Почему изменяется цвет листьев осенью. Граубин георгий рудольфович

Необычную гипотезу, объясняющую, отчего осенью листья европейских деревьев в основном жёлтого цвета, а Америки и Азии — красного, выдвинули биологи Симша Лев-Ядун (Simcha Lev-Yadun) из израильского университета Хайфы-Ораним (University of Haifa-Oranim) и Ярмо Холопайнен (Jarmo Holopainen) из финского университета Куопио (Kuopion yliopisto). Они считают, что во всём «виноваты» горы, существовавшие на этих территориях несколько миллионов лет назад.

Учёные заметили, что в Северной Америке и Восточной Азии преобладающим цветом осенних листьев является красный, в то время как Европа облачается в жёлтые тона. Поразмыслив над имеющимися данными, биологи пришли к выводу, что цвет листьев определила история.

Но прежде чем рассказать об их теории, вспомним, отчего вообще происходит смена окраски листьев. Каждому школьнику известно, что их зелёный цвет определяется хлорофиллом. Пигмент, участвующий в процессе фотосинтеза, вырабатывается в течение всего лета.

Когда начинаются первые холода, производство важного вещества останавливается. За неимением зелёного красителя на листьях проявляются жёлтый и оранжевый пигменты (каротиноиды, те же соединения, что придают яркий цвет моркови). Они присутствуют в листве всегда, но летом «заглушаются» хлорофиллом.

А вот с красным цветом дела обстоят несколько сложнее. Дерево тратит много сил на производство соответствующих пигментов (антоцианов). Причём их выработка начинается лишь осенью. Но зачем? Ведь листья в скором времени всё равно умрут.

Считается, что красные пигменты защищают листья от вредного солнечного излучения и оберегают клетки листьев от замораживания. Некоторые исследователи также предполагают, что красный цвет отпугивает вредителей, которые с аппетитом накидываются на жёлтые листочки. К этой версии склоняются и Лев-Ядун и Холопайнен.

Они считают, что начиная с 35 миллионов лет назад вечнозелёные леса и джунгли, покрывавшие большую часть надводной территории Земли, пережили множество ледниковых периодов и засух. В результате деревья научились сбрасывать листву на время зимовки. Тогда же мог появиться и защитный механизм выработки красных пигментов, отпугивающих насекомых.

Но откуда же появилось отличие в доминирующем цвете? И тут исследователи обращаются к географии. В Северной Америке и Восточной Азии горные цепи в основном протягиваются с севера на юг. Когда климат изменялся, происходила миграция растений, животных и сопутствующих им вредителей, горы же во многом определяли направление этих перемещений.

То же самое происходило и в Европе, но там Альпы и их «отростки» протянулись с востока на запад. А значит, «сбегать» от холода им было куда сложнее (то ли дело, когда тепло). В результате многие виды деревьев вымерли, а с ними и зависящие от них вредители. Необходимость в активной выработке красных пигментов отпала.

Какие красители окрашивают листья в разные цвета.

В течение года наша планета играет различными красками. А все благодаря растениям, на которые она богата. И, наверное, у многих возникал такой вопрос: почему листья того или иного цвета? Особенно, это интересует наших детей, которые так любят задавать вопросы. А чтобы им правильно отвечать, нужно хорошенько самим разобраться.

Какой пигмент окрашивает листья в зеленый, красный цвет?

В школьной программе на уроке биологии обязательно проходят подобную тему. Некоторые, возможно, уж подзабыли, а некоторые еще просто не знают. Но пигмент, который отвечает за зеленый цвет листьев – это хлорофилл. Давайте немного подробнее разберемся в этом аспекте.

Зеленый цвет листьев:

  • Хлорофилл – это вещество, которое поглощает солнечный свет и, с помощью воды и углекислого газа, вырабатывает для растений полезные органические вещества. Или, как говорится на научном языке, превращает неорганические вещества в органические.
  • Именно этот пигмент и является фундаментальным в процессе фотосинтеза. Благодаря ему, все живые организмы получают кислород. Да, эта информация известна любому школьнику. Но немногие задумывали, каким образом хлорофилл окрашивает листву в зеленый цвет.
  • Да, сам элемент имеет тоже зеленый цвет. А поскольку он преобладает в растениях, то и цвет зависит от него. И можно провести прямую зависимость между цветом листвы и количеством хлорофилла.
  • Но это еще не все. Если углубиться более детально в подобную тему, то можно узнать гораздо больше. Дело в том, что хлорофилл поглощает спектры таких цветов, как синий и красный. Это и есть та самая причина, почему мы видим листья зеленого цвета.

Красный цвет листьев:

  • Исходя из вышеперечисленных причин, можно найти ответ, почему листья бывают красного цвета. Даже, если не брать во внимание курс биологии. С логической точки зрения красный цвет тоже, в какой-то степени, зависит от хлорофилла. А точнее, от его отсутствия.
  • Пигмент, отвечающий за красный цвет в листке – это антоциан. Также этот элемент отвечает за синюю и фиолетовую окраску листьев, цветов и плодов.


  • Антоциан, как и хлорофилл, поглощает определенные цветовые спектры. В данном случае, это зеленый цвет.
  • Кстати, есть такие растения, которое не имеют зеленого окраса листьев или цветов. Это зависит от того, что в них отсутствует хлорофилл. А на его месте антоциан.

Чем объяснить изменение окраски листьев деревьев осенью?

Какой же красивой бывает у нас осень. Несмотря на дожди и пасмурное небо, она по-своему прекрасна. Именно осень деревья окрашены в различные цвета. Конечно, зависит от погоды и природы дерева. Но каждый обращал внимание, что даже на одном листке может быть несколько оттенков или цветов.

  • Раньше считалось, что все пигменты присутствуют в листве постоянно. А когда количество хлорофилла снижается, тогда становится видно и другие краски. Но этот вариант не совсем правдивый. Конкретно относится к антоцианам.
  • Этот пигмент начинает появляться в листьях только после того, как начнет снижаться уровень хлорофилла.
  • Давайте рассмотрит это процесс более детально. Осенью уже солнышко не так греет, а значит, хлорофилла становиться меньше. Поскольку именно он отвечает за питательные вещества в растениях, то и их количество сокращается. Так листья начинают готовиться к холодам.
  • Этот процесс очень тонок и продуман. Все те полезные вещества, которые растение накопило за лето, медленно двигается в ветви и корень. Там они и будут находиться все холодное время. А весной будут использовать этот запас для того, чтобы появились новые зеленые листики.


  • Но цветовую раскраску листьев, кроме естественных природных процессов, также влияет и погода. Обычно в солнечную погоду больше преобладает антоциан. Если осень пасмурная и дождливая, тогда будет больше желтого цвета деревьев.
  • Но и это еще не все. Окрас листьев также зависит от породы самого растения. Каждый замечал, что у клена часто красноватые листья, а вот липа и береза всегда одеваются в золотистый цвет.
  • Непосредственно перед зимой, когда полностью разрушились все красящие пигменты, листья становятся коричневого цвета. В них уже не остается никаких питательных веществ, листья засыхают и опадают. На этом этапе становится видно клеточные стенки листьев.

Какое вещество окрашивает листву в желтый: растительные пигменты

Желтый цвет очень красивым бывает осенью, особенно в ясный и теплый день. Не зря еще осень называют золотой. Практически любое растение меняет свой окрас, начиная с желтого цвета. Да, у одних это единственный цвет, а некоторое имеют его лишь как дополнительный.

  • За каждый цвет отвечает конкретный пигмент. Каротин – этот пигмент дает растениям желтый цвет. Слово знакомое и его можно часто услышать в рекламе. Возможно, многие не знали его значение. Или просто даже не задумывались, что это такое.
  • Этот пигмент относится к группе каротиноидов. Находится во всех листьях и растениях. Находится в них постоянно. Просто хлорофилл преобладает над каротином, поэтому листья в основном зеленого цвета. А после его распада, начинают окрашиваться в другие краски.


  • Такой растительный пигмент используется как натуральный краситель. Его добывают химическим путем, но исключительно из натурального сырья. Он широко применяется в пищевой промышленности и других областях.
  • Бета–каротин , который просто затмил рекламный бизнес, также относиться к каротиноидам. Дело в том, что их начисляется около 600 подвидов. Его имеют практически все желтые, красные, оранжевые и даже зеленые овощи и фрукты. Например, зеленый лук, помидор, тыква, хурма, черника, щавель морковь. Перечислять очень долго. Также он очень важен ля человеческого организма.

Какое вещество окрашивает листву в оранжевый: растительные пигменты

Оранжевый цвет также как желтый находится в листьях постоянно, просто его затмевает хлорофилл. Тем самым, делая растения зелеными. И оранжевый цвет также начинает проявляться, когда разрушается тот самый хлорофилл.

  • За оранжевый цвет отвечает такой пигмент, как ксантофилл. Он тоже относится к классу каротиноидов, как и каротин. Ведь эти цвета находятся на тонкой грани между собой.
  • Хотелось бы отметить, что морковь окрашивает именно этот пигмент. В ней его находится больше всего. Следовательно, за оранжевый цвет всех плодов и цветом отвечает именно этот пигмент.
  • Ксантофиллы, как и другие каротиноиды, необходимы человеческому организму. Другим живым существам тоже. Поскольку они не могут его самостоятельно синтезировать, а могут получить лишь с едой.


  • Не секрет, что морковь богата на витамин А. Соответственно, все эти пигменты главные носители данного витамина. Точнее говоря – предшественники.
  • Также стоит отметить, что они являются антиоксидантами в нашем организме. Об этом аспекте известно каждой девушке. Ведь от этого напрямую зависит внешний вид волос, ногтей и организма в целом.

Самые сильные оранжевые природные красители

Каждая хозяйка сталкивалась на кухне с такой проблемой, когда после, например, свеклы, руки становились красного цвета. Если много тереть моркови, то может случиться такая же история. Просто цвет не такой насыщенный, поэтому не так заметен. Также, сорвав определенный цветок, можно окрасить руки в соответствующий цвет.

  • Природные красители широко используются в кулинарии, для покраски тканей, в медицине и косметологии.
  • Красящие пигменты вырабатывают бактерии, кораллы, грибы, водоросли и растения. Естественно, соответствующего цвета. Конечно, самыми доступными являются растения.
  • Добыть их можно самостоятельно, главное соблюдать технологию. А также необходимо знать, какие ингредиенты подходят для этих целей.


  • морковь
  • листья и цветы чистотела
  • цедра мандарина и апельсина
  • паприка
  • шелуха от лука
  • тыква

Как видно, все продукты доступны и практически все имеют оранжевые цвет. Также получить такой краситель можно путем смешивания желтого и красного цветов.

Листья, какой группы деревьев осенью краснеют?

Наверно, многие замечали, что не все деревья имеют красный цвет осенью. Но какая же красота получается у природы. Особенно, в сочетание с желтыми и оранжевыми цветами. Складывается впечатление, будто лес окутан в праздничные наряды. Но какие же деревья имеют именно красный оттенок? Давайте рассмотрит это вопрос подробнее.

  • Этот цвет не находится в листьях постоянно, а начинает вырабатываться лишь после распада хлорофилла
  • Обычно, краснеют те деревья, которые растут на бедной не обогащенной минералами почве
  • Интересный факт – этот цвет деревья используют для отпугивания насекомых и вредителей
  • Антоциан, наличие которого и окрашивает листву в красный цвет, помогает переносить заморозки и избежать переохлаждения
  • Чаще встречается в таких деревьях, как клен, рябина, черемуха и осина

Изменение цвета деревьев — это настоящее чудо природы за которым так приятно наблюдать. Радуйте себя приятными эмоциями осенью, ведь это незабываемые приятные ощущения.

Видео: Почему листья меняют цвет?

«Почему листья меняют свой цвет?» Выполнила: ученица 2 «А» класса Теплякова Дарья Руководитель: Потемкина Л.Л г.








Этой осенью я более внимательно изучала осенние листья. Несколько раз ходила в лес на прогулку, наблюдала за разными деревьями. Собирала листья, приносила их домой, рассматривала, засушивала и делала гербарий. Собирала листья, приносила их домой, рассматривала, засушивала и делала гербарий.






Я решила, что строение листа приблизит меня к открытию тайны расцветки листьев. Я прочитала в учебнике биологии, что лист состоит из 2-х частей: листовой пластины и черешка. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Жилки – это сосуды, по которым движется вода и питательные вещества. А еще я узнала, что в каждом листке содержится много чудесных зерен. Это хлорофилл. Хлорофилл – это будто крошечная кухня внутри каждого листочка. Она помогает превратить солнечный свет и воду в пищу для растений.




Известный русский ученый К.А. Тимирязев называл зеленый лист фабрикой жизни. Упадет на лист солнечный луч – и «фабрика» начинает работать. Нет света – и замирает работа в зернах хлорофилла. Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества хлорофилла.


Но наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты: желтый –и оранжевый. Летом они не заметны, т.к. замаскированы хлорофиллом. Осенью хлорофилл разрушается и тогда появляются другие – желтые и красные оттенки листьев. Разрушение хлорофилла сильнее происходит в солнечную погоду. Помимо золотых осенние наряды листьев содержат багряные оттенки.


Вывод: Осенью из-за понижения t o, уменьшения солнечного света хлорофилл разрушается и появляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла, каротина и антоциана. Листья не меняют свой цвет, просто они теряют свой зеленый цвет. Так я узнала о том, как они становятся разноцветными и такими красивыми. Мое предположение о том, что изменение цвета листьев связано с понижением t o воздуха частично подтверждается, а предположение о том, что в листе появляется красящее вещество – нет.



Георгий Рудольфович Граубин

Почему осенью - листопад?

Как-то весной мне пришлось заночевать с товарищем на берегу сибирской реки Онон. Заснуть нам так и не удалось: наши зубы стучали от холода, хотя поверх спальных мешков мы прикрылись телогрейками и плащами.

Но каково же было наше удивление, когда утром мы увидели лужицы, которые не покрылись за ночь даже тоненькой коркой льда! А ведь поздней осенью, выезжая на охоту, мы спали в этих же самых мешках в такие ночи, когда лужи промерзали до дна, а берег быстрой таежной речки сковывал крепкий лед!

Оказывается, осенью наш организм готовится к зиме и наступление холодов ему не страшно. А весной закалка теряется - поэтому даже небольшой холод так сильно ощутим.

Не только человек, но и все живое потихоньку, исподволь готовится к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. Накапливают его летучие мыши, комары. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.

Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.

Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.

А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины... Все как по часам.

И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи.

Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества.

В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.

Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.

А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.

Что произошло?

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ

Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная.

В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит.

Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой.

Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи". Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды.

Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.

Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемые сюжеты:

  • “Октябрь. Листопад”;
  • “Октябрь. Золотая осень”
  • “Сентябрь. Разноцветная осень” Из диска: “ Двенадцать месяцев. Осень”

Технологии:

  • Дифференцированное обучение.
  • ИКТ-технологии
  • Работа в группах

Цели урока

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп

Ход урока

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

Просмотр сюжета: “Октябрь. Золотая осень”

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
Наталия Антонова

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ирина Токмакова

Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня -
Букет oдин
Того
Огня.
Семен Островский

Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. СЛАЙД 7

О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

  • Какой день был самым теплым?
  • Что удивило вас в природе за неделю?
  • Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. - Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Что происходит осенью с травянистыми растениями?

Почему начинается листопад?

Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Просмотр сюжета: “Октябрь. Листопад”

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз . СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. – Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

У. – Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. – Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

  • Что изменяется в жизни растений осенью?
  • У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?
  • Какого цвета листва сирени осенью?
  • У какого дерева листва желтеет первой?
  • Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
  • Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. – Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. – Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. – Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб) СЛАЙД 17

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. – Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. – Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. – Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

(И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.

(И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

У . – Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. – Какой вопрос подготовила Катя?

Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. – Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. – О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. – Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. – Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. – Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница - дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. – Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. – Какие растения ещё цветут осенью?

У. – Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. – Завершите работу с маршрутными листами.

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. Слайды 21-32 (просмотр сюжета “ Сентябрь. Разноцветная осень”

9. Итог урока. Рефлексия.

У. – Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.

Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10. Домашнее задание.

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа.

  • Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?
  • У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?
  • Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы.

  • Учебник с.48.

4 группа.

  • Составить кроссворд “Осенняя клумба”.


В продолжение темы:
Гостиная

Многие женщины следят за своей фигурой и придерживаются различных диет для похудения. Есть способ проще: включить в рацион тыкву. Тыква калорийность имеет небольшую, более...

Новые статьи
/
Популярные