Съезды и пониженные бордюрные камни. Уход за газоном Почему между дорогой и тротуаром делают газон

Библиотека

✔ Предположим, что Вы проектируете магазин или жилой дом. Как быть уверенным в том, что Вы предусмотрели в плане благоустройства прилегающей территории все для свободного и безопасного передвижения инвалида на коляске во всех возможных направлениях?
Очень просто. Надо вспомнить детскую игру.
Возьмите в руки карандаш, выберите маршрут и попробуйте добраться из пункта А в пункт Б, используя в качестве настольной игры Ваш проект.
Если Вам не встретились на пути:
– лестницы или другие препятствия,
– перепады, бордюры и т.п. высотой более 4 см,
– крутые спуски и непреодолимые подъемы,
– колесо коляски не забуксовало в швах между бетонными плитами и не застряло между ребер решетки, установленной на путях движения,
– вы не получили увечья и остались живы, то игра – Выиграна .
А теперь выберите другой возможный маршрут и снова доберитесь в тот же пункт Б, но уже из пункта С.
Поверхность пешеходных путей, предназначенных для передвижения инвалидов, должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами – не более 1,5 см.
Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобы водоприемники и решетки не выходили на пешеходные дорожки.
Ребра решеток, устанавливаемых на путях движения инвалидов, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.
Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназначаются для пользования инвалидами на креслах-колясках и престарелых, не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1–2%.

Для передвижения маломобильных групп населения на сложном рельефе следует предусматривать устройство серпантинных трасс с уклонами в пределах нормы.
В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные пределы, допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 12 м пути с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска длиной не менее 1,5 м каждая.
Пересечение пешеходных дорожек выполняется в одном уровне.
На сегодня, обратите внимание, если Вы захотите свернуть с тротуара на пешеходную дорожку, ведущую к парковке или магазину, то между тротуаром и дорожкой Вы натолкнетесь на разделяющий их бордюр высотой 15 см (рис. 14.2 – левый вход). Это самая распространенная ошибка. Очень часто этот перепад уровня встречается тогда, когда перед магазином укладывают тротуарный камень “Бехатон”. Перепад уровня между асфальтом тротуара и “бехатоном” в этом случае равен высоте тротуарного камня.
На рис. 14.2 подходы к правому магазину выполнены правильно. Но в рисунке специально заложены еще две типовые ошибки.
На стене возле входа в магазин на требуемой высоте установлена кнопка вызова, предназначенная для инвалидов на коляске.
Первая ошибка – проектировщик забыл предусмотреть возможность подъезда к кнопке вызова инвалида на коляске. Надо было либо сделать более широкой всю тротуарную дорожку, либо расширить дорожку в зоне подхода к кнопке в виде “кармана”.
Вторая ошибка – не было никакого смысла устанавливать кнопку вызова, так как этот магазин доступен для свободного передвижения инвалида на коляске.
Предупреждающую информацию для людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) следует обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.
Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.
Для предупреждения людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к пешеходному переходу следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.
Для этого за 0,6–0,9 м до начала перехода укладываются предупредительные тактильные (осязательные) полосы с выраженным рифлением поверхности (рис. 14.4 и 14.5). Тактильная полоса воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног идущего.
В отличие от России, в Великобритании (и во многих других странах) к тактильной полосе, выполненной перед переходом (рис. 14.4), примыкает под углом 90° еще одна тактильная полоса, которая тянется поперек всего тротуара и заранее предупреждает людей с дефектами зрения о месте, в котором можно повернуть к переходу.
На рис. 14.3 приведен пример одной из рельефных информационных плит дорожного покрытия (для слепых) с размерами в мм.
Так как промышленность сегодня не выпускает рельефных информационных плит, в Екатеринбурге на асфальтовом тротуаре тактильная полоса обычно выполняется с помощью тротуарного камня “Бехатон”.
В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см (рис. 14.4). Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 900 мм.

Пониженный бортовой камень окрашивается ярко-желтой (или белой) краской. Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.
Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5–4 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей.
В Екатеринбурге первый реконструированный с учетом потребностей инвалидов в 1998 году перекресток на пересечении улиц Малышева-Бажова был сделан именно так. Бордюр сравняли с проезжей частью. Инвалиды на колясках и родители с детскими колясками были довольны. Но это не понравилось Управлению благоустройства – когда идет подметальная машина, весь мусор оказывается на тротуаре. Грейдер, убирающий снег вдоль бордюра, в этих местах не может определить границу между тротуаром и бордюром, что чревато повреждением либо грейдера, либо обычного бордюра вдоль дороги. Инвалиды по зрению тоже высказались против. В отсутствии специальных рельефных информационных плит ничто не предупреждало инвалида по зрению о выходе на проезжую часть. Сотрудники ГИБДД остались тоже не довольны, так как возникла опасность наезда автомобилей на пешеходов. Они настояли на том, чтобы в Екатеринбурге была установлена минимальная высота пониженного бордюра 4 см.

На мой взгляд, надо менять психологию российских водителей и придерживаться хотя бы установленного российского норматива, который определяет предельные границы высоты пониженного бордюра с учетом изменений рельефа от 2,5 до 4 см. Если определить минимальную границу в 4 см, то строители будут устанавливать бордюр в пределах 3–5 см. Часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2–3 см (!). Бордюр в 5 см не преодолеет большинство.
В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см (!), а для разделения проезжей части и пешеходной зоны, находящихся на одном уровне, устанавливаются специальные столбики с маркировочной окраской (”bollards”) на расстоянии 1,2 м друг от друга. Эти столбики препятствуют автомобильному движению в пешеходной зоне.
Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10.
На рис. 14.5:
1 – съезд с тротуара;
2 – предупредительная тактильная (осязательная) полоса.
В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части.
Если машина, которая движется по проезжей части на большой скорости, заедет колесами на такой съезд, выходящий на дорогу (рис. 14.6), она просто перевернется. Может получить повреждение и уборочная техника, которая очищает дорогу вдоль бордюров, зацепив случайно такой выступ.
На практике очень часто при реконструкции небольшого участка дороги высокий бордюр просто закатывают асфальтом в виде валика. Например, для того чтобы машина с товаром могла заехать на асфальт и подъехать вплотную к загрузочной двери магазина. Важно следить за тем, чтобы такие валики возле тротуаров не появлялись на основных магистралях дорог с интенсивным движением.

На что хотелось бы обратить Ваше особое внимание. В нормативной литературе не совсем понятно, в каких местах надо понижать бордюр, а в каких – нет. На рис. 14.7 показаны схематично места понижения бордюра. Как мы видим, пониженные бордюры выполняются не на всех пересечениях тротуара с проезжей частью дорог, а в местах, где разрешено пешеходное движение:1 – на регулируемых перекрестках, где есть светофоры или установлен знак “Пешеходный переход”; 2 – в местах, где автомобильные въезды во дворы пересекают пешеходные пути. Женщина с детской коляской, идущая по улице вдоль дороги (на рис. 14.7 – стрелки), должна свободно двигаться, а не перетаскивать без конца коляску через бордюры. На рисунке также для примера перечеркнуто крестом место, где понижать бордюры нельзя, так как в этом направлении переход людей через дорогу запрещен.
Для того чтобы люди, стоящие на съезде с тротуара с уклоном 10%, не поскользнулись и не попали под колеса машины, рекомендуется в пределах тактильной полосы, справа по ходу движения, устанавливать флажок-поручень (столбик, имеющий вверху окончание в виде петли).
Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должна быть не менее 3 м, длина – не менее 2 м.
В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц.
Все имеющиеся на пути движения инвалидов-колясочников лестницы должны быть продублированы пандусами или подъемниками. Лестницы и пандусы ограждаются перилами.

Все лестницы подземного или надземного перехода должны быть продублированы пандусами. Возле подземных переходов следует размещать хорошо различимые информационные знаки (рис. 14.8). Переходы на крупных и сложных транспортных развязках следует снабжать защитными ограждениями.
Опасные для инвалидов участки и пространства следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см. У препятствий следует устанавливать ограждение.
В жилых районах и микрорайонах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения инвалидов, следует предусматривать не реже чем через 300 м места отдыха со скамейками.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

Этот "снип" (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни. "Снип" заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом:
"…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…"

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

"Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора …

Правовой «склерозник» активиста. Высота бордюров на улицах и дорогах

с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…"

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь-ных проездов от тротуаров и газо-нов ГОСТ 6665-91


Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до-рожек и тротуа-ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ
Описание по ГОСТ 6665-91
Камень-аппарель, справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело-сипедных доро-жек и тротуаров с интенсивным движением детс-ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое-зжих частей улиц и дорог на пере-сечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

Как оградить тротуары от заезда автотранспорта?

« Ширина пожарного проезда | Главная | Величина продольного уклона дороги »

Высота превышения бортового камня над проезжей частью

Высота превышения бортового камня, обеспечивающего водоотвод, над проезжей частью обычно принимается 0,12 – 0,18 м с возможными колебаниями в пределах 0,08 – 0,20 м. В местах въездов в квартал, если они оформляются не как сопряжение двух улиц, не прерывая тротуара на улице, высота бортового камня уменьшается до 0,04 м

Внутриквартальные проезды окаймляются с обеих сторон бордюрами высотой 0,15 – 0,18 м, для односкатных проездов – допускается 0,08 – 0,10 м.

Источник — Н.М.Клейменов и Н.Д.Дудина «Вертикальная планировка » стр. 73, 110

Скачать бесплатно

Аналогичные темы:

Как перевести промилле и проценты в градусы, и, обратная задача – перевести градусы в промилле и проценты?

Как определить уклон между горизонталями на плане?

Минимальный продольный уклон дороги

Максимальный уклон пандуса для инвалидов?

Какие допустимые уклоны (продольные и поперечные) для рамп автостоянок и гаражей?

Темы: Полезная информация | 1 отзыв »

Новая благоустроительная инициатива столичных властей: большие затраты и неизвестный эффект. Если, проезжая по оживленной магистрали, вы увидите на обочине грейдеры, резво срезающие верхнюю часть грунта и корчующие остатки блеклой придорожной растительности, не пугайтесь. Это всего лишь очередная кампания по благоустройству столицы. Она касается придорожных газонов, которые оказались выше уровня бордюрного камня. Из-за этого, заверяют городские власти, в дождливые, слякотные дни верхний слой почвы размывается и вместе с водой попадает на проезжую часть. Так появляется та самая грязная жижа, которая летит во все стороны из-под колес авто.

Программа «понижения уровня газонов» довольно объемная — в этом году до первых снегопадов «перелопатить» собираются более 3 млн. кв. м, то есть 300 гектаров. Стоимость придорожного благоустройства тоже немалая — на эти цели из городского бюджета уже выделено 1,8 млрд. рублей. Как сообщили представители заказчика работ — Департамента ЖКХ, — переустройство 1 кв. м газона обходится городу сравнительно недорого — в 600 рублей. Но в масштабах города затраты получаются внушительными.

Технология «понижения уровня» предполагает снятие верхнего слоя грунта, внесение и утрамбовку новой плодородной земли, укладку готовых рулонных газонов либо высев травы. Процедура вроде бы нехитрая, занимает минимум времени и производственных сил, а эффект предполагает долгий и стабильный. При правильном уходе — а это полив и регулярная стрижка — новые газоны должны радовать глаз до 5 лет.

— Эти газоны быстро приживаются, не страдают от осадков, первые два года не покрываются сорняками. Они морозо- и засухоустойчивы, — похвалила новую траву замруководителя ГКУ ДЗ ЖКХиБ по Юго-Западному округу Ольга Ершова. — Рулонные газоны мы закупаем в Подмосковье. Так что к столичному климату им не привыкать.

Однако как поведут себя новые «сниженные» газоны в условиях агрессивной московской среды — вопрос, похоже, неизученный. Ведь испытывать им предстоит не только засуху или морозы, но и вредные выхлопы автомобилей и ядовитое влияние химреагентов, без которых в зимнее время года не обходится ни одна магистраль. Если срок службы новых газонов ограничится одним сезоном, их по праву можно будет считать золотыми.

— В грязи на московских улицах повинны не только неправильные бордюры, но и засоренные водостоки, непродуманная система дренажа, — говорит профессор кафедры земельных ресурсов и оценки почв факультета почвоведения МГУ Олег Макаров. — Конечно, хотелось бы, чтобы перед проведением таких масштабных, дорогостоящих мероприятий, как нынешнее понижение уровня газонов, городские власти обращались за консультацией к ученым, проводили хотя бы минимальные исследования. Насколько нам известно, ничего подобного сделано не было. Сегодня не только придорожные почвы влияют на дорогу, но и дороги, обрабатываемые химреагентами, испытывают газоны на прочность. И в этих условиях гарантировать новым газонам долгий срок службы не возьмется никто. А значит, деньги москвичей могут быть снова потрачены впустую!

Газоны у дорог понизят, что называется, ниже бордюрного камня. И на это потратят 3,4 млрд руб. Кому и зачем это нужно?

Ниже грунт - меньше грязи

Для снижения загрязнения улично-дорожной сети города впервые в 2012 г. будут проведены работы по понижению газонов ниже уровня бордюров, - заявил недавно Андрей Цыбин, руководитель столичного Департамента ­ЖКХиБ. - Процесс охватит практически все дороги Москвы, а именно 2,3 млн м².
В комплексе городского хозяйства, сейчас практически на всех придорожных зелёных зонах почвенный слой лежит выше каменного ограждения. Летом трава (а зимой снег) ещё хоть как-то удерживает почву на месте, а вот осенью и весной из-за ветра и дождей земля просто сползает на дороги. Отсюда грязь и пыль на улицах.

Кому-то может показаться, что это варварство и экологическое преступление - лишать зелени москвичей, которые и так живут как в каменном мешке.

На самом деле никакого плодородного слоя почвы там уже нет, - говорит Иван Блоков, директор по программам Гринпис России. - Состояние земли в столице давно вызывает у экологов сильную озабоченность, и хуже всего приходится именно тем участкам, что расположены вдоль автомобильных трасс. Слишком много туда попадает осадков выхлопных газов (что приводит, например, к высокой концентрации тяжёлых металлов в земле).

Так что уничтожать там практически нечего. Кстати, в «Мосзеленхозе» подтвердили, что на все зачищенные участки этим летом привезут специально подобранные почвосмеси, будет посеяна трава . Но уровень грунта станет обязательно ниже бордюрного камня. Неужели у нас вдоль трасс наконец-то будет не унылый серо-бурый пейзаж с редкими пучками травы, а нормальные газоны?

Трава станет «золотой»?

Наконец-то власти поняли, что надо бороться не со следст­вием (грязью на дорогах), а с причинами, - рассказал «АиФ» Дмитрий Хомяков, завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ. - И замену верхнего слоя почв можно только приветствовать. Но, к большому сожалению, красивый зелёный «ковёр» продержится в лучшем случае два сезона, хотя при хорошем уходе газоны могут сохранять привлекательный вид 5 лет. Мало понизить уровень почвы и посеять газонную траву , надо разобраться с высотой бордюрных камней - они же «гуляют», куда ни посмотри. Из-за того, что многие подрядчики не соблюдают технологию укладки бордюров, те уже через год опускаются или заваливаются вбок. Если всё делать добротно - например, грамотно закреплять камни, они и через 4-5 лет будут лежать ровно. А если средства разворовать и положить бордюры прямо на песок, тогда и получается дырявый частокол, через который при первом же весеннем снеготаянии почва начнёт сползать на дорожное полотно.

Ещё одна проблема - массовая парковка машин на газонах (зимой это принимает характер эпидемии, ведь лёд и снег помогают автомобилистам преодолеть даже высокие бордюры). В результате под колёсами машин гибнет зелень, а каменное ограждение под весом автомобиля уходит вниз, даже если его установили по всем правилам, - продолжает эксперт. - Но даже в том случае, если газону повезёт и он зимой не станет местом парковки машин, его вполне могут превратить в отстойник для сугробов. А на газоны обычно сгружают не чистый снег (да где его в Москве вообще взять?), а щедро сдобренный противогололёдными реагентами! Прошедшей зимой, к примеру, на столичные тротуары высыпали 135 тыс. тонн различных химических соединений и мраморной крошки. А это значит, что солевая нагрузка на московские почвы увеличилась за последний год в 3 раза! В том случае, если на пешеходных зонах и дальше будут применяться неоправданно большие объёмы реагентов, мы вернёмся к ситуации 2000 года, когда из-за постоянного использования технической соли зимой в Москве появились солончаки (почвы с повышенным содержанием водорастворимых солей, которые подавляют рост большинства растений. - Ред.). Газонная трава не способна пережить такого надругательства. Получается, нам придётся каждый год менять верхний слой грунта и сеять новые семена. Может ли московский бюджет позволить себе такой «золотой» газон вдоль дорог?
Получается, понижение грунта на газонах гарантированно приведёт к меньшему загрязнению дорог только при условии хорошей укладки и содержания бордюрных камней. А сколько проживёт зелень, которую посадят этим летом, напрямую зависит от подрядных организаций, занимающихся уборкой столичных территорий. Может быть, если все компании, работающие на город, будут трудиться на совесть, а не осваивать бюджетные средства, мегаполис станет чистым и зелёным? Как Париж, Вена, Лондон и Берлин.
В Европе улицы свободны от пыли и грязи не только потому, что их постоянно моют, но и благодаря разумно устроенным газонам. Зелёные зоны там окаймлены высокими ровными бордюрами, которые уложены с гидроизоляцией (чтобы земля не могла пробраться на дорогу даже через мелкие трещины между стыками камней). Скоро так будет и в Москве?

«Островки зелени» столицы не должны становиться

источниками ее загрязнения

Москва, как известно, один из самых зеленых мегаполисов мира. И одной из важнейших составляющих «зеленого богатства» города являются занимающие миллионы квадратных метров его территории многочисленные газоны.

Созданию и содержанию газонов коммунальные службы Москвы уделяют особое внимание. Процесс этот, как и весь комплекс работ по озеленению столицы, достаточно трудоемкий и требующий дифференцированного подхода. Содержание газонов, находящихся, к примеру, на территории парков и скверов, отличается от содержания газонов, расположенных вдоль проезжей части дорог и магистралей. Последние, в силу специфики большого города, подвергают значительно большему антропогенному воздействию и, как следствие, уход за ними требует куда больших усилий.

По существующим правилам, поверхность газона должна быть ниже уровня бордюрного камня минимум на 2 см. Выдержать этот стандарт на газонах, расположенных вдоль проезжей части столичных дорог и магистралей, очень сложно.

Так называемый смет с проезжей части, пропитанный дорожной грязью снег, попадающий или временно складируемый на газонах при уборке дорог, постепенно образуют на поверхности придорожных зеленых зон слой, состоящий не из плодородного грунта, который превышает высоту бордюрного камня.

В результате таяния снежной массы ранней весной, ветра и дождей в более поздний период этот земляной «нарост» естественно попадает обратно на проезжую часть, способствуя образованию на ней грязи и пыли.

Не следует забывать в этой связи и о том, что, в силу исторически сложившегося ландшафта Москвы, значительная часть придорожных газонов оборудована на откосах.

Работы по понижению уровня газонов, прилегающих к проезжей части дорог, ниже уровня бортового камня наиболее активно стали осуществляться в столице в 2012-2013 гг. в рамках выполнения мероприятий по Государственной программе города Москвы «Развитие дорожно-транспортной системы на 2012-2016 годы».

При этом снимался верхний (загрязненный) слой земли на глубину до 15 см и на ширину до 4 метров от проезжей части, имеющий ослабленный травяной покров и лежащий выше уровня бортового камня. Затем подсыпался новый, проверенный и сертифицированный почвогрунт до уровня ниже бортового камня от 2 до 10 см, как того требуют Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Москве. В завершение работ засеивались семена газонных трав, или застилались рулонные газоны.

Территория, проведения данного вида работ, в целом по городу составила 4,5 млн. кв.м. И все-таки сказать, что проблема смывания грунта на проезжую часть из-за приподнятой поверхности газонов в Москве решена, конечно, нельзя. Образующаяся в результате на дорогах грязь, которая, высыхая, способствует интенсивному пылению, вызывает заслуженную критику жителей города.

Вместе с тем нельзя не отметить, что сами горожане и гости столицы, к сожалению, нередко способствуют ухудшению ситуации. Речь о парковке на газонах. Это явление принимает особенно массовый характер зимой, когда снег и лед позволяют автомобилистам преодолеть даже высокие бордюры.

Помимо того, что при этом страдает растительный слой газона, под весом автомобилей элементы бордюрного ограждения опускаются, даже будучи установленными по всем правилам. Что за этим следует, объяснять не надо. В данном случае речь идет, в первую очередь, об обеспечении безопасности дорожного движения, не говоря уже об аспектах, связанных с содержанием самого газона.

Решению этой проблемы в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектурами административных округов города Москвы уделялось и уделяется самое пристальное внимание.

Помимо постоянного контроля за проведением балансодержателями традиционного комплекса работ по понижению уровня подведомственных им газонов, ремонту и замене бордюрного камня и др., изучаются и рассматриваются варианты внедрения новых методов содержания газонов, позволяющие минимизировать попадание на проезжую часть грунта с их поверхности.

Товары (материалы) применяемые при выполнении работ по понижению уровня газонов ниже бортового камня:

Земля растительная (почвогрунты заводского изготовления (многокомпонентные);

Семена (смесь универсальная) газонных трав.

При выполнении работ по понижению уровня газонов ниже бортового камня требуется:

Земля растительная (толщ. не менее 0,15 м и не более 0,20 м);

Семена (смесь универсальная) газонных трав (норма расхода не менее 40 г/м2 и не более 80 г/м2).

Технические характеристики работ.

Газоны следует устраивать на полностью подготовленном и спланированном основании из многокомпонентного искусственного почвогрунта заводского изготовления с соблюдением уклона основания и после обеспечения раздельного стока воды с плоскостных сооружений и внутрипочвенного стока. Уклон газона, обеспечивающий сток поверхностных вод, должен составлять 2-3 градуса. При доставке и насыпке почвенного слоя передвижение транспортных, строительных машин и механизмов, кроме планировочных и уплотняющих, должно допускаться только по подпочвенному слою после уплотнения его без полива одним проходом катков. Перед нанесением плодородного почвенного слоя колеи и следы проходов машин и механизмов на подпочвенном слое должны быть спрофилированы и укатаны. Движение транспортных средств и строительных машин по плодородному почвенному слою не допускается. Поверхность осевшего грунта должна быть ниже борта на 1-2 см. При производстве работ должна использоваться вода со следующими характеристиками: согласно количество взвешенных веществ не должно быть более одной целой пять десятых мг/л, цветность не должна превышать двадцать град, жесткость воды не более десяти мг-экв/л, не допустимо содержание в воде H2S, содержание железа не более ноль целых три десятых мг, содержание нитратов не более десяти мг/л, предельно допустимое содержание в воде сульфатов пятьсот мг/л, хлоридов триста пятьдесят мг/л, содержание фтора должно быть в пределах от ноль целых семи десятых до одной целой двух десятых мг/л, сухой остаток не более тысячи мг/л, PH не менее шести целых пяти десятых не более девяти целых пяти десятых, не более ноль целых пять сотых мг/л мышьяка, один мг/л меди, пять мг/л цинка, ноль целых одна десятая мг/л свинца. Не допускается использование торфа в качестве растительного грунта при капитальном и текущем ремонте газонов. Применение торфа в качестве верхнего слоя на растительной земле также недопустимо. В качестве плодородного слоя для создания газона рекомендуется использовать специально приготовленные грунты, содержащие песчаную и глинистую фракции, - многокомпонентные искусственные почвогрунты заводского изготовления. Для улучшения их структуры в их состав входит торф. Торф должен быть со степень разложения; процентов - не менее двадцати пяти; массовая доля воды, процентов - не более шестидесяти. Многокомпонентный искусственный почвогрунт должен быть хорошо перемешан и освобожден от крупных включений (камни, куски глины и т. п.) и корневищ нежелательной растительности. Качество многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления должно подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением. При устройстве газонов на сильно фильтрующих породах (щебенка, гравий, намытый толстым слоем песок) в качестве плодородного слоя лучше использовать многокомпонентные искусственные почвогрунты заводского изготовления среднесуглинистого состава, обладающие большей водоудерживающей способностью. Нормативные показатели (технические характеристики) химического и санитарно-эпидемиологического состояния многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления которые должны применяться при выполнении работ: содержание хлоридов, мг/кг с. в., не более тысячи шестьсот восьмидесяти; Электропроводность (ЕС) mSm/см двадцать пять °С, не более десяти; Содержание тяжелых металлов: Мышьяк (As), мг/кг, не более десяти; cодержание тяжелых металлов: Цинк (Zn), мг/кг, не более двухсот двадцати; пестециды: алдрин, мг/кг, не допускается; удельная активность техногенных радионуклидов, ACs/45 + ASr/30 , отн. ед., не более единицы; нефтепродукты, мг/кг, не более трехсот; содержание тяжелых металлов: Медь (Cu), мг/кг, не более ста тридцати двух; содержание тяжелых металлов: Ртуть (Hg), мг/кг, не более двух; содержание тяжелых металлов: Свинец (Pb), мг/кг, не более ста тридцати. При создании газона на участке со слоем многокомпонентного искусственного почвогрунта заводского изготовления более 15 см необходимо перед посевом газонных травосмесей верхний слой взрыхлить на глубину 8-10 см. Газоны можно создавать путем посева, гидропосева, раскладки готового газонного дерна, посадки почвопокровных растений. При создании разнотравного газона из дикорастущих растений подмосковной флоры используют плодородный слой и дернину, содержащие большое количество семян и корневищ разнообразных травянистых дикорастущих растений. Для быстрого залужения поверх слоя сохраненной почвы высевают обычные клеверно-злаковые или злаковые газонные смеси. После появления всходов дикорастущих растений из сохраненных в исходной почве семян и корневищ производят формирование травостоя, применяя разную частоту и сроки скашивания. В дальнейшем проводят обогащение травостоя. Создавать газоны лучше в начале вегетационного сезона (первая половина мая) или в августе. При систематическом поливе посев можно производить в течение всего весенне-летнего периода. Создание газона методом укладки готового газонного дерна возможно с 1 мая до наступления заморозков. При основной подготовке почвы под газоны должны применяться минеральные удобрения. При основной подготовке почвы под газоны следует равномерно внести минеральные удобрения (по действующему веществу): на малоплодородных почвах, суглинистых и тяжелосуглинистых почвах: N - 40-50, Р - 60-90, К - 40-60 кг/га; на слабоподзолистых и легкосуглинистых почвах: N - 20-30, Р - 40-60, К - 30-40 кг/га. Показатели минеральных удобрений: cтатическая прочность гранул, МПа (кгс/см2) - 1,2(12)-30,0(300). Целесообразно использовать гранулированные удобрения в сухом виде. Внесенные удобрения следует заделать граблями или легкими боронами на глубину 3-4 см. Засев газонов на больших территориях следует производить сеялками для посева газонных трав по прикатанной поверхности. Уплотнение подпочвенного и почвенного слоев осуществляется 1-2 проходами (вдоль и поперек поля) катков массой 1,2 т с гладкими вальцами с предварительным за 10-15 часов до начала укладки поливом из расчета 10-12 л/кв. м. Места просадок обязательно досыпаются, профилируются и повторно уплотняются. Наличие просадок на поверхности слоя под контрольной 3-метровой рейкой не допускается. Семена мельче 1 мм должны высеваться в смеси с сухим песком в соотношении 1:1 по объему, семена крупнее 1 мм - в чистом виде. При посеве газона семена следует заделывать на глубину до 1 см. Для заделки семян следует использовать легкие бороны или катки с шипами и щетками. После заделки семян газон должен быть укатан катком весом 75-100 кг. Для создания устойчивых, долговечных и декоративных газонов рекомендуется использовать травосмеси на основе рыхлокустовых корневищных злаков низового типа, рекомендованных для данной климатической зоны. Использование иных трав (в частности, кормовых) приводит к быстрой потере декоративности и функциональных свойств газона, поэтому допустимо только при создании временных ежегодно переделываемых газонов. Норма высева смеси свежих семян на 1 кв. м засеваемой площади определяется всхожестью семян (в среднем 40 г). При использовании готовой травосмеси норма высева семян должна соответствовать прилагаемым рекомендациям. Норма высева семян в травосмеси определяется в соответствии с рекомендациями применительно к видовому составу трав и на основе оценки их всхожести. Нормативные показатели многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления, которые должны применяться при проведении работ: содержание органического вещества, %, не менее десяти и не более двадцати; водородный показатель (рН (KCl)), ед. рН, от пяти до семи с половиной. Физико-механические, агрохимические свойства почвогрунтов при использовании их на объектах озеленения и благоустройства города, должны определяться лабораторным путем и быть оптимальными. Показатели почвогрунтов должны быть: валовое содержание тяжелых металлов, мг/кг: медь - не более сто семнадцати, кадмий не более двух, селена не более трех.

При выполнении работ использовать сырье, материалы и оборудование, имеющие соответствующие сертификаты, технические паспорта и другую документацию, удостоверяющую их качество.

Технические характеристики работ и товара также указаны в государственном контракте (проекте государственного контракта) и приложениях к нему являющихся неотъемлемой частью государственного контракта.



В продолжение темы:
Отопление

Александр Яковлев и Нина Андреева. Полемическая дуэль этих двух людей неожиданно стала главным политическим событием 30 лет назад 30 лет назад, 5 апреля 1988 года, в СССР...

Новые статьи
/
Популярные