Как называется пасха у евреев. Как празднуется еврейская пасха

От редактора DisciplesToday: «Несколько лет назад я отмечал праздник Пасхи в Иерусалиме в окружении 300 евреев со всего мира. Этот опыт открыл мои глаза на истинное значение Пасхи и его смысл для современных во всех поколениях». Филипп Лестер, брат-еврей из церкви Христа в Нью-Йорке поделится своим изучением на эту тему.

«Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо , наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).

Этот отрывок адресован христианам в греческом Коринфе. И хотя многие из них не были евреями, апостол Павел предполагает, что они были хорошо знакомы с картиной Пасхи. Павел увидел уникальное применение этой истории Пасхи в ситуации, которая была в то время в Коринфской Церкви. Проблема распространения грехов и гордый дух коринфян были фоном для ссылки на практику избавления от старых дрожжей, что было неотъемлемой частью празднования Пасхи.

Давайте мы воспользуемся моментом, чтобы задуматься о значении Пасхи, которую празднуют в апреле в течение семи дней. А также рассмотрим её актуальность для нас, современных христиан. В своем первоначальном виде Пасха представляла собой празднование чудесного вмешательства Бога, которое в итоге привело к освобождению израильского народа из рабства. Это событие помогает нам, оглянувшись назад, увидеть силу крови ягненка, которая привела к освобождению миллионов рабов из египетского рабства. Как мы увидим, это также указывает на окончательное освобождение всех людей через последнюю жертву – Мессию, Которого Бог послал в этот мир. Есть очень много сильных и вдохновляющих уроков о Пасхе, и, хотя эта статья лишь поверхностно рассмотрит эту тему, я надеюсь, что тот, кто заинтересован в лучшем понимании , его актуальности на сегодняшний день и его связи с Новым Заветом, найдет много интересного для себя.

Пасха — больше, чем просто праздник

Для многих светских евреев Пасха, в основном, сосредотачивается вокруг таких вещей как семья, еда и традиции. Как и в большинстве случаев, праздник становится хорошей возможностью передачи обычаев, традиций и истории новому поколению. К сожалению, более глубокий смысл Пасхи часто упускается из виду, все больше оставляя на поверхности только атрибуты праздника. Глубокий смысл кроется в послании Бога, свободе, избавлении от духовного рабства и угнетения. Это послание о Его любви, Его власти, Его обещаниях, чудесах и Его окончательном плане – освобождении человечества через кровь совершенного Агнца. Такие пророки, как Исайя, говорили о Том, Кто должен был прийти, став человеком, чтобы дать нам защиту от самых разрушительных вещей в нашей жизни – наших грехов. Эта статья поможет нам найти подтверждение этой истины.

Истинное значение и смысл Пасхи – празднование свободы

Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей. Наравне с «Йом Киппур» (День искупления) это один из самых значительных праздников для еврейского народа. Это один из трех праздников, которые Бог повелел евреям отмечать ежегодно. Пасха, как день рождения израильского народа, является напоминанием об освобождении древних евреев из египетского рабства тысячи лет назад. Название праздника на иврите означает «пройти мимо, обойти стороной». Бог решил использовать эту крайнюю меру, в результате которой были уничтожены все первенцы и людей и скота в Египетской земле, за исключением первенцев евреев. Бог повелел израильтянам пометить косяки своих дверей кровью ягненка, чтобы они были защищены и чтобы Он мог увидеть этот знак и пройти мимо домов израильтян. В течение тысяч лет каждый год евреи соблюдают особый пост, который длится 7 дней. Пасха для еврейского народа является особым напоминанием, благодаря которому они вновь восстанавливают эту историю.

Что происходит в Пасху? Восстановление истории праздника

Как и большинство праздников – это повод для радости, когда все друзья и родственники собираются вместе, чтобы есть особую еду. Основным событием вечера со специальной едой является пересказ древней истории о том, как Бог чудесным образом освободил израильский народ от тирании Фараона. Эта история о чудесах, о Боге, о Его обещаниях, о Его суде, о Его руководстве, но прежде всего – о спасении. Бог хочет, чтобы эта история передавалась из поколения в поколение и никогда не была бы забыта. Эта история рассказывается не только словами, но и через употребление в пищу особых продуктов, которые её символизируют.

Сегодня Пасха празднуется с различными продуктами питания, которые используются для приготовления специальной еды под названием «Седер». Еда сочетается с чтением специальной брошюры под названием «Аггада». Это происходит вокруг обеденного стола, и чаще всего во главе стола находится глава семьи. Делается все возможное, чтобы все участники трапезы были задействованы в этом празднике, воспроизводя события истории. Как правило все приглашенные гости участвуют в Седер, читая Аггада. Попутно произносятся молитвы, выпивается вино и принимается пища. Так как одно из предназначений Пасхи – обучение, то в этот день особое внимание уделяют детям. На самом деле этот праздник был составлен таким образом, чтобы вызывать интерес у молодежи и привлекать их.

Традиционно молодым задаются четыре вопроса. Эти вопросы готовят почву для ведущего вечера, чтобы он мог начать объяснять истинное значение этого вечера.

Задаются вопросы типа:

  • Почему эта ночь отличается от других?
  • Почему в эту ночь у нас есть только пресный хлеб?
  • И почему мы принимаем пищу с горькими травами?

Затем ведущий отвечает на эти вопросы, объясняя важность этой ночи и уникальных продуктов. Все эти символические вещи и традиции призваны помочь вновь прочувствовать события, приведшие к освобождению евреев из египетского рабства.

История Пасхи

Исторические предпосылки этого праздника находится в первых двенадцати главах книги Исход, второй книги Библии, которая возвращает нас к древнему египетскому миру. Однако, чтобы еще лучше оценить эти события, нам надо вернуться назад в историю, чтобы посмотреть на обещания Бога, которые Он давал Аврааму. Эти обещания включают в себя:

  • Создание сильной нации из его потомков
  • Предоставление специальной земли для жизни этих потомков
  • Приход обещанных «семян» для благословения всех наций (Бытие 12:1-3)

Интересное пророчество было дано Аврааму в отношении его потомков. На самом деле, это пророчество действительно предсказывает Пасху:

«…и Господь сказал ему: «Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет». (Бытие 15:13)

Это предсказание на самом деле исполнилось. Бытие заканчивается историей Иосифа и переездом семьи Иакова в количестве 70 человек из Ханаана в Египет. Получив приглашение от Иосифа, они покинули свои дома в Ханаане, чтобы избежать сильнейшего голода. Они поселились в Египте в качестве гостей и сильно разбогатели там. Их переезд в Египет был изначально предназначен для того, чтобы они выжили, как нация. Они уходили из обетованной земли, но это был Божий план.

Пасха в Ветхом Завете

Книга Исход в Ветхом Завете рассказывает нам историю, которая случилась спустя 400 лет. Все это время израильтяне находились в египетском рабстве. Однако со временем они стали сильной нацией, которая насчитывала уже миллионы людей. Из-за того, что был голод в их земле, они вынуждены были переехать в Египет, где и стали рабами. Вот тут-то и начинается вся драма Пасхи.

Израильтяне были порабощены египтянами, которыми правил фараон Рамзес II. Из Книги Исход и истории мы знаем, что Египет был миром фараонов, пирамид и многобожия. Для тех, кто не знаком с Библией: фильм «Десять заповедей» и мультфильм «Принц Египта» могут немного вас познакомить с тем миром. Однако имейте в виду, что эти события были на самом деле, а не являются выдумкой Голливуда. Крик израильского народа об освобождении от жесткой тирании был услышан Богом. Его план заключался в том, чтобы вырастить Моисея как освободителя народа. Тем не менее Моисею необходимо было научиться многим вещам, чтобы сделать это. Сорок лет он воспитывался в Египте, а затем в течение еще сорока лет он проходил тренировку в качестве пастуха. В 80 лет он получил право быть представителем Бога для фараона. Моисей, простой пастух, получил предназначение идти к фараону, чтобы требовать свободу для своего народа. Моисей вышел из дворца в пустыню, а затем вернулся во дворец в качестве пророка.

Бог снабдил Моисея сверхъестественными способностями для того, чтобы продемонстрировать, что именно Он его послал. Итак, Моисей спустился с горы с посланием «Позволь народу Божьему уйти…» Просьба Моисея была проигнорирована. Фараон отказался слушать Моисея и не отпустил народ. Моисей предупредил Фараона, что нашлет на него много наказаний, если он не отпустит народ. Много раз Фараон игнорировал Моисея. В итоге Богу пришлось развязать серию из 10 наказаний народа египетского. Весь народ Египта постигли эти страшные 10 казней.

  1. Вода превратилась в кровь
  2. Нашествие жаб
  3. Наказание мошками
  4. Наказание пёсьими мухами
  5. Моровая язва
  6. Наказание нарывами
  7. Нашествие саранчи
  8. Смерть первенцев

Боги Египта были осуждены Богом Моисея. Бог Нила превратился в кровь, бог солнца «Ра» превратился во тьму. Всё равно Фараон не собирался отпускать евреев, вплоть до смерти всех египетских первенцев, в том числе и в доме Фараона. Эти события подробно описаны в 12 главе книги Исход:

«Сегодня ночью Я пройду по Египту и убью всех первенцев, людей и животных, и произведу суд над всеми богами Египта. Я Господь. Кровь же на ваших домах будет для Меня особым знаком: увидев кровь, Я обойду ваши дома стороной. Всё плохое Я причиню египетскому народу, вас же не поразит ни одна из этих страшных болезней». (Исход 12:12,13)

Прочитайте всю 12 главу книги Исход.

Когда фараон, наконец, согласился отпустить израильтян, люди покинули свои дома так быстро, что даже не было времени, чтобы испечь свой хлеб. Таким образом, им пришлось взять с собой сырое тесто. Когда они шли через пустыню, тесто запеклось в жаркой пустыне, в результате чего получились лепешки, которые называются «мацой». Сегодня в честь этого события евреи едят мацу вместо хлеба в Песах.

Хотя евреи были теперь свободны, их освобождение было неполным. Армия фараона преследовала их в пустыне, по пути к Красному морю. Когда они вышли к морю, то оказались в ловушке. Именно тогда произошло еще одно чудо. Воды Красного моря расступились и израильтяне смогли перейти на другую сторону. Как только последний человек достиг другого берега, воды сомкнулись, поглотив армию Фараона. И только тогда они поняли, что свободны. В Пасху отмечают это освобождение.

Празднование Пасхи сегодня еврейским народом

Пасха отмечается в течение семи дней, в которые евреи воздерживаются от употребления хлеба с закваской. Праздник начинается со специального богослужения и торжественной еды «Седер». Седер является самым важным событием в празднике. Вся семья собирается за столом во главе с хозяином дома.

Как христианам относиться к празднику Пасхе

Хотя Пасха — это особое время для еврейских семей, чтобы собраться вместе, многие евреи рассматривают это время, именно как время воссоединение семей и употребления Седер. Многие посещают богослужения и пытаются духовно размышлять. Много язычников (не евреев) стало принимать участие в Пасхе, и, хотя они знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов, по-настоящему они не понимают значение этого праздника. Некоторые другие пришли к пониманию, что Пасха содержит много символов, которые предвещают приход Мессии. Они считают Пасху одним из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение. Они понимают, что имеет свои корни в еврейской Пасхе, и понимают, что Иисус использовал Пасху, чтобы рассказать ученикам о Себе и Своей жертве.

Иисус и Его ученики: последний «Седер» Христа

Четыре Евангелия сохранили для нас записи о том, что Иисус планировал отметить Пасху со своими учениками. Сотни лет спустя это уже будут называть «Тайная вечеря». Именно Седер стали называть со временем «Вечерей Господней». Она начинается незадолго до того, как Его арестуют и будут судить, чтобы потом распять. Иисус ел пасхальную трапезу со Своими учениками. Он умер на Пасху согласно пророчеству (Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств), взяв на Себя грехи мира. Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день.

Праздник Пасха: уроки и выводы

1. Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству.

2. Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства. Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время – спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими.

3. Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог.

4. Свобода от рабства. Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь . Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него.

5. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными (2 Петра 1:5-11).

6. Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости (1-е Коринфянам 5:7)

Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе – удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи. В преддверии первой ночи Песах (или Пасхи) весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс. Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться (1-е Коринфянам 5:7).

7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе. Мессия – хлеб жизни. Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе – это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» (Исаия 53:5б). В Ветхом и закваска или брожение часто символизируют грех. Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» (Евангелие от Матфея 16:6). Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» (1-е Коринфянам 5:8). Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни».

8. Спасение через кровь Пасхального Агнца. Зорора - бедро Пасхального ягненка, которое является центральным блюдом Седер, символизирует, что закланный на Пасху ягненок должен был пролить кровь, которая могла бы быть нанесена на косяки домов и защитить первенцев от смерти. Слово Зорора еще переводится, как «рука Господа» (Исаия 53:1), что символизирует Божье желание простирать руку, что бы спасать нас. Еще раз, Ха Шем (Бог) отдал на заклание Агнца без «пятна и порока». Как это было предсказано в книге пророка Исайи 53:6-7 последняя жертва будет человеком. Пасха предсказывает искупление. Для верующих в Мессию праздник Пасхи имеет особое значение. Вся нить символов Пасхи воплотились во Христе. Иоанн перед крещением Христа сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Иоанн 1:29б). Иудеи праздновали Пасху полторы тысячи лет. Они понимали значение такого заявления.

Закланный на Пасху ягненок был предвестником искупления, которое мы обрели через Христа, нашего Пасхального Агнца. Принцип искупления значит, что мы проданы в рабство греху и можем быть свободны от его владычества (Иоанн 8:31-32). Быть «искупленным» значит быть «выкупленным из рабства». Христос Иисус заплатил за нашу свободу Своей кровью — это цена искупления (1-е Петра 1:18,19, Галатам 3:13, Ефесянам 1:7, 1-е Иоанна 1:7).

Для полного понимания связи Пасхи и Креста мы должны посмотреть историю искупления греха, описание которой началось в книге Бытие и продолжилось через всю Библию. От начала времен Бог сказал: «Нельзя приблизиться ко Мне иначе, как через кровь ягненка». Жертва была предписана Богом с самого начала. Адам и Ева никогда не видели смерти. Они не знали, как это - умереть. Когда они нарушили заповедь Бога, Он принес в жертву животное, чтобы покрыть их грех. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21). Он использовал непорочного агнца покрыть их вину, и Он поступает так же и сегодня. Глава 53 в книге пророка Исайи написана за сотни лет до Иешуа (прим. редактора: автор использует еврейское имя Христа –Иешуа) и иллюстрирует жизнь во имя жертвенного служения: Человек–Агнец должен страдать «от лица» других.

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:4-7)

9. Кровь защищает на Суде. В течение Седер участники должны погрузить мизинец в их бокал с вином и, перечисляя свои грехи (прим.ред.: автор употребляет слово, которое так же может означать просто проблемы и беспокойства), отряхивать его. Вино символизирует разные грехи и беспокойства. Когда Бог видел кровь, Он проходил мимо этого дома и не воспоминал грех (не вершил суд) над израильтянами. Аналогично кровь ягненка покрывает и защищает нас от Суда: «Они победили его кровию Агнца…» («его» — сатану, Откровения 12:11а).

10. Тема Новой жизни. Кухня Пасхи включает овощи и травы, традиционные для Седер, которые подают к столу и как закуску, и как напоминание. (Прим.редактора: на иврите «карпас» – овощ или травы, которые макают в соленую воду во время Седер, это м.б. картофель, сельдерей, лук и т.д.) Карпас напоминает про весну — символ начала новой жизни. И многие другие подобные символы, которые объединяют этот праздник: свобода, перерождение, новая жизнь, надежда даже среди отчаяния.

11. Афикоман – преломление хлеба и возвращение к жизни. Во время Седер бездрожжевой хлеб разламывают на три части, их прячут (прим. ред.: символично прячут под салфетку), потом воссоединяют и раздают всем участникам. (Прим. редактора: после чего нельзя есть до утра, чтобы во рту остался “вкус свободы”. Этот кусочек и называется афикоманом.). Ясный и красноречивый образ терзаний Христа, Его погребения и воскресения. Это как бы тот самый хлеб, который в последний Седер Иисус преломил и сказал: «Сие творите в воспоминание обо Мне». Та самая чаша вина, о которой Христос сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов!»

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Евангелие от Матфея 26:26-29).

12. Третья чаша вина. Третья чаша вина традиционно называется «чашей искупления». Чаша символизирует самый последний шаг Бога, который принес нам всем искупление через страдания Его Сына на Кресте. Очевидно и абсолютно ясно, что Христос имел в виду, когда разделил чашу вина с Его учениками. В Его последний Седер на Земле Он был с ними и Он сказал: «… сие творите в Мое воспоминание» (Евангелие от Луки 22:19б), «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:28). Осознание связи Иудейской Пасхи с Вечерей Господней принесет более глубокое понимание и благодарность за еженедельное Причащение.

Песах и современная Пасха

Традиционно, к несчастью, Пасха зачастую затмевает Песах. Пасха ассоциируется с кроликами и яйцами, которые пришли из языческих традиций, почитающих Весну. Эти традиции перемешались с празднованием воскресения и мотивом новой жизни. Однако, на основании Библии есть много причин делать более значимым и отмечать Песах более Пасхи. И на самом деле все больше и больше христиан соблюдают Седер помимо их традиционных праздников, и даже всю «святую неделю». Особенно, когда традиционная Пасха и Песах иудеев совпадают по Иудейскому и Григорианскому календарю.

Выводы

Пасха прекрасный символ освобождения от рабства – и физического и духовного. Пасха уходит корнями в историю, но не традиции! Хотя традиции, которые добавили авторы Талмудов (прим.ред.: Талмуд, Талмуды – многотомный свод правил иудаизма, «устный закон») не ужасны, они все-таки рискуют затмить истинный смысл, как и многие прочие околобиблейские легенды. К несчастью, многие типичные евреи и почитатели Аггада могут и кое в чём просто «закопаться», потеряв настоящие чувства в сердце. Мы всегда нуждаемся в постоянном обращении к Писанию, чтобы возвращать всему истинное значение.

Волнение во время изучения Библии о Пасхе наполняет нас, когда мы понимаем как все эти символы и отдельные события возвращают к тому, как Сам Бог вершил историю, как Он использовал кровь ягненка на косяках дверей, чтобы защитить людей, и как это предсказывало будущую кровь Агнца на дереве креста. Он искупил все человечество! Он далее будет назван «Агнец Божий, Кто взял наказание мира…» (по Исаия 53:5). Приход Иисуса из Назарета — это больше, чем случайное совпадение. Когда Иисус пришел в Иерусалим в Вербное воскресенье (прим.ред.: тогда, по традициям того времени это были пальмовые ветви, более поздние традиции дали воскресенью перед Пасхальной неделей название Вербное), Он Сам предсказал о Себе – Агнец, который будет предан в Иерусалиме на позорное страдание. Он потом искал, чтобы быть на последней вечере на Седер с Его учениками, которые потом передали нам заповедь о причащении. И потом был Он как Агнец, заклан за наши грехи, да исполнятся пророчества!

«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов…» (1-е Петра 1:18)

Понимание истинного значения Песах и древнееврейских корней Вечери Господней делает нас ближе к христианам первого столетия, мы проникаемся их отношением к причащению. Это также может помочь нам быть ближе к нашим друзьям-евреям, чтобы делиться с ними о Христе, Агнце Бога, Кто взял грехи мира на Себя.

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна 1:29)

Не пропустите Мессию в Пасху

Мессия в Пасхе. Подобно тому, как многие евреи пропустили Мессию, когда Он пришел (Евангелие от Иоанна 1:1-12), так и в Седер миру не хватает глубоких мессианских размышлений.

Этот обзор Пасхи призван осветить те темы, которые часто не подчеркивались. При этом я надеюсь, что еврейские семьи и их друзья будут глубже всматриваться в мессианский смысл Пасхи, чтобы и другие верующие могли иметь более глубокое представление о корнях их веры. Именно через Его жертву, Его кровь мы можем освободиться от рабства греха. И только благодаря Его руководству мы вышли из «Египта». Иисус вывел нас из рабства вещей, которые делали нашу жизнь горькой, и именно Он освободил нас от ложных богов.

Я надеюсь, что это исследование помогло вспомнить и еще раз убедиться в том, что для нас всех сделал Иисус. Чтобы не быть слепыми, что мы были очищены от прежних грехов — (2-е Петра 1:1:3-11). Другими словами, чтобы не забыть Египет (Послание Римлянам 6:4-23)!

Если вы получите приглашение принять участие в Седер в доме вашего друга, соглашайтесь и узнайте из первых рук, что же это такое. Вы, может быть, даже сможете ответить на четыре вопроса. Это даст вам возможность делиться о вашей связи с еврейским Мессией. Быть может и этот праздник станет одним из ваших любимых!

Шалом (иврит, означает пожелание мира, дословно «мир»)!

Желаю вам очень хорошей Пасхальной недели!

Перевод: , Ксения Балдина

Еврейская пасха является самым древним и значительным иудейским праздником. Она всегда выпадает на весну, как и православная пасха, но посвящена другим событиям и имеет свои особые традиции. Поговорим о них подробнее, чтобы лучше понять уникальность этого народа.

История праздника

В чем суть еврейской пасхи? Считается, что в эти дни более 3 тыс. лет назад иудеи смогли покинуть Египет, где провели в рабстве более 200 лет. Сопровождалось это многочисленными чудесами, описанными в Торе. С тех пор началась история еврейской нации.

Название праздника произошло от слова "песах" ("прошедший мимо"). Вождь Моисей просил фараона отпустить его угнетаемый народ, но не встретил понимания. Тогда Бог наслал на египтян 9 "казней". Сначала воды Нила стали кровавыми, затем дома атаковали полчища жаб, мух и оводов, начался мор скота, не затронувший евреев. Тела египтян покрылись язвами, огненный град уничтожал их дома, а саранча - урожай. Густая тьма три дня покрывала все вокруг, сковывая движения людей. Чтобы избавиться от обрушившихся бед, фараон давал обещание освободить евреев, но каждый раз отказывался исполнять его.

Десятая кара была самой суровой. Ангел смерти забрал всех первенцев у египтян, начиная с фараона. Евреям накануне страшной ночи было велено заколоть годовалого ягненка, съесть его с горькими травами, а кровью животного пометить дверь. Смерть проходила мимо их домов. После последней кары фараон разрешил египетскому народу уйти. Через три дня за ними была послана погоня. Бог снова спас беглецов, приказав морю расступиться перед ними. Египтяне погибли в сомкнувшихся водах. Так евреи обрели свободу.

Дата празднования

Тайная вечеря перед казнью Иисуса Христа, на которой он уподобил себя принесенному в жертву ягненку, пришлась как раз на первый день еврейской пасхи. Какого числа отмечается этот праздник? Он начинается в 14-й день нисана, первого месяца по библейскому (лунному) календарю. По григорианскому исчислению это соответствует весенним месяцам (март или апрель).

Праздник на территории Израиля продолжается 7 дней. Первый и последний становятся официальными выходными. Также на этот период приходятся школьные каникулы. В других странах, где проживают еврейские диаспоры, пасху отмечают 8 дней.

Запреты

Бог запретил людям работать в первый и последний день еврейской пасхи. Какого числа она не отмечается и на какие дни недели выпадает при этом не учитывается. В середине праздничной недели разрешалось выполнять только самые необходимые дела, которые нельзя отложить на более поздний срок.

Строгие ограничения касаются пищи. В доме не должно быть продуктов, которые приготовлены путем брожения или с использованием закваски. Сюда относятся различные хлебобулочные изделия, макароны, ликеры, пиво, квас, некоторые виды консервов. Такие продукты называют "хамец" ("квасное").

Связан запрет с тем, что древние евреи, торопясь покинуть Египет, не стали дожидаться, пока тесто поднимется. С собой они взяли только пресные лепешки ("маца"). Перед праздником проводится генеральная уборка. Когда начинается еврейская пасха, в доме не должно оставаться ни крошки хамеца. Все уничтожается.

Накануне праздника глава семьи лично обходит дом с горящей свечой. Свет во время ритуала гасится. Задача мужчины: найти остатки хамеца. Чтобы усилия не оказались напрасны, 10 кусочков хлеба прячутся в разных местах. Их необходимо пером смести в деревянную ложку и сжечь следующим утром.

Праздничный стол

На еврейскую пасху принято готовить много блюд. Подаются они на посуде, специально припасенной для этих целей. В нее никогда не кладут хамец.

Символическими продуктами являются:

  • Зроа. Это жареная баранина или куриная ножка на кости. Блюдо заменило ягненка, которого еврейские семьи долго приносили в жертву, вспоминая о побеге из Египта.
  • Маца, или пшеничные пресные лепешки.
  • Марор. Так называют горькую зелень: хрен, листья салата, базилик. Она напоминает о горечи рабства.
  • Карпас. Это весенние овощи, символизирующие возрождение. Их макают в соленую воду, напоминающую о пролитых евреями слезах.
  • Бейца, или крутое яйцо. После варки оно становится твердым, как и характер евреев, вынесших все испытания.
  • Харосет, сладкая смесь из орехов, изюма, тертого яблока, красного вина и корицы. Своим цветом она похожа на глину, из которой рабы строили города для египтян.

Подается к столу и красное вино. Каждый присутствующий обязан выпить 4 бокала в память о 4 обещаниях, которые Бог дал евреям. Детям наливают виноградный сок. Пятый бокал ставят для пророка Илии.

Начало еврейской пасхи

Праздник отмечают вечером, после наступления сумерек. С утра первенцы в еврейских семьях должны держать пост. За маленьких детей это делает отец. Так люди выражают благодарность Богу, который пощадил еврейских первенцев во время "десятой казни".

Вечером зажигаются свечи и начинается пасхальная трапеза - седер (в переводе "порядок"). Его основная цель - познакомить детей с историей своего народа. За столом собирается вся семья, также могут приглашаться неимущие. Порядок трапезы был разработан в Средние века и включает в себя следующие элементы:

  1. Кадэш - произнесение благословения.
  2. Урхац - ритуальное омовение рук.
  3. Карпас, когда овощи окунают в соленую воду.
  4. Яхац, или деление маццы надвое. Одну половину откладывают, и дети стараются выкрасть ее.
  5. Маггид (повествование). Младший ребенок задает вопросы о еврейской пасхе. В качестве ответа зачитывается "аггада" - легенда об исходе из Египта.
  6. Рахца - омовение рук перед поеданием маци.
  7. Моци - слова благословения.
  8. Маца - поедание пресной лепешки.
  9. Марор - вкушение тертого хрена и горькой зелени.
  10. Корэх - мацу едят вместе с зеленью.
  11. Шулхан-арух - праздничная трапеза.
  12. Цафун - дети возвращают в обмен на подарки украденную половину мацы. Она съедается.
  13. Барех - благодарственная молитва.
  14. Халлел - чтение псалмов, восхваляющих пророка Илию.
  15. Нирца - завершение обряда распитием вина.

После трапезы собравшиеся долго не расходятся, вспоминая об исходе евреев и распевая песни.

Пасхальная неделя

Утром следующего дня читается "Молитва о росе", которая знаменует приход весны. Традиции еврейской пасхи связаны с паломничеством. Люди отправляются на экскурсии, совершают длительные прогулки, воспроизводя древнее хождение по пустыне.

В последний день вспоминают чудесный переход евреев через расступившиеся море. В синагогах читают соответствующий отрывок из Торы. Многие израильтяне отправляются к водоему, чтобы на его берегу спеть "Песнь на море". Вечером в домах вновь зажигаются праздничные свечи, и семья собирается за одним столом.

Евреи - особая нация, которая всегда найдет выход из сложной ситуации. Вот несколько примеров этому:

  • Хамац перед пасхой нужно ликвидировать. Дорогостоящее спиртное евреи приносят раввину, которые за символическую цену продает его людям других национальностей. После праздников хамац выкупают.
  • От пасхального поста освобождаются первенцы, принимающие участие в трапезе, посвященной радостному событию. Поэтому в синагоге к этому дню заканчивают изучать раздел Талмуда и после утренней молитвы собираются за столом.

Еврейская пасха - очень древний праздник свободы и обновления, с которого началась когда-то история этого народа.

Песах (Пейсах, Пасха ) – основной еврейский праздник, связанный с их историей. Песах означает – «проходить мимо ». Сейчас трактуют, что этот праздник появился в память об Исходе из Египта. На самом деле он появился немного раньше, в честь спасения от ангела смерти. Т.е. в Торе сказано, что когда фараон не хотел отпускать евреев из Египта, бог повелел евреям принести в жертву ягнят, и сделать жертвенной кровью пометку на дверях своих домов. Ангел смерти шёл мимо домов с кровавым знаком, поэтому поразил только младенцев египетских, а младенцев народа Израиля не трогал. Вот евреи и празднуют Песах – смерть прошла мимо . До наших дней в честь той отметки, евреи делают надпись на дощечке или металле и крепят такую табличку на входные двери в жилище, в синагогу. «И каждый вкусил хлеб с кровью жертвенника и пометил двери», теперь заходя домой евреи касаются рукой косяка, где прикручена табличка, и касаются губ, т.е. как бы опять помечают себя жертвенной кровью агнца, чтобы смерть миновала их.

История праздника

Прочитаем, что пишут сами евреи о своей Пасхе (наше мнение о ней мы рассмотрим позже). Песах – это, прежде всего праздник освобождения, в память об исходе евреев из египетского рабства. Чтобы лучше понять смысл праздника и связанных с ним обычаев, нужно вспомнить драматические события, бегство израильтян из Египта. Предки будущего еврейского народа, Иаков и его 12 сыновей, спасаясь от голода, поразившего их землю Ханаан, пришли в Египет . Фараон, у которого советником был сын Иакова Иосиф, принял их с почётом и дал для поселения землю Гесем, где евреи жили согласно своим обычаям. Жилось им неплохо, и Род евреев множился.
* Заметьте, евреи жили не по законам Египта, а по своим обычаям, т.е. автономное поселение.

Спустя много лет на египетский трон вступил новый фараон, который не знал о заслугах Иосифа перед египтянами, но фараона беспокоила плодовитость израильтян, это было опасно для государства. Тогда фараон повелел: «Вот народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался, иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас и выйдет из земли нашей » (Исход 1:9-10). В ту пору фараон возводил в дельте Нила свою столицу Раамсес и город для зернохранилища и военных запасов. На эти тяжёлые под палящим солнцем строительные работы по приказу фараона были согнаны евреи, где их заставляли месить глину и обжигать кирпичи. Но израильтян не становилось меньше. Фараон издавал всё новые и новые законы против евреев, но всё безрезультатно. Тогда он прибег к крайней мере: «Всякого новорожденного у евреев сына, бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых » (Исход 1:22). Таким образом, фараон надеялся, что евреи перестанут существовать как народ, у них не будет мужчин, дочери будут выходить замуж за египтян. И на земле Гесем стоял стон и плач.
* Фараон не знал основную тайну иудаизма, что у евреев родословная и генофонд передаётся по матери, а не по отцу как у всех других народов.

Но вот однажды в одной еврейской семье родился сын. Мать, вопреки указу фараона, оставила его в живых и прятала, пока ему не исполнилось 3 месяца. Его в любой момент могли обнаружить, и тогда у матери возник хитроумный план. Ей было известно, что дочь фараона сострадала гонимым евреям, и каждый день купалась в Ниле в определённом месте. Мать взяла корзинку из тростника, положила в неё младенца и оставила у берега реки. Дочь фараона после купания обнаружила корзинку с ребёнком и поняла, что он из еврейских детей. Она пожалела, взяла его к себе в дом. Так при дворе фараона вырос Моисей — будущий вождь еврейского народа . Как-то Моисей увидел, что египетский надсмотрщик жестоко избивает израильтянина, он в гневе убил насильника, зарыл труп в песок и убежал в пустыню. На земле моавитянской он нашёл приют у священника по имени Иофор. Иофор дал Моисею в жёны свою дочь. И однажды, когда Моисей пас овец в пустыне он увидел, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Вдруг из пылающего куста раздался голос бога, который повелел Моисею отправляться в Египет и вывести евреев из рабства. С этого момента начинается особое служение Моисея, он возвращается в Египет к своему народу.

Моисей и его брат Аарон поведали евреям о том, что открыл Бог. «И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдания их, и преклонились они и поклонились » (Исход 4:31). Моисей и Аарон пришли к фараону с просьбой, чтобы он отпустил израильтян в пустыню. Но в ответ на просьбу Моисея фараон лишь ужесточает угнетение, он приказывает им не только вырабатывать установленную норму кирпичей, но и самим давать для выделки кирпичей солому, которую надо было искать по всей стране. Бог велит Моисею продолжать говорить с фараоном, и насылает на Египет казни одну страшнее другой (* потом будем разбирать, что казни абсурдные и безсмысленные). После каждой казни, постигающей страну, вода превращается в кровь, всюду появляются жабы, затем мошки, мухи, мор поражает скот, на скоте и людях появляются язвы. Фараон соглашается освободить евреев, но затем его сердце внезапно ожесточается, и он отказывается. Наконец наступает самое тяжёлое испытание – гибель всех первенцев, от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая жнёт на жерновах. Предание гласит, что перед этой казнью Моисей потребовал от каждой еврейской семьи заколоть годовалого агнца, и его кровью вымазать двери своего дома, а за ужином есть мясо агнца с пресным хлебом и горькими травами. А когда наступила полночь, Ангел Смерти стал ходить от дома к дому , и там, где не было кровавого знака, а его не было на домах египтян, убивал первенца (т.е. первородного, который несёт мощь генофонда).

После этого фараон разрешил отпустить евреев. И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: «Встаньте, евреи, среди моего народа, как вы, так и сыны Израиля пойдите и совершите служение Господу, как говорили вы ». В память об этой самой ночи, установлен праздник Песах , по-еврейски означает «проходить мимо», ибо смерть миновала евреев в ту ночь, когда погибли первенцы в Египте. Поскольку евреи выходили из Египта с большой поспешностью, то им пришлось приготовить хлеб из не скисшего теста, с этим связан ещё один из наиболее известных пасхальных обычаев – есть мацу , т.е. особый пресный хлеб, вместо обычного, на протяжении всех семи дней праздника. В честь этого праздника (Песах), который иногда называют праздником опресноков, запрещено также употреблять изделия из злаков: пшеницы, ржи, ячменя, проса.

Жертва Песах

Подготовка к празднику в древности начиналась 10-го числа месяца нисан, т.е. это лунный месяц, выпадающий на март-апрель по солнечному календарю. В этот день согласно заповеди Торы, каждая семья или несколько семей (если достаток в семьях небольшой) выбирают агнца, молодого ягнёнка , предназначенного для пасхальной жертвы в память об Исходе из Египта. 14-го числа месяца нисана, после полудня, все эти агнцы приносились в жертву в Иерусалимском храме, и вечером этого дня в каждой семье устраивалась торжественная трапеза. Во время трапезы глава семьи, рассказывал детям и всем домашним, включая слуг, о тех событиях, которые произошли в ту драматическую ночь в Египте.

Песах – сбор урожая

Праздник Песах связан не только с историей еврейского народа, но и с ежегодным циклом созревания и сбора урожая. Вот что говорит Библия и Тора:

«Когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то приносите первый сноп вашей жатвы к священнику; он вознесёт этот сноп перед Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесёт его священник… Никакого нового хлеба, ни сушёных зёрен, ни зёрен сырых не ешьте до того дня, в который принесёте подношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши и во всех жилищах ваших».

В обычаях, связанных с Песах — соединились два значения праздника : в течение 7-ми дней евреи должны есть мацу, вместо хлеба, в память об исходе из Египта, и не должны есть никаких злаков в честь нового урожая зерна. Созревание зерна в Палестине как раз 14 нисана. Эта дата разделяет старый и новый год, и после Пасхи не положено есть зерно из старого урожая.

Торжественная трапеза – седер

После вавилонского пленения (586 год до новой эры) во время которого сгорел Иерусалимский храм, и начавшегося вслед за пленением расселения евреев, начал складываться новый ритуал празднования Пасхи, поскольку была потеряна возможность всем евреям приносить жертву в Иерусалимском храме. После вторичного разрушения храма в 70 году н.э. этот ритуал распространился повсеместно. Основное значение теперь придавалось торжественной трапезе в ночь 15-го нисана. Эта трапеза называется по-еврейски седер – «порядок», и проходит по определённым правилам. На столе обязательно должны присутствовать блюдо с тремя опресноками (т.е. пресными лепёшками — маца), как бы олицетворение трёх частей еврейского народа:
1) каганы, т.е. священники (допустим: Хазарский Каганат – управлял священник);
2) левиты, т.е. служители в храмах;
3) простые евреи, называемые Израиль, что означает — борющийся с Богом.

Кроме того, на отдельном подносе или на верхней маце ставится шесть предметов, также имеющих символическое значение:
1. Кусочек мяса с костью , напоминающий о принесённом некогда в жертву агнце.
2. Марор (горький хрен), свидетельствующий о тяжёлой жизни евреев в египетском рабстве.
3. Печёное яйцо , символизирующее еврейский народ. Т.е. печёное яйцо становится твёрдым, как бы означает, что евреи закаляются в выпадающих на их долю испытаниях.
4. Зелень (петрушка, сельдерей), символизирует весну.
5. Харосет , приготовленный их тёртых орехов, яблок, вина и корицы — напоминают о глине, из которой евреи делали кирпичи в Египте.
6. Блюдце с солёной водой , которая символизирует слёзы, пролитые в Египте.

После омовения рук и благословения самого младшего из присутствующих, собираются с семьёй или друзьями за столом, и самый младший задаёт 4 вопроса о том, что происходит в эту ночь, и чем она отличается от других ночей. Ему отвечает ведущий трапезу (как правило, старший), рассказывает историю Исхода из Египта, показывая при этом на предметы, символизирующие различные моменты этой драмы; за столом читается книга «Агада». Дети играют важную роль в ритуале седера. В каждом поколении, каждый участник седера должен участвовать, будто это он лично вышел из Египта, был порабощён и спасён от рабства. Во время трапезы каждый, и младший тоже, все обязательно выпивают 4 бокала красного пасхального вина в память о том, что бог 4 раза обещает в Библии вывести народ из Египта. Отдельно наливают вино в специальный бокал, из которого, по преданию его пьёт сам пророк Илия. В ритуале пасхальной трапезы сохранились многие обычаи торжественного застолья, принятые в древности (в начале первого тысячелетия новой эры). Допустим, все участники должны как бы полулежать на одном боку, ибо по древнему обычаю именно так должны вести себя свободные люди. Утром на следующий день отправляются в синагогу, где помимо праздничного богослужения читается также специальная молитва о росе для земли Израиля.

Праздничная неделя

Праздник продолжается 7 дней, из них не полагается работать в первый и седьмой. По возможности следует также воздерживаться от тяжёлой работы и в дни между ними. Вот эти 7 дней праздника называются хол амоэд , т.е. «праздничные будни».

В диаспоре, т.е. за пределами еврейской Палестины, праздник продолжается 8 дней, и соответственно не принято работать в 1, 2, 7, 8-ой дни. Этот обычай имеет позднее происхождение и связан с тем, что после расселения евреев, не было твёрдо установленного календаря. Поэтому во избежание возможной ошибки, все праздники отмечаются два дня.

Вечером второго дня Песах, так же устанавливается седер, который проводится также как и в первый день. В современном Израиле праздник продолжается 7 дней, согласно Торы 1 и 7 дни объявлены выходными. Во второй день праздника начиналась жатва нового урожая.

Отсчёт Омера

Отсчёт Омера – это счёт 49 дней между праздниками Песах и , начиная от второго дня Песах, называется «иемей сефират аомер» т.е. «дни счисления снопа». Они имеют особое значение и считаются ответственными. В это время нужно внимательно относиться и к людям и к природе, так как идёт жатва. По преданию именно в эти дни умерли ученики знаменитого учителя Рабби Акива. Эпидемия постигла их за то, что они небыли почтительны друг к другу. В это время не полагается придаваться удовольствиям, устраивать свадьбы. Единственный день, когда отменяются все ограничения, это 18 день яира, т.е. Лаг ба-Омер — 33-й день по Омеру. В этот день умер великий мудрец рабби Шимон Бар Йохай, с именем которого связано мистическое учение .

После чего празднуется 50-й день (Пятидесятница – Шавуот).

Сегодня все иудеи мира празднуют важнейший праздник в иудаизме - Песах. Этот праздник оказал гораздо большее влияние на мировую историю и культуру, чем любая другая религиозная дата.

Значение и история праздника

В переводе с иврита Песах означает миновать, пройти мимо . Откуда возникло такое название еврейского праздника?

Праздник Пeсах связан с реально произошедшим историческим событием - исходом евреев из Египта. Согласно библейской легенде, накануне исхода состоялось еще одно событие - 10 египетская казнь, смерть первенцев - последнее в ряду наказаний, которые грозный Бог послал на народ фараона за то, что тот не хотел отпускать евреев, находившихся в Египте в положении рабов.

По договоренности с Моисеем, еврейским лидером и пророком, Бог оставил в живых только еврейских первенцев. А для того чтобы ангел смерти смог отличить еврейские дома и пройти мимо них, Моисей, следуя указаниям Бога, приказал всем евреям пометить входы в их жилища кровью жертвенного ягненка. Ангел смерти прошел мимо. Отсюда название Песах . Евреи благополучно покинули Египет. Это случилось весной, в полнолуние, 14 нисана, первого месяца в еврейском календаре, более 3000 лет тому назад.

Вообще христианство, долгое время пребывавшее в статусе одной из сект в иудаизме, вобрало в себя очень многое из древней религии евреев. Начиная от Библии, заканчивая многими деталями церковных обрядов. Большая часть христианских общин вплоть до Никейского собора 356 года праздновала Пасху вместе с евреями. Ислам, более молодая из авраамических религий, лишь частично принял наследие иудаизма.

Паздник Песах в культурном и национальном контексте

Для евреев праздник Пеcах имеет не только религиозное значение. Это очень важный, в наше время ключевой момент, на который не евреи обращают гораздо меньше внимания. По сути, Песах - поворотное событие в формировании еврейского народа. До исхода из Египта евреи были просто подданными фараона, низшей социальной прослойкой со своей религиозной спецификой, с неким налетом самобытности. После исхода евреи стали народом.

Именно события той весны послужили, говоря современным языком, стимулом для пробуждения национального самосознания. То есть, мы можем с уверенностью сказать, что евреи как нация полностью сформировались в то время, когда подавляющего большинства современных народов еще не существовало. И более того. Из всех многочисленных народов той эпохи только евреи сохранили себя как нация, народ, то есть как единая общность, объединенная языком, культурой, религией и главное - самосознанием.

Учитывая то, что описываемые события происходили более 3 тысячелетий назад, становится понятно, почему у евреев, в отличие от многих их современных соседей, никогда не возникает проблем с национальной самоидентификацией. Любой еврей, независимо от степени его религиозности, даже совершенно ассимилированный, принявший чужую веру и обычаи, все-таки всегда знает кто он.

Традиции праздника Песах

До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).


Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меот хиттим», что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее — деньги на праздничный стол для бедняков (маца — это особые пресные лепёшки из неквашеного теста; их пекут в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, наскоро сделанный из теста, которое не успели заквасить).

Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской.

В первый и седьмой дни празднования иудеи не работают, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.

Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, «добрый, праздничный день». В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.

Вечером 14 нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, её совершают в первую и вторую ночь праздника в строго определённом порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.

Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. Фото: Commons.wikimedia.org / RadRafe

Седер очень важен в праздновании Песаха. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырёх чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую.

Кроме того, на столе должно быть куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с солёной водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глине, из которой евреи делали кирпичи во времена египетского рабства. К концу трапезы открывают входную дверь, обозначая начало исхода — «ночь бдения» для всех сынов Израиля. Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.

В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, читают в синагогах Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, — нерабочий.

Еврейская Пасха в 2019 году будет с 19 по 27 апреля. В 2020 году – с 9 по 17 апреля. Иудейскую Пасху (ее называют Песах) в Израиле отмечают в течение целой недели.

О том, почему так сложилось, и какой смысл вкладывают в праздник Пасхи евреи, подробно рассказывается в статье.

Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть – но только за пределами собственно Израиля.

А вот на территории страны праздник отмечают ровно неделю. То есть именно иудейская Пасха в 2019 году в Израиле , стране еврейского народа будет с вечера пятницы 19 апреля до вечера пятницы 26 апреля — 7 дней подряд.

В любом случае у евреев Песах – это главный праздник (как, впрочем, и в христианстве). И отмечаются эти важные даты примерно в одно и то же весеннее время, хотя конкретные дни и отличаются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Выходными считаются только первый и последний день пасхальной недели. А все остальные считаются «праздничными буднями»; и в этом оксюмороне нет ни намека на иронию.

Для каждого верующего иудея Песах – это действительно центральное событие года. Поэтому даже в будни в еврейском обществе, где бы оно ни находилось, можно почувствовать искреннее праздничное настроение.

Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье – Светлое Христово Воскресение. А вот празднование продолжается в течение:

  • 40 дней — по православной традиции;
  • 50 дней — согласно католическим представлениям.

Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.

Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».

Но тогда возникает очевидный вопрос: если праздник всегда отмечают в один и тот же день, почему же фактически дата все время меняется? То есть как рассчитать, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 и других годах? Все становится на свои места, если обратить внимание на то, как евреи ориентируются в датах, т.е. каковы особенности их календаря.

Если обычный григорианский календарь является солнечным, т.е. ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.

И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана (только в новолуние). А фактически выпадает на разные даты – преимущественно в марте и апреле.

С НОВЫМ 5779 ГОДОМ!

Особенность календаря израильтян еще и в том, что отсчет в нем ведется со дня сотворения мира. Поэтому в 2019 году в Израиле будет 5779 год. Кстати говоря, в России в далекую допетровскую эпоху также вели отсчет со начала бытия.

Однако годы учитывались иначе. Если бы сегодня продолжал действовать прежний порядок, сегодня был бы приход не 2019, а 7528 года.

4 названия праздника Песах

Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так:

  1. Песах – слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей – египтян, державших евреев в рабстве.
  2. Хаг а-Мацот переводится как «праздник опресноков». Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, т.е. пресными лепешками (мацой), состоящими только из муки и воды.
  3. Хаг а-Херут – «праздник свободы». Комментарии излишни.
  4. Хаг а-Авив означает «праздник весны». Кстати говоря, месяц «нисан» называют также «авив».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Не напоминает ли это слово кое-какое название? Действительно, столица Израиля город Тель-Авив – это наименование переводится как «холм весны» в значении «место возрождения, обновления». В мире найдется совсем немного столиц с таким поэтичным названием.

Пасха и Песах: один праздник – два смысла

Итак, Пасху и Песах отмечают примерно в одно и то же время. А вот смыслы, которые придаются разными народами одному торжеству, сильно отличаются:

  1. Пасха – это праздник христиан всех конфессий, который отмечается в ознаменование воскресения Христа. И в этом заключается важнейшая основа веры и великая духовная радость.
  2. Песах – это праздник именно еврейского народа (почитается она еще и самаритянами, а также караимами).


Однако, если вдуматься и помыслить вне контекста конкретной истории, случившейся в Египте более 3300 лет тому назад, никаких явных противоречий между этими смыслами мы не найдем.

Конечно, еврейский народ трактует Песах как освобождение от рабства. А что же христиане? Смерть и последовавшее воскресение Христа – это торжество жизни над смертью, получение свободы от греха.

И если вдобавок ко всему прочему вспомнить древние поверья, Пасха в понимании разных народов – это праздник весны, когда вся природа освобождается от власти зимы и долгих, темных ночей. Удивительным образом переплетаются многовековые, даже тысячелетние традиции разных культур, которые долгое время даже не подозревали о существовании друг друга.

И у этого своеобразного цивилизационного синтеза есть свое весомое, вполне твердое обоснование. Чтобы его почувствовать, достаточно знать только один факт: христианская Пасха почему-то празднуется практически одновременно с иудейским Песахом. Все дело в том, что Христос воскрес именно в тот день, когда евреи уже в который раз собирались отметить свой главный праздник.

Случайно это совпадение или нет, но так уж сложилось, что Пасха стала тем связующим звеном, которое наверняка объединяет религиозные представления большинства народов нашей планеты. И несмотря на разный исторический контекст, своеобразные традиции и символы, общая идея, несомненно, существуют:

  • Песах – символ свободы.
  • Пасха – символ возрождения.

Каждый народ и каждый конкретный человек вкладывает собственный смысл в понятие освобождения. Кто-то свободен в своих творческих талантах, кто-то счастлив в браке, а иной просто наслаждается своим делом и искренне благодарит судьбу.

В такой прекрасный день все люди могут почувствовать себя частью чего-то светлого, разделить неповторимую благодатную атмосферу праздника. И искренне поздравить друг друга со Светлой Пасхой, или с Песахом, как говорят иудеи.


Среди главных смыслов праздника можно выделить и такую идею, как жертвоприношение. Как израильтяне закалывали агнца (ягненка), так и Христос сам стал священной жертвой, благодаря которой каждый человек имеет право на прощение и помилование.

Вот и получается, что если вдуматься, можно понять, что пасхальные торжества отличаются своими символами и историей, однако их фундаментальная основа едина.

Что делают на еврейский Песах: традиции

Но вернемся к легендарному еврейскому Песаху. Интересно отметить, что все традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность, поэтому израильтяне тщательно соблюдают и дух, и букву пасхального закона. Буквально это следует понимать так: каждый иудей должен занять строго определенное место за столом, вкусить конкретные блюда и выполнить все необходимые предписания.

Однако подобные обычаи евреи рассматривают не как некий ритуал, а как живую многовековую историю, соприкоснуться с которой они могут именно в дни Песаха. Надо ли говорить, что все верующие израильтяне, вне зависимости от возраста, особенностей характера и профессии, с глубоким, по-настоящему искренним почтением относятся к каждому обряду этого торжества.

Праздничный стол Песаха: седер

Песах начинается вечером 14 нисана. В это время евреи собираются всей семьей и устраивают торжественную трапезу, которая называется «седер» (в переводе означает «порядок»). Действительно, во время ужина каждый занимает свое место.

На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха. Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту.

Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день? Начать рассказ следует с мацы (переводится как «выжатое», «лишенное влаги») – полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи (на выбор).

Принципиальное требование к маце – полное отсутствие дрожжей (поэтому этот хлеб также называют опресноками). На то есть свои причины.


Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду (и даже напитки), содержащие квасную основу (хамец).

Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл. Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу.

А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере:

  • горькая зелень (местные горькие травы, латук) олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей;
  • соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства – в нее обмакивают мацу;
  • зроа – это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри – оно напоминает того самого пасхального агнца (ягненка), который и был принесен в жертву;
  • кошерное вино, которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу.

Есть на столе и другие блюда – орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха – это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На пасхальном столе евреев непременно присутствует и сваренное вкрутую яйцо, которое называется бейца. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов.

Дни после седера

Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, т.е. фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми.

Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком. Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера. А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей.

Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику (полдня).


То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы. Что они и делают. Собирают всех родных (в основном семейный круг) и отправляются путешествовать по стране или за границу. Строгого регламента действий для этих дней не предусмотрено – каждый может насладиться праздником так, как посчитает нужным.

Что нельзя делать на Песах

Что касается запретов, то евреи весьма уважительно относятся к своим нормам. Поэтому все, что перечислено ниже, следует понимать буквально. К запрещенным действиям относятся:

  1. Стирка, выжимание белья.
  2. Стрижка, бритье.
  3. Написание любых текстов.
  4. Работа в поле, в саду.
  5. Включение и выключение любых электроприборов, телефона, автомобиля.
  6. Разведение огня.

Считается, что Песах – праздник, который посвящен всему еврейскому народу. Поэтому недопустимо рассуждать о личных проблемах, вести серьезные переговоры и даже загадывать личные желания во время торжественного ужина или в другие дни священного праздника. Соответствующие разъяснения дают и раввины, например.



В продолжение темы:
Гардеробная

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком». Задачи: Коррекционно-образовательные: закреплять правильное...

Новые статьи
/
Популярные