Название архитектурных деталей на фасаде зданий. Архитектурные элементы фасада: названия и применение

Абака (абак) - (лат. abacus ‘доска’) - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Антаблемент - (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.

Арка - архитектурный элемент , криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.
Арки , перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки , для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Аркбутан - (фр. arc-boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный на показ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях как Шартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.
Архитрав - или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин , имеющий троякое значение.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях).
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны ; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
В-третьих, архитравом называется вид изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.

Аттик - (от др.-греч. ἀττικός) - декоративная стенка , возведённая над венчающим сооружение карнизом . Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.

Барабан - цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.

Бровка - в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.

Витраж - (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Дентикулы (зубчики) - (от лат. denticulus - зубец), или «ордерные сухарики» - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора . Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Импост - в классической архитектуре горизонтальная тяга в виде карниза или выступа, служащая опорой для венчающей стену арки . В древнерусской архитектуре - верхняя часть лопатки, выполняющая функцию капители .


Ионик - в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.

Каннелюры - (фр. cannelure) - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. В дорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, в ионическом ордере - 24 канелюры. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов.
В конце XIX века Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют обращённый вниз треугольник. Эта деталь широко использовалась мастерами петербургского модерна.
Часто каннелюрами украшают мебельные ножки. Этот прием используется, в основном, при изготовлении мебели в классическом стиле.
Капитель - (от лат. caput - «голова») - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Капитель в архитектурных ордерах .

Используется во многих архитектурных стилях , начиная с древнего Египта и античности. Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.
Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капитель в современном строительстве
В современной архитектуре капителью также называется деталь сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на выступы колонны и предназначенная для восприятия нагрузки от вышележащего безбалочного перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

Карниз - (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений , мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Профили карнизов в различных стилях мебели, равно, как и в архитектурных стилях, различны. Так, в английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев.
Карнизом также называют планки различных форм, использующиеся для подвешивания штор.
Кессоны (фр. caisson - ящик) - кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»).
Первыми применять кессоны при строительстве стали древние греки. В то время кессоны выполняли исключительно практическую функцию, уменьшая массу сводчатой плиты, снимая часть нагрузки с балок. Тем не менее, уже тогда кессоны старались декорировать: их украшали лепниной или рисунком.
Позже, когда при возведении зданий стали использовать бетон, посредством кессонов обеспечивали конструктивное усиление свода или потолка.
Так как система построения сводов и потолков со временем изменилась, кессоны утратили свое практическое значение и перешли в разряд декоративных элементов.
Кессонированные перекрытия иногда делались из дерева и часто использовались для оформления интерьеров ренессансных дворцов. В Италии в период Ренессанса художники расписывали кессоны сюжетами, как правило, на мифологические темы.

Консоль - горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая другие выступающие части здания: балкон, карниз, эркер . В интерьере консоль - полочка или столик, прикрепленный к стене.

Контрфорс - Контрфо́рс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены , вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
История:
Контрфорсы получили распространение еще в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры . Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.
Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность - архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина - остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.
Другие виды контрфорсов
Угловой контрфорс - продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.
Диагональный контрфорс - опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

Конха элемент древневизантийской храмовой архитектуры , представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX - начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены четыре конхи, и храм, таким образом, венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Крестоцвет - (нем. Kreuzblume), флеро́н - распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Строго говоря, термин «крестоцвет» (нем. Kreuzblume) точно определяет лишь одну, наиболее распространенную, форму этого декоративного элемента . В качестве более общего названия используется термин «флеро́н» (фр. fleuron от фр. fleur - цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.
Купол - Ку́пол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.
История куполов началась еще в доисторические времена, но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской
архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока, купол стал также частью мусульманской архитектуры.
В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса, и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко . Напоминающие римский сенат, в XIX веке купола стали использовать при возведении государственных строений. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.
Курдонер - (фр. cour d"honneur - почётный двор; в русском языке употребляется также форма курдонер) - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре . Лопатка - в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры ).

Кронштейн (нем. Kragstein - консоль) - консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости (стене или колонне ) выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей машин или сооружений. Конструктивно кронштейн может выполняться в виде самостоятельной детали либо многодетальной конструкции с раскосом, а также в виде значительного утолщения в базовой детали. Механический принцип действия - сопротивление материала на скол и сдвиг.
Кронштейн в технике используется в основном для закрепления на вертикальных плоскостях деталей и узлов машин и устройств (к примеру, подшипников). Также кронштейны используются для крепежа троллейных проводов, кабелей, антенн и т. п.
Кронштейн в архитектуре , как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре , использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов , сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т.п.
Кронштейны также используются для крепления облицовочной кладки при строительстве зданий и сооружений. Так, существует технология так называемого вентилируемого фасада . Кронштейн крепится к монолитному перекрытию, на него кладется лицевой кирпич (облицовочный кирпич) или другой штучный кладочный элемент. Получается многослойная конструкция: несущее основание, утеплитель, воздушная прослойка, облицовочная кладка. Обычно через каждые два этажа или 7 м, максимальная высота кладки может быть 12 м. Материал кронштейнов - нержавеющая сталь (А4, DUPLEX). В промежутках между поясами кронштейнов устанавливаются специальные гибкие связи. Примерами зданий, где применялась данная технология могут являться такие здания, как гостиница Ритц на Тверской, жилой комплекс на ул. Пудовкина, ул. Станиславского, 11.
Кронштейн в автомобилестроении является одной из наиболее распространенных деталей, так как именно с помощью кронштейна к кузову автомобиля крепится штатное и дополнительное оборудование (примером могут служить самые различные виды кронштейнов: для крепления звуковых сигналов, осветительных приборов, номерных знаков и т. д.).

Лучковый фронтон - завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.

Люкарна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») - оконный проём в скате крыши , обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами .

В европейской архитектуре позднеготического периода и в эпоху раннего Возрождения появился тип мансардных окон в люкарнах, со стороны фасада представляющий собой выложенное из кирпича продолжение стены. Такие окна нередко декорировались пышной лепниной с использованием стукко. В Англии и Шотландии в правление династии Тюдоров (XV-XVI века) получили распространение такие окна в постройках с остроконечными крышами. Во Франции со времён Людовика XII аналогичные окна сооружались на крышах замков. Люкарна была характерным элементом барочной архитектуры .
Широко применялась в архитектуре конца XIX-XX века в связи с характерными для неё декоративности архитектурных форм и интересом к архитектуре предшествующих эпох готики и Ренессанса.

Молдинг - накладная выпуклая планка с поперечными сечениями. Используется для декорирования различных поверхностей : стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершенный и аккуратный вид. Также молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Кроме декоративного, молдинги носят и функциональный характер, в частности, их используют для:
зонирования поверхности: разбивки на отдельные секции различной формы(прямоугольные, квадратные, фигурные, круглые), которые могут быть окрашены в разные цвета, либо фактурно выделены;
маскировки неэстетичных деталей или некачественной отделки: молдинги отвлекают внимание от дефектов, сосредотачивая взгляд на себе, как центре композиции;
защиты поверхности от механических повреждений.

Для изготовления молдингов используются самые различные материалы: гипс, мрамор, металл, дерево, пластик (для придания молдингу гибкости в пластик добавляют каучук), полистирол, полиуретан .

Наос (от греч. ναος - храм, святилище) центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
С востока к наосу примыкает алтарь - важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор или по гречески нартекс. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.В раннехристианских храмах VI-VII веков, строившихся в форме базилики, наос имел продольную форму и состоял из нефов. Однако уже в V веке возникли центрические купольные храмы. В них наос мог иметь квадратную, круглую, гранёную или крестообразную форму. Форма наоса усложнялась обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В зрелом византийском искусстве с IX века повсеместно распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём наос имел квадратную или близкую к квадратной форму. В наосе располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол. Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы квадратного наоса перекрывались тромпами, поддерживавшими широкий купол. Существовали храмы с наосом в форме креста или трёх-четырёх листника. Последние принято называть триконхи и тетраконхи, так как их полукруглые торцы перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.
В древнерусской архитектуре распространился тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Наосы русских храмов XI-XIII веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов. С запада обыкновенно были хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись как нартекс. Этот тип храма просуществовал на протяжении всего древнерусского искусства. Только с XIV-XV веков в храмах исчезают хоры. В XVI-XVII веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Наос в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По бокам к наосу часто примыкали приделы - малые храмы, имевшие схожую форму. С запада к наосу стала примыкать низкая продольная часть, так называемая трапезная. Во многих более поздних церквях XVIII-XIX веках интерьеры приделов и трапезной слились воедино, разделяясь только столпами. Интересные формы наоса встречаются в русских храмах периода барокко и классицизма. Встречаются храмы в стиле классицизм круглой формы, то есть ротонды. В середине второй половине XIX века в период эклектики возрождаются некоторые формы русских храмов XVII века и более ранних. В конце XIX начале XX века строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры. В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.
Нервюра - (фр. nervure - жилка, прожилка) - выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Нервюра в авиастроении - элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата, предназначенный для придания им формы профиля. Нервюры крепятся на продольном силовом наборе (стрингерах, лонжеронах) и являются основой для закрепления обшивки.

Ордер - в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента . В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.

Парус - в древнерусской архитектуре треугольные вогнутые поверхности, образуемые при переходе от прямоугольного в плане подкупольного пространства к круглому барабану купола. В однокупольных храмах в парусах помещаются изображения евангелистов.

Периптер - (от греч. perípteros - окруженный колоннами , от perí - вокруг и pterón - крыло, боковая колоннада ) - тип древнегреческого храма в антах, вокруг которого со всех сторон дорический ордер (чаще всего), колонны в один ряд. Периптер- прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Внутри Периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом. Периптер сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики
Понятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер).

Пилястра - (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены , обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель , и тем самым условно изображающий колонну . Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны ) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами »).
Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре , служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.

Портал - архитектурное оформление входа в здание. В древнерусском зодчестве и в готике оформлялся архивольтами , в античной архитектуре и в новое время - фронтоном, пилястрами и т.д.

Портик - (лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны , поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок . Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна.

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами. В античных постройках он служил местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от палящих лучей солнца или от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве средних веков (монастырские клуатры) и эпохи Возрождения. В новое время портики широко использовались в архитектуре классицизма XVIII - первой трети XIX века.

Розе́тка , розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.
Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже в Индии.
Розетты бывают рельефные, лепные , а также плоские, имитирующие объёмные , в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались еще в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.
Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами - геометрическими, спиральными и листовидными.

Роза - в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.

Сандрик - небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.

Фасад - (фр. façade - на чертежах это как фотография наружной стенки здания) - наружная, лицевая сторона здания .
Также фасадом называют чертёж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения , его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Фиал - в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.

Фриз - средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом . В дорическом стиле украшается чередующимися триглифами и метопами, в ионическом - рельефами, образующими сплошную, непрерывную ленту (так называемый зофорный фриз). Позже фризом стали называть любую горизонтальную изобразительную или орнаментальную композицию.

Фронтон - (фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания , портика, колоннады , ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды

Килевидный - напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
Лучковый - дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
Полукруглый - с полуциркульным завершением.
Прерванный - с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
Разорванный - с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
Раскрепованный - с выступающими вперёд частями - раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
Самцовый - сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
Ступенчатый - в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
Трапециевидный - в виде трапеции.
Треугольный - в виде равнобедренного треугольника.
Фуст - ствол колонны от базы до капители.
Цоколь - (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - многозначный термин:
Цоколь в архитектуре - лежащая на фундаменте нижняя, обычно несколько выступающая, утолщённая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны. Цоколь обычно получает декоративную обработку.

Щипец - в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.

Эдикула - в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.

Эркер (нем. erker) - закрытая часть здания круглой, прямоугольной или многогранной формы, выступающая из плоскости стены. Обычно снабжен окнами, может быть остеклён по всему периметру. Могут быть как одно-, так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или камни, реже ризалит. Верхняя часть эркера выполняется в виде ската, иногда даже нескольких. Встречаются также и эркерные «башенки», которые возвышаются над главным карнизом здания.
При помощи эркеров можно слегка увеличить внутреннее пространство помещений. Эркеры также способствуют улучшению проникновения солнечного света и увеличению обзора.
Остеклённые выступающие части некоторых машин, предназначенные для увеличения обзорности, также называют эркерами. Например, эркеры установлены на специальных железнодорожных вагонах-путеизмерителях или динамометрических вагонах.

Архитектурные элементы фасада здания придают внешнему виду строений индивидуальный стиль. Существует много различных деталей, позволяющих декорировать здания. Любой хозяин загородного дома может выбрать тот или иной стиль для украшения фасада, воспользовавшись услугами специалистов по дизайну.

Различные элементы декора фасада придают зданию свой характер и неповторимость

Виды архитектурных элементов декора

Современные архитектурные фасадные технологии позволяют улучшить качество отделочных материалов, используемых для создания декоративных элементов строений. Чтобы воспользоваться услугами дизайнера для обустройства фасада, необходимо знать названия тех или иных элементов декорирования зданий.

примеры элементов декора фасада

Для украшения построек используются следующие виды элементов фасадов дома:

  1. Арки - стрельчатые, многопластные перекрытия проемов криволинейной формы.
  2. Архивольты - обрамляющие элементы для выделения арок из проемов фасадных стен.
  3. Базы - части колонн и различных оснований внизу.
  4. Балюстрады - ограждения лестниц, состоящие из балясин в виде фигурных столбов, соединяющиеся посредством горизонтальной балки или перил.
  5. Карнизы - элементы, используемые для внешней либо внутренней отделки зданий, разделяющие вертикальную и горизонтальную поверхности.
  6. Лепнина - рельефные элементы, располагающиеся в интерьерах и на фасадах.
  7. Ниши - стеновые углубления, предусмотренные с целью монтажа разных архитектурных решений фасадов: статуй, ваз и др.
  8. Панно - различные скульптуры, композиции из керамики, барельефы, используемые с целью заполнения разных частей стен.
  9. Парапеты - стены небольшой высоты, используемые в качестве ограды для террас, балконов, набережных, постаментов.
  10. Ротонды - купольные сооружения круглой формы.
  11. Фронтоны - завершения наружных частей зданий (фасадов).
  12. Цоколь - нижняя выступающая из общей плоскости часть фасадной стены.

Архитектурные элементы из композитов

Современная архитектура предполагает применение аксессуаров, органично вписывающихся в стиль здания. Для их изготовления необходимы легкие и надежные материалы, к примеру, полимербетон, стеклопластик либо стеклофибробетон и др.

Все материалы представляют собой имитацию натуральных камней, дерева или других природных материалов, напоминая их по собственной фактуре и внешнему виду. Срок их службы является большим, что очень хорошо в условиях агрессивной окружающей среды. Срок изготовления современных композитов меньше. Это является преимуществом при быстрых темпах развития современной архитектуры.

Поскольку детали для оформления фасадов строений изготавливаются из современных материалов, они в наименьшей степени подвержены гниению, старению или выветриванию. Такие детали не подвергаются разрушительному влиянию микроорганизмов. Оформление фасадов элементами декора предполагает проведение работ, которые необходимо выполнять последовательно:

  • проектировать по эскизам и чертежам;
  • разрабатывать узлы крепления элементов;
  • создавать несущие части декоративных элементов;
  • производить элементы декора;
  • устанавливать изделия на фасады.

Проработка всех архитектурных элементов зданий осуществляется в строгом соответствии со всеми пожеланиями заказчика. Дизайнерами используются разные элементы декора, что позволяет выразить ту или иную идею, подчеркнув общее стилевое направление. Современные лепные элементы приобрели совершенно новые черты, в отличие от тех, что использовались ранее.

Разные стилевые направления отделки фасадов зданий с течением времени постоянно изменялись. В результате они приобрели новые формы и очертания, а их основа, представляющая собой признак основного стилевого направления, осталась прежней. Лепнина является отличным дополнением к классическому стилю дизайнафасада здания.

После появления полимеров, представляющих собой искусственные материалы, декорировать стены зданий стало проще. Применение декоративных элементов из полиуретана легче благодаря следующим его свойствам: легкость, простота в установке.

Элементы декора из композита имитируют камень, дерево и т.п, а срок службы их намного дольше

Монтаж полиуретановых деталей не требует привлечения скульпторов с большим опытом. Это позволяет существенно снизить стоимость фасада. Материал обладает следующими преимуществами:

  1. Повышенная плотность.
  2. Высокая прочность.
  3. Пористость структуры и легкий вес.
  4. Экологическая чистота.
  5. Долгий срок службы.

Благодаря пористой структуре вес полиуретана меньше, чем других видов материалов. Монтаж элементов с легкостью можно выполнить самостоятельно. Пенополиуретан не способен выделять вредные вещества. Изделия из этого материала устанавливаются не только снаружи, но и внутри помещений.

Являясь влагостойким, пенополиуретан не впитывает воду, а его эластичная и упругая структура исключает деформацию материала в жаркий период или сильные морозы. Декорировать фасады и кровлю зданий такими элементами можно для создания стиля барокко. Следует более подробно ознакомиться с назначением полиуретановых элементов декора.

Монументальный вид входных порталов, выполненных из пенополиуретана, придает зданию особе величие. Художественная отделка парадного входа здания может быть дополнена сандриками и молдингами. Это позволяет придать фасаду дома архитектурный стиль, характерный для эпохи романской культуры. Наличие фасадных опор и фриза позволяет выполнить отделку здания в изысканной и неповторимой форме.

Полиуретановые карнизы обладают меньшей пористостью, что делает их тяжелее других видов элементов декора. Вместе с тем они приобретают повышенную водостойкость. Этими карнизами можно закрывать водостоки и прочие виды коммуникаций снаружи здания, не опасаясь повреждений.

Пенополиуретан позволяет не только создать рельефный узор, но и усиливать выразительность стен фасада. К этим видам деталей можно отнести барельефы, скульптуры, консоли, лестницы и др.

Особенности монтажа декоративных элементов

Монтаж полиуретанового декора легок и доступен. Установка элементов наружной отделки не составит особого труда даже новичку. С этой целью необходимо подготовить следующие виды инструментов и материалов:

  1. Клей полиуретановый.
  2. Электродрель.
  3. Отвертка.
  4. Шпатель.
  5. Лобзик.
  6. Наждачная бумага.
  7. Шпатлевка.

Монтаж декоративных элементов фасада требует набора инструментов и последовательности действий, с которыми справится даже новичок

Подогнать фасадные элементы по размерам позволит лобзик. Дрелью можно просверлить специальные отверстия. С помощью пластиковых дюбелей, а также саморезов из нержавеющего материала потребуется осуществить дополнительную фиксацию деталей из полиуретана к стенам фасада. Далее необходимо зачистить поверхность после шпаклевки с помощью наждачной бумаги. Устанавливать фасадный декор необходимо в следующей очередности:

  1. Просверлить отверстия для монтажа в элементах из полиуретана, сделав первые из них в 5 см от края, а остальные - через 50 см.
  2. Просверлить несущую стену, соответственно отверстиям в декоре, вставив в нее дюбеля из пластика.
  3. Нанести клей из тюбика на внутреннюю часть изделия, а затем на торец, чтобы соединить 2 детали, плотно прижав их к поверхности.
  4. Закрепленные детали следует дополнительно зафиксировать с помощью саморезов.
  5. Срезать излишки клея ножом после его полного застывания.
  6. Зашпаклевать высверленные ранее в деталях монтажные отверстия.
  7. Обработать шпаклевкой стыки 2 аксессуаров, включая прочие швы и неровности.
  8. Нанести шпаклевку на все незакрытые торцы отпиленных деталей для защиты их от влаги.
  9. Обработать поверхность наждачной бумагой после высыхания нанесенной шпаклевки.

Когда все работы по установке фасадных аксессуаров уже выполнены, пенополиуретановые изделия следует выкрасить в подходящий цвет. С этой целью оптимально подойдут различные виды полимерных красок. Могут быть использованы составы на латексной и акриловой основах.

Апсиды для украшения фасадов

Фасады современных частных домов имеют элемент, который завершается открытым балконом. Он называется апсида. Его использование является уместным в сочетании с другими элементами фасадов: колоннами, портиками, порталами. Фасадная апсида может применяться для различных стилей.

Апсида - это выступ фасада с кровельным покрытием. Появление первых апсид связано с возведением древнеримских храмов и терм. Зачастую форма этого важного элемента может быть полукруглой. Сама деталь покрыта полукуполом. Романский стиль предполагал украшение апсиды так называемыми слепыми арками. Они нередко располагались в несколько ярусов.

Примеры аспиды

Христианские храмы, возведенные в период Ренессанса, классицизма и барокко, украшались апсидами прямоугольной, 3-, 5- или многогранной формы, имеющей декоративные ложные арки на колоннах. Такие виды арок возводились на постаментах в России. В кавказских регионах апсиды имели треугольную форму.

Современное строительство предполагает применение апсид в зданиях, которые выстроены в романском стиле. Он напоминает о средневековых замках. Подходят они к стилю барокко, создающему плавность стен фасада. Апсиды украшаются инкрустациями, мозаикой, росписью. Для современных загородных домов характерно декорирование такими алтарными выступами, подчеркивающими общий стиль. Апсида не только поддерживает общий дизайн фасада, но и придает ему определенную пластичность.

Люкарны и люнеты для украшения зданий

Люкарны представляют собой популярные в современной архитектуре элементы для декорирования купольных, чердачных и мансардных окон, поверхность которых располагается по вертикали. При этом уклон кровли не учитывается. По бокам окна могут быть покрыты аналогичным материалом, что и кровля.

Люкарна может быть продолжением стены фасада здания. Ее рамы украшаются сандриками, лепниной, наличниками. Первое применение люкарн относится к позднеготической эпохе, когда для обильного украшения рам использовались элементы лепнины. Такие элементы декора можно увидеть на фасадах зданий эпохи Ренессанса.

Этими архитектурными элементами украшались здания в стиле барокко, применялись в неостилях, эклектике XVIII–XIX вв. Они использовались на фасадах зданий в стиле классицизма и модерна. Для каждого стиля предполагался подходящий способ облицовки строений снаружи. Популярен этот вид архитектурного декора и для этнического стиля.

Люкарна, или «глаз на крыше»

Зачастую окна в загородных домах, оформленных в деревенском стиле, украшались ажурной резьбой. Для оформления люкарн в современном строительстве используется резьба из деревокомпозита. Данный вид материала является долговечным и удобным, он не подвергается разрушению в течение длительного периода времени.

Важными архитектурными элементами зданий, участвующими в формировании стиля фасада зданий, стали люнеты. Этот термин служит для обозначения части стены, которая является сегментом круга. Фигура ограничена сверху специальной аркой, а снизу наличником, располагающимся по горизонтали. Люнеты являются сквозными деталями, имеющими окна. Они могут быть глухими, имеющими незаполненное пространство. Иногда они украшаются с использованием лепнины, росписи, мозаики.

Оформление классических люнетов осуществляется с помощью каменных выступов. В готическую эпоху данный вид архитектурного элемента выделялся посредством сложных объемных рельефов, лепнины, шпилей. Поле люнеты заполнялось цветной витражной мозаикой.

Варианты лепнины акротерионов

Фасады зданий, выполненные в классическом стиле, наделяют сооружения законченным внешним видом. Это выражается посредством разных элементов, обозначающих границы архитектурных элементов фасада. К примеру, декоративные элементы здания под названием акротерионы устанавливались по сторонам фронтона на постаментах. С его помощью могли украшаться проемы дверей.

Акротерионы были очень популярны при строении древних храмов

Древнегреческая архитектура предполагала установку акротерионов на храмовых строениях. Это относится к храму Афины на о. Эгине, храму Немезиды в Аттике. Среди изображений более раннего периода известны лиры, грифы, позднее появились пальметты, волюты, вьющиеся лозы, скульптуры.

Значительные изменения акротерионы претерпели во времена Ренессанса. Их нередко применяли для декорирования стен и углов зданий. Для изготовления архитектурных элементов античных времен использовался камень, из которого осуществлялось вытачивание аксессуаров, зачастую это был мрамор. Могли встречаться гранитные лепные элементы, декор из туфа или песчаника.

Времена Римской империи ознаменованы созданием бетонных элементов декора. В некоторых государствах архитектурные элементы фасадов изготавливались из древесины. Известными являются сооружения в Южной Азии, изготовленные из прочных древесных пород. В последние десятилетия на смену минимализму и конструктивизму пришли различные лепные декоративные элементы.

С давних времен и по сегодняшний день для придания любому зданию совершенного вида применяли архитектурные элементы фасада, подчеркивая таким образом индивидуальность постройки и неповторимый ее стиль.

Постройки, в отличие от их создателей и обитателей, именно за счет внешней текстуры фасада здания выражают свою душу, сохраняясь на века в памяти людей.

В наше время благодаря современным технологиям качество используемых материалов для изготовления архитектурных элементов фасадов существенно улучшилось, увеличилось количество применяемых видов, что позволяет архитекторам полноценно реализовать свои задумки, вложив в них свою душу, тем самым подчеркнуть индивидуальность каждого дома.

Колонны, пилястры, балюстрады, арки, карнизы, фрески и другие архитектурные украшения придают зданиям завершенность и полноту, повышая при этом их коммерческую стоимость.

Преимущества архитектурных и декоративных элементов

Фасадные элементы помогают архитекторам воплощать яркие и неповторимые образы, а также визуально корректировать возможные недостатки текстуры фасада здания.

Многообразие форм достигается за счет применения и постоянного усовершенствования передовых технологий, а дешевизна - благодаря использованию более экономичных материалов, чтобы создавать неповторимые архитектурные детали.

Главные преимущества архитектурных элементов

Cохранение или подчеркивание геометрии форм и линейных размеров фасадов, детали производятся быстро или продаются уже заготовками,

Возможность воплощения наиболее невероятных замыслов на стенах здания, высокий уровень устойчивости к физическому, химическому и бактериальному воздействию, отсутствие неприятных запахов;

долгие сроки службы на фасаде здания.

Основные виды архитектурных элементов зданий

Фасад здания сегодня можно отделать разными материалами, создавая определенные декоративные детали и элементы, чтобы украсить и оформить в том или ином стиле постройку.

Независимо от материала наиболее часто применяемыми архитектурными элементами фасадов являются: колонны, карнизы, фронтоны, сандрики, балясина, барельефы, горельефы, фрески на фасаде и другие. Рассмотрим подробней каждый из перечисленных видов.

Карниз представляет собой выступающие элементы, зрительно отделяющие крышу от стен. Выделяют венчающие карнизы, сандрии, эркеры, балконы и лоджии, а также пояски.

Фронтоны - это треугольная часть, являющаяся завершением здания, то есть их применяют для придания стенам завершенного вида под кровельным покрытием. Располагается такая декоративная часть фасада между скатом крыши и карнизом у основания.

Сандрики - это чаще всего увенчанные фронтоном архитектурные элементы, которые устанавливают над окнами дома.

Балясина - это нижняя или верхняя часть фасада здания в виде фигурных столбиков/колонн, используемая для оформления террас, лоджий или балконов.

Барельефы - это выступ в виде различных изображений.

Фрески представляют собой изображение монументальной живописи, используемые непосредственно на поверхностях стен, потолках или сводах.

Обычно такие элементы не применяли для внешнего декорирования, хоть и очень эффектно смотрятся, так как они подвергались вредному воздействию влаги и теряли свой первоначальный вид.

Фасадные фрески

Фасадные фрески различаются между собой в зависимости от применяемой техники: нанесение красок по сырой или сухой штукатурке.

Парапет - это такая часть фасада здания, которая может служить как в качестве ограждения над крышей, так и украшения/дополнения.

Все вышеперечисленные фасадные элементы, а также многие другие можно наглядно рассмотреть на фото.

Особенности отделки фасадов фресками

У многих людей фреска ассоциируется с методами отделки внутренней части интерьера. Сегодня благодаря современным составляющим стройматериалам, такой элемент полноправно занимает место среди внешних архитектурных фасадных элементов.

Фреска фасадная для отделочных внешних работ является изделием революционным, обладающим немалым количеством положительных качеств:

  • она не боится повышенного уровня влажности;
  • ей не страшны косые дожди и заморозки;
  • не влияют перепады температуры;
  • солнечные лучи не портят изображения;
  • не боится мойки от грязи/пыли;
  • устойчива к грибкам и плесени.

Фресковое полотно, используемое для внешнего декорирования, в свой состав включает армированную сетку, которая и удерживает всю поверхность от разрывов, и полимерные элементы, применяемые в красках для стен.

Фресковое полотно может быть различных размеров и необязательно должно содержать эпизодическое действо или портрет. Если, к примеру, верхняя часть будет оформляться фресковым полотном больших размеров, печать декоративного элемента можно исполнить посекторно, а стыки за счет специальных отделочных работ будут вовсе не заметными.

Фресковым полотном очень часто отделывают выступ, поскольку оно тонкое и нетяжелое, в отличие от штукатурок, лепнины и отделочных камней. Отделочные работы внешних фасадов зданий архитектурными фресковыми элементами выполняются очень быстро за счет того, что сразу охватываются большие участки.

Декоративные обрамления на фасаде, или как правильно называется «вот такая штучка».

Давайте разберемся в фасадном декоре.

Какой он бывает? Как его назвать? И как правильно выразить свои мысли.

Аттик

Декоративная стенка, построенная над венчающим архитектурное строение карнизом. Чаще всего украшена рельефными надписями. Прямоугольное завершение Портика.

Арка



Криволинейное перекрытие в пролете между двумя опорами (устоями моста или колонами). Создающее боковой распор.

По форме арки бывают:

- «полуциркульные» - с сечением полуокружности;
- «лучковые» - с дугой менее полуокружности;
- «стрельчатые» - образованные двумя арками, которые пересекаются под углом;
- «многолопастные» - сочетают в себе много мелких арочек.

Антаблемент


Верхняя, несомая часть архитектурного ордена – балочное перекрытие пролета или завершения стен. Горизонтальная часть строения, которая опирается на колоны и состоит из карниза или фриза.

Антаблемент совместно с системой колон очень редко встречается за пределами классической архитектуры. Используется при отсутствии колон для завершения верхней части стены. Бывает, что антаблемент монтируют без его некоторых частей, например антаблемент без архитрава называется облегченным, а без фриза – неполным.

Балюстрада


Балюстрада – это не высокое ограждение террасы, лестницы или балкона. Состоят из фигурных столбиков, соединенные перилами или горизонтальной балкой с верху. Предназначена для ограждения конструкций сложных форм, таких как круглые балконы, винтовые лестницы и т.д.

Болевер


Своеобразная надстройка над зданием, смотровая вышка, беседка. Чаще всего круглая в плане. Поставлена - для вида из него, так сказать для обзора местности.

Балясины


Навесные фигурные столбики, иногда с резным декором. Поддерживающие перила ограждения балкона или лестницы и пр.

Волюта


Архитектурный элемент – спиралевидного завитка, с «глазком» в центре. Состоящая из ордерных капителей, архитектурная часть дверей, окон, карнизов и т.п.

Гирлянда


Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих лент, цветов, листьев и т.п. Такой вид декоративных обрамлений характерный для стиля барокко.

Галерея (гульбище)


Крытое, длинное строение, примыкающее к стене здания. Одну из стен которой заменяют колонны или столбы примыкающие к стене строения.

Гребень


Фигурные завитки, Служат для украшения верха стены.

Закомара


Килеобразное или полукруглое завершение части наружных стен. Повторяет расположенного за ней свода очертания.

Кариатида


Опора в виде скульптурного изображения стоящей женской фигуры. Поддерживающая балочное перекрытии.

Капитель


Верхняя часть колонны или пилястра, в архитектуре служит переходом к покрытию, воспринимает нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

Карниз



В наружной отделке фасадов – выступающий элемент. Который разделяет горизонтальную или вертикальную плоскость по характерным линиям которое необходимо выделить.

Каннелюры



Каннелюры в архитектуре – вертикальные желобки на стволе пилястры или колонны.

Колона


Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, который в свою очередь служит несущей опорой фронтонов или внутренней части строения. Состоит из ствола, базы и капителей.

Ствол покоится на простой или сложной базе, увенчанный капителью. Колоны применяются как для фасадной части зданий, так и для внутренней отделки. Отдельно стоящие колоны, украшенные скульптурой, чаше всего служат памятником. В каркасных домах, колоны чаще всего служат опорой, воспринимая на себя нагрузку от закреплённых к ним элементов.

База – основание, нижняя часть пилястры или колоны.

Консоль


В архитектурном строительстве – выступающий из стены элемент. Служащая, как для декора, так и в качестве полочки, на которую устанавливаются различные украшения, вазы и пр.

Лепнина


Лепное, фигурное, рельефное украшение на фасадах и в интерьерах. Чаще всего отлитые или спресовынные из бетона, гипса и т.д.

Модильон


Модильон, еще используется название Модульон – украшение в карнизе, в виде небольшого кронштейна, с лепным листом в нижней части.

Наличник


Декоративное обрамление дверных и оконных проемов. Состоящий из фронтона. Так сказать накладная планка в виде рамы вокруг окон и дверей.


Ниша


Своеобразный архитектурный элемент, а попросту – углубление в стене дома, для установки различных предметов интерьера.

Экседрами называются полукруглые ниши.

Панно



Скульптурное или живописное изображение декоративного или тематического характера. Прикрепляются к стенам, потолкам и т.д., и обрамлено рамкой или лентой арнамента. Панно служит для постоянного или временного украшения

Парапет


Не высокая сплошная стенка, которая проходит по краю террасы, балкона, крыши и т.д., на набережной в качестве заграждения, дамбы, в качестве защиты от действия волн. Также парапет служит так называемым постаментом, например для декоративных статуй.

Пилон


Колонна или столб, чаще всего со скульптурными украшениями, у входа в здание, в воротах зданий и т.д. служащие опорой перекрытий или отдельно стоящие по сторонам входов или въездов. Большие столбы служат опорой например в подземных станциях метро, либо поддерживают тросы на больших висящих мостах.

Портик


Открытая галерея на колонах или столбах и помещенных перед фасадом здания. Обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или артиком.

Пилястра


Выступ, плоский или вертикальный, прямоугольного сечения на поверхности столба или стены. Пилястра обладает теми же частями (ствол, капитель, база), что и колона, а служит для деления плоскости стены. Служит преимущественно в качестве декоративного элемента. Иногда пилястра усиливает стену.

Рокайль



Главный элемент орнамента стиля рококо. Напоминает форму завитка раковины. В начале XXIII века появился во Франции, использовались при украшении павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (причудливые растения, морские раковины, обломки скал и т.д.). Иногда термин «Рокайль» применяется для обозначения стиля рококо.

Ротонда


Круглая в плане постройка, центрическое сооружение, чаще всего увенчанная куполом (храм, мавзолей, повильен).

Руст, рустовка, рустик


Рельефная кладка или облицовка стен камнем с выпуклой и грубо отесанной поверхностью. Создавая впечатление массивности и мощи строения. При отделке фасада штукатурками, рустик имитируется разбивкой стены на полосы и прямоугольники.

Сандрик


Декоративный архитектурный элемент в виде небольшого карниза, который располагается над проемом двери или окон на фасаде дома, иногда применяется в интерьере.

Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тимпан


Углубленная часть стены, ниша, треугольного или стрельчатого очертания над дверьми или окнами. В Тимпан чаше всего размещают живописные картины, гербы, скульптуры и др.

Фасад

Наружная сторона сооружения, здания, дома. В зависимости от формы строения и ее окружения различают


    Главный фасад,

    Уличный фасад,

    Боковые фасады,

    Уличный,

    Дворовый,

    Парковый и другие фасады.

Пропорции, тектоническое и декоративное деления фасада как правило определены назначением здания, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Фриз


Средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон


Лицевая часть стены, завершение фасада дома, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.


Цоколь – нижняя часть наружной стены здания, обычно несколько выступающая, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте, обычно несколько выступающая. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями получает декоративную обработку.

Энтазис


Энтазис – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части как правило на одну треть ее высоты, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

В данной статье мы очень коротко попытались объяснить основные архитектурные «словечки»

Вот теперь мы знаем все!


Всем известно, что фасад дома – это его лицо. Красивый и ухоженный внешний вид всегда производит положительное впечатление. Также декор фасада дома позволяет сделать выводы и о вкусах хозяев дома. Оформление должно быть не просто оригинальным, но и функциональным, то есть обладать теплосберегающими, влагонепроницаемыми, пожаробезопасными качествами.

Эта технология утепления позволяет придавать экстерьеру здания неповторимый внешний вид

Натуральные каменные фасады - элегантно, надежно и долговечно

Декоративная штукатурка желтого оттенка - цвет оптимизма и радости жизни

Современные технологии позволяют изготавливать прочный и красивый фасадный декор из самых разнообразных материалов.

Пенопласт

Пенопласт – один из самых распространенных материалов. Широкое применение изготовление пенопластового декора получило благодаря целому ряду достоинств:

  • легкость;
  • прочность;
  • высокая устойчивость к температурным изменениям;
  • простой монтаж;
  • низкая стоимость;
  • незаметные швы между изделиями.

Фасадный декор из пенопласта вполне можно смонтировать самостоятельно. Чаще всего из подобного материала выполняются следующие элементы украшения дома.

По прочности и морозоустойчивости панели на полимерной основе превосходят многие строительные материалы

Благодаря декоративному внешнему виду и богатейшей цветовой гамме, облицовочный кирпич остается востребован при строительстве домов и коттеджей

Наименование

Описание

Для уникальной отделки в форме полукруглой конструкции окон и дверей строения.

Архивольты

В основном применяются для декора интерьера, но в определенных случаях их можно использовать и в украшении фасада. Например, для выделения из стены начала дуги арки.

Балюстрады

Выглядят как ряд небольших столбиков, которые могут иметь различные загибы, изменения по ширине и другие архитектурные дополнения.

Своеобразные горизонтальные разделители стен. В большинстве случаев они применяются на выступающих частях здания.

Выступают как ведущий элемент фасадного декора, вокруг них располагаются все второстепенные компоненты. Представляют собой высокие столбики различной ширины. Могут применяться для отделки и дачного и городского дома.

Капители

Архитектурные дополнения к колоннам, располагающиеся на верхней их части. Они придают декору особую оригинальность.

Пилястры

Небольшие вертикальные выступы, в некотором роде напоминающие колонны.

Сандрики

Используются для украшения окон, напоминают по форме карнизы.

Представленный в таблице список – это далеко не все элементы декора, которые можно создать из пенопласта.

Металлические панели будут служить долго даже при суровых климатических условиях

Солидный вид зданию придает стена из мраморного камня

Отделка стен камнем будет служить долго даже при суровых климатических условиях

Как уже говорилось, установка пенопластовых изделий доступна по цене и не имеет особых трудностей. Декорировать фасад вполне можно самостоятельно. Для этого потребуется последовательно выполнить следующие действия:

  1. Очистить поверхность от загрязнений, пыли.
  2. Загрунтовать стену и оставить ее просохнуть на сутки.
  3. Приготовить все необходимые материалы для крепежа (клей, шпильки, дюбеля) и обработки стен после закрепления деталей (пена для монтажа, грунтовка, краска).
  4. Отметить расположение декоративных элементов на фасаде, последовательность их закрепления, укрепить дюбели в стене.
  5. Проверить на чистоту все пенопластовые изделия, высверлить отверстия под дюбеля (необходимо следить за тем, чтобы не было выхода на наружную поверхность).
  6. Нанести клей на детали и закрепить их на фасаде.
  7. Аккуратно заделать все швы с помощью монтажной пены.
  8. Загрунтовать поверхность и покрыть краской.

Мокрый фасад на стенах

Большой особняк с деревьями и фонтаном – элегантно, надежно и долговечно

Стеклофибробетон

Фибробетон представляет собой разновидность прочного камня из искусственных волокон (внешне напоминает натуральный камень). Стеклофибробетон намного прочнее и надежнее в эксплуатации, чем рассматриваемый ранее пенопласт. Архитектурные изделия выглядят как оболочка толщиной до 25мм, которая крепится на поверхность. Стеклофибробетон отличают следующие качества:

  • высокая прочность;
  • устойчивость к появлению трещинок;
  • пониженная хрупкость элементов (достигается за счет возможности незначительных деформаций);
  • влагоустойчивость;
  • устойчивость к резким перепадам температур;
  • легкость;
  • удобство монтажа.

Декоративная штукатурка придаст стене неповторимый образ

Стены дома из лицевого кирпича не накаляются в жару и сохраняют тепло зимой, когда трещат морозы

Металлическая крыша будет служить очень долго при любых погодных условиях

Несмотря на большое число плюсов стеклофибробетона, есть и несколько его недостатков:

  1. В сравнении с аналоговыми материалами масса больше.
  2. Высокая цена.
  3. Сложная крепежная система.
  4. Потребность в точных чертежах установки.

Важно! За разработкой чертежей лучше обратиться к специалистам, которые точно смогут рассчитать расположение каждого компонента декора из стеклофибробетона на фасаде дома.

Внимание! Все работы проводятся после завершения строительства стен.

Отделка фасада дома под камень наиболее популярна и успешно повышает статус владельца

Деревянный балкон станет отличным местом для отдыха

Пенополиуретан

Архитектурные элементы фасадного декора, созданные из полиуретана имеют следующие достоинства:

  • высокая прочность;
  • легкость (особенно в сравнении с стеклофибробетоном);
  • устойчивость к температурным изменениям;
  • очень прочное и надежное закрепление на поверхности;
  • отсутствие деформаций
  • возможность создать любые узоры без ограничений.

Благодаря отделке фасадов декоративной штукатуркой любое здание приобретает элегантный и респектабельный вид

Акриловый сайдинг сохраняет свою прочность в течение всего периода эксплуатации, не выгорает и устойчив к перепадам температур

Такой вид отделки стен выдержит воздействие осадков и низких температур в течение многих лет, не теряя своей формы

Установка вполне может производиться без помощи специалистов. Главное все действия выполнять точно и аккуратно. Последовательность монтажа следующая:

  1. Тщательная очистка фасада.
  2. Разметка расположения элементов декора их крепежей.
  3. Установка дюбелей в обозначенные места.
  4. Обработка тыльной поверхности всех деталей мелкой наждачной бумагой и высверливание в них отверстий под дюбеля.
  5. Грунтовка всех элементов (потом необходимо просушить в течение суток).
  6. Прикрепление к стене с помощью клея.
  7. Крепление с применением гвоздей.
  8. Отделка стыков, затирка шляпок от гвоздей.
  9. Покраска.

Полимербетон

Изделия для фасадного декора из полимербетона не менее популярны. В их состав могут входить следующие компоненты:

  • кварцевый песок;
  • щебень;
  • смола.

Главное его отличие от рассматриваемых выше материалов – поразительное внешнее сходство с натуральным камнем. Сами изделия при этом имеют незначительный вес, легко монтируются. По эскизу можно заказать изготовление декора абсолютно любой формы или размера. Все зависит от желания и фантазии заказчика.

Кроме фасадного декора полимербетон часто используется для создания колонн и лестничных перил.

Эта технология утепления позволяет придавать экстерьеру здания неповторимый внешний вид благодаря изобилию декоративных красок

Выбор фасадного декора

Выбирая материал для изготовления фасадов обязательно нужно учитывать общую стилистику здания. Главное, чтобы вся отделка смотрелась гармонично, не было перегруженности.

Специалисты рекомендуют горизонтальное деление здания с помощью декора, когда требуется подчеркнуть его солидность. Такой вид подойдет зданиям с малым количеством этажей. А вот высокий дом с коротким фасадом лучше преобразить элементами вертикальной направленности.

Сочетание декоративных элементов разной направленности в общей плоскости требует тщательной подготовки и продуманности всей композиции.

Солидный вид зданию придаст горчичный цвет стен

Деревянный сайдинг экологически безопасный материал, который не подвергается коррозии

Такой вид отделки придаст экстерьеру здания неповторимый внешний вид

Какие архитектурные декоративные элементы к какому виду относят представлено в таблице:

Благодаря мокрому фасаду на стенах внутренних помещений не будет образовываться конденсат

Фиброцементные панели выдерживают воздействие осадков и низких температур в течение многих лет, не теряя своей формы

К отдельным декоративным элементам относят:

  1. Лепнина. В большинстве случаев она может быть изготовлена из искусственного камня (реально подобрать материал, максимально похожий на натуральный камень), полимербетона, полистирола. Для ее создания выбираются легкие материалы.
  2. Молдинги. К этой группе можно отнести оконные наличники, разного типа короны и карнизы, уникальное по своей архитектуре подоконники. Они способствуют оригинальному зонированию здания.

Выбор материала во многом зависит от объема элементов декора и их расположения на фасаде.

Видео: Фасад дома. Отделочные материалы для отделки дома

50 фото идей отделки фасада дома:



В продолжение темы:
Погреб и подвал

Сергей Михайлович Крылов (1919-1979) - советский генерал-лейтенант внутренней службы, начальник организационно-инспекторского управления МВД СССР (1969-1971), начальник Штаба...

Новые статьи
/
Популярные