Провалы рынка не связаны с. Сущность и принципы существования "провалов" рынка

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

    монополия;

    несовершенная (асимметричная) информация;

    внешние эффекты;

    производство общественных благ.

1. Наличие монополий,

прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции произ­водителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.

Это вызывает необходимость:

Гос вме­шательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,

Гос регулирования и контроля цен, объ­ема производства и качества соответствующих экономических благ.

Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать су­щественным улучшениям. Во многих случаях это достигается с по­мощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматри­вают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль обще­ственного сектора сводится к деятельности законодательных и пра­воохранительных органов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Приме­ром может служить городской водопровод. Подвести к домам и квар­тирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водо­проводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов го­рода. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.

В основе естественной монополии лежит экономия, обусловлен­ная масштабом производства. Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства, его концентра­ция экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или пре­вышает его, искусственно поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства.

2. Другой вид провалов рынка - информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) эко­номических благ.

Она характеризуется преимущест­вом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Осо­бое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образова­ния, где без вмешательства государства может привести к оппор­тунистическому поведению производителей и значительному ущербу для потребителей.

Например, навязыванию пациентам врачами дополнительных услуг вплоть до излишних дорогосто­ящих операций при наличии альтернативных методов лечения заболеваний.

Существуют также отрасли, где информационная асимметрия проявляется в большей информированности потреби­телей, например страхование, где ущерб может быть нанесен не­достаточно информированному страховщику при заниженном уровне оценке риска клиента и установлении заниженного уровня страховой премии (взноса), например в страховании жизни и здо­ровья населения.

Данный вид провалов рынка также требует вмешательства го­сударства, в частности наличия государственного и муниципаль­ного сектора в образовании и здравоохранении, обязательного социального страхования и регулирующих функций государства (лицензирование соответствующих видов деятельности, аккреди­тация учреждений и др.).

Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономи­кой является участие государства в формировании информацион­ной инфраструктуры рынка. Распространение информации, не­обходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эф­фекты.

Информационная асимметрия более характерна для отраслей сферы услуг, чем для производства товаров, поскольку купля-про­дажа услуги, обладающей свойством неосязаемости, как правило, предшествует ее оказанию. Покупатель вынужден принимать ре­шение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкрет­ные полезные свойства. Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других провалов рынка, это оправдано постольку, поскольку предполагается, что обществен­ный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заин­тересованных граждан.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты, или экстерналии - издержки (отрицательные внешние эффекты) или вы­годы (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хо­зяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.

Например, когда предприятие бесплатно поль­зуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооруже­ний.

Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решать­ся на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обыч­но достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесооб­разнее затрачивать ресурсы государства не на создание громозд­ких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровож­дающейся отрицательными внешними эффектами.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства опреде­ляется спецификой конкретной ситуации и практической целе­сообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные вари­анты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загряз­нения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производите­лями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образо­вания, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для по­требителей.

3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сто­рон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести эко­номический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь осно­вой контрактного права.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага - вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

Чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная обо­рона),

Смешанные общественные блага (клубные, социально зна­чимые и квазиобщественные блага), которые рынок может произ­водить, но в недостаточном количестве. Источником их производ­ства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (соци­ально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях есте­ственной монополии).

Общественное благо характеризуется двумя свойствами - не­конкурентностью (неизбирательностью) и неисключаемостью.

1. Неконкурентность означает, что потребление общественного бла­га одним человеком не уменьшает его доступность для других. Та­кое благо неконкурентно и неизбирательно, так как оно потребля­ется коллективно и предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю; следовательно, нецелесообразно назна­чать плату за его потребление. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2. Неисключаемость означает, что технически невозможно огра­ничить потребление общественных благ или такое ограничение экономически нецелесообразно из-за неприемлемо высоких затрат на предотвращение бесплатного доступа к общественному благу дополнительного потребителя, или на введение механизма его платности. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

Блага, которым присущи оба свойства в полном объеме, назы­ваются чистыми общественными благами. К ним относятся нацио­нальная оборона, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, законодательство. На практике только небольшое число экономических благ относится к чистым общественным благам. Большинство общественных благ представляют собой смешанные общественные блага, где одно из их базовых свойств (неконкурент­ность или неисключаемость) проявляется слабо или отсутствует.

Провалы рынка образуются вследствие несовершенства рыночных институтов и инструментов. При этом одним из главных пунктом является то, что совершенная рыночная экономика не способна решать социально-экономические вопросы, которые являются очень важными для общества. То есть рынок, который работает автономно, просто не станет заботиться об обычных гражданах, так как не будет иметь для этого стимула.

Государственное вмешательство

Тут-то и необходимо государственное вмешательство. Если торговые отношения не позволяют рационально распределять средства между гражданами, необходимо создать для этого условия. Например, бесплатное образование. Если рынок существует автономно, людей можно не обеспечивать знаниями, так как не выгодно обучать сразу всех. Лучше учить грамоте только тех, кто имеет деньги.

Можно сделать вывод, что провалы рынка – это своеобразные препятствия, которые не позволяют достигать обществу эффективности. Как правило, выделяют четыре основных и несколько дополнительных провалов. Это внешние эффекты, общественные блага, монополия и ассиметричная информация.

Основные провалы рынка

Под внешними эффектами понимают все, что напрямую не связано с экономикой. Самый яркий пример – химическое загрязнение водоемов. Если бы государство не создавало законы по защите экологии, предприниматели бы давно могли уничтожить целые флоры и фауны. Нет смысла строить очистительные сооружения, тратить деньги, если все можно делать и так. Экологические законы устанавливают определенные нормы, превышение которых грозит огромным штрафом.

Общественные блага – это все то, что необходимо обществу, но не является чей-то частной собственностью. Например, дороги. Людям необходимы условия для передвижения на транспорте. Если бы всем управлял рынок, качественные дороги были бы только на пути к предприятию, а в остальных местах царила бы разруха. То же самое касается образования, медицины, полиции и многого другого.

Монополии представляют угрозу для большей части общества. Представьте, что вы можете покупать хлеб только у одного человека. При этом он может распоряжаться его ценой и качеством как хочет. Например, поставить цену 1000 р. за булку, а качество сделать ужасным. Даже если бы вы захотели купить другой хлеб, у вас бы просто не получилось. Государство запрещает функционирование подобных предприятий.

Последний пункт – это асимметричность информации. Если говорить простым языком, это условия, в которых продавец знает о товаре больше, чем покупатель. В результате наблюдается отрицательная динамика. Например, покупатель может купить очень некачественный товар из-за того, что не знает точную характеристику. Государство разрабатывает ГОСТы и заставляет производителей указывать всю необходимую информацию.

Провалы рынка или фиаско рынка англ. Market Failure , является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешательства со стороны правительства. Например, когда рыболовная отрасль испытывает фиаско рынка, ожидается, что правительство примет ряд стратегических решений, которые позволят решить эту проблему.

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient ). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.

Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.

В экономической теории эти неудачи чаще всего обозначают термином «провалы» (иногда – «несостоятельность, дефекты»). Провалами рынка называют такие проявления рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения. В экономической теории обычно выделяют следующие провалы рынка:

1.Тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком. В стремлении максимизировать прибыль каждый субъект рынка стремится подавить конкурентов.

2.Неравномерность распространения информации в экономической среде.

3.Неспособность производить общественные блага.

4.Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов.

5.Особое место среди провалов занимает неспособность рынка устранить «внешние эффекты». Эти нежелательные для общества решения, вытекающие из самой природы рынка, устраняются с помощью государственного регулирования. Так, монопольным тенденциям должна быть противопоставлена антимонопольная политика государства. Именно к этому пришли США и страны Западной Европы в конце XIX-начале XX в., когда свободный и конкурентный капитализм привел к образованию мощных монополий, грозивших подорвать основы рынка.

Такие провалы рынка, как превышение социально допустимых границ неравенства и неспособность производить общественные блага, компенсируется государственной социальной политикой и работой государственного сектора экономики.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Современная рыночная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть провалы рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Это положение не совсем ново для нас, поскольку, институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов.

Важнейшим из институтов и является государство. Государство в переходный период должно быть инициатором и субъектом проводимых экономических рыночных реформ, направленных на реформирование своей роли в экономике.

В связи с тем, что рынок терпит «поражение» рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в рыночную экономику.

Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства:

1. Это правильная организация денежного обращения.

2. Предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3. Устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

1. Производство общественных благ: является одной из важнейших функций государства. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага. К общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: не соперничество и не исключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой:

Не исключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, дорожная разметка и знаки, маяки, и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.[

Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени.

Классический пример: национальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее.

Пример смешанного блага: автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки.

Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него. Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, как неполнота рынков - ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государственной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банкротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.

Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий.

Первый способ - принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д.

Последний из перечисленных способов ограничения государством отрицательных экстерналии стал основой образования рынка прав на причинение внешних издержек. Другими словами, государство административными мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.

Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналии. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага после субсидии будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.

2. Пресечение асимметричной информации: те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхования. В связи с этим из-за асимметричной информации частные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство.

Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

3. Защита конкуренции: монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышений цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

4. Сглаживание макроэкономических колебаний: явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

5. Политика поддержания доходов: это - особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето - эффективностью, но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности.

Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма: рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи).

Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит провалы.

Контрольные вопросы:

21. Провалами рынка называют?

22. Как государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит провалы?

23. В экономической теории обычно выделяют следующие провалы рынка?

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Коробка Эджуорта (конспект).

Office-hours (СРСП): «Провалы» рынка и государственное регулирование в РК (реферат, 6-8 стр.).

План.

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

Таким образом,

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка:

Рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанная на купле и продаже товаров, услуг и денег.

Наиболее полно сущность рынка раскрывается через его функции :

  • Информационная.
  • Регулирующая.
  • Стимулирующая.
  • Контролирующая.
  • Ценообразующая
  • Дифференцирующая.

Рынок – великое завоевание человеческой цивилизации, но в то же время он имеет и недостатки.

Положительные черты рынка:

  • Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек.
  • Независимость производителей и потребителей в принятии решений.
  • Способность удовлетворять потребности в необходимом количестве и высоком качестве.
  1. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок имеет определённую структуру – внутреннее строение отдельных элементов рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

  1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок денег и т.п.
  2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.
  3. По степени ограничения конкуренции : рынок свободной конкуренции, рынок чистой монополии, рынок олигополии, рынок монополистической конкуренции.
  4. По отраслям : автомобильный, зерновой и т.д.
  5. По характеру продаж : оптовый, розничный.
  6. С точки зрения соответствия закону : легальный рынок (соответствующий закону) и теневой рынок (не соответствующий).
  7. Также разделяют рынок продавцов и рынок покупателей.

Инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, обеспечивающих успешное функционирование рынка. Инфраструктура выполняет очень важные функции: облегчает встречу продавцов и покупателей, облегчает сделки, позволяет государству и обществу контролировать рынок.

Следует различать инфраструктуру товарного, финансового рынков, рынка труда.

Элементы инфраструктуры рынка: товарная биржа, фондовая биржа, биржа труда, банки, налоговые службы и т.д.

Биржа – рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы, где цены устанавливаются публично (котируются). Это определение не относится к бирже труда.

В практике товарных бирж встречаются несколько типов сделок : форвардные, фьючерсные, опцион. Биржевая практика связана с понятием «хеджирование» (ограждение, страхование). Это процесс, который преследует цель обеспечить страхование от возможных потерь из-за резкого колебания цен.

Основными действующими лицами на бирже являются : брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Провалы – это случаи, когда рыночное саморегулирование не решает экономические и социальные проблемы рынка и требуется государственное вмешательство для их решения. Форм проявления провалов рынка много:

  • Возникновение внешних эффектов.
  • Рынок не производит общественные блага.
  • Асимметричность информации.
  • Рынок связан с риском и неопределённостью.

Что такое внешние эффекты ? Это издержки или выгоды от побочного воздействия внешних эффектов в процессе рыночных операций, не отражающиеся, однако на рыночных ценах товаров и услуг. Внешние эффекты воздействуют прежде всего на третьих лиц (людей, непосредственно не участвующих в материальных и денежных затратах на производство этих услуг и товаров. Внешние эффекты бывают отрицательными и положительными.

Последствия существования внешних эффектов заключаются в том, что ресурсы распределяются неэффективно и теряется общественная полезность. Примером отрицательных внешних эффектов могут быть такие явления как загрязнение окружающей среды фирмами (вредные выбросы) или эффект «пассивного курения».

Сегодня последствия загрязнения окружающей среды приняли международный характер (мировой «парниковый эффект»).

Вопрос о регулировании внешних эффектов в ХХ-ХХI веках стоит очень остро. Отрицательные внешние эффекты регулируются при помощи стандартов и норм, налогов, «платы за выбросы» и т.д.

Положительные внешние эффекты – допустим, облегчение возможности получить дополнительное образование – учёные, например, А. Пигу, предлагают регулировать через субсидии и гранты.

Общественное благо – это товары и услуги, в которых нуждаются все, независимо от платы за них. Чисто общественное благо – благо, которое нельзя предоставить одному лицу без предоставления всем остальным. Обычно эти блага потребляются сообща. Общественные блага обладают чертами неисключаемости и совместного потребления; появление новых потребителей обычно не уменьшает выгоду потребления для других и т.д.

Эти блага обычно связаны с эффектом «безбилетника», который заключается в том, что у людей возникает соблазн не платить за их производство. Трудность получения платы за них приводит к невыгодности их производства, так что государство вынуждено брать его на себя. Пример чисто общественных благ: национальная оборона, дорожная сеть, пожарная служба и т.п. Фактически эти товары оплачиваются всеми налогоплательщиками. Есть и другие виды общественных благ, которые люди могут получать как бесплатно, так и за плату.

Ещё один вид провала рынка – асимметричность информации . Это ситуация, когда часть участников рынка в процессе сделки владеют важной информацией, которой не владеют другие участник сделки. Это явление имеет отношение ко многим рынкам: рынку труда, рынку сложных товаров и услуг, ценных бумаг и т.п.

Контрольные вопросы для самопроверки.

  1. Назовите функции рынка. Какие из этих функций, на ваш взгляд, не работают в экономике современной России?
  2. Какие функции выполняет инфраструктура рынка? Какие элементы инфраструктуры финансового рынка вы знаете?
  3. Назовите формы проявления провалов рынка.
  4. Назовите основных агентов рынка.

Вопросы для обсуждения.

  1. Объясните, каким образом рынок служит средством обмена информацией о решениях домохозяйств и фирм.
  2. Связаны ли провалы рынка с этическими проблемами? Или здесь только экономика?

Основная литература.

1. Пястолов С.М. Экономика.гл.6

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.10,11.


Вопросы для размышления.

  1. Дайте экономическое объяснение графическому изображению постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек.
  2. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, фирмы могут осуществлять все желательные изменения в структуре применяемых ресурсов. Чем в таком случае будет определяться минимальный эффективный размер фирм?

Основная литература.

1. Пястолов.С.М.Экономика.,гл.3

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.3-7,11.

Дополнительная литература.

  1. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2./Под ред. Журавлевой Г.П.- Гл.5,6.
  2. Экономика. /Под ред. Булатова А.С.- Гл.5.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под. Ред. Грязновой А.Г., Юданова В.П. Т.2
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл.3-13.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл.4,30.

Вопросы для размышления.

  1. Как вы понимаете выражение Ф. Хайека: «Конкуренция – процедура открытия…»?
  2. От чего зависит, будет ли отрасль конкурентной, то есть состоящей из большого количества небольших фирм, или в ней будут господствовать несколько крупных фирм?
  3. В чём сходство и в чём различие между монополистической конкуренцией и совершенной конкуренцией?
  4. В чём сильные и слабые стороны антимонопольного регулирования в России?
  5. Немногочисленность конкурентов-олигополистов означает всеобщую взаимосвязанность. При прочих равных условиях эта взаимозависимость изменится прямо или обратно пропорционально дифференциации продукта по числу фирм?

Лекция 5.

План

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.
  2. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.
  3. Основные принципы классификации инфляции.
  4. Измерение инфляции: показатели и основные проблемы.
  5. Социально-экономические последствия инфляции.
  6. Антиинфляционная политика.

Аннотация лекции

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio – «вздутие») впервые был введён в оборот в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. XIX века для обозначения ситуации потери деньгами своей покупательной способности. В научной литературе это понятие появилось в ХХ веке.

Однако само по себе данное явление известно человечеству с момента появления денежного обращения. А в ХХ веке инфляция стала хронической, практически неизбежной, так как провоцирующих её факторов было значительно больше, чем сдерживающих.

В экономической теории подходы к пониманию роли и последствий инфляции были разные. Представители классической буржуазной политэкономии изучали инфляцию как часть теории денег. Даже Дж. М. Кейнс впервые проанализировал инфляцию в качестве элемента макроэкономической теории, а позже монетарная теория уже включила проблемы инфляции в макроэкономическую теорию как её важную составляющую. Всё это позволяет предположить, что инфляция – неоднозначное явление.

В российской экономической литературе инфляция трактовалась по-разному. В 1930-е годы – как чрезмерный выпуск денежных знаков; в 1960-1970-е гг. – как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования.

Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты. Инфляции можно дать такое определение: инфляция – снижение покупательной способности номинальной денежной единицы под действием целого ряда факторов, что выражается, прежде всего, в появлении устойчивой тенденции к повышению общего уровня цен на рынках товаров и платных услуг.

В этом определении важны акценты:

  • «ряд факторов»
  • «устойчивая тенденция»
  • «общий уровень цен»
  • «на рынках товаров»
  1. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.

Условием возникновения инфляции является несоответствие номинальной денежной массы, с одной стороны, и товарной массы – с другой. Ситуация выводится из уравнения денежного обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег: M × V = P × Y,

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Y – реальный доход;

Р – индекс цен.

Но одно лишь это условие не объясняет причины возникновения инфляции. Инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства.

Важнейшие причины можно сгруппировать по-разному, например, разделить на внутренние и внешние.

Лекция 6.

План:

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.
  2. Исторический подход к анализу причин безработицы и классификация её видов.
  3. Монетаристский подход к анализу безработицы. Современная классификация безработицы.
  4. Последствия безработицы: неэкономические и экономические. Закон Оукена.
  5. Государственная политика борьбы с безработицей.
  6. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Аннотация лекции.

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.

Рынок труда – сфера устойчивого обмена меду продавцами услуг труда и покупателями этих услуг .

Этот рынок, в отличие от других, подчиняется не только законам экономики, но и социально-психологическим законам. Экономическая функция рынка труда – обеспечение оптимального воспроизводства рабочей силы, а социальная функция – обеспечение качества жизни работника и его семьи.

Механизм рынка труда на макроуровне представляет собой сочетание совокупного рыночного спроса (AD) на трудовые услуги и рыночного предложения (AS) трудовых услуг.

Объект и субъект рынка труда – население, а исходный показатель рынка труда – занятость населения.

Население (POP) с макроэкономической очки зрения делится на две группы:

  1. Включаемые в число рабочей силы (по классификации MOT – «экономически активное население» (L).
  2. Не включаемое в число рабочей силы (NL).

POP = L + NL

Людей, не включённых в состав рабочей силы NL иногда называют институциональным населением. В эту группу входят две большие подгруппы:

  • Дети до 16 лет.
  • Люди, отбывающие срок в тюрьмах.
  • Люди, находящиеся в психиатрических больницах.
  • Инвалиды.
  • Студенты дневного отделения.
  • Вышедшие на пенсию.
  • Домохозяйки.
  • Бродяги (бомжи).
  • Люди, искавшие работу, но прекратившие её поиски.

Таким образом, рабочая сила включает в себя две группы населения: занятые и безработные.

Занятые (Е) – люди, имеющие работу, при этом неважно, занят человек полный или неполный рабочий день

Безработные (U) – люди, не имеющие работы, но активно её ищущие, или ожидающие начала трудовой деятельности. Поиск работы – главный критерий безработного.

Показатели безработицы:

  1. Основной показатель – уровень безработицы. Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы.

U = U х 100%

  1. Показатель средней продолжительности безработицы в расчёте на одного безработного.
  2. Удельный вес рабочего времени, потерянного из-за безработицы.

Рынок: сущность, функции. Провалы рынка.

План.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.
  2. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.
  3. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.

В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.

Главное условие появления обмена, а затем и рынка – общественное разделение труда. Обмен существует во всех исторических эпохах (может быть также и обмен продуктами труда – бартер), товарное же обращение появилось позднее. Оно представляет собой товарный обмен, опосредованный деньгами (Т – Д – Т), поэтому связано с денежным обращением. Примерно 6-7 тысяч лет назад товарное обращение начало носить всеобщий характер и утвердилось как система рынка.

Таким образом, рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного хозяйства, обусловленный разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования. При этом рынок не только историческое явление, но и культурное, философское и, конечно, экономическое.

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка.



В продолжение темы:
Беседки и навесы своими руками

СССР Россия Подчинение Командование СВ ВС СССР (1979-1990)Командование ВДВ СССР (1990-1992)Командование ВДВ РФ (1992-1997)Командование СВ ВС РФ 20 гв....

Новые статьи
/
Популярные