Краткое описание кто такие феи. Морозоустойчивый сорт, неприхотливый в выращивании — вишня Фея

Фея (авест. парика – ведьма, фарси Пе́ри, фр. fee, англ. fairy – также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «прекрасные люди» и т. д.) – в кельтском и германском фольклоре – мифологическое существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека – под видом добрых намерений, нередко причиняя вред. Образ феи как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще – лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям – прежде всего, младенцев.

Историческая справка

Изначально феи являлись неотъемлемой частью языческих верований у кельтов и германских народов. В мифологии этих народов феи представлялись крошечными людьми, которых очень сложно заметить из-за их небольших размеров. К тому же, феи удачно прячутся от людей, и увидеть их можно разве только случайно. Стоит отметить, что сравнить фей с верованиями других народов, в том числе и мифологией славян, достаточно непросто, так как кельты и германцы подвергли древнее, единое для всех, поверье в помогающих и оберегающих духов серьёзным изменениям. Пожалуй, больше нигде нет аналогичных представлений о крошечных существах, размером с небольшое насекомое, которые при этом практически полностью похожи на людей. Схожие верования существовали разве только в Англии, где маленьких людей называли эльфами.

Поверья в фей стали очень популярными в Европе, а затем и по всему миру, в эпоху расцвета романтизма (XVIII-XIX вв.). Это время, когда различные деятели искусств (художники, скульпторы, писатели) активно обращались к фольклору разных стран, открыло для мира одно из самых красивых поверий. Особенно популярными тогда стали именно миниатюрные девушки-феи, которые буквально стали символами любви, озорства, а также безобидности данной когорты духов.

Изменение значения образа

Несмотря на уникальность этого поверья, что, собственно, и послужило в дальнейшем пробуждению интереса к красивым легендам про фей, сам образ фей и английских эльфов является видоизменённым представлением, которое зародилось ещё во времена индоевропейцев или праиндоевропейцев. Относится данное поверье к обычным обережным духам, духам предков, призрачным духам или существам, которые живут практически везде и всюду, помогают людям и различным территориям (духи места). Это можно понять даже проанализировав сам термин «Фея». По данным учёных-этимологов, «фея» происходит от французского слова «feerie, fee», которое, в свою очередь, происходит от латинского «fata», что в переводе значит – дух-хранитель. Таким образом, крошечное существо фея – это позднейшая переработка древнего поверья в духов-хранителей, которые обитают всюду – в лесах, полях, реках, домах людей, различных постройках людей. Примерно такое же развитие фольклорной традиции поверьев в обережных духов можно наблюдать и в истории нашей страны, где изначальные обережные духи, известные как «Берегини», с ходом времени, изменением мировоззрения людей, смешения с другими верованиями и религиозными течениями, стали разделяться на домовых и банников, дворовых и полевых духов, русалок, а также духов-хранителей, которых в наше время чаще называют ангелами-хранителями.

Описание

В различных сказках и историях феи предстают перед нами не только в образах милых девушек размером с наперсток – встречаются и персонажи, рост которых перевалил за два метра. Кто-то из них владеет волшебной палочкой, а у кого-то есть шапка-невидимка. Некоторые феи живут дружным коллективом на лесных опушках, поют песни и водят хороводы. Они порхают подобно бабочкам, легки и беззаботны, любят окружающую природу и ухаживают за ней.

Описываются и феи, предпочитающие обособленный образ жизни. Они не столь беззаботны, а иногда даже являлись крайне раздражительными особами. Такие феи обитали около человека и считали себя полноправными хозяевами в его жилище. Они вмешивались во все дела, были угрюмыми, обидчивыми и могли напакостить хозяевам дома. Задобрить их можно было лишь сливками и свежим хлебом. Для таких фей характерны тусклые цвета, коричневые и красные оттенки.

Не все феи обладали добротой и чувством юмора. Украсть или подменить младенца у них считалось удавшейся шуткой. Иногда, просто балуясь, они могли уничтожить урожай или поджечь дом. Если же были чем-то обижены, то шкодили хозяевам от души: пачкали белье, воровали вещи и еду, пугали скот.

Характер

  • Очень любят музыку и танцы, и в свободное от работы время на лужайках и полянках устраивают балы.
  • Феи трудолюбивы, – они не только ухаживают за цветами и другими растениями и животными, но и ещё считаются искусными ткачихами, ткут изящные, тонкие ткани, прозрачные и небывалой красоты.
  • Изготавливают волшебные ковры, шапочки, плащи и накидки, прочные и обладающие свойствами становиться невидимыми.
  • Питаются феи в основном нектаром и цветочной пыльцой, ягодами и сочными фруктами, жажду утоляют росой, но иногда не прочь испить молока, воруя его у людей.
  • Люди с осторожностью относились к феям, считалось, что некоторые феи, появляясь на глаза человеку, предвещают скорую смерть. Не все феи дружелюбны по отношению к человеку, некоторые могут приносить вред портить посевы, уничтожать урожай, с помощью волшебства, могут похищать младенцев и заколдовывать людей, убивать скот.
  • И не всегда прекрасная внешность фей соседствует с добротой, фея может озлобиться, и навредить человеку, отомстить ему, принести несчастье, если человек чем-то обидел фею, оскорбил. И если человек нарушил границы владений фей, вторгся на их территорию, помешал им веселиться, то феи непременно накажут и уничтожат этого человека.

Похищения

В фольклоре, связанном с феями, значительное место занимают истории с похищениями. В народе считалось, что эта опасная для человека привычка имела отношение к «подчинённому» положению фей, которые вынуждены платить дань Дьяволу собственными детьми; чтобы спасти последних, они и крадут человеческих, оставляя взамен подкидышей. Последние, как считалось, имели внешнее сходство с похищенными детьми, но были бледнее, болезненнее и раздражённее. Иногда подкидыша удавалось обманом заставить признать своё происхождение, но существовал и более жестокий метод – пытка огнём, причём вера в её действенность сохранялась в некоторых сельских районах Великобритании вплоть до середины XIX века. «Нет сомнения в том, что некоторые дети получали смертельные ожоги, становясь жертвами исключительно собственного необычного темперамента», – отмечал Льюис Спенс.

Опасности похищения подвергались и взрослые, особенно роженицы, у которых ещё не был священник. Согласно распространённому убеждению, в плену у фей можно было оказаться и всего лишь отведав угощения феи. Относительно судьбы похищенных в сказаниях существуют разночтения: согласно одному представлению они в царстве фей живут счастливо, без болезней и страха смерти; согласно другому – чахнут от тоски по родным и близким.

Существуют ли феи? Свидетельства очевидцев

Джон Хьятт, британский лектор из университета, привлёк большое внимание своими фотографиями, на которых предположительно изображены феи в долине Россендейл в Ланкашире. По его словам, он фотографировал разных летающих насекомых этого региона для изучения, но то, что он снял, не похоже на насекомых.

Хьятт предоставляет людям самим решать, что они видят на фото. Он сказал в интервью Daily Mail: «Я считаю, что люди должны рассматривать эти фото с открытым сердцем… Думаю, что это один из случаев, когда нужно поверить, чтобы увидеть. Многие, видевшие эти фото, говорят, что они внесли немного магии в их жизнь, которой так не хватает вокруг».

Ниже приведены некоторые истории, связанные с феями.

Синди Друкер, работающая в «Великой Эпохе», поделилась следующей историей

«Когда я участвовала в программе по молодёжному обмену, в семье, где я жила, были девочки-близняшки примерно пятилетнего возраста. Одна из девочек могла видеть ауру людей и фей, живущих в растениях в саду и в доме.

Мать верила в их истории, но отец не верил. Однажды утром, когда он был один, он подошёл к растению на кухне и сказал: «Если вы и в самом деле существуете, пусть моя дочь скажет за ужином слово «зелёный».

Этим вечером его дочь подошла к цветку, как обычно, затем подбежала к своему отцу и сказала: «Папа, фея хочет, чтобы я сказала тебе слово «зелёный»». После этого случая он тоже поверил в фей».

12-летний мальчик говорит, что феи хотят, чтобы дети их видели

Пол, 12 лет: «Мне очень нравятся феи, однажды я загадал желание под первой загоревшейся звездой: встретить фею. На следующий день я играл вместе со своими животными и тут заметил маленькую девочку, ростом примерно 12 см, в голубом платье и длинной чёрной косой… Я быстро повернулся, она не двигалась. Я так обрадовался, что начал плакать. Она посмотрела на меня, улыбнулась и кинула в меня щепотку пыли. Я чихнул, мне показалось, что она засмеялась. Мне кажется, что феи хотят, чтобы дети их иногда видели, чтобы люди поверили в них».

Эльф телепатически просит о помощи

Роланд, 79 лет: «Я был занят на строительных работах в Белизе, где мы должны были расчищать дороги сквозь леса. Одним ясным утром я работал, расчищая тропу. И тут я увидел летящего в мою сторону эльфа. Он был приблизительно 15 см ростом и одет в чёрно-зелёный жилет. Затем я заметил, что примерно в метре от него за ним гонится большая чёрная птица и пытается его поймать.

Я почувствовал, что он говорит, хотя я на самом деле не слышал его голоса: «Помоги, помоги мне». Но всё произошло так быстро, что я даже не успел ничего сообразить. Последнее, что я увидел, как он летит в сторону леса, преследуемый большой чёрной птицей.

Это произошло 15 лет назад в Белизе. Я до сих пор помню полёт этого эльфа. Хочется верить, что он смог улететь».

Два поколения видели фей в одном и том же месте

Дэнни, 36 лет: «Я увидел фей в возрасте 6-10 лет. У бабушки и дедушки была дача в Патерсон Крик, Западная Вирджиния. Они владели этим домиком ещё с тех пор, как моя мама была маленькой девочкой. Я проводил там каждое лето, играя и рыбача.

«Однажды я сидел на своём любимом месте для рыбалки… Уже темнело, но вещи можно было по-прежнему разглядеть. Я рыбачил и вдруг увидел маленькую фигуру, кружившуюся над моей удочкой. Она приземлилась на конец удочки. Она выглядела как девочка с очень длинными волосами, такими же длинными, как её тело. Естественно, я испугался и начал двигать удочкой, тогда она слетела. Когда я прекратил, она опять села на удочку. Я прибежал домой и рассказал бабушке и маме о том, что я увидел.

Бабушка многозначительно посмотрела на маму, и мама сказала, что когда она была маленькой, однажды она и её кузина ели на даче. В этот момент прилетела фея и утащила кусочек её пирога. Бабушка тогда решила, что она выдумала это».

Образ феи в произведениях культуры

В литературе

В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она – женщина, которая обрела магические способности путём познания).

Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других – постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет. Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создаёт хаос в природе и формирует «наркотически-зыбкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы – в «The Rape of the Lock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».

В кинематографе и анимации

  • Фильм «Страна фей» (англ. The Magical Legend of the Leprechauns) посвящён описанию противостояния ирландских «эльфов»-фэйри и лепреконов на фоне любовной истории в стиле Ромео и Джульетты.
  • Фея Динь-Динь – персонаж диснеевских мультфильмов о Питере Пэне.
  • Феи являются главными героинями в мультсериале «Клуб Винкс», а также полнометражного мультфильме «Феи».
  • Феями являются ангелы и демоны в мультсериале «Друзья ангелов».
  • Главная героиня сериала «Настоящая кровь» (Суки Стакхаус) – получеловек, полуфея.
  • В 9-й серии 6-го сезона сериала «Сверхъестественное» («Хлопни в ладоши, если веришь») показаны феи и лепреконы.
  • В сериале «Зов крови», фейри – общее название для всех мифический существ всех времён и народов, стран и фольклоров.
  • В фильме «Лабиринт Фавна» присутствуют феи.
  • Зубная фея – персонаж мультфильма «Хранители снов».
  • Малефисента – персонаж классического мультфильма 1959 года и одноимённого игрового фильма 2014 года, выпущенных студией Disney.
  • В аниме-сериале «Хвост Феи» рассказывается о гильдии волшебников, носящей название «Хвост Феи».
  • Аниме «Граф и фея» по одноимённому циклу лайт-новел Мидзуэ Тани.
  • Феи, вместе с эльфами, – персонажи мультсериала «Маленькое королевство Бена и Холли».
  • Феи появлялись в серии «Маленькие Миры» сериала «Торчвуд».

Мифологические существа Феи прекрасно знакомы в современном мире. Сегодня под термином «феи» подразумеваются некие крошечные люди или существа, зачастую которые имеют крылья и умеют летать. Существуют поверья как в домашних фей, которые обитают в доме, могут помогать людям, так и в лесных фей, которые живут в кронах деревьев и высокой траве. Самыми известными феями являются: Мелюзина — дух воды, рек, источников (изображалась, как полуженщина-полузмея или полуженщина-полурыба) и Фея Моргана — фея-волшебница, целительница, известный персонаж английских легенд V-VI вв. Самыми знаменитыми современными выдуманными феями являются: Зубная фея, Дюймовочка и фея Динь-Динь из Питера Пэна.

Изначально феи являлись неотъемлемой частью языческих верований у кельтов и германских народов . В мифологии этих народов феи представлялись крошечными людьми, которых очень сложно заметить из-за их небольших размеров. К тому же, феи удачно прячутся от людей, и увидеть их можно разве только случайно. Стоит отметить, что сравнить фей с верованиями других народов, в том числе и мифологией славян, достаточно непросто, так как кельты и германцы подвергли древнее, единое для всех, поверье в помогающих и оберегающих духов серьёзным изменениям. Пожалуй, больше нигде нет аналогичных представлений о крошечных существах, размером с небольшое насекомое, которые при этом практически полностью похожи на людей. Схожие верования существовали разве только в Англии, где маленьких людей называли эльфами.

Поверья в фей стали очень популярными в Европе, а затем и по всему миру, в эпоху расцвета романтизма (XVIII-XIX вв.). Это время, когда различные деятели искусств (художники, скульпторы, писатели) активно обращались к фольклору разных стран, открыло для мира одно из самых красивых поверий. Особенно популярными тогда стали именно миниатюрные девушки-феи, которые буквально стали символами любви, озорства, а также безобидности данной когорты духов.

Несмотря на уникальность этого поверья, что, собственно, и послужило в дальнейшем пробуждению интереса к красивым легендам про фей, сам образ фей и английских эльфов является видоизменённым представлением, которое зародилось ещё во времена индоевропейцев или праиндоевропейцев. Относится данное поверье к обычным обережным духам, духам предков, призрачным духам или существам, которые живут практически везде и всюду, помогают людям и различным территориям (духи места). Это можно понять даже проанализировав сам термин «Фея». По данным учёных-этимологов, «фея» происходит от французского слова «feerie, fee», которое, в свою очередь, происходит от латинского «fata», что в переводе значит — дух-хранитель . Таким образом, крошечное существо фея — это позднейшая переработка древнего поверья в духов-хранителей, которые обитают всюду — в лесах, полях, реках, домах людей, различных постройках людей. Примерно такое же развитие фольклорной традиции поверьев в обережных духов можно наблюдать и в истории нашей страны, где изначальные обережные духи, известные как « », с ходом времени, изменением мировоззрения людей, смешения с другими верованиями и религиозными течениями, стали разделяться на домовых и банников, дворовых и полевых духов, русалок, а также духов-хранителей, которых в наше время чаще называют ангелами-хранителями.

Германские и скандинавские феи, славянские берегини, английские эльфы, древнеримские маны и пенаты, древнегреческие даймоны (духи, которые в ходе эволюции термина превратились в демонов, то есть из духов-хранителей в злобных духов), древнегреческие нимфы, дриады и сирены, персидские мифологические девы — пери, духи ками из и многие-многие другие являются поверьем в одних и тех же духов — духов, которые помогают людям, оберегают людей от опасности (берегини, духи предков, духи жилища) или занимаются важными делами в своей области (духи природы).

Реальные феи видео

«AllShoes» — интернет-магазин модной обуви. Только здесь кеды Vans в большом ассортименте. Выбор на любой вкус и по самым приемлемым расценкам.

Феи. Полная энциклопедия!

Сообщение Верлиока

Фея - В мифологии западноевропейск их народов сверхъестественн ые существа в обличие прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда - с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как добрыми, так и злыми. Их название связано с латинским словом fatum (судьба, жребий). Феи считаются самыми многочисленными, самыми красивыми примечательными из всех второстепенных сверхъестественн ых существ. Вера в них не ограничена какой-либо одной страной, или эпохой. Древние греки, эскимосы и краснокожие индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность - когда прихоть феи удовлетворена, она с легкостью может своего любовника погубить.

«Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылек, а веселая крошечная голубая девочка. У нее серебряные крылышки, за спиной и кудри, легкие, как пух. Я знаю ее - это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника ». (Л. А. Чарская «Сказки голубой феи»)

Феи очень любят танцевать и устраивать веселые балы. Для этого они специально выравнивают поляны в лесу, чтобы не было ни рытвин ни кочек, и эти поляны становятся их танцплощадками. Едят феи цветочную пыльцу и пьют утреннюю росу.
Феи проводят все время, свободное от пляски и пения, в том, что сидят за пряжей или тканьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в пословицу. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидим ки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто дарят своих любимцев. Поселяне в Норвегии рассказывают, что «как идешь поутру мимо холмов, так очень часто слышишь, как феи там прядут: колесо так и поскрипывает - видно, что не застаивается, и работа идет не по-нашему».
Все феи и эльфы, без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи. Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницам и принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.
Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.
Собственно, происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузског
о "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей. Слова "fairy" и "fay", означающие фея, эльф, являются другими производными слова "faerie".

Фея (фр. fee, англ. fairy — также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) — в кельтском и германском фольклоре — существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественн ыми способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека — иногда с добрыми намерениями, нередко причиняя вред. Образ феи как изысканно-привле кательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейск ом фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; иногда дружелюбных и приносящих удачу, чаще — лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям — прежде всего, младенцев.

Слово «фея», как и его английский аналог fairy, было заимствовано из старофранцузског о «faerie» (совр. — feerie, fee), охватывавшего всё, что так или иначе касалось места жительства и деятельности групп мифологических «маленьких людей» (faie; позже — fee). Источником французского термина считается латинское fata (дух-хранитель; отсюда же — итальянское fata, испанское hada). Fata, употребляющееся в женском роде в языках романской группы, оно первоначально являлось существительным среднего рода множественного числа («fates») и было производным от fatum («предсказанное» ; «пророческое»).

Терминология, связанная с феями, претерпевала изменения и не отличалась последовательнос
тью; так, в Англии первоначально преобладало представление об «эльфах», «феи» из французского фольклора пришли сюда позже. Кроме того, согласно «Оксфордскому словарю кельтской мифологии», «разговор о феях на английском языке крайне затруднён, потому что словом fairy здесь переводят десятки более специфических терминов, обозначающих всевозможных существ того же рода из ирландской, шотланской, галльской, валлийской, корнуоллской, манкской фольклорных традиций»

Первые сообщения о феях появились в средневековой Европе, а наибольшее распространение получили в Ирландии, Корнуолле, Уэльсе и Шотландии. Первые письменные пересказы историй о феях в фольклоре были сделаны Гиральдом Камбренсом (Giraldus Cambrensis, 1146—1223). Однако такие записи — большая редкость: в основном легенды и истории передавались изустно. При этом исследователями отмечалось поразительное сходство между описания фей и их характеристиками в кельтской, английской, скондинавской и континентальной фольклорных традициях.
С течением времени «документальные» свидетельства людей, якобы общавшихся с феями, перемешались с легендами и литературными образами, как средневековыми, так и сравнительно современными. Усложнял дело тот факт, что под видом «фей» в фольклор проникли персонажи древней мифологии и саг. Кроме того, такой авторитетный исследователь, как преп. Роберт Кирк, взявшийся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, оказался сам сторонником реальности их существования (более того, если верить легенде, кончил тем, что был унесён в их царство). Фольклористы собрали многочисленные данные об этом поверье, но их работы оставались широкой общественности практически неизвестными и всерьёз не воспринимались — до тех пор, пока Катарина М. Бриггc не собрала воедино все факты, касавшиеся этого явления, продемонстрирова в его распространеннос ть, а также ряд общих черт.

Представление о фее как о человекоподобном крошечном существе, нередко с крылышками, возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Изначально фею описывали двояко — либо как высокую, светящуюся ангелоподобную сущность, либо как нечто маленькое и сморщенное, более всего подходящее под описание тролля. В шотландской сказке «Фея и котёл» сохранилось следующее описание: «…Эта фея была крошечная женщина с остреньким личиком, блестящими глазками и смуглой кожей орехового цвета. Жила она в зелёном, поросшем травой холмике, что возвышался неподалёку от дома пастуха».
При этом феей назывались существа как женского, так и мужского рода, а размер не принимался как постоянная данность: более того, считалось, что эту свою характеристику феи обретают магическими средствами, произвольно меняя её в зависимости от того, какое хотят произвести впечатление. Утверждалось, что фея способна принимать вид животных (selkie,kelpie). Если верить сообщению Жюстина Го (Justinian Gaux), способность фей к перевоплощению поистине не имеет границ: автор XIV века утверждал, что на его глазах фея превратилась сразу в две враждующих армии, которые тут же вступили в кровопролитное сражение, оставив на поле брани 700 трупов — и это после того, как фея, за всё это ответственная, уже успела принять первоначальный вид и с места событий ретироваться.

Преподобный Роберт Кирк, священник шотландского прихода Аберфойл в Стерлинге, о внешности фей писал в 1691 году («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns and Fairies»): «Эти разумные подвижные духи обладают светящимися, видоизменяющимис я телами (родственные тем, что именуют „астральными“) и <консистенцией> густого облака; лучше всего видимы они в сумерки. Тела эти столь переменчивы благодаря утонченности духа, их населяющего, что могут по желанию последнего исчезать или появляться». Намек на «иллюзионистские » способности фей присутствует и в рассказах о снадобьях, которые те преподносят людям. Популярная героиня скандинавских сказаний — женщина, которую феи вызывают, чтобы принять роды (роженицей в таких случаях нередко оказывается женщина из числа смертных, феями похищенная). В награду повитухе дают целебную мазь, предназначенную, как правило, для глаз ребенка. Из любопытства (или по недоразумению) та решает испробовать на себе действие снадобья, после чего словно бы прозревает к реальности (одна такая акушерка рассказывала, что поняла: она приняла роды не у благородной дамы во дворце, а у нищенки в грязной пещере) и в собственный мир возвращается либо ослепшей, либо наделённой опасным свойством — видеть фей.

В кельтском фольклоре фея — крошечное или низкорослое существо, нередко становящееся невидимым — надевая волшебную шапочку. Любимый цвет фей — зеленый; это касается не только одежды — были сообщения о феях с зелеными кожей и волосами. Впервые изображать фей с крылышками, словно бы заимствованными у насекомых, начали иллюстраторы и художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок. В древних сказаниях ничего похожего не описывалось: феи, как утверждалось, летали, но обходились без крыльев, нередко используя в качестве «аппаратов» стебельки растений (ннапример, амброзии) или птиц.

Принято считать, что феи подразделяются на два основных класса: «социальный» и «индивидуальный» , хотя первыми эту градацию провели сравнительно недавно — У. Б. Йейтс (1888) и Джеймс Макдугалл (1910). Феи первой группы (trooping fairies: сам же Йейтс и ввёл этот термин в обиход) живут сообществами и заняты коллективной деятельностью праздного толка: в основном, танцами, музицированием и участием в роскошных пиршествах. Смертные вполне способны подслушать звуки таких празднеств; достаточно лишь ступить на Курган фей; угадываются следы таких сборищ по кольцам на траве или на клумбах. В кельтских источниках утверждалось, что «музыка фей» имела «божественный характер»; более того, что «некоторые народные мелодии берут начало в музыке фей». «Общительные» феи предпочитают зелёный цвет и разнятся размером: самые крошечные из них могут быть размером с цветок, самые крупные способны вступать в интимную связь со смертными, о чем существовали и «документи рованн ые» свидетельства.

Одинокие феи, напротив, избегают сборищ и презирают необузданное веселье фей «семейственных»: они либо присоединяются к человеку и становятся частью жилища (брауни, brownie, ирландский лепрекон), стараясь помогать хозяевам и приносить удачу, либо населяют открытые пространства (боуги: bogey, boggart) и тут представляют в той или иной степени опасность для случайных прохожих. Домашняя фея-одиночка предпочитает красный, коричневый или серый цвета нарядов. Она нередко общается со смертными в угрожающем тоне и легко раздражается, но при этом всегда привязана к человеку и, судя по всему, испытывает зависимость от общения со взрослыми и детьми. Феи-одиночки любят делать добро: могут отобрать еду или деньги, чтобы отдать бедным; приносят игрушки детям или снимают порчу, насланную ведьмами.

Если «общительные» феи — своего рода «аристократы», при этом сравнительно добродушные, то их их «одинокие» сородичи — «рабочие»; последним народная молва приписывала особую раздражительност ь. «Домашние» сущности помогают хозяевам мыть посуду, разжигать огонь, но просят, чтобы к ним относились с почтением и вознаграждали чашечкой молока за их заботы. Во гневе они способны вызывать эффект напоминающий тот, что сопровождаетт полтергейст: швыряют камни, препятствуют созреванию пшеницы, задувают свечи, сбрасывают утварь с полок, напускают в дом дым

Страна «социальных» фей насчитывает огромное количество обитателей; во всех сообщениях это — монархия, управляемая королевами; Короли фей встречаются реже, однако были упоминания и о правителях — супружеских парах. Как отмечает «Оксфордский словарь кельтской мифологии», во многих отношениях «царство фей напоминает человеческое представление о жизни на небесах. Здесь не существует времени, как не существует уродств, болезней, возраста и смерти. Смертные, попадающие в царство фей могут провести здесь до 900 лет, которые кажутся им лишь одной ночью». Обители фей-«аристократо в» всегда богато украшены золотом и серебром. Самые романтические и трогательные фольклорные истории так или иначе обыгрывают «временной» аспект: повествуют о смертном, влюбившемся в Королеву фей, которая переносит его в своё царство, осуществляет все желания, но затем — с силу нарушения некоего табу — позвращает обратно, где тот и узнает, что на земле прошли уже сотни лет.

В шотландском фольклоре существовала градация морального толка: считалось, что представители Seelie Court (Seelie — «благословенный» , «священный»; аналог германского selig или староанглийского sælig) — это «добрые» феи. Несмотря на обидчивость и мстительность, они готовы оказать человеку помощь, обратиться к нему за помощью, а потом и щедро отблагодарить за неё. Их антиподы из Unseelie Court, напротив, готовы причинять вред, причём без всякого к тому повода. Они нападают ночью на путешественника, переносят его в иную местность по воздуху, избивают, заставляют стрелять в домашний скот (elf-shoot). Типичными представителями существ этого класса считаются bogle, boggar, Abbylubber.

Черты характера
Основной чертой фей считалась необычайная обидчивость; вместе с тем отмечалась и неизменная готовность феи отблагодарить человека за оказанную услугу. Правда, дары фей не заслуживали доверительного к себе отношения: так называемое «золото фей» таковым лишь выглядело в момент поднесения; очень скоро оно превращалось в листья, крошки имбирного пирога и т. п. В числе неприятных черт характера фей, которых следовало опасаться человеку, упоминалась склонность ко всевозможным проделкам. Феи могли спутать волосы спящему, похищать мелкие предметы, уводить путников с истинного пути. Приписывались им и более опасные черты поведения. Одной из причиной любой формы внезапной смерти считалось похищение феями; то, что выглядело трупом, считалось манекеном оставлявшимся феями вместо похищенного живого человека.

Считалось, что мстительные феи могут вызвать болезни (в частности, чахотку), вызвать паралич домашнего скота. Страх перед феями и эльфами, приносящими болезни, сохранялся в Англии до времен Стюартов и Тюдоров. Сохранились записи, свидетельствующи е о деятельности сельских целителей, лечивших детей, в которых «вселялись феи» — основными средствами служили молитва или «волшебные снадобья». С другой стороны, люди, обладавшие необычными способностями, нередко утверждали, что получили их в дар от фей; в XVI—XVII веках нередки были случаи, когда целители использовали снадобья, как они утверждали, принесенные феями, и теми же силами способны были разоблачать ведьм. Каменные наконечники стрел эпохи неолита считались «оружием фей»: вода, в которую окунали эти камни, приносила, как считалось, избавление от болезней.

Феи, известные как Peg Powler и Jenny Greenteeth, обитавшие в водах, могли утопить купавшегося; рекомендовалось избегать купания в местах, где они обитают. Феи, согласно кельтским поверьям, были способны вызвать «удар» (fairy stroke), который лишал жертву дара речи. Утверждалось, что оскорбленная фея страшна в своём гневе: она реагирует яростно и решительно, нередко поджигая дома и уничтожая урожай. При этом проделки фей часто оказывались не спровоцированным и: они исключительно шалости ради заставляли сворачиваться молоко, выдаивали коров в полях, выхватывали еду со стола, пачкали одежду, оставленную сушиться.

Похищения
В фольклоре, связанном с феями, значительное место занимают истории с похищениями. В народе считалось, что эта опасная для человека привычка имела отношение к «подчинённому» положению фей, которые вынуждены платить дань Дьяволу собственными детьми; чтобы спасти последних, они и крадут человеческих, оставляя взамен подкидышей. Последение, как считалось, имели внешнее сходство с похищенными детьми, но были бледнее, болезненнее и раздражённее. Иногда подкидыша удавалось обманом заставить признать своё происхождение, но существовал и более жестокий метод — пытка огнём, причём вера в её действенность сохранялась в некоторых сельских районах Великобритании вплоть до середины XIX века. «Нет сомнения в том, что некоторые дети получали смертельные ожоги, становясь жертвами исключительно собственного необычного темперамента», — отмечал Льюис Спенс.
Опасности похищения подвергались и взрослые, особенно роженицы, у которых ещё не был священник. Согласно распространённом у убеждению, в плену о фей можно было оказаться и всего лишь отведав угощения феи. Относительно судьбы похищенных в сказаниях существуют разночтения: согласно одному представлению они в царстве фей живут счастливо, без болезней и страха смерти; согласно другому — чахнут от тоски по родным и близким.

Народные средства защиты от фей
Значительная часть западноевропейск ого фольклора, связанного с феями, касается средств защиты от их гнева: первостепенная роль отводится здесь холодному железу, которого феи боятся. Страх фей перед железом связывался впоследствии с теорией о «феях»-потомках покоренных народов (захватчики пользовались железными орудиями, коренные жители — каменными). Известны были также магические свойства рябины, защищавшей от агрессии фей. В фольклоре существуют подробные инструкции, касающиеся от защиты от похищения феями детей и взрослых людей. В числе чар, отпугивавших фей, упоминалось надевание одежды наизнанку. Считалось, что феи боятся проточной воды, звука церковных колоколов, клевера-четырёхл истника. В подобных предписаниях замечались противоречия: так, рябина некоторыми сообществами почиталась как средство отпугивания фей, но в других верованиях упоминалась как растение, для фей священное.

В фольклоре Ньюфаундленда главным средством защиты от фей считался хлеб, как свежий, так и затхлый. Верование в особые магические свойства хлеба уходит корнями в глубокую древность. Хлеб, имеющий связь с домом и очагом, считается символом покорения природы и, следовательно, феям должен быть противен. Вместе с тем, именно свежеиспечённый хлеб (наряду с маслом и сливками) считался самой распространённой формой дара фее или домовому. Согласно К. М. Бриггс, «Первобытная пища и, следовательно символ жизни, — хлеб считался самым распространенным средством защиты от фей. Прежде чем направиться в место, населенное феями, считалось необходимым заручиться поддержкой силы хлеба, положив кусочек его себе в карман». В Ирландии (в частности, в графстве Вексфорд, согласно записям 1882 года), «если ребенка нужно было вынести из дому в тёмное время, ему в одежду или люльку вшивали кусочек хлеба в качестве защиты от злых сил». С другой стороны, категорически не рекомендовалось употреблять в пищу дары фей: считалось, что именно таким образом можно перенестись к ним в «царство» и остаться там навсегда.

Неоднозначную роль играли и колокола с колокольчиками: при том, что звук их, как считалось, отпугивал представителей «малого мира», Королевы фей часто использовали колокольчики в сбруе своих коней. Утверждалось, что некоторые (добрые) феи используют колокольчики для защиты от других, злых фей.

В качестве простейшего средства защиты от фей предлагалось избегать прохождения по местам их обитания. К. С. Льюис упоминал «нехороший дом», который вызывал ужас в округе, но не призраками, сравнительно миролюбивыми, а крайне злобными феями. Не рекомендовалось начинать раскопки на возвышенностях, предварительно не удостоверившись в том, что это — не «курган фей». Новые дома строились с притуплёнными углами: считалось, что острый угол может каким-то образом помешать фее на пути её следования. Коттеджи строились так, чтобы парадное и чёрный ход находились на одной линии. Предполагалось, что в случае экстренной необходимости владельцы смогут оставят обе двери на ночь распахнутыми, так, чтобы группа фей прошла через дом, не заблудившись. Крепости фей (fairy forts) рекомендовалось обходить стороной: даже срезать кусты вблизи их считалось крайне опасной оплошностью, которая может повлечь за собой смерть. Опасным считалось срезать и терновник: в Ирландии один такой куст на обочине в течение семидесяти лет оставался нетронутым, несмотря на то, что всё это время мешал расширению дороги.

Человеку, заметившему фею, предлагалось не глядеть на неё слишком пристально — в противном случае это могло быть истолковано как вторжение в частную жизнь. Между тем, необходимость ублажения фей сама по себе была чревата осложнениями. Катарина М. Бриггс приводит в пример сообщение о том, как некий фермер заметил, что феи взялись за молотьбу с таким усердием, что продолжали делать это, когда его собственные запасы пшеницы кончились, явно пополняя его запасы — соседскими. Фермер оказался перед нелегким выбором: оказаться соучастником кражи или обидеть фей отказом от даров. Необходимостью задобрить фей объясняется и обилие эвфемизмов: «хорошие люди», «красивые люди», «мирные люди» (daoine sithe — в Шотландии и Ирландии).

Теории происхождения
Относительно происхождения фей в фольклоре разных народов имеются существенные разночтения; в разные времена и в разных местостях их считали душами мёртвых (в частности, некрещённых детей), демонами, ангелами, существами промежуточной ступени; существовало и представление о феях (эльфах, троллях и т. д.) как и о независимой «расе», не имеющей отношения ни к человеческой природе, ни к божественным формам жизни.

Среди фольклористов распространена теория, согласно которой представление о феях могло возникнуть у завоевателей, потерявших из виду какую-то часть населения покорённого народа; постепенно внушавшим страх «невидимкам» (возможно, прятавшихся в пещерах и нападавших на пришельцев ночью) стали приписываться магические способности и фантастические характеристики. В кельтском фольклоре нередко упоминается некая «раса маленьких людей», которые, спасаясь от захватчиков, вынуждены были уйти под землю; здесь, согласно поверью, и прячутся они по сей день в основании особых возвышенностей, «курганов» — как правило, в местах древних погребений, и в основном вдоль британского западного побережья. Предпочтение зеленой одежде объяснялось при этом маскировочными мотивами, а использование магии рассматривалось как естественная компенсация неспособности противостоять хорошо вооружённым пришельцам.

Понятие земной формы «иного мира», где, соседствуя с миром смертных, живут бессмертные существа, было широко распространено у кельтов; это касается сказаний как о «сидхе» (людях-феях), так и о некоторых других сферах «иного мира», существующего на земле, так или иначе связанных с традициями магии и колдовства (Tuatha de Danaan; «Долина удовольствий», «Крепость яблонь», «Земля молодости»). Как область «иного мира» рассматривается и «Остров яблонь», Авалон из мифологии Короля Артура. Серебряную ветвь, позволявшую смертным входить в Иной мир (или Страну богов) и покидать это место, преподносила Королева Фей (Fairy Queen). Считается, что существование в кельтских местностях доисторических сооружений, явно построенных людьми меньшего роста, чем те, кто пришел им на смену, может считаться косвенным подтверждением этой теории. Шотландский поэт, антрополог и фольклорист Эндрю Лэнг считал, что вера в фей — «сложное психологическое явление, в основе которой — неосознанная мечта о встрече с "коренными" жителями Земли; мечта, выжившая благодаря любви человека к собственным фантазиям и сновидениям».

Феи — «потомки» древних божеств
Согласно другой теории фольклористов, феи — трансформировавш иеся божественные сущности язычников Западной Европы, которые с приходом христианства полностью не исчезли, но прежнее могущество низвели до уровня магии. Действительно, как отмечал Йейтс, многие мистические сущности, в более древних сказаниях именовавшиеся богами, позднее снизили статус до «фей». Развитие эта теория получила в эпоху викторианства, когда популярной стала идея о том, что древние боги — это метафорические воплощения природных явлений. Согласно одному представлению образ феи интерпретировалс я как символ ночного звёздного неба, согласно другому — как персонификация либо того или иного аспекта природной стихии, либо (в соответствии с классической традицией) таких понятий, как «любовь» или «победа».
Отмечалось, однако, что теория, согласно которой феи — «поверженные боги» древних религий, в отношении кельтских фей вызывает лишь дополнительные вопросы, поскольку об истинной природе кельтской религии известно мало. Принято считать, что персонажи древней кельтской литературы (Lug Lámfhada, Cúchulainn, Tuatha Dé Danann) перешли сюда из более ранних религиозных верований, но они определенно к миру фей отношения не имеют. Персонажи старых литературных источников, такие, как Medb и Midir, возникают в сказаниях о феях, но оказываются здесь трансформированн
ыми.

Согласно популярному квазирелигиозном у поверью, когда ангелы взбунтовались, Бог приказал запереть врата Рая; оставшиеся на небесах стали ангелами, поселившиеся в Аду — демонами; часть ангелов, оказавшихся посередине, сделалась феями. По другим источникам, (упоминавшимся, в частности, У. Б. Йейтсом), из Рая фей изгнали за недостаток добродетели, в Ад не пустили за то, что оказались не слишком порочны; представление о феях как об ангелах, за непослушание сброшенных на Землю и оставшихся жить на месте «падения», господствовало, в частности, в Корнуолле. «Считается, что те, кого именуют… феями занимают промежуточную ступень между человеком и Ангелом, подобно даймонам в прошлом», — писал преподобный Роберт Кирк в 1691 году. Прямое отношение к этой идее имеет и устойчивое представление о том, что феям приходится ежегодно платить дань (teind, tithe) Преисподней (считалось что дьявол уносит к себе десятую часть их населения). Таким образом, не будучи демонами, они, тем не менее, находятся всё же в её власти.

Представление о том, что феи есть демоны, сформировалось в эпоху становления пуританства, но не получило широкого распростарнения. Тем не менее, именно в эти годы многие «феи» стали «злее»: так, хобгоблин, в недавнем прошлом — дружественный человеку домовой, — приобрёл крайне неприятные черты. В этот же исторический период времени общение с феями стало рассматриваться как форма колдовства и соответствующим образом караться. Духовенство, как католическое, так и протестантское, сходилось на том, что существа такого рода могут быть только демонами, многие отмечали их сходство с фавнами, сатирами, нимфами из классической мифологии, — которым также приписывались демонические свойства.

Обратное представление — о том, что феи представляют собой ангельскую ветвь жизни, возникло и приобрело популярность в теософии. Теософия признает, наряду с devas, сущности меньшего масштаба: в их числе «духи природы», «элементали» и феи. Все они, как считают последователи теософии, могут наблюдаться людьми, обладающими даром «третьего глаза». В теософии считается, что все эти эволюционно недоразвитые существа никогда не были инкарнированы в человеческом сообществе, и считаются отдельной ветвью развития (deva evolution). Впрочем, и в некоторых христианских религиозных работах феи упоминались как сущности, не обладавшие собственными душами, но призванными сопровождать дух праведника к вратам Рая.

Феи — духи природы
Существовало и представление о феях как об элементарных «духах природы», самостоятельной ветви мыслящих существ. Как отмечается в «Оксфордском словаре кельтской мифологии», «…не исключено, что древние кельты (как и некоторые другие до-технологическ ие сообщества) наделяли каждый объект духовным смыслом, который антропоморфизиро вался с появлением христианства». В алхимии они (а также гномы и сильфы) рассматривались как элементали, духи стихий; в частности, упоминания об этом есть у Парацельса. В фольклоре также феи иногда именуются духами воздуха.
Представление о феях-духах природы подтверждала Осборн Леонард: «Да, это духи природы, и они существуют. Узреть их способен лишь тот, кто обладает даром ясновидения. Они одухотворены, но иначе, чем мы. Духи природы рождены — кто от земли, кто от огня, кто от трения. Они не умирают, подобно нам, и жизнь их — само движение», — утверждала медиум-спиритуал
ист, ссылаясь на «Феду», своего духа-посредника.

Феи — духи умерших
Представление о том, что феи являют собой некий подкласс духов умерших, получило широкое распространение во многих районах Шотландии и Ирландии. Ирландская банши или шотладская биншит (bean shith), — это и «женщина-фея», и призрак одновременно. Существо с Севера Англии, известное как Cauld Lad of Hylton, — дух убитого мальчика, но вместе с тем и разновидность эльфа. Согласно одному известному сказанию, человек, попавший в плен к феям, каждый раз когда пристально взглядывался в одно из существ, тут же узнавал своего умершего соседа. В Корнуолле к феям относились и как к духам умерших — прежде всего, некрещенных детей (Will-o"-the-Wis p).

Сообщения о встречах людей с феями фиксировались неоднократно. Доктор Эванс-Ветц: в своей книге «Вера в фей у кельтских народов» (1912) привёл свидетельства 102 человек, которые утверждали, что им эти мифические существа являлись воочию. По свидетельству А. Бирса, англиканский священник сообщал о том, что видел трёх фей неподалек от Колчестера в 1855, когда проходил по парку после ужина с хозяином поместья. В 1807 году целое «войско» фей вошло в лес в Экс-ан-Провансе и унесло девочку, дочь крестьянина. В 1907 году леди Арчибальд Кемпбелл имела беседу со слепым ирландцем и его женой, которые утверждали, что поймали фею и держали её в плену две недели, после чего той удалось бежать. Знакомый этой же супружеской пары утверждал, будто бы ранним утром нередко видел фей на горе Хоут (Hill of Howth); это были «маленькие люди примерно метрового роста на осликах соответствующего размера».

Считалось, что феи живут вне времени и потому бессмертны. Однако были люди, которые утверждали, что будто бы видели воочию церемонии похорон в мире фей. Согласно книге «Lives of Eminent British Painters» Аллана Каннингема, в их числе был поэт Уильям Блейк. В беседе со знакомой дамой он рассказал о том, как «у себя в саду вечером увидел процессию человекоподобных существо размером и цветом с зеленых и серых кузнечиков, которые несли тело, укрытое розовым лепестком. Они похоронили покойника с пением, после чего исчезли». В Англии считалось, что подобные видения предвещают скорую смерть.

О многочисленных случаях встреч человека с феями рассказал доктор Кирк, который (как пишет Л. Спенс) «…взялся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, как визитёр-антропол ог принимается изучать жизнь коренного населения». В книге «Тайное содружество фавнов, эльфов и фей» («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns, and Fairies», 1691), долгое время считавшейся основным трудом по этой теме, Кирк весьма уверенно описал жизнь, род занятий и деятельность обитателей подземного царства фей. Героиней одной из них этих историй стала «…повивальная бабка из Швеции, чей муж, священник по имени Петер Рам, 12 апреля 1671 года сделал официальное сообщение, рассказав о том, как к нему явился маленький смуглолицый человечек, одетый в серое, и попросил оказать помощь жене, у которой начались родовые схватки. Питер Рам опознал тролля и благословил супругу на доброе дело. "Мне показалось, что ее унес порыв ветра, — пишет он. — Выполнив свою работу, она точно таким же образом была доставлена обратно"». Любопытно, что, если верить легенде, в конечном итоге пришлось встретиться с феями и самому преподобному Роберту Кирку. Могила Кирка находится в Аберфойле, однако известно, что он лишился чувств, пересекая некий холм («курган фей») и скончался на месте, не приходя в свознание. После смерти и погребения Кирк явился во сне своему кузену: сообщил, что он в качестве пленника пребывает у фей и дал подробные инструкции о том, как добиться его возвращения. Брат утверждал, что был слишком напуган, чтобы им последовать: таким образом Кирк остался среди фей навеки.

В Шотландии «пособниками» фей считали мельников: представителей профессии, которая управляет силами природы. Именно в Шотландии феи проявляли особую зловредность и издавна вызывали страх. Посторонние не могли и помыслить о том, чтобы после наступления темноты ступить на территорию мельницы, потому что точно знали: феи здесь уже начали заготовку пшеницы, которую будут молоть. По крайней мере мельники в местах, где такие верования господствовали, мог спать спокойно, точно зная, что не станет жертвой грабежа. Между тем, Джон Фрезер, мельник из Уайтхилла, утверждал, что однажды ночью спрятался и принялся наблюдать, как феи пытаются — причем безуспешно, — управиться с мельницей. Он вышел, чтобы помочь им, после чего одна из фей дала ему «гоупен» (gowpen, две пригоршни съестного) и приказала положить в склад, заявив, что после этого запасы его долгое время будут полны, вне зависимости от того, сколько он будет брать оттуда. Существовало и поверье, согласно которому, зная имя феи, можно вызвать её и даже заставить выполнить желание. С этим, однако, рекомендовалось проявлять осторожность: такого рода вызов мог фею оскорбить и спровоцировать на жестокую месть. С другой стороны, маги и колдуны утверждали, что посредством специальных ритуалов способны вызывать фей и с их помощью выведывать

Феи в литературе
В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она — женщина, которая обрела магические способности путём познания.

Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других — постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что Король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет.
Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создает хаос в природе и формирует «наркотически-зы бкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы — в «The Rape of the Lock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».

Широкую популярность получили баллады о феях, в большинстве своём рассказывавшие о судьбах смертных, пленёнными царством фей. В песне XIX века «Lady Isabel and the Elf-Knight», рыцарь-эльф являет собою некое подобие Синей Бороды: Изабель вынуждена обмануть и убить его, чтобы спасти себе жизнь. В другой сказочной балладе «Tam Lin» герой, хоть и живет с феями и обладает их способностями, в действительности , — «земной рыцарь». Жизнь его вполне приятна, но он опасается, что феи отдадут его в Ад в качестве элемента подати («тейнда»). Баллада Sir Orfeo повествует о том, как жена Сэра Орфео была похищена Королем Фей, лишь обманом и искусством игры на арфе мужу удалось вернуть ее обратно. Sir Degare рассказывает о трудной судьбе женщины, отдавшейся своему любовнику из царства фей (в более поздних версиях оказывается, что он лишь таковым притворялся, на самом деле — был смертным). «Thomas the Rhymer» спасается из царства эльфов, но прежде вынужден провести там семь лет.


Стоит знать, что самые первые упоминания об этих существах относятся к западноевропейскому фольклору, прежде всего, кельтскому и германскому. Слово «фея» имеет аналог в греческом языке – thea, что переводится как «богиня», а также во многих других языках (латинское слово fatum – «судьба», испанское hada, итальянское fata, английское fairy).


Согласно большинству народных поверий, фея – это мифическое существо, внешне схожее с эльфами, имеющее небольшие крылышки за спиной и обитающее в лесах, горах, ручьях. Чаще всего образ феи женский, реже в легендах и мифах встречаются и мужчины-феи. В большинстве случаев они молоды и удивительно прекрасны внешне, однако можно найти и упоминания об уродливых феях-старухах. Данные создания наделены магическим даром, способны творить различные чудеса (их они обычно совершают при помощи своего почти непременного атрибутаволшебной палочки) и могут превращаться, к примеру, в камни, в растения, в облака и.т.д.

Согласно западноевропейским мифам о феях, эти существа, если они женского пола, носят легкие воздушные платья из лепестков цветов, имеют длинные золотистые волосы, бледную или чуть голубоватую кожу и тонкие звенящие голоса. Питаются маленькие волшебницы росой и нектаром. Мужчины этого племени, правда, наоборот, не могут похвастаться красотой и в большей степени походят скорее на гоблинов или троллей.

По характеру феи обычно весьма легкомысленны, и типичное их времяпрепровождение – пляски, песни, игра на свирелях и веселье. Для того чтобы предаваться танцам, лунными ночами они специально собираются на лесных полянах, заранее выровненных, чтобы на них не было ни рытвин, ни ямок. Если такой танец случайно увидит человек – это не к добру. Феи почти наверняка заметят его и увлекут плясать вместе с собой. В результате, из-за того что в их мире время движется не так, как в мире людей, бедняге предстоит вернуться домой в лучшем случае через несколько лет.

В остальное время, как считается, эти существа занимаются ткачеством и прядением, создавая необыкновенные по своей красоте изделия, которые не сравнятся с творениями даже самых искусных мастериц из числа людей. Именно их рукам принадлежат всевозможные сказочные плащи, ковры, шапки, сорочки, обладающие чудесными свойствами. В одежде кроется еще одна сверхъестественная способность фей – мгновенно появляться и мгновенно исчезать.

Почти все эти сущности являются добрыми, кроме довольно редких случаев с так называемыми черными феями. Нередко они покровительствуют людям, одаривают их волшебными подарками, наделяют талантами, девушек – необыкновенной красотой, а парней – силой и отвагой. В сказках образ феи часто бывает представлен крестными принцев и принцесс. Но у них не отнять склонности к лукавству и разнообразным проказам. Кроме того, феи могут быть очень обидчивыми и стараются отомстить тем, кто случайно или намеренно причинил им неприятности. Например, они могут превратить своего обидчика в животное, усыпить на несколько десятилетий и многое другое.

Для фей огромное значение имеет любовь, целомудрие и супружеская верность. В некоторых мифах, например, в Древней Греции, существуют примеры пылких чувств между феями и представителями человеческого рода. Однако подобные любовные связи по тем или иным причинам нередко заканчивались печально.

Сильными оберегами от чар и проказ фей считались рябиновые ветки, четырехлистный клевер, а также железо, до которого эти милые, но коварные создания не могут дотрагиваться.

И дети, и помнящие свои детские развлечения взрослые с любовью перечитывают строчки о приключениях – мальчика, который не хотел взрослеть. Сбежав от семьи через дымоход, парнишка отдался на волю приключений, вихрем закруживших его на вымышленном острове под названием Нетландия.

Волшебный клочок земли, затерянный в таинственных морях, подарил Питеру новых друзей, опасных соперников, захватывающие дух игры и волшебство. Здесь живут чудовища, и мальчик, у которого не выпадают молочные зубы, готов ринуться в бой в компании верных друзей.

Существует четыре сюжета, повествующие о похождениях бесстрашного Питера Пэна: «Белая птичка», «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», «Питер и Венди», «Питер Пэн в багровых тонах».

История создания

Питер Пэн появился на свет благодаря воображению писателя Джеймса Барри. Уроженец Шотландии, Барри родился в 1860 году и получил хорошее образование. Склонность к написанию литературных очерков и рассказов мальчик демонстрировал с детства. По окончании университета он стал журналистом и создал много пьес, романов и произведений других жанров. Ввиду того, что эпоха не располагала к созданию книг для детей, Барри стал одним из успешных авторов, чьи работы находили остроумными взрослые читатели.


Вдохновение, подтолкнувшее Джеймса Барри на написание прославившего его «Питера Пэна», пришло к литератору после знакомства с семейством Дэвис. Впервые имя шаловливого парнишки возникло в романе «Белая птичка». В 1911 году автор посвятил ему целую книгу под названием «Питер Пэн и Венди». По задумке писателя маленький герой его произведений должен был стать собирательным образом всех детей в мире.

Это ребенок из обычной семьи, испытывающий непреодолимую тягу к приключениям. Непоседа и озорник, Питер Пэн получил от вождя племени краснокожих прозвище Крылатый Орел за то, что был горд, обладал индивидуальностью и непреклонным характером. Конечно, способность летать тоже повлияла на возникновение нового имени.


Барри создал уникального героя с яркими лидерскими качествами, дружелюбного защитника близких. «Потерянные мальчики» разглядели в нем предводителя, способного взять под свою опеку. Питеру Пэну свойственны качества, характерные подросткам. Он эгоистичен и проявляет максимализм в суждениях, строптив и отважен. Мальчик не хочет взрослеть и не меняется с течением времени.

Среди друзей Питера важное место занимает фея Динь-Динь. Пэн – ее лучший друг, поэтому волшебница всегда готова встать на сторону задиры. Малышка ревностно относится к его окружению и претендует на все внимание приятеля. Она – самый волшебный персонаж в книге, поэтому описанию героини стоит уделить больше внимания.

Биография и сюжет

У крохотной Динь-Динь – обычная для сказочного персонажа внешность. Малышка размером с ладонь юна и хороша собой. Она одета в платье из листьев, подчеркивающее изящество ее точеной фигурки. Когда Динь-Динь летает, трепеща аккуратными крылышками, создается впечатление, что она похожа на золотистую точку. Голос феи напоминает звон колокольчика, благодаря ему девочка и получила свое прелестное имя.


Динь-Динь и Питер Пэн – друзья. Фея демонстрирует сложный характер. Она впечатлительна, темпераментна, легко вступает в ссоры и так же легко идет на примирение. Волшебница всегда приходит на помощь в сложную минуту, но отличается непослушанием и своенравностью.

Раздумывая над тем, кем будут главные герои произведения, Джеймс Мэттью Барри описал Динь-Динь в повествовании. Своим детям писатель рассказывал, что, когда впервые раздается смех малыша, на свет появляется фея.


Когда Динь-Динь родилась, она поселилась на волшебном острове под названием Нетландия. Там жили мальчишки-сорванцы и пираты, которыми руководит капитан Крюк. Фея быстро подружилась с «потерянными мальчиками» и даже успела поучаствовать в их похождениях. У Динь-Динь есть важная работа: охранять флору и фауну, помогать листьям растений сменять оттенок, солнцу – топить снежные сугробы, а зверям – выходить из спячки и вылезать из норок.

В книге Барри описывает фею как повелительницу кастрюль и чайников. Девочке очень нравится чинить посуду, и по оригинальному имени персонажа это очевидно. «Tinker Bell» в переводе с английского означает «починка».


У феи была маленькая мастерская, где она давала вторую жизнь медным кастрюлькам, сковородкам и другому скарбу из блестящего материала. Волшебница жила на ветке дерева и по вечерам после трудов любила выпить тыквенный коктейль, любуясь результатами работы.

Динь-Динь обладает волшебной силой. В ее распоряжении – пыльца, позволяющая летать. Благодаря этому составу взмывает в воздух сама фея, Питер Пэн, Венди и ее братья. Позднее Барри опубликовал продолжение книги, рассказав о первой любви Динь-Динь – эльфе по имени Летящий Огонёк. Очарованная подвигом возлюбленного, фея выходит за него замуж, и их волшебная история продолжается в семейном дуэте.

Вопреки традиции завещания авторских прав родственникам, Джеймс Барри отдал их детскому госпиталю «Грейт Ормонд Стрит» в Британии. На его территории располагается бронзовая скульптура, изображающая фею. Статуя появилась в сквере госпиталя в 2005 году и считается самой маленькой в Лондоне. Высота едва достигает 24 см, а размах крыльев персонажа – 18 см.


История о Питере Пэне пользовалась популярностью у кинорежиссеров. В образе Динь-Динь на экране неоднократно выступали востребованные актрисы. Среди них Вирджиния Брауни (1924), Екатерина Черненко (1987), (1991) и Людивин Санье (2003).

Динь-Динь появлялась на экранах в мультфильмах «Потерянное сокровище», «Волшебное спасение», «Загадка пиратского острова», «Тайна зимнего леса», «Зимняя история». В проектах компании «Дисней» у феи есть родственница. Ее сестра обладает не менее поэтичным именем – Незабудка.


Первый мультфильм, в котором образ феи получил визуальное воплощение, вышел под руководством в 1953 году. После премьеры зрители думали, что мультипликатор вдохновлялся , но сам автор уверял, что был впечатлен внешностью Маргарет Керри. На момент создания проекта Керри уже была знаменита, а звезда Монро только восходила на кинематографическом небосклоне.

Образ, созданный Уолтом Диснеем, вдохновил последователей. Благодаря сказочнице Гейл Карсон Левин сегодня фея Динь-Динь стала самостоятельным персонажем. Она оказалась героиней многочисленных рассказов о компании фей под названием «Wings». Экранизация сказок демонстрируется в мультипликационных вариациях под лейблом «Феи».


Динь-Динь стала символом «Дисней». Изображение персонажа украшает брендированную продукцию, промо-ролики к мультфильмам и детские товары для маленьких модниц. Примечательно, что, несмотря на простое происхождение волшебницы, она включена в серию «Диснеевские принцессы».



В продолжение темы:
Прихожая и коридор

Геката – не темная, не черная и не представляет силы зла и тьмы. Геката олицетворяет процесс, стихийную силу разрушения ради созидания, силу обновления через смерть. В...

Новые статьи
/
Популярные