Стабилизаторы грунтов в отечественном дорожном и аэродромном строительстве. Классификация стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве Ппр по стабилизации грунта цементом

Технология укрепления/стабилизации грунтов с использованием неорганических вяжущих материалов применяется в строительстве более 60 лет, как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах.

При использовании данной технологии, в зависимости от конечного результата, разделяют стабилизацию грунтов и укрепление грунтов.

При стабилизации грунтов имеется возможность улучшить условия уплотнения местных грунтов, в том числе переувлажненных и пучинистых. Данный метод позволяет устраивать морозозащитные слои, а так же увеличить несущую способность грунтов оснований.

При укреплении грунтов происходит существенное увеличение физико-механических характеристик местных грунтов. Метод применяется для устройства как морозозащитных слоев, так и несущих слоев оснований.

Нормативные документы: ГОСТ 30491-97. «Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия». ГОСТ 23558-94. «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия».

Область применения

При отсутствии в районе строительства месторождений прочных каменных материалов, а так же песчаных грунтов пригодных для строительства оснований, как показывает отечественный опыт, можно эффективно использовать имеющиеся местные грунты, улучшенные или укрепленные различными вяжущими материалами.

Технология стабилизации/укрепления грунтов по методу смешения на месте может быть использована при строительстве конструктивных слоев основания: верхнего и нижнего слоя.

Описание

Использование вяжущих материалов при стабилизации/укреплении местных грунтов позволяет увеличить плотность, повысить водостойкость и морозостойкость.

Современное оборудование позволяет эффективно проводить улучшение/укрепление местных грунтов непосредственно на месте на большую глубину (до 40 см) за один рабочий проход с большой точностью дозировки вяжущих материалов.

Существующее однопроходное смесительное оборудование позволяет получать однородную смесь даже при работе с грунтами повышенной влажности.

Вяжущие материалы и добавки

Основными и доступными минеральными вяжущими материалами являются цемент и известь. Обычно, дозировка составляет от 3 до 10% (?6%) от массы укрепляемого грунта.

При использовании извести или цемента для стабилизации или укрепления грунтов практически всегда удается обеспечить требуемый коэффициент уплотнения грунта на основе лабораторных подборов дозировки вяжущих материалов.

Для укрепления цементом наиболее пригодны пылеватые супеси и песчано-глинистые грунты оптимального состава.

Технология производства работ

При проведении работ выполняются следующие технологические операции:

  • Планировка поверхности основания
  • Дозировка органических вяжущих материалов и распределение
  • Смешивание фрезеровальной машиной на заданную глубину, в случае необходимости дозировка органических вяжущих (битумной эмульсии) и химических добавок непосредственно в смеситель.
  • Планировка и уплотнение основания до заданных показателей.

Специальный комплект механизмов может иметь производительность от 5000 до 15000 м3 в смену в зависимости от глубины укрепления и возможности доставки на объект требуемого количества вяжущих материалов.

Особенности вертикальной планировки площадок с применением технологии стабилизации/укрепления грунтов

При проектировании вертикальной планировки территорий обычно используется общий принцип планирования земных работ с учетом, так называемого, «нулевого баланса земляных масс». Данный принцип позволяет снизить затраты, связанные с перемещением земляных масс по территории, а так же позволяет исключить перевозки, как недостающих, так и излишних материалов и вывоз грунта.

Традиционный метод земляных работ имеется следующие недостатки:

  • Возникает необходимость вывоза непригодных (переувлажненных, пучинистых) грунтов
  • При строительстве открытых площадок (внутренние дороги, стоянки), имеется проблема проектирования конструкций дорожных одежд с обеспечением требований по морозоустойчивости, в Центральном регионе РФ для обеспечения данного требования общая толщина конструкций требуется устройство конструкций общей толщиной около 1,0 м Окончательный уровень вертикальной планировки оснований не совпадает с уровнем «нулевого баланса земляных работ», это означает, что для устройства оснований необходимо доставка значительного объема привозных материалов (песок, щебень и т.д.). Соответственно дополнительные затраты.
  • Дорожное строительство . Обработка негашеной известью грунта, предназначенного под строительство дорожного полотна, дает возможность получить твердое основание с хорошими несущими характеристиками. Известь модифицирует мелкозернистые и влажные глинистые грунты, а также стабилизирует химически активный грунт за счет пуццолановой реакции.

При использовании технологии стабилизации/укрепления грунтов имеется возможность применить более оптимальное решение при строительстве объектов различного назначения.

Применение технологии стабилизации/укрепления грунтов позволяет получить до 20% экономии по сравнению с традиционным методом.

Для устройства бетонных промышленных полов рекомендуется выполнять стабилизацию основания по двум причинам.

Во-первых, качественное прочное основание.

В строительстве любого покрытия необходим изначальный расчет его износостойкости и несущей способности. Одни методы применяются для пешеходных площадок, и совсем другой подход практикуется в создании автомобильных покрытий. Противодействовать напряжению, которое действует на под транспортными потоками, помогает специальная основа. Для ее формирования применяется стабилизация грунта, предусматривающая использование органических и неорганических материалов.

Общие сведения о стабилизации грунта

Главное назначение этого мероприятия заключается в создании прочной основы под дорогой или площадкой, которая не будет деформироваться и расползаться в процессе эксплуатации. Весь рабочий процесс можно разделить на четыре этапа. В первую очередь технология стабилизации грунта предусматривает подготовку материала, из которого будет создана своего рода уплотняющая покрытие подушка. Далее из веществ, обладающих нужными характеристиками, создается активная смесь. Уже на месте использования с помощью специальной техники наносят массу на рабочую площадь. Заключительный этап предусматривает распределение и своего рода размешивание вещества с базовым грунтом.

Важно понимать, что данный процесс сам по себе является лишь промежуточным этапом в реализации общего проекта строительства дорог и площадок. Когда стабилизация грунта завершается, на подготовленную основу укладываются непосредственно изоляционные или технические пласты будущего покрытия.

Подготовка материала

Чаще всего используют цементные и известковые основы. В качестве разбавителей также могут применяться песок и щебень - их концентрация зависит от требований к будущему покрытию. При строительстве и конструировании дорожной одежды следует использовать и местный грунт. Например, если осуществляется стабилизация грунта известью, то будет уместно включение каменных материалов, которые создадут необходимую амортизирующую прочность. Другое дело, что такие дополнения должны предварительно измельчаться специальными фрезами. Непосредственно на месте засыпки стабилизационная масса составит примерно 10-20 % от местного грунта, который будет выступать основой для дорожного покрытия.

Создание смеси

Конкретный рецепт изготовления смеси определяется характеристиками, которые необходимо получить после завершения работ. К примеру, методы стабилизации грунтов с монолитной основой предполагают достижение таких качеств покрытия, как сдвигоустойчивость и повышенная упругость. В составе таких смесей обычно используют упомянутую комбинацию цемент-известь, которая также разбавляется активной золой и местным грунтом. Однако ее главным отличием является полное исключение щебня. В результате достигаются и другие важные свойства покрытия, среди которых - капилляро-прерывающие функции и повышение теплоизолирующих показателей.

Технически операция смешивания выполняется специальными дозировочными машинами. Современная техника позволяет выполнять смешивание с учетом показателей, занесенных через панель электронного управления. Исходные же параметры, по которым выполняется стабилизация грунта дороги, предварительно документируются в лаборатории. Далее полученные сведения становятся основой для разработки рецепта и приготовления укрепляющей смеси.

Распределение материала по поверхности

Перед выполнением этого этапа подготавливаются специальные емкости-распределители, в которые загружается смесь. На этой же стадии могут добавляться и различные модификаторы, посредством которых улучшаются базовые качества массы. На рабочей площадке оборудование равномерно распределяет дозированные на основе цемента и извести. Опять же в зависимости от проектных требований стабилизация грунта может выполняться с элементами рыхления, что в дальнейшем обеспечит более высокую степень трамбования массы. Кроме того, перед подачей могут включаться вспомогательные этапы подготовки смеси к распределению. Это могут быть операции врабатывания, измельчения и перемешивания компонентов массы. Возможности реализации этих технологических этапов зависят от функций конкретной спецтехники. Обычно используют многофункциональные машины, обеспеченные сцепления с защитными клапанами, которые рассоединяются при перегрузках.

Врабатывание стабилизационной массы в грунт

Процедура может выполняться спецтехникой или ручным способом. От выбора технологии зависит возможность осуществления операции вблизи жилого массива, паркинга, аэродромной площадки или в условиях непогоды. Чаще всего для финального внедрения материала используют тракторы с трехточечной навеской сзади. Непосредственно с активной смесью взаимодействуют фрезы - действие напоминает рыхление с последующим уплотнением. В зависимости от проектного решения, по которому реализуется стабилизация грунта, строительство дорог на этой стадии может предусматривать и дополнительные операции. Например, оператор может осуществлять и распределение водно-эмульсионного вяжущего компонента, который также будет врабатываться в грунт в качестве отдельного активного вещества.

Заключение

Технологии обустройства дорожных покрытий особые требования предъявляют к формированию защитных прослоек. Наличие качественной изоляции и дренажных обсыпок позволяет предохранить будущую дорогу от многих негативных факторов. В свою очередь, стабилизация грунта формирует в некотором роде фундамент, на который в дальнейшем ложится физическое давление. Данное уплотнение должно не просто выдерживать напряжение, но и обеспечивать целостность общей структуры покрытия. Именно для этого в стабилизирующие смеси добавляют вязкие компоненты. В едином комплексе с известью и цементом они создают прочную, морозостойкую и водопроницаемую платформу для будущей дороги или площадки.

Стабилизацией грунта называется процесс создания основания дорожного полотна, включающий в себя тщательное измельчение грунта, его смешивание со связующими органическими и неорганическими материалами и последующее уплотнение. Это современный, сравнительно новый метод подготовки дорожного основания. Такое укрепление грунта имеет свои преимущества перед классическим (песчано-щебеночной подушкой). Стабилизированный грунт является более морозо- и водоустойчивым, а также более прочным и упругим.

Услуга Вид техники Характеристики Цена за 1м2 (в т.ч. НДС), руб.
глубина/объем ширина, мм до 3 тыс м2 до 5 тыс м2 5-10 тыс. м2 10-20 тыс. м2 20-30 тыс. м2
Ресайклирование Ресайклер Wirtgen WR 2000 до 500 мм 2000 120 110 100 90 80
Ресайклирование Регенератор смеситель Caterpillar RM300 до 500 мм 2400 120 110 100 90 80
Ресайклирование Стабилизационная фреза SBF 24 L до 400 мм 2400 80 70 60 50 50
Распределитель сухой смести SW 10 TA 10 м3 2450 10 10 10 10 10
Распределение вяжущих материалов Распределитель сухой смести SBS 3000 3 м3 2400 5 5 5 5 5
Распределение вяжущих материалов Распределитель сухой смести SBS 6000 6 м3 2400 5 5 5 5 5

Благодаря возможностям современного оборудования вяжущее вещество дозируется очень точно и вводится на глубину 50 см за один проход. Самыми доступными материалами на сегодняшний день являются известь и цемент. Оптимальное количество данных веществ определяется лабораторными методами, обычно оно составляет 3 - 10% каждого материала от массы укрепляемой земли. Первый этап стабилизации - это внесение в грунт и перемешивание с ним извести, второй - цемента.

Стабилизация грунта с последующим использованием материалов имеющегося дорожного покрытия - это холодный ресайклинг. С его помощью можно восстановить на всю глубину как проселочные дороги, так и городские улицы. Иными словами за один проход размельчение существующего покрытия и смешивание его с подстилающим основным материалом и восстанавливающими вяжущими веществами. Все это стало возможным благодаря появлению на рынке новых высокопроизводительных машин.

Технология стабилизации сегодня широко используется, к примеру, на небольших территориальных дорогах, в которых предполагается устройство покрытий облегченного или переходного типа (например, при строительстве коттеджных поселков). В таких случаях устройство прочного, долговечного основания с применением минимума привозных материалов - оптимальное решение. К тому же высокопроизводительное оборудование за строительный сезон может произвести десятки километров дорог. Также уплотнение (ресайклинг) с успехом применяется при возведении логистических комплексов, промышленных зданий. Здесь эта технология используется для закладки оснований под бетонные полы и покрытия производственных площадок.

Работы по стабилизации не могут быть выполнены качественно без использования специального оборудования. Для дозированного введения вяжущего вещества (сухого или в виде эмульсии) необходим бункер-распределитель, для тщательного вмешивания его в грунт - навесные фрезы.

Для того, чтобы наши специалисты рассчитали стоимость услуги ресайклирования и могли правильно подобрать необходимое оборудование для вас, нужно располагать следующей информацией: какой объект и где он расположен, его площадь в кв. м, сроки работ, а также какие почвы преобладают на местности, какая нужна глубина распределения и какие желательны вяжущие вещества.

В последние годы перед дорожной отраслью РФ остро стоят задачи, направленные на дальнейшее развитие сети федеральных, региональных и сельскохозяйственных дорог, которые должны привести к ускорению роста экономики страны, улучшению качества жизни населения, увеличению их мобильности, снижению транспортных издержек. Необходимо более активно внедрять лучшие мировые и отечественные инновационные решения. При этом особенно актуально использовать такие технологии, которые позволяют решить проблемы уменьшения стоимости и сокращения сроков строительства дорог при одновременном повышении их надежности и обеспечении всесезонности эксплуатации.

Одним из таких направлений, позволяющим успешно решать стоящие перед страной инфраструктурные задачи, является технология стабилизации и укрепления грунтов, которая находит все более широкое распространение в мире. Для этих целей используется достаточно большая группа поверхностно-активных веществ (ПАВ) – стабилизаторов грунтов на органической, щелочной и кислотной основе, смолы, полимерные стабилизаторы грунтов.

Калужская область, 2011 год: а)исходное состояние объекта; б) после двух лет эксплуатации дороги

Сотрудники отдела инновационных технологий и материалов провели всесторонние исследования химического состава стабилизаторов, выпускаемых компанией Enviroseal Corporation (США), и сделали подбор компонентов из отечественного сырья для создания новых дорожно-строительных материалов для дальнейшего промышленного производства на территории России.

Результатом научно-исследовательской работы совместно со специалистами ОАО «СоюздорНИИ» и ЦННИИ № 26 МО РФявляется создание линейки отечественных стабилизаторов грунтов под рабочим названием «Парагон», которые полностью адаптированы и успешно используются в России, что нашло свое отражение в соответствующих сертификатах, технических условиях и стандартах организации на их применение. В основе этих материалов используются химические компоненты, которые являются абсолютно безопасными для здоровья людей и окружающей среды. Лабораторные тестирования и полевые испытания данных материалов показали, что они не уступают по своим свойствам лучшим заграничным аналогам и позволяют получать из местных грунтов высококачественные строительные материалы для эффективного решения задач, стоящих перед отечественной дорожной отраслью. Был проделан большой объем работ и всесторонних испытаний с различными типами грунтов по исследованию их физико-механических свойств, обработанных этими стабилизаторами как отдельно, так и совместно с другими добавками (цемент, известь, золы уноса). Данные исследования позволили разработать технические условия (СТО) использования этих материалов применительно к технологии стабилизации и укрепления грунтов, согласно требованиям действующих в нашей стране нормативно-технических регламентов.

Ремонт дороги по технологии «холодный ресайклинг»

Как показали исследования, стабилизаторы грунтов линейки «Парагон» обладают всеми достоинствами, имеющимся у исходных стабилизаторов, но, в отличие от американских аналогов, они полностью адаптированы к местным экстремальным климатическим условиям.

Стабилизаторы грунтов «Парагон» являются продуктами нового поколения и производятся на территории России. Они выгодно отличаются от вышеперечисленных конкурентных стабилизаторов грунта не только по соотношению цены и качества, но и своей технологичностью, безопасностью для окружающей среды и людей, возможностью эффективного применения со всеми типами грунтов. Использование дорожно-строительных технологий «Парагон» при стабилизации и укреплении грунтов в процессе строительства и ремонта дорог и других объектов транспортной инфраструктуры позволяет успешно устранить основную причину разрушения дорожного покрытия – слабые грунты в конструктивных слоях дорожной одежды.

Линейка стабилизаторов грунтов «Парагон» включает в себя два базовых продукта – полимерный стабилизатор глинистых грунтов «Парагон LВS» и полимерный стабилизатор «Парагон М10+50».

  1. Полимерный стабилизатор глинистых грунтов «Парагон LВS» является экологически безопасным для окружающей среды и здоровья людей материалом. Грунты, обработанные водным раствором стабилизатора «Парагон LВS», рекомендованы к применению при устройстве рабочего слоя земляного полотна, нижних и дополнительных слоев оснований, а также покрытий (на дорогах низших категорий) во 2–5-й дорожно-климатических зонах. «Парагон LВS» применяется для стабилизации и гидрофобизации глинистых грунтов и позволяет увеличить модуль упругости (до 180 МПа), несущую способность и водонепроницаемость обработанного слоя, увеличить устойчивость на сдвиг (до 50 %), обеспечить нормативную морозостойкость, сократить сроки производства дорожно-строительных работ. Отличные результаты получаются при использовании «Парагон LВS» совместно с неорганическими вяжущими (цемент, известь, золы уноса) – ГОСТ 23558-94. «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия».
  2. «Парагон М10+50» представляет собой полимерное вяжущее белого цвета на основе акрилового сополимера. Экологически безопасный материал. Грунты, укрепленные полимерным стабилизатором грунтов «Парагон М10+50» как однокомпонентно, так и совместно с неорганическими вяжущими (цемент, известь, золы уноса), рекомендованы к применению при строительстве и ремонте для устройства слоя покрытия (с устройством слоя износа), несущего и дополнительных слоев оснований дорожных одежд во 2–5-й дорожно-климатических зонах в дорожном и аэродромном строительстве, а также при строительстве промышленных площадок, паркингов, спортивных и лесопарковых дорожек. Стабилизатор «Парагон М10+50» используется для укрепления пылеватых песков, песчано-гравийных смесей и грунтов с числом пластичности не более 12. Хорошо работает совместно со стабилизатором глинистых грунтов «Парагон LВS», что позволяет понизить число пластичности местных грунтов до 12 и значительно расширить область применения стабилизатора «Парагон М10+50» по типу и числу пластичности грунтов.

Результаты исследования полимерного стабилизатора грунтов «Парагон М10+50» показали, что укрепление супесчаного грунта составом на основе этого стабилизатора и цемента (от 6 до 10 %) позволяет достигать увеличения показателя прочности на растяжение при изгибе на 36,3–40,8 %, снижения коэффициента жесткости на 27,5–36,5 %, снижения расхода цемента в расчете на единицу достигнутой прочности на растяжение при изгибе на 26,7–33,6 %, а также обеспечивает повышение показателей морозостойкости в сравнении с супесью, укрепленной только цементом (рис. 1).

В то же время сопротивление укрепленного грунта сдвигу увеличивается в несколько раз, что делает его идеальным для строительства временных взлетно-посадочных полос и автомобильных дорог как при устройстве основания, так и в качестве покрытия. Таким образом, можно сделать вывод, что полимерный стабилизатор грунтов «Парагон М10+50» очень хорошо работает как однокомпонентно так и совместно с минеральными вяжущими (цементом, известью, золой уноса) , позволяя получить в результате обработки грунтов композиции с улучшенными физико-механическими показателями. Данное сочетание добавок, вносимых в обрабатываемую грунтовую смесь, позволяет получать композиции с улучшенными показателями по прочности и упругому прогибу.

Это наиболее актуально при выполнении дорожно-ремонтных работ по технологии «холодного ресайклинга» при устройстве верхнего слоя основания дорожной одежды или нижнего слоя покрытия. Результаты такого укрепления грунта значительно превосходят применяемые обычно для этой технологии битумные эмульсии или цементы.

Некоторые из существующих конкурентных стабилизаторов грунта уступают полимерному стабилизатору грунтов «Парагон М10+50» по соотношению цены и качества, другие – по морозостойкости. Очень важным моментом является то, что, в отличие от большинства конкурентных материалов, «Парагон М10+50» в самом ближайшем будущем будет продуктом, производящимся на территории России из отечественных химических компонентов, что существенно повлияет на его стоимость и сроки поставки потребителям.

Необходимо отметить, что сегодня в России имеется достаточная, но требующая доработки действующая нормативно-техническая база, которая позволяет применять технологию комплексной стабилизации и технологию комплексного укрепления грунтов для решения широкого спектра инженерных задач и использовать укрепленные местные грунты при разработке конструкций дорожных одежд различных технических категорий. В первую очередь речь идет о таких документах, как:

  • Стандарт организации (ТУ) для каждого конкретного стабилизатора;
  • СП 34.13330. (2012СНиП 2.05.02-85*) «Автомобильные дороги»;
  • СП 78.13330. (2012СНиП 3.06.03-85*) «Автомобильные дороги»;
  • ГОСТ 30491-97 «Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства»;
  • ГОСТ 23558-94 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства»;
  • ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд»;
  • ОДМ 218.2.017-2011 «Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью».

Конструкцию дорожной одежды и тип покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных характеристик и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава движения, климатических условий, санитарно-гигиенических рекомендаций, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами

В случае применения в конструктивных слоях дорожных одежд укрепленных грунтов с использованием в оптимальных пропорциях улучшающих грунтовую смесь добавок необходимо принимать во внимание, что:

  • — слой покрытия должен обеспечивать необходимую несущую способность и расчетные транспортно-эксплуатационные качества дороги;
  • — верхний слой основания – требуемую несущую способность дорожной одежды, сохранение от увлажнения и морозного пучения нижележащих слоев;
  • — нижний слой основания – перераспределение нагрузок на рабочий слой земляного полотна и его защиту от увлажнения и пучения.

При этом, в зависимости от расположения слоя укрепленного грунта в конструкции дорожной одежды, определяют величину таких физико-механических показателей грунтовой смеси, как сопротивление сжатию и растяжению, модуль упругости, морозостойкость и водостойкость. Расходы добавок в грунтовую смесь для каждого конструктивного слоя подбирают таким образом, чтобы полученные в результате показатели комплексно укрепленных грунтов удовлетворяли требованиям действующих нормативно-технических регламентов. Было установлено и подтверждено многолетними исследованиями в лабораторных и производственных условиях, что при укреплении грунтов двумя вяжущими материалами, характеризующимися весьма различными, но не антагонистическими свойствами и различной структурой (например, кристаллизационной, свойственной цементам, и коагуляционной, свойственной битумам и полимерным композициям), они приобретают повышенные сдвигоустойчивость, морозо-, температуростойкость и при необходимости могут быть менее жесткими и деформативными материалами. Методы, сочетающие при укреплении грунтов внесение добавок двух вяжущих веществ или одного вяжущего и поверхностно-активного вещества гидрофобного типа (ПАВ-стабилизатор грунтов), получили название комплексных методов (технология комплексного укрепления грунтов). В процессе изучения преимуществ, заложенных в комплексных методах укрепления грунтов, было установлено, что при этом формируются ранее неизвестные типы сложных пространственных структур совмещенного типа. Характерной особенностью данных структур является то, что при правильном технологическом процессе в микрообъемах укрепленного грунта формируются два типа пространственных бинарных структур, характеризующихся разными свойствами, дополняющими друг друга и компенсирующими недостатки укрепленного грунта каждой из моноструктур. Такие бинарные (совмещенные) структуры являются взаимопроникающими.

Применение в качестве химических добавок специально разработанных для таких случаев композиций полимерных стабилизаторов грунтов в цементогрунтовых смесях создает дополнительные возможности для строительства дорожных одежд с монолитными морозостойкими водонепроницаемыми основаниями. При добавке в грунтовые смеси полимерных стабилизаторов грунтов, вступающих в химическую реакцию с цементом, укрепленные грунты приобретают улучшенные свойства (прочность, эластичность, водостойкость, морозостойкость, технологичность) и позволяют исключить основные недостатки цементогрунтов, такие как образование температурных и усадочных трещин с передачей (отражением) их в слои покрытия. Многолетние исследования в различных странах мира показывают, что показатели прочности грунтовых смесей, обработанных полимерными стабилизаторами грунтов, значительно улучшаются при добавлении неорганических вяжущих (цемента), а добавление в грунтовую смесь полимерного стабилизатора приводит к улучшению деформационных характеристик укрепленных грунтов (цементогрунтов). Кроме того, улучшенные полимерными добавками свойства укрепленных грунтов позволяют применить принципы унификации конструкций, что обеспечивает минимум конструктивных слоев, технологических операций, времени и оборудования для их строительства. Принципы унификации конструкций с применением комплексно укрепленных грунтов позволяют предусмотреть все разнообразие влияний природно-климатических факторов, исключить часть таких влияний и свести перечень решаемых при конструировании задач к двум основным:

  • обеспечению несущей способности и прочности одежды за счет основания;
  • сохранению устойчивости дорожной конструкции за счет предотвращения увлажнения рабочего слоя земляного полотна и слоев основания.

Такой подход к проектированию во многих случаях снижает необходимость применения сложных многослойных конструкций, а также специальных узкофункциональных слоев (дренирующих, прерывающих прослоек, морозозащитных, теплоизолирующих и т. п.). Количество, толщина слоев и их сочетание зависят от решаемой инженерной задачи и определяются расчетом и технико-экономическим обоснованием дорожной конструкции.

Для строительства дорог с использованием технологии комплексного укрепления грунтов методом смешения местных грунтов и добавок на месте производства работ применяется специальный отряд дорожно-строительной техники. Как правило, в него входят грейдер, автоцистерна (поливомоечная машина) для доставки воды, каток от 15 т, распределитель вяжущих, погрузчик, а также грунтосмесительное дорожно-строительное оборудование, обеспечивающее требуемую точность дозировки вносимых в грунт компонентов и однородность укрепляемой грунтовой смеси. К такому грунтосмесительному оборудованию относятся грунтовые фрезы, ресайклеры и передвижные грунтосмесительные установки. Эта современная высокоэффективная техника позволяет значительно улучшить качество работ по укреплению (комплексному укреплению) грунтов, а также сократить сроки выполнения работ. В настоящее время такую специальную дорожно-строительную технику выпускает ряд ведущих зарубежных изготовителей, таких как: Caterpillar (США), Terex США), Roadtec (США), Sakai, Niigata и Komatsu (Япония), Bomag и Wirtgen (Германия), Bitelli и FAE (Италия), XCMG XLZ250K и WR2300E (Китай). Машины Caterpillar, Bomag и Bitelli построены по одной схеме.

При использовании в строительстве или ремонте дорог высокопроизводительной техники, такой как самоходные ресайклеры (Catarpiller, Bomag, Wirtgen и т.д.) или навесные грунтовые фрезы, такие как Stehr или FAE, в течение рабочей смены может производиться устройство от 2000 до 4000 м² конструктивного слоя укрепленного грунта. Основным рабочим органом ресайклеров, где происходит смешение грунтовой смеси с добавками, является фреза с цилиндрическими резцами (рис. 2). Количество вводимого в обрабатываемый грунт раствора стабилизатора грунтов и других жидких вяжущих точно дозируется насосом, который управляется микропроцессорной системой, что обеспечивает требуемые физико-механические параметры получаемого в результате укрепленного грунта. В случае применения совместно со стабилизатором грунтов порошкообразных вяжущих добавок, таких как цемент или известь, они равномерно распределяются по поверхности перед началом фрезерования специальными распределителями и затем тщательно смешиваются с грунтом и другими добавками посредством ресайклера.

Компания Wirtgen выпускала ресайклеры моделей 1000 CR, 2100 DСR, СR 4500, WR 2500, а также установку WМ 400 (в настоящее время выпускается и модель WM 1000) для приготовления цементно-водной суспензии и работы в комплекте с WR 2500. Модель WR 2500 фирма относит к самым совершенным ресайклерам, позволяющим использовать новейшие технологии в широком спектре работ – от укрепления слабых грунтов до восстановления асфальтобетонных покрытий (холодный ресайклинг).

Необходимо отметить, что в настоящее время в России отсутствует производство дорожно-строительной грунтосмесительной техники такого уровня. В связи с актуальностью внедрения технологий укрепления грунтов в дорожной отрасли производителям дорожно-строительной техники необходимо как можно быстрее обратить свое внимание на изготовление отечественного высококачественного грунтосмесительного оборудования.

Комплектование отряда дорожно-строительной техники (рис. 3) для работ по укреплению грунтов обосновывают в проектах производства работ (ППР) и проектах организации строительства (ПОС) в соответствии со СНиП 12-01-2004.

Работам по укреплению грунтов должны предшествовать мероприятия по устройству системы водоотвода (канав, кюветов, водоотводных труб).

Расчет параметров технологического процесса производят на участке выполнения работ, включающих в себя определение длины захватки (участок строящейся дороги с повторяющимися производственными процессами, составом и объемом работ, на котором расположены основные производственные средства, выполняющие одну или несколько совмещенных по времени рабочих операций специализированного потока).

Можно с уверенностью сказать, что технология стабилизации и укрепления грунтов является идеальным решением для создания современной транспортной инфраструктуры в нашей стране, позволяющим не только обеспечить необходимую несущую способность оснований дорожных одежд, но и в большинстве случаев минимизировать затраты, сроки выполнения работ и потребность в инертных материалах.

Строительство дорог: технология стабилизации грунта при применении современных материалов и методов строительства

Эта технология является заменой традиционным щебеночным и бетонным основаниям стабилизированным грунтом. Данное основание можно эксплуатировать как самостоятельно, без нанесения слоя асфальта, так и вместе с ним. Строительство может вестись как с перемещением, так и без перемещения грунта (инъекции различного давления), используя почву, находящуюся по месту выполнения работ.

В Европе эта технология используется при подземных работах и дорожном строительстве: строительство тоннелей, метро, дорог, стояночных площадок, автомагистралей, аэродромов, каналов и трубопроводных траншей, а также строительстве дамб и искусственных водоемов, портов, водохранилищ (уплотнение и герметизация). Кроме того, технология применима при укрепление и герметизация мусорных свалок, строительстве городских дорог и дорог местного значения, тротуаров, велосипедных дорожек. Она эффективна при формировании складских и производственных площадок, полов в цехах и ангарах, дорожного покрытия на предприятиях, парковок для легкового и грузового транспорта, дорог и промышленных площадок в нефтехранилищах для перерабатывающих предприятий.

Принцип действия технологии стабилизации грунта, заключается в стимулировании ионного обмена частиц почвы и молекул воды. Система состоит из нескольких компенентов: за счет их совместного действия, частицы грунта при механическом уплотнении под давлением сближаются друг с другом, при этом происходит консолидация грунта.

В результате применения данной технологии, увеличиваются физико-механические параметры грунта, его гидроизолирующие свойства и улучшается защита от эрозии.



Грунтобетон с "Geosta K-1" - дорожное покрытие

Наличие техники, на сегодняшний день, позволяет выполнять строительство до одного километра дорожного покрытия в день. При необходимости объем работ можно увеличить до 5-10 км в день с привлечением дополнительных машин. Привлекательность использования технологии заключается не только в сжатых сроках строительства, а также в своей экономичности, практичности и долговечности.

Почему технологии стабилизации грунта популярны в Европе?


Потому что данная технология повышает прочность и водостойкость основания автомобильной дороги, его несущей способности и стойкости к эрозии без замены и перемещения грунта при малых дозировках порошкообразного вяжущего (1,5…2,0%). Сохраняется экосистема!Открывать движение по построенному участку можно сразу по завершению строительства. Сокращается время строительства дорожного полотна, за счет применения простого бесшовного строительного метода (уменьшение потребности большого количества дорожно-строительной техники и уменьшения времени ожидания окончания производства работ).

Стоит акцентировать внимание, что технология позволяет сэкономить не только время процесса строительства, но и денежные средства за счет минимизации транспортных затрат и при длительном сроке эксплуатации (низкие производственные расходы и расходы по содержанию, высокая грузоподъемность и морозоустойчивость).

Нами отмечено, что предлагаемая система позволяет достичь экономии материалов и трудозатрат от 20% до 30% за счет исключения щебня и трудозатрат по его доставке, использования грунтов на месте строительства, что также ведет к сокращению срока ввода объектов в эксплуатацию в 2-3 раза, в сравнении с аналогичными проектами без использования данной технологии.

Препарат GEOSTA ®

«Geosta K-1» (производства Нидерландов) успешно используют на практике почти во всех странах Западной Европы, Африки, Америки и в целом ряде стран других континентов.

Происхождение препарата «Geosta K-1» относят к 70-м годам в Японии. В начале 90-х технология его использования и производства пришла в Западную Европу – Голландию. Химический состав препарата «Geosta K-1» это смесь набора солей, в том числе: хлоридов натрия, магния и калия и добавок согласно документации производителя, защищенных патентом и зарезервированных товарным знаком.



Препарат имеет вид порошка, легко растворимого в воде экологически совместимого и не оказывающего никакого вредного воздействия на окружающую среду (грунты и подземные воды). Препарат «Geosta K-1» позволяет стабилизировать грунты и их различные смеси с цементом, а также скреплять промышленные отходы, содержащие в том числе и тяжелые металлы. В ходе многолетних экспериментов по скреплению различных промышленных отходов с помощью Geosta® в лабораториях Института Исследований Дорог и Мостов (ИИДМ, Варшава, Польша) достигнуты позитивные и многоообещающие результаты, открывающие возможность их утилизации (хозяйственного исполь зования) и полного обезвреживания.

Это относится, в том числе, и к скреплению шлаков сгорания. Получены позитивные пробы скрепления шлаков сгорания сталеплавильной металлургии и шлаков производства цинка, а также скреплена флотационная пыль с помощью смеси препарата "Geosta K-1" с цементом.


При соединении «Geosta K-1», цемента и воды наступает процесс пол- ной кристаллизации, подобный происходящему в грунто-цементных смесях. В трудных грунтах и промышленных отходах применение «Geosta K-1», цемента и воды даёт истинную стабилизацию, а полученная стабилизированная и скрепленная смесь (конечный продукт) обладает следующими свойствами:


– прочность на сжатие,
– пониженная способность впитывать влагу
– морозостойкость,
– повышенный модуль упругости
– образуется однородная структура (искусственный камень) со свойствами грунтобетона.

Препарат «Geosta K-1» позволяет решить многие проблемы: геотехнические, в стабилизации грунтов, в укреплении почвы, в гидротехническом строительстве, в инъекциях низкого и высокого давления, в распоряжении промышленными отходами.



Задача машины рециклера - перемешать смесь грунта, бетона и Geosta ® до однородной смеси на требуемую глубину


Возможности практического применения препарата
"G E O S T A K-1"

1. В строительстве дорог, площадок, паркингов (как «подушки» под покрытие, как основание).
2. В рециклинге дорог, укреплении уже существующих подпор.
3. В стабилизации откосов, насыпей, противопаводковых валов.
4. Укрепление железнодорожных насыпей.
5. В строительстве автострад и аэродромов.
6. В строительстве теннисных кортов, велодорожек, тротуаров.
7. В рекультивации и строительстве коммунальных и промышленных свалок.
8. Дороги временные и монтажные на стройках.
9. При скреплении промышленных отходов.
10. При строительстве дождевых и канализационных трубопроводов, газопроводов, теплотрасс и технологических трубопроводов.
11. В гидротехнических сооружениях.
12. При иловых отложениях в шахтах.
13. Как добавка в бетоны.
14. Как добавка при производстве кирпича и других строительных материалов.
15. Рекомендуема при решении сложных геотехнических и экологических проблем.
16. В инъекциях низкого и высокого давления.

Почему GEOSTA®?

Внедрение технологии Geosta®, как средства достижения высокого качества в дорожных конструкциях, в мировой практике был применен в последнем десятилетии и доказал его совершенство. Geosta® сделала возможной стабилизацию любого вида грунта (в том числе с илом и шлаком).

Становится возможной стабилизация цементом в таких грунтах, где она традиционно недостижима, например: грунты с органическими примесями, грунты с перегноем (черноземы), сильно окисленные грунты, испорченные химическими отходами с повышенным содержанием тяжелых металлов.


До...




После...






Сокращается количества сырья в сравнении с традиционным методом. А, кроме того, Geosta® снижает толщину конструкции. Конечным продуктом является монолит – твёрдый, как скала, водоотпорный и морозостойкий.


Использование метода Geosta® существенно сокращает время реализации проекта.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА

● Никакой прямой и побочной угрозы для экосистемы

● Использование ЛЮБЫХ материалов: глины, ила, шлаков, пылеподобного песка, грунтов с примесью гумуса, грунтов с перегноем, окисленных грунтов и т.п.

● Меньшая стоимость в сравнении с общепринятым методом в силу:

– увеличения прочности на сжатие.

– повышенный модуль упругости.

– стойкость к морозу, размерзанию и вымыванию,

– высокая производительность при строительстве.

– меньшая толщина слоя асфальта (около 1/3 толщины асфальтового покрытия при выполнении основания насыпным способом).

– Снижение намокаемости более 30%

● Использование препарата Geosta® в основании дороги приводит к снижению тенденции образования микротрещин в верхних слоях асфальта в сравнении с традиционным методом.


Выгоды от использования метода стабилизации грунтов с Geosta®

● разрешает целый ряд геотехнических и строительных проблем;

● расширяет область применения цемента, в силу того, что GEOSTA® связывает любой грунт;
● положительно влияет на процесс гидратации и течение процесса цементации, что повышает прочность конструкции и снижает потребление цемента;
● снижает на 12-14% расход цемента в сравнении с общепринятым методом;
● позволяет достигнуть высокой эластичности конструкции, что основано на теории ионообмена, а её структура (так наз. «пласт мёда») свидетельствуют о значительной концентрации и силе;
● придаёт долговечность конструкции;
● позволяет использовать свойства стабилизированного грунта – водоотпор-ность, снижение намокаемости на 25-30%;
● не угрожает окружающей среде;
● в силу высокой адгезии препятствует вымыванию токсичных составляю-щих, и, напротив, обладает способностью преобразовать тяжелые металлы в их силикатные структуры;
● позволяет получить впечатляющий эффект без применения специализиро-ванного оборудования;
● этот метод можно рекомендовать к применению во всех операциях связывания грунта с цементом и скрепления промышленных отходов.

● ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТА «GEOSTA K-1» C ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ (!)

 В строительстве гидротехнических сооружений.
 В строительстве автострад, аэропортов, дорог, оснований складских помещений, паркингов, велодорожек.
 В шахтном строительстве.
 В основания под станки и оборудование, заводские технологические линии.
 В строительстве и укреплении откосов, насыпей, противопаводковых валов.
 При строительстве дождевых и канализационных трубопроводов, газопро-водов, теплотрасс и технологических трубопроводов
 В рекультивации и строительстве коммунальных и промышленных свалок.
 В индивидуальных проектах, где возникают трудные геотехнические и экологические проблемы.

Принимая во внимание практические возможности применения препарата «GEOSTA K-1», в том числе и с промышленными отходами, требуются конкретные испытания, разработки, а также индивидуальные проекты.


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ!




В продолжение темы:
Окна

Девушкам со славным именем Александра неимоверно повезло. У них не один день Ангела, а целых двенадцать! А святых, носящих это имя, и того больше. Скорее всего, это связано с...

Новые статьи
/
Популярные