Сценка в лагерь о богатыре. «Богатырские состязания»

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель: пропаганда здорового образа жизни

Задачи:
побуждение к изучению былин;
развитие у детей любознательности, смекалки, ловкости;
расширение кругозора;
формирование чувства гордости за историю страны.

Формы организации деятельности детей:
игровое занятие-соревнование (спортивные, интеллектуальные, творческие)

Ход мероприятия:
Игровая программа проходит в актовом зале (или спортивном зале). Мальчики каждого класса соревнуются между собой в различных конкурсах. Каждый этап оценивается жюри. По итогам выбираются победители программы

Имена ведущих: Василиса Никулична и Афросинья Всеславьевна

Отбивка из «Валенок» Пелагеи – выходят ведущие – 2 девушки в русских народных сарафанах. Читают под «Прялицу»

1: А и гой-еси, добры молодцы да красны девицы.

2: Мы расскажем вам про дела старые
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, про сражения.
Да про подвиги богатырские.

1: Как во стольном городе Кирове
Да в гимназии славной сорок шестой
Собралося войско дружное
Богатырской силушкой помериться

2: А и сильные, могучие богатыри
В славной гимназии
Не одолеть врагам сию гридницу
Не затмить им солнце наше красное
Век стоит она – не шатается
И века простоит – не шолохнется

1: А пора пригласить наших молодцев
Богатырей великих да дородных
А если говорить языцем басурманским, нам неведомым…

2: Короче… То есть будем кратки.

(под музыку «Цветы» - «Богатырская сила» выходят команды)

1: Итак, встречайте первая команда – богатырь…… и его славная дружина (5А)

2: 5Б____________________________________________________

1: 5В____________________________________________________

2: 5Г_____________________________________________________

1: 6А_____________________________________________________

2: 6Б_____________________________________________________

1: 6В______________________________________________________

2: 7А______________________________________________________

1: 7Б______________________________________________________

(каждая команда выходят сначала на сцену, ее встречают аплодисментами, после чего команды спускаются в зал и занимают специально отведенные места)

1: Вот они – гордость наша, богатыри всесильные и всемогучие. И равным им по силе нет. Поэтому и пришли они сюда, на конкурс наш почестный меж собой потягаться да друг у дружки уму-разуму понабраться.

2: А кто кого сильнее да мудрее, будут определять княжны наши да боярыни: (представление жюри)

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

Конкурсы:

Подготовительный этап:

1.Выбрать коня (по скорости разных животных)

(баллы за каждого зверя в презентации)

2. Общий вес команды (примерный вес) и в соответствии с ним выбрать дубинку (1-100 пудов) – таблица для жюри (вес дубинки должен превышать ¼ веса команды, но не больше половины общего веса команды). 10 баллов начисляется тем, у кого есть попадание в этот промежуток, остальным – на усмотрение жюри)

3. Изготовить цепи для врага (за минуту у кого длиннее будет цепь из скрепок) – 5 баллов победителю, остальным 4-1

Проверка силы и мужества:

1. Надуть «грелку» до лопания (воздушный шарик) – в какой команде лопнут быстрее шарики (3 штуки), та и победила (каждая команда отдельно, по секундомеру) – макс.оценка – 5 баллов

2. Рвать газету одной рукой, вторую спрятать за спину. Не наклоняться – 2 балла победителю. Отдельным можно присудить по 1 баллу

Проверка знаний (1 балл за правильный ответ)

1) что означает слово «булатный»

Принадлежащий богатырю

Изготовленный из азиатской стали

Тяжелый, неподъемный

Красивый, с узорами

2) из представленного снаряжения богатыря выбрать понюгальце

3) Кого из представленных богатырей схоронил Илья Муромец

Святогор

Добрыня Никитич

Алеша Попович

Микула Селянинович

4) Восстановите порядок богатырей на картине Васнецова: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец (231)

5) Из представленного списка скажите, с кем не сражался Илья Муромец

Соловей-разбойник

Идолище Поганое

Поляница (женщина-богатырь)

Змей-Горыныч

Отдых богатырский.

Танец вприсядку под современную музыку. По одному участнику от команды. (5 баллов победителю, остальным 4-1)

Дело богатырское – вызволить из полона княжну Апраксию – суженую князя Владимира. По шифровке по типу «Морского боя».

(3 балла победителю)

Подсчет баллов. Награждение победителей и всех остальных команд грамотами. В подарок богатырские принципы современных богатырей.

1: Вот они, богатыри русские,
Богатыри славные да разудалые
Супостаты их ужахаются
А красны девицы им улыбаются

2: Весь народ в гимназии им славу поет
Да каждый день хвалу воздает.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • побуждение к изучению былин;
  • развитие у детей любознательности, смекалки, ловкости;
  • расширение кругозора;
  • формирование чувства гордости за историю страны.

Условия реализации программы:

Игровая программа может проводиться в школе, доме детского творчества оздоровительном лагере, в семейном клубе. Необходим зал со свободной площадкой, оснащенной музыкальной аппаратурой. Основными участниками являются мальчики – 2 команды по 5-7 человек. Девочки – болельщики.

Реквизит:

  • 2 швабры, 2бумажные головы лошадей, бумажный дракон на основе конуса,
  • 2 бумажных круга – обруча, 2 обруча, 2 русских народных костюма для жюри,
  • 2 юбки, колокольчик, жетоны, призы – машинки сувениры.

Ведущий. Накануне праздника Дня защитника Отечества у нас будет проводиться игровая программа «Богатырская сила» для наших будущих защитников Отечества. В незапамятные времена народ создал удивительные песни – сказания и они переходили из уст в уста, от стариков к детям. Впоследствии эти песни получили название былины. Главными героями былин являются богатыри – герои защищавшие русский земли и русский народ от нашествия врагов и от злой нечисти. В исторических записях и летописях сохранилось многое указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место, только народ переделывал быль по-своему, разукрасил и преувеличил. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Совокупность воинских доблестей, сила, ловкость, составляет одну из главнейших черт русского богатыря. А сейчас мы представим наше жюри – Василисы Премудрые.

Ведущий. «Нет, не перевелись еще богатыри на земле нашей! Не оскудела в сердцах молодецкая удаль! Сойдемся, друзья и братья! Восхвалим силу нашу, силу гордую, богатырскую!». Приветствуйте наших богатырей! Для участия в игре, разобьемся на 3 команды по 5 человек. (Звон колоколов).

Ведущий. Много веков люди верили в чудесную силу колоколов. У каждого колокола – своя судьба, и нередко она зависит от его голоса. А голоса у них разные. Благовест звонил медленно и тяжело, убаюкивал граждан, желал им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал набат, когда начинался пожар, наводнение или какое-нибудь бедствие. А у нас звон колокола приглашает всех вас на первый богатырский поединок.

Конкурс «Все о былинах»

Каждая команда отвечает на два вопроса:

– Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч)
– Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златоперых рыб. (Водяной)
– Злодей свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей- разбойник)
– Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калеки перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. Как звали этого богатыря? {Илья Муромец)
– Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
– Богатырь, поповский сын, одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)

Конкурс «Бодринь»

Ведущий. «Бодринь» – это название старинной русской гимнастики. Родственно оно слову «бодрость». И недаром. Выполнив упражнения, вы чувствуете, как силы ваши удваиваются, а настроение поднимается. Каждой команде под музыку предстоит продемонстрировать одно или несколько упражнений для утренней гимнастики.

Конкурс «Меткие стрелки»

Ведущий.

Богатырь, посмотри на гранит….
Видишь, как камень кроваво блестит.
Кровью воинов залита скала
Здесь обитает драконов семья…

А сторожат драконы заколдованную красавицу-девицу.
Чтобы попасть в дракона, нужен хороший глазомер. Сейчас мы его проверим.
Набрасывание колец на кольцеброс в виде драконов.

Конкурс «Добрые слова»

Ведущий. Драконов вы победили, но вот проблема с красавицей. Кощей – Бессмертный заколдовал красавицу-девицу превратив в бабу –Ягу.Для обратного превращения, ей необходимо услышать много, добрых, красивых слов в всой адрес. Посмотрим, способны ли наши богатыри, разрушить злые чары., когда оружием станут красивые слова. Участники по очереди говорят комплименты.

Конкурс «Один за всех»

Ведущий. Русский народ славился богатырским умом, смекалкой и юмором. У вас будет не простая задача прочитать стихотворение А.Барто «Лошадка» сначала при жаре 40°С, потом при морозе 40° С, затем словно убегая от собаки. Выберите для этого испытания самого ловкого.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

Конкурс «Наездники»

У каждого богатыря, был свой верный конь, который их не подводил, не на поле сражения, не в пути. Сейчас, мы посмотрим, как вы справитесь с верным другом.
Участники «скачут» на «коне» (палка с изображением головы лошади) до ориентира и
обратно, передавая эстафету следующему участнику.

Конкурс «Перетягивание каната»

Ведущий.

Богатырское наше правило –
Надо другу в беде помочь.
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.

(И.Добронравов.)

Силой меряются: 1-я и 2-я команды, 2-я и 3-я, а затем 3-я и 1-я.

Конкурс «Шуточный конкурс»

Ведущий.

«Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка,
Добры молодцы идут
Погулять немножко»

(Из х.ф. «Морозко»)

Конкурс на ловкость. Необходимо надеть юбку, взять сумки с грузом, добежать до обруча присесть и вернуться обратно.

Ведущий.

Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Куда бы по белому свету
Дороги тебя ни вели,
Ты сыном останешься этой
Родимой российской земли.

(По Е. Ховиву.)

Ведущий: Наши Василисы –прекрасные подведут итоги.

Подведение итогов, награждение победителей и участников призами и сувенирами.

Литература:

1. Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням. М.: Моск.рабочий, 1990.
2. Жиренко О.Е, Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия.4 класс.– Москва:Вако, 2007 г.
3. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.Словарик школьника.– С.-Петербург: Литера, 2004 г.

Павлова Фаина Ивановна

воспитатель

МБОУ «Чихачевская средняя школа»

Бежаницкий район

Псковская область

Участники: дети интерната, воспитатель, классные руководители учащихся.

Цели:

1) воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;

2) развивать волевые качества личности, способствовать концентрировать свои силы в экстремальной ситуации, умение честно побеждать и достойно проигрывать;

3)способствовать проявлению индивидуальности каждого ученика.

Подготовительная работа:

1. Воспитатель совместно с девочками разрабатывает конкурсную программу «Турнир богатырей».

2.По желанию детей определяется состав двух команд

3.Готовятся призы, поздравительные открытки.

4.Готовятся карточки с заданиями, загадки, вопросы для викторины.

5.Приготовить презентацию «История праздника»

6.Приготовить объявление и вывесить в школе, когда будет проходить конкурс.

Оформление, оборудование и инвентарь.

а) спортивный зал украшается шарами, стенгазетами, поздравительными открытками.

б) оформляется стол для жюри.

в) воздушный шар 2 шт., 2 веревки, 2 мешка, 6 гвоздей, 2 молотка, деревянный чурбан, ручки, листочки, 2 банана, 2 луковицы, 2 свечи, ткань, пуговицы и иголки с ниткой, газеты, мел, ножи, картофелины, деревянные доски, миски для отходов, часы, обруч.

Ход мероприятия

Перед началом мероприятия в компьютерном классе показать презентацию «История праздника»

Мероприятие проводится в спортивном зале.

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня особый день-День Защитника Отечества. И у нас возможность проверить, как наши юноши готовят себя к службе в армию. В предложенных конкурсах они должны проявить свою сообразительность, находчивость, выносливость, дисциплину, силу- все те качества, без которых мужчина не может быть настоящим солдатом, готовым в любой момент встать на защиту своего Отечества.

Девочка: Многое может Россия - земля! Может накормить тебя вкусным хлебом, напоить родниковой водой, но защитить себя она сама не может. Поэтому защита Отечества, Родной земли - долг тех, кто ест ее хлеб и пьет ее воду.

Воспитатель: Свой праздник мы посвящаем защитникам нашей Родины,

которые в тяжелые годы испытаний отстояли ее от врагов.

В конкретных соревнованиях мы определим участников,

претендующий на звание «Будущий защитник Отечества».

И определим кто из вас САМЫЙ:

«Самый Сильный»

«Самый умный»

«Самый Смекалистый»

«Самый хозяйственный»

«Самый мужественный»

«Самый бесстрашный и мудрый»

«Самый говорливый»

Девочка:

Мы вам устроим испытанье,

И проведём соревнованье,

Где сила, ловкость и успех

Богатырей покажут всех.

Воспитатель : И так начинаем нашу конкурсную программу и все желаем удачи!

Конкурс: « Разминка »

Команды выстраиваются на линии старта «в колонну». По сигналу ведущего первые участники всех команд, держа в руках воздушный шарик, проходят дистанцию бегом и передают шарик следующему участнику команды. Побеждает та команда, которая раньше соперников пересечёт линию финиша.

Конкурс: « Бег на трех ногах»

Команды выстраиваются парами. Чуть ниже колена правая нога одного участника привязывается к левой ноге другого. По сигналу ведущего участники пробегают дистанцию на трёх ногах, возвращаются на линию старта, снимают верёвку и завязывают ноги, следующей паре. Победившей считается та команда, которая раньше выполнила задание.

Конкурс: « Толкание ядра»

В этом конкурсе ядро заменяется воздушным шаром. Первая команда выходит на линию старта, каждому участнику выдаётся воздушный шарик. По сигналу ведущего все участники команды толкают шарик от себя. Мелом на полу фиксируется лучший результат. Следующая команда проделывает то же самое, чья отметка окажется самой дальней. Та команда победила.

Конкурс: »Самый Смекалистый»

Ну - ка, молодцы, кто у нас самый смекалистый? Все участники доставайте по одной загадке. Зачитайте нам загадку и скажите нам отгадку.

Конкурс « эстафета с мячом»

Участники команд встают на четвереньки, и по сигналу поочерёдно проходят дистанцию, подталкивая головой мяч впереди себя. Мяч передаётся как эстафетная палочка.

Конкурс «Бег в мешках»

Это старинная русская игра. Играющим даются мешки, они залезают в них ногами и бегут вперёд к финишу. Участвует вся команда.

Конкурс « Катание на газете»

Каждой команде выдается газета. Первый участник команды садится на газету и по сигналу ведущего, перебирая ногами и руками по полу, катится на газете по дистанции, дойдя до определённой отметки, берёт газету в руки и бежит на линию старта, где передаёт её следующему игроку.

Конкурс «Самый Сильный»

А нам с вами предстоит выбрать самого сильного, минуя потасовку. Определим это очень просто: кто дольше удержит свою барышню на руках.

Конкурс "Самый ловкий"

(гвозди, молоток, деревянный чурбан). Каждому мальчику дается шанс проверить ловкость своих рук. Нужно с помощью молотка одним ударом забить гвоздь в деревянный чурбан.

Конкурс "Самый хозяйственный"

(ножи, картофелины, деревянные доски, миски для отходов). В конкурсе одновременно участвуют 3—4 мальчика по желанию. Они должны очистить картошку и нарезать ее соломкой.

Конкурс "Самый мужественный"

(2 банана, 1 луковица). В этом конкурсе участвуют 2 человека. Им предлагается съесть сладкое и горькое одновременно (например, банан и полголовки лука).

Конкурс "Самый бесстрашный и мудрый"

(карточки с заданиями). Для участия в конкурсе приглашают 4 человека. Каждому мальчику вручают карточку с описанием ситуации, которую он разыгрывает, отвечая на поставленный вопрос.
Карточка 1. Не заметив, что скамейка окрашена, вы на нее сели. Ваши действия?
Карточка 2. На контрольной вам надо использовать шпаргалку, но вы никак не можете найти нужную. Что вы предпримете?
Карточка 3. Вы пришли в магазин купить шоколадку. Продавец вам подал ее, а вы вдруг обнаруживаете, что у вас нет денег расплатиться (хотя точно помните, что утром получили деньги на карманные расходы). Как поступить?
Карточка 4. Вы попали в дом сумасшедших; вы знаете, что абсолютно нормальны, но вам не верят. Докажите!

Конкурс "Самый умный"

2 конверта, 20 карточек. В конкурсе вся команда.

Команда получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти — начало пословиц, на остальных — конец. Нужно "собрать" пословицы. Кто сделает это быстро и правильно?

Первый конверт
1. За битого двух небитых дают,
2. хоть вовсе брось!
3. Корень учения горек,
4. товарища нет.
5. Готовь сани летом,
6. да не берут.
7. Авось и небось —
8. зато плод его сладок.
9. На вкус, на цвет
10. а телегу зимой.

Второй конверт
1. Беспечный пьет воду,
2. не поле перейти.
3. Не изведав горького,
4. а внимание.
5. Весна красна цветами,
6. а заботливый — мед.
7. Век прожить —
8. не узнаешь сладкого.
9. Дорог не подарок,
10. а осень — снопами.

Конкурс « Фехтование»
(листы бумаги, ручки, часы)
Наносить удары, уколы противнику ребята будут словами. Нужно составить как можно больше слов из букв, имеющихся в слове "государство". Ведь каждый рыцарь жил в каком-то государстве средневековой Англии, Франции, Испании.
Внимание! Время пошло. Сколько у кого получилось слов? 2 человека с наибольшим количеством составленных слов выходят и зачитывают их по очереди.

Итог - (Государство - ус, ад, ар, год, оса, сад, суд, дар, дог, род, рот, рог, тур, вор, ров; град, сода, сорт, сало, удар, угар, удав, утро, авто, рост, руда, рота, враг, вода, город, овраг, сосуд, устав, дрова, досуг, дорога, родство).

Конкурс - «Юный защитник Отечества» угадать предметы, связанные с армией (кто знает ответ шаг вперёд)

1.Как называется деревянная часть винтовки? (Приклад).

2.Кто добывает сведения о противнике? (Разведчик).

3.В чём носят офицеры своё оружие? (В кобуре).

4.Как называется летний головной убор матроса? (Бескозырка).

5.Зимняя верхняя одежда солдат. (Шинель).

6.С помощью чего передвигается танк по земле? (С помощью гусениц)

Эстафета «Болото»

Дети предварительно снимают один кроссовок и кладут в обруч.

По сигналу участник бежит до обруча, берет свой кроссовок, надевает его и возвращается назад, передав эстафету другому участнику.

Викторина

(если команда знает ответ, то поднимает шарик)

1. В ознаменование, каких событий установлен праздник День защитников Отечества, который раньше назывался Днём СА и

ВМФ? (-23 февраля 1918 г. одержана победа Красной армии под Псковом и Нарвой над немецкими войсками).

2 . Назовите 4 важнейших сражения ВОВ? (-Оборона Москвы,

Сталинградская битва, Курская дуга, Битва на Днепре, взятие Берлина)

3 . Когда и кем было водружено над Рейхстагом в Берлине Знамя

Егоров, Кантария).

4. Кто за годы ВОВ был трижды удостоен звания Героя Советского союза?

(Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб, А.И. Покрышкин)

Конкурс: « Пришей пуговицу»

(каждому участнику команд дается ткань, пуговица и иголка с ниткой. Необходимо пришить пуговицу на время, кто быстрее.)

Конкурс: « Ловкость»

(ведущий раздаёт командам по три гвоздя и молотку и предлагает на время, то- есть, кто быстрее забьёт гвозди в брусок)

Эстафета памяти .

Бег со свечой в руках. Расстояние 10 м. Свечу можно прикрывать рукой.

Вот и подошел к концу турнир. Жюри уже успело подвести итоги. Осталось вручить призы и подарки вместе с грамотой:

Грамота -«Самый Сильный»

"Самый умный"

«Самый Смекалистый»

"Самый хозяйственный"

"Самый мужественный"

"Самый бесстрашный и мудрый"

«Самый говорливый»

Девочка:
Дорогие наши мальчики! Поздравляем вас с Днем защитника Отечества! Надеемся, что прекрасная половина человечества всегда найдет в вашем лице доблестных рыцарей и защитников!

Что же, как я посмотрю,

Есть простор богатырю!

Есть и сила, и здоровье

В нашем поколении -

Значит мы с богатырями

Входим в наш миллениум,

Значит, есть кому Россию

Защищать и охранять.

Ну, а мы хотим

Здоровья вам

И счастья пожелать

Приложение

ЗАГАДКИ

Не крылата, а перната,

Как летит, так свистит,

А сидит, так молчит.

(Стрела)

Летит ворон, весь окован,

Кого клюнет, тому смерть.

(Пуля)

Стоят три старушки:

Вздохнут они да охнут,

Вблизи все люди глохнут.

(Пушки)

Летит - лается, упадет - рассыпается.

(Снаряд)

Стоит черепаха - стальная рубаха,

Враг в овраг - да еще где враг.

(Танк)

На пушку не похоже, а палит дай боже.

(Гвардейский миномет)

Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте.

Чтоб подправить их потом,

Очень пригодится.

Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

У меня есть...

(пластилин)

Я большой, я ученик!

В ранце у меня.

(дневник)

Я готов к учебным стартам,

Скоро сяду я за..(парту)

Углы рисую и квадратики

Я на уроке... (математике)

И понимает каждый школьник,

Что очень нужен мне... (угольник)

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная... (бумага)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках...

Он - цветочный принц-поэт,

В шляпу желтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам...(нарцисс)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький...

(подснежник)

Их в Голландии найдете,

Там везде они в почете.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут...

(тюльпаны)

.
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою...(страну)

Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь...(пограничником)

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном...(корабле)

Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный...(летчик)

5.Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется...(танкистом)

Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота -
Ждет тебя, солдат, ...(пехота)

Любой профессии военной
Учиться надо непременно,

Цель: укрепление здоровья обучающихся, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, военно-патриотическое воспитание.

1. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры, в усложненных условиях.

2. Развитие ловкости и быстроты движений, ориентирования в пространстве, скоростно-силовых способностей.

3. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание правильного поведения при проведении спортивных мероприятий.

Межпредметные связи: литература и история, изобразительное искусство.

Участники: мальчики 4-х классов (2 команды по 8 человек).

Место проведения: спортзал.

Жюри: учителя физкультуры, учащиеся (5 человек).

Художественное оформление: эмблемы команд (готовятся детьми), плакаты с названием праздника, подбадривающими текстами, изображения Соловья-разбойника, двуглавого змея на листах ватмана, презентация “Богатыри Руси Великой”:

“Три богатыря”. Художник В.М. Васнецов ,

Иллюстрация к “Слову о полку Игореве”. Художник В. Фаворский,

“Богатырский скок”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Святогор-богатырь”. Художник С.П. Панасенко (Михалкин) 1990,

“Волхв-Всеславович”. Художник Б. Ольшанский,

“Вольга и Микула”. Художник К. Васильев,

“Святогор”. Художник К. Челушкин,

“Волхв Всеславич”. Художник В. Корольков,

“Один в поле воин”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Микула Селянинович”. Художник Н.К. Рэрих,

“Бой со змеем”. Художник К. Васильев,

“Пересвет на Куликовом поле”. Художник Б. Ольшанский,

“Добрыня Никитич и Татарский богатырь”. Художник Г. Юдин,

“Илья муромец и Соловей - разбойник”. Художник И.Я. Билибин,

“Илья Муромец и Идолище поганое”. Художник Г. Юдин.

Музыкальное оформление: русская народная музыка в современной обработке, песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”, песня группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Литература: Былины / Составитель: Селиванов Ф.Б. - М: Советская Россия, 1988 - (Библиотека русского фольклора; Т. 1.)

Ход проведения

1. Организация. Сказ о богатырях русских. Приложение 1 (Презентация “Богатыри Руси Великой”) <Слайд 1>

<Слайд 2> Под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила” (Приложение 2) и аплодисменты зрителей участники заходят в спортзал.

<Слайд 3>

1 ведущий.

“Гой еси вы наши гости добрые!” - это былинное пожелание здоровья, от слова “гоить” - исцелять, живить. Былины – это русские песенные сказания.

<Слайд 4>

Особенно много преданий сложил народ про богатырей, защищавших Киевскую Русь.

<Слайд 5>

2 ведущий.

Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Тридцать лет на печи лежал, а потом стал атаманом богатырской заставы. Он смелый, честный, верный, беззаветно любит Родину. Былины рассказывают о великой силе Ильи Муромца, о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым…

“Стал он силушку татарскую конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит”.

<Слайд 6>

3 ведущий.

Рядом с Ильей на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий и насмешливый Алеша Попович.

<Слайд 7>

1 ведущий.

Добрыня Никитич, роду боярского. Он статен и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, и прозвали его “тихий Добрынюшка”.

<Слайд 8>

2 ведущий.

Алеша Попович – поповский сын. Он и храбр, и умен, да нравом сварлив. Он не так силен, как напуском смел.

<Слайд 9>

3 ведущий.

Были и старшие богатыри: Святогор, Волх Всеславьевич, Микула Селянинович.

<Слайд 10>

1 ведущий.

“Святогор едет старый по святым горам. Тут колеблется мать сыра земля”.

<Слайд 11>

“Когда народился в Киеве могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля.
Стряслося славно царство Индейское,
А синее море сколыбалося.
Обучился он разным хитростям: соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать”.

<Слайд 12>

2 ведущий.

Микула Селянинович – пахарь, его любит мать сыра земля, на плече носит сумочку, а в ней вся тяга Земная. Управляется он с громадной сохой, которую “не сдвинуть 30 молодцам без единого”.

<Слайд 13>

3 ведущий.

Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет “выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”.

1 ведущий.

У могучих богатырей страшные противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Идолище поганое.

“Но, богатыри всегда сильнее их.
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря.
Широко раздолье по всей земле.
А сильные, могучие богатыри на славной Руси!”.

2. Представление команд. Представление членов жюри. Обмен приветствиями. Форма судейства сообщается перед каждым видом соревнований.

2 ведущий.

А теперь, давайте попробуем посоревноваться, померяться силушкой, как настоящие богатыри!

<Слайд 14>

3. Один в поле – воин! (Скакуны)

Одна команда (бегуны) занимает место внутри квадрата 8x10 м, другая (скакуны) становится за линией, ограничивающей квадрат.

Капитан команды скакунов посылает первого игрока своей команды в “поле”. Прыгая на одной ноге. Игрок старается салить игроков другой команды, которые спасаются от преследования, бегая на двух ногах. Осаленные покидают площадку. По команде “ Домой!” (через 15-20 с) игрок возвращается на свое место в шеренгу. И капитан посылает следующего. Игра продолжается до тех пор, пока все скакуны не побывают в “поле”. После этого команды меняются местами. Победитель определяется по количеству осаленных игроков. (1 балл)

  1. Игрок, которого коснулся скакун, покидает “поле”.
  2. Скакун, оступившийся на обе ноги, выходит за пределы площадки.
  3. В поле не могут находиться одновременно два скакуна.
  4. Теряет право участвовать в игре любой игрок, выбежавший за пределы поля.

<Слайд 15>

4. Победи двуглавого змея.

“Ветра нет, да тучу нанесло.
Тучи нет, да будто дождь дождит.
А дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния.
Как летит Змеище Горынище
О тыех о двух головах”.

Метание теннисного мяча в цель. Заранее к стене спортзала прикрепляется изображение двуглавого змея, нарисованное на листе ватмана. У каждого участника 1 попытка. Выигрывает команда, у которой количество попаданий больше.

<Слайд 16>

5. Встречная эстафета всадников .

“А теперь славные мои богатыри святорусские,
Вы скорешенько седлайте-ко добрых коней,
Да садитесь вы на добрых коней,
Поезжайте-ко раздольицем чистым полем”.

По команде учителя “Внимание!” вторые номера садятся верхом на спину партнеров, стоящих спереди. По команде “Марш!” первые пары начинают движение вперед к противоположным колоннам. Когда они достигнут стартовой линии, движение начинают следующие пары. Выигрывает команда, участники которой быстрее перебегут на противоположную сторону. Поменяются ролями и вернутся на свое место. (1 балл)

<Слайд 17>

6. Викторина. Вопросы задаются болельщикам. За правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для болельщиков 1команды.

  1. Какую дань собирали с народа в стародавние времена? (Меха, холсты, деньги, мед, рыбу)
  2. Кто такая Забава Путятична, что с ней однажды приключилось? (Племянница князя Владимира, Змей унес её в пещеру)
  3. Сколько лет сидел на печи Илья Муромец, и как он вылечился? (30, вылечили его старички, которым он подал милостыню)
  4. Какими играми увлекались богатыри? (Шахматы, шашки)
  5. Знаете ли вы, как одевались древние воины, с каким оружием они воевали?
  6. Как называется железная одежда богатыря из металлических колец, которые мешают в бою и надежно защищают от ударов противника? (Кольчуга)

Вопросы для болельщиков 2 команды.

  1. Откуда родом Илья Муромец? (Из Мурома, из села Карачаева)
  2. Где жил Соловей-разбойник? (Сидел на дубу, у речки Смородины около города Чернигова)
  3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка Косматушка)
  4. Что ели и пили богатыри русские по былинам? (Гусей-лебедей, серых уточек печеных, жаворонков жаренных, ковриги хлеба, пили квас, медовуху, зелено вино)
  5. Назовите старое оружие, которым делалась “секир башка”. (Секира)
  6. Почему щит и меч – неразлучны, но известные враги? (Меч - для нападения, щит – для защиты)

<Слайд 18>

7. Достань Соловья - разбойника .

Заранее к стене спортзала на расстоянии двух метров от пола прикрепляется изображение Соловья - разбойника, нарисованное на листе ватмана. Из самоклеющейся бумаги вырезаются стрелы, размером с ладонь.

“Сидит Соловей- разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей- разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по - соловьему,
Он кричит, злодей – разбойник, по-звериному.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Тёмны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей – то все мертвы лежат” .

Задача участников в прыжке с места вверх прикрепить стрелу к правому глазу Соловья Разбойника, т.к. по приданию Илья Муромец “стрелил в того-то Соловья-разбойника, ему выбил право око со косицею”. Звучит песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”. Приложение 3

<Слайд 19>

8. Цепная борьба. Игроки 4А строятся в шеренгу на средней линии зала, между игроками 4Б, лицом в разные стороны. Все играющие берутся под руки.

По сигналу преподавателя команда, не разжимая рук, стремиться сдвинуть противника за 3- метровую линию волейбольной разметки. Та команда, которой это удалось, считается выигравшей. (1 балл)

<Слайд 20>

9. Подведение итогов, награждение. Восстановление.Русский народный танец в исполнении девочек 4 классов.

Учитель физической культуры.

Дорогие ребята! Важно расти не только сильными и красивыми физически, но и добрыми, научиться уважать своих близких, уметь защитить их в трудную минуту. А это не так легко, как кажется. Что же поможет нам вырасти здоровыми и сильными, как богатыри? Правильно, воспитывая свою волю, каждое утро необходимо делать утреннюю гимнастику, посещать спортивные секции, закаливать свой организм и, конечно, всегда посещать уроки физкультуры.

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!

Организованный уход из зала обучающихся под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Капшурова Татьяна

Цель : закрепить знания детей об истории Руси, богатырях русских через игры и загадки; формировать образное представление о славянских войнах и богатырях ; показать храбрость, военные умения славян; познакомить с вооружением славян.

Коррекционно-развивающие задачи : обогащать словарный запас , развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к своей земле и чувство патриотизма.

Форма проведения : игровая конкурсная программа

Состав воспитанников : воспитанники центра «Исток»

Время проведения : 40 минут

Оборудование : Спички;

«кольчуги» -рубахи, шлемы, пояса, мечи, щиты, копья (гимнастические палки, палицы (палки с закрепленными на конце мешками) ;

изображения Змея Горыныча на ватмане (два комплекта) ;

Ход мероприятия

Звучит русская народная мелодия . Выходит ведущий.

Ведущий. Испокон века у русских людей была в особом почете сила. Иностранцев их мощь буквально поражала. О самых могучих богатырях складывали былины , сказки, художники писали картины, народ сочинял песни. Ребята, а каких богатырей вы знаете ?

Ответы детей : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор.

Ведущий. Богатыри не только побеждали вражью силу несметную, но и просто забавлялись своей силой, как бы сейчас сказали - тренировались, постоянно держали себя в форме. Они плавали, поднимали тяжести, были хорошими борцами.

Каждый ребенок знает про Олимпийские игры в Древней Элладе. А были ли у русских свои состязания ? Были! Как и греки, наши предки мерились силой, устраивали свои ристалища. А кто из вас, ребята, знает, что означает слово ристалище?

Ведущий. Правильно, это турнир, состязание, соревнование.

В сегодняшнем ристалище будут участвовать две команды. Справа от меня команда «Никита Кожемяка» , слева - «Добрыня Никитич» . В первом соревновании наши богатыри покажут свою быстроту и ловкость.

КОНКУРС «НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ»

Участники выкладывают на скорость название своей команды из спичек. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит.

Ведущий. Я обращаюсь к участникам и ко всему зрительному залу : во что были одеты богатыри ? Какое у них было оружие? (Кольчуга, шлем, меч со щитом, лук, копье, палица) .

Ведущий : Как известно, самым умелым пловцом среди русских богатырей был Добрыня Никитич .

И приехал он ко батюшке Днепру-реке,

И вздумал он покупатися,

И вздумал он, удалой доброй молодец, потешиться.

И стал он, серый селезень, поплавати,

И стал он, ярой гоголь, поныривати.

И в другой былине про Добрыню говорится, что он горазд был плавать по быстрым рекам : «да нырнул он от бережка ко другому» . Проверим, как умеют плавать наши богатыри .

КОНКУРС «ПЕРЕПРАВА»

Задание : добежав до стола, участник надевает шлем, берет обруч и возвращается к команде. Взяв второго участника в обруч, он «переправляет» его на другой берег и т. д.

Ведущий. Илья Муромец славился тем, что умеючи жонглировал увесистой палицей

КОНКУРС «ЖОНГЛИРОВАНИЕ ПАЛИЦЕЙ»

Участвуют по три человека от каждой команды. Участники сбивают «палицей» восемь расставленных кеглей. Для каждого участника свой вариант расстановки кеглей : клином, кругом, по прямой.

Ведущий. Часто богатырям приходилось сражаться с нечистой силой. Наибольшее количество сражений выпало на долю Ильи Муромца. Ему пришлось применить не только свою удаль, но и хитрость, чтобы одолеть всем известного Соловья-разбойника. Посмотрим, на что горазды наши богатыри .

КОНКУРС «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

В роли Соловья-разбойника выступают команды Их задача - пересвистеть противника.

Ведущий. Среди всех «соловьев-разбойников» самым звонким оказался (имя, фамилия, а в другой команде (имя, фамилия) . Мы приглашаем их и просим занять места вот на этих «деревьях» -стульях.

Соловья-разбойника мы победили, но осталось чудище трехголовое, с которым придется богатырям помериться силушкой .

КОНКУРС «ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды. Змей Горыныч нарисован на листе ватмана. Рисунок разделен на восемь частей. Участники в порядке эстафеты разбирают чудище на части и приносят трофеи в дружину. В конкурсе оценивается быстрота и слаженность команды.

Ведущий. Богатырь Микула Селянинович славился тем, что забрасывал сошку за ракитов куст, а во владении копьем не было ему равных.

КОНКУРС «МЕТАНИЕ КОПЬЯ»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участникам предлагается метнуть «копье» как можно дальше. Каждому участнику дается по три попытки.

Ведущий. Добрыня Никитич был несравненным борцом, побеждал даже более сильного Илью Муромца, брал не столько силой, сколько смекалкой, ловкостью, умением использовать особый прием. А ну-ка, богатыри , покажите свою смекалку.

КОНКУРС «РАЗВЯЖИ ПОЯС»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участники на талии завязывают широкие пояса. По сигналу ведущего необходимо развязать пояс у противника.

Ведущий. Про богатыря Святогора на Руси говорили, что он мог поднимать неимоверные тяжести не только двумя, но и одной рукой. Приглашаю наших богатырей помериться силушкой .

КОНКУРС «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание : взявшись за пояс друг друга, перетяните дружину противника на свою сторону.

Конкурс "Самый умный"

(2 конверта, 20 карточек) .

Каждая команда получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти -начало пословиц, на остальных - конец. Нужно "собрать" пословицы. Кто сделает это быстро и правильно?

Первый конверт

1. За битого двух небитых дают,

2. хоть вовсе брось!

3. Корень учения горек,

4. товарища нет.

5. Готовь сани летом,

6. да не берут

7. Авось и небось

8. зато плод его сладок.

9. На вкус, на цвет

10. а телегу зимой.

Второй конверт

1. Беспечный пьет воду,

2. не поле перейти.

3. Не изведав горького,

4. а внимание.

5. Весна красна цветами,

6. а заботливый мед.

7. Век прожить

8. не узнаешь сладкого.

9. Дорог не подарок,

10. а осень – сноп.

(Подведение итогов) .

Заключительный конкурс «Полевая кухня»

Часто в военных походах солдатам самим приходится готовить себе пищу. Сейчас мы проверим, не умрут ли от голода наши богатыри , если им придется надеяться в пропитании только на себя.

(Рецепт : «Приготовьте фруктовый салат :

Порезать яблоко, банан, очистить, разломить и порезать мандарин, добавить 2 ложки сахара, всё перемешать и накормить своих болельщиков»)

Конкурс заканчивается , как только болельщики съедят весь салат.

Подведение итогов

Поздравление девочек, адресованное мальчикам.

Награждение участников, вручение грамот и призов.



В продолжение темы:
Мансарда

Отклик на интервью КРУГ АДА ДЛЯ ОФИЦЕРА Прислали мне тут интервью, которое опубликовано в «Комсомольской правде». Не скрою, прочитав его, я подумал было, что это какой-то...

Новые статьи
/
Популярные