Проблемы вентиляции в детских образовательных учреждениях

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 22-07-2010 91 (ред от 20-12-2010) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН... Актуально в 2017 году

XIV. Требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде

14.1. Устройство, оборудование, содержание пищеблока дошкольных организаций должно соответствовать санитарным правилам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Пищеблок должен быть оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений рекомендуется принимать в соответствии с приложением 4 настоящих санитарных правил. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть в рабочем состоянии.

14.2. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.

14.3. Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям:

Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллические;

Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски из деревьев твердых пород без щелей и зазоров, гладко выструганные. Разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры к использованию не допускаются;

Доски и ножи должны быть промаркированы: "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "гастрономия", "Сельдь", "Х" - хлеб, "Зелень";

Посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должна быть безопасной для здоровья детей;

Компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду;

Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду. Посуду хранят в буфете;

Кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению.

14.4. Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуются раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.

Технологическое оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения.

14.5. Моечные (производственные) ванны на пищеблоке должны быть обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.

14.6. Для ополаскивания посуды (в том числе столовой) используются гибкие шланги с душевой насадкой.

14.7. Моечную обменной тары оборудуют ванной большого размера или трапом с бортиком, облицованными керамической плиткой.

14.8. Во всех производственных помещениях, моечных, санузле и комнате персонала пищеблока устанавливают раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

14.9. Температура горячей воды в точках разбора должна составлять не менее 65 °C.

14.8. Для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячую воду из системы отопления не используют.

Закон прост : В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

14.9. В месте присоединения производственных ванн к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки, которую устраивают выше сифонных устройств.

14.10. Кухонную посуду, после освобождения от остатков пищи моют в двухсекционной ванне с соблюдением следующего режима: в первой секции - мытье щетками водой с температурой не ниже 40 °C с добавлением моющих средств; во второй секции - ополаскивают проточной горячей водой с температурой не ниже 65 °C с помощью шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола.

14.11. Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь (лопатки, мешалки и другое) после мытья в первой ванне горячей водой (не ниже 40 °C) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой (не ниже 65 °C) во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых стеллажах или полках. Доски и ножи хранятся на рабочих местах раздельно в кассетах или в подвешенном виде.

14.12. Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают.

14.13. Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия. Для персонала следует выделить отдельную посуду и промаркировать.

14.14. Посуду и столовые приборы моют в 2-гнездных ваннах, установленных в буфетных каждой групповой ячейки.

Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °C, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках.

Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают.

Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.

Столовую посуду для персонала моют отдельно от детской столовой посуды.

14.15. При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводятся мероприятия в соответствии с предписаниями, выданными органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

Для обеззараживания посуды в каждой групповой ячейке следует иметь промаркированную емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе. Допускается использование сухожарового шкафа.

14.16. В группах для детей младенческого и раннего возраста бутылочки после молочных смесей промывают теплой водой с помощью ерша и моющих средств, тщательно ополаскивают проточной водой, затем стерилизуют в автоклаве при температуре 120 °C в течение 45 минут или кипятят в воде в течение 15 минут и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Ерши после использования промывают проточной водой и кипятят 30 минут, высушивают и хранят в сухом виде.

(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164)

Соски после употребления промывают, замачивают в 2% растворе питьевой соды в течение 15 - 20 минут, потом промывают водой, кипятят 3 минуты в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.

14.17. Рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой с моющими средствами специальной ветошью.

Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов после использования стирают с применением моющих средств, просушивают и хранят в специально промаркированной таре.

Щетки с наличием дефектов и видимых загрязнений, а также металлические мочалки и губчатый материал не используют.

14.18. Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.

14.19. В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.п.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

14.20. В помещениях пищеблока проводят дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций.

Встает первый вопрос: как будет работать вытяжка? Тоже периодически? Постоянно она работать не может, иначе, в отсутствие проветривания через окна, это самое «проветривание» будет осуществляться откуда угодно. Запахи потянутся из санузлов, пищеблока, каких-то еще близлежащих помещений. Значит - тоже периодически. В таком случае и вытяжные системы должны быть обособленными для каждого помещения с пребыванием детей. Очень сомнительно, что удастся обеспечить одновременное открытие окон и фрамуг сразу во всех детских группах. Вроде бы вопрос решен. Автономная вытяжка в каждом помещении, которая будет включаться в момент открытия окон, создавая тем самым сквозное проветривание. Раз в 1,5 часа.

Тогда встает другой вопрос. Может, я снова чего-то не понимаю, и организация холодных сквозняков зимой каждый 1,5 часа в течение 10 минут - это залог здоровья и комфорта? А отсутствие вообще любой вентиляции в оставшиеся 1 час 20 минут, - это тоже круто и по-нашему? Особенно круто и «по-нашему» для групп, чьи помещения располагаются вблизи пищеблока, - они больше всех будут рады. Я не нашел это крутым ни с какой стороны, а потому начал копать. Я почему-то исходил из того, что детям желательно постоянное поступление свежего воздуха, а не раз в 1,5 часа. Поэтому решил пока не обращать внимание на прочерк в графе «Приток», а попытаться проанализировать.

Если сделать вытяжку постоянной, а компенсацию притоком организовать в смежные коридоры? Вроде бы не нарушаем… Но тогда как быть опять же с проветриванием, столь любимым СанПиНом и ненавидимым родителями? При таком решении какое-то проветривание, конечно же, тоже не исключено, но ведь надо нам не какое-то там, а сквозное. Получается, что приток на время проветривания тоже нужно отключать. Тогда вытяжка начнет протягивать через помещение воздух от открытых фрамуг, и будет сквозное проветривание. В этом случае, опираясь на вышеизложенные выводы, механический приток тоже нужно делать автономным для каждой группы! Чет сложно как-то все.

Как вариант, можно запитать вентиляцию на «умную» автоматику. Нашпиговать фрамуги концевыми датчиками, от них - сигналы на частотник. Открыли окна - частотник увеличил вытяжку, идет проветривание. Закрыли окна - частотник уменьшил вытяжку, в помещении - баланс. Хотя эта самая вытяжка вполне способна помимо воздуха из окон подтягивать воздух из смежных санузлов, вытяжки - они такие. Ближайшие к окнам диффузоры - воздухообмен со свежим воздухом. Ближайшие к санузлам и коридорам диффузоры - воздухообмен с санузлами и пищеблоком. И опять же: у нас и так отдельная приточная система на каждую группу. А тут еще и частотники, оконные датчики какие-то. Можно представить глаза заказчика: он-то хотел садик открыть, а мы тут ему умные дома проектируем.

Организация механического притока - не важно, в смежные ли коридоры, или непосредственно в помещения с пребыванием детей,- сама по себе приводит к еще одной немаловажной дилемме. Как быть с приточным воздухом летом? Гнать детям жару с улицы - ну ее, такую вентиляцию. Делать центральное кондиционирование - это максимум 2-3 дня «комфорта». Потом детская группа благополучно уйдет на больничный, охлаждать воздух больше не нужно будет, да и вентилировать ни к чему. Точность регулирования температуры приточного воздуха, точность поддержания климатических параметров при центральном кондиционировании оставляет желать лучшего, что бы ни писали производители, что бы ни проектировали проектировщики. Как минимум, это те же холодные сквозняки, но уже не раз в 1,5 часа, а постоянно. Как максимум, родители детей элементарно сожгут приточку. Да и проектировщика заодно.

Для сохранения здоровья и трудоспособности важным фактором является воздушная среда, отвечающая условиям теплового и санитарно-гигиенического комфорта, чистая от пыли, токсических газов и бактерий, что обеспечивается системами вентиляции.

Вентиляция – организованный обмен воздуха (воздухообмен) в помещениях для обеспечения заданных параметров воздушной среды в помещении. Вентиляция может быть естественной (с естественным побуждением) или механической (с механическим побуждением). Естественная вентиляция организованный обмен воздуха в помещениях под действием теплового (гравитационного) и ветрового давления. Механическая вентиляция – организованный обмен воздуха под действием давления, создаваемого вентиляторами.

Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха до декабря 2002 года основывалось на строительных нормах и правилах (СНиП), санитарно – эпидемиологических требованиях (СанПиН), государственных стандартах (ГОСТ), территориальных строительных нормах (ТСН), ведомственных строительных нормах (ВСН) и т.д.

27 декабря 2002 года принят Федеральный закон №184-ФЗ от 15.12.2002 года «О техническом регулировании». Согласно принятому закону, на все виды деятельности до 2010 года должны быть разработаны «Технические регламенты». Согласно пункту 1 статьи 46 указанного закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей следующим целям:

  1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  3. предупреждения действий, вводящих в заблуждения приобретателей.

Таким образом, до выхода «технических регламентов»в строительной деятельности (в том числе при проектировании зданий и сооружений) все СНиПы и другая нормативная литература применяется в основном как рекомендации, и подлежат обязательному исполнению только в области требований по безопасности людей, защиты имущества и окружающий среды.

В 2009 году был принят ФЗ №384 от 30 декабря «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Статья 10, 19, 20, 22 ФЗ №384 предусматривает, что все здания и сооружения должны быть оборудованы системами вентиляции.

Для правильной работы системы вентиляции вытяжка, естественная или механическая, компенсируется притоком. Если используется приточная механическая вентиляция, никаких проблем не возникает. В случае естественного притока использования герметичных окон нарушает работу системы вентиляции.

В соответствии с п.7.1.10 СП 60.13330 - 2012 года «Естественную вытяжную вентиляцию для жилых, общественных, административных и бытовых помещения следует рассчитывать на разность плотностей наружного воздуха при температуре 5° С и внутреннего воздуха при температуре в холодный период года.

Поступление наружного воздуха в помещении следует предусматривать через специальные приточные устройства наружных стенах и окнах для квартир и помещений, в которых при температуре наружного воздуха 5°С не обеспечивается удаление нормируемого расхода воздуха, следует предусматривать механическую вытяжную вентиляцию» .

Качественная и надежная работа систем вентиляции зависит, прежде всего, от качества разработанных проектных решений, качества и надежности применяемого оборудования, квалифицированной эксплуатации его.

Современные системы вентиляции должны не только обеспечивать требуемые параметры воздушной среды в помещениях различного назначения, но и решать задачи энергосбережения и охраны окружающей среды.

В настоящее время основным нормативным документом для проектировщиков стало Постановление Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно Постановлению графическая часть подраздела «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и тепловые сети»должна содержать принципиальные схемы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Это явно не соответствует сложившейся практике проектирования, так как на стадии «ПД» должны быть решены еще многие вопросы, в частности, размещение венткамер, шахт, воздуховодов, выбор воздухораспределителей, противопожарных клапанов, деление объектов на пожарные отсеки и решение всех противопожарных мероприятий.

Многие проекты «отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»проходя государственную экспертизу, имеют заключение на стадии «ПД». После этого заказчик-застройщик отдает делать рабочие чертежи организации или инженеру-проектировщику, не имеющему достаточно навыков проектирования. Их не кто не проверяет!

И по этим чертежам устраивают тендеры и конкурсы. Если посмотреть эти чертежи, то очень часто – это не доработанные проекты уже на бумаге можно определить, что после монтажа системы вентиляции не будут работать надлежащим образом. Часто разные разделы проектируют специалисты, не согласовывая свои действия и решения со смежниками. Все чаще архитекторы и дизайнеры при строительстве не учитывают необходимости вентиляции.

Занимаясь, испытаниями и наладкой систем вентиляции много лет заметила, что с годами качество проектов все хуже. Затрачивается много финансовых средств на оборудование, монтаж, автоматику, на расходы тепловой и электрической энергии при этом не получая качественного воздухообмена. Как результат – нарушение здоровья людей, норм противопожарной безопасности, технологических процессов в производстве, разрушение строительных конструкций зданий и сооружений

Я бы хотела обратить внимание на те положения норм, которые при проектировании дошкольных учреждений и организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, игнорируются и нарушаются во многих проектах.

Рассмотрим СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных учреждений»:

VIII. Требования к отоплению и вентиляции

8.1. Здания дошкольных организаций оборудуют системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

8.2. Теплоснабжение зданий дошкольных организаций следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных с резервным вводом. Допускается применение автономного или газового отопления.
Паровое отопление не используется.

8.3. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогреватели с инфракрасным излучением.

При наличии печного отопления в существующих зданиях дошкольных организаций топка устраивается в недоступном для детей месте. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода детей.

8.4. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 С.

Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы, конструкция которых не имеет защитных устройств, следует ограждать съемными решетками из дерева или термостойких материалов, разрешенных к применению в установленном порядке.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не используются.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных организаций печное отопление не допускается.

8.5. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 С.

8.6. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%, в производственных помещениях пищеблока и постирочной - не более 70%.

8.7. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

8.8. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 С.
В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

8.9. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с приложением 3 настоящих санитарных правил.

Скорость движения воздуха в основных помещениях не более 0,1 м/с.

8.10. Концентрация вредных веществ воздуха помещений с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.

8.11. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра).

Пункт 8.1 ссылается на СП 118.13330.2012. «Свод правил Общественные здания и сооружения», в котором п.4.17 написано «Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха общественных зданий, а также дымоудаление во время пожара следует проектировать в соответствии с СП 60.13330, СанПиН, ГОСТ 30494-2011».

В СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»существует Приложение К (обязательное). Минимальный расход наружного воздуха на одного человека в помещении с естественным проветриванием составляет 40 м?/час. Согласно всем вышеперечисленным документам каждый человек (ребенок) должен получать не менее 40 м?/час наружного оптимальных параметров воздуха.

Следует помнить, что на территории России разные климатические зоны. Естественно, что подходы к проектированию систем вентиляции имеют свои особенности.

Пункт 8.9 ссылается на приложение 3 СанПина 2.4.1.2660-10. Согласно этого приложения, приток в помещения, где находятся наши дети не предусмотрен, а вытяжка естественная. В данном варианте никакого воздухообмена не будет.

Согласно «ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»п.5.3 предусматривает «Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать показатели качества воздуха 1-го класса». Это означает, что должен подаваться воздух особо чистый не менее 80 м?/час на одного ребенка. В дошкольных учреждениях должна быть приточно-вытяжная механическая вентиляция.

К большому сожалению, в нашем городе Екатеринбурге и других населенных пунктах в проектах заложено естественная вытяжная вентиляция. При открытых окнах вытяжка функционирует, при закрытых окнах в зимний период из вытяжных решеток поступает холодный воздух. Практически отсутствует воздухообмен, отсюда значительные нарушения здоровья подрастающего поколения нашей страны .

В СанПине 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельностьп.» 6.21 предусматривает «В ЛПО, общей площадью не более 500 кв.м, в помещениях класса Б и В допускается естественное проветривание».

Cогласно этим рекомендациям в медицинских центрах в кабинетах врачей и т.д. можно обойтись без воздухообмена, что и происходит повсеместно. Это прямое нарушение ФЗ №384 от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»ст.10,19,20.

Почему в нашей стране такая неразбериха с нормативными документами. Этим пользуются те люди, которые должны контролировать наш порядок и выполнение законов и за это никто не несет ответственность

Если зайти в любое общественное или жилое здание (торговые центры, офисные помещения, медицинские учреждения, школы и т. д.) воздухообмен отсутствует или работает не эффективно. На эти цели затрачено и тратится колоссальные материальные и энергетические ресурсы Чистый воздух основа нашей жизнедеятельности.

Детские сады и ясли требуют качественной системы вентиляции, так как именно от нее в большей степени зависит самочувствие малышей. Чистый воздух и его правильные влажностно-температурные характеристики обеспечат в помещении комфортный микроклимат, а это крайне необходимо для нормального развития детей такого возраста. Также постоянный поток свежего воздуха является лучшей профилактикой инфекционных заболеваний.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что плохо продуманная система вентиляции может вызывать сквозняки или некомфортную температуру в помещении, что может приводить к простудам детей, поэтому очень важно отнестись к этому вопросу со всей серьезностью.


Выбор системы вентиляции для детского сада

Согласно с действующими нормами законодательства детские сады должны находиться в отдельно стоящих постройках и оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Это определено в СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" и СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".

Инженеры еще до этапа проектирования собирают информацию об особенностях климата, где будет располагаться детский сад, о средних показателях температуры, влажности, воздухообмена и параметрах помещения. Это позволит учесть все нюансы во время работы над проектом системы вентиляции детского сада. Также все показатели будущей системы вентиляции должны соответствовать данным, приведенным в таблице.

Таблица расчетных параметров воздуха

№ п/п

Помещение

Расчетная температура в холодный период

Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха

Приток

Вытяжка

Игровая, приемная младшей ясельной группы

Групповая, раздевальная комната:

группы раннего возраста

2 младшей группы

средней и старшей группы

Спальни ясельных групп

Спальни дошкольных групп

Туалетные ясельных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Буфетные

Помещение бассейна для обучения плаванию

по расчету, не менее 50 куб.м. в час на ребенка

Медицинские помещения

Кабинеты массажа и физиотерапии

Служебно-бытовые помещения

Кухня

по расчету

Стиральная

Гладильная


Два варианта системы вентиляции детского сада: традиционный и современный.

Традиционный (простой) вариант вентиляции детского сада: Раньше в детских садах использовалась естественная вентиляция - приток воздуха осуществлялся с помощью форточек и естественных неплотностей в окнах, а вытяжка выходила через шахту на крышу с естественным подпором воздуха - то есть теплый воздух поднимается наверх естественным путем.

Конечно, такая система вентиляции имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Принцип работы:

В тех комнатах, где малыши проводят больше времени (спальни, игровые), нужно предусмотреть угловое и сквозное проветривание. Если детский сад расположен там, где в теплое время года температура достаточно долго держится выше +30°С, то нужно обязательно обеспечить сквозное или угловое проветривание в спальнях, сушилках, туалетах и кухнях. Когда помещение проветривается таким способом, то воздух удаляется через смежные комнаты, например, при проветривании игровой воздух «уходит» через спальню или раздевалку, а при проветривании кухни - через кладовую. Не понадобится такое проветривание в условиях Крайнего Севера.

Когда группа детей освободила спальню, столовую или другую комнату, рекомендовано проветрить помещение. При температуре -20 °С время такого проветривания должно быть не более 5 минут, а в другое, более теплое время года - до 20 минут.

В детских дошкольных учреждениях (сады, ясли) устанавливается естественная приточно-вытяжная вентиляция, которая рассчитывается на основе таблицы расчетных параметров воздуха, воздухообмена и температуры. В помещениях, где дети находятся почти постоянно, то есть в игровых комнатах, столовых, спальнях и т. д., должно быть предусмотрено угловое или сквозное проветривание.

Если здание детского дошкольного учреждения находится в местности, где летом наблюдаются повышенные температуры, то угловое или сквозное проветривание, также монтируется в стиральных, сушильных и туалетных помещениях, а также на кухнях. Проветривание (угловое или сквозное) не предусматривается, если ясли или детский сад расположены на Крайнем Севере, в Заполярье и на Чукотке.

В большинстве случаев, из помещений, где предусмотрено сквозное или угловое проветривание, воздух удаляется через смежные с ними помещения. Например, из спальной комнаты воздух выводится через игровой зал или гардеробную (раздевалку); для проветривания кухонного помещения, могут быть использованы такие смежные с ним комнаты, как кладовая, зал предварительной подготовки продуктов и т. п.

Единственное условие, которого необходимо строго придерживаться при монтаже естественной приточно-вытяжной вентиляции в детских дошкольных учреждениях, в каком регионе они бы не находились, состоит в том, чтобы вытяжные воздуховоды из кухонных, стиральных, сушильных и туалетных помещений не проходили через игровые комнаты и,тем более, помещения для отдыха детей (спальни).

Если в туалетных комнатах и местах, где установлены рукомойники, ножные ванные или душ нет оконных проемов или других отверстий в стенах, через которые периодически можно проветривать помещение, то в этих комнатах рекомендуется устанавливать малогабаритные осевые вентиляторы. Их количество должно соответствовать числу открытых каналов в приточно-вытяжной вентиляции, а монтаж вентиляторов рекомендуется выполнять на наружном ограждении каналов.

При монтаже приточно-вытяжной вентиляции в детских дошкольных учреждениях, особое внимание следует уделять помещениям, где проводятся медицинские манипуляции: медицинские пункты, а также комнаты для различных процедур, необходимых при некоторых заболеваниях или при восстановлении после операций и т. п. В таких помещениях вытяжные каналы рекомендуется монтировать отдельно от общей вентиляции детского сада или яслей.

Согласно таблице расчетных параметров воздуха, воздухообмена и температуры, кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха в детских дошкольных учреждениях не должно быть менее, чем 50 кубических метров на одного ребенка в час. Также, в системах приточно-вытяжной вентиляции в детских садах и яслях не допускается использование асбестоцементных воздуховодов или их аналогов.



В продолжение темы:
Наружная отделка дома

Если раньше эту птицу выращивали исключительно в Намибии и Кении, то теперь такие хозяйства появились на территории многих стран. Это стало возможным после того как в 90-х...

Новые статьи
/
Популярные