Методическая разработка "опасные ситуации дома". Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Опасные и аварийные ситуации в доме

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 3
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом - моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.

Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, в северных районах и теперь можно встретить дома, в которых всё хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. Многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире):

небрежность (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);


неправильное обращение с бытовой техникой;


неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;


криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт).

В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие. Самое страшное, что может произойти с жилищем, - его полное или частичное разрушение. Оно может быть вызвано затоплением при паводке, землетрясением, сходом снежной лавины в горной местности и даже военными событиями или другими причинами.

Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире)?

■ Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнём);
■ взрыв газа (в результате утечки газа из-за оставленной невыключенной плиты);
■ затопление (в результате неисправности водопровода или из-за незакрытого крана, неисправной стиральной машины);
■ отравление (газом или химическими препаратами);
■ поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
■ разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Исправный электроприбор не загорится. Отремонтированный и закрытый водопроводный кран не потечёт. Ядовитые вещества при правильном хранении и использовании не отравят.

Надо стремиться жить без опасности, научиться быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические - самому виновнику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о жилищах, которые люди строили раньше и которые строят теперь.
2. Какие опасные ситуации могут возникнуть в доме (квартире)?
3. Назовите наиболее распространённые причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
4. Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации в квартире?

Действия при пожаре квартире

Что же ты можешь сделать, если в твоем доме что-то загорелось?

Давай запомним последовательность самых неотложных и обязательных действий.

  1. Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  2. При этом дежурный спросит тебя, где и что горит, точный адрес в фамилию. Быстро и четко все назови. Тебя могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов.
  3. Если телефона нет — зови соседей, кричи «Пожар», зовя на помощь, стучи в стены, по трубам, чтобы все услышали твой сигнал тревоги.
  4. Покинь горящее помещение, предупреди соседей. Встречай пожарных.
  5. Только если огонь небольшой, попробуй справиться с ним сам: срывай горящие занавески, топчи огонь ногами, заливай водой, накрывай одеялом, сбивай веником. Дыши при этом через мокрый шарф или полотенце.
  • распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его уменьшает;
  • близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;
  • поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;
  • тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.

Если загорелся телевизор

Из-за возгорания телевизоров в России ежегодно гибнут сотни людей. Иногда (при скачке напряжения) могут загореться даже выключенные телевизоры, но с оставшейся в сети вилкой.

При возгорании телевизора или иного электробытового прибора действуй по следующему алгоритму:

  1. Постарайся быстро выключить прибор;
  2. Засыпь огонь песком, землей из цветочного горшка, стиральным порошком;
  3. Накрой плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком, чтобы прекратить доступ воздуха к пламени.

Однако самое лучшее — это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много — тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности.

Действия при утечке бытового газа

Бытовой газ может быть двух видов: магистральный газ (метан), чаще используемый в крупных городах, и сжиженный газ в баллонах, состоящий из смеси двух газов — пропана и бутана. Первый — легче воздуха и, значит, поднимается вверх; второй — тяжелее и поэтому при утечке заполняет в первую очередь подвалы, подземные коммуникации.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы вовремя заметить утечку, в него добавляют сильно пахнущее вещество, придающее ему специфический «газовый» запах.

Причины утечки бытового газа и отравлений им:

  1. неисправность труб, плит, колонок, баллонов;
  2. неправильная установка газового оборудования;
  3. слабое крепление резинового шланга между баллоном (трубой) и плитой, из-за чего может произойти взрыв;
  4. неполное закрытие крана газовой плиты;
  5. заливание огня газовой горелки выкипающей водой, молоком;
  6. задувание слабого огня сквозняком.

Поэтому, если ты самостоятельно разогреваешь обед, не отходи далеко от газовой плиты и держи ее под контролем.

Очень важно обеспечить в помещении, где установлена газовая плита, хорошую вентиляцию. Если нет вытяжной установки, то при работе газовой плиты нужно всегда держать форточку или окно приоткрытыми. При наличии в кухне вентиляционного отверстия необходимо следить за чистотой фильтра, установленного в нем, так как он постепенно забивается грязью и жиром.

Имей в виду, что пламя газовой горелки должно быть ровным голубого цвета. Если же оно красное или желтое, а на кастрюлях, сковородках появилась накипь — газ сгорает неполностью и надо вызвать мастера.

Запомни!

  • При запахе бытового газа в доме или подъезде нельзя трогать электровыключатели, звонить в электрозвонок, вызывать лифт, пользоваться спичками и зажигалками.
  • От любой искры может произойти взрыв газа во всем доме.
  • Быстро открой двери и окна, чтобы сквозняком выдуло ядовитое скопление газа.
  • Перекрой газовую трубу.
  • Все это нужно делать, задерживая дыхание и прикрывая рот и нос любой тканью.
  • Если причина загазованности неясна и своими силами справиться не удается, то следует быстро покинуть опасное место и вызвать аварийную газовую службу Лучше сделать это от соседей по телефону 04.

При отравлении любым газом у человека вначале начинает сильно болеть и кружиться голова, появляется шум в ушах. Затем темнеет в глазах, подкатывает тошнота. Эти признаки — важный сигнал для тебя, ты должен побыстрее уйти из опасного места и предупредить окружающих.

При более сильном отравлении затемняется сознание, появляются мышечная слабость, сонливость. Возможны потеря сознания, судороги и смерть.

Первая помощь «надышавшемуся» угарным или бытовым газом: пострадавшего необходимо вывести, вынести на улицу. При слабом поверхностном дыхании или его остановке следует применить искусственное дыхание. Помогают в таком случае растирание тела, грелки к ногам, кратковременное вдыхание паров нашатырного спирта.

Действия при затоплении жилища

Чаще всего оно начинается в ванной или на кухне, но может и на чердаке, и в подвале.

Затопление жилища происходит по различным причинам. Наиболее частые — это:

  • и неисправность (срыв) кранов, легкомысленное отношение жильцов к протечке воды;
  • невнимательность (забыл закрыть кран); засорение канализационной системы; повреждения отопительной системы, трубопровода;
  • сильные проливные дожди;
  • протечка крыши, потолка.

Как следует поступать в случаях технических аварий?

  1. В первую очередь постарайся закрыть кран или перекрыть водопро-вод. Если не можешь это сделать самостоятельно — попроси кого-нибудь из взрослых.
  2. Сообщи о случившемся родителям или соседям, если же их нет дома, то диспетчеру ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК).
  3. Предупреди соседей, проживающих ниже.
  4. В местах протечек поставь тазы, банки, кастрюли и ведра, собирай в них воду с пола совком и тряпкой. Этим ты сможешь уберечь пол от вздутия, а соседей снизу — от затопления и расходов на ремонт.
  5. Ценные вещи перенеси в шкафы, на сухое место, мебель накрой пленкой, плащами, фанерой.
  6. Если вода течет сверху по стенам или капает с потолка, отключи электричество. При сильном затоплении (подтоплении) всего этажа или дома лучше уйти из него, не пользуясь лифтом и взяв с собой необходимые вещи и документы. Залитый «водой дом» может рухнуть.

Чтобы по твоей вине не произошло затопления в квартире, выполняй простые правила:

  1. не оставляй без присмотра льющуюся воду;
  2. перед уходом из дома проверяй краны, особенно в те дни, когда отключается вода;
  3. не играй, не прыгай, не раскачивайся на
  4. радиаторах и трубах отопления;
  5. не засоряй ванну, раковину и канализационную систему большими кусками бумаги, тканью, марлей, волосами;
  6. уходя из дома, не оставляй открытыми окна. Хороший ливень может создать на полу твоей комнаты небольшое озерко со всеми вытекающими последствиями для домашнего бюджета и той части твоего тела, которая не освобождена от наказания.

Действия при разрушении здания

Причин разрушения зданий немало. В первую очередь в сейсмоопасных зонах— это землетрясения. Кроме того, взрывы (например, газа), ветры большой силы (бури, ураганы, смерчи), длительная вибрация, ошибки строителей, провалы почвы.

Многоэтажное здание — сложное сооружение. При серьезных разрушениях здания выходит из строя вся его «начинка»: лопаются трубы, рвутся электропровода. Разрушения могут происходить очень быстро, а иногда в течение нескольких часов, что дает возможность спасти людей и имущество.

Что делать в случаях опасности разрушения здания?

  1. Почувствовав первые толчки (в случае землетрясения начинают раскачиваться люстры, дрожит мебель, дребезжат окна), и увидев первые трещины, немедленно действуй. Если ты находишься на первом или втором этаже, выходи на улицу.
  2. Если ты живешь выше второго этажа, устройся в наиболее безопасном месте — проеме капитальных внутренних стен, углу, образованном внутренними капитальными стенами. Не стой у окон, дверей, лестниц, не оставайся в угловых комнатах.
  3. Для того чтобы защититься от обломков конструкций, стекол, падающих предметов — спрячься под кровать, стол, под парту (в школе), закрыв голову руками.
  4. Без промедления выходи на улицу, как только прекратятся толчки. Помни: нельзя пользоваться лифтом, касаться проводов, зажигать огонь.
  5. Не отчаивайся, оказавшись в завале: человек может несколько дней продержаться без воды и пищи. Постарайся помочь себе самому и тем, кто придет на помощь: подай голос, постучи по трубам и батареям, чтобы тебя услышали, попытайся понять, где ты находишься, возможно, рядом есть выход. Для защиты от холода используй любые тряпки, бумаги, одежду и одеяла.

Марина Масленникова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Опасные ситуации дома»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста

«Опасные ситуации дома »

Выполнила воспитатель МАДОУ ДС № 11 «Теремок» Масленникова М. А.

Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, коммуникативное развитие.

Задачи :

1. Познавательное :

Закрепить знания об опасных ситуациях , которые могут возникнуть дома ;

Познакомить детей с номерами аварийных служб;

2. Речевое :

Развивать моно- и диалогическую речь;

3. Коммуникативное :

Формировать умение работать в команде.

Ход НОД

В.: Ребята я предлагаю вам стать спасателями. Кто это такие?

В.: Вы правы. Спасатели это люди, которые помогают нам в трудных и опасных ситуациях . Вот о них мы с вами сейчас и поговорим.

Мы с ней очень-очень дружим

Утром моемся под душем. (вода)

В.: Ребята, какая опасность нас может подстерегать при невнимательном отношении к воде?

Что случилось?

Как кораблики плывут бабушкины тапки

Кот рассержен «Где уют? Промочил я лапки» .

В коридоре ручейки дружно побежали

Может майские деньки, наконец настали.

Коврик у дверей промок – хлюпает водицей

Здесь устроила потоп младшая сестрица

Она куклу в ванной мыла кран с водой закрыть забыла.

В.: Ребята, какие правила нужно соблюдать, чтобы этого не произошло?

Физкультминутка

Тихо плещется вода.

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

В.: А скажите мне ребята, как одним словом назвать : холодильник, пылесос, утюг, телевизор?

В.: Правильно, это электроприборы. А почему они так называются?

Электрический ток.

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы-

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос,

Ток энергию принёс.

Ток помощник в доме первый,

Друг наш преданный и верный.

В.: Электрический ток помогает людям, но он может быть и опасен . Чем же?

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Выберите предмет, который может стать причиной пожара :

Кипятильник, расчёска, шкатулка, кастрюля;

Ковёр, телевизор, картина, стол;

Стакан, зажигалка, ложка, стол;

Фен, ваза, карандаш, колечко;

Спички, ведро, ранец, кукла.

В.: Ребята, а кто нам поможет при пожаре?

«Физкультминутка»

Все дети встают в круг. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Шар передаётся по кругу. У кого шар, тот и говорит последнее слово стихотворной строки.

«Раз, два, три, четыре у кого пожар (в квартире?

Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил (утюг?

Красный отблеск побежал, кто со спичками (играл?

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил бельё над (газом?

Пламя прыгнуло в траву, кто у дома жёг (листву?

Кто бросал в огонь при этом незнакомые (предметы?

Помни каждый гражданин – это номер – (01?

Дым увидел – не зевай и пожарных (вызывай) .

В.: Ну что ребята продолжаем? Тогда следующая загадка :

Голубой огонёк,

Нам, обед сварить помог (газ)

В.: Запомните ребята, что зажигать газ могут только взрослые. Бытовой газ требует осторожного и внимательного обращения . Природный газ, который добывают из-под земли, не обладает запахом. В газ, который поступает в наши дома , специально добавляют пахучие вещества. Это делают для того, чтобы жильцы почувствовав запах приняли необходимые меры. Запомните ребята телефон газовой службы- 04.

Воспитатель показывает детям аптечку.

В.: Ребята, а как вы думаете, что лежит в ящике с красным крестом?

В.: Правильно, это аптечка и в ней лежат лекарства.

Таблетки - не конфетки.

Знают взрослые и детки, если кто-то заболеет,

Принимает он таблетки, чтоб поправиться быстрее.

Но красивые таблетки, в разноцветной оболочке

Это вовсе не конфетки.

Хоть порой напоминают они сладости на вид,

Но лекарства принимают, если что-то заболит.

В.: Как вы поступите, если найдёте на полу таблетку? Почему нельзя глотать случайно найденные таблетки?

В.: Если вдруг что-то случилось, надо позвонить на станцию «Скорой помощи» . Её телефон- 03.

Рефлексия : Понравилось ли вам быть спасателями?

Какие опасные ситуации мы с вами рассмотрели?

Какие телефоны вы запомнили?

Публикации по теме:

Конспект игровой образовательной ситуации «Помоги Незнайке» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов. Задачи: -Образовательные:.

Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных.

«Ярмарка дымковских игрушек». Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет) «Ярмарка дымковских игрушек» (Художественно - эстетическое,.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поведение на дороге» Цель: закрепление знаний по правилам дорожного движения Задачи: познакомить детей с элементами дороги; рассказать и закрепить правила поведения.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Беседа о весне» Цель: Уточнить название весенних месяцев Закрепить знания народных примет о весне Развивать речь и желание участвовать в беседе Материал:.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Мама, папа, я - Белореченская семья» Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Мама, папа, я – Белореченская семья» Воспитатель И. В. Гнилевская Тема.

1. Подумайте и запишите, какие опасные ситуации, связанные с темой урока, могут возникнуть в квартире или доме.

В доме или квартире может произойти пожар, затопление водой с верхнего этажа или из канализации, взрыв бытового газа.

2. Обобщи результаты работы групп по теме урока. Вырежи условные знаки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей условные знак

Как действовать

при пожаре

при аварии водопровода

при утечке газа

3. Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.

4. Папа Серёжи и Нади так проиллюстрировал некоторые правила безопасности. Пронумеруй рисунки, на которых показаны действия: 1 - при пожаре; 2 - при аварии водопровода; 3 - при утечке газа.

5. Начерти схему эвакуации из своего класса на случай пожара или другой опасности. Путь от класса к выходу из школы покажи красной стрелкой.

6. Составь список самых важных телефонных номеров на случай опасности.

Телефоны родителей: +7-917-963-62-12, +7-495-423-21-25
Диспетчер: 365-62-57
Ближайшие соседи: +7-917-544-56-87
«Скорая помощь»: 03 (с мобильного телефона 103)
Пожарная охрана: 01 (с мобильного телефона 101)
Газовая служба: 04 (с мобильного телефона 104)
Служба спасения: 112
Другие телефоны: +7-927-463-36-36 (баба Света)

Этот список ты можешь переписать на отдельный лист и положить рядом с телефонным аппаратом.



В продолжение темы:
Крыша

Специфический кисло-сладкий вкус клюквы прекрасно дополняет не только десерты, но и мясные блюда. Именно поэтому клюкву часто используют в качестве основы для приготовления...

Новые статьи
/
Популярные