Дидактическая игра для детей подготовительной группы на тему: Насекомые. Подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста «Букашки-таракашки Дидактическая игра насекомые младшая группа

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Проект

"Путешествие в мир насекомых"

Средней «В» группы

Воспитатель:

Иванова С.А.

Проект "Путешествие в мир насекомых"

Вид проекта : познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 20.04-30.04.2015 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

Главная задача экологического образования дошкольников - формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта.

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Путешествие в мир насекомых».

Задачи проекта.

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.

8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Продукт проектной деятельности

Рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Милые букашечки », консультация для родителей.

Предварительная работа:
подбор энциклопедий, журналов о насекомых
оформление НОД,схем развития
подбор художественного слова
подбор дидактических игр(лото, пазлы)
подбор дисков со звуками насекомых

План реализации проекта:

Планирование

Познакомить детей с насекомыми: пчелой, бабочкой, муравьём, комаром, божьей коровкой, стрекозой, кузнечиком, жуками.

НОД 1.Познание (ФЦКМ) Тема: Насекомые Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

2. Коммуникация Тема: Описание насекомых Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

Центр литературы: Художественное слово, загадки. Сказки Павлова «Находка». знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», разучивание стихов о насекомых.

Центр искусства:

1. Рисование сотовых ячеек по шаблонам

Цель: развивать точность движения и мелкую моторику

2. «Бабочки на цветах»

Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон

3. «Кто помог муравьишке добраться домой»

Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

4. Аппликация «Божья коровка»

Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе

Ручной труд «Комар из природного материала»

Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев
Беседы с детьми: « Что дети знают о насекомых?». «Таинственный мир насекомых».

Центр природы: Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки». «Найди ошибку художника». «Соедини точки и узнай, кто получится», «Собери цветок».

Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Расширять и активизировать глагольный словарь.

Центр физического воспитания:

Подвижные игры

1. «Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
2) Хоровод насекомых
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы)
3) «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
4) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница»
Цель: развивать точность движения руки, воображение.

5. «Поймай комара»

Цель: упражнать детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

6. Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.

Развлечения:

Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьика домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.

Викторина «Что мы знаем о насекомых»

Цель: закрепление знаний детей о насекомых

Результативный этап

В ходе проекта.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

Познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

Дети готовы охранять и защищать насекомых;

У детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

В заключение работы экологическим проектом «Кто живёт рядом с нами?» следует сделать вывод:

Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;

Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Работа с родителями по проекту «Путешествие в мир насекомых»

Памятка для родителей желающих участвовать в проекте.

Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр.

Выставка детских работ «Милые букашечки».

Консультация родителей «Значение насекомых в природе».

Литература.

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.

5. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985

6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

7. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983

8. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

9. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

10. Интернет- ресурсы:

http://nasekomiy-mir.ru/

http://macroclub.ru

www.youtube.com

Приложение 1

Презентация

Дети рассказывают о насекомых



Приложение 2

Конспект занятия по ознакомлению с природой

«Эти удивительные насекомые» для детей 4-5 лет.

Цель: Обобщить знания детей о насекомых,развивать умение выделять существенные признаки насекомых, воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы.

Материал: иллюстрации насекомых, модели признаков насекомых, мяч, обручи (красный, синий), шапочка паука, аудиозапись «Лето».

Развитие сюжета:

Звучит аудиозапись «Лето». Воспитатель читает стихотворение:

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Ребята, о ком это стихотворение? (о насекомых).

Весной и летом мы повсюду встречаемся с насекомыми, их очень много и они все разные. Давайте поиграем в игру с мячом «Кто и что умеет?» .Тот кто поймает мяч, назовёт насекомое и расскажет, что умеет делать это насекомое.

После игры воспитатель выкладывает перед детьми иллюстрации насекомых.

Посмотрите, какие разные насекомые, чем они отличаются? (размером, цветом, формой тела).

А теперь постараемся найти и назвать, чем похожи все насекомые? (6 ног, есть глаза, усики, крылья, тело состоит из члеников).

(По ходу сравнения воспитатель выставляет перед детьми модели

существенных признаков насекомых)

Насекомые-древнейшие и самые многочисленные обитатели Земли. Насекомые обитают не только на земле, но и под землёй, а также в воде и в воздухе. Давайте поиграем в игру «Летает, не летает» .(Дети выходят на середину группы и встают свободно. Воспитатель называет насекомое, если оно летает-дети ставят руки в стороны, изображают полёт насекомого, если не летает- приседают).

После игры дети садятся на ковёр.

Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдёт

И приготовит вкусный мёд? (Пчела).

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек? (Божья коровка).

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка-

Зелёненькая спинка? (Кузнечик).

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок? (Бабочка).

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом? (Муравей).

Кто над нами Вверх ногами? (Муха).

Нос долог,

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт? (Комар).

Летит-говорит,

Сядет-молчит? (Жук).

На свете много насекомых. Среди них есть полезные и вредные. Давайте попробуем разобраться.(Воспитатель кладёт на ковёр 2 обруча)

Ребята, в красный обруч положим картинки с полезными насекомыми, а в синий с вредными насекомыми.

(Дети выкладывают картинки с насекомыми. Затем комментируют свои действия).

Итог занятия:

Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали много нового из жизни насекомых.Их можно встретить не только в лесу, но и в городе. Давайте не будем их обижать, а будем беречь и охранять.

А теперь предлагаю поиграть в подвижную игру: «Паук».

Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт в центре группы. Остальные дети –насекомые.

Паук говорит слова:

Паутину-сеть плету,

Насекомых всех ловлю:

Мошек, бабочек, жуков,

Комаров и мотыльков.

Дети отвечают:

Ты паук нас не пугай,

А, попробуй, запятнай!

Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей. Игра проводится 2-3 раза со сменой ведущего.

Пальчиковые игры на тему: «Насекомые»

*****

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

***

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облышко.

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород – бобы,

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.

***

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает мед она.

***

У тропинки под рябиной

(сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок,

(стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины

(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.

(наматывают воображаемую нить на кулак)

Стихи о насекомых

Бабочка

На цветке сидит цветок.
Разве так бывает?
Подойдёшь к нему поближе –
Он тут же улетает.

Божья коровка

Посмотри скорее, Вовка!
Это – божия коровка!
Красненький кружочек,
Много чёрных точек.
Крылья раскрывает,
В небо улетает.

Пчела

Вокруг цветка жужжанье –
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.

Стрекоза

Над ромашкою лесной,
Кружит вертолет,
Очень маленький такой,
Где же там пилот?
Только там пилот не нужен,
Если кто не знает:
Над ромашкой мирно кружит
Стрекоза большая!

Дидактические игры и упражнения

Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

***

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают.

ж-ж-ж,

Дружно песенку запели –

ж-ж-ж:

Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

Осторожно, пчёлки! Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте. Пчёлки улетают.

Пчёлки и ласточка

Задачи: закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Дидактическое упражнение на внимание

«Найди ошибку художника»

Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.

Подвижная игра

«Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,

ловкость.

Упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут мадошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

З. Александрова.

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

Подвижная игра «Горячо – холодно»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.

Подвижная игра «День и ночь»

(«Дневные и ночные бабочки»)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»

Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).

Дидактическая игра

«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)

Пчелка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосет,

За день много соберет.

Унесет нектар тот в улей

И назад вернется пулей.

В сотах утрамбует мед,

Скоро вед зима придет.

Будет пчелкам чем питаться.

Летом надо им стараться.

Дети руками обрисовывают перед собой круг.

Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.

Ритмично размахивают руками крылышками.

Совершают круговые движения ладонью по животу.

Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.

Раскрывают перед собой все пальцы.

Обрисовывают в воздухе треугольник.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

Топают ногами.

Ежатся.

Имитируют движения ложкой.

Имитируют накладывание меда в соты.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Проект

«Путешествие в мир насекомых»

(2 младшая группа)

Составила и провела: Федичкина Н.Н.,

учитель - логопед .

2016г.

Проект «Путешествие в мир насекомых»

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский

Актуальность:

Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальней шее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Цель проекта : развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

Расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;

Воспитывать бережное отношение к живому;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать навыки исследовательской деятельности.

По числу участников : групповой (14 человек)

Участники проекта : дети 2 младшей группы, учитель-логопед, родители.

По времени проведения : краткосрочный (с 07.06 по 22.06)

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

Знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

Находить сходства и различия;

Владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

    Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».

    Создание необходимых условий для реализации проекта.

    Перспективное планирование проекта.

    Подбор необходимой литературы по данной теме.

Выявление субъективного опыта.

«Что мы знаем?»

Насекомые маленькие (Женя В.)

Бабочки красивые (Вика У.)

Кузнечик может прыгать (Матвей Т.)

Насекомые кусаются (Карина П.)

«Что мы хотим узнать?»

Что ест бабочка?(Настя Б.)

Кузнечик укусит?(Вика У.)

Паук кусается?(Артем С.)

«Где мы можем найти информацию?

Спросить у мамы. (Настя Б.)

Спросить у бабушки. (Егор Д.)

Спросить у воспитателя (Вика У.)

Планирование совместной - образовательной деятельности:

Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.

- Наблюдения за насекомыми на участке.

Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.

Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.

Выполнение аппликации.

Сотрудничество с родителями:

Предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;

Посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Попробовать выполнить поделку.

II этап – основной этап (практический)

Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность учителя-логопеда и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Физическое развитие

Тематический модуль «Здоровье»

Артикуляционная гимнастика.

«Пчелки », «Зудит комар» и др.
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комарика», «Угадай, кто летит» и др.

Пальчиковая гимнастика

«Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок» и др.

Физкультурная минутка

«Кузнечики на лугу», «Муравей нашел былинку» и др.

Дыхательная гимнастика

«Понюхай цветок», «Подуй на бабочку», «Летят пчелы» и др.

Познавательное

развитие

Беседа «Что мы знаем о насекомых?»

Вопросы: - Назови насекомых, которых ты знаешь.

Кто из них летает? Ползает?

Какие они по размеру? По цвету?

Кто из них может укусить? Кто не кусается?

Кто приносит пользу?

Дидактические игры :«Найди такую же бабочку» «Найди по описанию», «Где живут насекомые» «Что изменилось» «Посади бабочек на красный цветок»

« Логическая цепочка из жуков» и др.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» и др.

Разучивание стихов: «Бабочка», «Божья коровка», «Комариха» и др.

Загадки о насекомых.

Составление описательного рассказа:
« Бабочка – красавица», «Трудолюбивая пчелка».
Знакомство с потешками:
« Божья коровка улети на небо » и др.
Подборка детских произведений для домашнего чтения: чтение

А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»; С. Михалков «Академия наук»; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» , К. Ушинский «Пчёлки на разведках» др.

Социально –коммуникативное развитие

Словесные игры: «Зеленая лужайка»(упражнять детей в названии предмета, признака предмета, действие предмета) и др.

Дидактические игры: «Найди одинаковых бабочек», «Что лишнее на картинке?» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Улитка, со мною пройди по дорожке», «Прогулка по зелёному лугу» » и др..

Художественно-эстетическое развитие

«Раскрасочки» - раскрашивание насекомых (печатные раскраски);
« Узор для бабочки » - аппликация узора крыльев бабочки.

Коллективная работа: "Посажу букашку на цветок" (аппликация).

III этап – заключительный.

Итоговое мероприятие :

Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта "Путешествие в мир насекомых".

Анализ хода работы:

В ходе реализации проекта « Путешествие в мир насекомых » предполагаемые результаты были достигнуты:

Пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию; - дети раскрасили насекомых по печатным картинкам; выполнили аппликацию «Узор на крыльях бабочки»; создали коллективную работу « Посажу букашку на цветок »;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;

Родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности (выполнили поделки совместно с детьми по теме проекта).

Дидактическая игра с использованием образовательных конструкторов «Мир насекомых»

Авторская разработка воспитателей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 1» г.о.Самара
Разработали воспитатели: Чуваева Лариса Владимировна, Коннова Наталья Александровна, Карпова Лариса Ивановна.
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых; развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки.
Оборудование: презентация «Насекомые», конструктор Robo –Kids; детали конструктора Lego,пластилин, цветная бумага, бросовый материал(картон, пластиковые стаканчики и т.д.), клей, ножницы, схемы построек.

Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (например: муха), берет из контейнера деталь конструктора. Следующий ребенок называет другое насекомое (например: комар) и берет деталь конструктора т.д. Кто не называет насекомое - выходит. Выигрывает тот участник, у кого в конце игры больше всего деталей конструктора Lego. По окончании игры победитель конструирует из своих деталей насекомое(новое),придумывает ему название,соединяет с постройкой из конструктора Robo –Kids,программирует Robo -насекомое. Остальные дети знакомятся с презентацией «Насекомые»,отгадывают загадки о насекомых, участвуют в коллективной аппликации «Лесная поляна».
Скажите-ка, что за букашка?

Умеет карабкаться ловко

Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса)

Знают взрослые и дети -
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук)

Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит... (муравей)

Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас... (комар)

Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая... (муха)

Ночью он в траве зажег
Свой фонарик-огонек.
Как полночный маячок,
Нам посветит... (светлячок)

Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму... (пчела)

Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает... (стрекоза)

На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)

Шестилапый и мохнатый,
Зажужжал мотор крылатый.
Опылять цветущий хмель
Прилетел проворный... (шмель)

В группе оформляется эко-зона «Лесная поляна»,победитель помещает Robo -насекомое в эко-зону и демонстрирует его полет.
Затем детям предлагается самостоятельно поиграть в экологической зоне «Лесная поляна», создать Lego -насекомых, растения, улей для пчел и т.д. используя образовательные конструкторы, цветную бумагу, пластилин, бросовый материал и т.д.

Дидактическая игра «Загадки Robo – Лесовичка»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы;, развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки.
Оборудование: постройка из конструктора Robo –Kids; детали конструктора Lego,презентация «Лес»
Ход игры:
Ведущий:
Он не зверь, не человек,
А в лесу живет весь век.
Природы верный он дружок.
Кто же он? (Лесовичок)

Сегодня к нам в гости пришел Robo - Лесовичок.
Средь лесов, болотных кочек
Cтоит домик на пенёчке -
Из трубы валит дымок,
У двери висит звонок.
В доме чисто и светло,
И уютно, и тепло.
Кто гостей там привечает,
Чаем с мёдом угощает?
Наш любимый старичок -
Старичок- лесовичок.
Он и днём и в час ночной
Охраняет лес родной,
Чтоб деревья не ломали
И зверей не обижали.
Он наполнит вам лукошко
И грибами и морошкой,
Вас напоит в летний зной
Родниковою водой,
Его милые зверятки
Поиграют с вами в прятки,
Паучки венок сплетут,
Птички песенку споют.
Вот такой наш старичок -
Старичок - лесовичок.

Старичок - лесовичок решил выяснить, знаете ли вы, ребята, что не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. И приготовил для вас вопросы. Но сначала мы по считалочке разобьемся на две команды.
Считалочка:
Вышли на лужок бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зеленый на лужок
Выходи и ты, дружок. (Дети делятся на команды и занимают места за двумя столами)
Ведущий предлагает командам отправиться в виртуальное путешествие и погулять по лесу. (Показ презентации или видеоролика «Лес»). После просмотра презентации Ведущий демонстрирует слайд «Лесное царство», с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. А затем удаляет одну из картинок, и дети (две команды) должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет удаленного объекта. (Например: Что бы произошло с остальными жителями, если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? и т. д.) Та команда, которая первой отвечает правильно, получает деталь конструктора.
Побеждает команда, набравшая большее количество Lego- деталей. Детали конструктора команда победителей обменивает на фани – карт и программирует Robo – Лесовичка.

Дидактическая игра «Волшебный Robo - поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных. развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки.
Оборудование: два Robo - поезда; карточки-загадки с изображением зверей, птиц, насекомых, земноводных; детали конструктора Lego; фани- карты для программирования Robo – поезда.
Ход игры.
Ведущий предлагает детям разбиться на две команды. Капитаны выбирают карточки с загадками(по две про зверей, птиц, насекомых, земноводных). Воспитатель зачитывает загадки игрокам.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)

И петь не поет,
И летать не летает...
За что же тогда
Его птицей считают?
(Страус)

Лёд кругом, а эти птицы
Не боятся простудиться.
(Пингвины)

Очень горд он и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам.
(Павлин)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)

У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам,мошкам
Не уйти от этой крошки. (Лягушка.)

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит... (Крокодил)

Кто в речном песке живёт, Ходит задом наперёд?
(Рак)
На себе ношу я дом,
От врагов я прячусь в нём.
(Черепаха)

Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья... (коровка)

Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса)

Знают взрослые и дети -
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук)

Члены команды сообща отгадывают загадки и конструируют отгадки (по замыслу) из Lego -конструктора (могут использовать пластилинографию на деталях конструктора)

Та команда, которая первой создаст своих Lego-животных, запрограммирует свой Robo - поезд и правильно доставит их в экологический уголок группы (первыми на Robo – поезде доставляются звери, затем птицы, третьими –насекомые и последними- земноводные), побеждает в этой игре.
Затем дети самостоятельно продолжают играть в экологическом уголке, конструируют среду обитания для Lego-животных, используя цветную бумагу, пластилин, бросовый материал и т.д.

Анализ работы по данной системе экологического образования детей: использование дидактических игр с включением образовательных конструкторов, позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов, конструируют, программируют, общаются друг с другом. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы.

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию
— познавательный, исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках ГБДОУ
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов

Сроки реализации:
краткосрочный (2 недели: с 28 апреля по 15 мая 2014 г.)

Участники проекта:
Воспитатели группы:
Завьялова Н.А., воспитатель I категории
Бесчастнова О.О., воспитатель
Музыкальный руководитель Стратиенко Н.В.
Дети средней группы №6
Родители

Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность

Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
Воспитывать бережное отношение к живому.
Развивать эмоциональную отзывчивость
Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:
Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Музыкально — экологический досуг «Человек с природою подружись и ты»

Сотрудничество с семьёй:
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Придумывание рисунков-загадок о насекомых

Продукты проекта:
Презентация для детей « Наши соседи насекомые» (воспитатель Завьялова Н.А.)
Презентация для детей « Насекомые в загадках» (в-ль Завьялова Н.А.)
Презентация для детей «Природа в музыке (Насекомые)» (муз. руководитель Стратиенко Н.В.)
Бабочка (аппликация; дети)
Божья коровка (лепка; дети)
Пчелка (конструирование из бумаги; дети)
Бабочка (рисование; дети)
портфолио проекта (воспитатель Завьялова Н.А)

Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
Для родителей:
— Посещение с детьми Зоологического музея.
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

Разработка проекта
Подбор литературных произведений о насекомых
Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
Подбор музыкальных произведений по теме
Составление плана основного этапа.
Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.
Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»
Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»;
Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка»
Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»;
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок».
Развивающие игры: речь с движением « Жук»
С/Р игры, свободная деятельность детей(обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды

Взаимодействие с семьей
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»

III этап – Заключительный

Оформление выставки детских работ.
Проведение Музыкально — экологического досуга «Человек с природою подружись и ты» с приглашением детей из другой группы.
Оформление портфолио проекта
Создание презентации проекта.

Приложение
Фотомонтаж
Считалка, потешки, загадки о насекомых
Дидактические игры
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой
Сценарий музыкального досуга

Познавательные беседы:

Цель:
— Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Потешки:

— Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал

— Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Для диагностики используется игра-лото «Насекомые».

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Дидактические игры

«Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

«На лугу»
Цель:
Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

«Как сказать правильно»
Цель:
Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

«Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры

Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.

Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)

Речь с движением
«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Используемая литература:
1. Л.В.Лебедева, И.В.Козина

Авторы: Завьялова Наталья Александровна,
воспитатель I категории,
Стратиенко Наталия Викторовна,
музыкальный руководитель I категории,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 Выборгского района города Санкт-Петербург,
Россия

по теме «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; упражнять приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1-1,5 м) с при­вязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в се­редину круга.

Поют лягушки хором.

Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором

Не нужен дирижер!

Эй, лягушки! Не зевайте –

Комара скорей поймайте!

С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше го­ловы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпры­гивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.

Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли до­стать комара.

Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.

подвижная игра «Бабочки»

Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.

Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут

подвижная игра

«Бабочки и птицы»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

подвижная игра

«Жук»

По дороге жук – жук, по дороге черный

Посмотрите на него, вот какой проворный.

- Он на спинку упал, лапками задвигал (выполняют движения),

Крылышками замахал (встают, делают махи руками)

Весело запрыгал (прыгают на месте),

Крылышками замахал, весело запрыгал (повторяют движения по тексту)

По дороге жук, жук, по дороге черный,

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него – вот какой проворный (бегают на носочках в рассыпную)

- Птичка!(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).

подвижная игра

«Медведь и пчёлы»

Цель: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды - «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры

и считалочки

по теме

«НАСЕКОМЫЕ»

подвижная игра «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; упражнять приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1-1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.

Поют лягушки хором.

Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором

Не нужен дирижер!

Эй, лягушки! Не зевайте –

Комара скорей поймайте!

С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.

Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.

подвижная игра «Бабочки»


Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.


Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут

подвижная игра

«Бабочки и птицы»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

подвижная игра

«Жук»

В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.

Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:

По дороге жук – жук, по дороге черный

Посмотрите на него, вот какой проворный.

(Если праздник проходит в зале – дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят, если на улице – просто присаживаются на корточки, двигая руками перед собой)

Он на спинку упал, лапками задвигал (выполняют движения),

Крылышками замахал (встают, делают махи руками)

Весело запрыгал (прыгают на месте),

Крылышками замахал, весело запрыгал (повторяют движения по тексту)

По дороге жук, жук, по дороге черный,

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него – вот какой проворный (бегают на носочках в рассыпную)

Птичка!(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).

подвижная игра

«Медведь и пчёлы»

Цель: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды - «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

СЧИТАЛОЧКИ

Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
К ним повадился сам друг
Крестовик - большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы спросим:
«Ты, обжора, не ходи!»
Ну-ка, Машенька, води!

Раз, два, три, четыре, пять,
Коля будет начинать.
Пчелы в поле полетели,
Зажжужали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы пугаем - водишь ты!

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать -
Начинай считать опять.

Наша Маша Рано встала,
Кукол всех Пересчитала:
Две матрешки На окошке,
Две Аринки На перинке,
Две танюшки На подушке,
А Петрушка В колпачке
На дубовом Сундучке!




В продолжение темы:
Балкон и лоджия

С древних времен наши предки пытались угадать в сновидениях перст судьбы и придавали снам колоссальное значение, наделяя каждый увиденный предмет или событие символичным...

Новые статьи
/
Популярные