Интересные вопросы о растениях для викторины. Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат? Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема : «Какие цветы нас лечат .

Форма работы : викторина .

Воспитатель :

Ищенко Е. Е,

вторая реабилитационная группа

Целевая аудитория : несовершеннолетние 7 – 13 лет.

Форма и методы работы : упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина , презентация слайдов, блиц-опрос.

Цель

Задачи :

лекарственных растениях .

лекарственных растений

Ожидаемый результат : знание детей лекарственных растений , умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование : фишки красного и зелёного цвета , жетоны-цветочки , презентация слайдов, грамоты.

1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.

3. Основная часть – беседа, викторина , презентация слайдов.

4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.

Викторина «Какие цветы нас лечат .

Цель : развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Задачи :

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях .

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Оборудование : красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат » , вопросы для викторины , тексты стихотворений.

Ход занятия.

1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть.

Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета .

Подготовка к восприятию материала.

Рассказ воспитателя :

Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения , и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?

Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Чтение стихотворения :

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать ,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства .

Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства . В нашей местности тоже растут лекарственные растения . Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство . Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен . Растения , которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений , человек научился выращивать.

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений . Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов .

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали , наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

3. Основная часть.

Воспитатель :

Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать ?

Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат среди двух команд :

Чтобы начать викторину , необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

(Совещание команд, выбор названия, капитанов) .

Воспитатель : ответы на вопросы викторины поочередно , получение жетонов – цветочков за правильные ответы.

Задания для викторины :

1. Это лекарственное растение растет у дорог , его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ : Подорожник

2. Какое растение получило название «мяун-трава» ?

Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ : Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ : Клюква, в ней есть лимонная кислота.

4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ : Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи - хорошее средство от кашля.

5. Это растение , с шипами и красивыми цветами , придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ : Шиповник.

6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ : Чистотел большой.

7. Какое растение поможет укрепить волосы?

(Слайд 8) Ответ : Лопух большой, крапива двудомная

8. О каком растении в народе говорят : «Оно одно семерых врачей заменит» . Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ : Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ : В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

9. Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться :

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ : Нивяник обыкновенный.

10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ : Сфагнум.

11. Целебное растение из Южной Африки . Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.

Другое его название столетник.

(Слайд 12) Ответ : Алоэ.

12. Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ : Лук и чеснок.

13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки .

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ : Петрушка.

14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа , кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение . Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ : Герань.

15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах) . Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ : Каланхоэ перистое.

16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ : Мята.

17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ : Лиственница.

18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд 19) Ответ : Плоды чёрной смородины.

4. Заключительная часть.

Воспитатель :

Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений . Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

(Подведение итогов викторины , вручение грамот игрокам победившей команды).

Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям , которые нас лечат , но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…

…Давай пройдёмся

медленно по лугу

И «здравствуй!»

скажем каждому цветку .

Я должен над цветами

наклониться

Не для того, чтоб рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Самед Вургун

Блиц - опрос

Для чего необходимы человеку лекарственные растения ?

(Для поддержания здоровья.)

Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё ?

(Корни, листья, цветы , побеги, плоды, кора, почки.)

Что можно приготовить из лекарственных растений ?

(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)

В какое время суток собирают лекарственные растения ?

(Утром, когда обсохнет роса.)

Как нужно сушить лекарственное сырьё ?

(В тени, в проветриваемом помещении.)

Все ли растения являются лекарственными ?

(Нет.)

Где можно хранить лекарственное сырьё ?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

Где можно собирать лекарственные растения ?

(Вдали от дорог)

Сколько листьев можно обрывать на растении ?

Викторина «Эти удивительные растения» Ифутина Л.Н. 3А класс

Цели: Воспитывать бережное отношение к миру растений, обогащать знания детей о живой природе, развивать у детей потребность в чтении познавательной и справочной литературы, воспитывать сдержанность и чувство такта по отношению к другой команде.

Оборудование: Картинки растений, муляжи фруктов, кроссворд, цветик-семицветик.

Ведущий: Природа удивительна и разнообразна. Восхитительными созданиями природы являются растения. Вы не раз с замиранием сердца рассматривали их удивительную окраску, любовались их причудливыми формами, восхищались неповторимым ароматом.

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Поэты всех времён восхваляли их в своих стихах. Послушаем их. (Дети читают стихи.)

С.Баруздин «Подорожник»

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

Но всё же он с людьми

Находится в пути.

Т.Белозёров «Кувшинка»

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,

А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой раздольной.

З.Александрова «Ромашки»

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Зацвели ромашки-наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, вазе или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

В.Товарков «Сирень»

Цветёт сирень, благоухает.

Посёлок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг, сирень над нами.

Как будто бы издалека

На нас плывут между домами

Сиреневые облака.

Ведущий: Сейчас мы проведём викторину «Эти удивительные растения». Слайд 1. У нас две команды: «Колокольчики» и «Розочки».

1 конкурс «Легенды о растениях»

Растения с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название растения, а я расскажу о нём легенду.

1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)

Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.

2. Этот цвеок называют сестрой милосердия.В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)

Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!

3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)

Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли.И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.

4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады.и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».

(одуванчик)

Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке. Слайд 2.

Музыкальная пауза (песня «Волшебный цветок»)

2 конкурс «Доскажи словечко»

1.Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица;

Что это за диво?

Это же….(крапива)!

2.Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди, торчит хохол!

Потяните крепко,

Вятащится…(репка)

3.Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

4.Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…(одуванчик)

5.Захотелось плакать вдруг-

Слёзы лить заставил …(лук)

6.Под кустом копнёшь немножко-

Выглянет на свет …(картошка)

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Вдруг вспорхнул и полетел.

3 конкурс Кроссворд

4

По горизонтали:

1.У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитка? (папоротник)

2.О каком дереве говорят «могучий», «богатырский»? В благоприятных условиях доживает до 1000 лет.(дуб)

По вертикали:

3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (берёза)

4.Сок, какого растения закапывают в нос при насморке? (алоэ)

5.Название какого цветка в переводе с греческого означает «звезда»?

6.У какого дерева осенью листья красные? (клён)

7.Растение с жёлто-коричневыми или сине-фиолетовыми цветами. Название в переводе с греческого означает «радуга». (ирис)

8.У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Физминутка «Цветы»

(Дети изображают розу, рогоз, василёк, тюльпан, ромашку.)

4 «Конкурс капитанов»

Игра «Выбери нужное слово»

1.Какое из этих комнатных растений похоже на дерево?

Фиалка, традесканция,фикус, хлорофитум.

2.Из какого дерева делают спички?

Дуб, осина , берёза,сосна.

3.Какое комнатное растение своим резким запахом отпугивает моль?

Декабрист, папоротник, кактус, герань .

4.Как называют дикую розу?

Шиповник , пион, флокс, хризантема.

5 конкурс Сказочный»

Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по - моему вели!

Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.

(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)

1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка») Слайд 3.

2. Из ларца достали чудесную розу.

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая! (Г.Х.Андерсен «Свинопас») Слайд 4.

3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. (Аксаков «Аленький цветочек») Слайд 5.

4. Старушка повела девочку всвой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева») Слайд 6.

5. Чтобы передохнуть, мальчик вылезна большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»

(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино») Слайд 7.

6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли») Слайд 8.

7. Старуха обращается к падчерице:

Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.

Куда же это, далеко?

В лес, за подснежниками. (С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев») Слайд 9.

6 конкурс «Что где растёт?»

(На доске 2 столбика слов. Нужно соединить стрелками название растения и место его произрастания.)

астра на болоте

овёс на лугу

колокольчик в огороде

камыш в саду

укроп в лесу

ландыш в поле

Ведущий : - Ребята, все вы знаете и любите растения. Но нужно не только знать и любить, но и охранять эти удивительные создания природы! Слайд 10. это удивительное растение только при достижении 150 ... 2015 учебном году Сроки проведения викторины Викторина «Зеленая академия» проводится в...

  • Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

    Викторина

    Классов к "Неделе математики" План проведения викторины : Приветствие команд: а) эмблема; б) ... домашних. Но даже из этого удивительного для нас соединения дарований... ? 1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений . 2-й: Они реально существуют? 1-й: Да...

  • Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

    Викторина

    Движения планет, открытие клеточного строения растений , пересадка сердца… Великие изобретения и открытия... в энциклопедиях. Именно этим вопросам и будет посвящена наша викторина ; таким, как: 1. Удивительные изобретения человечества...

  • Викторина по физике, истории, литературе, обж, биологии «Что? Где? Когда?»

    Викторина

    Времени, отведенного на викторину , количества команд. Викторину можно использовать в... назад благодаря конкистадорам. Без этого растения не обойтись в парфюмерии, ... Кирпичин против знатоков. Это удивительное инженерное сооружение повергло противников...

  • Викторина

    «Удивительная жизнь растений нашего региона»

    Отряды готовят название команды и эмблему

    «Лес не только для нашей забавы,

    Он – богатство нашей страны.

    Все деревья в нем, ягоды, травы

    Нам на пользу, друзья, взращены.

    Луга июльские – чудо простое,

    Синее, белое и золотое.

    Травы лечебные, травы целебные!

    Нет на земле бесполезной травы!

    Все растения надо знать,

    Их беречь и охранять.

    Ведь из трав лесного царства

    Люди делают лекарства».

    Конкурс «Загадки о лекарственных растениях».

    Был рыжий Ванёк,

    Кудрявый паренёк,

    Стал седой, белобрысый,

    Ветер дунул - глядь, лысый.

    (Одуванчик)

    Обожжёт без огня

    И тебя и меня,

    А живёт у плетня.

    (Крапива)

    Трава сродни петрушке

    И с зонтом на макушке,

    Нужна та травка пекарю,

    Кисть ягоды прекрасная,

    Жёлтая иль красная,

    Я достать её боюсь -

    О шипы уколюсь.

    Но уважаю с детства

    Сердечное средство. (Боярышник)

    Поранил ты в походе ногу,

    Усталость не даёт идти –

    Нагнись: солдатик у дороги

    Готов помочь тебе в пути. (подорожник)

    На кустах цветы

    Просто чудо красоты!

    Шипы - коготочки

    Стерегут цветочки. (Шиповник)

    Семена, как коготки,
    Жёлто-красные цветки.
    От горла помогают,
    Кто же их не знает. (календула)

    Каждой команде по 2 загадки

    Конкурс «Шуточная викторина о растениях».

    1. Назовите овощ для закидывания плохих актеров? (Помидор)

    2. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту? (Горох)

    3. Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (Анютины глазки)

    5. У кого есть кисти, но нет рук? (рябина)

    6. Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (Календула – ноготки)

    Конкурс «Красная книга»

    Человек бездумно уничтожает огромное количество растений. И у нас в Иркутская обл ." href="/text/category/irkutskaya_obl_/" rel="bookmark">Иркутской области вышла Красная книга, на страницы которой занесены редкие растения. Ваша задача знать и охранять эти растения. А поэтому наш следующий
    конкурс - Красная книга. В предложенном вам списке растений, необходимо подчеркнуть те, которые занесены в Красную книгу Иркутской области.

    Список растений для каждого отряда

    Конкурс «Назови растения»

    Мы пошли с друзьями в лес
    Через луг и поле.
    И растений на пути
    Повстречали море.
    Вот ромашка, василёк,
    Лютик, ну а дальше
    Всех названий, мой дружок,
    Мы не знали раньше.
    К нам на помощь ты приди
    Рассмотри картинки
    И растенья назови
    Без одной запинки.

    Вам выданы карточки с рисунками и фотографиями растений, произрастающих Иркутской области. Определите названия этих растений и подпишите их.

    Конкурс «Весёлые художники»

    Я предлагаю нарисовать растение. Но рисовать его нужно по очереди в определенном порядке. Каждый рисует только одну какую-то часть растения. Вы в команде посовещайтесь, что будите изображать и выберите 5 человек. Оценивается скорость и качество выполненного рисунка.

    (на стене приготовлены листочки)

    Игра со зрителями

    Нужно пропеть один куплет из песен, в которых говорится о растениях (по очереди.) За каждый куплет - 1 балл, который зрители могут подарить своей команде.

    Конкурс капитанов

    Я думаю, что наши капитаны знают лекарственные растения. Всем нужно на каждый шаг, по очереди, называть по одному лекарственному растению. Кто в течение 5 сек. не называет растения – выбывает из игры.

    Конкурс «Вопросы на засыпку»

    1.Какая ягода заменяет лимон?
    (Клюква, содержит лимонную кислоту).

    2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
    (Черная смородина, шиповник).

    5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
    (Шиповник и черёмуха.)

    6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
    (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

    7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
    (Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

    8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
    (Приложить лист подорожника)

    Конкурс «Особый вопрос»

    «Стоит дерево, цветом зелено,

    в этом дереве – четыре угодья:

    первое – больным на здоровье,

    второе – людям колодец,

    третье – от тьмы свет,

    а четвертое – дряхлым пеленанье.

    Что это за дерево?»

    Ответ на эту загадку я бы сама никогда не отгадала. А отгадка у этой загадки очень простая. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.

    За этот ответ 5 баллов

    Конкурс «Вопрос – ответ»

    Карточки с цифрами 1, 2, 3 каждой команде

    1. Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднимается высоко в небо. Что это за дерево?

    - сосна;

    2. Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его орехов изготавливают масло.

    Лиственница;

    - кедр.

    3. Народ с любовью называет это дерево «кудрявой, белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем - листочки.

    - береза;

    Вороний глаз;

    Медуница;

    - волчье лыко.

    5. Это растение растет на лугу, является кормовым и медоносным. Цветы бывают красного и белого цветы.

    Тимофеевка;

    - клевер луговой;

    6. На болоте растет невысокий кустарник с мелкими плоскими листьями. Он выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Какой это кустарник?

    - багульник;

    Сфагнум.

    7. «Стоит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи». Какое это растение?

    - подсолнечник;

    Василек полевой.

    8. Это растение называют живительной ягодой и янтарной чудесницей. Какое это растение?

    Смородина;

    - облепиха.

    9. Расположите указанные хвойные деревья в порядке увеличения высоты ствола.

    - сосна (3)

    - ель (1)

    - кедр (2)

    - листвиница (4)

    10.Кедровые орехи – это семена…

    а) ели обыкновенной;

    б) сосны приморской;

    в) сосны сибирской;

    11.На ветвях ели иглы живут…

    а) 1-2 года;

    б) 3-4 года;

    1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)

    2. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

    3. Эта дикая ягода получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

    4. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

    5. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

    6. Слово капут в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

    7. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

    8. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? Почему? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

    9. В России, как, впрочем, и во многих других странах, «цветком солнца», «солнечным сыном» называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

    10. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)

    11. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами и другими насекомыми. А как оно называется? (Росянка.)

    12. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

    13. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).

    14. Это вовсе не качели, а растение такое - Обезьянам развлечение, покачаться можно вволю. (Лиана.)

    15. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

    Но, в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)

    16. На ветке - конфетки с начинкой медовой,

    А кожа на ветке - породы ежовой. (Крыжовник.)

    17. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

    18. Стоят в поле сестрички -

    Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

    19. Если высушить виноград, то что получится? (Изюм.)

    20. Экзотический, мохнатый, зеленый, но сладко-кислый фрукт. (Киви.)

    21. Эй, звоночки, синий цвет,

    С язычком, а звону нет! (Колокольчик.)

    22. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)

    23. Колючка на розе. (Шип.)

    Сценарий игры-викторины «Растительный и животный мир»

    Подготовка к викторине .
    Накануне проведения викторины классы разделить на две команды. Им было дано домашнее задание – выбрать капитана и название своей команды. Например: «Бельчата» и «Зайчата».

    1 Конкурс «Разминка».
    Давайте вспомним загадки о животных.

    Над цветком цветок тот пляшет,
    Веерками крыльев машет.
    Так прекрасен он, хорош,
    Но на клумбе не найдешь. (Бабочка.)

    В море видим мы фонтан.
    Кто его устроил там?
    Почему фонтан плывет?
    Что за чудо-пароход? (Кит.)

    Дремлют на подушке
    Маленькие ушки,
    Мягонькие лапки,
    Коготки-царапки. (Котенок.)

    Эти резвые подружки,
    Попрыгуньи и крикушки.
    Песни громко распевают
    И комариков глотают. (Лягушки)

    Что за маленький народ?
    Кошке спать он не дает,
    В кладовой шныряет,
    Крупу собирает. (Мыши.)

    Птица та - деревни житель.
    Кур-хохлаток предводитель.
    Только червячка найдет,
    Собирает свой народ. (Петух.)

    Над цветами кто летает,
    Сок цветочный собирает,
    В домик свой его несет,
    Из него готовит мед? (Пчела.)

    В воде озорница
    Играет, резвится,
    Блестит чешуей:
    Поплыли со мной! (Рыбка.)

    Над рекою он в полете,
    Этот чудо-самолетик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза.)

    Есть рога, но не бодается,
    Зубы есть, но не кусается,
    Домик носит на себе,
    А живет она в воде. (Улитка.)

    Загадки загадываются по пять каждой команде.

    2 Конкурс « Вопросы - ответы».
    1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (погибает)
    2. Какие грибы ест белка? Сухие или свежие (сухие)
    4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)
    5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)
    6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)
    7. Как вы думаете: плавают ли муравьи? (да)
    8. Самое крупное наземное животное? (слон)

    3 Конкурс капитанов «Вспомни сказку».
    Капитаны должны вспомнить сказки, в которых встречаются животные. (Сказка о рыбаке и рыбке, Три поросенка, Сивка-бурка, По - щучьему велению, Золотое копытце, Гадкий утенок, Гуси-лебеди, Три медведя, Маша и Медведь, Колобок и др.)

    4 Конкурс «Закончи определение»
    Командам выдаются конверты, в которых написаны определения животных. Их нужно дописать и назвать по три животных данного класса.
    Животные, у которых шесть ног, называются ……………..(насекомые- муха, пчела, бабочка)
    Животные, тело которых покрыто перьями, называются……………………..(птицы- ласточка, голубь, воробей)
    Водные животные, тело которых покрыто чешуей, называются ………………..(рыбы- окунь, карась, щука)
    Животные, тело которых покрыто шерстью, называются……………………….(звери- волк, лиса, медведь).

    5 Конкурс « Шифрограмма».
    ведущий : Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит. Дети разгадают животное и как раз вспомнят алфавит.
    1-а, 9-з, 17-п, 25-ч,
    2-б, 10-и, 18-р, 26-ш,
    3-в, 11-й, 19-с, 27-щ,
    4-г, 12-к, 20-т, 28-ъ,
    5-д, 13-л, 21-у, 29-ы,
    6-е, 14-м, 22-ф, 30-ь,
    7-ё, 15-н, 23-х, 31-э,
    8-ж, 16-о, 24-ц, 32-ю,
    33-я,
    Задание 1 команде:
    14- 6- 5- 3- 6- 5- 30
    (медведь)

    Задание 2 команде:
    19- 20- 18- 6- 12- 16- 9- 1
    (стрекоза)

    ведущий – ребята, а знаете ли вы, что некоторые животные могут предсказывать погоду?
    1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)
    2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)
    3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)
    4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

    6 Конкурс . Растительный мир.

      Трава от 99 болезней (зверобой)

      Самое сладкое дерево наших лесов (липа)

      Разноцветные грибы (сыроежки)

      Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина)

      У какого дерева ствол белый? (береза)

      У какого дерева весной дятла поит (береза)

      Название какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)

      Какой цветок лето начинает? (колокольчик)

      Дерево - символ нашей Родины (береза)

    ведущий:

      Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромное местечко.)

      Каковы причины лесных пожаров? (Непогашенный окурок, костер, молния.)

      Как правильно разжечь костер в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дерн на место и полить хорошенько водой.)

      Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите
      любимой подруге?
      а Искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик.
      б Несколько благоухающих цветов.
      в Огромный букет этих нежных цветов.

      Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я...»
      Варианты ответов:

      • Посажу дерево;

        Не буду рвать первоцветы;

        Сделаю скворечник;

        Не буду брать выпавших птенцов;

        Не оставлю горящий костер в лесу..

      Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели шоколады, пили соки и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы...
      I.
      а Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.
      б Все бросили в костер.
      в. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.
      П.
      а Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.
      б Залили костер водой или засыпали землей.
      в. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

    Ведущий :Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.



    В продолжение темы:
    Инструменты и приспособления

    Завтрак – самый важный приём пищи, и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Пользу завтрака признают как врачи, так и диетологи. Они пришли к мнению, что именно с утра,...