Римский дом описание верхний этаж. Жилища и повседневный быт древнего рима


Богатые римляне имели отдельные городские дома, называвшиеся домус. Они были одноэтажными или двухэтажными. Через вестибюль посетитель попадал в самое большое центральное помещение дома. Оно называлось атрий. В атрии патрон принимал клиентов, вел переговоры, заключал сделки. В центре крыши было большое отверстие, а под ним - красивый бассейн для сбора дождевой воды. Стены атрия украшали восковые маски знаменитых предков хозяина дома. Жилые помещения - кухня, столовая, кабинет, спальни - размещались с трех сторон атрия и на втором этаже. Излюбленным местом отдыха всей семьи бьт перистиль, небольшой сад с кустарником, цветами, фонтанами, окруженный красивой колоннадой. Он располагался в конце дома, подальше от шумного атрия.

Римская улица. Реконструкция
Атрий

Перистиль

Подавляющее большинство римлян жило в многоэтажных домах, называвшихся инсулами. Римляне научились строить шести- и даже девятиэтажные дома. На первом этаже размещались мастерские ремесленников, лавки купцов, кабачки и таверны. На втором этаже зажиточные римляне снимали многокомнатные квартиры. Чем выше этаж, тем беднее были люди, жившие там. Все приходилось поднимать на себе - воду, вещи, продукты. Не было ни канализации, ни отопления. Инсулы часто строились из некачественного материала и к тому же поспешно. Поэтому они часто рушились. Гибли десятки и сотни людей. Но еще более страшным бедствием были пожары, во время которых выгорали целые районы Рима.

Одежда римлян во многом была похожа на одежду древних греков. Она изготавливалась из шерсти и льна. Римляне не кроили одежду. Скроенная одежда была признаком варварства. Основными видами мужской одежды были туника и тога.
Туника делалась из двух прямоугольных кусков материи, сшитых по бокам. Ее надевали на голое тело. Она была домашней одеждой, появиться в обществе в одной тунике было неприлично.
Тога - официальная одежда римских граждан. Ее имели право носить только граждане Рима. Тога - это большой кусок шерстяной материи. Правильно надеть тогу было большим искусством, поэтому мужчины часто прибегали к помощи рабов и домочадцев. Тоги с широкой пурпурной каймой носили сенаторы.
В повседневной жизни римляне, особенно ремесленники и крестьяне, носили плащи разных видов.
Женщины поверх туники надевали столу, длинное платье без рукавов. Стола была домашней одеждой. На улице и в обществе поверх столы римлянки надевали паллу - кусок материи, в который заворачивались разным способом, иногда накидывая край ткани на голову.


Одежда римлян

Цветом официальной одежды был белый, но плащи и паллы часто окрашивали в самые разные цвета.

Еще по теме Римский дом:

  1. Тема семинарского занятия № 19: Римское общество и государство в IV - V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.
  2. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Белгородский государственный национальный

исследовательский университет" (НИУ "БелГУ")

Педагогический институт

Историко-филологический факультет

Кафедра российской истории


Курсовая работа

Жилища и повседневный быт Древнего Рима


студентки дневного отделения

курса группы 02031102

Пономаревой Н.А.

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент Литовченко Е.В.


Белгород 2014



Введение

Глава II. Быт древних римлян

1 Семейный уклад

2 Распорядок дня и развлечения

3 Мебель и домашняя утварь

4 Питание

5 Водоснабжение

Заключение


Введение

жилище древний рим быт

Актуальность данной темы заключается в том, что данная работа "Жилища и повседневный быт" представляет большой интерес, так как даёт возможность увидеть повседневную жизнь населения Римской империи, с бесконечным множеством интереснейших мелочей бытового уклада. В наши дни, в нашей жизни можно найти много общего с жизнью людей того времени. Такое же значительное расслоение общества, также кто-то живёт в развалинах и с трудом за них расплачивается, а рядом стоят особняки миллионеров, которые бесстыдно, как и в Древнем Риме скупают земли, давая взятки, ответственным лицам. Строятся шикарные общественные здания, и храмы в то же время нет денег на ремонт крыш во многих многоэтажках. Исторический опыт Древнего Рима - в некоторых отношениях напоминает отечественный, и он помогает лучше понять и принять настоящее.

Объект: история повседневности Рима

Предмет: социальные взаимосвязи и система постройки жилищ в Древнем Риме

Цель: рассмотреть жилища и повседневный быт в Древнем Риме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить основные типы жилища и их функции;

выявить соответствие между богатством виллы и социальным статусом римского гражданина;

изучить повседневный быт древних римлян.

Методология работы:

Методами исследования могут быть обобщающий метод и проблемно-хронологический. Методы используются для установления причинно-следственных связей и конкретно-исторической интерпретации ключевых для раскрытия темы событий.

Историография. Повседневному быту и описанию жилищ жителей Древнего Рима в трудах историков уделено значительное место, в основном эти работы начали появляться, после того как приступили к раскопкам в Помпеях и Геркулануме, давших значительный материал для археологов и историков, изучающих античный период.

Повседневной жизни Рима и его жителей посвящена работа историка античности М.Е.Сергиенко "Жизнь в древнем Риме" Автор стремиться познакомить с бытом и обыденной жизнью населения Рима в I в. н.э. Отдельная глава книги посвящена дому и жизни в нём. Подробно описаны все помещения дома, их история и эволюция. В другой своей книге, "Помпеи" выпуск которой, в 1949 г. был приурочен к 200-летию начала раскопок в этом древнем городе, М.Е. Сергиенко также знакомит с жизнью античного города и его граждан. Используя материалы археологических раскопок в Помпеях она на конкретных примерах рассматривает устройство дома, его обстановку, расположение тех или иных помещений. Она отмечает, что "Дом ставили так, что он имел вид маленькой крепости, которая сосредотачивала всю жизнь внутри себя, противопоставляя напору враждебных внешних сил прочные непроницаемые стены". Кроме описания городского жилища в книге также описываются деревенские усадьбы их расположение и особенности. Автор отмечает, что "Каждая деревенская усадьба состояла обязательно из двух половин: "городской", где хозяин отдыхал, занимался, принимал гостей и развлекался, и чисто хозяйственной "деревенской" - с хлевами, сараями, помещениями, где приготовляли и хранили вино и оливковое масло, с амбарами и кладовыми, кухней и каморками для рабов".

Обращаясь к свидетельствам античных писателей и исследованиям современных ему учёных, французский историк П. Гиро воссоздаёт семейный и государственный уклад, обычаи и нравы Древнего Рима. Значительное место в книге уделено описаниям жилищ - это и римский дом богатого горожанина, и жилище бедняка в Риме, и великолепные виллы "среди очаровательной природы". Автор описывает внешний вид домов и их интерьеры, устройство полов, потолков, стен. Рассказывая о многоквартирных домах, П. Гиро замечает, что "Громадное большинство римских граждан жили в наёмных помещениях".

В неожиданном ракурсе предстаёт древнеримская цивилизация в книге Жан-Поля Робера "Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой" Автор весьма убедительно показывает, какое подчас неожиданно большое влияние мода оказала на древнеримскую архитектуру, игры, литературу, экономику и даже религию.

Начало книге Ф.Ф. Велишского "Быт греков и римлян" послужили археологические разыскания, произведённые автором в Италии. Целью её было облегчить понимание античной жизни. Большое место в работе автор уделил описанию римского дома, включив сюда историю дома, его эволюцию, описание многоквартирных домов и жизни в них, описаны также имения в деревне.

В книге известного писателя и историка М. Гранта "Римляне. Цивилизация Древнего Рима" содержатся обширные сведения о повседневной жизни граждан Древнего Рима. Исследуется сфера их общественных интересов - наука, религия, философия, искусство, литература и архитектура. Целью автора было по его собственному отзыву "обрисовать черты цивилизации древних римлян…". Им рассматриваются как жилища состоятельных римлян и их украшения, так и такое "итальянское изобретение", как многоквартирный дом, а также технология их возведения и эксплуатация.

Интересные материалы по истории Древнего Рима содержатся во втором томе сочинения В. Вегнера "Рим. История и культура римского народа" Автор рассказывает о жизни римских граждан и населения империи, в частности подробно описывает произведения искусства, украшавшие жилища древних римлян и сами жилища.

Книга профессора К. Куманецкого "История культуры Древней Греции и Рима" была подготовлена многолетними исследованиями учёного. Автор подробно прослеживает все этапы развития прикладного искусства, архитектуры, скульптуры. Касаясь жилищ, автор замечает, что "На тесных улочках в центре города можно было встретить четырёхэтажные, кое-как построенные доходные дома для малоимущих. Для себя богачи сооружали по образцу греческих, ведь для настоящих сокровищ искусства, захваченных римлянами в эллинистических городах, примитивный римский дом, состоящий из атрия и спальни, был слишком жалок". Причинами эволюции богатого римского дома автор считает не только моду, но возросшие эстетические требования.

Таким образом, в историографии мы не встретили исследования, которое было бы подобным нашему.

Источники. О повседневной жизни римских граждан и их жилищах римские писатели упоминают во многих произведениях, они описывают условия жизни или самих авторов или их друзей и знакомых: городские особняки и многоквартирные дома, хижины и виллы. Так в остроумных эпиграммах Марка Валерия Марциала высмеиваются царившие в Риме порядки, показана жизнь людей не очень состоятельных, даётся описание квартир в доходных домах, и тут же описываются дома и пиры богачей.

В сатирах Децима Юлия Ювенала также даются описания доходных домов, и жизнь в них сравнивается с жизнью сельской "Там, где высокого Тибура склон, - никто не боится, как бы не рухнул дом". Автор описывает квартиры под крышей и их обстановку "Ложе у Кодра одно, шесть горшков на столе да внизу ещё маленький кубок …старый ларь бережёт сочинения греков на свитках".

О жизни в богатом поместье можно узнать из труда римского учёного Марка Теренция Варрона "О сельском хозяйстве" у него также даётся определение того, что следует, по его мнению, именовать виллой.

Плиний Секунд Младший в "Письмах", которые задумывались как эпистолярный литературный труд и даются описания материальной и духовной жизни главным образом высших слоёв общества конца I - начала II вв. н.э. Он описывает своё имение и виллы своих знакомых, особенно подробно рассказывает о своей лаврентскую вилле, это описание помогает представить, что такое была морская вилла, ещё более великолепной была его тосканская вилла, расположенная среди обширного имения, в изобилии производившего разные продукты.

Таким образом, источников достаточно для решения задач нашего исследования.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. Первая глава посвящена типам жилищ и их функции. Во второй главе рассматривается вилла богатого римлянина, как показатель его статуса.


Глава I. Типы жилищ и их функции


1 Городские жилища: многоквартирный дом (инсула), городской особняк (домус)


Городской особняк, жилище знатного и состоятельного человека, представляло собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Над всеми строениями - над жильем, над хлевами и сараями - шел, по обычаю южных стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал от непосредственного воздействия дождя и солнца.

Внешне жилые дома в городах имели незамысловатые фасады, в которых не было окон. Свет проникал в комнаты через просветы в стене дома, выходящей во двор, но эти отверстия в стене перистиля были небольшими, потому что солнце зачастую палило слишком сильно.

Внутреннее устройство богатого римского дома времен империи составляли: атриум - приемный зал, таблиниум - кабинет и перистилиум - внутренний двор, окруженный колоннами- приемный зал, составляющий главную часть дома. В обыкновенных жилищах посетитель, переступив порог, оказывался в атриуме. В больших домах между дверью и атриумом был ещё коридор. Сверху атриум был защищен крышей, скаты которой, обращенные внутрь дома, образовывали большое четырехугольное отверстие. Против этого отверстия в полу находилось углубление равной с ним величины - имплювий - для стока дождевой воды. Имплювий имел большое значение. До того как в Риме появились водопроводы, для домашних нужд использовали дождевую воду, которая собиралась в имплювии. Излишки воды сливались в особую цистерну, которая находилась под атрием, воду оттуда доставали как из колодца. По обеим сторонам атриума расположены были жилые и служебные комнаты, получавшие свет из атриума. Комнаты, примыкавшие к атриуму с лицевой стороны, обыкновенно отдавались под торговые перемещения, причем имели вход только с улицы.

За атриумом следовал tablinum - кабинет хозяина - комната, открытая со стороны атрия и перистиля. По одной (или по двум его сторонам) шел небольшой коридор, через который проходили из атриума в перистиль.

Рeristylium - перистиль - представлял собой внутренний открытый двор, окруженный колоннадой и различными хозяйственными постройками. Посередине его часто находился небольшой садик с водоемом, по сторонам были расположены спальни, столовая, кухня, рабочие комнаты, домашняя баня, помещения для прислуги, кладовые и проч. В перистиле обыкновенно находилось помещение для домашних богов.

Крышу дома в древнейшее время покрывали соломой, а впоследствии черепицами. Потолок первоначально был простой, дощатый, но с течением времени ему начали придавать изящную форму, образуя на нем углубления красивой формы. Его поддерживали колонны, нередко мраморные.

Пол в древнейшее время был из глины или камня, а потом, особенно в богатых домах, мозаичный, часто - высокохудожественной работы. Свет проходил в дом отчасти через отверстия в потолке, отчасти через двери или через отверстия в стене, которые закрывались занавесками или ставнями, впоследствии в них вставлялись листы из слюды и, наконец, из стекла. Для освещения употребляли в древнейшее время сосновую лучину или сосновые факелы, кроме того, нечто вроде свечей, впоследствии вошли в употребление масляные лампы.

Чтобы добыть огонь, ударяли железо о кремень или терли друг о друга сухие куски дерева. Отепляли дом посредством очагов, жаровен, переносных печей или при помощи теплого воздуха, проведенного посредством труб под полом, в стенах из печи, находившейся под полом.

Верхний этаж устраивался иногда над постройками перистиля, реже над атриумом, и заключал в себе разные жилые перемещения. Иногда он в виде крытого балкона далеко выступал на улицу над нижним этажом; имел обыкновенно плоскую крышу, которая нередко украшена была цветами или деревьями, насаженными в горшках или в насыпанной здесь земле.

Основным типом здания в Риме был многоэтажный, многоквартирный дом, квартиры в котором сдавались внаём - инсула, таких домов в городе насчитывалось 46 тысяч. Характерный признак инсулы - несколько этажей. В Риме их бывало и четыре, и пять (в некоторых случаях и больше). В каждый этаж прямо с улицы ведет своя лестница, со ступеньками из кирпича или травертина. Особняк повернут к улице спиной; в инсуле каждый этаж смотрит окнами на улицу или во внутренний двор. Внешний вид инсулы прост и строг: никаких лишних украшений, наружные стены даже не оштукатурены, кирпичная кладка вся на виду. Только в инсулах с квартирами более дорогими вход обрамляют колонны или пилястры, сложенные тоже из кирпича.

Однообразие стен оживляется лишь рядами окон и линией балконов. Перед рядом лавок в первом этаже часто идет портик. Но, одинаковые по основным своим чертам, инсулы - и по плану, и по величине - были очень разнообразны и предназначались для жильцов разного общественного положения и состояния. Однако даже в инсулах, рассчитанных на богатых съемщиков, в которых в солнечные дни было совсем неплохо, в ненастье, когда начинались осенние ливни или зимние холода становилось весьма неуютно. От дождя и мороза защиты нет, потому что нет стекол в окнах: стекло дорого и пользуются им редко, преимущественно в банных помещениях. Эти общие всем инсулам недостатки бедный обитатель плохого дома должен был чувствовать особенно остро. Дрова в Риме стоили дорого, а приготовленные так, чтобы не давать дыма, доступны были только состоятельному человеку.

Малоимущая часть населения вынуждена была гнездиться в многоэтажных доходных домах, построенных плохо и ненадёжно и к тому же переполненных. Домовладельцы стремились сэкономить на всём: фундамент делали неглубокий, стены - тонкие и из самого дешёвого материала, комнаты с низкими потолками, маленькие и тёмные. Дома строятся непрерывно по причине обвалов, пожаров и перепродаж, которые происходят тоже непрерывно. Эти перепродажи являются своего рода обвалами, вызванными по доброй воле: дома по желанию разрушают и строят заново. Экономил хозяин инсулы также и на системе отопления, устройство дымоходов оставляло желать лучшего, в результате чего часто возникали пожары, которые, например, для Рима были обычным бедствием. Самый сильный пожар, при котором сгорели дома десяти из четырнадцати районов города, произошёл в 64 г. н. э. в период правления Нерона. Правда, говорят, что император сам приказал поджечь город, но доказательств тому нет.

Однако дома, возведённые в ходе работ по восстановлению Рима, предпринятые и оплаченные Нероном, носили более прочный характер и с этого времени становились всё больше и прочнее. Нероном также было запрещено употребление дерева в стенах, была сокращена высота зданий, он также велел строить дома на некотором расстоянии один от другого и делать просторные дворы, расширил улицы. Но несомненно, что настоятельная потребность в жилье и погоня за наживой заставляли строить в обход всех указов Нерона. В Риме были хорошие инсулы, но были и плохие, и эти плохие были не единичными

Считается, что древний Рим город, где вода имелась в избытке. Это верно. Вода текла ночью и днем, но не для частного пользования (исключение составляли лишь те, кто жил на 1 этаже). Остальные же должны были или покупать воду у водоноса, или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу. С отсутствием воды было связано и отсутствие уборных в римских инсулах: обитатели их вынуждены были пользоваться общественными уборными или выносить весь мусор на соседнюю навозную кучу, а то и просто выбрасывать из окошка на улицу. Лучше всего было жить на первом этаже. На этот этаж поступала вода из водопровода и была канализация.

2 Сельские жилища: поместья (виллы), хижина (taberna - жилье бедняка)


Деревенские жилища делились на две абсолютно различные категории: постоянное жилище настоящих обитателей деревни и сельские поместья богачей и аристократов (виллы).

Бедные крестьяне оставались верными своим древним хижинам, не имея ни досуга, ни средств для каких бы то ни было усовершенствований и нововведений.

Эта деревенская усадьба представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Это место, естественно, должно находиться под особым и постоянным надзором: на него прямо и смотрит жилье, где всегда есть кто-либо из хозяев, чаще всего, конечно, занятая хлопотами по дому хозяйка.

Над всеми строениями - над жильем, над хлевами и сараями - шел, по обычаю южных стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал и людей, и животных, и самые стены от непосредственного воздействия дождя и солнца.

Атрий - это самая большая комната, которая в течение долгого времени оставалась местом, куда сходилась вся семья обедать, заниматься домашней работой, посидеть на досуге; здесь приносили жертву ларам. Если дом был вообще царством хозяйки, то атрий стал тем местом, откуда она им правила, за всем следя, ничего не упуская из виду, собирая вокруг всю семью. Здесь она работала вместе со своими дочерьми.

В глубине атриума располагается центральная комната, таблинум, где живут хозяин с хозяйкой. Вокруг атриума располагаются другие, в основном служебные помещения. Наконец, за домом находится маленький огород. Подобное строение дома являлось ничем иным, как деревенским домом, фермой; таким образом, атриум - это внутренний двор, где домашние животные могут утолить жажду в центральном бассейне. Понемногу этот двор стал полностью закрытым, за исключением отверстия в центре крыши.

В каждом хозяйстве есть вещи, которые хорошо иметь под руками, которые не стоят того, чтобы их держать под замком, но за которыми все же надо приглядывать хозяйским глазом. Таким местом во дворе таберны была поветь - трехстенный, с четвертой стороны совершенно открытый, сарай. У италийского хозяина таких поветей было две и устраивал он их рядом с собственной горницей, чтобы не повадно было брать, что не следует и кому не следует.

В деревенском дворе должна быть обязательно вода: источник, колодезь, цистерна с дождевой водой; поить скот, мыться, готовить пищу - для всех первостепенных надобностей, житейских и хозяйских, ее нужно иметь тут же под рукой. В теплое время года (оно продолжается в Италии долго) пищу готовили во дворе, где поблизости от воды складывали очаг или ставили переносную жаровню. Около очага сколачивали стол, на котором лежали продукты, стояла посуда и за которым, по всей вероятности, и обедали

Что касается зажиточных людей, их устройство жилища во многом напоминало устройство городского особняка, с тем лишь различием, что под служебные помещения отводилось больше пространства. Виллой следует именовать всякое владение, которое приносит большой доход благодаря вскармливанию животных. Вилла состояла из трех отдельных частей: преторий - жилище хозяина, рустика, в которой обитают рабы и скот, и фруктуарий, где хранятся жатва и разнообразные плоды. Кроме того, были еще: задний двор, ток, пчельник, виварий, фруктовый сад и огород. Загородные виллы римских богачей окружали великолепные сады со статуями. Нередко здесь были домашние зоопарки с диковинными животными. Хозяева любовались удивительными рыбами, которых разводили в специально сооруженных водоемах.

Преторий был построен на возвышении, чтобы помещик мот видеть все, что делается вокруг в его имении. Рустика представляет собой двор, окруженный строениями или высокими стенами; он обычно обращен на юг; посредине устроен водоем, из которого поят скот и где его купают. Вокруг расположены загоны для волов, овчарни, конюшни, курятники, свиные хлева, сараи, в которых стоят повозки, амбары, куда складывались сельскохозяйственные орудия, больница, кухня, бани, открывающиеся только в праздничные дни и, наконец, эргастул (помещение для содержания опасных или провинившихся рабов.), вырытый в земле.

Приказчик помещается как раз против входных ворот, чтобы ему легче было наблюдать. Если случится, что наймут добавочных рабочих на время жатвы или косовицы, то их устраивают на ночь в тростниковых шалашах, сооружаемых возле того места, где они работают.

Во фруктуарии главные здания, которые точно так же расположены вокруг центрального двора, следующие: давильня, где выжимают масло, масляный погреб, винный погреб, кортинал с котлами для кипячения вина, кухня, кладовые, амбары для плодов и хлеба. Окна винного погреба обращены на север; в нем почти совсем темно, вследствие этого и прохладно, что необходимо для сохранения в хорошем виде вина.

Виварий представляет собой небольшой парк, в котором разводится разного рода дичь; он окружен довольно высокими стенами и, насколько возможно, защищен от кошек, барсуков и т. п. хищников. Его пересекает ручей; если нет текучей воды, ее заменяют каменным бассейном, в котором собирается дождевая вода.

Задний двор окружен строениями с трех сторон: с юга - булочная, с запада -дровяной сарай и сенник, с востока - сарай для склада соломы. Все это помещается несколько в стороне для уменьшения опасности в случае пожара. В северной части выкопаны две больших ямы: одна для свежего навоза, другая - для прошлогоднего.

Ток расположен на возвышении, доступном для всех ветров. В середине он немного выпуклый, чтобы дождевая вода могла легко стекать с него. Всю жатву свозят в соседний сарай и оттуда уже по частям берут ее на ток и обмолачивают цепами, катками или же лошадьми; чтобы очистить зерно, его подбрасывают вверх деревянными лопатами, если ветер слишком слаб или слишком порывист, то зерно веют.

Огород занимает всю южную сторону виллы. Он состоит из гряд, отделенных друг от друга узкими тропинками; воду для поливки берут из бассейнов с ключевой водой, расположенных на определенном расстоянии один от другого. Разводят множество разнообразных овощей: артишоки, чеснок, лук, капусту, репу, латук, перец, каперсы, кресс, редьку, цикорий, бобы, дыни, спаржу, огурцы.

Фруктовый сад так же хорошо орошен, как и огород. Деревья расположены в нем по породам косыми рядами. Здесь растут смоковницы, ореховые, миндальные, гранатовые деревья, груши, яблони, рябины, сливы, рожковые и квитовые деревья, вишни. Посредством прививки достигали иногда того, что на одном дереве росли разные плоды.

Вилла богатого римлянина была показателем его статуса. Её обустройство стоило громадных средств, к тому же важный человек должен был быть владельцем не одной, а нескольких вилл. Следование моде стоило дорого. По всей Италии Галлии, Испании, Африке - по всей империи возникали виллы; все они строились и украшались почти одинаково, с небольшими изменениями, которые обусловливались местными обычаями, традициями, а также климатом.


Глава II. Быт древних римлян


1.Семейный уклад


Быт - часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в: пище, одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.), жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода). Быт в широком смысле - уклад стереотипного видения повседневной жизни.

Здесь мы рассмотрим такие стороны быта древних римлян, как семейная жизнь, распорядок дня, домашнюю утварь, питание.

Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина - наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В древнем Риме семья как основа общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали "отеческими нравами"

Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это было исключительным явлением. Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Хотя женщина и находилась в подчинении мужчины, "принадлежала только семье и не существовала для общины", в богатых семьях ей отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.

В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать на торжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалось подавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностью мог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой (обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку тем самым (считалось) она специально искала мужские взгляды.

Женщина могла быть забитой насмерть или замучена жаждой, если её заставали за питьём вина, поскольку им запрещалось его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка). Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаному закону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможные насилия. Нередко бедняге отрезали нос и уши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюся жену. Её попросту закапывали в землю живьём.

Во время отсутствия супруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым женским занятием считалось хождение по торговым лавкам и пересуды с продавцами и встречными знакомыми. Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.

Закон предписывал гуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая: "Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню". Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа и называлась "мать семейства", матрона, или же она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только "uxor" (супруга, жена).


2.2 Распорядок дня и развлечения


Жизнь римского населения была очень пестрой: бедняк, зачисленный в списки получающих хлеб от государства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент или сенатор жили очень по-разному. Однако, распорядок дня был почти одинаковым для всего городского населения: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, часы, проводимые в бане, развлечения.

Древний Рим была на ногах с рассветом. Светильники давали больше копоти и чада, чем света, поэтому особенно дорожили дневным светом. Валяться в постели, когда "солнце стоит высоко", почиталось непристойным. Утренний туалет и богатого, и бедного ремесленника был одинаково прост: обуть ноги в сандалии, вымыть лицо и руки, прополоскать рот и накинуть плащ, если холодно. У богатых людей, имевших своего цирюльника, за этим следовали стрижка и бритье.

Затем полагался первый завтрак, состоящий обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазанного медом или просто посыпанного солью, из оливок и сыра. По старинному обычаю, все домочадцы, включая рабов, приходили поздороваться с хозяином. Затем по распорядку шли хозяйственные дела, проверка счетов и отчетов и отдача распоряжений по текущим делам. Потом начинался прием клиентов, при большом их количестве занимавший часа два. Клиентела развилась из древнего обычая ставить себя, человека мелкого и бессильного, под покровительство влиятельного лица. К I в.н.э., потребовал "хороший тон" общества: знатному человеку неудобно было показываться на улице или в общественном месте без окружающей его толпы клиентов.

За все услуги клиента патрон расплачивался скупо, хотя при этом всем сообщалось, как он в отношении клиента проявляет много заботы и внимания. Клиенты чаще всего никак не могли выбраться из горькой нужды. Клиентская служба давала, пусть скудные, но все же какие-то средства к жизни. В Риме для человека, не владевшего никаким ремеслом и не желавшего ему выучиться, единственным, пожалуй, способом просуществовать было положение клиента.

Еще в I в.до н.э патрон обедал вместе со своими клиентами; позднее он приглашал к столу только избранных трех-четырех человекё а прочим выплачивал весьма скромную сумму в 25 ассов. И эту жалкую сумму клиент получал не всегда, если патрон заболел или притворился больным, клиент уходил ни с чем.

Обед у патрона, о котором мечтал каждый клиент, часто превращался для него в источник унижения. Как правило, устраивали два очень разных обеда: один для себя и своих друзей, другой для клиентов. Патрон, по словам Марциала, ест лукринских устриц, шампиньоны, камбалу, зажаренную горлицу; клиенту подают съедобные ракушки, свиные грибы, маленького леща и сороку, издохшую в клетке.

Полдень был чертой, разграничивающей день на две части: время до него считалось "лучшей частью дня", которую посвящали занятиям, оставляя, если это возможно, вторую часть для отдыха и развлечения. После полудня полагается второй завтрак. Он тоже скромен: у Сенеки он состоял из хлеба и сушеного инжира, император Марк Аврелий добавлял к хлебу лук, бобы и мелкую соленую рыбешку. У рабочего люда приправой к хлебу служила свекла; сын состоятельных родителей, вернувшись из школы, получал ломоть белого хлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи. Далее наступало время полуденного отдыха.

После полуденного отдыха наступал черед мытья в банях, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок. "Отдых - после дел" - говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это "делами", а рассматривали как досуг, как "отдохновение духа". Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.

Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов или показ экзотических зверей.

Посещение различных общественных зрелищ составляло главное удовольствие римлянина; ему римляне предавались с такой страстью, что не только мужчины, но и даже женщины и дети присутствовали на зрелищах; всадники, сенаторы и, наконец, даже императоры принимали в них деятельное участие. Из сценических представлений римляне любили более всего комедию, но еще более привлекали их игры в цирке и в амфитеатре, которые своими ужасными сценами много содействовали нравственному огрубению римского населения.

Кроме упомянутых общественных зрелищ римляне любили также разные игры, в особенности игру в мяч, в кости, и игру похожую на современные шашки или шахматы. Игра в мяч была самой любимой и представляла собой хорошее телесное упражнение не только для детей, но и для взрослых. В нее играли на общественных площадях, в особенности на Марсовом поле, в особых залах, находившихся при банях, а также и в других местах. Игра в кости издавна была любимой забавой.

Публичные чтения, а затем обсуждения поэтических сочинений со временем стали неотъемлемой приметой культурного быта в период Римской империи. Встречи слушателей с поэтами проходили в термах, в портиках, в библиотеке при храме Аполлона или же в частных домах. Устраивали их главным образом в те месяцы, когда было много праздничных дней, связанных со зрелищами: в апреле, июле или августе. Позднее и ораторы стали выступать с речами перед публикой. Декламация речи или стихов затягивалась подчас на несколько дней.

Любимым местом отдыха и развлечений римлян являлись общественные бани - термы. Это были огромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед, садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В термах обсуждались и важные общественные дела, заключались сделки.

После 3х часов дня все члены семьи, не считая маленьких детей, которые ели отдельно, собирались на обед, на который обычно приглашали еще кого-нибудь из друзей. Обед был маленьким домашним праздником. Это было время дружеской непринужденной беседы, веселой шутки и серьезного разговора. Чтение за обедом в кругах римской интеллигенции было обычаем; для этого назначался специально раб-чтец. Иногда в богатых домах обед сопровождался музыкой - в этих домах были свои музыканты. Иногда обедающих развлекали танцовщицы, но в строгие дома их не допускали.


3 Мебель и домашняя утварь


Жилище древнего римлянина было заставлено мебелью гораздо меньше, чем наше современное: ни письменных столов, ни громоздких буфетов, ни комодов, ни платяных шкафов не было. В инвентаре италийского дома предметов числилось мало, и, пожалуй, первое место среди мебели принадлежало кровати, так как древние проводили в ней гораздо больше времени, чем мы: на кровати не только спали, но и обедали, и занимались - читали и писали. Кровати, обеденный стол, маленькие столики, несколько табуреток и стульев, один - два сундука, несколько канделябров - вот и вся обстановка италийского дома.

Кровать римлянина очень похожа на современную: на четырех (редко на шести) ножках. Кроме изголовья, снабжена еще иногда изножьем, которое представляет собой точную копию изголовья. Каждая пара ножек связана между собой крепкой поперечиной; иногда для большей прочности добавляли еще два продольных бруска, вделывая их поближе к раме. На раму натягивали частый ременный переплет

Кровати делали из дерева (клен, бук, ясень). Ножки вытачивали иногда из костей. В одном из самых знатных и богатых помпейских домов, в доме фавна нашли кроватные ножки из слоновой кости; чаще, конечно, брали материал более дешевый: кости лошадиные и от крупного рогатого скота. Бывало, что кость покрывали резным узором; деревянные ножки обивали бронзой. Изголовье, изящный выгиб которого уже сам по себе имел орнаментальное значение, тоже отделывали бронзой. На обеденном ложе из Помпей по бронзовой накладке подлокотников вьется выложенный серебром узор; вверху и внизу их находятся с одной стороны кровати литые из бронзы фигурки амурчиков, а с другой стороны - лебединые головы. Очень часто на изголовье находилась голова осла.

Характерное для многих слоев римского общества того времени отсутствие вкуса, подмена простого и в своей простоте прекрасного обильной и не всегда гармоничной орнаментировкой, уважение не к вещи, а к ее стоимости, - все это на примере кроватей с черепаховой инкрустацией сказалось чрезвычайно ярко. Мы не знаем, в какой цене стояли кровати и какие из них были дороже и какие дешевле, но что такая мебель была доступна только богатым людям, это очевидно. И застилали такую кровать тканями тоже роскошными и дорогими.

На ременный переплет клали прежде всего матрас, набитый хорошей, специально для набивки тюфяков обработанной шерстью. Подстилка, которой застилали тюфяк, и одеяла были вещами и дорогими, и роскошными.

Столы нужны были для разных целей: за ними ели, на них ставили разные предметы; так же как и кровати, они служили практическим целям и, так же как и кровати, были украшением комнаты.

Надо признать, что римляне, которых обычно корят за отсутствие вкуса, обнаружили большой художественный такт, поместив в центре атрия на самом освещенном месте такой стол, как картибул Этот тяжеловесный громоздкий стол с грозными оскаленными фигурами подходил к огромному, темноватому, почти пустому залу; он создавал единое общее впечатление, основной общий тон, который остальная мебель, более легкая и веселая, могла несколько смягчить, но уже не в силах была нарушить.

Другим типом столов были переносные столики с изящно изогнутыми ножками, которые оканчиваются козьими копытцами. К этому же типу легких столиков относятся и столики-подставки, несколько образцов которых дошло до нас из Помпей. К этому же типу легких столиков, иногда трехногих, иногда на четырех ножках, относятся раздвижные столики, которые с помощью скреп, ходивших на шарнирах, можно было делать выше или ниже. В Помпеях найдено несколько таких столиков; один со съемной доской из красного тенарского мрамора с бронзовой отделкой по краю; знакомые уже изогнутые ножки заканчиваются цветочной чашечкой, из которой поднимаются фигурки сатиров, крепко прижимающих к груди маленьких кроликов.

Что касается сидений, то они в италийском доме были представлены табуретками, ножки которых вытачивали по образцу кроватных, и стульями с выгнутыми ножками и откинутой довольно сильно назад спинкой. Эта удобная мебель считалась вообще предназначенной для женщин.

Скатерти появились только при поздней империи. Угощения ставили на стол в таком виде, чтобы их можно было положить на тарелку. Обедавший держал тарелку в левой руке; правой он брал наложенные куски, так как вилок не было. Жидкую пищу ели ложками. Салфетками служили небольшие куски мохнатой льняной ткани, которыми обтирали руки и рот, их клали на стол для гостей, но гости приносили такие салфетки и с собой. В обычае было уносить домой с обеда остатки угощения, которые заворачивали в свою салфетку.

Кухонная посуда была очень разнообразна, и многие из кухонных принадлежностей похожи на современные. Угощение подавалось на стол в глубоких закрытых блюдах или в мисках, отдельные блюда ставились на большой поднос. И столовая, и кухонная посуда была глиняной. Еще во II в. до н.э. из серебра за столом была лишь солонка, переходившая по наследству от отца к сыну. Уже к концу периода Республики от старинной простоты ничего не осталось. Некоторые даже кухонную посуду стали делать из серебра. Гости приходили со своими рабами, которые стояли или сидели сзади хозяина. Он оказывал хозяину разные услуги и нес за ним домой салфетку со всем, что хозяин забрал со стола.

Еда, обычно, приготовлялась в глиняных горшках, в бронзовых или свинцовых кастрюлях, а для хранения продуктов, как правило, использовали следующие методы: копчение - для сыров, сушение - для мяса, покрытие мёдом - для фруктов. Впоследствии начали употреблять рассолы. Хочется отметить, что соль в тот период, в основном, использовали как деньги, и никому бы не пришло в голову посолить какое-либо блюдо исключительно для вкуса. Соль ценилась дорого, так как употреблялась для сохранения продуктов в дальних походах или морских экспедициях.

Приспособления для подогрева пищи напоминали жаровню: это были ящики с полыми стенками, внутрь закладывались угли, а в полость наливалась жидкость. Такое устройство соединено было с сосудами, установленными на дне.

Любопытны были различные устройства для подогревания напитков. Одно из них, наиболее примечательное - аутепса - античный самовар. В высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась.

Существовал и более совершенный "самовар". В средней его части была устроена полость для угля с решеткой внизу для удаления золы и доступа воздуха. Между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость, приоткрыв крышку, можно увидеть обе емкости - среднюю для угля и периметральную для жидкости. Через специальное уширение сбоку "самовар" заполнялся, здесь же выпускался пар.


2.4 Питание


В течение дня пищу принимали обыкновенно три раза: утром около 9 часов был ientaculum - утренняя легкая закуска; около полудня prandium - завтрак и после 3 часов cena - обед. Более роскошный обед, с приглашенными гостями, назывался convivium - пир.

Столовая называлась triclinium, из чего видно, что за столом возлежали. Первоначально ели в атриуме, сидя у очага. Только отец имел право возлежать; мать сидела в ногах его ложа, а дети размещались на скамейках, иногда за особым столом, на который им подавались небольшие порции, притом не от всех блюд; рабы находились в той же комнате на деревянных скамейках или же ели вокруг очага; так делалось в особенности в деревне. Позднее стали устраивать особые залы для званых обедов, в которых мало-помалу приняли участие и жены с детьми. С тех пор они стали вмешиваться в разговоры мужчин, им даже было позволено есть лежа. В богатых домах бывало по несколько столовых для разных времен года. Зимний triclinium помещался обыкновенно в нижнем этаже; на лето столовая переносилась в верхний этаж, или же обеденное ложе ставилось под velum в беседке, под навесом из зелени, во дворе или в саду.

В начале трапезы всегда возносились молитвы богам. Сразу после обеда, во время десерта или немного погодя - вечером, следовала попойка, во время которой пили, беседовали и развлекались. Эти попойки очень скоро приобрели характер грубых оргий. Редко кто из участников ее развлекался серьезной беседой. Обыкновенно на таком пиру очень скоро являлись певцы, певицы и всякого рода музыканты. Иногда хозяин читал свои стихи или просил прочесть стихи собственного сочинения кого-нибудь из гостей. Для увеселения собравшихся призывались комедианты, мимы, шуты, фокусники, танцовщицы и даже гладиаторы; играли также в кости.

В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы, проса, ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

Помимо зерновых и бобовых культур, овощей и фруктов, использовались также кисломолочные продукты. В вот мясо употребляли довольно редко. Обычно для этого забивали больных или старых домашних животных, непригодных к работе на полях. В любом случае мясо было очень твёрдым, его редко жарили, а долго разваривали в бульоне. Хлеб и крупы были главными продуктами в античном мире. Из них готовили похлёбки и каши, такие, как маза - смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды; турон - смесь муки, тёртого сыра и мёда. Многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой. Обильно использовались фасоль и другие бобовые растения.

Национальным супом древних римлян был борщ - специально для него выращивали много капусты и свёклы. Даже великий поэт Гораций считал своим основным делом выращивание капусты. Впоследствии этот прекрасный суп распространился среди многих народов мира.

Завтрак и обед проходили очень быстро, а ужину уделяли большое внимание. К нему собиралась вся семья. Обычно, подавался суп из бобовых, молоко, сыры, свежие фрукты, а также зелёные оливки в рассоле и паста из чёрных оливок. В последствии, на римских столах появился хлеб, а в богатых семьях - омары и устрицы. Поскольку говядина была большой редкостью, в изобилии использовали дичь, лягушек и улиток.

Хлеб в древнем Риме был трёх сортов. Первый - чёрный хлеб или panis plebeius, для бедняков, второй - panis secundarius, белый хлеб, но низкого качества. Часто населению раздавали зерно, муку или уже выпеченный хлеб. Третий же - panis candidus - белый хлеб высокого качества для римской знати.

Нужно отметить, что основная масса жителей древнего Рима не имела тех возможностей, которыми располагали богатые римские вельможи, поэтому плебеи чаще всего покупали еду у бродячих продавцов. Обычно это были оливки, рыба в рассоле, своеобразный шашлык из диких птиц, варёные осьминоги, фрукты и сыр. Обед бедняка состоял из куска хлеба, небольших кусочков солёной рыбы, воды или очень дешёвого вина низкого качества.

Тот, кто мог себе позволить, обедал днём в многочисленных тавернах. Важную роль на столе древних римлян имело вино, которое обычно завершало ужин. Производились, как красные, так и белые сорта. В тот период уже насчитывались различные кооперативы по производству этого популярного напитка. В Риме имелся порт с соседним рынком, где продавалось исключительно одно вино. При подаче на стол оно обычно разбавлялось водой и употреблялось в теплом или в прохладном виде, в зависимости от времени года. Вино с добавлением мёда употребляли как аперитив.


5 Водоснабжение


Считается, что древний Рим город, где вода имелась в избытке. Это верно. Вода текла ночью и днем, но не для частного пользования. Домовладелец, если получил разрешение на проведение воды, проводил воду к себе во двор, а если сам жил в этом доме на первом этаже, то и в свою квартиру. Жильцы же должны были или покупать воду у водоноса, или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу. Законодательным актом предписывалось каждому жильцу иметь в своем помещении воду (это могло предотвратить некоторое количество пожаров).

Невозможно представить жизнь древних римлян без терм - сложного комплекса банных помещений. Для того чтобы обеспечить гражданам и рабам Рима возможность помыться, в городе возводилось множество терм, наиболее крупные из которых получали названия по именам правителей Рима, по приказу которых и осуществлялось строение данных терм. Так в Риме было построено 15 "императорских" терм, среди которых наиболее известными и шикарными являлись термы Веспасиана (состояла из более чем ста помещений), Каракаллы (рассчитана на одновременный приём 2300 человек), Диоклетиана (помимо общих бассейнов имела 3 тыс. индивидуальных ванн из алебастра) и Константина (последняя терма, построенная в 310 г. н.э.) Строительство же самой первой термы приписывают знаменитому богачу Меценату.

Помимо же огромных и великолепных терм существовало и множество небольших бань, которых в правление Августа при населении города около 1 млн. 335 тыс. человек было 865 общественных и 800 частных.

Конечно же, богатые римляне могли позволить себе помыться и дома, благо домашними небольшими бассейнами и ваннами были оборудованы многие виллы, но термы, являясь важной составляющей древнеримской культуры, для большинства сановников был не столько местом мытья, сколько местом, где можно было обсудить все политические, хозяйственные и другие проблемы. По мере роста комфорта терм многие богатые римляне предпочитали проводить в термах целые дни, питаясь, развлекаясь, занимаясь спортом, слушая ораторов, поэтов и делая всё остальное, что только можно было сделать в термах.

Домашние же ванны использовались преимущественно женщинами и не для мытья, а для поддержания красоты, из-за чего ванны принимались со всевозможными целебными добавками из травяных отваров и ароматических масел. Мылись же женщины в термах либо в одном зале с мужчинами, либо в специальные женские дни. Только во II в н.э. при императоре Траяне стали строить специальные женские бани.

Следует отметить, что термы были общедоступным местом, ибо все издержки за бани брали на себя императоры, и цена за вход была чисто символической. Поэтому в одних и тех же термах мылись как богатые, так и бедные. Правда при этом представители разных слоёв населения и разных финансовых возможностей посещали разные залы терм, которые в зависимости от предполагаемого статуса моющихся различались не только качеством отделки помещений, но и чистотой воды.

При возведении терм было принято каскадное расположение залов, при котором залы простолюдинов располагались ниже залов знати. Вода в бассейны поступала самотёком, а так как все бассейны термы были объединены в единую систему, то вода сначала поступала в верхние бассейны, а уже через них - в нижние. Следовательно чистая вода доставалась только тем, кто мог позволить себе дорогие верхние залы. При этом посетителям нижних залов доставалась вода, которая уже успела омыть тела римской знати.

При возведении терм строителям пришлось решить несколько инженерных проблем. На некоторых из них хочется остановиться подробнее.

Очевидно, что мытьё невозможно без воды. При тех же объёмах воды, которая использовалась ежедневно, было просто необходимо создать систему постоянной подачи воды в город. Для этого не создавались какие-то отдельные системы подачи, а использовались уже существовавшие и постоянно совершенствовавшиеся системы водоснабжения города питьевой водой.

Вообще в Древнем Риме первый водопровод (акведук) - Appia Claudia - появился в 313 г. до н. э. Изначально создавались наземные конструкции, которые часто поднимались над землёй на опорах, в результате чего акведук приобретал форму моста. Такая конструкция не мешала движению, что было особо важно внутри самого города.

Сама часть акведука, по которой текла вода, могла изготавливаться двумя способами. Наиболее распространённый способ представлял собой кирпичную кладку, внутри которой создавалось русло прямоугольной формы. Для уменьшения утечек воды из водопровода нужно было обеспечивать качественное промазывание всех швов кладки, что было достаточно трудоёмко, но дёшево. Поэтому данный способ и стал максимально применимым.

Однако по мере роста численности населения и увеличения плотности застройки потребовалось прокладывать подземные водопроводы, которые уже не могли быть выполнены по первому варианту. В этом случае использовали свинцовые трубы, благодаря которым только в Риме удалось построить два подземных водопровода длиной в несколько десятков километров.

Во времена строительства свинцовых трубопроводов никто не задумывался над тем, что свинец, попадающий с водой в организм, приводит к постепенному отравлению. Для жителей Рима такой трубопровод был вреден тем боле, что вода, питавшая город, была богата углекислым газом, который при контакте с трубами образовывал углекислый свинец, который активно замещал кальций в организме человека, приводя к хроническим заболеваниям. Учитывая же то, что и посуда римлян, и даже косметика делалась на основе свинца, то становится понятно, почему возраст знатных римлян и особенно римлянок редко превышал 30 лет.

Продолжая разговор об акведуках, нельзя не отметить и то, что вне зависимости от формы водопровода, вода текла по нему безнапорным способом, то есть только за счёт перепада уровней воды. При этом каждый акведук приходилось оборудовать в месте забора воды водоподъёмным устройством, в качестве которых чаще всего использовались многоступенчатые системы непрерывного действия с механизмами подъёма воды типа "бесконечная цепь". Привод мог осуществляться от мышечной тяги как людей, так и животных.

Конечно же акведуки возводились не только в Риме, но и во всех провинциях империи. Так до наших дней дошли водопроводы не только на территории современной Италии, но и Испании и Турции. Качество же акведуков было таково, что многие из них использовались вплоть до ХХ в. При этом вода как и во времена Римской империи поступала из акведуков в особые городские фонтаны, откуда её уже и разносили по домам с помощью подручных средств. Помимо фонтанов вода конечно же поступала в пруды, хранилища и бани.

В последнем случае приходилось решать ещё одну проблему, связанную с подогревом воды. И она была решена путём создания больших поднятых на высоту котлов-ванн, подогреваемых снизу несколькими непрерывно горящими кострами, равномерно распределёнными под днищем котла. Таким образом, обеспечивался равномерный прогрев всей массы воды, которая уже по трубам самотёком поступала в верхние бассейны терм. По мере перехода в нижние бассейны вода дополнительно не подогревалась, так что самые низшие сословия довольствовались лишь слегка подогретой водой.

Для того, чтобы в верхних бассейнах люди не ошпаривались кипятком либо формировались специальные заводи-отстойники, где любители прогреться могли насладиться наиболее горячей водой, либо осуществляли смешивание кипятка из котла с холодной водой, поступающей в термы непосредственно из акведуков без подогрева.

Вопрос же подогрева касался не только собственно воды, но и самих помещений бань, ибо только в таких условиях можно было говорить о комфортном пребывании в термах. Для решения этой проблемы древнеримские строители в I в. н.э. создали первую в мире систему центрального отопления, названную гипокаустом. При этом, если основной областью применения гипокауста являлись всё же термы, зодчие северных провинций империи сумели оценить все достоинства данной системы и стали достаточно широко применять её и для отопления жилых помещений домов знати.

Работа гипокауста достаточно проста: печь, расположенная под зданием в центральной его части, разогревала воздух в подвальном помещении, который вместе с дымом от сгоревших дров, поднимаясь вверх, начинал двигаться под полом от центра к периферии по горизонтальным каналам, прогревая при этом пол. Далее воздух переходил в колонны внутри стен и, двигаясь вверх, отдавал им тепло, в результате чего помещение прогревалось со всех сторон кроме крыши. Отвод горячего воздуха с дымом наружу осуществлялся через имеющиеся в здании дымоходы. Практически все трубы гипокауста изготавливались из глины, что позволяло не только обеспечивать пожаробезопасность конструкции, но и предотвратить попадание дыма внутрь.

Таким образом, можно отметить, что римские бани сыграли значительную роль в разработке многих инженерных систем жилых и общественных зданий. В связи же с тем, что термы использовались во всех областях империи, банные традиции проникли в культуры многих народов как Европы, так и Востока. Только вот после распада Римской империи в V в н.э. многие инженерные хитрости были утрачены на Западе, сохранившись, к счастью, на Востоке.

Нельзя не отметить, что все отмеченные инженерные ухищрения и роскошь были характерны только для городских бань. В деревнях бани сооружались на берегах рек или озёр, состоя из одного или двух помещений помимо раздевалки. Общая конструкция деревенской бани включала ров с плотным навесом из ветвей. Для созданий пара использовались разогретые на костре камни, которые периодически поливались водой. После того, как человек пропаривался в этом нехитром помещении, он совершал омовение в холодном водоёме.


Заключение


Дома в римских городах поражали разнообразием: от полуразвалившихся лачуг до многоэтажных зданий и больших особняков. Городской особняк, где живет человек знатный и состоятельный, развился из деревенской усадьбы, но знакомство с Грецией и ее культурой имело глубокое влияние на жизнь римлян. Старый дом остается в полной неприкосновенности, но к нему прибавляется новая половина, заимствованная у эллинистического дома. Дом как бы удваивается.

Только богатые люди могли себе позволить жить в собственных домах, которые представляли собой различные варианты одного и того же плана. Чем успешнее шли дела у хозяина, тем больше разрастался его дом. Преуспевающий владелец дома покупал соседние земли и здания и соединял их со своим особняком.

В то же время большинство жителей городов жило в ужасной тесноте и бедности. Им постоянно угрожала возможность погибнуть под развалинами дома или сгореть в нём.

Некоторые квартиры в инсулах, на первых этажах, были роскошными и просторными, состояли из нескольких больших комнат, но другие представляли собой тесные и бедные коморки, в которых не было ни водопровода, ни канализации.

Римляне использовали слово вилла для обозначения сельского дома в отличии от городского домуса. Многие богатые римляне считали деревню источником дохода и местом приятного отдыха. Хозяева вилл - богатые горожане приезжали в деревню лишь на некоторое время в году. В остальное время имением управлял приказчик, а все работы выполняли рабы. Большинство вилл были центрами сельского хозяйства. Только немногие виллы представляли собой роскошные дворцы, существовавшие просто для развлечения своих владельцев. Такие виллы люди могли себе позволить лишь очень богатые люди. В то же время иметь виллу было модно и престижно. Чем богаче вилла, тем выше был статус её владельца. На виллу приглашались друзья и знакомые, перед которыми владелец виллы мог покрасоваться своим достатком. Кроме того, престижным для важных людей было быть владельцем не одной, а нескольких вилл, которые могли располагаться в разных местностях: у моря, в горах.


Список использованной литературы


Источники

.Варрон М.Т. О сельском хозяйстве // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С.Л. Утченко. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 364 с.

.Марциал М.В. Эпиграммы // Античная литература. Рим: Хрестоматия / Под ред. Н.А. Фёдорова. - М.: Высшая школа, 1985. - 528 с.

.Плиний Младший. Письма // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1981. - 280 с.

.Сенека Л.А. О благодеянии // Античная литература. Рим: Хрестоматия/ Под ред. Н.А. Фёдорова. - М.: Высшая школа, 1985. - 440 с.

.Ювенал Д.Ю. Сатиры // Античная литература. Рим: Хрестоматия / Под ред. Н.А. Фёдорова. - М.: Высшая школа, 1985. - 538 с.

Литература

.Велишский Ф.Ф. Быт греков и римлян / Пер. с чешского. - Прага: Типография И. Милиткий, 1878. - XVI, 670 с.

.Вегнер В. Рим. История и культура римского народа. Т. 2. - СПб.- М.: Центрполиграф, 2002. - 535, XII с.

.Винничук. Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Рима. М., 1988, 536 с.

.Гиро П. Быт и нравы древних римлян. - Смоленск: Русич, 2001. - 576 с. - (Популярная историческая библиотека).

.Грант М. Римляне. Цивилизация Древнего Рима / Пер. с англ. И.Ю. Мартьянова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 397 с. - (Загадки цивилизаций).

.История Древнего Рима - Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000

.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима/Пер с пол. - М.: Высш. шк.,1990. - 351 с.

.Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. М., 1986.

.Каркопино Жером. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи. М.: Молодая гвардия, 2008.

.Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций. Л., 1986.

.Машкин Н.А. История Древнего Рима. М., 1949, 336 с.

.Робер Ж.-Н. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой / Пер. с франц. - М.: Новое литературное обозрение,2004. - 400 с.

.Сергеенко М.Е. Жизнь в древнем Риме. - СПб: Летний Сад, 2000. - 368

.Сергеенко М.Е. Помпеи. - СПб.: ИД "Коло"; Журнал "Нева"; ИТД "Летний Сад", - 2004. - 272 с. - ("Александрийская библиотека. Серия: Античность").

.Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969. - 435 с.

.Яковлев П.А. История Древнего Рима.- М.: Олма-Пресс, 2005


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Архитектура Древнего Рима была очень разнообразная. Этому свидетельствуют остатки строений, найденные учеными археологами в различных местах, где обитали Римляне. И находки эти говорят о том, что дома в Древнем Риме были самые разные.

Строительная наука была уже достаточно развита, и позволяла строить многоэтажные здания. О таких строениях и поговорим в этой статье.

Зачем строили многоэтажные дома в Древнем Риме?

Как не удивительно, но и несколько тысяч лет назад уже был свой рынок аренды недвижимости, который во многом схож с современным. По этому, считалось целесообразным строить дома в несколько этажей, что бы уместить в них как можно больше людей.

Интересным фактом же является то, что в одном таком доме более бедный слой населения соседствовал с богатым. Просто жили они на разных этажах.

Богатые люди в Древнем Риме предпочитали располагаться на первых этажах – они были более комфортабельными и просторными. Очень часто такие помещения арендовали под торговые лавки.

На верхних этажах, которых могло быть не менее трех, расселялись бедные люди, которые не могли себе позволить платить много. Обычно такие квартирки и комнаты имели маленькую жилую площадь с низкими потолками.

Сколько стоила аренда дома в Древнем Риме?

Цены были заоблачными по меркам тех времен. Надпись на надгробной мраморной плите найденной археологами, гласит о том, что смерть — освободила человека от заботы оплачивать жилье. При среднем заработке в одну тысячу сестерциев в год для бедного слоя населения, цена скромной комнатушки составляла около двух тысяч сестерциев. Что касается Сенаторов, то они могли позволить себе снимать дом в пределах шести тысяч сестерциев. В пригороде же, по данным ученых, скромное жилье стоило в среднем пятьсот сестерциев.

Как строились Древнеримские дома?

Строили такие «прибыльные» дома в основном из бутовой кладки, а так же обожженного и высушенного кирпича. Обожженный кирпич был более качественным и дорогим. По этому, для удешевления строительства в большинстве случаев использовали высушенный кирпич. В качестве перегородок этажей использовалось дерево. Кровлей служила черепица.

В отдельных случаях использовался и мрамор, но это, разумеется, удовольствие для богатых и привередливых Римлян.

Или под дом в Древнем Риме служил вышеупомянутый бут. Его плотно укладывали и заливали раствором, который, между прочим, был близок по своим свойствам к современным цементным смесям высокого качества. Такие цементные смеси получали в результате смешивания известково-пуццолановых веществ с гашеной известью. Высыхала она долго, но в результате отличалась высокой влагостойкостью и прочностью.

Из-за не качественных строительных работ и материалов, что было частым явлением в постройке прибыльных домов, возникали обвалы и пожары. А из-за слишком близкого расположения домов друг к другу, возникали масштабные пожары. Видимо уже тогда, жажда к деньгам превосходствовала над элементарными мерами безопасности.

Вот так и жили люди в Древнем Риме. Строили дома, сдавали их в аренду, и горя не знали. Приблизительно, все как и сейчас 😉

Похожие новости:


Древнеримское и современное городское жилище.

Как жили городские жители древнеримских мегаполисов? Сильно ли их бытовые условия оличались от современных?

Жилище древних римлян было трех типов: инсула, домус и вилла.

Инсула (от латинского insula - остров, отдельно стоящее здание) - многоэтажный и многоквартирный дом в древнем Риме.


Еще реконструкция:

Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными. За исключением первого этажа некоторых инсул, в них отсутствовали водоснабжение и канализация.

В квартирах простых людей на верхних этажах не было водоснабжения, канализации, туалета и отопления. Квартиры беднякам, скорее, служили местом для ночёвки и хранения скромного имущества, большую часть дня жители города проводили на улице, в лавках и на рынках, в забегаловках и банях.

Жильцам верхних этажей приходилось пользоваться банями , покупать воду у водоносов или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу. Водой инсулы снабжали также многочисленные разносчики воды -aquarii.

Для некоторых горожан единственным местом ночёвки становилось пространство под лестницей (subscalaria ) в инсуле или в подвале (fornix ) торговой лавки или мастерской. В вонючих подвалах, по сообщениям античных авторов, обитали проститутки, останавливались на ночлег попрошайки и нищие. Государственным служащим, садовникам и писцам разрешалось ночевать в общественных постройках, самые неимущие ютились под мостами. Инсулы и склады чаще всего подвергались ограблениям.

Особенностью римского водоснабжения было то, что вода всегда лилась непрерывным потоком; хотя римляне и были знакомы с конструкцией запорного крана, они никогда не применяли его для водопроводов. Соответственно, в частные дома вода подавалась через фонтаны , бассейны и нимфеи - конструкции, подразумевающие непрерывный проток воды. Это было возможным только для достаточно обширных помещений, и только на уровне земли. Водоснабжение и канализация в остийских инсулах и, с большой вероятностью, и в Риме имелись только на первых этажах в комфортабельных квартирах.

На первых этажах инсул, в более комфортабельных квартирах селились обеспеченные жильцы зажиточные вольноотпущенники , всадники и даже сенаторы .

Современная хрущевка - просто рай по сравнению с самой комфортабельной инсулой.


Ни владельцы дома, ни арендаторы сами не жили в инсулах, а искали более комфортные условия проживания, а переезд даже из комфортабельной квартиры в домус считался признаком возвышения по социальной лестнице

Римские дома, домусы (от латинского слова domus - дом, жилище, хозяйство), строились, по-видимому, под влиянием греческих домов с атриумом и перистилем. Это были дома римской знати, особняки. В домусе могли быть таберны (лавки, мастерские), часть помещений могла сдаваться внаем.

Парадной, официальной частью домуса был атриум, в который можно было войти по протируму (вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома) и вестибулу (переднему двору), позади атриума находился перистиль, окруженный жилыми покоями.

Между атриумом и перистилем находился таблинум (кабинет хозяина), рядом с атриумом были зимний и летний триклиний (столовая), экус (зал для приема гостей) и алы (помещения для бесед).

Кроме того, в доме были кубикулы (спальни), экседры (парадные помещения, открывавшиеся в перистиль), бальнеум (купальня), ксист (пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарником).

Городской италийский дом развивался из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми и хозяйственными постройками. В городских условиях двор превратился в большое помещение - атриум (атрий, кавендиум), то есть закрытый внутренний двор, куда выходили основные внутренние помещения. Первоначально в его центре находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). От дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: ater значит «черный». Через этот же проем освещались внутренние части дома, так как здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами.

Иногда так:

Из системы уличного водопровода вода подавалась на верхние этажи по свинцовым трубам. Потолки и стены в парадных комнатах украшались мозаикой и фресками.

Современный вариант:

Тоже атриум:

Вилла (от латинского villa - усадьба, поместье) - тип загородного дома с садом и парком. Впервые появилась в Древнем Риме в 3 в. до н.э.

Городская вилла (villa urbana) предназначалась для развлечения и отдыха, обычно была окружена террасным парком с павильонами, фонтанами, скульптурой, гротами. Здесь были зимние и летние комнаты, выходящие, соответственно, на юг и север, крытые галереи для прогулок. которые летом давали тень, зимой - тепло. Внутри устраивались бани, помещения для игры в мяч, столовые, жилые комнаты с видами на природу, кабинеты для занятий. Имелись библиотека и помещения для коллекций.


Древнеримские олигархи ни в чем себе не отказывали:

Впрочем как и современные:

Как видно, городская архитектура современных жилых построек не сильно изменилась со времен Древнего Рима. Исключение составляют небоскребы и многоэтажные дома, более 6 этажей.

Как видно, жизнь даже самых бедных слоев населения, спустя века, стала гораздо комфортабельнее за счет наличия воды, канализации, отопления и освещения в каждой квартире. Раньше обладанием подобных удобств могли похвастаться только очень богатые люди наибогатейшего государства Ойкумены. Сейчас эти удобства доступны большинству. Во всяком случае в нашей стране.

Это произошло, так как человечество смогло поставить себе на службу ту энергию, которая позволяет даже современному бедняку жить так, как-будто на него работают 20-30 древнеримских рабов!

Не будь этого, жизнь в современных многоэтажных домах не сильно будет отличаться от жизни в инсулах самых бедных районов Древнего Рима.

aftershock.su/?q=node/313292

Обсудить у себя 0

Жилище древних римлян было трех типов: инсула, домус и вилла.

Инсула (от латинского insula - остров, отдельно стоящее здание) - многоэтажный и многоквартирный дом в древнем Риме.

Помпейские дома были характерны для провинциальных городов, где земля не представляла большой ценности. Большинство домов имело по одному этажу, наиболее высокие по два. В Риме земельные участки были дороги и поэтому строили многоэтажные дома с этажами, нависающими последовательными выступами над улицей.

Дома в древнем Риме отделялись друг от друга стеной, проходившей между смежными владениями. После пожара Рима было постановлено, что каждый дом должен образовывать "островок", отделенный от соседнего проходом.

Комнаты или квартиры в инсуле сдавались в наем. Во 2 и 3 вв. н.э. в Риме насчитывалось 46602 таких коммунальных дома. В условиях дороговизны земельных участков домовладельцы, сдававшие жилье в наем, старались строить дома как можно выше. Достигая высоты 21,90 м дома имели 4-5 этажей.

Строились обычно из обожженного кирпича, а верхние этажи имели деревянный каркас и бетонные покрытия. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница; окна и балконы были обращены на улицу. Помещения обычно располагались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал. Ряд комнат предназначался для одиночек, они имели отдельный выход на улицу или группировались вокруг коридора.

В дешевых домах удобств не было. Уборные обычно размещались во внутренних двориках.


Инсулы для более богатых горожан включали квартиры с множеством комнат и определенными удобствами.

Римские дома, домусы (от латинского слова domus - дом, жилище, хозяйство), строились, по-видимому, под влиянием греческих домов с атриумом и перистилем. Это были дома римской знати, особняки. В домусе могли быть таберны (лавки, мастерские), часть помещений могла сдаваться внаем.


Парадной, официальной частью домуса был атриум, в который можно было войти по протируму (вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома) и вестибулу (переднему двору), позади атриума находился перистиль, окруженный жилыми покоями. Между атриумом и перистилем находился таблинум (кабинет хозяина), рядом с атриумом были зимний и летний триклиний (столовая), экус (зал для приема гостей) и алы (помещения для бесед). Кроме того, в доме были кубикулы (спальни), экседры (парадные помещения, открывавшиеся в перистиль), бальнеум (купальня), ксист (пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарником).

Городской италийский дом развивался из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми и хозяйственными постройками. В городских условиях двор превратился в большое помещение - атриум (атрий, кавендиум), то есть закрытый внутренний двор, куда выходили основные внутренние помещения. Первоначально в его центре находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). От дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: ater значит "черный". Через этот же проем освещались внутренние части дома, так как здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами.

Позднее, когда атриум стал парадным помещением, место очага занял мелкий бассейн имплювий, названный от латинского слова pluvium дождь, так как в него попадала дождевая вода через отверстие в потолке - комплювий.

Атриум был центром дома и самым священным местом, где собиралась вся семья, здесь готовили пищу, хозяйка занималась домашними делами, стояли ткацкий станок и ящик с деньгами, отсюда хозяйка следила за всем, что происходит в доме. Здесь проходили все важные семейные церемонии - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды, в боковых частях атриума (ала - "крыло") находился алтарь домашних богов - лар и пенатов, где приносились им жертвы. Там же хранились и восковые маски умерших предков, расположенные так, чтобы можно было проследить родословную хозяина.


Витрувий различает два вида атриумов: атриум под открытым небом с кровлей, проходящей только по периметру (этот вид называется каведиум от латинского слова cavus - "пустой, полый" и имеет этрусское происхождение) и атриум в полном смысле слова, то есть галерея со сплошным перекрытием.


В богатых домах атриум отделывался мрамором, стены расписывались фресками, в нишах стояли мраморные статуи, пол был мозаичным. Богатые дома имели вестибюль, куда можно было войти с улицы, поднимаясь по ступеням.

В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум) и столовая (триклинум). По периметру дворика располагались темные коморки - спальни (кубикулы), кладовая, ванная и т.д. В задней части дома находился огород (хортус).

Вся жизнь происходила внутри дома. Дома имели гладкие стены и черепичную крышу. Центральным помещением был атриум (куда входили через сени) со световым проемом в середине. Справа и слева от атриума располагались комнаты для приема гостей и спальни, представлявшие собой небольшие помещения с высокими дверями, обычно открытыми настежь, чтобы пропустить свет в комнаты. В центре атриума был имплювий, куда стекала с крыши дождевая вода, попадавшая по трубам в цистерну, размещенную под полом. Когда нужно было достать воду, ее доставали сосудом, привязанным к веревке, через оставленное отверстие, обычно закрытое каменной плитой, уложенной на невысокий цилиндр.

Напротив сеней находился отделенный занавеской таблинум, где хозяин принимал посетителей. С восточной, более прохладной стороны обычно была летняя столовая, а с западной - зимняя. Вправо и влево перед таблинумом находились "крылья", служившие расширением атриума. Через них проходили в другие комнаты, и в них стояла мебель, включая шкафы с полками, в которых хранились раскрашенные восковые маски предков. Под каждой из них имелась дощечка с надписью, указывающей имя, подвиги покойного, дата смерти и другая информация. Эти маски передавались от поколения к поколению как свидетельство древности рода. В праздники шкафы открывались, и маски украшались венками.

В домах могли быть лавки с входом с улицы или еще и из атриума, если торговал сам хозяин.

Главные помещения отличались значительной высотой, как и полагалось в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделялись от нее плоским или сводчатым потолком. Слой воздуха между потолком и крышей служил защитой от чрезмерных колебаний температуры. Второй этаж часто нависал выступом над улицей.

Дымовых труб не было. Помещения с очагом имели отверстие для дыма в середине крыши, причем очаг занимал центральную часть помещения. Только кухонные печи и печи пекарен были снабжены дымовыми трубами. Жилые помещения отапливались переносными жаровнями.

При кухне была помойная яма, часто сообщающаяся с канализационной сетью, она же служила и отхожим местом.

Окна помпейских домов, за редким исключением, по-видимому, не застеклялись. Их закрывали простыми решетками, которые пропускали дневной свет и задерживали сквозняки.

В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника, стойла, каретный сарай и т.п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В них иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны. Фасады домов были простыми, и помещения с обеих сторон от входа сдавались под магазины. Отсутствие окон на уличном фасаде, возможно, объяснялось стремлением к уединенности. Комнаты освещались через отверстия вверху внутренних дворов и через двери, выходящие в эти дворы. Поскольку солнце ярко светило и было жарким, проемы делали небольшими.


Из системы уличного водопровода вода подавалась на верхние этажи по свинцовым трубам. Потолки и стены в парадных комнатах украшались мозаикой и фресками.

Вилла (от латинского villa - усадьба, поместье) - тип загородного дома с садом и парком. Впервые появилась в Древнем Риме в 3 в. до н.э. Встречались виллы разных видов: деревенская и городская.

Вилла Адриана в Тиволи.

Деревенская вилла (villa rustica) - архитектурный комплекс жилых и хозяйственных построек. Постройки группировались вокруг открытого, позже замкнутого двора с водоемом для скота. Возле входа находилось помещение управителя, рядом людская, где собирались все работники. Отдельно стояли пекарни, мельница, гумно (часть усадьбы, предназначенная для просушки зерна и обмолота).

Городская вилла (villa urbana) предназначалась для развлечения и отдыха, обычно была окружена террасным парком с павильонами, фонтанами, скульптурой, гротами. Здесь были зимние и летние комнаты, выходящие, соответственно, на юг и север, крытые галереи для прогулок. которые летом давали тень, зимой - тепло. Внутри устраивались бани, помещения для игры в мяч, столовые, жилые комнаты с видами на природу, кабинеты для занятий. Имелись библиотека и помещения для коллекций.



В продолжение темы:
Сад и огород

Лучший способ извлечения сока из груш — прессование измельченных плодов. Полученный сок процедить через марлю, разлить в подготовленные банки или бутылки и стерилизовать от 15...

Новые статьи
/
Популярные