Великорецкий крестный ход протяженность. «Крестный ход был необычайно трудным, но мы выдержали

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнУтой дверью:
«Впусти меня! – я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

(“Наш век”, Федор Тютчев, 1851)

22 мая 2016, в день Николая Чудотворца, по телеканалу “Культура” был показан документальный фильм режиссера Константина Голенчика “Великорецкий крестный ход. Обыкновенное чудо”. Никогда
прежде не слышала об этом крестном ходе, но вдруг поняла, что обязательно должна пройти путь вслед за чудотворной иконой Николая. Заказала электронные билеты на поезд до Кирова и обратно. Признаюсь, что потом, до самого крестного хода, плохо засыпала ночами, мучили сомнения, смогу ли осилить этот духовно удивительный и физически тяжелый ход. Счастлива, что смогла. Не буду описывать подробно свой крестный ход (это слишком личное), но расскажу об этом событии в общих чертах.

ВКХ совершается ежегодно с 3-го по 8 июня из города Кирова, от Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря до поселка Великорецкое (через села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово и др.) и обратно и обратно в Киров (через село Медяны, поселок Мурыгино, поселок Гирсово). Общая протяженность пути составляет более 150 км. Это великое православное событие собирает верующих со всех концов России и зарубежья. Люди стекаются в город Киров, чтобы пешком пройти по вятской земле вслед за чудотворной иконой Святителя Николая. Людская река течет по вятской земле и дух захватывает от ее живого течения. Ежегодно ВКХ собирает от 30 до 60 тысяч крестоходцев. На праздничные молебны в село Великорецкое, помимо крестоходцев, прибывают и другие паломники, добираясь на общественном и личном транспорте. Поэтому число участников молебна существенно увеличивается. Но статистика в подобных мероприятиях – дело последнее, хотя и интересное.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Все началось более 600 лет тому назад, в 1383 году, на реке Великой, недалеко от вятской деревни Крутицы. Крестьянин Семен Агалаков нашел на берегу реки икону Николая Чудотворца. Он принес ее в свой дом и вскоре икона проявила свою чудотворную силу, исцелив одного деревенского калеку, который не мог ходить. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по всему Вятскому краю. Так появились в деревушке Крутицы первые паломники. Прошло еще немного времени, слава о Великорецкой иконе Николая Чудотворца все ширилась, и вот решено было перенести ее в город Хлынов. В благодарность за драгоценный дар горожане дали обет, что ежегодно будут возвращать икону на место ее обретения, к реке Великой, для совершения церковного молебна. Так зародилась традиция Великорецкого крестного хода (ВКХ). Потянулись к Николаю Чудотворцу многочисленные православные паломники со всех сторон света.
С 1392 года икона совершает свой ежегодный путь до реки Великой и обратно в город Хлынов (Вятку, Киров). До 1777 года крестные ходы с Великорецким образом Николая Чудотворца происходили водным путем, на плотах. Говорят, что пару раз икону (по неизвестным мне причинам) не отправляли в крестный ход, и в те годы на Вятке начинали происходить серьезные беды – погибали посевы, лихие испытания обрушивались на вятский народ. Связав эти тяжелые события с нарушением обета, данного когда-то предками, православные люди стали ответственно относится к соблюдению традиции Великорецкого крестного хода. Даже в годы советского богоборчества находились истинные герои-крестоходцы, пробиравшиеся к Великой реке через леса, тайными тропами, скрываясь от милицейский кордонов и облав. В первые годы советской власти великорецкие крестоходцы прошли
жестокие испытания за противостояние новой власти и за православную веру, многие из них прошли тюрьмы и лагеря, а многие из вятского священства и прихожан были расстреляны. Вечная им память.
Великорецкая икона Святителя Николая дважды побывала в Москве. Впервые это произошло во времена Ивана Грозного. Один из приделов строившегося тогда московского Покровского Собора (Храма Василия Блаженного), был освящен в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворц
а. В 17 веке, во время царствования Михаила Федоровича, икона побывала в столице еще раз.

В 20-е годы прошлого века были разрушены почти все вятские храмы, в том числе и Кафедральный собор города Вятки (бывшего г. Хлынова), где находилась Великорецкая чудотворная икона Николая. В момент уничтожения храма подлинная икона исчезла и о судьбе ее не известно до сих пор. Все последующие крестные ходы (и до настоящего времени) совершаются с чудотворным списком с той прославленной иконы.

С 1668 года 24 мая (6 июня по новому стилю) празднуется день явления Великорецкой иконы Святителя Николая. Именно ко дню 6 июня икона ежегодно приходит с крестным ходом на берег реки Великой, приводя за собой следом православных паломников. В этом году из Кирова крестным ходом вышло около 30 тысяч паломников, на службе в селе Великорецкое
было около 60 тысяч, а обратным пешим ходом в Киров вернулось около 11 тысяч (статистику брала из интернета). Я очень рада, что мне посчастливилось пройти этот ход полностью и быть среди тех, кто прошел его до самого конца.

Великорецкий крестный ход был официально запрещен советской властью в мае 1959 года. Лишь в 1999 году были сняты запреты на его проведение и традиция возродилась с новой силой, ежегодно привлекая к себе все большее число участников. В 2000 году патриарх Алексий II присвоил
Великорецкому крестному ходу статус Всероссийского.

Спасибо жителям Вятки, что сохранили для России эту замечательную православную традицию! Пять дней вятского пути впечатались в меня, как особенные. Ничего подобного со мной раньше не случалось. Хотелось бы сохранить в себе эту радость навсегда, чтобы в трудные минуты жизни воспоминания о Великорецком крестном ходе помогали подниматься и двигаться дальше. Дорогу осилит лишь идущий!

МАЛЕНЬКИЕ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

г. Владимир, вид с ж/д платформы

Выехала из Москвы 2 июня, в 20:05, с Ярославского, на поезде 032-ГА. Из экономии взяла место в сидячем вагоне и осталась довольна. Кресло удобное, откидное, есть возможность подремать. Для обратной дороги взяла плацкартное место, предчувствуя большую усталость. Основная часть пассажиров нашего поезда направлялась туда же, в Киров, на крестный ход, поэтому я даже не задумывалась, на каком транспорте буду добираться от кировского вокзала до Свято-Успенского Трифонова монастыря. Достаточно просто плыть по течению, состоящему из людей с рюкзаками. От ночного поезда запомнилась первая остановка во Владимире. Величественный Владимирский Собор светился белым ангелом на фоне наступающей ночи. Я вышла на перрон с фотоаппаратом. Мне вспомнились посещения этого прекрасного города и потрясающий, космический пейзаж, открывающийся взору с холма Соборной площади. Легко понять князя Владимира, решившего основать город именно в этом месте. Смотришь с высоты… весь мир расстилается перед тобой, как на ладони.
3 июня, в 08:33 утра, п
рибыла в Киров. Повинуясь людскому потоку, села в троллейбус, который минут через пятнадцать довез крестоходцев, набившихся битком, до нужной остановки. Пробиться на службу было невозможно из-за большого количества людей. Я быстро нашла передвижную камеру хранения, которая находилась на небольшом стадиончике, рядом с монастырем. Камера хранения обошлась в 800 р. на весь срок прохождения крестного хода. Мне выдали мешок № 577 со вложенным внутрь еще одним черным целлофановым мешком. Упаковала ненужные в этот день обувь и одежду, спальник и запас сухого пайка. Но рюкзак с непривычки все равно казался тяжелым. Перед началом хода я успела забежать в столовую, расположенную недалеко от монастыря и перекусить.
Вдруг из окон увидела, что крестный ход уже тронулся. Замелькали хоругви, отряд нарядных священников торжественным и спорым шагом двигался, увлекая за собой всех собравшихся крестоходцев. Икона находилась в центре их почетного эскорта. Выскочила на улицу и, мысленно помоливш
ись, присоединилась к идущим. Перед тем, как отправиться в Великорецкий крестный ход, я получила благословение от отца Андрея, священника церкви Тихвинской иконы Божьей Матери села Среднего. Он сказал мне, благословляя: “Будет трудноватенько, но ты потерпи”. Я настроилась на трудноватенькое и, конечно, на потерпеть. Впереди было пять дней ВКХ.

Все транспортное движение в Кирове было парализовано. По городу текла Великая река. Даже кировская полиция по рациям называла шествие “рекой” (мимоходом услышала). Народ шел с христианскими песнопениями и то тут, то там раздавалось “Христос Воскресе!”, многие на ходу читали акафист Николаю Чудотворцу. Поднявшись на самую высокую точку кировского проспекта, я оглянулась назад и… мороз по коже. Казалось, что этой живой человеческой реке нет конца и края. Нарядная, пестреющая христианскими знаменами и всеми цветами турист
ических экипировок, огромная человеческая река… и я внутри, как капелька, сопричастная огромному потоку. Вокруг царила атмосфера праздника, толпы провожающих кировчан на тротуарах вдоль дороги. Я рассматривала тех, кто оказывался рядом. Люди разного возраста, социальных групп и явно разной степени воцерковленности. Молодые семьи с малышами в колясочках, старички и старушки, группы молодежи, священники со своими прихожанами, инвалиды в колясках с сопровождающими (низкий поклон мужественным волонтерам), монашество, казаки, сербы, монархисты со знаменами, богатые и нищие. Нет-нет да и проскальзывали среди русской речи то итальянский, то испанский. Со всего света прибыли в Киров люди, чтобы стать частью Великой реки, на несколько дней стать пехотой Николая Чудотворца. Впервые я ощутила себя в живой, деятельной и физически осязаемой среде православия и от этого появилось чувство удовлетворения. Ведь у меня никогда не было настоящей церковной жизни. Так уж сложилась моя биография, так сформировался круг моего общения. Мое поколение было воспитано в духе атеизма и разве это не чудо, что многие из нас будучи в сознат
ельном возрасте обратились к православной вере, которую выкорчевывали в России целенаправленно и очень долго. Есть такое немного обидное, но верное слово – захожане (по-видимому, антоним к слову прихожане). Это о таких, как я, к сожалению. Придешь в церковь, подашь записочки, постоишь на службе, прочитаешь вместе со всеми Символ веры и Отче наш, прослушаешь небольшое напутствие священника, постоишь на панихиде и… восвояси. Причем, по ходу службы половину не понимаешь, ведь Евангелие и Апостолы читаются на церковно-славянском.

В уставе ВКХ предписано правило о том, что женщина в ход идет в платке и юбке. Это связано с тем, что во время крестного хода проходят церковные службы. Всем женщинам советую не пренебрегать уставом крестного хода, чтобы никого не смущать и самой не смущаться. С моей юбкой произошла забавная история. Для крестного хода я выбрала легкую летнюю юбку, которую можно было бы н
осить поверх походных брюк. Перед самым отъездом был замечен существенный недостаток этой юбки – она была слишком длинной. Я путалась ногами в подоле и раздражалась от мысли, что мне придется идти в этом кошмаре 5 дней. Честно говоря, я с юных лет предпочитаю брюки юбкам. До поезда совсем не оставалось времени и я, не долго думая, обкорнала низ юбки, укоротив ее. Подшивать подол времени не было, я засунула юбку в рюкзак и отправилась на вокзал. К концу хода неподшитый низ юбки сильно излохматился. Общую картину дополняли и огородные галоши. Будучи новыми они имели ярко-желтый цвет, но с годами страшно поизносились и неотмываемо погрязнели. Зато эта обувь стала моим настоящим спасением после, не оправдавших мое доверие, кроссовок. А чтобы галоши не слетали во время ходьбы, я примотала их (через подошвы) к ногам веревками крест-накрест. Видок у меня был еще тот, но зато теперь я точно знаю, как выглядят настоящие оборванцы! 🙂
Многие кировчане по ходу шествия вливались в общий поток и дошли с нами до первой большой стоянки, что
бы посетить молебен в Троицкой церкви, а потом вернулись в Киров. Оставив вещи на привале, купила в церковной лавке маленькую книжицу с акафистом Николаю Чудотворцу. Читала ее по мере сил все время крестного хода, как и все остальные паломники, в движении, не останавливаясь, на ходу.

Весь крестный ход Икона шла слишком быстро для моих ножек. Я очень редко настигала ее на стоянках, поэтому пропустила много молебнов в селах, расположенных по пути ВКХ. Только по вечерам, перед ночлегом мне удавалось приложиться к Чудотворной. Но успокаивало то, что даже само участие в этом событии благотворно для грешной души, пусть ножки не успевали добежать, зато сердечко везде успевало. Достигнув села Великорецкое, я исповедалась и причастилась на берегу реки Великой, вместе с остальными крестоходцами.

ПАЛОМНИКИ

Главное в крестном ходе – это путь каждого паломника к Богу. ВКХ – не туристический слет, не развлекательное мероприятие на тему “а слабо!” Здесь собираются верующие православные люди или стремящиеся стать таковыми. Представьте себе, какую великую силу обретают молитвы, когда одновременно молятся от 30 до 100 тысяч человек.

О ветеранах Велико
рецкого крестного хода. Преклоняюсь перед этими людьми – молитвенниками о России и православном мире. Мне посчастливилось познакомиться с несколькими удивительными паломниками, которые ежегодно, в течение уже многих лет, совершают полный крестный ход в оба конца, сопровождая икону Николая Чудотворца в Великорецкое и назад, в Киров.

Был день жары, все устало попадали в придорожную траву на очередном привале. Завязался разговор с рядом сидящей паломницей. Ей 67 лет, она очень плохо почувствовала себя из-за жары и сетовала на то, что дальше не в состоянии идти. Рассказывала нам, что пропустила ход всего два раза в жизни – когда убили ее сына и когда телилась ее корова. Вы только вдумайтесь, что стоит за ее словами! Я была просто ошеломлена. Тут тебе и горе материнское и судьба крестьянская – все вместе в нескольких словах. Всего два раза в жизни она пропустила ход. Все, сидевшие вокруг, паломники советовали ей обратиться к нашим спасателям, постоянно разъезжавшим на квадроцикле вдоль крестного хода. Они бы обязательно подвезли ее в следующий населенный пункт, куда мы шли. Но женщина ответила, что тогда душе ее будет очень горько, что она не смогла дойти сама. Вот так. Отдохнула… встала… и ведь пошла… Буквально в этот же день мне довелось поговорить еще с несколькими ветеранами ВКХ. Одна женщина в этот день отмечала свое 60-летие, ее близкие и родня спрашивали, что подарить на день рождения и она попросила отпустить ее в крестный ход. А другой мужчина собирался отметить ДР в ближайшие дни и тоже решил сделать себе такой подарок. Вы понимаете? Люди, преодолевая тяжелые физические нагрузки, получают здесь настоящее духовное счастье. Для верующих людей Великорецкий крестный ход – это желанный путь, большая одушевленная церковь. В этой огромной реке людей я не заметила равнодушных, все были внимательны и доброжелательны друг к другу. Сколько бы я ни падала в дороге, меня всегда тут же кто-то подхватывал под руки. Идеальный путь для молитвы, долгий и тяжелый, радостный и высокий. Все в одном. Мне сказали, что самой старой женщине-крестоходцу – 83 года. Не знаю, была ли она в этот раз. Мудрые старики-паломники очень верно рассчитывают свой ход. Они никогда не спешат, идут со своей скоростью, делают привалы там, где сами считают нужным отдохнуть. Думаю, что слишком
долго не засиживаются на своих привалах, ведь в результате успевают к местам молебнов и ночевок вовремя, а часто и гораздо раньше молодежи.
Особое уважение вызывают люди, сопровождающие паломников в инвалидных колясках. Я дважды встречала одну и ту же группу в течение двух дней подряд. Несколько мужчин тащили на руках инвалидную коляску через постоянные препятствия на лесной дороге. Тут рюкзак то кажется неподъемным, самой бы дойти как-нибудь, а эти парни помимо своей ноши тащат еще и коляску с инвалидом. Молодая женщина-инвалид и ее верные спутники вызывали глубокое уважение у всех. Они постоянно подбадривали друг-друга добрыми шутками, называли ее принцессой и королевой, кричали: “Уступите дорогу принцессе!” Она весело смеялась в ответ на их шутки. На следующий день они придумали ей другое ласковое прозвище, я спросила: “А вчера была принцессой”. А они в ответ: ” Да надоело ей
быть принцессой!…” Господи, все так по-доброму. Светлые люди. Пусть Господь услышит их молитвы и воздаст им за их любовь.
И вот теперь сложный вопрос о детях. В первой половине хода я восхищалась семьями, идущими с детьми. Действительно, дети на удивление легче проходят этот многокилометровый марафон. Помню, как в конце одного дня, на лесной дороге одна девочка лет семи прыгала передо мной через канавку туда-сюда, туда-сюда. Без счета. И это в конце дня, пройдя уже 30 километров. Я представила себя на ее месте и стало смешно. Два раза – максимум, я бы прыгнула, а на третий? Меня бы вынесли вперед ногами из этой канавки. Вот что было бы. Очень понравились мне детки из семей священников. Веселые и воспитанные, вежливые, выносливые. Эти дети порхают по дороге, как стрекозк
и, смотреть на них очень приятно.
Один священник сказал при мне одному из своих маленьких сыновей: “Будешь отвечать за воду в походе!” Мальчик серьезно воспринял папины слова. Уверена, что с водой у них все было нормально.
Возможно, я и осталась бы в полной уверенности, что дети на таком сложном пути – это нормально, если бы не тот дождливый день обратного хода после Великорецкого. Мы начали ход с 2-х часов ночи и шли под постоянным нудным дожем. Часто раздавалось “врача-врача”, мы передавали эти слова по живой цепочке. Это означало, что кому-то стало плохо и срочно нужен врач. На этот раз было плохо мальчику. Я увидела на обочине мать, склонившуюся над ребенком лет десяти, лежащем в глубоком обмороке. Он был бледным, как льняное полотно. Подоспевший врач спросил кусочек сахара. У меня был в кармане изюм, но это не подошло. Мать что-то лепетала о том, что сын сегодня плохо кушал, в руке у нее дрожала леденцовая конфета. Она пыталась водить ею по его губам. Я не могла больше видеть эту сцену и отошла в сторону. С этого момента появилось убеждение, что родители должны сто раз подумать, стоит ли рисковать здоровьем своих маленьких детей.
Есть еще одна категория людей, которым я советовала бы быть рассудительнее, прежде чем идти в Великорецкий крестный ход – это беременные женщины. Памятуя о том, как я кувыркалась на глин
яной лесной дороге, даже не хочу думать, что может произойти при этом с беременной женщиной. Как часто и неоправданно мы берем на себя смелость излишне рисковать здоровьем других людей, в данном случае, еще не появившихся на свет, младенцев. Как тут не вспомнить слова Евангелия – “Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего” (Матф.4:7). Когда икона Николая Чудотворца уже подходила к Кирову на обратном пути ВКХ, нас обогнала скорая помощь с мигалками. А позже нам кто-то сказал, что прямо в этой скорой приняли роды у одной из наших беременных паломниц. Отважная женщина. Надеюсь, роды прошли благополучно и у мамы с малышом все хорошо.

ПАЛАТКУ БРАТЬ! САПОГИ БРАТЬ!

Если я когда-нибудь еще раз пойду в Великорецкий крестный ход, то обязательно возьму небольшую туристическую палатку. Полагаю, что таскать ее с собой не придется, буду сдавать в передвижную камеру хранения вместе со спальником и тем, что не потребуется на текущий день. Мысль о необходимости иметь свою палатку посетила меня из-за того, что мест в общественных палатках оказалось мало и была реальная возможность заночевать на улице, под открытым неб
ом. К тому же, вместо того, чтобы спокойно постоять на молебне, начинаешь судорожно метаться по общественным палаткам в поисках свободного места. Говорят, что в этом году общественных палаток было меньше, чем в прошлые годы. Во время первого ночлега мне повезло, удалось пристроиться в одну из таких палаток. Здесь познакомилась с кировчанкой Мариной и ее спутниками. Предложила им половину свободного места в своем мешке для камеры хранения, а они великодушно пообещали, что по возможности, будут занимать для меня место в общественной палатке на очередном ночлеге. Что и произошло. Но в Великорецком все пошло не так. Связи по мобильнику не было и мы не нашли друг друга. Вообще связь в Великорецком – нулевая! Ни один оператор не берет. Единственное, что помогает – это скинут
ь смс, дойдет не сразу, но хотя бы дойдет через некоторое время. Я с трудом пристроилась в одну из общественных палаток, а Марина в неизвестном мне направлении оказалась без спальника и теплых вещей, которые остались в моем мешке № 577. Заглянув во все общественные палатки несколько раз, с разными интервалами времени, так и не нашла своих знакомых. А именно в ту первую ночь в Великорецком были настоящие заморозки. Перед тем, как улечься спать, я прикрепила ко входу нашей палатки записку “Марина, я здесь!” Но все оказалось напрасно. От холода и беспокойных мыслей о замерзающей где-то
Марине, я проворочалась всю ночь. Утром мы случайно столкнулись с ней возле “синих домиков” (биотуалетов). Я закричала: “Марина, как вы выжили то этой ночью?!” Оказалось, что они не спали, где-то в час ночи отправились в теплую церковь и были там все время на ночной службе, до самого утра. Этим утром мы распрощались, они уезжали назад в Киров на автобусе и в обратный пеший ход не собирались. Вообще многие люди, особенно с детьми, идут только до Великорецкого, а потом возвращаются в Киров на автобусах. Поэтому количество людей, продолжающих крестный ход после Великорецкого уменьшается примерно вдвое.

Перед тем, как отправиться из Москвы в Киров, просматривала в интернете советы бывалых крестроходцев и поняла, что каждый грамм веса в рюкзаке нужно учитывать. И тут встал вопрос о резиновых сапогах. Некоторые советовали их не брать. Ай-ай-ай. А ведь те, кто много раз был в ВКХ знают, что не было ни одного года без дождя. Я выбрала для себя альтернативный вари
ант в виде огородных галош и все было бы хорошо, если бы эти галоши не стерли свои рифленые подошвы еще ой, как давно. Разношенные, проверенные кроссовки подвели после первой же ночевки в Бобино. Напитав в себя утреннюю росу, они через две пары носков умудрились растереть ноги. Пальцы ног покрылись волдырями. Я же совершила огромную глупость и не стала брать с собой во второй день хода сменной обуви, сдав ее в передвижную камеру хранения, легкомысленно доверившись “бывалым” кроссовкам. Дойдя до официального привала пришлось обратиться к медикам, они проткнули волдыри, обработали ноги зеленкой и налепили солидные пластыри. После этого мною была совершена еще одна грубая ошибка. Нога с пластырями заняла больший объем внутри кроссовок и нужно было слегка ослабить шнуровку, чего я не сделала. В результате, от тесноты и надавливания на пальцы, ноги довольно сильно травмировало. Их пришлось замотать пластырями наглухо, потому что дотрагиваться до посиневших пальцев ног стало невозможно. Вот тут пришли на помощь мои огородные галоши. Они прекрасно оправдывали себя (с двумя хлопчато-бумажными и одним шерстяным носками) до того дня, пока мы не тронулись в обратный ход из Великорецкого. Вышли в 2 часа ночи и весь день шли под непрекращающимся дождем без привалов, потому что приваливаться было некуда, вокруг стояли лужи и мокрая трава. Когда начался лес с глиняной дорогой, мои галоши подвели. За годы огородной эксплуатациии с них стерлась рифленая подошва и я начала кувыркаться на глиняной дороге, как клоун в цирке. Каждый раз меня подхватывали чьи-то заботливые руки. Сначала я считала количество падений, но потом бросила это глупое занятие и стала с пристальным вниманием рассматривать дорогу. Идеально было идти по траве, но такие участки были не всегда. Один раз я так круто навернулась, что думала у меня верный перелом. Левое бедро потом долго болело и было ощущение растянутых связок.
Незадолго до знаменитого глиняного Медянского подъема мы все же сделали пару небольших привалов с разведением костров. Один короткий привал, второй более продолжительный и я решила, что пока не просушу носки, с места не тронусь. В результате, прожгла в носках несколько порядочных дырищ. К последнему привалу перед Медянской горкой я уже прекрасно разбиралась в различных сортах местной глины, а именно, могла на глаз определять в которой по
больше песочка, а в которой его нет. Жирную глину просто невзлюбила – это всегда был мой верный кульбит. Я стала называть себя Ириной в шоколаде, потому что целиком покрылась тонким слоем глиняной глазури.
Старания уберечь вещи от промокания не привели к успеху, все вещи, находившиеся внутри рюкзака, промокли. По возможности я высушивала их на себе или подвяливала во время привалов в последующие дни. Домой приехала с полным рюкзаком сырых вещей. Поэтому рекомендую на бу
дущее брать с собой либо очень длинную плащпалатку, целиком накрывающую рюкзак, либо большой кусок целлофана. Видела интересные плащпалатки со специальным отделением для вставки рюкзака. Конечно, и рюкзачки бывают с хорошей гидрозащитой, но это дорогое удовольствие. От своего рюкзака я хотела бы только одной дополнительной детали – поясного ремня. Вот чего мне действительно не хватало в нем. Нагрузка тогда более равномерно распределялась бы по позвоночнику. Надо учесть и это на будущее. Первый (дождливый) день обратного хода с иконой стал для меня самым тяжелым из всех, хотя легких вообще не было, а до этого в лидерах по тяжести прохождения был день жары. Для многих людей жара в пути переносится гораздо хуже холода.
Из всего вышесказанного следует, что к обуви для таких марафонов нужно относиться крайне серьезно. Кроссовки должны быть проверены, не впитывать в себя
воду. Обувь должна быть на два размера больше (для двух пар носков на ногах) и иметь хорошую рифленую подошву, обязательно толстую. Бывалые крестоходцы сказали мне, что дождь, под которым мы шли всю ночь и весь день до вечера – это все ерунда, однажды им пришлось идти целый день под сильным ливнем, вода переливалась у них через края сапог.

ПАЛОЧКА-УБЕГАЛОЧКА

Она же палочка-выручалочка 🙂 Появилась у меня прямо по волшебству. На одном из привалов перед Великорецким вдруг заметила, что мои отдавленные пальцы ног стали невыносимо-фиолетового цвета. Богатое воображение подсказало лишь одно слово – “га-а-ангрее-е-ена!” 🙂 Слезы навернулись на глаза, я шмякнулась спиной на туристический коврик, с тоской глядя в вятское небо. После чтения акафиста Николаю удалось взять себя в руки, успокоиться и поковылять дальше. Вдруг на дороге ко мне подходит женщина и спрашивает:”А хотите посошок?” Честно скажу, в тот момент мне подумалось, что это ангел спустился с неба и предлагает мне драгоценный артефакт. Конечно!… Спасибо вам, милая сестра!!!… Посох в тот день – стал моей материализованной мечтой. (Вообще, народ поговаривает, что с посошками в ВКХ всегда какие-нибудь интересные мистические явления). Я давно обратила внимание на то, что многие мужчины ныряют в лес и приносят оттуда тонкие деревца, с которых обдирают кору и, поработав ножом, делают дорожные посохи. Но попросить кого-то из мужчин сделать для меня такой посошок было неудобно. А тут помощь пришла сама по себе и как раз в тот момент, когда бы
ла необходима. Маленький посошок теперь стоит на нашей даче в “красном углу”, на заслуженном отдыхе. Считаю его существом одушевленным и… с довольно вредным характером 🙂 Палочка-выручалочка не только помогала в пути, но и намотала несколько километров на мой личный “спидометр”. Увы, я часто забывала ее на привалах и спохватывалась уже далеко от мест стоянок. Возвращалась… Ворчала на свою палочку-убегалочку, как на живого человека, грозилась больше никогда не вернуться за ней в следующий раз (будто бы это она во мне нуждалась, а не я). Самой смешной стала “потеря посоха”, перед последней ночевкой в Мурыгино. Перед входом в городок я мыла свои замечательные галоши под мощной струей воды из уличной колонки. Посошок прислонила к забору ближайшего палисадничка. Дойдя до центра Мурыгино, вдруг ощутила, что мне как-то неудобно ковыляется … Ах, ты ж! …. забыла палочку на окраине города. Вернулась за ней через весь город, потому что друзей не бросают. Из-за этого не попала на службу и чуть не заночевала под открытым небом. Почему-то в Мурыгино не поставили общественных палаток. Я моталась по городу, как неприкаянная. Потом тупо зашла в дом культуры, где все помещения были уже забиты паломниками и на слова, что здесь нет мест, хмуро сдвинула брови и легла под стол, на котором стояли самовары и прочие сопутствующие сушки и сухарики для угощения паломников. Женщина вскрикнула:”Вас же обольют кипятком!” Уже находясь в горизонтальном положении, я ответила ей сурово:”А и пу-усть!…”

СПАСИБО ВСЕМ ВОЛОНТЕРАМ! ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!

Хочу сказать спасибо всем, кто прошел со мной Великорецкий крестный ход! Всем, кто помогал людям в пути! Спасибо, дорогие медицинские работники, за неоценимую помощь в ВКХ. Спасибо жителям сел за ночлег, воду, еду и туалеты! Спасибо всем организациям и меценатам, которые приложили усилия для такого массового и важного для людей мероприятия. Знаю, что перед ВКХ на непролазные дороги приезжали волонтеры, чтобы спустить воду из огромных луж, привести в порядок лесные дороги. Была проведена обработка леса от клещей.

МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ ОТ БЫВАЛЫХ

Свое довольно сумбурное описание закончу несколькими советами, которые получала на привалах от опытных крестоходцев.

Если ступни ног и пальчи
ки устали и болят, то можно нарвать крапивных листьев. Складывая листочки пополам, закладываем их между пальцев ног, как прокладочки и надеваем носочки. Действительно помогает. Испытала на себе. Жжение терпимое и отвлекающее усталые ноги от боли.

Паломник-кировчанин Николай сделал настоящее открытие для многих, бывших рядом с ним в тот день на привале в заброшенной деревеньке. Если протереть икры ног и ступни спиртом, то усталость моментально проходит и вы можете пройти еще очень много километров, прежде чем почувствуете утомление. Уточняю для шутников и любимых троллей – не внутрь, а наружно! 🙂 Этот паломник всегда берет в ВКХ грамм 300 спирта для протирки ног и помогает не только себе, но и многим другим людям. Спасибо Николаю за этот потрясающий рецепт. Полное ощущение легкости. Летела потом на ножках, как на крылышках.

А еще Николай научил нас правильно прокалывать мозоли в долгом пути. Потребуется зеленка и иголка с ниткой. Окунаем иголку с ниткой в зеленку. Вздувшийся мозоль прошиваем иголкой по горизонтали, у основания, насквозь. Нитку при этом оставляем в мозоли так, чтобы кончики были с обеих сторон. Получаем дренаж, по которому жидкость из мозоли тут же стекает. Щедро смазываем всю поверхность раны зеленкой, нитку можно некоторое время не вынимать. Плюс в том, что не нужно сдирать кожицу с волдыря, а жидкость из него отходит. Затем налепляем на мозоль пластыри, надеваем чистый носок и делаем прокладочки из подсобных мягких материалов между носком и обувью, например ватную. Не забывайте расслабить шнуровку, если стало слишком туго.

P.S. На обратной дороге в Москву мне так не удалось улечься на свою нижнюю плацкартную полочку. Рядом со мной оказалась очень тучная женщина, которая смогла купить билет лишь на верхнюю полку. Уступила ей свою нижнюю, но и на верхней полке жизнь казалась мне раем, хоть все тело гудело. Я заснула сладким сном и проснулась лишь в Подмосковье с единственной мыслью – не забыть свою палочку-убегалочку. Добралась до дома в своей нищенской амуниции, ничуть не смущаясь ни в метро, ни на улице. В душе царил удивительный покой и благодать. Я любила весь мир и все люди были мне братьями!

Идти в Великорецкий крестный ход 2011 года . Билеты из Москвы до города Кирова и обратно уже куплены. До начала крестного хода еще осталось около 40 дней. Пора собираться в дорогу.

Передвижная камера хранения

Я подробно изучаю в Интернете все, что написано об этом крестном ходе. Особенно внимательно читаю рассказы ветеранов и новичков крестного хода. Все это может пригодиться.

И вот самая приятная информация. В последние годы в крестном ходе организована передвижная камера хранения.

Вещи, которые вы сдаете в камеру хранения, едут за вами обходной дорогой на машине. Вечером их можно получить обратно, а на следующий день утром снова сдать. И так каждый день в течение похода. Таким образом, отпадает необходимость нести с собой спальный мешок и одежду для ночлега.

Защита от дождя

На случай дождя ветераны похода предлагают просто прямоугольный кусок пленки. Такую пленку обычно используют для парников. Дождевик не удобен, т.к. не накрывает рюкзак, а пленка накрывает все.

Особенно мне понравилось высказывание одного бывалого паломника, что в период дождя на привале очень удобно полежать на пенке (туристический коврик), положив рюкзак под голову и накрывшись пленкой. Тогда это казалось забавным. Но как же он оказался прав!

Упаковка рюкзаков

Покупаем рюкзаки не очень большие (на 35 литров) из опасения, что иначе мы их не поднимем. Собираем их очень тщательно. Обращаем особое внимание на вес каждой вещи. Ничего лишнего.

Наиболее тщательно выбираем обувь. Самая удобная – кроссовки. Резиновые сапоги очень хороши на время дождя, но они слишком тяжелы. Решаем заменить их пластмассовыми галошами. Я беру еще тряпочные тапочки, чтобы надеть их в дорогу, при сухой погоде или при ночевке.

Спальник, пенка и пленка для дождя в рюкзак уже не помещаются. Привязываем их снаружи веревками. Внутрь скрученной пенки запихиваем галоши. Но даже после этих ухищрений осознаем, что рюкзак маловат. Лучше использовать рюкзак на 50-55 литров. Однако выбирать уже поздно.

Вещи в дорогу

Приведу полный список вещей в дорогу . Может быть, это кому-то окажется полезным.

1.Спальник

2.Пенка (туристический коврик для привалов и ночлега)

3.Пленка от дождя

4.Кроссовки

6.Тапочки

7.Длинная юбка, трико, мужская рубашка, платок на голову (все это надеваю на себя)

8.Запасная футболка

9.Ветровка

10.Бутылка или две для воды (обязательно)

11.Сухая одежда для сна (трико и футболка)

13.Запасной платок на голову

14.Полотенце и туалетные принадлежности

15.Носки (махровые и тонкие по нескольку пар)

17.Мобильник

19.Аптечка

20.Миска, ложка, кружка

21.Веревка

22.Молитвослов и акафисты

Отправляемся в путь

И вот наступает заветный день отъезда. Из нашего родного города Обнинска (Калужской обл.) добираемся электричкой до Москвы.

В столице сталкиваемся с неожиданной проблемой . На вокзале и в метро установлены турникеты. Пройти сквозь них с рюкзаком, к которому снаружи привязаны спальник и пенка, не удается. Приходится перекладывать спальник в отдельный пакет, утешаясь тем, что его все равно придется сдавать в камеру хранения.

Поезд отправляется вечером 2-го июня, а утром 3-го июня мы уже должны быть в городе Кирове. Нам предстоит всего одна ночь в пути.

Необычная обстановка в поезде

Наверное, каждому приходилось ездить поездом. Поэтому вы без труда можете представить, что такое плацкартный вагон, в котором нет ни одного свободного места.

Одна группа собирается поужинать, вторая укладывает спать беспокойных детей, а третья громко включает приемник и слушает музыку. Во всем вагоне стоит общий гул, который обычно смолкает уже поздно ночью. Мы ездим в паломничество довольно часто и уже привыкли к такой картине. Стараемся, по возможности, спокойно реагировать на любое окружение.

Удивительно ! Но в этот раз все было не так . Оказалось, что ВЕСЬ вагон состоит из пассажиров, отправляющихся в Великорецкий крестный ход. Беседы велись в полголоса. Кто-то читал вечерние молитвы. Ветераны крестного хода давали советы новичкам.

Неожиданное вразумление

Рядом с нами ехала женщина, которая собиралась второй раз принять участие в Великорецком крестном ходе. Она говорила, что была в нем два года назад, а в прошлом году ей не позволили домашние обстоятельства. И вот теперь она очень счастлива, что у нее все получилось. Я до сих пор помню ее сияющие, наполненные радостью глаза. Она, действительно, вырвалась из мирской суеты и ощущала себя, если не на небе, то где-то между небом и землей.

У меня же было совсем другое настроение. Все еще (почти, как и ) было страшно. Я успокаивала себя тем, что всегда можно сойти с пути и вернуться домой раньше. Ведь везде есть транспорт, и, если у меня совсем не хватит сил, я всегда смогу это сделать.

Я поделилась этими мыслями с моей соседкой по вагону. На мои сомнения она сказала, чтобы я даже и не думала об этом, что Николай Угодник сам пронесет меня через весь крестный ход .

В этот момент я впервые почувствовала, что нельзя же все время искать отступные пути. Я, вдруг, ощутила себя на краю купели в лютый крещенский мороз, когда разум не позволяет раздеться и нырнуть в прорубь. Но возносимая молитва настолько согревает, что в этот момент нет ничего более высокого, чем отдать себя на волю Божью. Этот момент особенно прекрасен. Ты всей душой осознаешь, что твоей воли больше нет, и что та Воля, которая тобой управляет, все сделает гораздо лучше тебя.

Наступил перелом . Я успокоилась и уже со вниманием слушала полезные советы бывалых паломников. Некоторые из них я даже хочу привести.

1. В кроссовки следует надевать две пары носков. Сначала надеваются тонкие, а затем – махровые. Тогда нога легко проворачивается между двумя парами носков и меньше образуются мозоли.

2. Во избежание мозолей нужно залепить бактерицидным пластырем те места на ноге, где особенно часто образуются мозоли. Делать это нужно заранее, пока мозолей еще нет. Пластырь следует обновлять каждый день

3.Под юбку нужно обязательно надевать трико и заправлять его в носки. Это защита от клещей. Брюки тоже должны заправляться в носки.

О прибытии в город Киров и поисках храма, от которого начинался Великорецкий крестный ход. О водосвятном молебне и организации маршрута. О первых впечатлениях и ночевках. Удивления и трудности. Обо всем можно прочитать .

Великорецкий крестный ход 2016: расписание, маршрут, информация для паломников

Новости бизнеса в Кирове и Кировской области 26 мая. Великорецкий крестный ход-2016 обещает стать самым массовым. В прошлом году число паломников составило в общей сложности около 90 тысяч человек.
Крестный ход выйдет из Кирова 3 июня, а вернется в город 8 июня 2015 года. Общая протяженность пути составит около 150 км.

Расписание Великорецкого крестного хода 2015:

7-00 - Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк

9-00 - Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято -Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

10-00 - Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря (движение крестного хода: по ул. Горбачева до ул. Ленина, по ул. Ленина до ул. Профсоюзной, далее через «Старый» мост).

12-00 - Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

19-00 - Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

3-00 - Выход Крестного хода из с. Бобино.

10-00 - Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

12-00 - Выход Крестного хода из с. Загарье.

20-00 - Встреча Крестного хода в с. Монастырском.

3-00 - Выход Крестного хода из с. Монастырского.

9-00 - Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.

12-00 - Выход Крестного хода из с. Горохово.

16-30 до 17-00 - Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.

18-00 - Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

19-00 - Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.

19-00 - Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.

19-00 - Всенощное бдение в Никольском соборе.

19-00; 20-00; 21-00 - Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

1-00 - Ранняя Божественная Литургия в Преображенском храме.

3-00 - Ранняя Божественная литургия в Никольском соборе.

5-00 - Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

6-00 - Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6-00 до 8-00 - Отправление автобусов с паломниками от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

10-00- Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

13-00 - Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.

14-00 - Перенесение иконы от берега реки Великой в Преображенский храм Великорецкого Подворья.

14-00 - 18-00 - Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Преображенском храме.

9-00 до 19-00 - Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

1-00 - Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья.

2-00 - Выход Крестного хода из с. Великорецкого.

14-00 - Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.

17-00 - Выход Крестного хода из с. Медяны.

19-00 - Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино. Пасхальная Утреня.

3-00 - Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.

4-00 - Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.

13-00 - Встреча Крестного хода в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.

14-30 - Выход Крестного хода.

16-30 - Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.

18-00 - Окончание Крестного хода.

Медицинская помощь для паломников

Помимо врачей, который будут сопровождать Великорецкий крестный ход, медицинскую помощь можно получить в населённых пунктах по пути следования: село Бобино, село Монастырское, село Великорецкое, село Медяны, посёлок Гирсово, посёлок Мурыгино.

Врачи рекомендуют подумать о подходящей одежде и удобной обуви, которая должна защищать в том числе от клещей (концы брюк можно заправлять в носки, желательно застёгивать манжеты рукавов, на одежду можно наносить репелленты, отпугивающие клещей).
Кроме того, не забывайте взять с собой простейшие медикаменты: для обработки ран - настойка йода или бриллиантового зелёного, для обработки мозолей - хлоргексидина биглюконат, для перевязки при ранах - стерильный бинт; при ссадинах и небольших порезах может пригодиться бактерицидный пластырь. На случай отравления желательно взять с собой активированный уголь или Рекицен-РД; при расстройстве стула возможно использовать лоперамид или диосмектит; при лихорадке пригодится парацетамол или ибупрофен; при ушибах и болях в суставах или спине подойдут гели, содержащие кетопрофен, пироксикам или диклофенак. Людям со склонностью к аллергическим реакциям на пыльцу растений, непривычную пищу или укусы насекомых следует позаботиться о противоаллергических препаратах. Пациенты с заболеваниями сердца и сосудов должны проконсультироваться у врача.

Что взять с собой? Список обязательной экипировки

Коврик туриста

Рюкзак (чем шире лямки, тем лучше. Чтобы вещи не промокли, их рекомендуется уложить по отдельным полиэтиленовым пакетам)

Обувь (лучше иметь две пары: кожаные кроссовки или ботинки на сырую погоду и тряпочные кроссовки или сандалии с пяткой)

Полиэтиленовая пленка или плащ

Одежда: двое рейтузов или брюк, чтобы было комфортно на ночевке при температуре до -3 градусов. Женщинам - верхнюю юбку. Также необходимо иметь курточку на молнии или пуговицах, теплый свитер, для ночевки шерстяные носки и теплая спортивная шапка (термобелье).

Головной убор: кепка с козырьком или широкополая шляпа

Спальный мешок

Пластиковая бутылка 1,5 литра или фляжка

Прочие необходимые вещи: чашка, ложка, нож, котелок, мыло, зубная щетка и паста, туалетная бумага, влажные салфетки, средство от загара или мазь от солнечных ожогов, сотовый телефон и зарядное устройство.

Вещи, которые могут облегчить пребывание в крестном ходе:
- солнцезащитные очки;
- портативный примус на керосине или газовом баллоне - очень удобно быстро разогреть пищу и чай, не разводя костра (жечь костры в крестном ходе можно только в определенных местах),
- палатка.

Прошло чуть больше месяца с нашего возвращения с уже полюбившейся Вятской земли. Великорецкий крестный ход 2016 года, каким он стал для нас? Многие задают такой вопрос. Он стал важной частью нашей жизни.
Наверное все знают, как в течение года ждут отпуск. Когда можно забыть о заботах и всей семьей отдохнуть. Отдых организуют по-разному. Если есть средства, едут к морю или в гости к родственникам. Кто-то отправляется в паломническую поездку по святым местам. А если средств нет, то можно и дома найти себе занятия по душе. Но с тех пор, как в нашу жизнь по воле Божьей вошел Крестный ход, вопрос о выборе не стоит.

Для всех крестоходцев подготовка к Ходу начинается уже на следующий день после его окончания, так многие говорят. А если серьезно — то с мая. У кого-то идут сборы необходимого снаряжения, а кто-то преодолевает различные искушения. Так было и в этот раз. До самого отъезда, я не знала пойду или нет. Не у меня одной были испытания веры в Промысел Божий. Мы молились друг за друга и жили надеждой, что Господь помилует и Николай Чудотворец поможет.
31 мая мы с друзьями на машине выехали из Кропоткина по уже знакомому маршруту.
3 июня 2016 года утром приехали к Свято-Успенскому Трифонову монастырю, заполненному крестоходцами, ожидающими начала своего для кого первого, а для кого восьмого или двенадцатого Хода. Встречались знакомые лица мирян и священников. После Божественной Литургии был совершен молебен святителю Николаю и окропляемая святой водой у стен монастыря народная река начала свое движение по главной улице Кирова в направлении к селу Великорецкому. В этом году из Кирова вышло около 26 тысяч человек. Как и раньше движение по городу было перекрыто и сотни горожан вышли проводить нас в неблизкий путь. Многие на приветствие крестоходцев: «Христос воскресе!»- отвечали: «Воистину воскресе!» Дорога на север в этот раз показалась нетрудной и радостной, уставали в меру. Погода была благоприятная: переменчивая облачность, прохладный освежающий ветерок. Бегущие по небу облака закрывали палящее солнышко. Даже посещало чувство обеспокоенности и вины, что дорога так легко дается. Тем более, что было с чем сравнивать. Вспоминались и убитые уже после первого перехода в 2013 году ноги, тяжелые рюкзаки, по незнанию набитые до отказа, нестерпимая сорокоградусная жара 2014-2015 годов. На первой остановке в Макарье окропил небольшой дождик.

Постепенно мысли и чувства начали приходить в состояние покоя. Никуда не надо торопиться, планировать дела, следить за временем. Житейская суета, которую так трудно преодолевать — отошла. Я так ценю это состояние. Ты как будто вне времени, в общем течении большой молитвенной реки. К этому спокойствию души надо стремиться и в обычной жизни, но пока плохо получается.

Первые две ночевки в селах Бобино и Монастырское. Ранний подъем в два часа ночи, в три выдвигаемся. Мы уже без труда собираем палатки и время на сборы уходит значительно меньше, чем раньше. Ранние подъемы — это одна из особенностей Крестного хода. Но разве без этого увидишь красоту рассвета и стелящегося над озером густого белого как молоко тумана, разве услышишь гомон разных птиц, встречающих утро. О такой красоте можно прочитать в книгах, но увидеть и пропустить через свое сердце можно только там.
В третий день пути погода начала портиться. На привале в Горохово пошел дождик и похолодало. За прошедший год видны изменения. Восстановили храм в честь иконы Казанской Божьей Матери, поставили памятник святителю Николаю Чудотворцу, закончили строительство часовни в честь новомучеников Российских. Купели правда на источнике были закрыты на ремонт и окунуться не удалось.

От Горохово до Великорецкого рукой подать (это для тех, кто идет уже не в первый раз). Дождик перестал и на праздник в монастыре было ясно и солнечно. Несмотря на то, что в пути все время было облачно, лица крестоходцев покрыл сильный загар, по которому можно было определить, кто шел в ходе, а кто приехал на праздник из окрестных деревень и городов. В Великорецком тоже заметны изменения. Открыли отреставрированный храм святителя Николая Чудотворца, в котором проходила ночная Литургия. Очень красивый храм, снаружи древний, а внутри новый белоснежный.

В 10 часов утра Литургия на реке Великой. Божественную Литургию служили владыка Марк, митрополит Вятский и Слободской, Иоанн, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский, Леонид, епископ Уржумский и Омутнинский и Паисий, епископ Яранский и Лузский. Потом было освящение вод, купание в святом источнике и реке Великой.
Утро следующего дня оказалось холодным и дождливым. Температура опустилась до 8 градусов, небо затянуло серой пеленой и пошел холодный, глубоко-осенний дождь. Путь обратно оказался настоящим испытанием и школой выживания. Было много трудностей, преодоление которых сопровождались явной Божьей помощью, новыми открытиями в себе, жизненным опытом и приобретенными знаниями. Мы с мужем и нашими друзьями были неплохо экипированы. Еще дома, узнав прогноз погоды, Наталья придумала сшить нам на ноги из плащевки «фонарики» (так мы их назвали), которые прикрывали выглядывающую из под плаща часть ноги от дождя. Одев в дороге всю экипировку, мы казались себе мушкетерами: черные плащи, красные фонарики на ногах. Получилось забавно и мы подшучивали друг над другом. Думали при этом, что от дождя мы защищены полностью, но не тут-то было.

РАСПИСАНИЕ ВЕЛИКОРЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА 3 - 8 июня 2016 года 3 июня пятница 7-00 - Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк 9-00 - Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято -Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова. 10-00 - Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря (движение крестного хода: по ул. Горбачева до ул. Ленина, по ул. Ленина до ул. Профсоюзной, далее через «Старый» мост). 12-00 - Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова. Молебен святителю Николаю Чудотворцу. 19-00 - Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. 4 июня, суббота 3-00 - Выход Крестного хода из с. Бобино. 10-00 - Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. 12-00 - Выход Крестного хода из с. Загарье. 20-00 - Встреча Крестного хода в с. Монастырском. 5 июня, воскресенье 3-00 – Выход Крестного хода из с. Монастырского. 9-00 - Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия. 12-00 - Выход Крестного хода из с. Горохово. 16-30 до 17-00 - Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое. 18-00 - Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу. 19-00 - Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь. 19-00 - Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь. 19-00 - Всенощное бдение в Никольском соборе. 19-00; 20-00; 21-00 - Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов). 6 июня, понедельник 1-00 - Ранняя Божественная Литургия в Преображенском храме. 3-00 - Ранняя Божественная литургия в Никольском соборе. 5-00 - Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме. 6-00 - Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой. 6-00 до 8-00 - Отправление автобусов с паломниками от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое. 10-00- Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой. 13-00 - Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой. 14-00 - Перенесение иконы от берега реки Великой в Преображенский храм Великорецкого Подворья. 14-00 – 18-00 - Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Преображенском храме. 9-00 до 19-00 - Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов). 7 июня, вторник 1-00 - Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья. 2-00 - Выход Крестного хода из с. Великорецкого. 14-00 - Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая. 17-00 - Выход Крестного хода из с. Медяны. 19-00 - Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино. Пасхальная Утреня. 8 июня, среда 3-00 - Выход Крестного хода из пос. Мурыгино. 4-00 - Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю. 13-00 - Встреча Крестного хода в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие. 14-30 - Выход Крестного хода. 16-30 - Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю. 18-00 - Окончание Крестного хода.



В продолжение темы:
Гостиная

Многие женщины следят за своей фигурой и придерживаются различных диет для похудения. Есть способ проще: включить в рацион тыкву. Тыква калорийность имеет небольшую, более...

Новые статьи
/
Популярные