Великомученику и целителю Пантелеимону: молитвы. Святой угодник, пантелеймон, моли бога о нас Пантелеймон моли бога о нас

Торжественная поэма из девяти песней («канон»), посвященная , была написана в IX веке святым исповедником Феофаном Начертанным, братом Феодора Начертанного, принявшего мученическую смерть во время иконоборческих гонений в Византии.

Св. Феофан, разделив с братом темницу и страдание за православную веру, написал много канонов, среди них также канон, посвященный св. Феодору.

Рассмотрим эту прекрасную поэму – ведь читается она всего лишь раз в год, в остальное время ее замещают акафистом святому. Акафист Пантелеимону любим церковным народом и стал своеобразным «духовным кантом», в котором многие страждущие черпают утешение во дни болезни и болезней своих близких. Тем не менее нельзя забывать ту классику византийской духовной поэзии, которая вдохновляла авторов лучших церковнославянских акафистов, нанизывавших образы древних авторов, словно жемчужины, на простую нить.

Итак, канон святому великомученику и целителю Пантелеимону.

Его акростих: «Пантелеимона, изрядного мученика, пою». В греческом тексте стоит слово «мартир» — именно мартирами, свидетелями Христова Воскресения, называли мучеников в Ранней Церкви.

Что же еще удивительного нам откроет греческий текст при сопоставлении с церковнославянским, таким привычным и родным слуху?

По отношению к святому Пантелеимону употребляется «терминология», которая использовалась в до-христианской античности по отношению к богам и обожествленным людям (например, императорам) – «блаженный» («макариос»), «благой» («агафос»), и, наконец, «спаситель»(«сотер»).

«Приступль усердно ко Христу, прежде скончания еже о Христе, мертвеца первее воздвигл еси. Ныне же мя, пребогате, умерщвена греховным угрызением, твоими молитвами, о Пантелеимоне, оживотвори» (Канон святому)

Пантелеимон «животворит», то есть «сотворяет живым», он словно жизнедавец, жизнетворец. Какие удивительные, почти страшные, сравнения! Ведь только Один есть Тот, кто сотворяет живыми… Пантелеимон повторяет чудеса Христовы – ибо «верующий в меня и больше сих сотворит» (Ин.14:12)

Пантелеимон был причиной «спасения многих ». (Канон святому) Как же так? Ведь спасение – «сотерию» приносит лишь единственный Спаситель – Сотер, Христос Бог.

Пантелеимон предстает в поэме некиим «вторым Христом», «вторым Сотером», который дает спасение и целение.

«Возсия, якоже звезда » (Канон святому) . Пантелеимон вознесен (тема звезды, зари – апофеоза). Но этот апофеоз выше, чем олимпийский. Пантелеимон, как и Христос Воскресший, выходит, возносится за пределы мира, он уже больше не принадлежит ему, живя Воскресением Христа.

«Препрославленному Слову явился еси прекрасен » (Канон святому) . Он стоит рядом с Христом Воскресшим и так похож на Него, что порой нельзя отличить…

«Умертвився миру, и во Христа, блаженне, одеявся банею Крещения…» (Канон святому)

Его мученичество за Христа – видимое проявление той крещальной смерти со Христом, которую он прошел в таинстве.

«Словеса Духа услышав, был еси яко земля добрая и благоплодная, приемши семя многоценно, и родивый, преблаженне, спасение душам» (Канон святому).

На Пантелеимоне исполнила и другая притча Христова – о «великом купце», который всего лишился, чтобы приобрести самое главное:

«Посрамил еси безбожное мучителей повеление, и ко Христу притекл еси, вместо всех Сего стяжав, и был еси, богомудре, великий купец» (Канон святому) .

«…себе обнажая к страданию, еже и прошел еси, вечныя надежды провидев» (Канон святому)

Павел сравнивал жизнь и подвиг христиан с состязанием атлетов:

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1 Кор.9:24-27)

Пантелеимон совершает агон – рукопашный поединок — перед лицом всего космоса, как на арене, состязаясь с немудрыми и , тиранами, несправедливо пришедшими к власти, и побеждает силой Креста, то есть силой Бога, находящего за пределами космоса, твари и земной мудрости, которая в Его очах – безумие (1 Кор. 3:19).

«На подвиг борьбы вступив, блаженне, Божественною силою превозмогл еси безбожных нечестивое тиранство и неистовство идолослужения, облекся во Христа, Судию и Венчателя подвигов» (Канон святому).

«Юношеско ты противление имея, и твердостию души возставление стяжав, всяку язву доблественне претерпел еси, и мужеским, блаженне, умом, благодатию Божественнаго Креста укрепляемь» (Канон святому).

Интересны параллели с Октоихом воскресным, где Христос предстает как «муж Крепкий», «сплетаясь» в рукопашной с тираном.

Пантелеимон, атлет-целитель, чудодействет и исцеляет:

«Идолы лестныя оплевал еси, и возносимую прелесть упразднил еси, чудодействуя дивная, и творя исцеления, Богомудре» (Канон святому) .

Христос дает ему венец победителя агона:

«Венечник показася всеизрядне» (Канон святому).

Интересно обратить внимание на то, что , языческий бог врачевания, считался и покровителем атлетов, а Геракл, сам могучий атлет, почитался в античности как божественный целитель. Теперь перед нами не мифы, а живой человек, Пантолеон-Пантелеимон, неудержимо шагающий к своему «скончанию яже о Христе» — и все естество его меняется так, что глаза слепит от божественного света. «Скончание о Христе» — «телос» — не конец чего-то начатого, после чего уже ничто не случиться, а исполнение всех стремлений человека.

Преподобный Феофан, которого иконоборцы упрекали в идолопоклонстве, прекрасно понимает различие между идолами и иконой. Кроме того, описывая Пантелеимона как друга Христова, как «подобного Христу», он смело свидетельствует о девятисотлетнем опыте Церкви.

«Витийское отложив лютое мудрец глумление, Христовым призыванием» (Канон святому ) — Пантелеимон противостоит лжецам, подобно тому как софистам противостоял казненный праведник античности Сократ.

Тема страданий звучит как тема атлетического подвига и истерзанный пытками уголовный преступник становится в поэме вознесенным – кем?… древние сказали бы – «героем-богом», мы скажем – обО женным человеком. Эта победа происходит вопреки всякой очевидности.

Но Бог – един, и Ему воспевает песнь главный герой поэмы – прекрасный, вознесенный Пантелеимон, схожий с Ним во всем и творящий Его дела исцеления. «За Христа заклан быв, к вечней жизни преминул еси, и Богозванен явися, именованием Божиим, богомудре. Тем почитаем тя, и превозносим Христа во веки» (Канон святому).

Вечная жизнь – это не жизнь просто человеческая, пусть и бесконечно долгая, но это сама Жизнь Божественнная. Пантелеимон живет со Христом и во Христе. Он – «во Христе живый».

Парадокс преодолевается – Бог один, но Он пожелал видеть рядом других богов. Так осмысляется в эллинистической христианской традиции библейское «Бог стал посреди богов» (Рекл еси другом, Христе: Аз глаголю: питие новое во Царствии Моем пити имам, якоже бо Бог с вами боги буду». Канон Великого Четверга).

В поэме представлена драма апофеоза – страдательного, как у Геракла и Асклепия, но не сводимому только к эллинистическому опыту дионисийских ипостасей Аполлона. Здесь есть и другая традиция, другой опыт — библейский, который выражает себя в эллинистических образах и архетипах, приводя их к исполнению – «скончанию», в которой звучит гимн Богу отцов.

«Преставился еси, радуяся, к желанию конечному, идеже вселився, преблаженне, блаженный конец прияти воистинну сподобился еси, сый со Владыкою твоим во веки безконечныя».

Теперь Пантелеимон может совершать все, к чему стремился, и ничто его не удержит от этого. Он свободен, как и Христос, он может навещать всех страждущих, а не только жителей Вифинии.

«Богатную благость тебе Христос дарует, сокровищ исцелений нам даруя, и всемилостива изволением тя подав всякому скорбящему, и пристанище тихое, и предстателя, и защитителя».

Святой Пантелеймон , часто называемый «Пантелеймон-целитель», родился в 3-м веке в городе Никомедия (ныне Измит, Турция) в семье знатного язычника и был назван Пантолеоном. Мать Пантолеона была христианкой, однако она рано умерла и не успела воспитать сына в христианской вере. Пантолеон был отдан отцом в языческую школу, после окончания которой он стал учиться врачебному искусству у знаменитого врача Евфросина и стал известен императору Максимиану, который захотел видеть его при своем дворе.

Живший в Никодимее святой Ермолай рассказал Пантолеону о христианстве. Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного змеёй, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы примет крещение. Ребенок ожил, а змея разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

Святой Ермолай крестил Пантолеона под именем Пантелеимон — «всемилостивый» (именно написание "Пантелеимон" является каноническим в православии, вариант имени с "й" является мирским вариантом этого имени). Отец Пантелеймона, увидев, как тот исцелил слепца, тоже принял крещение. Святой Пантелеймон посвятил жизнь излечению больных, в том числе узников, среди которых были и христиане. Слава о чудесном враче, не бравшем денег за лечение, распространилась по всему городу и остальные врачи остались без работы. Озлобленные врачи донесли императору о том, что Пантелеймон лечит христианских узников. Император Максимиан требовал от Пантелеймона отречься от своей веры и принести жертву идолам. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание, кто исцелит его: он или языческие жрецы. Языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеймон силой молитвы даровал больному исцеление, доказав истинность христианской веры и ложность язычества.

Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеймона предал жесточайшим мукам: его повесили на дереве, рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, бросили в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым. Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги. Император приказал отрубить Пантелеймону голову. Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда Пантелеймон молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву и послышался голос, звавший его по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав голос с неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но Пантелеймон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его. Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами. Святой Пантелеймон был казнён в 305 году.

Церковь празднует память святого Великомученика Пантелеймона 9 августа по новому стилю.

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 3-й

С трастотерпче святыи, и целебниче Пантелеймоне, моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим. (Дважды).

ебе Ходатаицу спасения рода нашего, воспеваем Богородице Дево. Плотию бо Еюже из Тебе прошед. Сын Твой и Бог наш крестную прием страсть, и избавил есть нас из истления, яко Человеколюбец.

Канон, глас 2-й

Песнь 1. Ирмос

В о глубине потопи древле, фараонитская вся воинства, преоружена сила. Воплощьжеся Слово, преспеющыя грехи потребил есть. Преславныи Господь, яко прославися.

Запев: С вятыи великомучениче Пантелеймоне, моли Бога о нас (поклон) .

П риступль усердно ко Христу, прежде скончания еже о Христе, мертвеца первее воздвиже. Ныне же мя пребогате, умерщвена греховными снедении, твоими мольбами о, Пантелеймоне, оживи.

Запев. В осия яко же звезда, нося во юности старостныи и богомудрыи разум. Добротою же тела, благолепие души стяжав, Препрославленому Слову явился еси прекрасен.

Запев. У мертвився миру, и во Христа блаженне одеявся, банею крещения бысть богоносен орган, и приятелище действа Духу. Всем угождая, всем уврачуя недуги.

Слава. П ремудрость сестру себе притворив, и причастник жизни ведом от нея почтеся. И венцем даровании украсися. Божественыя зари блаженне облистая светлостию.

И ныне. Богородичен. Б лагословеньми Пресвятая Чистая, естество удалено преслушанием бывшее от Зиждителя Христа рождьши венчала еси, и тления свободи. Тем же радующеся, вси вернии Тя ублажаем.

Катавасия: И збави от бед рабы своя, святыи великомучениче Пантелеймоне, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

П роцвела есть пустыня яко крин Господи, язычна неплодящая церкви, пришествием Ти. О ней же утвердися мое сердце.

Запев. С ловеса Духа услышав, был еси яко земля добрая и плодная. Приемши семя многоценно, и рождьши треблаженне спасение душам.

Запев. У мертвил еси мудрование, змиина угрызения. И душу оживил еси, богодухновенен быв, и Цареви всех предстоя.

Запев. П осрамил еси безбожное мучителей повеление, и Христови притекл еси, вместо всех Сего стяжав. И был еси богомудре великии купец.

Слава. М атере своея благочестие возлюбль славне. Отчее же возненавидел еси безбожие многомятежное. Яко имея разум, лучшее избрал еси.

И ныне. Богородичен. Н осяи божественым мановением, всю тварь Господь, на руку носится Твоею Дево. Его же ныне моли, избавити от бед поющыя Тя. Катавасия.

Седален, глас 4-й. Д обляго страдальца благочестия Христова, восхвалим светло, Пантелеймона вернии, псалмы и пеньми и песньми духовными. Им же мучительство невидимаго врага, силою божественою попрася. И недугом исцеление богатно от Господа даровася, творящым верно божественыи и честныи праздник Его.

Другой седален. Е рмолая мудраго мучениче словеса послушал еси. И оставил еси абие художество земленое, яко мерзко, яко некрепко, яко губительно. Имея Христовы страсти, учения жизни в сердцы своем. Не исцельно страждущым, здравие Пантелеймоне даруя. Тем же молися о творящих любовию память твою.

Слава, и ныне. Богородичен. Т револнении страстей, несмысленыи аз, обуреваемь Чистая, призываю Тя тепле, не презри мене погибнути окаяннаго, бездну милости рождьшая. Разве бо Тебе надежду не имам. Да не убо врагом обрадование и смех, упование имыи на Тя явлюся. Ибо можеши елика хощеши, яко Мати сущи всех Бога.

Песнь 4. Ирмос

П ришествовав от Девы, не ходатай ни Ангел, но Ты Сам Господи воплощься, и спасе всего мя человека. Тем вопию Ти, слава силе Твоей.

Запев. П оследуя Владыце любовию, расточил еси богатьство нищым. Себе обнажая к страданию, еже и прошел еси, вечныя надежди провиде.

Запев. Х валения Богови жертву принесл еси, яве возгнушався идольских треб. Все же шатание нечестивых страстотерпче попрал еси.

Запев. С недаемым завистию, и гневом борющим, не поборимую силу сим представил еси мучениче, и победил еси злочестивое томление вооружився.

Слава. И же старца Симеона рукама держимыи, старца тя глаголы Пантелеймоне улови, к божественому разумению, и ко многих спасению и избавлению.

И ныне. Богородичен. Ю ныя и девы во след Тебе потекоша, Деву и Отроковицу Тя и Матерь зряще. Едина бо обоя во едино собрала еси, несказанно Богоневесто. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

П росвещение во тме лежащим, и спасение неначаемым Христе Спасе мой, к Тебе утренюю Царю мирныи, просвети мя сиянием си, иного бо разве Тебе бога не знаем.

Запев. Р адостно подвиги подъял еси мучения. Огражден силою божественою и терпением, твердо мучения подъемля. Радуяся вопияаше иного бо разве Тебе бога не знаем.

Запев. Ю ношеско ты противление имея, и твердостию души воставление стяжав. Всяку язву доблествене претерпе, и мужеским блаженне умом. Благодатию Божественаго Креста укрепляемь.

Слава. Н есогласное отрину вещание заблуждьших, небесным учением страдалец. И многим спасению преславну бысть виновник, Твоим действом Христе укрепляемь.

И ныне. Богородичен. Р ечения премудрых, и гадания вся Препрославленая, и пророк проречения, Тя проображаху, проявленно напоследок быти Божию Родительницу. Иныя бо разве Тебе Чистыя не знаем. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

В бездне греховней одержимь, неизследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли Боже мой возведи мя.

Запев. И долы лестныя оплевал еси, и возносимую прелесть упразднил еси. Чудодействуя дивная, и творя исцеления богомудре.

Запев. В енечник показася всеизрядне. Сквозе бо огнь ты пройде и воду. И на колеси протязаемь, преславно погубил еси безумныя.

Слава. М учителей суровьство низложил еси. Неудобь носимая биения телесная, душевною крепостию пострадал еси, богомудре благодатию.

И ныне. Богородичен. С одержаи концы земли яко Бог, Твоима рукама Чистая держится, описанием тела, иже Божественым зраком не описанныи. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 5-й. П одобник сыи Милостивому, и исцелением благодать прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога Пантелеймоне, молитвами твоими, душ наших недуги исцели, отгоняя присно ратника соблазны, от вопиющих непрестанно, спаси нас.

Икос. Б езсребреника память, добляго страдальца, вернаго целебника, благочестно воспоем христолюбцы, да приимем милость. Паче же оскверньшии, якоже и аз своя храмы. Душам бо и телом возлюблении исцеления подавает. Потщимся убо верная братия, в сердцах наших имети его крепость, избавляюща от лести вопиющыя, спаси нас Господи.

Песнь 7. Ирмос

Т елу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша. Среди пламене возопиша, и оброси их Ангел, услышася уже уст ваших молитва.

Запев. З аконно стражда, и победив врага. Пристанище благоутишно, иже в мори славне обуреваемым был еси. Свет же сущым во тме жития, их же пети научил еси, благословен Бог отец наших.

Запев. Б лажен еси и добро тебе есть ныне преблаженне. Восприимшему пребогатную и блаженную надежду свою, уготованную верою Господеви зовущым, благословен Бог отец наших.

Слава. С вятых душа, и праведных лицы, и бесплотных чин Ангельскии прият, сликовника блаженне. Мечем бо усечен быв во главу, поеши радуяся, благословен Бог отец наших.

И ныне. Богородичен. О ружие еже прежде древа животнаго, нас отлучившее, ныне обращаемо приемлет, знаменавшыяся кровию, иже из ребр Сына Твоего изшедшею Пренепорочная. Благословена еси яже Бога плотию рождьшая. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

В пещь огнену, к детем еврейским сошедшаго, и пламень на хлад преложьшаго Бога, пойте вся дела Господа, и превозносите Его во веки.

Запев. Х удожное твоея благоцветущия души, неразумие отца исцеляет. Подающи свет верою преблаженне притекающым, и ко Спасу Христу наставляющи.

Запев. П о Христе заклан быв, к вечной жизни преминул еси. И богозванен явися, именованием Божиим богомудре. Тем почитаем тя, и превозносим Христа во веки.

Слава. В итийское отложь, и лютое мудрец поучение, Христовем призыванием. И лютых страстей корения посекаеши, исцеляя поющыя Христа во веки.

И ныне. Богородичен. Б езсмертия зарю вемы источника Тя Богородице, яко рождьшую Слова Безсмертнаго Отца, иже всех смерти избавляющаго, превозносящих Его во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Б езначальна Родителя Сын Бог и Господь, воплощься от Девицы нам явися, омраченыя просветити, собрати расточеныя. Тем же всехвальную Богородицу величаем.

Запев с поклоном. П реставися радуяся к желанию конечному, идеже вселься преблаженне, блаженныи конец прияти сподобися. Воистину сыи со Владыкою си, во веки безконечныя.

Запев. Ж елание получил еси, и любве Твоея исполнение, каплющи еще теплей крови, яже по Христе излиявшися. От Него же радуяся приял еси венцы подвиг твоих.

Запев. Л ьвом уста, и зверем зияния, яко же Даниил древле ты обуздал еси. Весть бо стыдетися мучениче добродетели, и безсловесное естество. Тем же тя преславне, сошедшеся ублажаем.

Слава. Б огатную милость тебе Христос дарует. Сокровище исцелением нам даруя, и Всемилостива изволением, тя подав всякому скорбящему, и пристанище тихо, и предстателя и защитителя.

И ныне. Богородичен. Я ко руно Всенепорочная, Дождь Небесныи во утробе заченши нам родила еси, иже тишину дающаго, яко Бога Того поющым, и Тя всепетую Богородицу проповедающым. Катавасия.

Задостойник: В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святаго великомученика Пантелеймона, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.

Песнь 1

Ирмос: В о глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть; препрославленный Господь славно бо прославися.

Припев: С вятый великомучениче и целебниче Пантелеимоне, моли Бога о нас.

П риступль усердно ко Христу, прежде скончания, еже о Христе, мертвеца первее воздвигл еси. Ныне же мя, пребогате, умерщвлена греховным угрызением, твоими молитвами, о Пантелеимоне, оживотвори.

В озсия, якоже звезда, нося в юности старостный и Богомудрый разум, добротою же тела благолепие души стяжав, препрославленному Слову явился еси прекрасен.

У мертвився миру и во Христа, блаженне, одеявся банею Крещения, был еси богоносен орган и приятелище действа Духу, всем угождая, всех уврачуя недуги.

П ремудрость сестру себе притворив и причастник жизни ведом, от нея почтился еси и венцем дарований украсился еси, Божественныя зари, блаженне, облистая светлостию.

Богородичен: Б лагословеньми, Пресвятая Чистая, естество, удалено преслушанием бывшее от Зиждителя, Христа рождши, венчала еси и тления свободила еси. Темже, радующеся, вси, вернии, Тя ублажаем.

Песнь 3

Ирмос: П роцвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

С ловеса Духа услышав, был еси яко земля добрая и благоплодная, приемый семя многоценно и родивый, треблаженне, спасение душам.

У мертвил еси мудрование змиина угрызения и душу оживил еси, богодохновенно возродився и Царю всех предстоя.

П осрамил еси безбожное мучителей повеление и ко Христу притекл еси, вместо всех Сего стяжав, и был еси, Богомудре, великий купец.

М атере твоея благочестие возлюбль, славне, отчее же возненавидел еси безбожие многомятежное, яко имея разум, лучшее избрал еси.

Богородичен: Н осяй Божественным мановением всю тварь, Господь на руку носится Твоею, Дево. Егоже ныне моли избавити от бед поющия Тя.

Седален, глас 4

Д обляго страдальца благочестия Христова восхвалим светло Пантелеимона, вернии, псалмы, и пении, и песньми духовными, имже мучительство невидимаго врага силою Божественною попрася и недугов исцеление богатно от Господа даровася творящим верно Божественный и честный праздник его.

Песнь 4

Ирмос: П ришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

П оследуя Владыце любовию, расточил еси богатство нищим, себе обнажая к страданию, еже и прошел еси, вечныя надежды провидев.

Х валения Богу жертву принесл еси, яве возгнушався идольских треб, все же шатание нечестивых, страстотерпче, попрал еси.

С недаемым завистию и гневом боримым, непоборимую силу сим представил еси, мучениче, и победил еси злочестивое томление, вооружився.

И же старца Симеона руками держимый, старца тя глаголы, Пантелеимоне, улови к Божественному разумению и ко многих спасению и избавлению.

Богородичен: М ужныя и девы во след Тебе потекоша, Деву и Отроковицу Тя и Матерь зряще, едина бо обоя во едино собрала еси несказанно, Богоневесто.

Песнь 5

Ирмос: П росвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим, иного бо разве Тебе, бога не знаю.

Р адостно подвиги подъял еси мучения, огражден силою Божественною, и, терпением твердо мучения подъемля, радуяся, вопиял еси: иного бо, разве Тебе, бога не знаю.

Н а подвиг борьбы вступив, блаженне, Божественною силою превозмогл еси безбожных нечестивое тиранство и неистовство идолослужения, облекся во Христа, Судию и Венчателя подвигов.

Ю ношеско ты противление имея и твердостию души возставление стяжав, всяку язву доблественне претерпел еси, и мужеским, блаженне, умом, благодатию Божественнаго Креста укрепляемь.

Н есогласное отрину вещание заблуждших, Небесным учением страдалец и многим спасению преславну бысть виновник, Твоим действом, Христе, укрепляемь.

Богородичен: Р ечения премудрых, и гадания вся, Препрославленная, и пророк проречения Тя проображаху проявленно напоследок быти Божию Родительницу, иныя бо, разве Тебе, чистыя не знаем.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

И долы лестныя оплевал еси и возносимую прелесть упразднил еси, чудодействуя дивная и творя исцеления, Богомудре.

В енечник показался еси, всеизрядне, сквозе бо огнь ты прошел еси и воду, и, на колеси протязаемь, преславно погубил еси безумныя.

М учителей суровство низложив, неудобь носимая биения телесная душевною крепостию, пострадал еси, Богомудре, благодатию.

Богородичен: С одержай концы земли, яко Бог, Твоими, руками, Чистая, держится описанием тела, Иже Божественным зраком неописанный.

Кондак, глас 5

П одражатель сый Милостиваго и исцелений благодать от Него прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами твоими душевныя наша недуги исцели, отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи.

Икос

Б езсребреника память, добляго страдальца, вернаго целебника, благочестно воспоем, христолюбцы, да приимем милость, паче же оскверншии, якоже и аз, своя храмы, душам бо и телом, возлюбленнии, исцеления подавает. Потщимся убо, верная братия, в сердцах наших имети его крепость, избавляюща от лести вопиющия: спаси ны, Господи.

Песнь 7

Ирмос: Т елу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.

З аконно стражда и победив врага, пристанище благоутишно сущим в мори, славне, обуреваемым был еси, свет же сущим во тьме жития, и пети научил еси: благословен Бог отец наших.

Б лажен еси, и добро тебе есть ныне, преблаженне, восприимшему пребогатную и блаженную надежду твою, уготованную верою Господеви зовущим: благословен Бог отец наших.

С вятых души, и праведных лицы, и Безплотных чини Ангельстии прияша сликовника тя, блаженне, мечем бо усечен быв во главу, поеши, радуяся: благословен Бог отец наших.

Богородичен: О ружие, еже прежде древа животнаго нас отлучившее, ныне, обращаемо, приемлет знаменавшияся Кровию, из ребр Сына Твоего изшедшею, Пренепорочная. Благословена еси, Бога плотию рождшая.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Б лагоприятное твоея хитрости душевное ослепление отчее исцеляет, подающее свет верою, преблаженне, притекающим и ко Спасу Христу наставляющее.

З а Христа заклан быв, к вечней жизни преминул еси и Богозванен явился еси именованием Божиим, Богомудре. Тем почитаем тя и превозносим Христа во веки.

В итийское отложив лютое мудрых глумление, Христовым призыванием болезненных страстей корения посекаеши, исцеляя превозносящия Христа во веки.

Богородичен: Б езсмертия зарю вемы источника Тя, Богородице, яко рождшую Слово Безсмертнаго Отца, всех смерти избавляющаго, превозносящих Его во веки.

Песнь 9

Ирмос: Б езначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

П реставился еси, радуяся, к желанию конечному, идеже вселився, преблаженне, блаженный конец приити воистину сподобился еси, сый со Владыкою твоим во веки безконечныя.

Ж елание получил еси и любве твоея исполнение, каплющей еще теплей крови, за Христа излиявшейся, от Негоже, радуяся, приял еси венцы подвигов твоих.

Л ьвов уста и зверей зияния, икоже Даниил древле, ты обуздал еси, весть бо стыдетися, мучениче, добродетели и безсловесное естество. Темже тя, преславне, сошедшеся, ублажаем.

Б огатную благость тебе Христос дарует, сокровище исцелений нам даруя и всемилостива изволением тя подав всякому скорбящему, и пристанище тихое, и предстателя, и защитителя.

Богородичен: Я ко руно, Всенепорочная, дождь Небесный во утробе заченши, нам родила еси тишину Дающаго яко Бога Того поющим и Тя, Всепетую Богородицу, проповедающим.

Светилен

М илостивную твою душу провиде Бог, Пантелеимона тя проповеда, безсребрено бо требующим исцеление источаеши, святе, мучителей свирепство терпением твоим победивый.

Друзья, добрый день. Сегодня я вам расскажу о великом Целителе Христовым, о великомученике Пантелеимоне.

Как всегда, вначале кратко о житии, а в конце статьи сборник молитв великомученику Пантелеймону.

ЖИТИЕ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА

Родился великий святой в городе Ни­ко­ми­дия (Малая Азия), в семье богатого язычника и нарекли его именем Пантолеон, что в переводе означает “по всему лев”.

Впрочем, мать его, святая Еввула была, христианкой и воспитывала мальчика по своей вере.

Умерла Еввула рано и мальчика отправили учиться в языческую школу, к знаменитому врачевателю того времени, врачу Ев­фро­си­ну. Вскоре юношу приметил сам император Максимиан и повелел служить Пантолеону при своём дворе.

В Никомидии в это время жил священомученик пресвитер Ермолай, который прозорливо приметил в юноше “замысел Божий”. Ермолай ежедневно заходил к Пантелеимону и рассказывал ему о христианстве, объясняя основные истины веры Христовой.

Однажды Пантолеон увидел ребёнка, умершего от укуса змеи. Юноша взмолился Иисусу Христу о воскрешении укушенного мальчика и об умерщвлении ядовитой змеи. Пантолеон твёрдо решил, что в случае исполнения молитвы, он уверует во Христа и примет Святое Крещение. К своему удивлению мальчик ожил, а змея разлетелась на куски.

После этого случая, Пантолеона крестился и получил имя Пантелеимон. Став христианином, Пантелеон решил подвести к истинной вере и своего отца.

Если вам помог святой Пантелеимон

Об этом можно написать или поблагодарить святого в комментариях. Это полезно для тех, кто духом упал.

Помог случай.

Так как Пантолеон прослыл искусным врачевателем, то ему домой привели безнадёжного слепца.
«Свет гла­зам тво­им воз­вра­тит Отец све­та. Бог ис­тин­ный, во имя Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, про­све­ща­ю­ще­го сле­пых, про­зри!» — сказал святой. Слепой прозрел на глазах изумлённого отца. После этого чуда бывший слепой и отец Пантелеимона приняли крещение “во имя Отца и Сына и Святого Духа”.

После смерти отца святой стал безмездным врачевателем и бескорыстно лечил больных и страждущих. Из-за этого многие врачи города лишились своих доходов. Лекари доносят императору на святого, где пишут о том, что Пантолеон — христианин, и он “лечит христианских больных”.

Император Максимиан уговаривает святого опровергнуть донос и просит принести жертву идолам. Святой предлагает императору пройти прилюдное испытание — кто излечит неизлечимого больного, та вера истинна.

Согласно житию, врачи-язычники не смогли вылечить безнадёжного больного, а святой Пантелеимон силой молитвы даровал расслабленному полное исцеление. Увидев великое чудо исцеления, многие свидетели уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.

Максимиан ожесточился на Пантелеймона и велел подвергнуть святого мучениям, а исцелённого больного казнить.

«Гос­по­ди Иису­се Хри­сте! Пред­ста­ни мне в эту ми­ну­ту, дай мне тер­пе­ние, чтобы я до кон­ца мог вы­не­сти му­че­ние!» — молил Бога святой. И Бог услышал святого, послав утешение в образе пресвитера Ермолая. «Не бой­ся, Я с то­бой» — услышал Пантелеимон.

Пантелеимон подвергся многим мучениям. Его тело вешали на железных крюках, его растягивали на колесе, жгли свечами и даже кидали в кипящее олово. Святой с защитой Божьей остаётся жив, тогда его кидают в море с камнем на шее, но и сейчас святой остался невредим.

Тогда Максимиан приказывает кинуть святого в цирк на растерзание к голодным хищникам, но они только лижут ноги Пантелеимона. Увидев это, многие зрители стали кричать: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский! Да бу­дет от­пу­щен непо­вин­ный и пра­вед­ный юно­ша!»

Максимиан взбешен, он требует обезглавить всех: кричавших зрителей, провинившихся хищников и великомученика Пантелеимона. Святого привязывают к масличному дереву и даже пытаются обезглавить, но меч стал мягкий как воск.

Палачи замечают, что святой молится и в это время Господь вновь открывается святому, назвав его прилюдно Пантелимоном (“многомилостивый”), а не Пантолеоном. Услышав голос с небес, палачи падают ниц и просят у великомученика прощения.

Палачи отказываются приводить приказ в исполнение, но великомученик повелевает исполнить волю Максимиана.
Тогда воины со слезами прощаются со святым, целуя его руку, после чего с плачем отсекают Пантелеимону голову.

Происходит чудо — из раны, вместе с кровью течёт молоко, а масленичное дерево, к которому был привязан святой, в момент расцветает и наполняется целительных плодов.

Брошенное в костёр тело не сгорело, и христиане погребли Пантелеимона в зем­ле схо­ла­ста Ада­ман­ти.

Сейчас глава Пантелеимона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, а частицы мощей святого можно встретить во многих монастырях России.

В Православии святой Пантелеимон, почитается в лике великомучеников. Святому молятся о здравии, об исцелении, Ему молятся воины об успехах в ратном деле.

ДНИ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

МОЛИТВЫ

Молитва святому Пантелеимону об излечении

О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеимоне!

Умилосердись надо мной, грешным рабом Божиим (имя), услыши стенание и вопль мой, умилостиви Небеснаго, Верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от жестокаго гнетущаго мя недуга.

Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек.

Посети мя благодатным посещением. Не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоей и исцели мя;

да здрав сущи душею и телом, остаток дней моих, при помощи благодати Божией, возмогу провести в покаянии и угождении Богу, и сподоблюся восприяти благий конец живота моего.

Ей, угодниче Божий!

Умоли Христа Бога, да дарует ми предстательством твоим здравие тела и спасение души моей.

Молитва святому Пантелеимону от напастей и болезней

К тебе, как безвозмездному врачу, утешителю скорбящих, обогатителю неимущих, прибегаем мы ныне, святый Пантелеймон.

Любомудрию мирскому и искусству врачебному хорошо научившись, во Христа ты уверовал и, от Него дар исцелений, безмездно недугующих исцелял их.

Богатство все свое нищим, убогим, сиротам и вдовам раздавая, в узах томимых ты посещал, святый страдалец Христов, и врачеванием, беседою и подаянием утешал их.

За веру во Христа многообразные испытал мучения, ты во главу мечем был усечен, и пред кончиною твоею, явившись Христос наименовал тебя Пантелеймоном, то есть всемилостивым,

потому что дал тебе благодать всегда миловать всех притекающих к тебе в любых обстоятельствах и скорбях.

Услышь нас, с верою и любовью прибегающих к тебе, святый великомученик, ибо ты от самого Спаса Христа всемилостивым был наречен, и в жизни своей земной одному врачевание,

другому милостыню, иному утешение нескудно подавал, никого не отпуская от себя необлагодетельствованным.

Так и ныне, не отринь и не оставь нас, святой Пантелеймон, но внемли и поспеши на помощь нам;

от всякой скорби и болезни исцели и уврачуй, от бед и напастей освободи, и в сердца наши пролей утешение Божественное, чтобы бодры будучи телом и духом, прославили мы Спаса Христа во веки.

Молитва великомученику Пантелеймону о помощи

О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне!

Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмех почиваяй и данною ти свыше благодатию различная чудеса источаяй,

призри милостивным твоим оком на предстоящия люди, честней твоей иконе умильно молящияся и просящия от тебе целебныя помощи и заступления: простри ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы и испроси душам нашим оставление согрешений.

Се бо мы, за беззакония наша не смеюще возвести очеса наша к высоте Небесней, ниже вознести глас молебный к Его в Божестве неприступней славе, сердцем сокрушённым и духом смиренным тебе,

ходатая милостива ко Владьще и молитвенника за ны, грешныя, призываем, яко ты приял еси благодать от Него недуги отгоняти и страсти исцеляти.

Тебе убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоей помощи требующих.

Буди нам в печалех утешитель, в недузех страждущим врач, напаствуемым скорый покровитель, очесем недугующим прозрения датель, ссущим и младенцем в скорбех готовейший предстатель и исцелитель:

исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная, яко да твоими Господу Богу молитвами получивше благодать и милость,

прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго в Троице Святей славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва святому Пантелеимону от всяких невзгод и болезней. О покровительстве.

О, преславный мучениче и доблий воине Небеснаго Царя, Пантелеймоне всеблаженне, Милостиваго Бога преизрядный подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразный за Него муки претерпев,

неувядаемый приял еси венец на небеси, идеже вечнаго наслаждаешися блаженства и со дерзновением Престолу Трисолнечнаго Божества предстоиши!

К твоему Христоподражательному состраданию по Бозе прибегаем вси мы грешнии и всеусердно молим тя, теплаго заступника и предстателя нашего:

не престай призирати на нас, сущих в нуждех и скорбных обстояниих, и твоею молитвенною помощию и цельбоподательною силою избавляй нас присно от лютых зол, всегубительства и всякия иныя беды и болезни.

Ты бо приял еси, святе, неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за твердую твою к Нему веру, при чистом и непорочном житии,

запечатленную мученичеством и многопобедною твоею кончиною, в нейже по данней ти благодати и наименован от Христа Пантелеимоном, милости тезоименитым, милующим всех притекающих к тебе в скорбех и болезнех.

Сего ради ведуще тя милостиваго ко всем помощника и исцелителя, с верою взываем к тебе, услыши нас и богоприятным ходатайством твоим подавай нам вся благопотребная в житий сем и нужная к вечному спасению.

Мученическим же дерзновением твоим умоли Милостиваго Бога, да помилует нас, грешных и недостойных, по велицей милости Своей, да избавит от труса, потопа, огня, меча и всякаго праведнаго гнева и прещения, благовремение подвизая нас к очистительному и умилостивительному во гресех наших покаянию, ради множества щедрот Своих,

да подаст всем нам безбедное, тихое и богоугодное житие, и всех нас от врагов видимых и невидимых да сохранит благодатию Своею и непобедимым ополчением ангел Своих,

имиже ограждаеми и наставляеми да поживем в веце сем в покаянии, чистоте и в творении богоугодных дел;

да сподобимся твоим теплым предстательством христианскую кончину улучити безболезненну, мирну, непостыдну, избавится от козней воздушных князей тьмы и вечныя муки и быти наследниками безконечнаго, всеблаженнаго царствия.

Ей, угодниче Божий!

Не престай молитися за ны грешныя, да, твоим ходатайством временных и вечных бед избавлени, величаем тебе, заступника нашего и молитвенника,

и вечно прославляем общаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва целителю Пантелеимону от всякой болезни, от невзгод и несчастий

Святый великомучениче и целебниче Пантелеймоне!

Моли Бога о нас (имена) и не допусти долее оставаться в нас болезням, коими болим душею и телом!

Исцели те язвы и струпы, кои причинены нам страстями нашими.

Болим мы леностию и расслаблением - исцели ны.

Болим влечением и пристрастием к земным предметам - исцели ны.

Болим, о святый Пантелеймоне!

Болим забывчивостию: о деле спасения, о наших грехах и немощах, о наших обязанностях - исцели ны.

Болим злопомнением, гневливостию, ненавистничеством - исцели, о целебниче Свято-Афонский и всемирный.

Болим зависитию, гордостию, надменностию, превозношением, при всей скудости и непотребстве - исцели ны.

Болим многими и разными припадками плотоугодия:

чревоизлишеством, невоздержанностию, многоядением, сластолюбием - исцели ны.

Болим сонливостию, многословием, празднословием, осудливостью - исцели ны, о святый Пантелеймоне!

Болят наши очи греховными воззрениями, болят наши уши слушанием пустословия, злоречия, наветов - исцели ны.

Болят руки нерасположением к молитвенному воздеянию и к подаянию милостыни - исцели ны.

Болят наши ноги нежеланием поспешно идти в храм Господень и стремлением к хождениям по стогнам и к посещениям домов мирских - исцели ны.

Болит, зело болит язык наш, уста наши:

пустословием, празднословием, злоречием, отвращаясь от молитвословий и славословий, или произнося их небрежно, рассеянно, без внимания, без понятия - исцели ны, о милостиве!

От главы до ног болим мы:

болит в нас разум непонятливостию, неразумностию и безумием;

болит в нас воля, отвращаясь от святых занятий и стремясь к делам вредным и богопротивным;

болит в нас память, забывшая наши прегрешения и содержа в себе неутратно согрешения и оскорбления ближних наших;

болит в нас воображение, не умея и не желая живо представить нам нашу смерть, вечную муку грешных, блага Царствия Небесного, Божий гнев, крестные страдания Христовы, Его распятие - исцели ны, о святый Пантелеймоне!

Все в нас болит.

Немоществует и душа наша вся со всеми ее силами и способностями.

Немоществует и тело наше все со всеми его членами.

Исцели ны, о святый Пантелеймоне, Целебниче безмездный и любвеобильный Врачеватель, слуга Пресвятыя Богородицы, и не оставь наше окаянство в толицех недугах и в толицей немощи:

да исцелясь твоею благодатию, прославлю Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Пресвятую Богородицу, тебе на служение болящим посылающую, и возблагодарю твою, о святый Пантелеймоне, цельбоносную святыню во веки.

Молитва святому Пантелеимону о здравии ребёнка

Обращаюсь в мольбах к тебе, Пантелеймон Целитель!

Даруй ребенку моему исцеление, ниспошли ему силы, прикоснись к плоти его, поцелуй душу его.

Погаси огонь пылающий, укроти страсть, отзови немощь.

Разбуди раба Божьего (имя), подними его с одра болезненного.

Пусть ложе озлобленное его отпустит.

Пусть он будет одарен церковным благословением.

Покоряемся воле твоей и ожидаем милости.

Благодарственная молитва святому великомученику Пантелеимону по исцелении и помощи

Святый великомучениче, целителю и чудотворче Пантелеймоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных!

Достойно наречен еси Пантелеймоном, еже есть всемилостивый, яко приняв от Бога благодать молитися за ны и болезни целити, ты богатно подаеши всем, к тебе притекающим, различная исцеления и вся к жизни временней и ко спасению потребная.

Сего ради и мы, недостойнии, сподобившеся твоея милости, паки пред святою твоею иконою прибегаем к тебе, и прославляюще тя,

яко искренняго угодника Божия, нашего же вернаго молитвенника и исцелителя, усердие благодарим тя и Подателя всех благ Господа Бога нашего о великих благодеяниих, от Него тобою нам бывших.

Приими убо милостивно малое сие молитвенное благодарение наше, зане не имамы ино что по достоянию воздати тебе, и прочее время живота нашего не лиши нас,

немощных и грешных, твоея помощи и молитвеннаго ходатайства у Господа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, благодарение и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

По благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки 21 июня 2014 г. в 13.00 духовенство и миряне торжественно встретили икону и мощи св. вмч. Пантелеимона Целителя в Свято-Никольском храме г. Запорожье (на Верхней Хортице), настоятель которого — Его Высокопреосвященство.

Это был последний день, когда икона и мощи согласно графика пребывали в Запорожье. 22 июня они были перенесены в храмы Запорожской области, где будут пребывать до 14 июля.

ВЕЧЕРНЯЯ СЛУЖБА 21 ИЮНЯ

…Я пришла в Свято-Никольский храм перед вечерней службой. Икона великомученика и Целителя Пантелеимона- как положено в центре храма и рядом ковчег с мощами. Людей в очереди перед святыней — казалось бы, немного, но за несколько часов службы подходили все новые и новые…

Вот две бабушки на костылях, вот женщина с палочкой, «глубоко» беременная женщина, мамы с малышами, степенные мужчины… Один из них — с татуировкой на руке «Пуля-не дура (или дура-было затерто) в сопровождении девушки шел к мощам. Было видно, что он почти не видит…

21 июня в субботу настроение у меня и у многих здесь, в Запорожье, было скорбное… События в стране давно заставили оторваться от своего мирка и подумать всем миром — о мире…

На улице о. Виктор принимал кающихся, которые готовились на причастие на первую службу — в 7.30. Вторая — в 8.30

Молились вечером долго. Плакали…

Протоиерей Николай Шиян, иерей Федор Шиян, иерей Вячеслав Колондинкин и диакон Леонид Балык прочитали акафист святому великомученику Пантелеимону. Было елеопомазание.

Послушники приняли огромное количество записок от мирян на Афон и в Киевское Афонское подворье. «Великомучениче и Целителе Пантелеимоне, моли Бога о нас!»

Молилась дома… Господи, услыши молитвы…

В этот же день, 21 июня, в 21.00 в Запорожье молитвенно почтили всех павших в Отечественной войне 1941-1945 гг.

ЛИТУРГИЯ 22 ИЮНЯ

Я пришла на вторую службу. Иконы и мощей вмч.Пантелеимона Целителя уже в храме не было — увезли в Марьевку и дальше- по храмам Запорожской области.

Тем не менее справа в церкви я увидела привычные образы и св. вмч. Пантелеимона Целителя, и свт.Николая Чудотворца и рядом — Божией Матери — «Взыскание погибших»…

Погибших на 22 июня в Украине много, подумала я… Это был День начала Отечественной войны 1941 года и День Русских святых- и Наших тоже, во всей исторической Руси просиявших…И также День Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших… И снова была кровь на Донбассе в этот святой день.

Чудесным было то, что икона и мощи вмч. Пантелеимона Целителя, которые привезли в Запорожскую епархию, написанные на Афоне и подаренные афонскими монахами Украинской Православной Церкви, стали нам доступны в эти святые дни…

Снова поразили прихожане. Страждущие — это не то слово. И убогие- не то… И даже обремененные — не оно…Просто какой-то Христов народ-подумалось мне… Потому что Он — Иисус пришел именно к таким… Мне вдруг стало так безумно жаль их всех и себя… и нас всех…

Слезы текли и текли, иногда переставали… Коленопреклоненная молитва о мире в Украине, на улице снова очередь на исповедь.

Молитва о прекращении междоусобныя брани

на Божественной литургии по сугубой ектении чтомая

Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих.Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи.Не остави стадо Свое, от сродник своих во озлоблении сущих, умалитися, но скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию обрати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь, да единем сердцем и едиными усты прославим Тя, Господа и Спасителя нашего во веки веков. Аминь.

Служил протоиерей Николай Шиян, в алтаре молился архиепископ Василий (Злотолинский). Причастились.

Протоиерей Николай Шиян зачитал всем Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Полноте Русской Православной Церкви — ко всем народам исторической Руси:

«Лишь дьявол может праздновать победу, когда в сечи сталкиваются братья, уничтожая друг друга, нанося увечья, ослабляя жизненные силы народа.И, конечно, Русская Православная Церковь, Церковь духовно неделимой Руси, не может разделять единый народ Божий по политическому, национальному, социальному или любому иному принципу. Церковь исполняет миссию, вверенную ей Господом Иисусом Христом, а не заказы или поручения со стороны тех или иных политических сил. Тем и отличается она от некоторых религиозных по названию, но мирских по сути организаций.

Междоусобные брани уже не раз случались в нашей истории. Именно они привели к ослаблению Киевской Руси и падению разобщенных княжеств под натиском Батыя, к страшному Смутному времени в русском государстве в семнадцатом веке, к чудовищному по масштабам кровопролитию и установлению на долгие годы безбожного режима в начале века двадцатого.Уроки истории также показывают, что междоусобная брань всегда порождает угрозу покорения Отечества внешним силам.

И встарь, и ныне перед нами встает в таких случаях опасность потери подлинного суверенитета народа. Суверенитета, который выражается в возможности и способности устраивать свою жизнь на основе тех нравственных, духовных и культурных ценностей, что были вместе с Божественной благодатью восприняты нашими предками в Киевской купели Крещения Руси, взращивались и усвоялись на протяжении многовековой истории. Обращаюсь ко всем, от кого зависит принятие решений: немедленно остановите кровопролитие, вступите в реальные переговоры для установления мира и справедливости.

В междоусобной брани не может быть победителей, не может быть политических завоеваний, которые были бы дороже жизни людей.

Что же касается Церкви, ее оружие и ее щит — молитва и Слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). Призываю всех чад Русской Православной Церкви к усиленной молитве, к сугубому хранению начавшегося поста Святых апостолов.

Особый призыв — к монашеским обителям: молитесь ныне ко Господу, как умели молиться в страшные времена потрясений наши благочестивые предки; как во времена междоусобной брани умоляли Отца Небесного о ее прекращении подвигоположники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, как молился о прекращении ненавистной розни мира сего примиритель русских земель преподобный Сергий Радонежский, как взывали ко Господу во дни кровавого хаоса и гражданской войны святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и священномученик Владимир, митрополит Киевский. Во всех храмах Церкви нашей пусть неустанно совершается теперь особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани, текст которой я сегодня благословил к употреблению.

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фес. 5:23).

О. Николай призвал «крепко молиться и не унывать, чтобы победить страх и чтобы никогда не пришлось стрелять в брата-единоверца»…

После службы был акафист Иисусу Сладчайшему с окроплением святой водой — читал протоиерей Николай Шиян.

Затем — панихида по усопшим воинам, на поле брани за веру и Отечество живот свой положивших.

Уже почти в самом конце панихиды, когда о. Николай поминал усопших, к нему буквально вплотную подошел похожий на мужчину (так как пол уже было трудно разобрать) человек в женской летней шляпе с цветком с синюшным опухшим лицом. Не алкоголик, а просто, видимо, очень больной бомж. От него сильно разило… Я вспомнила, как он перед этим поцеловал крест и как я не хотела целовать крест после него… Но пересилила себя…И не только я…

Отец Николай сказал помочь ему. Ему помогли. Но было видно, что помощь ему и не нужна…уже… Он с каким-то обречением и в то же время успокоенный вышел из храма…

Снова не могла остановить слез. Незнакомая бабушка дала мне просфору, которую на выходе у меня «отобрала» своими словами женщина, просившая на еду для ребенка.

Вот такие слезные дни. Пришла домой и целый день все думала — Господи, помилуй нас, услыши молитвы наши.. Ничего ведь больше и не надо…

И так завтра, послезавтра и…

Елена Гулая

Фоторепортаж -Михаил Цыткин, Свято-Никольский храм г. Запорожье, фото в тексте- автора



В продолжение темы:
Погреб и подвал

Сергей Михайлович Крылов (1919-1979) - советский генерал-лейтенант внутренней службы, начальник организационно-инспекторского управления МВД СССР (1969-1971), начальник Штаба...

Новые статьи
/
Популярные