Как снять внешний блок сплит системы. Снятие кондиционера: инструкция по демонтажу своими руками

В связи с переездом на новое место жительства или со сменой расположения офиса может понадобиться демонтаж сплит-систем кондиционеров – снятие внешнего и внутреннего модулей с креплений. Процесс имеет свои особенности относительно типа прибора, времени года, а также требует наличия соответствующих инструментов.

Качественно и быстро провести данные работы сможет бригада профессиональных монтажников, но их труд стоит денег, особенно при необходимости демонтировать несколько сплит-систем кондиционеров одновременно. Если они обладают большими показателями мощности, от которых и зависит цена, то общая стоимость окажется немаленькой. Можно ли сэкономить на этом, или попытки сократить расходы повлекут большие траты?

Безусловно, демонтаж – это первое, что приходит на ум в ситуации дефицита средств. Мужчине, хоть немного разбирающемуся в технических темах, казалось бы, будет интуитивно ясно, как развинтить штуцеры, перекачать фреон, разъединить необходимые коммуникации, все снять и упаковать по коробкам. Существуют инструкции и видео демонтажа кондиционера своими руками – прочитал, посмотрел и принялся за работу. Но все на деле не так просто.

Минусы самостоятельного демонтажа

Основная опасность – не перекаченный фреон. А это может произойти, если нет специального манометра для измерения давления на газовой магистрали. Замерзание паров воды в кондиционере ведет к поломке насоса.

Действия непрофессиональными инструментами приведут к повреждению труб испарителя внутреннего блока, которые находятся очень близко к месту крепления прибора в стены.

Если трубопровод был обрезан слишком коротко, то он может просто не подойти по длине при последующем монтаже. Наращивание нового выводит агрегат из строя.

Испарительные блоки канальных сплит-систем, помимо откачки хладагента, отсоединения трубопровода, электрических проводов и дренажного шланга, требуют аккуратного разъединения с воздуховодами. Сделать это без опыта достаточно сложно.

Чтобы демонтировать кондиционер самостоятельно, понадобятся специальные инструменты, стоимость которых значительно превышает цены на демонтаж квалифицированными мастерами, даже при условии взятия их напрокат.

Крупногабаритные полупромышленные сплиты имеют немалые вес и размеры. Снять их одному невозможно. Сюда можно добавить и сложности со снятием внешнего блока – он находится на фасаде здания, нередко на достаточной высоте и приличном отдалении от окна. Здесь в любом случае понадобится команда промышленных альпинистов, если мастер-самодеятель не хочет рисковать жизнью.

Гарантировать 100% сохранность функциональности кондиционера при его демонтаже своими руками не может никто. Риски доставить прибор до нового объекта в неисправном состоянии очень велики.

Если эти доводы не останавливают человека в его решении попробовать себя в роли мастера-монтажника, то следует самостоятельно внимательно изучить инструкции по демонтажу кондиционеров различного типа, приведенные ниже.

Демонтаж настенной сплит-системы

Негабаритные настенные сплиты не представляют особой сложности при их снятии. В наличии должен быть следующий набор инструментов:

  • 2 шведских ключа;
  • кусачки или труборез;
  • гаечные ключи или набор головок;
  • индикаторная отвертка, простая отвертка;
  • манометрическая станция для сбора фреона (если кондиционер требуется демонтировать зимой).

Начинают работу с закачки фреона во внешний блок, чтобы потом его вновь использовать. Для этого надо подключить манометр через клапан шредера на газовый вентиль трубопровода. Кондиционер при этом работает в охлаждающем режиме. Далее снимают крышки на боковых вентилях и с помощью шестигранника закручивают вентиль нагнетания. Через пару минут давление должно упасть ниже нулевой отметки. Теперь можно закрыть вентиль всасывания, выключить прибор, отключить питание.

Следующим этапом демонтажа кондиционера своими руками будет отсоединение (обрезка) кусачками или труборезом магистральных трубок на расстоянии 15-20 см от штуцеров, их зачеканивание и снятие наружного модуля с кронштейна. Его необходимо поместить в плотную упаковочную тару из картона и обложить вокруг пенопластом. Затем гаечными ключами или головками откручивают кронштейны.

Транспортировку конденсаторного блока производят только в вертикальном положении.

Далее переходят к демонтажу внутреннего блока кондиционера, у которого необходимо открыть крышку, защищающую прибор. Модуль держат с двух сторон и откручивают крепежные элементы. Отсоединяют трубопроводную магистраль, зачеканивают концы трубок, отключают все электрические межблочные провода и снимают блок с монтажной пластины, раскрыв защелки крепления и следуя по направляющим внутреннего блока.

Теперь переходят к снятию самого крепления, оставшихся трубопровода и декоративного пластикового короба. Таким образом демонтаж сплит-системы кондиционера настенного типа полностью завершен, и осталось лишь аккуратно упаковать систему и перевезти на новое место.

Если сделать все по предложенной схеме, то при последующем монтаже не придется полностью заправлять контур фреоном.

Все описанные работы можно будет посмотреть ниже на видео демонтажа кондиционеров настенного типа.

Демонтаж канальной сплит-системы

Наибольшие трудности возникают при самостоятельном демонтаже канального кондиционера, так как вес этой конструкции значительный, и еще придется отсоединять от блоков воздуховоды.

Набор инструментов в данном случае остается тот же самый. Работу начинают с разборки воздуховодов. Снимаются приточно-вытяжные адаптеры с решеткой. Убирают воздуховоды, отсоединяя их от внутреннего блока. Если они металлические, то откручивают саморезы, гибкие – снимают хомуты. Дальше производят закачку фреона в ресивер внешнего блока и занимаются его снятием по схеме демонтажа настенной сплит-системы.

У испарительного блока ослабляют гайки крепления, производят отсоединение фреоновой магистрали, дренажного шланга и электрических проводов. Далее аккуратно снимают блок со стены и упаковывают в специальную тару.

Некоторые мастера производят демонтаж канального кондиционера своими руками в следующем порядке:

  • закачка фреона в ресивер внешнего блока;
  • снятие наружного модуля и отсоединение его связующих коммуникаций;
  • отсоединение воздуховодов;
  • демонтаж внутреннего блока кондиционера и его связующих коммуникаций;
  • упаковка сплит-системы и ее транспортировка.

Оба варианта будут технически правильными и не принесут последующих проблем с функционированием системы на новом месте.

Демонтаж колонных, кассетных и консольных сплит-систем

Колонная сплит-система наравне с настенной не представляет никаких трудностей в плане демонтажных работ. Все проходит по такой же схеме:

  • проверка давления манометром и перекачивание фреона во внутренний модуль;
  • отсоединение всех его связующих магистралей с последующим снятием прибора с наружной стены здания;
  • отсоединение связующих магистралей внутреннего блока кондиционера и его последующий демонтаж.

У комнатного блока колонника нет ни монтажной пластины (как у настенного), ни шпилек (как у кассетного, колонного и консольного), на которые бы он крепился, поэтому в этом плане с ним проблем гораздо меньше.

Кассетная сплит-система демонтируется по схеме канальной. При работе с внутренним модулем необходимо ослабить гайки крепления, а потом производить остальные манипуляции. Отличие лишь в том, что в данном случае нет воздуховодов.

Внутренний блок напольно-потолочной (консольной) сплит-системы крепится к стене или потолку шпильками, как кассетный или канальный блок. При ее снятии поможет инструкция по демонтажу настенной или канальной сплит-системы.

Нельзя снимать наружный блок во время дождя или снега, так как попавшая внутрь портов влага приводит к поломке компрессора.

Демонтаж сплит-системы зимой

Некоторые сложности возникают, если приходится демонтировать кондиционер самостоятельно в зимнее время. В чем заключаются трудности? Дело в том, что при температуре на улице ниже допустимых рабочих значений прибора, его нельзя включать, следовательно, невозможно убрать рабочую жидкость из магистрали. В таких случаях понадобится манометрическая станция для сбора фреона. Закрываются краны на внешнем блоке, подключается станция к клапану шредера и производится сбор хладагента из магистрали и внутреннего модуля.

Если этого не делать, то произойдет полная утечка хладагента. Придется заново заполнять контур и менять сальники сервисных портов. Поэтому демонтаж кондиционера своими руками зимой лучше не проводить.

Следует посмотреть видео демонтажа настенной сплит-системы своими руками для полного представления о процессе.

Регулярное обслуживание кондиционера требует разборки его внутреннего и внешнего блока. Это необходимо при замене деталей сплит-системы и ее полной очистке. Стоит разобраться с особенностями процесса и последствиями неправильной разборки.

Как снять внутренний блок

Для снятия внутреннего блока кондиционера любого типа требуется отщелкнуть нижние клипсы. У большинства устройств они находятся снизу и обозначены стрелками или засечками. Типы клипс:

  • Зацеп за настенную пластину произведен сверху. В этих случаях на клипсы нажимают вверх.
  • Нижний зацеп за пластину. В таких устройствах снизу находятся дополнительные отверстия. Крепления оттягивают вниз от блока.
  • Клипсы, расположенные под декоративной крышкой. Сначала снимают крышку, а затем отжимают крепления.

Снятый внутренний модуль кондиционера разбирается легче.

Разборка внутреннего блока кондиционера

Разобрать внутренний блок сплит-системы можно после отсоединения прибора от сети. Затем открывают крышку корпуса и достают фильтры. Следующим действием нужно снять корпус:

  • У любого кондиционера снизу находятся саморезы, которые легко обнаружить под заглушками. Их необходимо выкрутить.
  • Под крышкой, за которой расположены фильтры, тоже могут оказаться саморезы или защелки. После их откручивания можно приоткрыть нижний элемент корпуса.
  • Следующая задача – освободить защелки, расположенные в верхней части корпуса. Они довольно жесткие, для их отсоединения нужно узнать особенности крепления. Чаще всего их получается разблокировать, потянув низ корпуса на себя и вверх.
  • Осталось отсоединить все провода, если они имеются.
  • Приоткрыв жалюзи, легко снять корпус, потянув его на себя.

    Следующий шаг – снятие дренажной емкости. Некоторые модели выполнены монолитными, поэтому в них отделить лоток от корпуса не получится. Важно разобраться в особенностях его установки, чтобы при сборке правильно установить на место.

    Под конденсат из лотка рекомендуется подготовить тару. Для разборки емкости достаточно открутить один саморез, а затем отсоединить клипсы внизу. От лотка необходимо отсоединить электродвигатель жалюзи. После извлечения емкости отделяют «хвост» дренажного шланга.

    Вентилятор внутреннего блока кондиционера (крыльчатка)

    Следующая задача – снять вентилятор (вал). Эта процедура наиболее ответственная и сложная. Простой вариант удаления вала применим, когда его снимают влево, не затрагивая блок управления и двигатель:

    • Открутить и освободить левую часть радиатора от корпуса устройства.
    • Отвинтить крепление справа в самом валу на несколько оборотов. Этот винт часто сильно затягивают, поэтому важно соблюдать осторожность, чтобы не повредить головку крепежного элемента и не сломать лопасти.
    • Извлечь вал снизу из корпуса, следя за сохранностью деталей. Поскольку вентилятор часто устанавливают довольно плотно, для его съема нужен большой опыт. Винт можно держать отверткой, подталкивая вал.

    При монтаже вала в корпус устройства винт должен оказаться точно в исходном положении. Иначе вентилятор будет касаться стенок.

    Существует и более сложный вариант снятия вентилятора. Если вал вытаскивается с правой стороны, придется снимать электромотор и блок управления.

    Последовательность действий:

    • Извлечь блок управления из корпуса. Это потребует отсоединения всех проводов и датчиков. Затем отсоединяют защелки и выкручивают саморезы, крепящие блок управления.
    • Открутить все крепления электродвигателя. Отсоединить кожух с валом.
    • Внимательно изучить, как отсоединяется вал от мотора. Осторожно отогнуть медные трубки, подходящие к радиатору.

    Разборка внешнего модуля

    Демонтаж мобильного или оконного кондиционера не занимает много времени – достаточно извлечь устройство из окна или снять воздуховод. При разборке полноценной сплит-системы требуется сохранить весь хладагент.

    Соединительные трубки, по которым транспортируется фреон, обладают разным диаметром. Тонкий канал служит для транспортировки жидкого хладагента. Большая трубка предназначена для перекачивания газообразного фреона. При разборке кондиционера необходимо «загнать» хладагент в наружный модуль. Затем можно отключать магистральные каналы. Для перекачивания хладагента необходимо при работающем приборе завинтить патрубок с жидким фреоном, который уходит из наружного блока в помещение. Устройство за 1 минуту перекачает газообразное вещество в наружный блок. После этого следует немедленно выключить прибор.

    Разборку наружного блока кондиционера выполняют вдвоем. Так можно исключить лишний риск и сократить время работ.

    После отключения прибора от электросети отсоединяют кабели, пометив клеммы.

    Медные каналы, по которым транспортируется хладагент, можно выпрямить самостоятельно, соблюдая осторожность. Вместе с ними в помещение удаляется электрический кабель. Его прикручивают к концу трубки. Затем нужно открутить гайки, которые держат наружный модуль. Снимают блок вдвоем. В последнюю очередь со стены снимают кронштейны.

    Снятый наружный модуль требует вертикального хранения и транспортировки. Для исключения возможных повреждений его помещают в коробку с пенопластом.

    Снятие компрессора

    В некоторых случаях требуется только демонтаж наружного блока, к примеру, когда требуется наладить работу компрессора. Внутренний блок в этом случае остается на месте. Основная задача – правильно снять компрессор:

  1. демонтировать крышку наружного блока;
  2. отсоединить трубки нагнетания и всасывания;
  3. отсоединить электропровода;
  4. отвинтить крепежные элементы вентилятора и конденсатора;
  5. удалить из корпуса конденсатор;
  6. демонтировать крепления компрессора и саму деталь.

Выполняя такую последовательность действий, можно снизить риск повреждения трубопроводов и получить доступ к другим элементам, расположенным в корпусе.

Последствия неправильного демонтажа

При неправильном демонтаже легко повредить кондиционер. Возможные неприятные последствия.

К сожалению, сплит-систему нужно изредка чистить изнутри. Операция эта очень проста для тех, кто этим занимается постоянно и исключительно сложна для любителей, которые хотят сделать эту простейшую операцию сами и сэкономить при этом денег.

Дмитрий Белкин

Разборка и чистка внутреннего блока сплит-системы PANASONIC: делаем своими руками

Чистка кондиционера Panasonic

Есть сплит-система Panasonic. Хорошая. Дорогая и довольно качественная. После примерно трех лет работы выяснилось, что внутренний блок требует чистки, ибо при работе система начала издавать неприятный запах. Раньше при возникновении такого запаха я вынимал фильтры и мыл их, после чего запах пропадал. В этот раз не помогло. Выяснилось, что несмотря на наличие крутых фильтров, электроионов и всего такого на турбине накопился значительный слой пыли. При попытке стереть эту пыль ватной палочкой я потерпел полное фиаско. И палочка оказалась коротковата, и расстояние между ламелями турбины очень мало, и самих ламелей крайне много. Кроме того, пыль просто не счищалась. Создалось ощущение, что турбину надо бы замочить в мыльном растворе, чтобы этот ужас с нее сошел.

Зайдя в интернет я с удовлетворением увидел, что проблема эта совершенно стандартная и касается абсолютно всех. Однако к мытью турбины все подходят по-разному. Некоторые даже подстилают под стену целлофан и моют турбину из садового шланга водой под высоким давлением. Этот способ удивил и даже несколько обескуражил. Тем не менее я выбрал другой и более надежный способ - разобрать внутренний блок и вынуть турбину. Если не получится это сделать, то вызвать мастеров, которые сделают эту операцию за большие деньги, и, возможно, с неким специфическим издевательством, связанным с тем, что у них там бешенная очередь, я не один такой умный, чтобы они вот так сорвались, все бросили, и поехали ко мне к черту на куличики... У них Газпром с Лукойлом в клиентах, а я тут со своим дурацким блоком в единственном числе....

Короче, я очень долго мучился, все разобрал, вынул турбину, помыл ее, вставил обратно и успокоился. С тех пор прошло еще три года и мне пришла необходимость повторить эту операцию. И я пожалел, что не заснял весь процесс и не записал, как и что там надо делать, ибо все успел забыть.

Но вот буквально вчера я сделал эту операцию еще раз, и на этот раз уже таким лохом не был, а все заснял и даже на диктофон надиктовал себе комментарии по горячим следам. А вот сейчас подумал и статью написать, ибо, возможно, и еще кому-то пригодиться может, на интернете эта инфа будет сохраннее, да и мне читать будет приятнее потом, через очередные три года (дай Бог будем живы к тому времени).

Разбираем сплит-систему

Друзья! Сплит-система сконструирована таким образом, чтобы изредка вынимать турбину, обслуживать ее, а потом вставлять на место. Так что система оказалась ремонтопригодной, но нужно просто точно знать, где находятся шурупы и защелки, куда надо нажать, чтобы ничего не сломать.

Внимание!

Представьте себе, я стою на стремянке прямо перед сплит-системой и смотрю на нее. Справа у меня находится моторчики, вся электроника и светодиоды. Этот абзац я написал для того, чтобы было понятно, где в данном случае право, а где лево.

Итак, первым делом надо снять корпус. Он держится снизу на винтах, сверху на защелках типа крючков. Но найти два шурупа, на которых держится корпус оказалось ацки не просто. Я искал долго, но нашел. Они оказались под заглушками. Сначала руками поднимаем крышку-крыло на моторчике (я, к сожалению, не владею специальной терминологией). Выкручиваем два шурупа и аккуратно поддеваем корпус снизу вверх. Он снимается очень легко, но, возможно со щелчком, ибо вверху он зацеплен за три защелки - крючка.

Снимаем корпус. Это правый шуруп

Снимаем корпус. Это левый шуруп

Вторым делом нам надо снять узел, включающий в себя внешнюю воздушную задвижку (крышку-крыло) с мотором и пенопластовую ванночку для накопления и слива конденсата. Она держится не на винтах, а на двух специфических рогах, которые находятся в своих пазах где-то довольно глубоко внутри устройства. Просовываем руки поглубже с двух сторон этой самой ванночки и нажимаем вертикально вниз. Ванночка вместе с корпусом, на котором она держится, освобождается. Можно отделять узел сначала слева, потом справа

Чистка кондиционера. Отсоединяем узел сбора конденсата

Смещаем узел выпуска воздуха с воздушной заслонкой и ванночку для конденсата вертикально вниз. Видны специфические рога, на которых узел держался.

Внимание!

Есть три серьезных нюанса. Во-первых, к ванночке прикрепляется шланг отвода конденсата. Он может быть прикреплен как слева, так и справа. Этот шланг, если он будет слева, может помешать. Видимо, его придется снять. У меня он справа и не мешает. Во-вторых, эта ванночка виснет на проводках и не снимается полностью. Проводки крайне тонкие. Лучше весь узел подвязать как-нибудь, чтобы проводки эти не порвать. И, в-третьих, из этого всего устройства может вылиться сколько-то воды, то есть, конденсата. Так что нужна еще и довольно большая тряпка, чтобы вытереть то, что может вылиться.

Далее мы смотрим на левую сторону и видим, что обнажилась головка шурупа. Это последний шуруп, который нам придется открутить. Кроме того, мы видим узел подшипника, в котором держится турбина. Подшипник этот резиновый и вставлен как бы в пазы. Трогать его ненужно! Отворачиваем шуруп.

Вот третий шуруп, который нам надо открутить. Он фиксирует теплообменник

В этот момент турбина уже вполне доступна и ее можно потрогать рукой. Обращаем внимание на правую часть турбины. Это та часть, где расположен основной мотор, эту самую турбину движущий. Крутим турбину рукой и обнаруживаем на самом правом крае место, где пропущена ламель. Заглядывая снизу в образовавшееся пространство, мы видим, что открывается доступ к шурупу, который фиксирует турбину на валу мотора. Аккуратно засовываем внутрь турбины отвертку и откручиваем винт. Но не полностью. Его потом будет тяжело вставить обратно.

Чистка кондиционера. Ослабляем винт крепления турбины на валу двигателя

Теперь предстоит последний ответственный момент. Надо приподнять левую часть узла теплообменника. Нужно следить за тем, чтобы не обрезаться об острые края. Держится теплообменник на каких-то неведомых и невидимых защелках. Нужно применить некоторую силу для того, чтобы его поднять. Поднимать надо за левую сторону вверх.

Чистка кондиционера. Отделение теплообменника

После того, как теплообменник отщелкнулся, надо его очень осторожно поднять за левый край и мы увидим, что то место, где находится резиновый подшипник турбины разделяется на две части. Образуется вертикальная трещина, достаточная для того, чтобы вынуть турбину вниз, начиная с левого края. Она вообще может даже вывалиться на вас. Но скорее всего застрянет где-нибудь на полпути.

Чистка кондиционера. Вынимаем турбину

Мы снимаем резиновый подшипник с вала, вынимаем саму турбину и несем ее на мойку. Помыв ее, мы аккуратно все собираем. Делаем мы это в обратном порядке. Работать надо аккуратно, чтобы ничего не повредить. Сил много не прилагаем и никуда не спешим. Не забываем зафиксировать турбину справа на валу мотора. По опыту собирается внешний блок на много быстрее, чем разбирается.

В итоге нам надо было раскрутить всего 3 шурупа и один винт ослабить. Все остальное на защелках.

Переезды часто подразумевают частичный или полный демонтаж кондиционера. И если некоторая разновидность техники не требует применения специального инструмента и определённых технических навыков (например, стиральная машина), то к другим устройствам необходим бережный подход. И к таким устройствам относятся кондиционеры.

Можно ли демонтировать кондиционер своими руками

Достаточно иметь под рукой заранее приобретённый специализированный инструмент, знать некоторые технические тонкости и не торопиться. Возникает вопрос: зачем тратить время и силы, если можно вызвать соответствующих специалистов, которые произведут необходимые операции за короткое время? Можно, но существует две причины, по которым делать этого не следует:

  • Цена – самый важный аспект. Средняя ценовая политика на демонтаж современной сплит-системы составляет 4000 рублей. Речь идёт о небольших квартирных моделях. Если устройство имеет солидные габариты и устанавливается преимущественно в офисах, то цена поднимется до 10000 рублей. Довольно существенно для бюджета.
  • Вероятность попадания на низкокачественных «специалистов». Современное желание населения на своё собственное дело приводит к массовому появлению людей, не разбирающихся в той работе, которую они выполняют. Также и с некоторыми «мастерами» кондиционеров. Поэтому увеличивается шанс, что за большие деньги процедура будет выполнена некачественно.

Но следует сразу сказать, что не всегда снятие сплит-системы вручную может завершиться успехом. Частой проблемой является полное вытекание фреона, который достаточно дорогостоящий, и цена нового составляет не менее 1500 рублей. Поэтому при снятии все действия следует выполнять точно.

Необходимый инструмент и возможная его замена

Если есть средства, можно нанять мастера по снятию и установке современных сплит-систем, при этом даже не обращая внимания на производителей данного инструмента, от которого меняется ценовая политика. Но тогда пропадает смысл самостоятельного демонтажа, который выполняется с целью экономии средств. Поэтому некоторые разновидности инструмента лучше всего заменить более дешёвым, а от некоторого и вовсе придётся отказаться.

Перечень инструмента, который необходим при разборке:

  • Манометрический коллектор. Вещь необходимая, так как он покажет давление при перекачке фреона в наружный блок. И именно данный измерительный прибор подпадает под категорию инструментов, от которых стоит отказаться (на свой страх и риск), так как его минимальная стоимость составляет 1500 рублей. Более надёжный обойдётся в 3000-3500 рублей.

Пример манометра для сплит-систем

  • Набор шестигранников. Эта позиция обязательна, так как штуцера по-другому открутить не получится. К счастью, цена таких ключей не заоблачная – 3000-350 рублей.
  • Труборез. Стоит он недорого (около 300 рублей), но можно ещё больше снизить расходы и приобрести обыкновенную ножовку по металлу, которая потом неоднократно пригодится по хозяйству.
  • Плоская и фигурная отвёртки. Сейчас продаются в любом как строительном, так и хозяйственном магазине.
  • Страховочное снаряжение, если кондиционер расположен на верхних этажах. Здесь экономить не стоит, и не обращать на товар, стоимость которого менее чем 1000-1500 рублей.

И ещё одно обязательное условие – наличие помощника, а лучше двух. Как внешний, так и внутренний блок имеет солидный вес, поэтому самому будет справиться проблематично, можно случайно повредить устройство.

На что обращать внимание при демонтаже

Самым хрупким местом в кондиционере является насос компрессора. Не взирая на компактные размеры, конструкция такого насоса включает в себя сложные механические составляющие: роторы с кулачками, герметичные элементы системы и камера, в которой происходит основная работа.

При попадании обыкновенной пыли могут быть повреждены стенки камеры, соответственно – фреон будет бесцельно перемещаться по системе, не совершая какую-либо полезную работу. Поэтому основным лозунгом при демонтаже кондиционера является сохранность вакуума в системе, что, в свою очередь, требует герметичности всех наружных отверстий.

Основные разновидности снятия: с сохранением фреона и без него

Как снять или перевесить кондиционер со стены, и не потерять фреон? Как было сказано выше, фреон является достаточно дорогостоящим, и при снятии кондиционера своими руками его следует сохранить. Но если срок эксплуатации устройства продолжителен, и фреон подлежит замене, то при переезде его можно и не сохранять, а просто слить и утилизировать.

  1. На наружной части сплит-системы установлены сервисные вентили с защитными колпачками, закрывающими специальные шлицы. Для доступа к шлицам колпачки следует разобрать и установить шестигранник только в вентиль на тонкой трубке, расположенной снизу устройства.

Снятие специальных шестигранных шлицев

  1. Теперь следует установить самую низкую температуру охлаждения воздуха и включить устройство на максимальный режим работы. На некоторых моделях предусмотрена опция «турбо».
  2. После включения усиленного режима работы вентиль (с установленным шестигранником) следует закрутить. С этого момента система должна проработать не менее одной минуты, за которую весь фреон перетечёт во внешний блок.
  3. После перекачки фреона в наружный блок перекрывается газовая магистраль и устройство выключается. Следует помнить, что продолжение работы кондиционера в таком режиме с двумя перекрытыми вентилями приведёт к порче сплит-системы.
  4. Открутить гайки крепления медных магистралей, покрытых теплоизоляционным слоем, который также следует снять. Теперь трубки аккуратно сгибаются и их можно достать через отверстие в стене.

При снятии внешнего блока необходим помощник

После выполнения всех вышеперечисленных операций можно приступать к непосредственному демонтажу кондиционера, который лучше начинать со снятия внешнего блока.

Очень важно помнить, что трубы после снятия следует закупорить. Часто для этого используют простой скотч, плёнку или изоленту. Более надёжным способом является их закрытие с помощью простых пассатижей. Если же подходить к проблеме со всей ответственностью, то концы труб следует надёжно закрыть, используя слесарные тиски, препятствуя таким образом проникновению влаги и пыли в испарительную камеру.

Как правильно и быстро демонтировать внешний блок сплит-системы

Данную процедуру не следует выполнять, если система установлена на верхних этажах многоэтажного дома. Это может быть опасно для жизни.

Снятие внешнего блока на верхних этажах

Снятие внешнего блока сплит-системы происходит только после того, как будут правильно выполнены все вышеописанные операции. Начинать демонтаж следует с отключения входного электрического кабеля, провода которого подходят к клеммной коробке кондиционера, расположенной под специальной защитной крышкой. Для упрощения подключения устройства на новом месте провода следует промаркировать соответствующими цветами (красный – фаза, синий – ноль, жёлто-зелёный – заземление).

Остаётся только открутить гайки, которые крепят кондиционер к кронштейнам. Проблемы в этом нет, но необходим помощник, поддерживающий внешний блок во время всего процесса. Когда гайки откручены, можно аккуратно снимать блок и готовить к транспортировке.

Не стоит забывать кронштейны, к которым крепится кондиционер. Обычно их монтируют с помощью дюбелей к внешней части стены, и на демонтаж уходит немного времени.

Следует знать, что производители сплит-системы категорически запрещают перевозить устройства, в которые закачан фреон. Почему? Ответ прост: после всех вышеописанных действий, в системе образуется чрезмерное давление, а корпус кондиционера не рассчитан на даже на малейшее механическое воздействие. Поэтому без необходимых условий (обкладывание блока уплотнителем или специальной плёнкой) корпус блока может просто прорвать. Понять это можно по характерному шипению.

Снятие внутреннего блока

После того, как демонтирован внешний блок, необходимо произвести демонтаж внутреннего (размещённого в помещении) блока кондиционера. Проблем с ним меньше, так как нет необходимости работать даже на небольшой высоте, но определённый порядок демонтажа и дополнительные хитрости присутствуют.

Не стоит расслабляться и думать, что достаточно открутить несколько гаек, снять внутренний блок, и отправить на новое место. Основная хитрость заключается в желании производителей кондиционеров сделать максимально недоступным процесс снятия устройства для мастеров. Именно поэтому, на каждом внутреннем блоке предусмотрена система защёлок, с помощью которой он крепится к стене. Работать с такими креплениями можно только с помощью специального инструмента, но нет безвыходных ситуаций, и вполне можно подобрать что-то более простое.

Две отвёртки помогут быстро справиться с защёлками

Ещё один совет: при снятии блока, лучше всего иметь не одного помощника, а двух. Обусловлено это тем, что внутренний блок достаточно громоздкий и тяжёлый, и один человек может просто не справиться.

Два наиболее распространённых варианта снятия внутреннего блока:

  • Самая простая конструкция иногда бывает самой сложной, именно поэтому производители сплит-систем стараются спрятать защёлки под крышкой испарителя. Болты крышки расположены вовнутрь, поэтому для их откручивания потребуется специальная короткая бита в виде фигурной отвёртки и головка с трещоткой.
  • Помимо крепления крышки испарителя, сами защёлки стараются сделать внутренними. При отсутствии специального инструмента, можно воспользоваться двумя плоскими отвёртками и просунуть их между кронштейном и стеной. Теперь достаточно немного надавить (слишком усердствовать не стоит, снимаются они без усилий), и помощник может спокойно снимать внутренний блок.

Снятие внутреннего блока с помощником

Существует одно обстоятельство, которое может существенно помешать работе – это наличие большого количества испарительных трубок, и обычно они размещены возле кронштейнов крепления. Поэтому работая с кронштейнами, следует быть максимально осторожным, чтобы не повредить их.

Как правильно перевесить кондиционер

Часто возникают ситуации, при которых перенос кондиционера актуальнее, чем его полный демонтаж. При этом один из блоков оставляют на своём месте, а для второго просто удлиняют трубки. Процесс снятия как внутреннего, так и внешнего блока ничем не отличается от описанных выше, единственным отличием становится необходимость в наращивании медных или обыкновенных патрубков.

При демонтаже одного из блоков также следует следить за сохранностью фреона и перед проведением всех операций закачать его в наружный блок. Перевесить сплит-систему после её отстыковки необходимо максимально аккуратно, не повредив корпус кондиционера. Для большей экономии средств пайкой труб можно не заниматься самостоятельно, а поручить это дело специалистам. У мастеров по обслуживанию сплит-систем есть соответствующая графа в прайс-листе, которая называется, как удлинение межблочной трассы.

Приготовив необходимый инструмент, ознакомившись с инструкцией и просмотрев соответствующие видео в интернете, также следует узнать несколько важных тонкостей:

  • Как при полном демонтаже сплит-системы, так и при частичном переносе устройства не следует слишком беспокоиться за сохранность медных трубок. Их замена не будет стоить слишком больших средств и установка новых всегда лучше, чем ремонт старых.
  • Если тяжело понять, какой трубопровод жидкостный, а какой газовый, то необходимо обратить внимание на диаметр патрубков. Жидкостный трубопровод, он также отводящий, всегда тоньше чем газовый подводящий.

Примеры трубок на кондиционере

  • При транспортировке систему следует обкладывать любым уплотнителем, так как любой удар по корпусу может привести к потере фреона или выходу из строя устройства.

И самый главный совет – никогда не спешить, так как данные системы требуют точных и аккуратных движений, сила здесь поможет не всегда.

Очень часто возникают ситуации, когда необходимо демонтировать и перевозить какую-либо технику. Если стиральную машину или телевизор достаточно просто отключить от сети и убрать, то сплит-систему отсоединить несколько сложнее. Рассмотрим подробнее, как провести демонтаж кондиционера своими руками без посторонней помощи. Таким образом, вы сможете сэкономить кругленькую сумму на услугах специалистов.

Ошибки при демонтаже сплит-системы

Для чего может понадобиться демонтаж сплит-системы? Причины могут быть абсолютно разными, например:

  • Люди переезжают с одного места жительства на другое,
  • В квартире намечается ремонт и необходимо убрать технику из комнаты, чтобы она не мешала проведению отделочных работ.
  • Оборудование поломалось и нуждается в ремонте, либо профилактике.

Ни в коем случае не приступайте к этой сложной процедуре, не узнав предварительно, как правильно это сделать. Например, по незнанию вы можете открутить штуцера там, где они соединяют блок и медные трубки. В этом случае весь хладагент просто выйдет из системы. И тогда придется повторно заправлять кондиционер фреоном, а это дополнительные расходы.

Если допустить ошибки при деинсталляции климатической системы, то в будущем это может негативно сказаться на сроке эксплуатации кондиционера. А иногда это может привести к тому, что оборудование придет в негодность и его придется либо серьезно ремонтировать, либо полностью менять.

Любые нарушения в технологии работ по отключению системы могут привести к утечке фреона. Это вещество находится под большим давлением внутри фреоновой магистрали. Если при неосторожном обращении с устройством допустить появление микротрещин в теплообменнике, то внутрь может попасть воздух или влага. Такое упущение скажется негативно на работе компрессора кондиционера, приведя к его поломке.

Деинсталляция оборудования кондиционирования, прошедшая с нарушениями, может привести к тому, что на новом месте устройство проработает очень недолго. Для того чтобы не наделать ошибок, вам понадобится инструкция к кондиционеру. Там должно быть указано, как его правильно демонтировать. Что касается практических рекомендаций, то они будут даны ниже.

Процесс демонтажа системы кондиционирования

Итак, для того чтобы отсоединить кондиционер, следует проделать следующую последовательность действий:

В то время как будет деинсталлироваться внутренний блок, во внешний блок может попасть воздух, из-за которого внутри труб пройдет окислительная реакция. По этой причине, хранить долго отключенный кондиционер, нельзя. Решить данную проблему можно при помощи закачки в трубы азота и их закупорки.

Особенности снятия внешнего блока своими руками

Так как работы подобные демонтажу кондиционного оборудования, выполнить не так уж легко, то лучше отдельно разобрать подробнее разборку внешнего и внутрикомнатного блока.

Самостоятельное отключение уличного блока осуществляется тем же способом, которым пользуются профессионалы. Вам также могут понадобиться специальное оборудование и инструменты. Возможно, нужно будет приобрести манометрический коллектор, который нужен для корректного демонтажа путей, соединяющих внешний и внутренний блоки, то есть трассы. При этом любая утечка фреона будет полностью исключена. Единственным недостатком является высокая стоимость такого оборудования. Цена его сравнима со стоимостью вывоза профессионального мастера.

Еще одна деталь, на которую следует обратить особое внимание – это вакуумный насос в компрессоре. Он очень хрупкий, особенно под действием агрессивных факторов извне. Для того чтобы защитить его, при сборке кондиционера насос заключили в плотно закрытую оболочку, а механизм насоса находится в вакууме.

Выполнять собственноручно демонтирование уличного блока следует только в том случае, если к нему есть свободный доступ. Не стоит изображать из себя альпиниста, выполняя работы на большой высоте. С этим легко справится профессиональный монтажник-высотник.

Но если к внешнему блоку можно подобраться без особых усилий, то приступайте к отвинчиванию его крепежей.

Как самому демонтировать внутренний блок?

Очень важным этапом является демонтаж комнатного блока кондиционера. Мы уже рассматривали схему выполнения работ по его разборке и снятию. Теперь нужно более подробно остановиться на том, как отсоединить все важные детали и не упустить существенные мелочи.

Нужно быть очень аккуратным при работе с испарителем, так как его очень легко повредить при снятии, точнее можно испортить его систему крепления. Рядом с испарителем находятся провода, которые закреплены защелками. Их также нужно постараться не задеть. Очень часто крышка, которая закрывает испаритель, находится с той стороны, где кондиционер примыкает к стене и до нее бывает очень трудно добраться.

Выйти из сложной ситуации поможет отвертка, точнее ее часть. Нужна отвертка с наконечником в виде креста. Удерживая ее при помощи пассатижей, действовать нужно будет вслепую. В то время как вы отвинчиваете шурупы, удерживающие блок кондиционера на стене, ваши помощники должны держать его, иначе, когда крепления ослабнут, кондиционер может упасть, а это чревато поломкой оборудования.

Таким образом, если вы надумали самостоятельно разбирать данное оборудование, то нужно быть хоть немного уверенным в своих силах и успехе операции. Даже, если все работы были выполнены правильно, и самостоятельный демонтаж кондиционера прошел в целом успешно, возможны проблемы при самой транспортировке.

Перевозя такое хрупкое оборудование, как кондиционер, тряска в автомобиле недопустима, так как устройство может существенно пострадать. Если вы вдруг услышали негромкий хлопок где-то в коробке с кондиционером, то возможно вам придется вскоре приобретать новое устройство.



В продолжение темы:
Заборы и ограждения

Сочинение по картине: И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с...

Новые статьи
/
Популярные