ячменем - ячменное,

Кукурузой - кукурузное,

Гречихой - гречишное,

Просом - просяное;

масло из льна - льняное;

Подсолнечника - подсолнечное,

Кукурузы - кукурузное;

хлеб из ржи - ржаной,

Пшеницы - пшеничный;

каша из пшена - пшенная,

Овса - овсяная,

Ячменя - ячневая,

Кукурузы - кукурузная,

Гречихи - гречневая.

^ Поиск определений «Назови, какой бывает хлеб?»

Пшеничный, мягкий,

полезный, душистый,

ароматный, . пропеченный,

ржаной, вкусный,

пышный, пахучий,

аппетитный, сухой,

свежий, подовый,

хрустящий, поджаристый,

поджаренный, черствый.

^ Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»

Откуда хлеб пришел? - ... (Из магазина.)

А в магазин как попал? - ... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? - ... (Пекут хлеб.)

Из чего? - ... (Из муки.)

Из чего мука? - ... (Из зерна.)

Откуда зерно? - ... (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? - ... (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? - ... (Хлеборобы.)

Построение монолога «Составь рассказ о пшенице»

Например. Пшеница - это злак. Пшеница растет на пше­ничном поле. Колос пшеницы - пшеничный. Мука из пшени­цы - пшеничная. Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине - конце лета комбайнами.

^ Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»

Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на ощупь, вкус).

^ МИНУТКА ОТДЫХА
Хлеб

Даже стены тут приятны -

Пахнут хлебом ароматным.

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре,

А потом его в машины -

И развозят в магазины.

Вот откуда нам на стол

Теплый, вкусный хлеб пришел.

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнечник.)
Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос.)
Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор.)
Корабль-великан не по морю плывет,

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн.)
Весной в землю бросается,

Летом на свежем воздухе разгуляется,

Осенью в печи закаляется,

Люди запахом его привлекаются. (Хлеб.)
Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб}.
Игра-хоровод

Мы на общем поле нашем

Вешним утром дружно пашем.

Сеем хлеб под птичий край,

^ Поворачиваются друг к другу в затылок, руки к груди, ими­тируют движения трактора, продвигаются вперед. Имитируют движения сеятеля.

Чтобы вырос каравай.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины!

Показывают.
Выбегают в поле дети:

Дождик, видишь всходы эти?

Их почаще поливай,

Чтобы вышел каравай,

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

^ Поднимают руки вверх и опус­кают их.

Солнце, шли свой луч волшебный

На растущий стебель хлебный.

Наше поле согревай!

Руки вверх.

Нужен людям каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Много дела с урожаем:

Жнем, молотим, провеваем,

^ Круговые вращения руками, пе­ред собой, вращают руками, как мельница

И летит из края в край

Весть, что будет каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Мы зерно в амбары сложим

И работу подытожим,

Подсчитаем урожай,

^ Движения, будто считают на счетах.

Знаем: будет каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Из пекарни мчат машины.

Руки как будто держат руль, затем разводят их в стороны.

Чьи сегодня именины?

Стол скорое накрывай!

Испекли мы каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Видно солнцу с небосвода -

Дети водят хороводы,

В хоровод и ты вставай.

Хоровод.

Будем славить каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Но, танцуя и ликуя.

Танцуют.

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай,

Он трудом добыт,

Чтобы ты был сыт.

Каравай, каравай,

Тема «ДЕТСКИЙ САД»..........................................................................

Грамматический строй речи......................................................

Лексико-грамматический строй речи......................................

Минутка отдыха................................................................................

Тема «ИГРУШКИ»...................................................................................

Познавательная часть........................................................................

Дидактические игры и упражнения..............................................

Лексический строй речи.............................................................

Грамматический строй речи....................................................

Лексико-грамматический строй речи.................................... 12

Формирование выразительности речи.................................. 12

Минутка отдыха...............................................................................13

Тема «ОСЕНЬ».......................................................................................18

Познавательная часть......................................................................18

Дидактические игры и упражнения............................................ 19

Грамматический строй речи....................................................19

Лексический строй речи..........................................................20

Минутка отдыха...............................................................................21

Тема «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».........................................................24

Познавательная часть......................................................................24

Дидактические игры и упражнения............................................24

Грамматический строй речи....................................................24

Лексический строй речи...........................................................26

Минутка отдыха...............................................................................27

Тема «ОВОЩИ».....................................................................................30

Познавательная часть......................................................................30

Дидактические игры и упражнения............................................30

Грамматический строй речи....................................................30

Лексический строй речи...........................................................32

Минутка отдыха...............................................................................33

Тема «ФРУКТЫ» ...........................................................................36

Познавательная часть......................................................................36

Дидактические игры и упражнения............................................37

Часто, когда после грозы идешь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: «Это ее опалило молнией!» Но почему?

А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля, — дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, все корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зеленые кудри, свешиваются до самой земли.

Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменем и овсом — чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими желтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.

— Я не беднее хлебных колосьев! — говорила она. — Да к тому же еще красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?

Но ива только качала головой, как бы желая сказать: «Конечно, знаю!» А гречиха надменно говорила:

— Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растет!

Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.

— Склони голову! — говорили ей цветы.
— Незачем! — отвечала гречиха.
— Склони голову, как мы! — закричали ей колосья. — Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесет тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!

— Ну, а я все-таки не склоню головы! — сказала гречиха.

— Сверни лепестки и склони голову! — сказала ей и старая ива. — Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо Господне, а за такой грех Господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!
— Ниже? — сказала гречиха. — Так вот же я возьму и загляну в небо Господне!

И она в самом деле решилась на это в своем горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освеженные и омытые дождем, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.

Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зеленых листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:

— О чем ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несется от цветов и кустов! О чем же ты плачешь, старая ива?

Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьев же услышал эту историю и я: они прощебетали мне ее как-то раз вечером, когда я просил их рассказать мне сказку.



В продолжение темы:
Разное

Достаточно вспомнить основные особенности строения всех основных систем органов человека (скелет, нервная система , системы органов кровообращения, дыхания, пищеварения и т....

Новые статьи
/
Популярные