Кришнаиты лурк. Что представляет собой Общество сознания Кришны на самом деле? Отношение к ним в Русской православной церкви


ИСПОВЕДЬ БЫВШЕГО СЕКТАНТА

Как-то, в газете «Русь Державная» (№10 (65) 1999г.) появилась интересная статья, так называемая «исповедь бывшего кришнаита».

В этой статье-исповеди бывший сектант рассказывал о внутренней жизни на первый взгляд безобидной секты.

Здесь, думаю стоит напомнить историю создания движения "Сознание Кришны". В 1965 году семидесятилетний старик Свами Праб-хупада на грузовом судне прибыл в Нью-Йорк без денег, без связей, с одним чемоданом в руках. А через 10 лет он умер, уже имея миллионы последователей и десятки храмов чуть ли не во всех странах мира (один, кстати, в центре Нью-Йорка) и выпустив миллионными тиражами свои комментарии к ведическим книгам Индии. Возникает вопрос - как это могло получиться?

По словам бывшего сектанта, старик-основатель в свою бытность был химиком-фармацевтом, поэтому он наверняка знал, как можно привлечь людей без нудных проповедей. Через короткий срок у старичка кришнаита появилось немало поклонников, а сам он стал называть себя «Гуру». Так на свет появились непонятного напева мантры и кришнаитский «просад».

Вот как раз этот «просад» с сильным запахом корицы и играет большую роль в секте, точнее сказать эта еда отвечает за количество приходящего народа.

«- В малых дозах, - рассказывает бывший сектант, он почти незаметен, и нужно дней десять-двадцать, чтобы организм был захвачен "корицей Кришны" («просадом»), а потом стал ее требовать. Человек, принимающий этот препарат, слабеет и тупеет, плохо пе-реносит жару, у него падает иммунитет и чисто физически (можно, например, простудиться от малейшего ветерка), и психически (уровень внушаемости многократно возрастает).

По своему действию это относительно слабый наркотик, он не столь быстро разрушает организм, как кокаин или морфий. …Обычно человек, попадающий в секту, под влиянием "просада" и специального психотехнического воздействия (мантры, ритмической музыки и танцев, проповедей "гуру" и т.д.) быстро теряет себя как личность и становится абсолютно управляемым. Для него ничего не остается, кроме Кришны и желания везде и всегда его прославлять. …Людей лишают собственной личности, а затем попросту программируют. Причем запрограммирован кришнаит может быть на любой поступок, в том числе на убийство и даже самоубийство».

Казалось бы, что сведения о «безобидной» секте никто не скрывает, и даже наоборот, люди, вырвавшиеся на свободу из лап Гуру, стараются предупредить «новичков-сектантов» об опасности.

Однако, не взирая, на все предупреждения и многие неприятные истории, связанные с этой сектой, как сообщает ИНТЕРФАКС, на Новосходненском шоссе за МКАД, на севере Москвы, будет построен кришнаитский храм.

"На прошлой неделе Владимир Ресин, находясь в должности мэра, подписал распоряжение правительства города о выделении Московскому обществу сознания Кришны земельного участка площадью 2 гектара в деревне Верескино под строительство храма".

В соответствии с этим документом кришнаиты обязуются в 2011 году осуществить проектирование храма и получить разрешение на его строительство.

Свою организацию сторонники этой конфессии чаще называют Международным обществом Сознания Кришны (МОСК), свою религию - Движением Сознания Кришны (ДСК), а себя - вайшнавами. Но термины “кришнаизм” и “кришнаиты” они тоже считают правильными. Слово “вайшнав” в их собственном толковании имеет следующие значения: “преданный слуга Всевышнего Господа” и “принадлежащий Вишну” (Вишну, по учению кришнаитов -аватара Кришны и вместе с тем другое имя Кришны).

В ходе изложения главы я буду ссылаться на текст книги, которую вайшнавы считают одной из наиболее авторитетных. Она называется “Бхагавадгита как она есть” (БКОЕ). В книгу включён священный текст, называемый “Бхагавадгитой”, и комментарии к этому тексту. Автором “Бхагавадгиты” считается сам Бог, а автором комментариев Свами Прабхупада. На русском языке книга издана в 1986 г. издательством “Бхактиведанта Бук Траст”. Исторические сведения. Первая община вайшнавов возникла в Нью-Йорке в 1966 г. Возникновение первой общины является вместе с тем и временем возникновения религии, которую представляла данная община.

Иногда пишут, что кришнаизм имеет тысячелетнюю историю, имея в виду, что в вероучении кришнаитов упоминаются боги, о которых речь шла ещё в “Ведах”. А история “Вед” восходит аж к XI в. до н.э. Однако на “Веды” опирались разные религии: прежде всего, ведическая религия, затем брахманизм, затем - индуизм. Ни одну из этих религий нельзя отождествлять с кришнаизмом. Истина, на мой взгляд, состоит в том, что индуизм явился основным идейным источником кришнаизма. Однако индуизм и кришнаизм - это принципиально разные религии: индуизм ориентируется только на индусов и признает существование многих богов, кришнаизм зовёт в свои ряды людей всех национальностей и признаёт существование только одного Бога.

В некоторых книгах и в особенности в работах, написанных кришнаитскими авторами, утверждается точки зрения, согласно которой историю кришнаизма надо отсчитывать от времени проповеди идеи существования единственного Бога по имени Кришна религиозным мыслителем Чайтанья, жившем в XV - XVI веках. Несомненно, что философия Чайтаньи тоже стала идейным истоком кришнаизма. Однако в литературе нет данных, что его проповедь уже в XVI веке привела к появлению такого массового движения, которое можно было бы назвать религией.

Основателем новой религии, по моему убеждению, был индус, которого звали Абхай Чаран Де. Впоследствии его последователи дали ему второе имя: Свами Прабхупада (в переводе с санскрита - “Тот, кто является опорой Господа”). Свами Прабхупада родился в 1896 г., умер в 1977-м. Когда он основал в Нью-Йорке первую кришнаитскую общину, ему было 70 лет. Вайшнавы всего мира почитают Свами Прабхупаду как великого учителя. Во всех кришнаитских храмах есть изображение Свами Прабхупады: или скульптурное, или рисованное, или оба вместе.

Термин “вайшнавизм” образован от слова “вайшнавы” (санскр. “принадлежащие Вишну”). В данной главе речь пойдёт о бенгальском вайшнавизме, т. е. о том направлении вайшнавизма, последователи которого признают Кришну верховной ипостасью Бога, а Вишну отводят второстепенную роль и считают одним из воплощений Кришны. Поэтому бенгальских вайшнавов называют также кришнаитами.

Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтаанья (1486-1533).

Организация. Общины вайшнавов имеются более чем в 200 странах мира. Все общины вайшнавов, существующие в мире, объединены в единую организацию, которая, как мы уже сказали выше, называется “Международным Обществом Сознания Кришны” (МОСК). Смысл названия в том, что все члены этого международного общества должны стремиться постоянно находиться в сознании Кришны, то есть заниматься той деятельностью, которую требует от них Кришна.

Во главе МОСК стоит Руководящий Совет (РС), состоящий из 45 человек, представителей разных стран. Все 45 человек собираются вместе один раз в год в марте месяце. А в остальное время члены РС общаются между собой по электронной почте. В резиденции РС находятся только члены Исполнительного Комитета РС. А резиденция находится в Индии, в Западной Бенгалии, в местечке Маяпуре (оно расположено на одном из островов реки Ганг).

Вероучение кришнаизма. Структура. Ознакомимся далее с вероучением кришнаизма. В вероучении этой религии можно выделить шесть основных положений. Это религиозные учения: 1/ о сверхъестественных существах, 2/ о душе, 3/ о загробной жизни, 4/ о священных книгах, 5/ о молитвах, 6/ о пищевых запретах.

Учение о сверхъестественных существах. (1. Бог). По вероучению кришнаизма, в мире существуют четыре группы сверхъестественных существ: Бог, олицетворённые шакти, полубоги и демоны.

Кришнаизм - это монотеизм. Признается существование в мире только одного Бога. У Него много имён. Главное имя - Кришна. Сами кришнаиты переводят слово “Кришна” как “Всепривлекающий”. Но в научной литературе существует и другой перевод: “Чёрный”, “Тёмный”, “Тёмно-синий”. Кришна вечен и не сотворим. Он обладает тремя видами шакти (энергии): внутренней, внешней и пограничной. Кришна - причина всех причин. Он, пребывая в аватаре Вишну, сотворил полубога Брахму. Брахма по повелению Кришны-Вишну сотворил остальных полубогов и вообще весь остальной мир. По вероучению кришнаизма, Брахма - это вторичный творец, это сотворённый творец. Через определённое время по повелению Кришны мир разрушает полубог Шива. Материальный мир исчезает. Кришна-Вишну погружается в мистический сон. А все полубоги и вообще все живые существа во время этого сна таинственным образом покоятся в теле Кришны-Вишну. По окончании мистического сна мир творится снова: сначала Кришна-Вишну творит Брахму, затем Брахма творит всё остальное. Живые существа получают свои материальные тела.

“Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходят через огромные, но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами (т.е. между периодами существования мира, - авт.) существует только прадхана (мистическое состояние материи в виде непроявленной энергии внутри Кришны-Вишну, - авт.), а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.”

Кришна приходил на землю под своим основным именем. Он родился от женщины по имени Деваки в 30 в. до.н.э. В этой земной жизни Кришна родился царевичем, был пастухом, затем был возничим у воина Арджуны.

“...Кришна появился на земле в образе сына Деваки. ...Одновременно с этим он оставался вечной, изначальной Верховной божественной личностью.”

Учение о сверхъестественных существах. (2. Олицетворённые шакти). Внутренняя энергия Кришны (антаранга-шакти) может олицетворяться в божественной сущности женского рода. Главным олицетворением является Радха, вечная супруга Кришны. Скульптурные изображения Радхи имеются во всех кришнаитских храмах. Олицетворений шакти много. Все жёны Кришны в его аватарах (Рукмини, Сита и др.) являются олицетворением шакти. По отношению к Радхе эти вторичные шакти нельзя называть аватарами, ибо понятие “аватара” относится только к Кришне. Жёны Кришны в его аватарах - это не аватары Радхи, а её проявления, манифестации.

“Шакти есть одновременно и способность Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы наличного бытия, и сама эта наличность. В отличие от аватар, которые при всём их многообразии есть не что иное как Сам Кришна, как бы надевающий на Себя разные личины, шакти являются сущностями иного порядка, имеющими своё основание в Кришне, неразрывно связанными с Ним, но отличными от него и относительно самостоятельными. В качестве аналогии приводится соотношение солнца и его лучей, которые исходят от солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила. Олицетворением шакти считается Радха, вечная супруга Кришны”.

Учение о сверхъестественных существах. (3. Полубоги). Третья группа сверхъестественных существ - полубоги. Это уникальный вид сверхъестественных существ, такой, какого нет больше ни в одной религии мира. По взглядам вайшнавов, многие из полубогов в индуистской религиозной литературе ошибочно называются богами. Полубоги - это живые существа, которые одновременно являются и слугами Кришны, и его частями тела. Всего их 33 миллиона. Наиболее известными являются Брахма (творец Вселенной и владыка рая на Брахма- локе), Шива (разрушитель Вселенной), Варуна (полубог воды), Кама (полубог любви), Индра (полубог грома и молнии и владыка рая на Индра-локе), Яма (полубог смерти) и др.

“Полубоги по существу представляют различные части вселенского тела Всевышнего Господа, поэтому они не имеют независимости.”

Учение о сверхъестественных существах. (4. Демоны). Демоны - это сверхъестественные существа, которые являются противниками Кришны и полубогов и творят зло. Вероучение кришнаизма, как и вероучение индуизма, различает среди демонов следующие группы: асуры, ракшасы и пишачи Демоны могут принимать самый различный вид: и облик прекрасных воинов, и облик чудовищ. Тела демонов смертны, но души их бессмертны. После смерти тел души демонов переходят в новые тела.

Слово “демон” имеет и второе значение: им называют также людей, которые ведут себя безнравственно.

“Демон - (1) человек, не следующий предписаниям шастр, единственной целью в жизни которого являются всё большие материальные наслаждения. Чем больше он привязывается к материи, тем больше проявляется в нём демоническая природа, и тем больше он отвергает существование Господа.

(2) человек, прямо противопоставляющий себя принципам религии и Богу.

(3) чудовище, подобное тем, какие существовали на Земле, когда на ней появился Кришна.”

Учение о молитвах. Каждый вайшнав обязан 1728 раз в сутки произносить главную молитву, которая называется “махамантра” (“маха”- “великая”, “мантра” - “молитва”). Она звучит следующим образом:

Харе! Кришна! Харе! Кришна!

Кришна! Кришна! Харе! Харе!

Харе! Рама! Харе! Рама!

Рама! Рама! Харе! Харе!

Содержание этой молитвы в книге объясняется следующим образом: “У Господа много имён: Кришна, Иегова, Рама, Аллах, Будда и др.” (с.816). “Имя Кришна означает “всепривлекающий”, имя Рама - “всерадующий”, а харе есть обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом махамантра означает “О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа, прошу позволь мне преданно служить Тебе”

У верующих есть чётки, на которых 108 зёрен (бусин). Произнеся один раз махамантру, они передвигают (перебирают) одно зерно чёток. Перебрав все 108 зерен, они совершают один круг. Эти зёрна они перебирают 16 раз (или говорят: совершают 16 кругов) и получается число 1728.

Махамантра - это основная молитва вайшнавов, но есть у них и другие, которые произносятся в определённых ситуациях. В частности, надо молиться при приготовлении пищи, в случае появления каких-либо желаний.

Учение о пищевых запретах. Согласно вероучению, все вайшнавы должны быть вегетарианцами. Им запрещено есть мясо, рыбу и яйца, пить возбуждающие напитки, в число которых включены не только водка, вино и пиво, но и кофе и чай. Нельзя употреблять в пищу также шоколад, чеснок, лук. Нельзя есть и ту пищу, которая приготовлена без молитвы, обращённой к Кришне. Это правило создаёт для верующих в Кришну определённые трудности в жизни, ибо они не могут есть пищу в столовых и в гостях, а также и готовые к употреблению продукты, купленные в магазинах. В магазине можно купить муку и испечь с молитвой хлеб. Но купленный в магазине хлеб есть нельзя, ибо он испечён без молитвы.

Моральный кодекс кришнаизма. Большинство положений морального кодекса кришнаизма сходны с положениями, которые есть во многих религиях. Это призыв к благотворительности, это запреты убивать, воровать, лгать, развратничать, курить, употреблять наркотики... Но есть два специфических момента, присущих только кришнаизму. Первый: по моральному кодексу кришнаизма муж и жена могут вступать в интимные отношения только для зачатия детей, т.е. в большинстве случаев 3-4 раза за всю жизнь. Нарушение этого правила считается развратом. Второй: участием в азартных играх (которые запрещены) считается не только игра на деньги или заключение пари, но и посещение светских кинофильмов, спектаклей, концертов, а также спортивных соревнований. Следует отметить, как заслугу вайшнавов, их большую практическую благотворительную деятельность. Предписание не играть в азартные игры подразумевает не только отказ от участия в играх на деньги или заключения пари, но также от пустых развлечений вроде посещения кинотеатров, спортивных залов и т.д. И наконец, ...предписание, касающееся незаконного секса, запрещает сексуальные отношения не только вне брака, но даже в браке, если их целью не является зачатие детей. В этом случае сексуальные отношения допускаются лишь раз в месяц в благоприятный для зачатия период.

власть кришнаизм индуизм конфликт

Чтобы понять адептов нового для Европы (и России, в частности) религиозного движения, необходимо узнать, кто такой Кришна. Это Бог, пророк или один из многочисленных идолов индуистского пантеона? Давайте в этом разбираться. Являются ли кришнаиты приверженцами монотеизма или они исповедуют многобожие? Говорят, культ родом из Индии. Но сами кришнаиты заявляют, что веруют в единого Бога. Мало того, они уверяют, что между их религией и христианством нет принципиальной разницы. Ведь даже имена у Мессии были одинаковые. Кришна и Христос, по мнению некоторых сторонников две ипостаси одного и того же Бога. Какого? Узнаем из этой статьи.

Кто такой Кришна?

Фото, напечатанные в религиозной литературе, часто представляют нашему взору фигуру человека со странным цветом кожи. В переводе с санскрита «кришна» означает тёмно-синий. А в религиозных текстах цвет кожи этого Бога описывается как «сходный с голубыми облаками». Таким его и изображают на страницах «Бхагавад-Гиты», книги, которую, без сомнения, можно назвать «Библией кришнаизма».

Но Бог также является персонажем других религиозных текстов. Это «Бхагавата-пурана», «Вишну-пурана», «Махабхарата» и «Харивамша». И тут для европейца возникает путаница. В одних текстах Кришна - это очаровательный малыш, шаловливо крадущий у своей матери масло, в других - пастушок коров и идеальный возлюбленный или мужественный воин, дающий наставления своему другу Арджуне. Но прежде всего, он является восьмой аватарой Вишну. А этот последний - один из ключевых богов индуистского пантеона.

История Кришны

Согласно священным текстам, в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям - пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.

Атрибуты и имена Кришны

Различные ветви и учения внутри индуизма дают этому божеству другие названия. Аватару Вишну часто именуют Гопалой или Говиндой. Эти имена прямо указывают на пастушка и идеального любовника. А для жителей Ориссы Кришна - это Джаганнатха. У Вишну более тысячи имён, многие из них присущи и его аватару. Но у кришнаитов есть своё толкование названия божества. Если делать ударение на букву «а», то имя переводится как «тёмно-синий». А если на «и», то Кришна означает «привлекающий». От такого толкования зависят и атрибуты божества. Говинда изображается как прекрасный смуглый юноша, часто с флейтой. Он стоит в расслабленной позе, скрестив ноги. Часто его рисуют в обществе возлюбленной Радхи. Но иногда у Кришны проявляются божественные атрибуты Вишну - множество рук, голов или чакра.

От многобожия к монотеизму

Наиболее ранние свидетельства существования культа этого персонажа индуистского Олимпа относятся к пятому столетию до нашей эры. Но постепенно качества Кришны стали выделять его среди других богов. В девятом веке нашей эры его культ стал чрезвычайно популярным в Южной Индии. А ещё через триста лет сформировались и выкристаллизовались такие религиозные школы, как Шринатхджи (Раджастан), Витхоба (Махараштра) и Джаганнатха (Орисса). Кришну наделяли такими качествами, как «вечная юность», «излучающий сияние», «правда». И, наконец, в последнем изводе - гаудии-вайшнавизме - ему приписывается атрибут единого Бога - так называемая Абсолютная истина.

Западные кришнаиты: кто они?

В шестьдесят шестом году прошлого века проповедник Бхактиведанта Свами Прабхупада основал религиозную организацию «Международное Общество Сознания Кришны». Он исполнил волю своего наставника Бхактисиддханты Сарасвати и перевёл основы наудия-вайшнавизма на английский язык. В то время римское христианство переживало кризис. Новые веяния захватили жаждущих сакрума своей экзотикой. Основатели «Международного Общества Сознания Кришны» сначала зарегистрировались в США, потом подобные организации начали появляться и в Западной Европе. С падением так называемого железного занавеса религиозные общины стали появляться и на территории бывшего Советского Союза. Но эти люди в белых и шафрановых одеяниях, выбривающие себе голову - не единственные, кто верит в Кришну. «Общество Сознания» - лишь одна из многочисленных религиозных направлений внутри вишнуизма. Они называют Кришну верховным божеством, Абсолютом.

Культ

Как и во всех индуистских религиях, адепты этого учения собираются в ашрамах. Это не храм в христианском смысле слова. Ашрамом может быть обычная квартира или дом. Это место, где собирается община, чтобы под руководством гуру заниматься духовными практиками. Само слово «ашрам» означает «защита». То есть, туда приходят под опеку, которую даёт привлекающий Кришна. Фото, на которых изображены ашрамы, показывают, что там есть скульптурное изображение божества, часто не одно, а с подружкой Радхой. Она, кстати, ассоциируется с женской ипостасью Кришны. Божеству верующие преподносят прасад - ритуальную еду, которую готовят из любви к Богу и его детям.

Отношение к религии в нашем обществе непростое. Мы можем быть искренними христианами, но при этом ненавидеть другие учение, причисляя их к сектам. Одним из таких религиозных учений, неоднозначно воспринимаемых обществом, является кришнаизм. Само название - западное, ведь у себя на родине, в Индии, течение зовется гаудия-вайшнавизмом.

Согласно учению, Вайшнав является преданным всевышнего Вишну. Его аватаром стал Кришна. Он явился в наш мир пять тысяч лет назад, ему теперь и поклоняются верующие. Учение гаудия-вайшнавизма базируется на ведических источниках, как и множество других в Индии. На Западе кришнаизм появился в 1965 году, благодаря Шриле Прабхупаде, духовному учителю.

А в 1971 году он даже посетил и СССР, где обрел учеников. Так кришнаизм появился и у нас. Верующие резко выделялись из общей толпы своими одеждами, песнями и танцами. Неслучайно их преследовали власти, гнали сами обыватели, считая сектантами.

Сегодня Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН) является чуть ли не самой влиятельной индуисткой организацией на Западе. Ее отделения есть и в каждом крупном российском городе. Так кем же являются кришнаиты и их учение - сектой или светлым учением, позволяющим добиться гармонии? И насколько оно истинное и близко к индуизму? Стоит развенчать основные мифы об этой религии, чтобы узнать ее лучше.

ИСККОН является индуизмом. Учение является относительно молодым, появившимся в момент упадка традиционных индийской философии и ведизма, в момент господства там мусульман. Кришнаизм сформировался в Бенгалии, в исламской среде. И хотя учение зародилась в культах селян Индии, на него глубокое влияние оказал именно ислам, а позже и христианство. Сам Прабхупада, переводя и комментируя Бхагавадгиту, привнес туда немало собственных идей, пришедших из бенгальского вишнуизма. Общество Сознания Кришны базируется на малораспространенной философии гаудия-вайшнавизма. Прабхупада видел, что в 60-е люди погрузились в духовные искания. Ответом стал культ, который мало чем по своей сути отличался от иудаизма, ислама и христианства. В индуизме шестидесятники искали полное психическое освобождение, кришнаизм схож лишь внешне. Сам Прабхупада в своих беседах раскрыл отношение к индуизму. Он объяснил, что его учение не пропагандирует устаревший и бесполезный индуизм, ветвь ведической религии. В самой Индии мало кто вообще детально знаком с этой философией. Интересно, что в ИСККОНЕ присутствует философия двайта, которая подразумевает дуализм, вечный разрыв человека с богом. Это направление появилось с исламским вторжением в Индию в XII веке. Но основатель такого учения, Мадхва, открыто конфликтует со многими высказываниями Упанишад и Вед.

Кришнаиты первыми принесли на Запад индуизм. То, что кришнаизм не является индуизмом, ясно из предыдущего мифа. Тут присутствуют свойственные монотеизму патриархат, нетерпимость к другим религиям. Да и индуизм появился на Западе вовсе не благодаря фармацевту Абхаю Чарану (Прабхупаде). Цивилизованный мир намного раньше познакомился с йогой, благодаря таким гуру, как Шивананда, Сатьянанда и Вивекананда. Последний выступал еще в 1893 году на Всемирном конгрессе религий в Чикаго, сорвав аплодисменты своим обращением к братьям и сестрам Америки. Интерес к индуизму в Америке возбудил именно Вивекананда, который основал несколько ведических центров, читал лекции и всячески инициировал интерес к свой культуре. В середине XX века тантрические и йогические техники открыл Западу Сатьянанда Сарсвати. Он прославился во всем мире, будучи авторитетным представителем индуизма. Пока Прабхупада занимался пропагандистской работой, Сарсвати проводил вполне научные исследования влияния йоги на физиологию человеку. Да Запад и самостоятельно открывал для себя Восток и Индию. О ней писали Киплинг, Гесе, Рерихи. В этой среде Прабхупада выглядит не как гуру, а как харизматичный лидер и бизнесмен, сумевший объединить приемы сект и НЛП.

Кришнаизм является древней ведической традицией. На самом деле последователи этого учения Упанишады и Веды не признают. Появился гаудия-вайшнавизим в исламской Бенгалии в XVI веке. В основу учения легли авторитетные писания, созданные уже позже. Само слово «ведизм» часто употребляется в целях спекуляции. Даже книги по бенгальской кулинарии издаются, под названием «Ведическая кулинария». А ведь тут ничего нет общего с тем периодом и его культурой, когда можно было употреблять в пищу мясо животных и даже коров.

Кришнаизм - открытая миролюбивая религия. Сложно признать гаудия-вайшнавизм миролюбивой религией. Сами верующие называют ее единственно правильной, другие же школы индуизма зовутся буквально «ненастоящим учением». Сам Прабхупада в своей лекции открыто заявлял, что считает йогов, карми, джнани просто негодяями, с которыми нельзя общаться и вместе есть. Людей же следует как можно быстрее высвобождать из таких философских систем, как буддизм, джайванизм и майявада. Иные философии считаются враждебными, а их последователи - оскорбительными.

ИСККОН - настоящий кришнаизм. Сами представители ИСККОНа считают себя настоящими кришнаитами, которые веруют в главное божество, иштадевату, Кришну. На самом деле это всего лишь одно из направлений кришнаизма, к тому же не самое благополучное. На философском уровне есть различия с другими культами божества. В Индии даже традиционный кришнаизм не признает представителей ИСККОНа, не допуская их в храмы.

ИСККОН и гауда-сампрадайа являются вайшнавизмом, а кришнаиты - вайшнавы. Гаудия-вайшнавы чистыми вайшнавами не являются. Ведь исконно вайшнавские тексты, такие, как Вишну-пурана, Йога-Васиштха не считаются тут авторитетными. Не признает ИСККОН традиционный уклад религии вайшнавов, не считая Вишну верховным божеством. Его место занял пастух Кришна, пришедший из культа пастухов абхиров. У вайшнавов есть четыре линии: Рудра, Брахма, Лакшми и Кумара. А вот направление Гаудия сюда не относится. Кришнаиты пытаются добавить себе авторитета, выдавая себя за последователей Брахмы. Вот только учение у них сильно отличается.

ИСККОН и Гаудия-Матх являются единственными последователями Чайтаньи Махапрабху и Гаудия-Сампрадайи. Крупные течения Гаудия-вайшнавизма не признают Прабхупаду и его учеников, как авторитетных представителей своего семейства. Еще в конце XIX века Бхактивинод Тхакур вместе с сыном Бхактисиддхантой Сарасвати взяли и объявили остальные учения Гаудия неавторитетными, погрязшими во лжи. Имея на руках связи с британской колониальной властью, мыслители смогли продвинуть свой культ.

Книги ИСККОН являются индийскими Ведами. О том, что эти философские записи являются Ведами, упоминается только в них самих. Но это не дает им общего авторитета. Творениям гаудиев чужд истинный дух упанишад и вед, к тому же основа их философии (тождественность бога и души) вовсю критикуется.

ИССКОН, как и гаудия-вайшнавизм, популярны в Индии. Это учение известно там максимум одному проценту людей. Там даже на родине традиции, в Бенгалии, довольно мало последователей, в отличие от куда более традиционных направлений индуизма.

В ИСККОН и гаудия-вайшнавизме проповедуют профессиональные гуру. Бхактивинод Тхакур был юристом в колониальном британском правительстве. Абхай Чаран, перед тем, как стать Прабхупадой, являлся фармацевтом, закончившим христианский колледж. Так что гуру ИСККОНа не являются профессиональными или потомственными мыслителями-брахманами. Преемственность от авторитетных традиций не предусматривалась. В результате этого духовность общины сформировалась так, что это выразилось в череде сексуальных скандалов с детьми в 1970-х и в криминальном шлейфе, сопровождавшем движение на Западе. Кришнаитов стали ассоциировать с вымоганием и наркотиками, а не с духовностью.

В кришнаизме Шива и другие божества являются полубогами. Индуизм почитает Шиву, Брахму и других богов, как полноценных высших существ. Но в традиции гаудия-вайшнавизма индийское слово «deva» переводится не как «бог», а как «полубог». Это делается специально, чтобы принизить значимость других божеств относительно Кришны. В первой из Вед говорится о богах, что все они одинаково великие. В индуизме вообще Шива считается не то, что не полубогом, а наоборот, Великим богом. Его культ очень древний и почитаем народом. А вот к Кришне в Индии отношение не столь однозначное.

Кришнаиты воспринимают Бога только в виде личности. После XVI века мыслители гаудия-вайшнавизма выдвинули мысль, что безличностным абсолютом, Брахманом, является свечение бога Говинды. Такая примитивная и натуралистическая философия и сегодня доминирует в ИСККОНе. А вот традиционный индуизм полагает, что абсолют может принимать и форму личности (Бог, Иштадевата, Бхагаван), и безличностный вид (Брахман, Садашива).

Распространение кришнаитами книг - их духовная деятельность. На самом деле распространение гаудия-вайшнавской литературы является обычным бизнесом, построенным книжной корпорацией Bhaktivedanta Book Trust. Всемогущему и абсолютному Богу для распространения истины не нужна такая помощь, особенно, если она ведет к обогащению книгоиздателя.

Благодаря практикам, кришнаитам можно высвободиться из сансары. Гаудии предлагают пройти практику го-лока, но ее цель вовсе не освобождение из сансары. Это такой же мир, где действует карма, как и другие. А настоящим освобождением индуизм считает достижение Нирваны и состояния Брахмана. Практикующие йоги считают высшие и низшие миры помехами, ведь там действует сансара. Она для них - символ вечного мучения.

Харе-Кришна является ведической мантрой. Такой мантры в Ведах нет. Появилась она в уже современном тексте «Калисантарана-упанишада». И в канон священных текстов индуизма мантра эта не входит.

Кришнаиты уважают женщин, считая их равными. Гаудия-вайшнавизм появился на основе исламских взглядов. Неудивительно, что тут ярко выражены сексизм и патриархальность. В ИСККОНе мужчины держатся отдельно от женщин, те не могут занимать высшие посты, есть разделения и в одежде. Один из лидеров кришнаитской общины, Киртанананда Свами вообще говорил, что барабан, собака и жена становятся лучше от побоев. В Бхагавад-пуране Прабхупада умышленно примитивно отзывается о матке, называя ее смрадной утробой, рассадником глистов и червей, месивом из крови, мочи и испражнений. А вот в индуистской и буддистской философии пребывание в утробе матери, наоборот, сравнивается с божественным сознанием и беспечностью. Есть даже практики, призванные вернуть душу в то состояние.

Сексуальность у кришнаитов не является греховной. И снова стоит вспомнить о том, что учение создано на основе ислама, в котором на сексуальность наложен запрет. Секс признается только как средство для размножения. А вот в индуизме в целом существует ярко выраженный культ сексуальности. Тут часто встречаются почитаемые символы мужских и женских гениталий, изображения совокупляющихся богов. В индуизме секс не является низким и греховным, в некоторых учениях это вообще инструмент духовного развития.



В продолжение темы:
Крыша

Специфический кисло-сладкий вкус клюквы прекрасно дополняет не только десерты, но и мясные блюда. Именно поэтому клюкву часто используют в качестве основы для приготовления...

Новые статьи
/
Популярные