Эмоциональные чувства. Психические состояния

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор - Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

5. Эмоции и чувства

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств.

3. Эмоциональные реакции и состояния.

4. Высшие чувства.

5. Развитие эмоций и чувств у детей.

1. «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.

Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радости за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интересны взгляды психофизиолога П. В. Симонова , который полагал, что эмоции возникают тогда, когда появляется рассогласование между тем, что надо знать, и тем, что известно. П. В. Симонову принадлежит создание формулы эмоций:

Э = (-П)/(H-C)

где Э – эмоции,

П – потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»),

Н – информация, необходимая для удовлетворения потребности,

С – информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из формулы можно сделать следующие выводы:

1) если П = 0, то и Э = 0, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

2) если Н = С, то Э = 0, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;

3) если С = 0, то Э – максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить. Это тот случай, о котором говорят: «Страшно не событие, а его ожидание»;

4) если С больше Н, то возникают положительные эмоции.

П. В. Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую ситуацию: «Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам.

Он знает, что только через три дня может быть источник. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на карте.

Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду, и это в ситуации, когда прогноз предсказывал три дня тяжелейших испытаний».

Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой формулы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.

Значение эмоций и чувств в жизни человека очень велико, они позволяют глубже понять все, что окружает человека и что с ним происходит.

2. В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.

Назовем наиболее часто используемые:

1) положительные (вызывают приятные переживания) и отрицательные (вызывают неприятные переживания).

Следует отметить, что личные и общественные оценки знака эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно – это отрицательная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положительная;

2) птенические (вызывают активность человека) и астенические (сковывают активность, провоцируя пассивное поведение);

3) В. Вундт предложил классификацию по трем направлениям:

а) удовольствие – неудовольствие;

б) напряжение – разрядка;

в) возбуждение – торможение.

4) Современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундаментальные и производные.

К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Еще раз подчеркнем, что из-за многообразия эмоциональных проявлений трудно дать единую классификацию эмоций.

3. Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи.

Понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека.

Исследования показали, что наиболее информативными в эмоциональных реакциях являются глаза и рот человека.

Так, подсчитано, что в произведениях Л. Н. Толстого встречаются описания 85 оттенков выражения глаз и 97 – улыбки.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица – глаза или рот – определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фотографии лица одного и того же человека, где изображались различные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д.

Затем склеивались в одну фотографии с выражением различных эмоций.

Задача испытуемых – определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Язык эмоций – это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Например, в некоторых африканских странах смех выражает изумление, а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Если эмоции проявляются в течение относительно длительного периода, то можно говорить об эмоциональном состоянии.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.

Настроение захватывает человека на протяжении некоторого времени, но это относительно слабо выраженное состояние и может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые далеко не всегда осознаются человеком, поэтому иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.

В развитии аффективного состояния можно выделить несколько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом расстраиваются мелкие движения, проявление выразительных реакций не контролируется.

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Стресс – это понятие ввел Г. Селье , который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на человека стресс может и мобилизовать ресурсы организма для достижения высоких результатов, например, в спортивных состязаниях.

Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматических заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.

В протекании стресса выделяется три фазы:

1) реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается;

2) стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;

3) истощение.

Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.

Таким образом, эмоции имеют целый ряд внешних и внутренних проявлений, которые изменяют жизнедеятельность человека.

4. Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психология не располагает общепринятой классификаций.

Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, обществу, в основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Психология располагает неопровержимыми доказательствами глубокой связи между мыслительными и эмоциональными процессами, где чувства регулируют ход интеллектуальной деятельности.

Примерами таких чувств являются любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. А. Энштейн писал:

«Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны.

В ней источник всякого подлинного знания». В. А. Сухомлинский подчеркивал значение чувства удивления в интеллектуальном развитии ребенка, отмечал, что отсутствие или утрата этого чувства не стимулирует познание тайн бытия, обедняет внутренний мир ребенка.

Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эти чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости.

Примерами является чувство прекрасного, эстетического наслаждение, чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью и обобщенностью, невозможностью сведения их к конкретным эмоциональным переживаниям.

5. Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция – крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2–2,5 месяца – «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчивы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удивление, отвращение, радость и т. п.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно формируются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания.

Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная литература – всем хорошо известные способы развития эмоциональной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позволит им в дальнейшем лучше понимать других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.

Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т. п.

Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль сказок. Чтение сказок – это никак не просто интересное времяпрепровождения, а один из способов развития внутреннего мира самого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно использовать самые разнообразные способы и приемы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Формула любви: теория и методика применения автора Сушко Евгений

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия, для тех, кто чувствует. /М. Ларин/ В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в

Из книги О чувстве юмора и остроумии автора Лук Александр Наумович

Эмоции и чувства Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… А. С. Пушкин Мышление и чувство В последние десятилетия конструкторы стали создавать кибернетические машины, которые выполняют работу, считавшуюся до недавнего времени чисто человеческой, умственной. Появление

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

5.1. Эмоции и чувства Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

5. Эмоции и чувства 1. Понятие об эмоциях и чувствах.2. Виды чувств.3. Эмоциональные реакции и состояния.4. Высшие чувства.5. Развитие эмоций и чувств у детей.1. «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Эмоции и чувства Эмоции (чувства) - определенные состояния психики. Грубо эмоции можно разделить на позитивные и негативные, и также шкалировать их по степени интенсивности.Спектр человеческих эмоций довольно широк, однако это всего-лишь следствие усложнения моделей

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Сильные чувства и эмоции Если большой палец достигает сгиба первой фаланги указательного пальца, то человек может обладать взрывным характером и легко выходить из себя. Такие люди испытывают более сильные чувства, чем окружающие. Чтобы выявить эту особенность,

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

14 ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ Чувства и эмоции являются акцентированными проявлениями того, что мы ранее описали как черты характера. Эмоции проявляются подобно внезапной вспышке под давлением некоей сознательной или неосознанной необходимости. Подобно чертам характера, они

автора Ритерман Татьяна Петровна

Эмоции и чувства Известно, что сложные психические состояния возникают, как правило, под влиянием эмоций. Если последние включены в сложные структуры, их называют настроением. Но эмоции могут протекать и как кратковременные психические процессы. Вариации более сложных и

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Эмоции и чувства В отличие от ощущения, восприятия и мышления эмоции и чувства отражают не сами предметы и явления в форме переживаний, а те отношения, которые связывают их с человеком. Эмоции – наиболее простая форма психического отражения, занимающая пограничное

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Эмоции и чувства Эмоции – наиболее простая форма психического отражения, занимающая пограничное состояние между физиологическим отражением и саморегуляцией организма в случаях воздействия на человека раздражителей, базирующихся на его потребностях. Эмоции

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Чувства и эмоции Наше сердце – это клад: растратьте его сразу, и вы нищий. Мы не щадим ни чувства, когда оно раскрылось до конца, ни человека, когда у него нет ни одного су. О. де Бальзак В младшем школьном возрасте происходят изменения в области чувств. Дети учатся

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Эмоции и чувства Недавно я имел возможность убедиться в том, что многие люди не могут ясно определить разницу между чувствами и эмоциями. Поэтому решил дополнительно разъяснить этот вопрос.Что представляет собой эмоция? Это энергия, возникающая как ответ на меняющиеся

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Эмоции и чувства А сейчас переходим к анализу психоэмоциональных состояний, возникающих в бою. Разберем наиболее типичные из них: испуг, страх, ярость, агрессия и жалость.Для того, чтобы управлять своими чувствами, надо хорошо знать структуру этих понятий. Без конкретного

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

Выделить более или менее важные чувства невозможно. Разные люди стремятся к разным чувствам и все они одинаково важны для нормальной эмоциональной жизни человека.

Зачастую именно эмоциональная сфера регулирует жизнь человека, а формируется наше состояние из эмоций и чувств. Но эмоции – это кратковременные ощущения, касающиеся определённых вещей или ситуаций, а чувства гораздо более длительны, но формируются они из эмоций. Разные их виды по-разному влияют на нашу жизнь и наши решения.

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Психическое состояние - это относительно статичный момент процесса, но с ярко выраженным динамичным характером, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Такие состояния возникают под влиянием как внешних факторов - обстановки, времени, словесных воздействий, характера работы (деятельности), так и внутренних - физиологического состояния организма. Психические состояния характеризуются целостностью, подвижностью, устойчивостью и непосредственной связью с другими психическими процессами и свойствами личности.

Целостность свойственна психической деятельности в целом, отражает конкретное взаимоотношение всех компонентов психики на определенный момент.

Подвижность проявляется в изменчивости психических состояний и наличии стадий протекания: начало, определенная динамика, завершение.

Устойчивость отличается относительностью, динамический компонент присутствует, но не столь выражен, как в психических процессах.

В психологии наиболее изучены два вида психических состояний:

  • 1) эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, возникающих в процессе непосредственного пристрастного отражения действительности;
  • 2) внимание - динамическая сторона сознания, процесс, в результате которого происходит осознание воспринимаемого и его интерпретация в целостную структуру.

Психические состояния служат фоном, на котором разворачивается человеческая жизнь. В то же время они выступают тем материалом, из которого «строятся» свойства личности. Состояния обладают полярностью, т.е. каждому соответствует его противоположность, например активность - пассивность, уверенность - неуверенность. В классификациях видов состояний используются различные критерии (табл. 9).

Таблица 9

Виды психических эмоциональных состояний

Критерий

Виды психических состояний

Роль личности

Ситуативные

Доминирующий

Интеллекту альные*

Эмоциональные

Степень глубины

Поверхностные

Глубокие (нарушаются физиологические функции)

Сдвиг физиологических функций

Время протекания

Кратковременные

Затяжные

Длительные

Влияние на личность

Положительные

Отрицательные

Стенические (от греч. sthenos - сила)

Астенические (от греч. astheneia - слабость, вялость)

Степень осознания

Неосознанные

Осознанные

Первая трудность, с которой сталкивается исследователь эмоциональных процессов , заключается в определении того, что отражается в эмоциях: внутренний или внешний мир. В современной психологии этот вопрос решается в пользу отношений между двумя мирами, иными словами, эмоциональные состояния отражают отношение между миром внутренним («хочу») и внешним («могу»). Если объекты и явления внешнего мира, условия существования человека способствуют удовлетворению его потребностей и достижению целей, то формируются положительные эмоции, если препятствуют - отрицательные.

В процессе эволюции эмоциональные состояния возникли как средство, позволяющее живым организмам определять свое физиоло- 112

гическое состояние в зависимости от внешних воздействий, как своеобразный способ поддержания жизни в ее оптимальных границах. Эмоциональные состояния предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов, служат сигналом полезного или вредного воздействия на организм, причем возникают они быстрее, чем рациональная оценка ситуации. Зафиксировав сигнал рассогласования между «хочу» и «могу», они в то же мгновение открывают или закрывают доступ к энергетическим ресурсам человека. «Победа впереди!» - и человек побеждает, «Мне это не под силу!» - и человек проигрывает. А шансы были равны.

Вторая трудность связана с одновременным, порой противоречивым проявлением эмоциональных процессов во внутренних переживаниях, в поведении и ярко выраженных физиологических реакциях. Чему следует отдать предпочтение в исследованиях - внутренним переживаниям, поведению, физиологическим реакциям?

Внутренние переживания, во-первых, субъективны, во-вторых, трудно передаются словами. В поведении человек может скрывать свои переживания, к тому же большинство культур различаются формами проявления эмоций. Физиологические реакции, казалось бы, более объективны, но, увы, исследователи не могут различить причину учащения ритма сердца, которую способны вызвать прямо противоположные эмоциональные состояния, например любовь и ненависть. Поэтому в психологических исследованиях учитываются все факторы. Однако степень представленности описаний переживания, фиксации поведения и измерений физиологических реакций зависит от изучаемого вида эмоционального процесса.

В жизни человека эмоциональные процессы выполняют функции:

«оценщика» деятельности, ее хода и результатов (радость, огорчение);

«организатора деятельности: направляют, способствуют или препятствуют ее осуществлению (гнев, страх);

Регулятора человеческого общения (любовь, ненависть).

Наиболее эффективно эмоциональные процессы выполняют эти

функции для тех, кто способен ими овладеть, может их сдерживать, иногда демонстрировать прямо противоположные.

Эмоции сопровождают все психические процессы человека, причем они качественно отличны, как отличны и сами процессы. Принято различать:

  • эмоциональный тон (приятно/неприятно), сопровождающий ощущения, например вкусовые, температурные, контактные. Эмоциональный тон побуждает к сохранению воздействий или их устранению;
  • эмоции, сопровождающие восприятия (слуховые, зрительные);
  • чувства как высший продукт развития эмоциональных процессов у человека.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые имеют качественные различия. В начале деятельности возникают чувства, предвосхищающие буду: щую активность человека, развитие событий; процесс протекания деятельности сопровождается эмоциями; в экстремальной же ситуации, когда деятельность завершена, событие свершилось, ситуация стала необратимой, возможно возникновение аффекта (табл. 10).

Таблица 10

Эмоциональные процессы и их разновидности

Аффект (отлат. affectus - душевное волнение, страсть) - сильная, относительно кратковременная реакция, связанная с резким изменением жизненных обстоятельств, когда человек не может найти адекватный способ выхода из экстремальной ситуации. Аффект - это генетически закрепившийся способ «аварийного» разрешения ситуации. В процессе эволюции у животных выработались три способа реакции на опасную ситуацию: бегство, оцепенение, агрессия. Человеческие аффекты аналогичны соответствующим процессам у животных. Они проявляются независимо от желания самого человека в виде навязанных ему стереотипных действий. Однако животное выражение аффекта у человека встречается исключительно редко. В процессе его эволюции внешние проявления аффективного состояния значительно изменились: сузился их диапазон, произошла замена одних движений на другие. Но само аффективное состояние не исчезло. Человек не перестал бояться, хотя внешние проявления страха меняются.

Возникновение аффектов подчиняется закону: чем сильнее исходный мотив и чем больше усилий было затрачено на его реализацию, 114

тем сильнее возникающий аффект в случае получения низкого результата или его отсутствия:

К экстремальным ситуациям, способным вызвать аффективные реакции, относятся:

  • высокая интенсивность работы, жестко ограниченной во времени (немецкий исследователь В. Дибшлаг в 1974 г. опубликовал данные, согласно которым нормальной считается загруженность человека на 40-60% от максимально возможной. Нагрузка, требующая использования 80% ресурсов, возможна лишь как кратковременная, так как 20% - это ресурс организма, который он может использовать лишь однажды при угрозе для жизни);
  • недостаток и однородность информации;
  • монотонность работы;
  • низкая двигательная активность;
  • недостаток в межличностном общении.

Среди аффективных эмоциональных реакций выделяют стрессы и фрустрации.

Стресс (от англ, stress - напряжение) - одна из разновидностей аффекта: состояние сильной и длительной психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими при решении важной для человека задачи. Это неспецифический, как писал Г. Селье, ответ организма на предъявленное ему требование, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку, причем приятна или неприятна ситуация - значения не имеет, главное, что она неожиданна и вызывает сильное душевное потрясение.

Стресс приводит к истощению организма, которое проходит постепенно, в три этапа:

этап I - реакция тревоги, для которой характерны физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией и приводящие в состояние настороженности и беспокойства;

этап II - фаза сопротивления, когда внешне все вроде бы остается в норме (устал ждать), но организм продолжает расходовать свои резервы;

этап III - истощение.

Состояние стресса имеет объективные показатели, проявляющиеся на всех уровнях: физиологическом, психологическом и социальнопсихологическом (табл. 11).

Уровни проявления стресса и его особенности

Уровень проявления стресса

Особенности проявления стресса

Физиологический

Двигательная скованность или беспокойство

Изменение порога чувствительности в различных пределах

Зевота, беспричинные слезы или смех, гиперемия или бледность лица, тремор пальцев, зуд тела и т.п.

Психологический

Расстройство всех видов памяти

Рассеянное внимание, легко отвлекается

Мышление затрудненное или ускоренное

Речевая заторможенность или повышенная активность

Ускоренное переживание времени

Социально-психологический

Снижение качественных и количественных показателей деятельности. Срыв деятельности

Сдвиг поведенческого реагирования к крайним точкам шкалы «возбуждение - торможение». Неадекватность поведения

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, неудача) - психическое состояние, возникающее в результате срыва надежд, вызванного объективно непреодолимыми (или переживаемыми субъективно) трудностями, встающими на пути к достижению цели.

Возникновение фрустрации подчиняется закону: чем сильнее было влечение человека удовлетворить потребность и чем ближе была такая возможность, тем интенсивнее переживания фрустрации при срыве надежды. Это можно выразить следующей формулой:

Потребность (сильная) + Возможность (близкая) .

п гВ ^ Фрустрация

Результат (отсутствие)

В состояний фрустрации человек испытывает целую гамму отрицательных эмоций и может вести себя по-разному:

  • агрессивно, усматривая «злой умысел» в сложившихся обстоятельствах, высказывая недовольство, испытывая раздражение, возмущение и обвиняя того, кто кажется виновником срыва надежд;
  • депрессивно, замкнувшись в себе, испытывая подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, комплекса неполноценности, ощущая себя «без вины виноватым»;
  • интернально, осознавая причины неудач, признавая как факт объективно сложившейся ситуации, так и определенную долю своей вины. Однако этот вариант - не характерный признак фрустрации, а показатель выхода из нее.

Фрустративные состояния личности могут «подогреваться» и внутренними факторами, предрасположенностью к воспроизводству таких ситуаций, например излишней доверчивостью, импульсивностью, тревожностью, неорганизованностью, рискованностью. В таких случаях человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В жизни часто возникают ситуации срыва надежд, поэтому необходимо вырабатывать в себе иммунитет к таким состояниям. И это вполне возможно. «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!» - этот тезис включает целый спектр защитной мотивации.

Эмоции (отлат. emoveo - волную, потрясаю) - это целый класс психических состояний, проявляющихся в форме непосредственного, пристрастного переживания, которое возникает в процессе деятельности, а иногда и предвосхищает ее. Генетическая наследственность обеспечивает человека набором эмоциональных реакций, определяемых темпераментом. Поэтому именно эмоциональные проявления наиболее точно говорят о темпераментальных характеристиках человека. Но принимающая в этом участие система мозговой деятельности необычайно податлива; темперамент - еше не все. Решающим для установления эмоциональных привычек, которые управляют нашей жизнью, является воспитание.

В зависимости оттого, какое влияние эмоции оказывают на испытывающего их человека, они делятся на положительные и отрицательные. Есть три эмоции положительного характера и шесть, отражающие чувство враждебности. Особняком стоит эмоциональное переживание горя и сострадания (К. Изард).

Горе-страдание наиболее распространенная эмоция, доминирующая при утрате, депрессии. Характеризуется унынием, упадком сил, чувством одиночества. Иногда страдание и переживание приводит к психологическому совершенствованию человека.

К положительным эмоциям относят:

  • радость - характеризует чувство уверенности, сопровождается ощущением силы и энергетического подъема;
  • удивление - быстро проходящая эмоция, подготавливает к новым событиям;
  • интерес-возбуждение - может выступать в функции поддерживающей мотивации к работе. В этом состоянии человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Отрицательные эмоции:

  • гнев (ярость) - ощущение собственной силы, энергии. В ярости энергия столь высока, что человек чувствует, что он взорвется, если что-то не предпримет;
  • отвращение (омерзение) - ощущение, возникающее в случае рассогласования: ценностно значимое проявляется в уродливой форме;
  • презрение (пренебрежение) - чувство превосходства над другим человеком;
  • страх (ужас) - самая сильная и самая опасная эмоция. Связана с чувством недостаточной надежности, опасности, беды;
  • стыд (застенчивость) - сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно. Человек ощущает себя беспомощным, скованным, глупым, поэтому нормальное человеческое желание - не попадать в ситуации, за которые может быть стыдно;
  • вина-раскаяние - возникает при совершении неправильных действий. Ведет к осуждению самого себя, снижению самооценки и самоуважения.

Почему отрицательных эмоций больше? Вероятно, их разнообразие позволяет успешнее адаптироваться к неблагоприятным обстоятельствам ^ о которых они и сообщают. А вот положительные эмоции требуют особо бережного отношения к себе не только в силу того, что их меньше, но и потому, что именно они являются энергетическим источником нашего здоровья и успешного существования.

В процессе выполнения той или иной деятельности у человека возникает эмоциональная напряженность, которую принято разделять на операциональную и собственно эмоциональную.

Операциональная напряженность -- состояние, связанное непосредственно с процессом выполнения деятельности. Оно включает не только общее эмоциональное благополучие, но и эмоции отрицательной модальности: неудовлетворенность собой, чувство преодоления трудностей и т.п. Эти эмоции оказывают мобилизующее влияние и способствуют сохранению высокого уровня работоспособности.

Эмоциональная напряженность - возникает на фоне прошлых неудач, авторитарного стиля взаимодействия, отрицательной реакции значимого другого и т.п. Она дезорганизует познавательную деятельность: ослабляется внимание, ухудшается память, нарушается динамика речи, снижается общая работоспособность. Эмоциональная напряженность имеет тенденцию «расширяться», захватывая и те сферы деятельности, в которых человек ранее неудач не испытывал.

Настроение - устойчивое, относительно длительное эмоциональное состояние человека, положительный или отрицательный фон его 118

жизни. Настроение «разлито» по психике человека и настраивает его на определенное восприятие мира. В радостном настроении человек склонен воспринимать все в положительном свете, в тревожном - ожидать отовсюду неприятности. Настроение всегда личностно, когда у человека радостное настроение - это не значит, что он чему-то или кому-то рад. Ему просто радостно. Обычно настроение характеризуется безотчетностью. Человек даже не замечает его до тех пор, пока оно не изменится.

Эмоции являются неотъемлемой частью нашего существования. Наивно думать, что можно исключить из своей жизни тревогу, депрессию или враждебность. Однако, приняв на себя ответственность за свое эмоциональное состояние, человек способен научиться их адекватно выражать, снижая таким образом негативное воздействие отрицательных эмоций на организм.

Существуют различные причины, порождающие отрицательные эмоции. Они могут отражать состояние здоровья, зависеть от нервной системы и обмена веществ. Одна из отличительных особенностей эмоций - способность передаваться от одного человека к другому: эмоции заразительны! Поэтому люди неосознанно тянутся к людям с хорошим настроением и избегают тех, кто всегда «не в духе». Эмоциональное состояние вполне можно поднять и самостоятельно. Помните, «настройка тела» повлечет за собой «настройку духа». Начните нужное действие, а внутренние переживания «догонят» его. Мозг будет подыгрывать вашим действиям. Проведите мысленный эксперимент: сядьте за стол, уроните голову на руки, несколько раз тяжело вздохните - и вы получите отрицательные эмоциональные ощущения. А теперь распрямите плечи, сделайте несколько энергичных физических движений, и вам покажется, что жизнь не так уж и плоха.

Эмоции не отражают мир напрямую, поэтому в процессе эмоционального познания возможны различные нарушения. Как известно, наша голова не любит отдыхать, даже во время сна в ней возникают образы прошлого и представления будущего: идет непрерывный диалог, в результате которого и формируется то или иное настроение (рис. 14). "

Психологи отмечают как минимум десять искажений, типичных для человека. Ознакомьтесь с ними.

  • 1. Из единичных фактов делается общий вывод: единственное отрицательное событие видится как черная полоса.
  • 2. Максимализм: мир видится в черно-белых чертах.
  • 3. Психологическая фильтрация событий: человек выдергивает из жизни негативные детали и живет в них («ложка дегтя в бочке меда»).

Рис. 14.

  • 4. Дисквалификация положительного: человек отрицает положительные факты, считая их появление невозможным в принципе.
  • 5. Скачущие умозаключения: негативная интерпретация реальности из-за незнания (человек решает, что кто-то плохо к нему относится) или уверенности в том, что плохие предчувствия обязательно сбываются («как всегда»).
  • 6. Преувеличение плохого и преуменьшение хорошего: эффект подзорной трубы.
  • 7. Выводы, основанные на эмоциях: «Я чувствую, следовательно, это истинно».
  • 8. Рассуждение в стиле «Можно было бы...», что порождает комплекс вины и озлобление.
  • 9. Ярлыки: вместо описания своих или чужих ошибок оценивается сам человек, причем с помошью ярких, броских образов, метафор и т.п.
  • 10. Принятие ответственности за независящие от тебя события: видеть в себе причину, несмотря на то что реально не было возможности повлиять на события.

Плохое настроение накладывает отпечаток на умственную деятельность, снижает продуктивность работы, лишает желания жить. Если плохое или вялое настроение держится длительное время, то это показатель того, что в жизни человека не все благополучно. Необходимо вовремя изменить ход мыслей, иначе есть вероятность попасть в так называемый «летаргический цикл»: негативные мысли вызывают отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, ведут к непродуктивному поведению, подавляя всякую активность, что неизбежно сказывается на всей жизнедеятельности человека (рис. 15).

Как выбраться из плохого настроения? Вот несколько простых правил:

Для начала освободите голову от негативных мыслей, записав их на листе бумаги;


Рис. 15.

  • прочтите десять видов нарушений в процессе эмоционального познания и выберите те, которые зафиксировались в вашей мысли;
  • замените написанные вами негативные мысли на более объективные.

Для этих целей можно использовать позитивные речевые высказывания (табл. 12). Вспомните ситуации, когда вы произносили фразы, зафиксированные в левом столбце. Перефразируйте их, используя те, которые предлагаются в правом столбце.

Эмоциональные состояния имеют различную степень выраженности, а следовательно, и различную степень влияния на организм. Никогда «не распаляйте» организм до высших форм проявления отрицательных эмоций. Напротив, учитесь снижать их, переводя и удерживая эмоциональное состояние на более благоприятном Уровне. Это опять-таки возможно через внутренний диалог.

Как известно, любой организм в ситуации опасности защищается. Механизм психологической защиты от вредных или нежелательных воздействий свойствен и каждому человеку в отдельности, и группе в целом. Это не отдельное психологическое явление, а функция личности в целом, представляющая собой сложную структурно-функциональную систему. По содержанию она может включать те или иные взгляды человека: мировоззренческие, научные, религиозные, политические.

Таблица 12

Перевод негативных речевых высказываний в позитивные

В состав психологической защиты входят компоненты: эмоциональные (робость, страх, антипатия, агрессивность и т.п.), мыслительные (сомнение, недоверие и т.п.) и волевые (принципиальность, негативизм, конформизм и т.п.). Психологическая защита может функционировать на разных уровнях осознанности (намеренная и ненамеренная) и развернутости.

Формы психологической защиты, используемые человеком, весьма разнообразны. Само понятие «психологическая защита» было введено 3. Фрейдом как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями или запретами. После Второй мировой войны в психологии были развернуты широкие исследования механизмов психологической защиты.

Один из механизмов защиты - инструментальный. Он отличается прямолинейностью реакции: есть возможность устранить угрозу и это будет сделано. В первобытном обществе таким действием обычно было нападение или бегство.

В современном мире использование инструментальной защиты затруднено. Человек вынужден оставаться в неопределенной ситуации реальной или потенциальной угрозы. Угроза может вызвать любую из эмоций: от гнева до депрессии, но наиболее часто она порождает тревожность. На снятие тревожности направлены различные формы эмоционально-концентрированной зашиты - как адекватные, так и неадекватные.

В психологии описаны многие формы адекватной психологической защиты, но все они, так или иначе, собираются под лозунгами: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней», «Измени правила, это легче, чем изменить мир».

Неадекватными принято считать те способы снятия тревожности, которые со временем разрушают человека. К ним относятся такие распространенные и достаточно эффективные в момент использования средства, как алкоголь и транквилизаторы. Неадекватными считаются и умственные приемы, искажающие способность человека видеть вещи такими, каковы они есть. Например:

  • подавление - ни в поступках, ни в чувствах, ни в сознании внутренний конфликт явно не проявляется, но поскольку внутреннее напряжение нарастает, то взрыв нелзбежен, и он будет иметь серьезные последствия для человека;
  • рационализация («лиса и виноград») - человек убеждает всех, что он это делает по собственному желанию, скажем, подрывает здоровье на работе по собственной инициативе;
  • инверсия - человек обращает гнев против самого себя.

Чувства - одна из основных форм переживания человека, в которой в неразрывном единстве переплелись и зафиксировались мыслительные и эмоциональные процессы. Это сложное целостное устойчивое образование вокруг определенного объекта, человека, деятельности. Отметим их основные особенности.

  • 1. Чувства характеризуются предметностью, они связаны с представлением или идеей о некотором объекте: конкретном или абстрактном предмете, виде деятельности и людях, которые окружают человека. В зависимости от предметной сферы чувства делятся на:
    • нравственные (этические, мораль): любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, совесть. Эти чувства регулируют поведение человека. Вершина нравственных чувств - любовь к добру. На отрицательном полюсе этой категории находятся чувства низменные, безнравственные: жадность, зависть, себялюбие;
    • интеллектуальные (познавательные): интерес, любопытство, удивление. Вершиной интеллектуальных чувств является любовь к истине;
    • эстетические: любовь к красоте. Диапазон их проявления очень широк - от наслаждения и восторга до отвращения. Специфическое зрелое эстетическое и одновременно интеллектуальное чувство - это чувство юмора. Оно предполагает наличие идеала, без которого вырождается в пошлость, цинизм, злобу.
  • 2. Чувства развиваются, совершенствуются, они различны у разных народов и по-разному выражаются в разные исторические эпохи у одних и тех же народов.
  • 3; Чувства невозможно разделить и формировать по отдельности, они взаимосвязаны.
  • 4. Чувства связаны с работой сознания и потому могут произвольно регулироваться.
  • 5. Чувства амбивалентны, что проявляется при несовпадении устойчивого чувства и эмоциональной реакции на определенную ситуацию.
  • 6. Чувства, развиваясь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой личности. Сами по себе знания (правила, нормы, идеалы и т.п.) еще не гарантируют, что человек примет их к исполнению. Лишь окрашенные соответствующим чувством и ставшие предметом устойчивого эмоционального отношения, они превращаются в регулятор деятельности человека, источник его побуждений.

В начале 1990-х гг. в США была опубликована книга Д. Гольмана «Эмоциональный интеллект», вызвавшая настоящую сенсацию. С тех пор понятие «эмоциональный интеллект» (EQ) прочно вошло в научный обиход, потеснив представления о том, что главные возможности человека определяются интеллектуальным коэффициентом (IQ). В США даже появилась поговорка, которая звучит примерно так: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с хорошим EQ - продвинут по службе».

Что же лежит в основе умения ладить с людьми? Способность распознать их темперамент, настроение, мотивацию, потребности и учитывать это в общении. В последние годы получила распространение идея Г. Гарднера о так называемом персональном (эмоциональном) интеллекте межличностных отношений, характеризуемом следующими показателями: самопознанием и самооценкой, знанием и умением совладать с чувствами, сопереживанием, искусством межличностных отношений. Другие исследователи включают в эмоциональный интеллект еще и настойчивость, энтузиазм, мотивацию, социальную ловкость. Полагают, что именно недостатки эмоционального интеллекта усиливают риск оказаться в плену депрессии, агрессии, наркомании, приводят к расстройствам в области питания.

На эмоциональную чувствительность - эмпатию - влияют такие факторы, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки. Она является профессионально значимым свойством для преподавателей, психологов, медиков и всех тех, кто работает с людьми.

Выделяют три уровня развития эмпатии:

  • низший - человек проявляет эмоциональную слепоту к состоянию, переживаниям и намерениям собеседника;
  • средний - по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека;
  • высший - способность сразу войти в состояние другого человека и на протяжении всего взаимодействия сохранять это понимание.

Итак, психологи убеждены: эмоциональный фактор является решающим в установлении межличностных отношений.

Для того чтобы управлять своим или чужим эмоциональным состоянием, необходимо научиться его распознавать. В психологии разрабатываются различные задания, тесты, которые, с одной стороны, позволяют определить уровень развития эмоционального интеллекта человека, а с другой - помогают улучшить социальные навыки по распознаванию и пониманию эмоций других людей.



В продолжение темы:
Лестницы

Вам приснился довольно оригинальный сон, в котором перед вами предстаёт сам создатель всего сущего, Альфа и Омега. Сразу же стоит сказать, что это сновидение не предвещает вам...

Новые статьи
/
Популярные