Снимаем как «профи» с Алексеем Хромушиным: портретная съемка. Отступить, чтобы победить! Фокусное расстояние при съемке портрета Столбы, дороги, трубы – прочь из головы

Здравствуйте, уважаемые читатели, начинающие фотографы. Для Вас сегодня подборка главных советов для съёмки портрета. Для большего интереса статья дополнена фотографиями знаменитых актеров Голливуда, глядя на снимки которых можно почерпнуть идею для создания интересного портрета, подсмотреть примеры красивого мужского позирования.
Приятного просмотра и обучения! :-)

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры - оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).


Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.

Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.

Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает - открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 - f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося.

На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза,...). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО. По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.

3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне - диагональное освещение) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.


С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.


4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.

От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и "заглянуть" в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.

Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.


Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя - это очень сложно.

При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.


Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размещать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.

6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает “позировать”. Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно - непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.

Не имеет значения, какой именно портрет Вы планируете снимать. Будь то крупноплановый портрет с открытым взглядом в помещении или ростовой портрет в обстановке улиц, фотографируйте с душою, общайтесь с моделью. Импровизируйте вместе в отличном настроении!


Обратите внимание , фото ниже, технически и деальный портрет. По композиции - тело составляет диагональ в кадре, голова смещена с центра, находится на пересечении линии третей. Позирование сидя помогает модели расслабиться. Обе руки в кадре, не обрезаны пальцы, правильно кадрированы ноги. Ровное освещение без резких теней. Фон не яркий, не отвлекает внимания от главного героя. И конечно, прекрасная искренняя улыбка!

С другой стороны - ростовой портрет с равномерным дополнительным светом. Непересвеченное небо, удачное позирование. Но эта фотография кажется обычной.
Кадр ниже более интересен. Удачный ракурс, е сть энергетика во взгляде модели. И даже резкие тени, обрезанная рука не портят снимок.


Так что, уважаемые фотографы, знайте правила композиции и умело используйте свет. Тогда можно уже делать исключения, чтобы сотворить оригинальный портрет, полный харизмы с интересным сюжетом, который надолго привлечет взгляды зрителей!
В итоге, на основании прочтенного материала, сравните фото, проанализируйте, просмотрите еще раз. Возьмите себе на заметку главные советы по сьемке портрета и позирование для фотосессии мужчин .

Итак, мы с вами поняли, что такое портрет и узнали определяющие факторы, которые позволят нам снять не просто портрет, а настоящую художественную фотографию. Один из китов, на которых держится не только портрет, но и вся фотография в целом - это, конечно же, композиция. О ней и пойдет речь в этом уроке.

От рядового снимка к идеальной композиции

Если мы с вами возьмем среднестатистическую фотографию-портрет из интернета, то она будет выглядеть приблизительно следующим образом:

А теперь давайте попробуем проанализировать ее.

Наш взгляд «гуляет» по фотографии, не находя главного объекта съемки. С точки зрения логики должно быть понятно, что это человек, но взгляд за него не цепляется. Очень много деталей, которые перебивают логику взгляда, возникает хаотичность восприятия, и… вы просто пролистываете фотографию дальше, моментально забыв о ней.

Почему так происходит? Причины такого построения кадра идут от компактных камер: человек смотрит на экран и фокусирует изображение, как правило, на автомате по центру. При этом мы получаем много лишнего неинформативного пространства по бокам и сверху, которое, как правило, не несет никакой смысловой нагрузки.

В любой фотографии, в том числе, на портрете, должны быть смысловые центры, которые притягивают взгляд человека к себе. В композиции эти области наибольшего визуального интереса определяются классическим правилом третей и находятся на пересечении определенных линий (см. схему ниже):

Также можно располагать смысловой центр или объект съемки на самой линии, это также не будет ошибочным и будет смотреться органично и эффектно. Давайте рассмотрим самый простой пример. Сравним два снимка одного и того же человека, которые я сделал в студии:


Согласитесь, второй пример выглядит гораздо интереснее за счет того, что лицо (главный смысловой центр портрета) находится чуть выше центра, на линии согласно правилу третей. От этого изображение стало органичнее. Заметьте, мы убрали лишний «воздух» над головой и по бокам, но все же оставили на снимке некоторое его количество, чтобы взгляду не было тесно при изучении снимка. Кроме того, мы в большей степени включили во второй пример руки, которые уравновесили общую композицию снимка.

А вот еще один пример действия правила третей.

Романтическая пара молодоженов расположена справа на воображаемой линии сетки, а их лица находятся практически на пересечении линий, составляя идеальный визуальный акцент. Композиция уравновешена частью теплохода, стоящего на пристани - взгляд изучает его детали, столбики ограждения, но неизменно возвращается к главным героям снимка. Эта фотография является ступенью к следующему вопросу, который мы рассмотрим.

Направление взгляда

В любом портрете должно присутствовать ощущение направления. Его можно добиться, оставляя перед объектом съемки больше пространства, а сзади наоборот, меньше. Почему так? Такое расположение объекта съемки вызывает у нас ощущение движения и показывает его направление.

На фотографии ниже вы видите портрет девушки-мима, на котором работает вышеозначенное правило. Девушка смотрит в сторону, на кадре оставлено пространство, благодаря которому мы можем проследить ее взгляд и избежать статичности. Здесь же мы можем наблюдать, как работает L-образная композиция (см. раздел «Треугольная композиция») - шляпа, голова и туловище мима при переходе в руки действительно образовывают английскую букву L.

Сколько свободного пространства оставлять сзади - вопрос по большей части вкуса и опыта. Но даже если вы задумали композицию, где ваш объект находится практически в центре кадра, всегда оставляйте пространство для его взгляда.

Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории - из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков!

Треугольная композиция

Наиболее распространенная компоновка кадра в портрете основана на треугольнике. Заметить это несложно, особенно в индивидуальных портретах - голова служит вершиной треугольника, а плечи - его основанием. При правильном использовании руки также могут включаться в треугольник.

Кроме того, правило треугольника применимо и к групповым портретам: в центре располагается самый высокий человек, а рост остальных уменьшается к границам кадра.

Встречаются и другие фигуры в построении кадра: например, в виде букв C, V, T, L и S.

В каких случаях можно использовать наклонную ориентацию кадра?

Очень часто начинающие фотографы, видя как кто-то компонует кадр с использованием наклона камеры, проникаются уважением к приёму и начинают делать так же, не особо задумываясь о причинах такого построения кадра. Между тем, цель наклонной композиции - добавить больше динамики в снимок, усилить эффект движения. Статические позы в наклонном варианте порой смотрятся не очень выигрышно, создается впечатление, что герои падают, подпирают стенки.

Ниже пример удачного применения наклонной композиции - получившаяся диагональ позволяет взгляду эффектно скользить снизу мимо толпы фанатов к ярко освещенной певице и ее эмоционально поднятой вверх руке, отчего кадр смотрится живее.

Давайте теперь рассмотрим разные типы портрета и изучим, как использовать их главные визуальные центры.

Крупноплановый портрет (оплечный)

Глаза - зеркало души. Наверняка эта фраза знакома каждому. Когда мы рассматриваем крупноплановый портрет человека, то глаза - это первое, на что мы обращаем внимание. Именно они являются самой выразительной частью лица, главным смысловым центром композиции таких портретов. Поэтому согласно правилам мы должны кадрировать портрет таким образом, чтобы глаза оказались на одной из линий сетки по правилу третей. Например, так:

Однако здесь есть некоторый нюанс. Очень часто можно встретить много красивых портретов, где глаза находятся чуть ли не посередине, но при этом фотографии смотрятся красиво и не вызывают внутренних противоречий. Здесь уже стоит полагаться на себя, должна работать внутренняя интуиция (чуть ниже мы поговорим с вами об отступлениях от правил):

Чтобы глаза привлекали еще больше внимания, они должны быть резкими, поэтому фокусировка в портретах всегда осуществляется по глазам. Обязательно следите за этим!

В крупноплановых портретах композицию нередко можно эффектно дополнить, используя руки:

Как видно из примера, руки в этом портрета использованы в качестве нижнего основания композиционного треугольника, о котором мы с вами говорили ранее. В итоге - на снимке логичная и законченная композиция.

Не используйте руки бездумно, просто ради того, чтобы они присутствовали в кадре. Помните, что все основное внимание в любом случае должно быть сосредоточено на взгляде человека. Если вы сомневаетесь, включать ли руки в кадр, лучше не снимайте их.

Определение кадрирования оплечного портрета в его названии - в кадре находится лицо и область чуть ниже плеч. Не стоит резать плечи прямо у основания кадра, такое кадрирование смотрится не лучшим образом.

Интересный факт!

При съемке портрета на открытой диафрагме (до 4.0), вы получите более объемное изображение и сможете эффектно размыть задний план. Не забывайте, что на открытых диафрагмах работать сложнее — уделяйте повышенное внимание резкости глаз!

Погрудный, поясной и ростовой портреты

Главным визуальным центром в этих портретах является лицо человека - именно на нем должен строиться главный акцент, и вы должны выстраивать композицию кадра, исходя из этого факта.

Фотографируя портрет по грудь или по пояс, в композицию кадра мы включаем еще один важный элемент - руки. О них мы уже упомянули при обсуждении крупнопланового портрета, однако в поясных и ростовых руки играют гораздо большую роль в композиции, и от того, как вы их расположите, будет зависеть конечное восприятие вашей фотографии.

Более того, руки могут сыграть главную роль в портрете, оживляя позу человека и раскрывая какие-то черты его характера.

Что и как обрезаем?

Один из самых важных вопросов: как же нам скадрировать портрет, чтобы случайно не резануть чего лишнего? Давайте разбираться.

Погрудный портрет можно обрезать чуть выше уровня груди, оставляя пространство над головой человека и с обоих его боков.

Поясной портрет (или портрет в ¾) можно обрезать на уровне бедер, также оставляя небольшое пространство над головой модели и по бокам. Аналогичное применение свободного пространства касается и портретов в полный рост. Единственный нюанс - в ростовых портретах по правилам должно быть чуть больше пространства сверху, чем снизу.


Не следует обрезать фигуру по суставам: ровно на уровне пояса, по коленям, по икрам. То же самое с руками: не следует резать руки по локтям и кистям. Довольно частый вопрос - можно ли «резать» голову в кадре? Да, это можно сделать в целях создания оптимальной композиции, но будьте аккуратны - чтобы у края кадра не оставалось ненужных деталей.

Уравновешиваем композицию

Если при съемке крупноплановых портретов на открытом воздухе мы с вами можем использовать открытую диафрагму и эффектно размыть фон, то сделать это при съемке людей по пояс и в рост сложнее. Размещая людей на линиях согласно правилу третей, можно получить много пустого пространства, которое желательно уравновешивать. Это может быть все, что угодно - столбы, колонны, деревья, проходящие мимо люди, различные тени. Главное, чтобы ваша фотография приобрела интересный и законченный вид.

Ниже пример использования перспективы для уравновешивания композиции в ростовом портрете. Наш взгляд начинает со знакомства с героями фотографии и следует дальше, в конец тропинки, попутно изучая линии деревьев и полоски света. Таким образом, мы получили романтическое и объемное фото.

Групповой портрет

Как уже было сказано выше, классическая схема выстраивания групповых портретов основана на треугольнике, когда в центре располагается самый высокий человек, а остальные выстраиваются по обеим сторонам от него.

Однако, как говорят медики, случаи бывают разные, и мы с вами можем использовать другие интересные композиционные решения. Например, как видно на фотографии внизу, использован вариант V-образной композиции: герои располагаются по росту сверху вниз, а одного из участников я решил усадить на пол. Получилось несколько неожиданно, однако персонаж от этого не потерялся, а кадр в целом стал выглядеть любопытнее.

Точка съемки и нарушения правил

Мы с вами подходим к логическому завершению нашего урока и, конечно же, на десерт приготовлено все самое вкусное. Я не зря начал этот урок с правил, определений и тонкостей «как надо». Потому что для того, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Ни один опытный фотограф или художник не отступает от правил без причины.

Искусство (а мы ведь с вами говорим о портрете именно как об искусстве) не подразумевает шаблонность, иначе изо дня в день, из года в год мы бы с вами видели в альбомах и на просторах сети одно и то же. Прочитав эти строки ваша интуиция и видение моментально не разовьются, однако чем больше вы будете фотографировать и набивать руку, тем больше будет возникать желания экспериментировать.

В заголовке к этому разделу стоит фраза «точка съемки». Мне сначала хотелось поговорить об определенных стандартах, но, подумав, я решил, что точка съемки - это наиболее частое поле экспериментов среди фотографов.

Судите сами. «Стандартная» точка съемки крупнопланового портрета - на уровне носа; погрудного - на уровне шеи; поясного и ростового - на уровне груди. Но! Мы с вами можем фотографировать портрет и с более высоких точек, и в нужных случаях это не будет неправильным, а как часто можно видеть фотографа, снимающего модель с пола? И этот способ, между прочим, используют многие «модные» фотографы - снимая модель таким образом с помощью широкого угла можно в кадре удлинить ей ноги, что даст впечатляющий эффект.

К слову сказать, высокие точки съемки и использование широкого угла очень эффективны при съемке групповых портретов - получающиеся искажения концентрируют внимание на лицах (что нам и нужно!) и отвлекают внимание от заднего плана.

Следующий пример иллюстрирует не только неидеальную композицию, но и удачно пойманный момент. Успокаивая проказничающую дочку, папа отвернулся от камеры, а я поймал хитрый взгляд девочки и нажал кнопку затвора. Взгляд получился по центру, но, тем не менее, мы все равно получили отличный снимок - живой и интересный.

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

У вас закончились идеи для портретов? Часто происходит, что фотограф настолько тщательно продумывает фоны и цветовые схемы, что забывает о таких фундаментальных аспектах портретной фотографии, как поза вашей модели.

Прекрасным способ сделать портреты в домашней студии будет съемка с минимальным количеством постановки и реквизита. Экспериментируя с различными позами, вы можете понять какие из них самые удачные и использовать их последующих съемках.

Мы приготовили для вас небольшую шпаргалку, которую вы можете скачать для вдохновения.

Сюда включены некоторые традиционные позы для портретов: в полный рост, сидячие, с низкой и высокой перспективой, крупных планов. Они сопровождаются небольшими советами, направленными на достижение превосходного результата.

Портреты в полный рост

Любой человек, имеющий цифровой фотоаппарат, может сделать портрет. Вы просто просите кого-нибудь посмотреть в ваш объектив и нажимаете на кнопку, верно? Но для того, что добиться высококачественных профессиональных портретов, вам придется затратить усилия на обдумывание и подготовку для снимков. После того, как установлены все настройки на фотоаппарате и установлен свет, дело остается за композицией и позами моделей.

Советы на фотографии:

Для освещения модели с левой стороны мы использовали источник импульсного света и большой софтбокс.

Справой стороны в полный рост использовался отражатель

Экспозиция настроена в ручном режиме и на всех фотографиях настройки следующие: 1/60, f/13, ISO 100

Советы на фотографии:

Работайте с моделью во время съемки, чтобы обеспечить хороший визуальный контакт и открытую улыбку.

Попробуйте попросить модель положить руку на голову, это делает живот более плоским

Для всех портретов был использован CanonEF 24-105 mmf/4LISUSM, но практически любой зум-объектив мог бы справиться с задачей

Одно колено, закрывающее другое, придаст телу больше изгибов

Портреты сидя

Чтобы получить максимальную отдачу от объекта съемки, вы должны научиться контактировать с ними во время съемки. Построение взаимоотношений с людьми – это самый быстрый способ получить лучшие позы и выражение лица от них, это превращает простые кадры в профессиональные портреты. Но не ожидайте, что хорошие кадры получатся сразу. Требуется некоторое время, чтобы вы «пристрелялись» и модель привыкла к съемке. Расслабьтесь, не торопитесь и помните, что нужно быть веселым и приветливым. Поощряете обратную связь с моделью по поводу принимаемых поз, показывая ей фотографии, которые получились на вашем LCD, и очень скоро вы получите желаемый результат.

Советы на фотографии:

Если вы просто попросите модель наклонить голову, это уже станет более хорошей позой

Руки на бедрах добавляют чувственности

Если сидеть боком, то больше видны ноги

Советы на фотографии:

Расслабленные руки = расслабленная модель

Более динамичного положения тела можно добиться сидя задом наперед на стуле, боком к фотографу

Если поставить ноги на носочки, это сделает мышцы крепкими и рельефными

Снимайте снизу и сверху

Если вы снимаете с низкого ракурса, вам понадобятся высокие полотки и фоны. В качестве альтернативы можно снимать на улице, используя небо как яркий фон для портретов. Другой аспект, если вы снимаете сверху, удостоверьтесь, что пол в студии или фон чисты, иначе вам придется провести много времени вычищая грязные следы и пятна в фотошопе.

Советы на фотографии:

Попросите модель отвернуться, а затем снова посмотреть на вас через плечо

Взгляд сверху вниз имеет более доминантный и сильный оттенок

Низкий ракурс делает ноги людей визуально более длинными

Советы на фотографии:

Используйте небольшую лестницу, чтобы встать выше модели и снимать сверху для получения более креативных портретов

Если вы снимаете людей вне стен и зумированным объективом, например, 24-70, основной рекомендацией для съемки портрета в полный рост будет, кажущаяся на первый взгляд несуразной, рекомендация - чтобы сформировать кадр, зумируйте ногами.

Почему стоит сделать шаг назад, а не использовать зум на объективе при съемке или большой группы людей? Причина кроется в том, что при зумировании появятся оптические перспективные искажения, которые сделают изображения людей не совсем для них лестными и выглядящими естественно.

В качестве примера хочется показать портрет, снятый на 24-70 (полнокадровая камера), с фокусным 70 мм.

Получился простой и приятный портрет. Ничего сложного. При фотографировании было выбрано оптимальное расстояние до объекта съемки, которое не дает никаких искажений на лице.


Вот с такого расстояния был сделан простой портрет (70 мм)

Если фотограф хочет снять портрет в полный рост, существует два варианта:

  • можно менять размер изображения за счет зумирования (и не двигаться при этом);
  • оставить фокусное в 70 мм и отступать назад до тех пор, пока в видоискателе вы не увидите ту картинку, которая вас полностью удовлетворит по композиции.

Разница в результате двух подходов очевидна.

Масштабирование шире за счет зума дает такие искажения, когда голова модели будет выглядеть гораздо больше, а ноги намного короче, чем есть на самом деле. Получившееся изображение, при кажущейся правдивости, не дает в итоге красивого портрета. Отступив, фотограф получает более приятную для зрителя перспективу восприятия фотографируемого человека.

Поэтому, когда вы кого-то фотографируете, первым делом боритесь с ленью и желанием зумировать для формирования портретного кадра. Вместо этого используйте максимальное возможное фокусное расстояние вашего объектива и "зумируйте" ногами, пока не получите в результате такое обрамление портрета, как было задумано вами изначально.

И только в крайнем случае, когда уже "отступать некуда, позади Москва", можно воспользоваться "ленивым" методом и увеличить изображение фигуры модели. На верхнем снимки хорошо видно на сколько пришлось отступить от модели фотографу, чтобы получить портрет в полный рост без искажений, используя фокус объектива на 70 мм.

Очевидно, что когда-нибудь вы решите снять более динамичный портрет, или может быть, создать веселый и забавный фотошарж, тогда будет уместно использовать для портрета сумасшедшие широкоугольные фокусные расстояния. Но для "классического" портрета в полный рост требуется перебороть лень и решительно сделать шаг назад.

Данная идея - хороший инструмент для фотографа, чтобы начать экспериментировать и посмотреть как масштабирование влияет на угол обзора, и как все это в совокупности влияет на позицию фотографа, композицию фотографии и окончательный итог в конце концов.

Neil van Niekerk, фотограф
Перевод Ф.Светогорова

Кто из нас не любит смотреть на потрясающие портреты? Хорошие портреты подчеркивают и открывают истинную личность. Так как же научиться фотографу улавливать тот момент, когда может возникнуть хороший портрет?



В продолжение темы:
Сад и огород

Лучший способ извлечения сока из груш — прессование измельченных плодов. Полученный сок процедить через марлю, разлить в подготовленные банки или бутылки и стерилизовать от 15...

Новые статьи
/
Популярные