Интересные факты из жизни муравьев. Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи Рассказать про муравьев

Некоторые даже не подозревают, насколько муравьи высокоорганизованные существа. Человеку далеко до их трудолюбия, выносливости, умению приспосабливаться к жизни в разных условиях. По сути, под нашими ногами развивается цивилизация со строгими правилами, иерархией, разделением обязанностей и городами с многочисленными подземными ходами.

Эти маленькие насекомые с неприметной внешностью слабы поодиночке, но когда они в колонии, то способны действовать настолько сплоченно и согласованно, что напоминают один живой организм, обладающий силой. Жизнь муравьиной колонии изучают мирмекологи, благодаря их кропотливому труду науке стало известно много интересных фактов о муравьях.

  1. Муравьи относятся к самым многочисленным насекомым на планете Земля. Их численность настолько велика, что на каждого человека приходится около миллиона этих существ. А их общая масса равна общей массе населения нашей планеты. Большое количество этих насекомых живет на острове Рождества, расположенном в Тихом океане, на 1 м² земли находится 2200 муравьев, это 10 входов в муравейник. А в саванне, находящейся в западной Африке, на 1 км² почвы приходится 2 млрд этих насекомых, это 740 тысяч гнезд!
  2. В природе есть муравьи листорезы, хитиновый покров которых настолько прочен, что выдерживает на себе гирю весом в один килограмм. Это выяснили, проведя эксперимент, при котором насекомое зажали между двумя стеклами и положили на них гирю с указанным весом. Когда муравья освободили, на нем не было обнаружено повреждений, и он сразу же продолжил свои дела.
  3. Одним из интересных фактов про муравьев является то, что муравейник рыжих лесных насекомых, обладающий средним размером, влияет на очищение леса от 20 тысяч насекомых ежедневно, за 5-6 месяцев теплого времени года это число составляет 2 млн вредителей.

  1. На Земле насчитывается 8800 видов муравьев, они отличаются разнообразием. К примеру, распространенные в лесных массивах рыжие муравьи отличаются от черных, которые часто селятся в доме человека.
  2. Жители экваториальной Африки больше всего боятся встречи с бродячими муравьями, колонна которых состоит из нескольких миллиардов насекомых, вооруженных челюстями и уничтожающих все, что встречается на их пути. Благодаря таким походам эти муравьи выживают. Стоит заметить, что бродячие муравьи относятся к крупным видам этих существ, длина рабочего – 3 см, матки – 5 см. Если жители африканских поселений узнают, что через поселок в скором времени пройдут эти насекомые, то сразу уходят из дома и забирают домашних животных, которых муравьи способны искусать до смерти.
  3. Интересный факт о муравье-пуле заключается в том, что он относится к самому опасному в мире. Если он нанесет 30 укусов на 1 кг массы тела жертвы, то она умрет. Боль от их укуса сильнее, чем от осиного жала и не проходит сутки.

  1. В индейских племенах Южной Америки есть традиция, заключающаяся в посвящении мальчика в мужчины – ему на руки надевают пакет с разъяренными муравьями-пулями. После такой процедуры конечности отекают и парализуются на несколько суток, бывает, что все заканчивается шоком и почернением пальцев.
  2. Интересные факты из жизни муравьев также связаны с их общественным устройством. Они относятся к продвинутым насекомым, цивилизация которых приближена к человеческой. Живут сложными семьями, которые состоят из нескольких каст с четким разделением обязанностей. Главная самка муравейника – царица, возраст которой достигает 15-20 лет. Она откладывает яйца, а все остальные насекомые трудятся ей во благо. Рабочие муравьи – все самки, которые не производят потомство, пока есть царица. А самцы живут один сезон и не принимают участие в жизнедеятельности муравейника, погибая сразу после спаривания.

  1. К главному занятию этих насекомых относится подготовка пищевых запасов на зиму. Ночью они убирают собранные зерна, а в дневное время выносят на их на солнце для просушивания. Для этой процедуры они выбирают сухую погоду, муравьи чувствуют приближение дождя. Еда распределяется по муравейнику под строгим контролем царицы.
  2. Яйца и личинки рабочие муравьи сортируют строго по возрастным группам. Они склонны оберегать потомство. Но есть такие муравьи, которые пьют кровь своих личинок, за что их прозвали муравьями-дракулами.

Интересные факты про муравьев для детей

  • Муравьи считаются трудолюбивыми и выносливыми насекомым, они поднимают груз, который в сто раз превосходит массу их тела.
  • Эти насекомые отличаются поразительной справедливостью – они выкармливают собратьев, которые пострадали во время работы, но муравьев, которые не выполняют обязанности и не приносят корм в муравейник, просто убивают.

  • Во время пробуждения они вытягивают лапки во все стороны и раскрывают челюсти, подобно тянущемуся и зевающему человеку.
  • Муравьи имеют способность к обучению. К примеру, если насекомое нашло пищу, то оно учит собратьев прохождению маршрута к этому месту.
  • Эти насекомые ведут сельскохозяйственную деятельность. Например, муравьи-листорезы отгрызают кусок листочка и заносят его внутрь муравейника. Другие особи, не покидающие гнезда, пережевывают листья и перемешивают их с экскрементами и частичками грибницы. Эту массу они выкладывают на грядки, где из нее вырастают грибы, которые обеспечивают членов колонии белковой едой.

  • Помимо сельского хозяйства, эти насекомые занимаются еще и животноводством, выращивая, выпасывая и охраняя тлю, которая за это делится с муравьями сладковатым соком.
  • Некоторые насекомые – жуки, гусеницы, бабочки выделяют фермент, который привлекателен для муравьев, с целью проникновения в муравейник для получения пищи. При этом муравьи их не трогают, получая взамен сладкую падь. Некоторые из таких гостей даже поедают муравьиные личинки, а муравьи прощают это за каплю сладковатой жидкости.
  • Муравьи сильно отличаются от термитов. Муравьи – это отряд перепончатокрылых, схожих с осой, пчелой, пильщиком и наездником, а термиты близки к тараканам.
  • С давних времен известны лечебные свойства муравьиной кислоты, которые применяются в медицине для снятия воспалительных процессов и боли. Она имеет согревающее воздействие и повышает тонус. Лекарства на ее основе используются при лечении заболеваний вен, суставов и костей.
  • Некоторые муравьи засыпают в воде. И даже если они провели в ней трое суток, то попав на сухую поверхность быстро восстанавливаются.
  • У одного муравья мозг состоит из 250 тыс клеток, а мозг колонии, состоящей из 40 тыс насекомых, по размеру равен человеческому.
  • В некоторых муравейниках живет до нескольких сотен муравьев, которые становятся для других запасными резервуарами еды. В дождливый сезон их откармливают, брюшко наполняется смесью воды и сахаров, размер увеличивается настолько, что насекомое не способно передвигаться. В сезон засухи другие жители муравьиного дома слизывают выделяющийся живыми бочонками секрет и выживают без внешних источников питания. Такие муравьи обитают на территории Мексики и на юге США. Местные жители любят собирать и съедать этих муравьев, которые напоминают вкус меда.
  • К еще одному интересному гастрономическому факту относится то, что в Таиланде личинки муравьев относятся к деликатесам и продаются на вес на рынках страны. Такое блюдо содержит белок и полезные жиры. Также муравьиные личинки считаются питательным кормом для декоративных птиц и птенчиков.

  • Муравьи относятся к одному из старейших видов насекомых на Земле, существующих по наши дни. По найденным окаменелостям ученые сделали вывод, что эти насекомые жили 100 млн лет назад, причем внешне они выглядели так же, как и сейчас.

Выше приведена только часть интересных фактов про муравьев. Каждый их биологический вид имеет особенности, отличающиеся оригинальностью. Из-за того, что у них есть специфические приспособительные черты, они стали такой многочисленной и продвинутой группой насекомых.

Глазырина Вика, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Описание материала: Данная сказка написана для детей от 5 до 7 лет. Поэтому она будет интересна учителям начальных классов и воспитателям. В этой сказке рассказывается о жизни муравьев и о том, как маленький муравьишка полюбил труд. Эту сказку можно использовать в детском саду, на уроках внеклассного чтения в школе и для прочтения в семейном кругу.
Цель: Формирование трудолюбия через содержание сказки.
Задачи:
- рассказать о том, как муравьи умеют работать дружно, сообща;
- развивать память, внимание, воображение, смекалку, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать уважение к старшему поколению, желание помогать членам семьи, сопереживание, интерес к чтению сказок.


Ленивый Муравей.
В одном небольшом лесу, жил был муравей. Он был очень хитрый и ленивый муравей. Друзей у него не было.
Вместе с ним на полянке жили остальные муравьи, но они все любили работать. Утром рано – рано – рано они просыпались, умывались, каждое утро они делали зарядку, съедали на завтрак вкусную и сладкую кашку и под музыку они отправлялись работать.


Муравьи целый день трудились, строили большой дом – муравейник, работали не покладая рук. Таскали на своей спине ветки, листья, а ленивый муравей не хотел ничего делать, он не помогал своим братьям – муравьям.
Любимым занятием ленивого муравья были игры, он очень любил всем мешать и всех отвлекать. Муравьи работают целый день, а ленивый муравей над ними подшучивает, смеется.


Так как ему не с кем было играть, все были заняты делом, ему приходилось самому себя развлекать. Он повисит на грибочках в лесу,


попрыгает по травке, полазает по кустикам.
Однажды самый старый и мудрый муравей спрашивает у него:
- Почему ты не помогаешь своим друзьям строить дом? Ведь скоро придет зима, выпадет снег и будет очень холодно. Где ты будешь зимовать? Мы тебя к себе не пустим, ты же нам не помогаешь? – проговорил Старый муравей на одном дыхании.
- Столько много вопросов, мне на какой вопрос, нужно ответить в первую очередь? – спросил ленивый Муравьишка, продолжая стоять на мягкой, зеленой травке.
- Мне так хорошо на лужайке, я на солнышке стою,
Песни громко я пою. И запел еще громче свою любимую песенку.
«Я самый хитрый муравей!
Пусть у меня и нет друзей!
Но я работать не хочу,
Да и работу не люблю.
Очень солнышко люблю,
И по лесу я брожу.
Я гуляю и играю.
Никого не замечаю».


- Мы ведь тоже не всегда работаем, мы и отдыхаем, и играем тоже, - сказал старый Муравей.Давай вместе с нами работать и повеселимся вместе, - снова проговорил старый Муравей.
- Еще чего!- ответил Ленивый муравьишка. Я работать не привык, не буду.
Муравей гулял – гулял и не заметил, как наступили холода, пришла холодная зима, выпал беленький, пушистенький снежок. Ходил, бродил муравей по лесу. Вокруг никого не видно, все попрятались в свои норки, домики. И тогда он понял, что ему негде жить, негде погреться.
Муравей задумался и осознал, как он был не прав, что ленился и не работал. Он думал, что всех перехитрит, все его будут умолять и упрашивать поселиться у них. Но увы, ничего этого не произошло.
Долго думал муравей, что же ему делать и пошел проситься в дом – муравейник к своим братишкам – муравьишкам. Муравей извинился перед всеми, дал слово, что теперь он будет помогать им во всем, работать наравне со всеми. Братишки, конечно же его простили и пустили к себе жить в дом – муравейник.
И зажили они весело и дружно, помогая друг другу и поддерживая во всем. И появилось у муравья много друзей, с которыми он веселился и играл от души.


Мораль, сей сказки такова, нужно уважать старших, помогать друзьям и позаботиться о себе заранее.

Надежда Вострецова

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет

«Лесные муравьи.»

Составила:

Воспитатель МБДОУ № 12 г. Курска

Н. С. Вострецова

Задачи: познакомить детей с муравьями, как представителями насекомых;

Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника;

Формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

Развивать речевую активность детей: монологическую и диалогическую речь;

Развивать познавательный интерес к насекомым, умение владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать координацию речи с движением, общую моторику, дыхание, внимание, память, через игры и упражнения.

Словарная работа: насечки, фуражиры, вредители, хищники, солярий, амбар, улей, скворечник, раковина моллюска, осиное гнездо, тля.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развития», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование :

Игрушка – муравей;

Цветные иллюстрации для дидактической игры «Найди насекомое»;

Муляжи: муравейник, гнёзда ласточки, воробья, ; улей, скворечник, паутина, осиное гнездо деревянный дом, раковина улитки. аквариум.

Плакат «Муравейник в разрезе»

Экран, проектор, ноутбук.

Предварительная работа:

Работа с иллюстрированным материалом по теме «Насекомые»;

Знакомство с литературными произведениями: К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Хвосты», «Паучок пилот»; В. Д. Берестова «Честное гусеничное»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи»; Н. Романова «У меня дома пчела»; Ю. Дмитриева «Сказки о Мушонке»; М. Шкурина «Сказка о ленивой пчёлке»; К. Ушинского «Пчёлки на разведках»; Л. Толстого «О муравьях».

Загадывание загадок о насекомых

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник». Подвижная игра «Муравьиная тропа», «Муравьи и дождик», «Мурьишка и слон», «Муравьи».

Наблюдения за насекомыми на прогулке.

Рассматривание энтомологической коллекции.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

Я иду гулять сейчас

И зову с собою вас!

Согласны пойти со мной на прогулку?

ДЕТИ: Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, кого же мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ждут нас на лесной опушке (широко разводим руки в стороны)

Птички, бабочки, зверюшки, (повороты вправо-влево)

Паучок на паутинке, (сжаться в комок, «сименить» назад)

И кузнечик на травинке! (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)

Мышка, мышка, (Мягкий пружинистый шаг,

Серое пальтишко. спинка слегка прогнута вперёд,

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт. «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь, (Руки полусогнуты в локтях,

Да как начал он реветь: Ноги на ширине плеч.

Я вразвалочку иду!» Переступание туловищем из стороны в сторону)

В воздухе над лужицей (Бег чередуется с остановками.

Стрекозы быстро кружатся.

Взлетают и садятся, Во время остановок – присесть)

На солнышке резвятся.

Вот ползёт сороконожка (Дети двигаются друг за другом,

По тропинке на дорожку. держа руки на плечах впереди стоящего)

Спинка изгибается,

Ползёт-переливается.

Нёс однажды муравей (Пружинистый шаг,

Две травинки для дверей: руки сложены «топориком» на плече)

На полянке, под кустом,

Муравьишка строит дом. (Соединить руки над головой)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вот и муравьишка который строит дом. Посмотрите какое тяжёлое брёвнышко он несёт. А как вы думаете: муравей сильный? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Самый сильный на земле - это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Если представить, что Денис – муравей… Как вы считаете сможет ли он унести на себе 10 детей? (Нет). А муравей может поднять груз в 10 раз тяжелей себя и нести. Он хоть и маленький, а настоящий силач.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы бы хотели узнать больше о муравьях? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте попросим муравьишку рассказать о своей жизни. (Дети обращаются к муравью.)

Муравей соглашается.

МУРАВЕЙ: Кто мы такие? Птицы? Животные? А может быть мы рыбки?

ДЕТИ: Муравьи – это насекомые.

МУРАВЕЙ: Ребята, а как вы думаете почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей) Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, встань по удобнее. Мы на тебе посмотрим.

На какие части насечки разделяют тело муравья?

ДЕТИ: Голова, грудь, брюшко.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что на голове у муравьёв?

ДЕТИ: Глаза, усики.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет. Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей) У муравья как и у всех насекомых шесть лапок.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Узнай насекомое»

Задачи: Закрепить общие признаки насекомых: шесть лапок, тело делится на три части, на голове усики.

Ход игры: На столе разложены иллюстрации: муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, богомол, жужелица, долгоносик, майский жук, клоп пожарник, муха, оса, стрекоза, водомерка, гусеница-землемер, капустница, многоножка, улитка, скорпион, паук, рыба, лягушка, змея, лошадь, птица.

Дети из предложенных иллюстраций должны выбрать насекомых, объяснить свой выбор.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, расскажи нам по подробнее о жизни муравьёв.

МУРАВЕЙ: Мы – муравьи живём семьёй. Мы очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:

Муравьи – няньки (как вы думаете что они делают,

Муравьи – строители (что делают)

Муравьи – уборщики (что делают)

Муравьи – солдаты (что делают)

Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу. Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей) Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами - которые объедают листву; пилильщиками и короедами - жуками, которые портят деревья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, кто знает как называют лесных муравьёв? (Ответы детей) Муравьи – санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей) Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей.

Муравьишка, может быть ещё как-то вы помогаете лесу?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем с муравьишкой.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА:

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Ай-ай-ай, ай-ай-ай - от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем голов ой)

Ой-ой-ой, ой-ой-ой - ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)

Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)

В муравейник скорей побежал (Бег на месте)

Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через

Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях,

закрыть ладонями лицо)

Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)

Муравьишку домой довели.

МО-ЛОД-ЦЫ! (Ритмичные хлопки)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Интересно, а в каком доме живут муравьи?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Где чей дом?»

Задачи: Расширять знания детей о жилищах некоторых животных, правильно называть его; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, фразовую речь, внимание, память.

Ход игры: Перед детьми расставлены муляжи некоторых «домиков». Воспитатель показывает на «домик» дети называют его и кто в нём живёт. Последним воспитатель показывает на муравейник.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно муравьи живут в муравейнике.

Муравьишка расскажи нам как устроен муравейник.

МУРАВЕЙ: мы живём в большом многокомнатном доме. У нас в доме есть «Солярий» Как вы думаете, что такое салярий? (Ответы детей)- комната, нагреваемая лучами солнца. Весной мы забегаем сюда погреться.

«Зимовальная комната». Для чего зимовальная комната? (Ответы детей) Собираемся здесь, чтобы пережить холода.

«Царская комната». Как вы думаете кто может жить в царской комнате? (Ответы детей) здесь живет матка, она откладывает яйца.

«Детская комната» Кто в ней живёт? (Ответы детей) давайте вспомним кто ухаживает за личинками и куколками? (муравьи – няньки)

«Хлебный амбар». Для чего нам хлебный амбар? (ответы детей) Здесь мы храним зерно.

«Мясная кладовка» Что здесь хранится? (сюда мы приносим гусениц и другую добычу)

«Коровник» Кто живёт в коровнике?

МУРАВЕЙ: У нас есть коровки, мы за ними ухаживаем, мы их пасём и доим Давайте посмотрим как мы это делаем.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «КОГО ПАСУТ И ДОЯТ МУРАВЬИ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы находимся в волшебном лесу давайте превратимся в муравьишек.

Ритуал «входа» в образ. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам рядом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Вот я, вот я превращаюсь в муравья».

А вот теперь открывайте глаза. Сколько вокруг меня муравьишек! Мы стали такими маленькими… А где же мы будем жить? Давайте построим себе муравейник. (дети все вместе из большого конструктора строят муравейник) мы все вместе строим наш домик – муравейник. Мы его строим его долго… мы стараемся. Все наши братья-муравьи участвуют в его постройке. Мы хотим чтобы он был крепкий, тёплый, надёжный. Сколько палочек, веточек, камушек нам пришлось принести. Муравьишки, вы рады что мы наконец-то построили муравейник! Ура! Но вот однажды (воспитатель говорит грубым голосом) кто-то палкой разрушил наш муравейник, да ещё и громко смеётся над разбегающимися муравьями. (воспитатель палкой рушит постройку)

Муравьишки, что вы почувствовали по отношению к этому разрушителю? Что вы ему хотите сказать? (Ответы детей)

ВЫВОД: Как нужно относиться к муравьям и муравейникам?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наше время пребывания в волшебном лесу заканчивается, нам пора обратно превращаться в детей. Давайте попрощаемся с нашим знакомым муравьём и поблагодарим его за интересный рассказ.

Ритуал «выхода» из образа. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам радом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Я хочу на веки стать человеком»

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь открываем глаза. Ребята. А вы помните где мы с вами были? (Ответы детей) Мы сегодня с вами были в волшебном лесу, много узнали о жизни муравьёв. Какие они муравьи?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Скажи одним словом»

Дети по очереди подбирают слова характеризующие муравьёв: трудолюбивые, дружные, хищники, …

Ребята, муравьи хоть и маленькие но очень нужны природе. Давайте все вместе, дружно скажем, что обижать их нельзя.

ПЕСНЯ: «НЕ ОБИЖАЙТЕ МУРАВЬЯ»

Сюрпризный момент: «подарок от муравья»


Программное содержание:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.
Развивать мышление.
Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.
Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Муравей

Схема муравейника

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Дидактическое упражнение «Расставь картинки по порядку»

Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки.

Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Жизнь муравьев

Вопросы по содержанию занятия:

1. Почему муравьев считают самыми сильными?
2. Что такое муравейник?
3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
4. Почему муравьи заботятся о тлях?
5. Как появляются на свет муравьи?
6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
7. Зачем муравьям усики?
8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
9. Чем питаются муравьи?
10. Назовите врагов муравьев.
11. Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Муравей принадлежит к классу насекомые, типу членистоногие, отряду перепончатокрылые, семейству муравьи (лат. Formicidae). По организации муравьи относятся к группе общественных насекомых с четким разделением на три касты: рабочие особи, самки и самцы.

Кроваво-красный муравей (рабовладелец) (лат. Formica sanguinea) широко распространен в Европе, средней полосе России, встречается в Китае и Монголии. Рабочие особи имеют длину до 8 мм и черное тело с оранжевой головой. Матка муравья вырастает до 10 мм и отличается красной головой и оранжевого цвета грудью. Летние гнезда муравьи устраивают в полусгнивших пнях, в земле и под камнями, в зимнее время семья перебирается в другое гнездо, расположенное у основания деревьев. Типичным образом жизни данного вида муравьев являются грабительские набеги на муравейники бурых лесных, прытких и других муравьев. Захваченные куколки приносятся в гнездо и воспитываются в качестве «рабов».

Желтый муравей-амазонка (лат. Polyergus rufescens) – вид муравьев, отличающийся достаточно крупными размерами: самки достигают почти сантиметровой длины, размеры самцов несколько скромнее – 6-7,5 мм, «солдаты» еще мельче и редко вырастают более 5-7 мм. Самки и «солдаты» окрашены в желто-красноватые тона, тельце обычно покрыто черными волосками. Самцы муравьев черные, конечности и усики бурого цвета. Вид обитает в странах Европы, в западных регионах Азии, на западе Сибири. Муравей-амазонка предпочитает селиться во влажных лесах, выбирая для постройки муравейника просеки и опушки. Амазонки ведут рабовладельческий образ жизни, похищают других муравьев в стадии куколок, а затем используют их в качестве рабов, рабочей силы.

Муравьи-легионеры или муравьи-кочевники (дорилины, бродячие муравьи) (лат. Dorylinae) – подсемейство кочевых муравьев, обитающих исключительно в тропиках и субтропической зоне. Особенно распространены муравьи-легионеры в Центральной и Южной Америке, встречаются на территории Африки. Обитают огромными колониями, основную часть которых составляют рабочие особи. Муравьи кочевники уничтожают на своем пути все, что годится в пищу. Несмотря на средние размеры в 2-4 мм, данный вид муравьев «берет» своей численностью, истребляя при нашествиях посевы культурных растений и питаясь их соками.

Где обитают муравьи?

Этих насекомых можно наблюдать на всех континентах, во всех природных областях и климатических зонах. Их нет только в суровом климате Арктики и Антарктиды, на холодных островах Гренландии и Исландии, а также в знойных пустынях. В районах с умеренным и холодным климатом муравьи зимой впадают в спячку.

В основном, эти насекомые строят себе жилища-муравейники в прелой или гнилой древесине, в почве и под мелкими камнями. Некоторые виды муравьев захватывают чужие гнезда или живут рядом с человеком.

Пища муравьев разнообразна и зависит от вида. Рацион питания большинства видов состоит из растительной и животной пищи, причем питается каждая особь по нескольку раз в сутки.

Источником белка, необходимым для роста и развития личинок муравьев в природе, становятся мертвые насекомые, останки животных, трофические яйца, откладываемые маткой при переизбытке еды, яйца насекомых-вредителей и полупереваренная пища взрослых муравьев. Личинки домашних муравьев довольствуются молочными продуктами, желатином и остатками яичных блюд. Питание матки муравьев также состоит из белковой пищи, которую специально пережевывают ухаживающие за ней муравьи.

Основу углеводного меню большинства муравьев составляют медвяная роса (сахаросодержащие соки листвы, выделяемые при перепадах температуры) и падь - сладкие выделения насекомых, в особенности . Муравьи – молочные фермеры выращивают тлю для себя, пасут ее, выхаживают и защищают ее приплод от других муравьев. Эти пастухи доят своих домашних питомцев и питаются их молоком.

Дополнительными компонентами пищи муравьев в природе могут быть семена и корни растений, орехи, древесные соки. Некоторые муравьи выращивают в муравейниках в качестве пищи колонии грибов, а также питаются и насекомыми.

Муравьи – жнецы употребляют сухие семена растений, сухие плоды и зерновые культуры. Они способны запасти 1 кг сырья, что дает возможность прокормиться зимой целой колонии муравьев. Муравьи-листорезы приносят в муравейник кусочки листьев, пережевывают и хранят в своеобразных камерах-теплицах. Со временем из этих кусочков в хранилище вырастают грибы, являющиеся основным кормом для этих муравьев-гурманов. Муравьи-центромирмексы питаются исключительно термитами. Муравей-дракула пьет соки, выделяемые своими же личинками, а личинок кормит разными насекомыми. Домашние муравьи являются всеядными.

Зимой, при значительном похолодании, муравьи впадают в спячку, во время которой голодают. Большинство видов, тем не менее, ведет зимой активный образ жизни в герметичном муравейнике, питаясь обильными запасами.



В продолжение темы:
Прихожая и коридор

Геката – не темная, не черная и не представляет силы зла и тьмы. Геката олицетворяет процесс, стихийную силу разрушения ради созидания, силу обновления через смерть. В...

Новые статьи
/
Популярные