Выставки и музеи в кремле. В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель Выставка в кремле людовик святой билеты

В Кремле открылась выставка готических артефактов, связанных со знаменитым французским королем

Москва. 3 марта. сайт - В Патриаршем дворце Музеев Московского Кремля в пятницу открылась выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель", на которой представлены уникальные шедевры французского готического искусства, большинство из которых впервые покинули территорию Франции.

В экспозиции показаны артефакты, рассказывающие о жизни, деяниях и наследии французского короля Людовика IX или Людовика Святого (1214-1270), которого знают как участника крестовых походов, защитника Святой земли, строителя храмов и покровителя наук и искусств. В историю он вошел как мудрый государь и справедливый правитель. Именно его правление стало временем расцвета готического искусства, недаром его называли Периклом средневекового зодчества.

"Во время своего правления Людовик Святой собрал лучших мастеров Франции во всех сферах - в витражном и ювелирном деле, в книжной миниатюре, строительстве. Я рада, что с помощью французских коллег нам удалось показать на этой выставке замечательные образцы средневекового готического искусства из разных регионов Франции. Такого рода проектов в России никогда не проводилось, фигура Людовика Святого не слишком хорошо известна нашей публике, и очень символично, что эти непревзойденные шедевры на три месяца переместились из Франции именно в Кремль", - рассказала директор музеев Елена Гагарина.

Одной из архитектурных жемчужин, к которым приложил руку Людовик, стала Святая Капелла или Сент-Шапель, возведенная как часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (Консьержери) на острове Сите в Париже. Сент-Шапель задумывалась как место хранения более чем 20 реликвий Страстей Господних, вывезенных крестоносцами из Константинополя в ходе крестового похода. Среди них – частицы Креста Господня, камень Гроба Господня, копье Лонгина и, конечно, терновый венец Спасителя.

Когда венец прибыл в Париж, для него был создан специальный реликварий в виде большой короны – на высокой ножке, украшенный драгоценными камнями. Так венец и простоял в Сент-Шапель до Великой Французской революции. Тогда по велению судьбы ларец был переплавлен, а венец отправили в Национальную Библиотеку, где, как предполагают специалисты, он хранился вовсе безо всякого футляра. После реставрации монархии Венец в 1804 году передали архиепископу парижскому в Нотр Дам и был заказан новый реликварий – ювелир Жан-Шарль Кайе создал скромный, в духе классицизма, изящный и элегантный реликварий из позолоченного серебра и горного хрусталя.

В Москве публика может увидеть реликварий тернового венца XIX века, в котором артефакт хранился более 50 лет и который впервые покинул территорию Франции. Сам венец, находящийся в Соборе Парижской Богоматери и выставляющийся для поклонения раз в два-три месяца, не приехал в столицу, однако организаторы смотра утверждают, что с теологической точки зрения любая вещь, которая соприкасалась с реликвией, также становится реликвией.

Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Отдельное место в экспозиции занимает корона-реликварий, датирующаяся концом XIII века. Она хранилась в доминиканском монастыре в Льеже. Монахи утверждали, что это личная корона Людовика, которую он преподнес в дар монастырю. Однако, когда Лувр в XIX веке приобрел артефакт и исследовал его, выяснилось его истинное предназначение. За прозрачными вставками по ободу короны скрываются реликвии - частицы мощей Иоанна Крестителя, Марии Магдалины, а также апостолов, исповедников и три реликвии Страстного цикла - часть копья Лонгина, Тернового венца и утерянный фрагмент креста.

Но, пожалуй, самым ярким - как в прямом, так и переносном смысле, - экспонатом выставки являются витражи из Сент-Шапель XIII века, в первый раз выехавшие из Франции. Они расположились в витрине, занимающей отдельную стену Патриаршего дворца, и подсвечены светом, направленным в сторону зрителя – так, что посетитель может рассмотреть мельчайшие детали библейской истории человечества от сотворения мира до воскресения Христа. Здесь представлены фрагменты таких сюжетов как "Книга Царств", "Исход", "Бытие" и другие.

Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Всего же в экспозиции выставлены 78 экспонатов из крупнейших собраний Франции – Лувра, Национального музея средневековья Клюни, Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.

На выставке вниманию посетителей представлены ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых (первое десятилетие XIII века), навершие посоха с изображением сцены Благовещения, украшенное эмалью (вторая четверть XIII века), миниатюры из рукописной книги Гийома де Сен Патю "Житие и чудеса Святого Людовика" (1330-1340 годы).

Кроме того, в экспозиции демонстрируются статуя дочери Людовика Изабеллы (хранится в церкви в Пуасси, где был крещен Людовик), а также образ Богоматери с Младенцем из Лувра.

Отдельно выставлены образцы ювелирного искусства времен высокой готики: знаменитые лиможские эмали, ковчег с образом святого Франциска Ассизского, Евангелие с драгоценным окладом для богослужений в Святой Капелле.

Большинство произведений представлены в России впервые. Совместный российско-французский проект стал центральным событием перекрестного года культурного туризма России и Франции.

Анна Нехаева

Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?). 1260-1280. Париж, Лувр RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Martine Beck-Coppola

Десять с лишним лет главным двигателем выставочных успехов Музеев Кремля был цикл «Императорские и королевские сокровищницы мира в Кремле». Кажется, что за это время цикл честно исчерпали. Или почти исчерпали. В кремлевских планах на предстоящие 12 месяцев есть, например, уже повторное обращение к японским сюжетам. А есть довольно экзотический поворот темы — сокровища португальской короны, что с исторической точки зрения резонно, раз португальская колониальная империя когда-то была богатейшим территориальным конгломератом мира. Но все же это несколько локальный предмет рядом с сокровищами Тюдоров, Габсбургов или скопидомных саксонских Веттинов — а они в цикле уже отыграли свои славные роли.

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. 1230-1248. Франция, Центр национальных памятников Patrick Cadet/Centre des monuments nationaux

Более того, и сокровища французских королей в рамках выставочной серии уже в Кремле гастролировали: драгоценные средневековые, ренессансные и барочные сосуды из личной коллекции Людовика XIV привозили из Лувра в 2004 году. И все же именно теперешняя выставка о Людовике Святом на излете «сокровищного сериала» (даром что формально она к нему вроде как и не относится) безупречно вписывается в его контекст. Нужно только вспомнить, что дело происходит в Кремле, который со всеми его алмазными, золотыми, иконными, фресковыми и белокаменными фондами — это еще и хранилище символических образов власти. А про власть, особенно власть средневековую с ее сакральными и мистическими обертонами, гуманитарная наука последних 50 лет недаром любит рассуждать с методологической опорой на знаменитые труды о ритуальной ауре вокруг французской короны: «Короли-чудотворцы» Марка Блока, «Два тела короля» Эрнста Канторовича и так далее.

Реликварий Тернового венца. 1806. Позолоченное серебро, хрусталь. Собор Парижской Богоматери Сathédrale Notre-Dame de Paris/Pascal Lemaître

Людовик IX, правивший Францией в 1226-1270 годах (то есть во времена наших Александра Невского и его сына Даниила Александровича, первого удельного князя Московского), был образцовым воплощением этой чрезвычайно возвышенной идеи королевского сана. Набожный христианин, носивший под порфирой власяницу. Мудрый и могущественный правитель, который сделал Францию общеевропейским средоточием и политического авторитета, и культурного превосходства. Строгий блюститель правосудия, самолично рассуждавший тяжбы своих подданных всех чинов; что-то из его деяний в этом качестве (истребление богохульников, ростовщиков, игроков, проституток) вне контекста времени верхом правосудия может и не выглядеть, но сами принципы верховенства общегосударственной судебной власти, презумпции невиновности, опоры на систему римского права и запрета на варварские пережитки вроде ордалий и судебных поединков вообще-то в любом контексте неплохи. Рыцарь без страха и упрека, а значит, и крестоносец: Людовик лично участвовал в Седьмом и Восьмом крестовых походах. Которые для него, при всем его рвении и героизме, оборачивались сплошными бедствиями: поражения, плен, вынужденные уступки сарацинам, лагерные болезни (в особенности дизентерия, которая и сгубила короля, — конечно, не романтично, но что делать!). Но дополнительный блеск его короне придавали и они.

«Мадонна с Младенцем». Франция, конец XIII — начало XIV в. Слоновая кость, дерево, следы зеленой и красной краски и позолоты. Высота 34 см. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Не всем великим правителям удается создать идеальный и красноречивый архитектурный манифест, но Людовику Святому это удалось. Его Сент-Шапель, Святая капелла, не просто хрестоматийный образец высокой готики. Во-первых, это знак королевского величия. В Сент-Шапель, собственно, два храма, расположенных один над другим. Приземистый нижний — для королевских слуг, верхний, ослепительно прекрасный, залитый разноцветным светом, преломляющимся в витражах, которых так много, что вещественная тектоника стен исчезает, был предназначен для монарха.

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых. Северная Франция, середина XIII в. Слоновая кость, следы раскраски. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Казанова, помнится, с гордостью писал о венецианской базилике Святого Марка, что ни один государь в мире не может похвастать такой дворцовой часовней. Такой именно, как Сан-Марко, действительно некому было хвастать, кроме дожей, но Сент-Шапель Людовика IX все ж таки была вне конкуренции, и не только благодаря немыслимому архитектурному совершенству. Это было сакральное пространство особого статуса, единственный в своем роде грандиозный реликварий для хранения важнейших святынь христианского мира.

В этой коллекции, освящавшей и возвышавшей власть Людовика, были не только очередные частицы Креста Господня и Вифлеемских яслей. Если верить средневековым источникам, там был, например, Нерукотворный образ (тот самый, «мандилион», Святой убрус — полотенце с чудесно отпечатавшимся ликом Христа). Было Копье Лонгина — реликвия голгофской драмы, вызывавшая в средневековом сознании особый трепет. И был предполагаемый Терновый венец Спасителя, это уже известно совершенно точно.

«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен-Патю «Житие и чудеса Святого Людовика». 1330-1340, Франция. Национальная библиотека Франции (BNF)

Эти сокровища Людовик не обрел чудесным образом в брошенном храме, не получил в дар от великодушного чужестранного правителя, не завоевал в бою. Все куда прагматичнее. Незадачливый латинский император Балдуин II Фландрский, правивший в захваченном крестоносцами Константинополе, был вынужден, чтобы как-то сводить концы с концами, заложить венецианцам принадлежавшие его державным византийским предшественникам святыни, включая Терновый венец. Людовик Святой их выкупил за 135 тыс. ливров. Для сравнения: на то, чтобы за рекордно короткий по тем временам срок в семь лет построить Сент-Шапель, ушло 40 тыс. А в еще 100 тыс. королю обошлось создание огромного, трехметровой высоты, драгоценного ковчега, куда реликвии были помещены. Ковчег этот не сохранился, его переплавили во время Великой Французской революции. Но сохранилось множество предметов, связанных с биографией самого Людовика IX и его посмертным почитанием (включая документы канонизационного процесса), с литургической практикой Сент-Шапель, его любимого храмового детища, и вообще вещей, отразивших ту эпоху во всем ее готическом великолепии и со всеми странными переплетениями: ослепительный идеал власти и будничные феодальные зверства, схоластическая ученость и неоплатоническая мистика, аскеза и куртуазная придворная культура.

«Людовик Святой». Деревянная скульптура. Париж, Национальный музей Средневековья (Музей Клюни) RMN-Grand Palais (musée de Cluny - musée national du Moyen-Âge)/Franck Raux

Эти вещи и показывают Музеи Кремля на своей выставке. Большая часть из 75 экспонатов привезена из Франции: из Лувра, Национального музея Средневековья (Клюни), Национальной библиотеки. Ряд особо хрупких, плохо переносящих дальние вояжи произведений XIII века (резная кость, лиможские эмали) отпустил в Москву Государственный Эрмитаж. Но самые сенсационные экспонаты предоставлены французской стороной. В художественном смысле главное украшение выставки — фрагменты оригинальных витражей Сент-Шапель. В смысле сакральном — реликварий для хранения Тернового венца, правда не средневековый, а постреволюционный, наполеоновских времен, скромное, но напоминание о благочестивых амбициях Людовика Святого, в своем собирании святынь считавшего себя преемником императоров Византии. Равно как и обитавшие в Кремле государи московские.

Специально для The Art Newspaper Russia завотделом культуры «Коммерсанта»

Музеи Московского Кремля
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель
3 марта - 4 июня

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Где и когда люди не мечтали о том, чтобы на троне был праведник? Французы уверены, что в их истории был такой правитель - Людовик IX, благочестивый и набожный, автор беспрецедентной серии законов, которые в XIII веке предписывали должностным лицам не богохульствовать, не красть, не пить и не развратничать. Его и при жизни стали величать святым, а после смерти и вовсе канонизировали. Для популяризации жизни и деятельности такого монарха не должно быть жаль ни сил, ни средств, ни времени. И Центр национальных памятников Франции их не пожалел.

А Музеям Московского Кремля в принципе очень к лицу демонстрация ценностей, связанных с жизнью и деяниями верховных правителей. И вот совместными усилиями Центра национальных памятников и Музеев Московского Кремля организована и устроена в Патриаршем дворце Кремля выставка под названием "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель". Все подробности - у Юлии Казюковой.

Личность Людовика Святого, судьба собираемых им реликвий и церкви Сент-Шапель - тесно связаны. Мудрый и справедливый правитель девятый король Франции покровительствовал искусству, способствовал формированию национального самосознания.

"О Людовике Святом известно много благодаря тому, что он был канонизирован. И целый ряд свидетельств о чудесах, которые происходили после его смерти, был собран и описан", - комментирует директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

В результате IV крестового похода крестоносцы-латиняне захватили Константинополь, где обнаружили огромное количество ценнейших христианских реликвий.

"Среди них были Терновый венец Спасителя, большой фрагмент Животворящего Креста, там были копье сотника Лонгина, которым был прободен распятый Бог", - рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.

Людовик Святой приобрел многие святыни, тем самым упрочил авторитет Франции и трона. И повелел возвести воздушную, невесомую, готическую с небывалой красоты витражами капеллу Сент-Шапель для хранения святынь, где они находились вплоть до Французской революции.

"В XVII - XVIII веках считалось, что готическое искусство - это что-то ужасное. Но в XIX вновь появился интерес к произведениям, созданным в Cредние века. Это произошло в том числе и благодаря выходу в свет в 1830-е годы романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Тогда решили начать реставрацию собора. К сожалению, некоторые фрагменты витражей были утрачены. Но тем, что вы видите, 800 лет. И они впервые вывезены из Франции", - говорит президент Центра национальных памятников Франции Филипп Белаваль.

В экспозиции представлены предметы разного времени, но у каждого уникальная история. Так, корона долго хранилась в доминиканском монастыре в Льеже, ее считали регалией Людовика. Позже выяснилось, что это реликварий. За хрустальными пластинами - частица Венца, фрагменты истинного Креста и Копья. В центре выставки - хрустальный реликварий, сделанный в 1806 году. Впервые Терновый венец был вынесен на поклонение в соборе Парижской Богоматери именно в нем.

Рядом с реликварием наполеоновского времени - документ XIII века. С ним столкнулся Людовик Святой, когда решил приобрести Терновый венец. Ему предъявили этот акт, из которого следовало, что святыня уже заложена венецианцам. Тем не менее, Людовик IX долго вел переговоры и за немыслимые деньги Терновый венец все же купил. В Москву реликвию везти не решились. Но представленные экспонаты сполна раскрывают личность Людовика Святого, не слишком хорошо известную российской публике, и помогают лучше узнать французскую средневековую культуру.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дорога к Соборной площади со стороны Александровского сада ведет через высокие арки в подклете церкви Двенадцати апостолов, примыкающей к Патриаршим палатам. Здесь несколько веков помещались личные покои главы русского православия, его канцелярия и сокровищница. Ни одно здание Московского кремля не перестраивали так часто и кардинально, в этих белокаменных стенах бушевали пожары и нешуточные страсти, роскошь отделки соперничала с царским дворцом.

Еще при Иване Калите в кремле поставили избу для митрополита Петра. Только в 1450 г. началось строительство каменных палат возле церкви Ризоположения , ставшей домовым храмом святого Ионы, первого русского митрополита, не назначенного в Константинополе. На исходе 15 века их уничтожил страшный пожар. Восстановление подворья длилось больше века и было завершено только патриархом Никоном. Уже после его низложения возвели церковь Двенадцати апостолов, придавшую законченность комплексу Соборной площади.

Архитектура Патриаршего дворца

Здание представляет собой конгломерат из объединенных в одно целое построек разного времени, потому их общий стиль определить весьма сложно. Барабаны церкви Двенадцати апостолов такие же, как на Архангельском соборе, обращенный к площади фасад отделан подобно Успенскому храму, который старше на несколько веков. Глаз сразу замечает несовпадения пропорций и асимметричность расположения окон, вызванные многократными перестройками. Современники поражались смелому решению зодчих Крестовой палаты, чей огромный свод не имеет центральной опоры. Роскошная отделка парадного зала стала причиной обвинения патриарха Никона в грехе гордыни.

Музей в Патриарших палатах

Второй этаж огромного здания занимает экспозиция, где демонстрируются предметы искусства и быта 17 века. В Парадных сенях выставлены одежда, ризы и вещи патриарха Никона. На стендах Крестовой палаты, предназначенной для торжественных приемов и церковных соборов, красуются коллекции дворцовой посуды, охотничье оружие Ивана Грозного, богатейшее собрание старинных часов. Другое название зала - Мироваренный: до 1917 г. в огромном серебряном чане, подаренном Екатериной II, на специальной печи под особые молитвы происходило таинство сотворения ароматического масла - мира, которым совершалось помазание на царство, освящение новых зданий и кораблей.

В Приказной палате можно увидеть письменный прибор и шахматы царя Алексея Михайловича, подлинный букварь его внука Алексея Петровича, нарисованный знаменитым художником того времени Карионом Истоминым. Реконструирован интерьер жилых комнат - деревянные столы, стулья, резное кресло, окованные сундуки и облицованная изразцами огромная печь погружают экскурсантов в быт высшего духовного и светского сословия 17 века.

Редчайшее собрание расшитых предметов церковного обихода - престольных покровов, завес для царских врат, настенных пелен - находится в Трапезной палате. Золотошвейное искусство переживало свой расцвет как раз в 17-18 веках, художники и мастерицы оставили нам великолепные образцы своего ремесла. В церкви Двенадцати апостолов выставлены редкие иконы старинного дониконианского и нового письма.



В продолжение темы:
Потолок

Самая близкая к нам планета имеет очень красивое название, однако поверхность Венеры дает понять, что на самом деле в ее характере нет ничего, что напоминало бы о богине...

Новые статьи
/
Популярные