Темы для написания опыта работы воспитателя. Сообщение для воспитателей «Из опыта работы

Требования к оформлению и представлению

педагогического опыта работы

Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ, методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик требуют от педагогов постоянного самосовершенствования.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования 2009г. предъявляет требования, «направленные на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала» .

Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь доказывать уровень своей квалификации и профессионального роста.

Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений определяет порядок проведения аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию.

Уровень профессионально-педагогической квалификации определяется на основе экспертного оценивания продуктов профессионально-педагогической деятельности.

Экспертное оценивание качества реальных действий осуществляется через наблюдение действий педагога на уровне блока повседневных обучающих ситуаций, объединенных учебной темой, методической темой.

Экспертное оценивание качества методических разработок в виде учебных материалов, описаний различных организационных форм, методов, приемов и средств обучения , созданных педагогом в системе методической и научно-методической работы, осуществляется через работу с документацией. Таким образом, осуществляется в косвенном виде определение уровня теоретических, методических, психолого-педагогических и других базовых знаний педагога, использованных при реализации действий и создании продуктов.

Самообразование – важнейший фактор повышения профессионального уровня педагогов. Это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью.

Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педпроцесса, методики воспитания и обучения детей;
  • разработку и апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения;
  • создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д.

Результатом самообразования может быть оформление передового педагогического опыта воспитателей.

Волобуева Л.М. выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Как образец хорошей работы, дающей высокие результаты по сравнению с другими педагогами.
  2. Как деятельность, в которой воплощена в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты.
  3. Как новаторство с его творческими находками, открытие нового, оригинального знания.

Корепанова М.В. предлагает следующие формы ППО :

  • педагогические дневники;
  • тезисы или конспекты выступлений на совещаниях и др;
  • статьи в педагогических изданиях;
  • доклад;
  • брошюра;
  • монография;
  • методические разработки планов и т.п., где содержатся пути решения педагогом конкретно-воспитательных задач.

Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.

Титульный лист – 1-ая страница квалификационной работы. В верхней части страницы указывается полное наименование образовательного учреждения; по центру – название реферата, которое должно быть конкретным, отражать суть работы. Не допускается неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», «К вопросу о…», «Материалы…». Ниже справа – ФИО, должность, защищающего опыт работы; в нижней части по центру – место и год выполнения работы.

Введение – очень ответственная часть работы, где обосновывается актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблему часто отождествляют с вопросом, т.е. с положением, которое нужно разрешить. Считается, что проблема – это точный вопрос, только наиболее важный и сложный.

От формулировки проблемы необходимо перейти к формулировке цели, указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить, выявить… и т.д.).

Формулировки задач нужно делать как можно более тщательно, так как описание их решения должно составлять содержание глав реферата. Это важно и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.

Теоретическое обоснование – в этой части дается анализ научно-педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы. Выбор литературных источников должен быть аргументирован. Теоретические положения должны помочь обоснованию предпосылок их реализации на практике.

Практическая часть - здесь необходимо показать становление самого опыта, описать его в движении, выявить трудности и препятствия, возникающие на его пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального.

Заключение - важно отразить достигнутые результаты. В этой части показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы.

Литература – в списке литературы указываются

Полное и точное название книги без кавычек, ставят точку;

После тире, место издания (М. – Москва, полностью названия других городов);

Год издания без слова «год».

Приложения, где размещаются материалы, уточняющие текст опыта работы, какие-то данные, примеры и т.д. Приложения группируются и нумеруются, например: «Приложение 1».

Главная задача обобщения ППО заключается в том, чтобы раскрыть способы, приемы, посредством которых педагогом найдено эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребенка .

Используемая литература:

  1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», по 1.3 Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009, № 593
  2. Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений. Утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 16.09.2011,

№ 318-П

  1. Голицина Н.С. Аттестация педагогов дошкольного образовательного учреждения. М., 2006.
  2. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Аттестация педагогических и руководящих работников ДОУ. М., 2005.
  3. Аттестация руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост Т.С. Комарова и др. М., 2006.
  4. Волобуева Л.А. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.

В рамках экологической акции «Зелёный росток»», в ДОУ для детей и родителей в апреле 2016 года проведена «Неделя экологической грамотности». Организован цикл мероприятий, направленных на формирование нетерпимости к замусориванию города: тематические занятия, викторины, экологические досуги, выставки детских работ, показ презентаций, оформление газет, плакатов. Дошкольники разных возрастных групп подготовили экологические спектакли о необходимости соблюдения правил поведения в окружающей природе, непосредственными участниками которых были родители. Дети познакомились с Экологическим Уставом. Воспитатели доступно объяснили детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов - каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Напомнили о правилах в природе, о важности поддержания чистоты на улицах и дворах города. Педагоги обратились ко всем родителям с призывом: «Помогите сделать и сохранить город чистым!».

Многие родители откликнулись, проявили творчество в совместном с детьми изготовлении поделок «Вторая жизнь упаковки», оформили газеты и плакаты. На участке ДО высадили деревья и кустарники.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, стихий. Важность экологической культуры каждого жителя нашего города, педагоги ДО донесли до своих родителей и детей.

Сложная экологическая обстановка во многих городах в последнее время вызвана многочисленным транспортом, выбросами в атмосферу продуктов отработки заводов, свалками бытовых и производственных отходов, а также недостаточным озеленением. Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного отношения, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

План мероприятий в рамках экологической акции «Зелёный росток»

Цель: формирование природосообразного поведения дошкольников, эмоционально-положительного, ответственного отношения к окружающему миру, воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически.

Задачи:

  • Способствовать формированию у дошкольников осознанно-правильного, бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношения к себе, как части природы.
  • Способствовать формированию понимания ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
  • Воспитывать у дошкольников и родителей чувство ответственности за состояние окружающей природы, экологическую культуру.

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

1 Создание в ДОУ творческой группы по проведению экологической акции март Старший воспитатель
2 Создание подборки методической и детской литературы по экологическому воспитанию дошкольников, а также:
Картотеки наблюдений на прогулке
Картотеки дидактических игр и подвижных игр экологического содержания
Картотеки опытов и экспериментов
Картотеки конспектов ОД и стихов о бережном отношении к природе
март Старший воспитатель, воспитатели

Гречишникова
Синицына
Масюкова М.А.
Шохова Т.А.

Телятникова Н.В.

Блинова Г.М.

3 Проведение акции «Каждой пичужке – кормушка» и «Покормите птиц!» 22.03 Сергеева Г.М.
3 Тематическая неделя «Птицы – наши друзья» Познавательные беседы о птицах 22 марта – Сороки (Жаворонки) 21-26.03 Старший воспитатель, воспитатели
4 Проведение цикла бесед, просмотр фильмов, презентаций нацеленных на воспитание природосообразного отношения к природе, здорового образа жизни март, апрель Воспитатели всех возрастных групп
5 Тематическая неделя экологических знаний:
  • День экологических знаний
  • Оформление стенгазет, плакатов «Экология глазами детей и родителей»;
  • Оформление газет, плакатов на тему: «И взрослые, и дети за чистоту в ответе»
  • Организация экологических десантов «Чистоту любимому детскому саду»;
  • Экологическая викторина «Знатоки природы Самарского края»;
  • Создание совместно с воспитанниками экологической книги
11.04 – 15.04 Воспитатели всех возрастных групп

Дегтярева Е.В.

Все педагоги
Воспитатели старших и подготов. групп

Маклакова Л.П.

6 Музыкально-литературный досуг посвященной Всемирному Дню Земли. 22.03 Колесникова И.С.
Дегтярева Е.В.
7 «Любить природу значит беречь её»;
«Проблемы экологии глазами детей »;
22.03 Воспитатели старших и подготовит. групп
8 Экспериментальная лаборатория «Иллюзия воды»
Проведение серии опытов с водой для старших дошкольников
Апрель Телятникова Н.В.
9 Экологический спектакль для детей старшего дошкольного возраста «Весеннее пробуждение леса» 20.04 Горохова Л.Н.
Шейко Е.В.
Красильникова Ю.Е.
10 Досуг «Путешествие в космос» 12.04 Панина И.Б
Мезинова Е.Ю
11 Театрализованное представление «Приключение колобка в лесу» 21.04 Макарова О.О.
11 Проведение экологических субботников:
  • посадка зеленых насаждений, цветов
Апрель Зам. зав по ВМР
Ст. воспитатель
воспитатели
12 Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание средствами игры» 04.04 Дегтярева Е.В.
13 Подведение итогов акции Создание картотеки методических материалов экологического содержания Май Ст. воспитатель

Старший воспитатель Блинова Г.М.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

12 апреля – День авиации и космонавтики

В 2016 году исполнилось 55 лет со дня полёта первого космонавта Ю.А. Гагарина в космос.

Большой цикл мероприятий в нашей образовательной организации был посвящен этому знаменательному событию. Это просмотр фильмов и презентаций о космосе, и чтение детской художественной литературы, и конкурс детских рисунков, и изготовление космических композиций совместно с родителями, и оформление мини-музеев о космосе и космонавтах, и участие в районном конкурсе.

Воспитатели Панина И.Б., Мезинова Е.Ю., музыкальный руководитель Красильникова Ю.Е. организовали интересный познавательный досуг «Космическое путешествие, где дети, путешествуя на различные планеты, читали стихи, танцевали и играли. Это зрелищное, костюмированное мероприятие вызвало у всех много положительных эмоций и впечатлений.

Большую помощь и поддержку в подготовке тематических мероприятий оказали родители. Всем большое спасибо!

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 г.о. Самара Литовченко Г.П.

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 г.о. Самара Литовченко Г.П. на тему: «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» напечатан в научно-методическом журнале для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» №2 (9) за 2015 год.

Галина Порфирьевна стала участником Международной научно-практической конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: реализация основных принципов в деятельности организаций».

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Опыт работы педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей и событиями ВОВ

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современных социально – политических условиях встает очень остро.

В этом году исполнилось 70-лет со дня Победы в ВОВ. Эта знаменательная дата в истории нашей страны никого не могла оставить равнодушным.

И хотя в ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного образования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства». А это является фундаментом для последующего формирования патриотизма и гражданственности.

Воспитанию важнейшего чувства патриотизма у дошкольников, мы уделяем особое внимание, используя разнообразные формы работы:

  • Экскурсии
  • Чтение художественной литературы, познавательные беседы
  • Просмотр видеоматериалов о ВОВ
  • Встречи с ветеранами
  • Создание мини музеев (уголков)
  • Сбор материала о родственниках - участниках ВОВ
  • Оформление выставки рисунков и поделок
  • Конкурс чтецов
  • Флешмоб.

Не многие дети могут побеседовать с очевидцами ВОВ, поэтому мы присоединились к международной акции «Читаем детям о войне», знакомили дошкольников с художественными произведениями, читали письма с фронта. Беседовали с воспитанниками на темы: «Ордена и медали», «История георгиевской ленточки», «Дети войны».

В совместной с детьми деятельности рассматривали фотографии, открытки, ордена и медали военных лет, занимались изготовлением поделок и композиций.

Много впечатлений осталось у детей от просмотра фильмов и презентаций о ВОВ. Мы используем презентации, составленные педагогами нашего ДОУ и педагогами Кировского района, такие как «Чем знаменит Кировский район», «Самара военная», которые способствуют обогащению представлений детей о истории родного города, воспитывают чувство гордости.

Каждый год организуем встречи с ветеранами. Встречаясь с ветеранами, дошкольники узнают интересные факты из их жизни, о трудностях нашего народа в годы ВОВ.

С целью формирования у дошкольников чувства эмоциональной сопричастности к малой Родине, уважения к её защитникам, в ДОУ был организован цикл мероприятий: сбор материала о родственниках детей и сотрудников, участвующих в ВОВ, оформление стенда «С Днем Победы» с краткой биографией и конкретными фактами из их жизни.

Свои впечатления дети отразили в рисунках, выставку которых мы оформили в холле и в группах.

Каждый год дети радуют ветеранов микрорайона, выступая на концертах для ветеранов Кировского района на площадке школы № 38 и в этом году - 7 мая дети приняли активное участие в Торжественном мероприятии, посвященном 70-летию Победы, поздравили ветеранов Кировского района.

Такие мероприятия способствуют воспитанию уважения к людям, пережившим страшные, тяжёлые годы ВОВ, отстоявшим мир.

«Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!»

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 Телятниковой Н.В.
«Значение кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников»

Опыт работы был представлен на районном семинаре «Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками по развитию познавательной активности».

Успешные» люди – это те, которые умеют рассуждать, общаться с людьми, вести диалоги, спорить, отстаивать свои суждения, т. е. люди умеющие логически мыслить.

Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи существенно снизились. Она стала скуднее, дети живут жизнью героев мультфильмов, родители мало уделяют внимание детям, мало общаются с ними.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук и развития речи у детей, мною были выбраны пальчиковые кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнении.

Эти упражнения направлены на:

  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики и речи;
  • развитие мышления, памяти, внимания и способностей

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 Галочкиной Е.Ю.
Интерактивное взаимодействие дошкольниками в познавательной деятельности

В апреле 2015 года опыт работы был представлен на районном семинаре «Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками по развитию познавательной активности».

В современном обществе и экономике сегодня совершаются стремительные изменения. Они требуют от человека быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество. Уметь налаживать эффективное общение с людьми.

Задача детского сада - обогатить представление дошкольника об окружающем мире, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, пробуждать познавательный интерес.

Одна из актуальных задач педагога была и остается проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к личностному взаимодействию.

Рядом с дошкольниками должны находиться грамотные, творческие педагоги, так как на воспитателя ложиться ответственность за качество взаимодействия. Потому что именно процесс взаимодействия педагога с детьми занимает центральное место в системе дошкольного образования.

Традиционное обучение не может решить подобной задачи. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Сегодня появляется новый подход в обучении дошкольников - интерактивное обучение.

Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру образовательной деятельности детей, требует особой организации, и особого выбора интерактивных методов и приемов обучения.

Поэтому можно утверждать, что интерактивное обучение - дидактическая система, которая имеет свою особую технологию. Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и высоким качеством усвоения материала.

Технологии интерактивного обучения используются как в НОД, так и в совместной деятельности.

Интерактивное обучение это диалоговое общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога с детьми.

Суть в том, что все участники оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Они имеют возможность понимать, рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность детей в процессе познания и освоении материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Дети обмениваются знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет получить новые знания.

Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, создание комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой, при этом каждый чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Организация познавательной деятельности в форме интерактивного обучения позволит решать такие задачи:

  • ​ Развитие мыслительного процесса
  • ​Развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи
  • ​ Развивать речевую активность
  • ​ Развивать коммуникативные умения и навыки
  • ​ Формировать мотивационную готовность к личностному взаимодействию дошкольников
  • ​​ Формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде

Педагог выступает в роли консультанта, обращается к опыту детей, помогает искать решения уже поставленных задач, ставить новые.

Интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений.

Работая в детском саду №462 города Самары, я применяю на практике технологии интерактивного обучения, разработанные коллективом воспитателей и специалистов детского сада №187 города Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада», где работая долгое время, я входила в состав творческой группы. Хочу представить одну из технологий интерактивного обучения - «Корзина идей»

  • На мотивационном этапе дети получают прямой вопрос, ставятся перед проблемой или вводятся в проблемную ситуацию.
  • Затем дети распределяются на малые группы и вспоминают правила и нормы сотрудничества:
  1. Все говорят по очереди.
  2. Выслушиваем всех.
  3. Свои идеи складываем в корзину идей.
  4. Выбирают одного от группы, кто будет говорить.

Деление на группы осуществляется на основе доброжелательности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно, выбирает карточки, рисует схемы, наполняет модель содержанием.

Затем происходит обмен информацией в парах или в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, какие противоречия возникли, находят общее решение. Далее все идеи собираются в общую корзину, даже если они ошибочны. Каждая группа выдвигает своего докладчика. Дети совместно обсуждают полученные результаты.

Воспитатель, как субъект интерактивного общения, вносит свои идеи. Обычно это новые знания. Взрослый косвенно руководит работой малых групп. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формулируется вывод.

На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию.

Опыт работы воспитателя Рогановой И.Г.
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к сказке»

В апреле 2015 года, Роганова И.Г. выступила с презентацией своего опыта работы с воспитанниками, на районной педагогической гостиной «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора».

Ирина Геннадьевна получила не только Сертифакат ТИМО Кировского района ЦРО городского округа Самара, но и Благодарственное письмо Самарского регионального пушкинского общества и музея А.С. Пушкина за активную пропаганду наследия А.С. Пушкина и безупречную деятельность в плане духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, и сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих отношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Экологическая культура горожанина — 2015

В рамках Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», в ДОУ для детей и родителей в марте 2015 года, проведена «Неделя экологической грамотности». Организован цикл мероприятий, направленных на формирование нетерпимости к замусориванию города: тематические занятия, викторины, экологические досуги, выставки детских работ, показ презентаций, оформление газет, плакатов.

Воспитатели доступно объяснили детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов - каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Напомнили о правилах в природе, о важности поддержания чистоты на улицах и дворах города. Педагоги обратились ко всем родителям с призывом: «Помогите сделать и сохранить город чистым!».

Многие родители откликнулись, проявили творчество в совместном с детьми изготовлении поделок «Вторая жизнь упаковки», оформили газеты и плакаты.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, стихий. Важность экологической культуры каждого жителя нашего города, педагоги ДОУ донесли до своих родителей и детей.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Опыт работы педагогов — 2015
Формирование у воспитанников здорового образа жизни

В последние два десятилетия отмечается тревожная тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Один из путей её решения - следование принципам и правилам здорового образа жизни.

Педагоги нашего ДОУ большое внимание уделяют формированию здорового образа жизни у своих воспитанников.

Двигательный режим ребенка в детском саду, утренняя гимнастика, бассейн, прогулки на свежем воздухе, физкультурные занятия, спортивные праздники… Педагоги постоянно стараются подчеркнуть пользу движений для здоровья.

Воспитатели работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре Астаниной Т.А. - это не просто опытный специалист, а мастер своего дела.

В феврале, в нашем ДОУ, проводился конкурс «Спорт и я - мы друзья».

Цель: формирование у дошкольников индивидуального и коллективного опыта здорового образа жизни.

В конкурсе приняли участие педагоги всех возрастных групп, творчески подготовив различные игровые эстафеты для дошкольников.

Особые впечатления остались у детей от спортивных праздников, где они соревновались с родителями, не уступая им ни в чем.

Педагоги подготовительных групп: Иванова Л.П., Гречишникова С.С., Синицына А.П., Шохова Т.А. провели большую организационную работу с родителями.

В результате, спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» прошёл на очень высоком уровне. Родители вместе с педагогами выступили в роли полноправных партнеров, объединившись с детьми, для участия в различных эстафетах. Все 100% родителей поддержали своих детей.

Огромное удовольствие и заряд положительных эмоций получили и воспитанники, и родители, продемонстрировав в играх-соревнованиях свою ловкость, выносливость, быстроту, умение действовать по правилам.

Родители проверили свои возможности и вспомнили о необходимости занятий спортом всей семьёй.

Активное участие в спортивном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья», приняли и родители воспитанников средней группы, под руководством воспитателя Маклакова Л.П. Это были их первые семейные эстафеты полезные для всех!

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

В октябре 2013 года первая квалификационная категория присвоена педагогу-психологу Блиновой А.М.
В 2012 году получили рецензии по авторским программам «Волшебное путешествие» и «Страна эмоций» педагог-психолог Блинова А.М. , по программе «Здоровый малыш» воспитатель Колесникова И.С.

В 2012 году методическое пособие «Познавательное развитие детей 5-7 лет, автор Блинова Г.М., рекомендовано как основное в методических пособиях «Конструктор образовательной программы детского сада» и методическом пособии «Рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ», для работы с дошкольниками в соответствии с ФГТ. ТЦ «Сфера» Москва 2011, 2012.

В 2013 году получила рецензию Клюевой Т.Н. по авторской программе «Интеллектуальное развитие дошкольников с ОНР» учитель-логопед Ульрих Н.Ф.

В электронном журнале СИПКРО размещены статьи по опыту работы с детьми и педагогами учителя-логопеда Ульрих Н.Ф., педагога-психолога Блиновой А.М., старшего воспитателя Блиновой Г.М.
В электронном журнале ТИМО ЦРО г.о. Самара размещен опыт работы с детьми воспитателя Колесниковой И.С., Гречишниковой С.С., Паниной И.Б., Анучкиной О.А., старшего воспитателя Блиновой Г.М., инструктора по физической культуре Грищенко Н.В., учителя-логопеда Ульрих Н.Ф., педагога-психолога Блиновой А.М.

Материалы спортивного праздника «Масленица», автор инструктор по физвоспитанию Грищенко Н.В., размещены на сайте «Планета Детства» (сертификат № 4071)

Педагоги МБДОУ ЦРР детского сада № 462 принимали активное участие в мероприятиях районного, городского и Российского уровня по распространению своего педагогического опыта

19—20 сентября 2012 года состоялся педагогический форум педагогических работников Кировского района. Педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М. представила презентацию опыта работы с детьми на тему «Психологические аспекты решения задач социально-личностного развития ребенка».

С 9 по 11октября 2012 года в Центре развития образования г.о. Самара прошёл городской педагогический марафон. На секции «Опыт работы педагогов ДОУ по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста с сообщением « Социально-личностное развитие дошкольников средствами сказкотерапии» выступила педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М.

С 29 октября по 10 декабря 2012 г. на базе нашего ДОУ ЦРО г.о. Самара организованы курсы для воспитателей «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в рамках реализации федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, на которых старший воспитатель Блинова Г.М. поделилась опытом работы с детьми по познавательно-речевому направлению в соответствии с ФГТ.

7 декабря 2012 года на методическом объединении для воспитателей Кировского района, Мезинова Е.Ю. делилась опытом работы по организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

С 19-22 марта 2013 года в ЦРО городского округа Самара на городской конференции «Политехнологичность современной образовательной среды как условие реализации ФГОС» опытом работы на тему: «Социальное партнёрство — условие развития современного ДОУ» поделилась старший воспитатель Блинова Г.М.

27 марта 2013 года воспитатели Мокроусова З.П. и Шейко Е.В. выступили на районном семинаре «Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность» с презентацией опыта работы с детьми.

9 апреля 2013 года на районном семинаре «Реализуем ФГТ» представили свой опыт работы с детьми инструкторы по физвоспитанию Астанина Т.А. и Грищенко Н.В.

В апреле 2013 года подведены итоги районного конкурса педагогических проектов «Реализуем ФГТ», воспитатель Колесникова И.С. вошла в число победителей, получив 3 место в номинации «Методический проект для детей».

22 апреля 2013 года учитель-логопед нашего ДОУ Ульрих Н.Ф. представили свой опыт работы на районном семинаре «Организация логопедической работы в рамках ФГТ»

15 мая 2013 года на городском семинаре «Организация и проведение мониторинга в ДОУ», организованного для старших воспитателей, выступила учитель-логопед нашего ДОУ Ульрих Н.Ф., с презентацией на тему: «Особенности мониторинга речевого развития дошкольников».

21 мая 2013 года инструктор по физическому воспитанию Грищенко Н.В. представила презентацию своего опыта работы на городском педагогическом марафоне. Рассказала педагогам, как обучает дошкольников плаванию с элементами аквааэробики.

23 мая 2013 года на базе нашего ДОУ состоялся городской педагогический марафон на тему: «Дошкольное образование: новые требования и пути их решения», секция «Реализация коррекционной работы в рамках ФГТ». Мастер-класс по коррекционной работе с детьми провела педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М., она поделилась опытом развития эмоционально-личностной сферы детей.
Кроме всего изложенного выше педагоги подготовили детей к участию во многих конкурсах.

В ноябре 2013 года воспитатель Анучкина О.А. представила свой опыт работы по формированию педагогической культуры родителей на международной конференции, которая проходила в СИПКРО.
За весомый вклад в реализацию духовно-нравственной программы в рамках выставки-форума «Самара Православная», наше дошкольное учреждение награждено Благодарственным письмом и Почетной грамотой.

Администрация и педагогический коллектив нашего ДОУ, в сентябре 2013 года награжден Благодаственным письмом Центра развития образования г.о. Самара, за эффективную методическую работу по повышению творческого мастерства педагогов района, внедрение в образовательный процесс новых технологий, форм и методов обучения.

Благодарственные письма коллектив и организаторы мероприятий получили в октябре 2013 года от Детского Епархиального образовательного центра «Воскресение» за сотрудничество в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей.

Педагогическая гостиная — 2013

11 декабря 2013 года в ДОУ состоялась педагогическая гостиная для педагогов Кировского района, где был представлен опыт работы с нашими воспитанниками, по нравственно-патриотическому воспитанию.
Педагоги рассказали о инновационных формах работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС.

Старший воспитатель Блинова Г.М. представила презентации « Социально-нравственное воспитание в свете современных требований российского образования» и «Воспитание социально-активных и творческих граждан своей страны через социальное партнёрство с учреждениями образования», воспитатель Гречишникова С.С. поделилась опытом работы по созданию презентации для детей на тему «О большой и малой Родине».

Мультимедийную презентацию по ознакомлению с правами детей через сказки, представила воспитатель Панина И.Б.

Опытом работы со своими воспитанниками по приобщению к русской народной культуре и сотрудничестве с семьями воспитанников, делились воспитатели Анучкина О.А., Панина И.Б. и музыкальный руководитель Красильникова Ю.Е.

Педагог-психолог Блинова А.М. представила презентацию «Психологический аспект нравственного воспитания дошкольников», рассказала о работе с дошкольниками по авторской программе «Волшебное путешествие».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувст и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского языка.

Опыт работы с воспитанниками показал, что произведения детской художественной литературы, театрализованная деятельность благотворно влияют на эмоциональное развитие, обогащают новыми впечатлениями, способствуют познавательному развитию, нравственно-эстетическому воспитанию, доставляют детям радость и удовольствие, способствуя радостному проживанию детства, что предусматривает ФГОС ДО.

Консультация для педагогов

Передовой педагогический опыт воспитателя:
Изучение, обобщение, распространение и внедрение

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы несколько опытных педагогов. Изучение опыта не может быть спонтанным. Оно строится исходя из выявленных в ходе контроля высоких показателей тех или иных видах работы, а также из актуальности проблем, стоящих перед данным педагогическим коллективом. Например, предстоит работа по новой годовой задачи, поставлена новая проблема – интеграция образования и т.д., поэтому необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

Однако недостаточно только выявить положительный опыт и этим ограничиться. Необходимо также планомерно, целенаправленно его создавать, исходя из запросов практики и актуальности задач. Если в дошкольном учреждении не выявлен необходимый опыт, его следует создать, и прежде всего, по проблемам, определённым образовательной программой в перспективе на несколько лет.

Начиная работу по созданию опыта, следует чётко сформулировать тему и поставить перед педагогом или всем коллективом группы задачу о накоплении опыта. Целесообразно предложить педагогу составить характеристику группы исходя из темы опыта (знания, умения, навыки детей, их отношение к проблеме и т.д.). На основе анализа результатов составить перспективный план работы, в котором определить условия, которые нужно создать, содержание, методику и формы работы – занятия, беседы и т.д.

Предлагаем структуру создания опыта по некоторым темам на примере одного месяца. Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Тема «Формирование грамматически правильной речи»

Формы работы Содержание
Работа над словом Работа над предложением
Сентябрь
Занятия по развитию речи
Занятия по ознакомлению с окружающим
Другие занятия
Дидактические игры
Дидактические упражнения
Индивидуальная работа
Другие формы работы
Октябрь

Тема «Ознакомление с художественной литературой, использование театрализованной деятельности»

Формы работы Содержание
Сентябрь
Фронтальные занятия
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Аудиовизуальные средства
Развивающие игры
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь

Тема «Ознакомление с изобразительным искусством»

Формы работы Содержание
Живопись Графика Архитектура
Сентябрь
Фронтальные занятия
Часть других занятий по ознакомлению с окружающим
Часть занятия по другим разделам
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рисование, лепка, аппликация, ручной труд
Чтение художественной литературы
Аудиовизуальные средства
Развивающие игры
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь

Тема «Ознакомление дошкольников с районом»

Формы работы Содержание
Сентябрь
Фронтальные занятия
Использование ТСО
Часть занятия по другим разделам Программы
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Чтение художественной литературы
Использование компьютерных технологий
Дидактические игры
Продуктивная деятельность
Работа с родителями
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь

В методическом кабинете целесообразно оформить выставку «В помощь занимающимся накоплением опыта работы» (рекомендации по накоплению опыта, опыт по аналогичной проблеме, тематические каталоги).

В течение года необходимы систематическое наблюдение за работой педагога, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и пр.).

Получив положительные результаты проделанной работы, следует определить пути распространения опыта. Это может быть выступление на педсовете, представление практических материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных приёмов или системы работы.

Обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например: Показ работы , открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Примерная схема описания опыта

Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:

  • Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах;
  • Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей;
  • Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя;
  • Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

Определив, что созданный или выявленный опыт является интересным и новым для данного педагогического коллектива, старший воспитатель организует работу по его распространению.

Формы представления опыта:

  • Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
  • Коллективный просмотр;
  • Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
  • Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
  • Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
  • Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
  • Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
  • Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
    Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
    Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
    Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
    Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
    Изучение методических материалов и деловой документации;
    Тематические и персональные выставки автора опыта;
    Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
    Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
    Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
    Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.

Для систематизации работы по передовому опыту целесообразно составить перспективный план

Возрастные гр. 2007-2008 уч.год 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч. год
2 младшая группа И.
О.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим
Р.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим
Средняя
Старшая В.
Интегрированный подход в работе с детьми по теме «Космос»
С.
Развитие творческих способностей на занятиях по лепке
Подготовительная группа С.
Ознакомление детей с циферблатом и определением времени по часам

Условные обозначения:
С – создание опыта.
И – изучение опыта
О – обобщение опыта.
Р – распространение опыта.
В – внедрение.

Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим людям… Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы рядом были мудрые, любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив МБДОУ БГО Детский сад № 1комбинированного вида под руководством Т. П. Первушиной, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу нужен педагог - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности; педагог, владеющий педагогическим мастерством. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Детский сад, в котором я работаю, - стабильно функционирующий, развивающийся, работающий в поисковом режиме. Я выделила для себя актуальную проблему социальной зрелости дошкольников: детское дошкольное учреждение должно стать школой социального действия, в которой в ежедневной совместной работе детей и взрослых развиваются любознательность, воображение, коммуникативные умения. По моему мнению, основная задача воспитания и обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии детей и содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное и трудовое воспитание дошкольников. Но достичь всего этого можно только тогда, когда дети здоровы.

Мой каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики с детьми. Регулярно на каждом занятии провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, игры разной подвижности, обращаю внимание на правильную осанку детей. Различные спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии - это направления для укрепления здоровья, развития физических качеств. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух», а у ребенка со «здоровым духом» и познавательные способности, и знания, и умения будут высокими.

Главной целью в своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Предпочтение отдаю игре, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Решение этой проблемы я осуществляю на основе внедренных в практику инновационных педагогических программ и технологий: «Играя учимся говорить» Р. К. Шаеховай, «Пособие для педагогов ДОУ Г. С. Швайко. На занятиях я помогаю детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность через игру. В каждом моем занятии главенствует дух «открытия» (ничего не сообщаю детям в готовом виде) ; при подготовке и проведении занятий предусматриваю вариативность ответов детей; не принимаю ответы детей без обоснования. При этом не оставляю без внимания ни одного ответа, учу детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. При организации режима пребывания детей в детском саду непосредственная образовательная деятельность не является преобладающей формой организации обучения. В течение дня предусматриваю сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированную деятельность, свободного времени и отдыха детей. Использую в работе нестандартные формы организации занятий и инновационные технологии: занятия - путешествия, театрализованные, сюжетные, интегрированные занятия, которые строятся с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности. Мои воспитанники очень любят рисовать, делать аппликации, конструировать. Я стараюсь учить детей не механическому копированию предметов, а пытаюсь дать им почувствовать радость творчества, возможность выразить в рисунках, поделках свои впечатления, своё отношение к тому или иному предмету или явлению. Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, ИКТ.

На мой взгляд, наша цель не только в том, чтобы дать знания умения и навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главную же свою человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющий найти свое место в современном мире, ведь первые задатки для этого закладываем мы - воспитатели. Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает, и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Мое педагогическое кредо - большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности можно учиться и развивать. Для этого нужно изучить каждого ребенка, определить его талант и уровень его развития в той или иной области образовательного процесса. В этом мне помогает диагностическая работа, которая имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных, образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали такие формы работы, как "Дни открытых дверей", веб консультации, совместные исследовательские творческие проекты, спортивные, экологические и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, пеших походах. Вместе с детьми посещают выставки в краеведческом музее. Они оказывают помощь в оформлении уголков природы, интерьера групп, в пошиве костюмов к фестивалям, в благоустройстве и озеленении территории детского сада.

Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый. ", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Разработала свою рабочую программу. Имею сертификаты за публикацию статей в международном электронном журнале Предметник», « Педагогическое мастерство», « Академия дошкольного образования». Свидетельство о создании в социальной сети работников образования свой персональный блог, сертификат о создании своего электронного портфолио на сайте работников образования. Награждена почетной грамотой за значительные успехи в совершенствовании учебно - воспитательного процесса, плодотворный труд в системе образования Борисоглебского городского округа.

При организации взаимодействия с детьми, стремлюсь к проявлению методического мастерства в своей деятельности. Мои воспитанники занимают призовые места на различных конкурсах.

В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.

Упрянцева Наталья Викторовна воспитатель МДОУ детский сад № 4 «Берёзка» с. Александровское
Описание материала: предлагаю вам информацию из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам старших групп Методическая разработка, поможет развивать театральные способности у детей.

Информация из опыта работы «Развитие театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша. Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей. Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы - формируется воля, выдержка и самоконтроль; ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия. В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях. Таким образом, можно сказать о том, что театрализованная деятельность позволяет комплексно преодолевать проблемы в развитии речи детей. На сцене ребёнку приходится сосредотачивать внимание и сравнительно долго удерживать его, что способствует развитию произвольности внимания, умения концентрироваться на определенном эпизоде. С развитием внимания дети получают возможность направлять свое сознание на основные черты сюжета литературного произведения, на черты характеров героев. Не менее важным является формирование в дошкольном возрасте произвольной памяти. Дети запоминают текст, своей роли, последовательность действий, знают, когда приходит их очередь вступать в диалог. Ребенок учится ставить перед собой мимическую задачу и искать пути ее реализации. Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор, представления детей об окружающей действительности, что способствует развитию познавательной сферы у ребенка. Через театрально-игровую деятельность ребенок учится, видеть, прекрасное в жизни, закладываются этические и нравственные основы сознания. Особенной ценностью театрализованной деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно новым ФГОС, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области: Познавательное развитие, углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор. Речевое развитие, происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги.
«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными произведениями различных жанров, происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Художественное- эстетическое развитие. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, у детей происходит развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Посредством слушания и обсуждения народной, классической, детской музыки, совместного пения, игре на музыкальных инструментах, у детей развиваются музыкальные способности, способность эмоционально воспринимать музыку, происходит приобщение к музыкальному искусству. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения. Но чтобы ребенок дошкольного возраста проявил театральное творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Для этого мною была проведена следующая работа:
В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы,для ряженая. Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;- созданию атмосферы творчества;- социально – эмоциональному развитию детей. Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному,или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений. Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Пальчиковый игротренинг: «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:
1. Солёный чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло – холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Обиделись.
9. Мне грустно.
10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя. Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Свои занятия я строила по схеме :
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя, то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Так же в своей практике широко использую такую форму, как изготовление атрибутов к будущей постановки, дети рисуют, вырезают то, что необходимо.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).
Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

В продолжение темы:
Потолок

Самая близкая к нам планета имеет очень красивое название, однако поверхность Венеры дает понять, что на самом деле в ее характере нет ничего, что напоминало бы о богине...

Новые статьи
/
Популярные