В каком году родился г н волков. Презентация «Великие педагоги Чувашии

Геннадий Никандрович Волков (Кашкãр Хуначи) (1927)

О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г. Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он - «настоящий человек» (В. А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В. А. Иванов). Н. И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш. И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

В 1967 г. в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г. Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий «…»

С 1971 г. Геннадий Никандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Института национальных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развития личности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многие годы, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблем образования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавт мира А. Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

Г. Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г. Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием для заявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересом воспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества - яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир, открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления и провозглашает высокую духовность личности учителя.

По инициативе академика Г. Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике... Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам», - писал ему В. А. Сухомлинский в 1961 г. «Этнопедагогика чувашского народа» - величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», - отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И. Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова и снова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно в облагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть уже сейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В. А. Разумный, 1997, г. Москва). «Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002). «Геннадий Никандрович Волков - знаковая фигура нашего времени... Результаты его подвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатами труда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияние на дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации» (ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М. Е. Николаев, Президент Республики Саха (Якутия).

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г. Н. Волков - один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской Академии образования. Он - заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера и другими.

Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г. Н. Волков выражает свою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях.

Как глубока чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год - сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет - сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет - обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся педагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен «всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство - многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. «…»

Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. О творчестве Г. Н. Волкова сняты кино- и телефильмы.

Сегодня всемирно признанный академик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли в республиканскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он - один из духовных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служат калмыцкому народу. «…»

Викторов, Г. А. Педагог современности // Ученые. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - С. 72-80. - (Библиотека Президента Чувашской Республики).

Волков Геннадий Никандрович (р. 31.10.1927 с. Большие Яльчики Яльчикского района) - доктор пед. наук (1967), профессор (1968), член СП СССР (1982), академик Академии педагогических наук СССР (ныне РАО) (1990), акададемик НАНИ Чувашской Республики (1994), почетный доктор Эрфуртского (Германия) университета (1982).

После Яльчикской сред. школы (1945) окончил физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института (1949), аспирантуру Казанского педагогического института (1952). Работал старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, проректором Чувашского государственного педагогического института (1952-72), заведующим сектором НИИ национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР, Министерства образования Российской Федерации (1972-93).

С 1993 - заведующий лабораторей Государственного института семьи и воспитания. Преподаватель Эрфуртской высшей педагогической школы (1979-82). Основатель нового направления в педагогической науке - этнопедагогики. Ведущий исследователь наследия И.Я.Яковлева. Автор более 500 научных работ, в т. ч. 27 монографий.

Лауреат премии АПН СССР им. К.Д.Ушинского (1967). Заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), Заслуженный работник народного образования Республики Саха - Якутия (1992), Заслуженный деятель науки Респ. Калмыкия (1997) и Тува (1997), Заслуженный деятель науки Росс. Фед. (2001). Награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского.

Почетный гражданин Чувашской Республики (1997). Почетный гражданин Яльчикского района (1997). Его имя занесено в Книгу Почета Трудовой Славы и Героизма Яльчикского района.

Книги (1)

Этнопедагогика

В книге характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.

Комментарии читателей

Темир / 28.12.2011 Уважаемые коллеги мы хотели обшаться с бывшими аспирантами Г Н Волкова где бы они не были Миша Харитонов где ты организуй пожалуйста ты же в Чебоксарах наверное.Мой адрес:[email protected]

Ольга / 25.12.2010 Привіт з України. Дякую за цікавий матеріал. Закінчую кандидатську з народної педагогіки. Цитую Вас та Мирослава Стельмаховича

Ирина / 19.09.2010 Завтра экзамен! Спасибо за книгу!

Банников Виктор Николаевич / 21.03.2009 Многоуважаемый Геннадий Николаевич! Сердечный привет из города Ханты-Мансийска. Заканчиваю докторское исследование по этнопедагогике "Этнопедагогическое образование в условиях поликульутрного пространства". Все это становится возможным благодаря Вашей научной мысли. Я пробую расширить в этнопедагогике позицию народного искусства. Спасибо Вам за ЭТНОПЕДАГОГИКУ

Гость / 18.05.2008 Глубокоуважаемый Геннадий Никандрович!

С искренными и чисто сердечными пожеланиями Вас приветствуют ваши аспиранты из Ошского Государственного университета Кыргызской Республики.
В честь Вашего 80 летного юбилея кафедрой педагогики и психологии начального образования ОшГУ было организовано педагогическое чтение.
В педагогическом чтении присутствовали все члены вышеназванной кафедры, представители факультета и ректората. Были приглашены все Ваши ученики-Кыргызстанцы, в том числе видные этнические чуваши, проживающие в городе Ош.
Восторженным образом были выслушаны большинства доклад и выступления о Вашем многолетнем и многранном творчестве, высоко признан Ваш неоценимый вклад в развитии этнопедагогической науки и в подготовке педагогических кадров для кыргызского народа.
Материалы о ходе педагогического чтения целиком и полностью передавался по местному телевидению.
Глубокоуважаемый Геннадий Никандрович, наши лучшие выступления и доклады, в том числе и доклад Бекембай Апышевича
(в оригинале) решили выслать их к Вам.
Геннадий Никандрович, мы желаем Вам крепкого здоровья, долгих неустанных творческих лет в деле воспитания подрастающих поколений и в подготовке педагогических кадров для многих народов. Мы убеждены, что дружба между чувашами и кыргызов будет дальше развиваться, поскольку мы сотрудничаем с таким выдающимся педагогом современности, как Волков Геннадий Никандрович.

Ваши ученики: Бекембай Апышев, Темир Жоробеков
Абдикерим Исаев, Абибилла Бердиев.

31.10.1927 -27.12.2010.

Педагог, доктор педагогических наук (1967), профессор (1968), писатель, переводчик, критик, заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001), заслуженный деятель науки Республики Калмыкия (1997), заслуженный деятель науки Республики Тыва (1997), заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия) (1992), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), лауреат премии К. Д. Ушинского (1967), лауреат Государственной премии Чувашской Республики (2006), член Академии педагогических наук, почетный доктор Эрфуртского университета (1982, Германия), почетный гражданин Чувашской Республики (1997), Республики Калмыкия (1997), Яльчикского района (1997).

Родился в с. Большие Яльчики (Аслă Eлчĕк) Яльчикского района Чувашской Республики.

Г. Волков – известный в России и за рубежом ученый-педагог, основатель нового направления в педагогической науке – этнопедагогики, в т. ч. этнопедагогики чувашского народа. Ведущий исследователь наследия И.Я. Яковлева. Окончил Чувашский государственный педагогический институт (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. С 1952 по 1972 гг. работал в этом учебном заведении. Был заведующим сектором научно-исследовательского института национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР. Преподавал в Эрфуртской высшей педагогической школе (Германия). С 1993 г. – заведующий лабораторией этнопедагогики Государственного института семьи и воспитания. С 1999 г. – профессор Калмыцкого государственного университета. В 2003 г. основал научно-исследовательский институт этнопедагогики в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева. В 2005 г. открыл научно-исследовательскую лабораторию этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета.

Автор более 500 научных трудов, в т. ч. 27 монографий. Среди них: «Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика чувашского народа», «О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании», «Этнопедагогика чувашей», «Судьба патриарха», «Обыкновенное дело педагога», «Педагогика жизни», «Жизнь, смерть и бессмертие патриарха», «Педагогика любви», «Чувашская этнопедагогика», «Этнопедагогика», «Духовное просвещение», «Этнопедагогическая пансофия», «Моя неразгаданная калмыцкая загадка» и др.

Г. Волков не только одаренный ученый-педагог, но и талантливый писатель, критик, этнограф, фольклорист, переводчик. Широко известны его критические статьи о К. Иванове, И. Яковлеве, М. Сеспеле, П. Хузангае, А. Пушкине, Л. Толстом, М. Ломоносове, А. Пушкине, А. Чехове. Автор ряда художественных произведений и переводов, в т. ч. книг «Асанне калавĕсем» (Бабушкины рассказы), «Шăллăмсемпе йăмăксене» (Братишкам и сестренкам), «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце), «Созвездия земли», «"Кил илемӗ » (Свет в родном окне) и др.

Награжден золотой медалью И. Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2007) и др.


Библиография (труды):
1. Волков, Геннадий Никандрович. Кил илемĕ [Текст] : [калавсем, юмахсем, очерксем: кĕçĕн тата вăтам çулхи шкул ачисем валли] / Геннадий Волков, 2007. - 127 с.
обложка книги
2. Хуначи Кашкăр Юманпа хĕвел [Текст] : [юмахсем, калавсем, очерксем] / Хуначи Кашкăр. - Шупашкар, 1975. - 126, с.
обложка книги
3. Волков, Г. Редакци тĕпĕлĕнче – Г. Волков академик / Г. Волков; Н. Морозов калаҫнӑ // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 91-92.
см. текст
4. Волков, Г. Н. Халăхра ĕмĕрхи ăс упранать: [Г. Н. Волков ăсчахран илнĕ интервью] / Г. Н. Волков; Г. Матвеева калаçнă // Тăван Атăл. – 2007. – № 10. – С. 128-130.
см. текст
5. Волков, Г. Неразгаданная моя калмыцкая загадка / Г. Волков // Лик. – 2007. - № 1. – С. 143-152.
см. текст
6. Волков, Г. Семь сокровенных сказаний о женщине / Г. Волков // Лик. – 2007. - № 3. – С. 114-120.
см. текст
7. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. чл.-корр. АПН СССР проф. И.Т. Огородникова. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974 – 375, c.
см. обложку
8. Волков, Геннадий Никандрович. Чувашская этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - Чебоксары, 2004. - 487 с.
см. обложку
9. Волков, Геннадий Никандрович. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха [Текст] : роман-эссе [об И.Я. Яковлеве] / Г. Н. Волков. - Чебоксары, 2004. - 351 с.
см. обложку
10. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика: изд. третье, доп. / Г. Н. Волков. – Чебоксары, 2004 – 487 с.
см. обложку
11. Волков, Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха: роман-эссе / Г. Н. Волков. - [Чебоксары], 2004 – 351 с.
см. обложку

Библиография:
1. Викторов, Г. А. Урăхла халь тин эпĕ пулаймăп... = Другим я уже не буду... / Геннадий Викторов; [Л. И. Филиппова пухса хатĕрленĕ, ред.]. - Шупашкар: Çĕнĕ Вăхăт, 2008. – 393 с. : ил., портр. – На чуваш., рус. яз.
2. Филиппова, Л. И. Пророк земли чувашской. Академик Геннадий Никандрович Волков: док.-худож. повествование / Л. И. Филиппова; [фот. Г. А. Викторова и др.]. – Чебоксары: [Чувашия], 2013. – 132 с., л. ил. : ил., портр. - См. См. обл.
3. Волков, А. Тете – пурнӑҫӑмӑн шанчӑклӑ тӗревӗ : тетене – Г. Н. Волков академика – асӑнса, пуриншӗн те тав туса / А. Волков // Хыпар. – 2012. – 31 юпа. – С. 4.
текст
4. Никифорова, Л. В. Чăваш халăхĕн мухтавлă çынни Г. Н. Волков академик: уçă уроксем, çавра сĕтелсем, проектсем, уявсем: меслет сĕнĕвĕсем / Л. В. Никифорова, А. Л. Купцова. – Шупашкар, 2010. – 43 с. - См. см. обложку
5. Васильев, E. В. Г. Н. Волков – ученый педагог: к 70-летию со дня рождения / E. В. Васильев. – Чебоксары: Б.и., . – 8 с.
6. Васильев, E. В. С любовью к тебе, настоящий человек... : (о чуваш. ученом-педагоге Г. Н. Волкове) / E. В. Васильев. – Чебоксары: [б. и.], 1997. – 91 с.
7. Викторов, Г. А. Я вернусь... : откровения академика Геннадия Волкова / Геннадий Викторов; [сост. и ред. Л. И. Филиппова]. – Чебоксары: Новое Время, 2006. – 203 с. : ил., портр. – На рус., чуваш. яз.
8. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию Г. Н. Волкова (6-7 дек. 2001 г., [Элиста]) / [коллектив авт.] ; Калм. гос. ун-т; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и восп. РАО и Минтруда РФ. – Элиста: [АПП «Джангар»] ; М., 2003. – 415 с.
9. Учитель. Педагог. Мыслитель: [об акад. Г. Н. Волкове: монография] / Е. В. Васильев, Н. Т. Савруков. – Чебоксары: [ЧИЭМ СПбГПУ], 2007. – 136 с., л. фот., цв. фот. : портр., вкл. л. – Библиогр.: с. 103-106. – Библиогр. трудов Г. Н. Волкова: с. 107-128.
10. Абрамов, А. Педагогика улăпĕ / А. Абрамов // Çамрăксен хаçачĕ. – 2007. – 2 чӳк (№ 44). – С. 1-3.
11. Атлай, Л. [Г. Н. Волков академика 80-çулхи юбилейпе саламлани] / Л. Атлай // Вестн. Чебоксар. фил. Моск. гос. гуманит. ун-та им. М. А. Шолохова. – 2008. – № 5. – С. 427-429.
12. Васильев-Бурзуй, Е. «Чăвашсен космонавт çеç мар, педагог та пур» / Е. Васильев-Бурзуй // Хыпар. – 2011. – 9 чӳк. – С. 3.
13. Васильева, О. Тӳрĕ те ырă чунлă пулма вĕрентеççĕ / О. Васильева // Хыпар. – 2006. – 18 кăрлач. – С. 3.
14. Волков, А. Вĕрентекен пулма турă пӳрнĕ : [Геннадий Никандрович Волковăн ачалăхĕ çинчен шăллĕ аса илни] / А. Волков // Чăваш тĕнчи. – 2007. – Чӳк (№ 9). – С. 9.
15. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Пурне те ашшĕ-амăшĕн чĕлхине упрама пиллетĕп» / Г. Н. Волков // Самант. – 2010. – № 1. – С. 10-11.
16. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Таврăнатăп»: [Геннадий Никандрович Волков этнопедагогпа калаçни] / Г. Н. Волков // Хыпар. – 2007. – 1 чӳк. – С. 1.
17. Волков, Г. Н. Халăхра ĕмĕрхи ăс упранать: [Г. Н. Волков ăсчахран илнĕ интервью] / Г. Н. Волков // Тăван Атăл. – 2007. – № 10. – С. 128-130.
18. Иванов, В. Академик çулĕсем: [Г. Н. Волков академик çинчен] / В. Иванов // Хыпар. – 2007. – 31 юпа.
19. Иванов, В. Чăваш, Раççей, СССР, Германи халăхĕсен вĕрентӳçине тавах / В. Иванов; Г. Верблюдов сăн ӳкерчĕкĕ // Чăваш тĕнчи. – 2005. – Раштав (№ 3). – С. 8 ; Ҫавах // Хыпар. – 2002. – 2 чӳк. – С. 2.
20. Игнатьева, А. Халӑх вӗрентӗвӗн асамлӑ мелӗсем / А. Игнатьева // Чӑваш хӗрарӑмӗ. – 2015. – 8 ҫурла/август. – С. 1.
21. Малышкин, Н. Волков Геннадий Никандрович // Малышкин, Н. Ф. Eлчĕк енĕн пултарулăх çыннисем / Н. Ф. Малышкин. – Çĕрпӳ, 2000. – С. 14-16.
22. Матвеева, Г. Профессор парни: [Г. Волков çырнă «Кил илемĕ» кĕнеке çинчен] / Г. Матвеева // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 90. - См. см. текст
23. Никифорова, Л. В. Икĕ аслă вĕрентекенĕн - пĕр тĕллев: [чăвашсен паллă педагогĕ Геннадий Никандрович Волков академик çинчен] / Л. В. Никифорова // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2009. – № 1. – С. 15-16.
24. Очинникова, К. Ăш пиллĕх тĕнчи / К. Очинникова // Çамрăксен хаçачĕ. – 2003. – 10 кăрлач (№ 2). – С. 4.
25. Паллă ăсчахсем - Геннадий Волков пирки / В. А. Сухомлинский [т. ыт. те] // Хыпар. – 2007. – 31 юпа. – С. 2.
26. Сăнарĕ халăх чĕринче упранĕ : [чăваш халăхĕн паллă ăсчахне, Чăваш Республикин Хисеплĕ гражданинне, педагогика ăслăлăхĕсен тухтăрне Геннадий Никандрович Волкова аса илни] / С. Петрова [и др.] ; Т. Наумова, Н. Кудряшова ыйтса пĕлнĕ // Чăваш хĕрарăмĕ. – 2010. – 31 раштав. – С. 2. - См. см. текст
27. Смирнова, Н. Хăй кайрĕ пулсан та... / Н. Смирнова // Чăваш хĕрарăмĕ. – 2010. – 31 раштав. – С. 2. - См. см. текст
28. Тÿрĕ те ырă чунлă пулма вĕрентет // Тăван Атăл. – 2006. – № 1. – С. 72.
29. Бембеев, В. Об Адептах - Посвященных и о Геннадие Никандровиче Волкове / В. Бембеев // ЛИК. – 2007. – № 2 (10). – С. 142-147.
30. Васильев, E. В. Г. Н. Волков: жизнь и педагогическая деятельность / E. В. Васильев // Известия НАНИ ЧР. – 1997. – № 3. – С. 110-113.
31. Васильев, Е. В. Педагогика любви: [о педагогике Г. Волкова] / Е. В. Васильев, К. А. Петров // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 94-95. - См. см. текст
32. Волков Геннадий Никандрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – С. 66-67.
33. Волков Геннадий Никандрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – С. 80.
34. Волков Геннадий Никандрович // Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева: история, структура, ученые. – Чебоксары, 2000. – С. 116-117.
35. Волков Геннадий Никандрович // Чувашская Республика. Яльчикский район: краткая энцикл. – Чебоксары, 2005. – С. 43-44.
36. Волков Геннадий Никандрович // Who is Who в России: [биогр. энцикл. успеш. людей России]. – 5-е изд. – Zug, 2011. – С. 443.
37. Волков Геннадий Никандрович: (к 80-летию со дня рождения) // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2007. – № 4. – С. 164-165. - См. см. текст
38. 85 лет со дня рождения известного ученого-педагога, основателя этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова // Научный потенциал. - 2012. - № 3 (8). - С. 94-96: фот. - (К юбилею ученого). - См. текст
текст
39. «Всемирно известный якутский педагог...»: [о Геннадие Никандровиче Волкове] // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 2. – С. 427-457.
40. Eгоров, Д. E. Академик Г. Н. Волков – ученый, педагог и писатель / Д. E. Eгоров // Исследователи чувашской культуры и истории. – Уфа, 1998. – С. 21-26.
41. И это все о нем... : [высказывания об академике, этнопедагоге Геннадие Никандровиче Волкове] // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С.59-63.
42. Игнатьева, А. П. Эссе как факт компетентности: [о жанре эссе, о педагогических эссе академика Г. Н. Волкова] / А. П. Игнатьева // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2009. – № 4. – С. 71-73.
43. Михайлова, Е. И. Представление: [Геннадий Никандрович Волков и Республика Саха (Якутия)] / Е. И. Михайлова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 8-13.
44. Научная школа по истории образования и педагогической мысли // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 2 (45). – С. 4-13.
45. Овчинникова, К. П. Миром правит любовь / К. П. Овчинникова // Слово. – 2005. – № 1. – С. 45-49.
46. Павлов, И. В. Этнопедагогический и гражданский подвиг академика Геннадия Волкова / И. В. Павлов // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения: V международные волковские чтения: сборник научных трудов: [в 2 ч.] / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева; [под ред. Л. В. Кузнецовой]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2012. – [Ч. 2]. – С. 29-34.
47. Петрова, Т. Н. Волков Генадий Никандрович / Т. Н. Петрова // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1: А-Е. – С. 345.
48. Петрова, Т. Н. В делах своих учеников учитель вечен / Т. Н. Петрова // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. – № 5. – С. 88-90. - См. см. текст
49. Петрова, Т. Н. «Учитель, пред именем твоим...»: [о Геннадие Никандровиче Волкове] / Т. Н. Петрова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 448-450.
50. Петрова, Т. Н. Этнопедагогика Г. Н. Волкова как сокровищница народной жизни / Т. Н. Петрова // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 2 (45). – С. 14-16. - См. см. текст
51. Пушкин, В. Моя первая встреча с учителем: [об академике, этнопедагоге Геннадие Никандровиче Волкове] / В. Пушкин // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С. 103-107.
52. Сергеев, Т. С. Волков Геннадий Никандрович / Т. С. Сергеев // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 110.
53. Сидоров, Г. С. Продолжатель дела И. Я. Яковлева / Г. С. Сидоров // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 1998. – № 1 (2). – С. 3-9.
54. Харитонов, М. Г. Г. Н. Волков и его научная школа / М. Г. Харитонов // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения: V международные волковские чтения: сборник научных трудов: [в 2 ч.] / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева; [под ред. Л. В. Кузнецовой]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2012. – [Ч. 2]. – С. 179-182.
55. Харитонов, М. Г. Педагог – ученый Г. Н. Волков / М. Г. Харитонов // Вестн. Чебоксар. филиала Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М. А. Шолохова. – 2007. – № 4. – С. 261-263. - См. см. текст
56. Хузангай, А. «Воспитанный семьей, народом, историей...» / А. Хузангай // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С. 94-98.
57. Цаллагова, З. Б. Этнопедагогический диалог культур: [о педагог. деятельности Геннадия Никандровича Волкова] / З. Б. Цаллагова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 451-455.
58. Чапуркина-Игнатьева, А. Творю с благословенья Волкова / А. Чапуркина-Игнатьева // КИЛ. – 2013. – № 1/2 (13-14). – С. 151-155.
59. Чехонадский, Ю. «Просвещение» - от слова «свет!»: [воспоминание о Геннадие Никандровиче Волкове] / Ю. Чехонадский // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 450-451.
60. Чувашская АССР. Президиум Верховного Совета. О награждении Волкова Г.Н. Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР: Указ Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 27 октября 1977 г. // ГИА ЧР. Ф.Р-1041. Оп.6. Д.1269. Л.111. - См.

Геннадий Никандрович Волков- педагог, профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

Замечание 1

«Его школа – всемирно признанная этнопедагогическая школа – это многонациональная полиэтническая семья, каждый является исследователем и носителем культуры своего народа, личностью, способной подняться на уровень самых высоких общечеловеческих духовных ценностей» (Т. Н. Петрова).

Биография

Родился Геннадий Никкандрович в небольшомпоселении Большие ЯльчикиЧувашской АССР 31 октября 1927 года. Отец его был учителем математики и физики.

Свой путь педагога Волков начал с мужской средней школы в городе Чебоксары в 1948 году. Следующий этап – это учительство в средней школе в Казани, куда он поступил на работу в качестве преподавателя физики. На протяжении нескольких лет он успел побывать воспитателем детского дома, учителем в разных школах, начальником лагеря труда и отдыха. На протяжении всей жизни поддерживал теплые отношения с Василем Сухомлинским.

Образование Волков получил в Чувашском государственном университете на физико-математическом факультете. Также закончил аспирантуру Казанского государственного педагогического института.

Период с 1952 по 1972 годы характеризуется работой старшим преподавателем, старшим научным сотрудником и проректором по научной работе в родном университете. С 1971 года началась трудовая деятельность в Москве как в школах так и руководителем сектора педагогики. Ему принадлежит идея создания лаборатории этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования. Создав ее, он проработал в этой лаборатории большую часть своего времени.

В 1991 году назначается заведующим лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. Геннадий Никандрович выступал в качестве консультанта поэтнопедагогики. Был членом редколлегии знаменитых педагогических изданий России.

Педагогические взгляды

Геннадий Никандрович Волков является основателем этнопедагогичекой школы. Ему принадлежит авторство единственной в мире книги «Этнопедагогика», которая утверждена в качестве учебника дляучебных заведений различных ступеней. Концепция Волкова признана на уровне государственной. Под его научным руководством выпущено около ста кандидатов и докторов педагогических наук, которые привносят энопедагогические идеи в своих республиках. Волковым были сформулированы и освещены основные цели изадачи этнопедагогической школы, а также прописаны основные концептуальные положения. Его утверждение, что в народной педагогике сконцентрирована сила гармонизации межнациональных отношений неоднократно нашло свое подтверждение.

Волков занимался не только вопросами этнопедагогики. Геннадий Никандрович прославился и на писательском поприще. Его знаменитые детские произведения переведены на многие языки и вошли в школьные учебники многочисленных республик. Творчество Волкова – педагогическое и литературное пронизано любовью к детям, любовью к человечеству и отечеству. Произведения Волкова насыщенны особой интонацией радости, переживаний, раздумий и бесконечной любовью к людям. Книги Геннадия Никандровича отражают его воспоминания о родных и близких людях, судьбы которых он пропустил через собственное сердце.

Геннадий Никандрович Волков , рассказывая о своей биографии, располагал свою жизнь, по его выражению, «на конкретных территориях» не только во времени, но и в пространстве. «Тогда территории и определят, – пишет Г.Н. Волков, – этапы моей педагогической биографии. Это – чувашский период, казанский, московский, эрфуртский…» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 6).

Чувашский период


Г. Н. Волков родился 31 октября 1927 года в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье
1935-1942 гг. – ученик Б.Яльчикской семилетней школы.
1942-1945 гг. – ученик Яльчикской средней школы.
1943-1945 гг. – помощник бригадира второй полеводческой бригады колхоза имени В. И. Ленина, позднее – бригадир транспортной бригады.
1945-1949 гг. – студент физико-математического факультета – Чувашского государственного педагогического института.

Казанский период


1949-1952 гг. – годы учебы в аспирантуре по педагогике при Казанском педагогическом институте.
1950-1951 гг. – учитель физики 6-7-х классов мужской семилетней школы № 78 г. Казани.
«Казанский период, – пишет Г. Н. Волков, – имел для меня очень благоприятные последствия. Он имел свое продолжение и в Чувашии, и в Москве, и в Эрфурте» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 18)

Московский период


«Москва свела все прошлое и настоящее – опыт, идеи, находки, потери – в одно единое целое. Она определила каждому периоду свое место, каждому городу – свою роль, каждому народу – свою миссию, судьбу. И мою заодно» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 18)
1962 год – предложил термин «этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
1967 год – защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
С 1971 года работал в Москве как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.

Эрфуртский период


С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы.
Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.
Г.Н. Волков состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Признание и награды

  • Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью И. Г. Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».
  • Академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси: «Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика – весьма серьёзный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества»
  • Почётный гражданин Республики Калмыкия: Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002: «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков – за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности»
  • заслуженный деятель науки Российской Федерации
  • почётный гражданин и заслуженный учитель Чувашской Республики
  • заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва
  • заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)
  • почётное звание «Учитель учителей» Якутии
  • Отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987)
    МЕДАЛИ:
  • К. Д. Ушинского
  • Я. А. Коменского (ЧССР)
  • Н. К. Крупской
  • За заслуги в образовании в Республике Татарстан


В продолжение темы:
Потолок

Самая близкая к нам планета имеет очень красивое название, однако поверхность Венеры дает понять, что на самом деле в ее характере нет ничего, что напоминало бы о богине...

Новые статьи
/
Популярные