Хранение и транспортирование проб. Рабочая учебная программа профессионального модуля «Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования Подготовка приборов и оборудования для проведения анализов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ тверской области

гБПоу «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского »

Согласовано: Утверждаю:

Директор ГБПОУ

______________________ «Ржевский колледж

______________________ имени Н.В. Петровского»

______________________ _____________Б.В. ЖУКОВ

«___»___________20___г «___»______________20___г.

Программа профессионального модуля

ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

18.01.02 Лаборант-эколог

Ржев, 2015-2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Приказа Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 916 (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) ППКРС 18.01.02 Лаборант-эколог.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского»

Разработчики:

Мастер производственного обучения: Замятина Л.Ю.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1

Раздел 1

Пользоваться лабораторной посудой различного предназначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

48

22

8

26

-

ПК.1.2

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

46

22

8

24

-

ПК.1.3

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

70

40

10

30

Производственная практика , часов(если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика )

-

-

Всего:

190

84

26

80

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

МДК 01.01. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Тема 1.1. Химическая посуда

22

Требования к помещению лаборатории. Оборудование лаборатории.

Стеклянная посуда общего назначения.

Посуда специального назначения. Мерная посуда.

Работа со стеклом.

Химическая посуда из новых материалов.

Фарфоровая и высокоогнеупорная посуда.

Кварцевая посуда.

Металлическое оборудование.

Лабораторный инструмент.

Лабораторные работы

12

ЛПЗ «Оборудование лаборатории»

ЛПЗ «Классификация посуды. Работа со стеклом»

ЛПЗ «Работа с лабораторным оборудованием»

22

Мытье химической посуды. Механические и физические методы очистки.

Химические методы очистки.

Приготовление растворов для мытья посуды и мытье посуды.

Смешанные способы мытья посуды.

Сушка химической посуды: холодная сушка, методы сушки при нагревании.

Лабораторные работы

12

ЛПЗ «Мытье химической посуды.

ЛПЗ «Сушка химической посуды»

24

Приборы для измельчения и смешивания.

Весы и взвешивание.

Виды весов.

Растворение.

Экстракция. Фильтрование.

Приборы и материалы для фильтрования.

Дистилляция.

Выпаривание и упаривание.

Нагревание и прокаливание.

Кристаллизация.

Определение плотности.

Специальные методы очистки веществ.

Измерение давления.

Высушивание.

Измерение температуры.

Стерилизация.

Свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам.

Деление реактивов на классы опасности.

Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ .

Взрывоопасные и пожароопасные реактивы. Правила обращения и хранения реактивов. Хранение кислот и щелочей .

Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе.

Лабораторные работы

16

ЛПЗ «Измельчение и смешивание веществ».

ЛПЗ «Работа с весами». «Растворение».

ЛПЗ «Фильтрование растворов».

ЛПЗ «Получение дистиллированной воды».

ЛПЗ «Выпаривание, упаривание, прокаливание»

ЛПЗ «Кристаллизация веществ»

ЛПЗ «Определение плотности веществ»

ЛПЗ «Стерилизация. Измерение температуры»

ЛПЗ «Классификация химических реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе»

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.01

26

Составить план лаборатории и размещенного в нем оборудования

Изображение всех видов спец. посуды на бумаге формата А 4

Подготовка сообщений по фарфоровой и высокоогнеупорной посуды.

Подготовка сообщений по методам и видам мытья и сушки посуды

Изображение весов различных видов на бумаге формата А4

Схематическое изображение процессов экстракции и фильтрования

Схематическое изображение процесса дистилляции по получению дистиллированной воды (перегонка)

Выполнение доклада по теме «Выпаривание и упаривание»

Выполнение доклада по теме «Накаливание и прокаливание»

Составление кроссворда по теме «Кристаллизация»

Выполнение реферата по теме «Специальные методы очистки веществ»

Составить таблицу по классу опасности реактивов

Сообщение по теме «Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ»

Сообщение по теме «Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе»

Учебная практика

Виды работ

- Выбиратьстеклянную посуду общего назначения.

Выбирать посуду специального назначения для анализов.

Работать с мерной посудой.

Выполнять работу со стеклом.

Пользоваться химической посудой из новых материалов.

Применять фарфоровую и высокоогнеупорную посуду.

Пользоваться кварцевой посудой.

Обращаться с металлическим оборудованием.

Использовать лабораторный инструментарий.

Выполнять мытье химической посуды. Применять механические и физические методы очистки посуды.

Выполнять химические методы очистки посуды.

Приготавливать растворы для мытья посуды и мыть посуду.

Использовать смешанные способы мытья посуды.

Выполнять сушка химической посуды: холодная сушка, методы сушки при нагревании.

Точность и правила работы с весами различного назначения.

Выполнять растворение химических реактивов.

Проводить анализы по экстракции и фильтрованию.

Выполнять процесс дистилляции, получения дистиллированной воды.

Проводить процессы выпаривания и упаривания в лабораторных условиях.

Проводить процессы нагревания и прокаливания различных веществ.

Определять плотность с помощью ареометров.

Выполнять специальные методы очистки веществ.

Проводить измерение давления.

Выполнять процесс высушивания.

Проводить измерение температуры с помощью термометров.

Проводить стерилизацию.

Проводить деление реактивов на классы опасности.

Выполнять утилизацию реактивов.

Вести учет реактивов.

Классифицировать реактивы по способу их хранения.

Выполнять технику безопасности при работе с реактивами.

80

Диф. зачет

Всего

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов для изучения профессионального модуля по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся - 25;

Рабочее место преподавателя - 1;

Комплект учебно-наглядных пособий - комплект электронных пособий

Комплект лабораторного инвентаря

Автоклав

Сушильный шкаф

РН-метр

Микроскопы

Весы: технохимические, аналитические, торзионные

Холодильник

Лабораторные столы

Аналитический стол

Дистиллятор

Приборы для автоматического титрования

Барометры, термометры

Барограф

Термостат

Эксикатор

Психрометр

Колориметр

Стерилизатор

Посуда (стеклянная, мерная, фарфоровая, специального назначения)

Химические реактивы

Водяная баня

Технические средства обучения:

Вытяжной шкаф

Электроплитка

Бактерицидная лампа

4.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    И.В. Августинович «Основы технического анализа», Академия, 2012 г;

    Н.М. Александрова «Методика обучения профессии «Лаборант-эколог», Академия, 2012 г., НПО;

    С.Ю. Андрианова «Теоретические основы химического анализа», Академия, 2012 г.НПО;

    Б.М. Гайдукова «Техника и технология лабораторных работ», Академия, 2011 г. НПО;

    А.В. Сугак «Процессы и аппараты химической технологии», Академия, 2011 г. НПО;

Дополнительные источники:

    П.И. Воскресенский «Техника лабораторных работ», 1970г.

    В.П.Крищенко «Практикум по технике лабораторных работ». 1987г.

    В.А. Аликеев, Е.А. Петухова «Справочник по контролю кормления и содержания животных». 1982г.

    В.П. Крищенко «Техника лабораторных работ». 1988г.

    Е.А. Петухова, Р.Ф. Бессарабова. «Зоотехнический анализ кормов». 1981г.

    В.А. Фазумов «Справочник лаборанта-химика по анализу кормов» 1981г.

    В.А. Макаров, В.П. Фролов «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами с основами технологии» 1991г.

Интернет- ресурсы:

www.

www / vkozinov .narod 2.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательной аудиторной нагрузки – 36 часов в неделю.

Преподавание МДК профессионального модуля имеет практическую направленность. Для закрепления теоретических занятий и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются лабораторно-практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующих тем. При проведении ЛПЗ группы разбиваются на подгруппы.

Реализация программы модуля предусматривает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика (производственное обучение) проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей.

Учебная практика проводится в лаборатории образовательного учреждения и в производственных лабораториях работодателей. По итогам учебной практики проводится сдача дифференцированного зачета с выполнением практического задания. Итоговая аттестация в форме экзамена (квалификационный).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие высшего профессионального образования и среднего специального образования, соответствующего профилю модуля. Мастера производственного обучения должны иметь 5-6 разряд по профессии. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Раздел ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Тема 1.1. Химическая посуда

Тема 1.2. Мытье и сушка химической посуды

Тема 1.3 Назначение и устройство лабораторного оборудования, проведение химических анализов

Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

Подбор стеклянной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 24-400-75, ГОСТ Р ИСО 4794 - 94;

Подбор фарфоровой и высокоогнеупорной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 9147 -80;

Подготовка мерной посуды для химического анализа ГОСТ 20292- 74;

Выполнять мытье посуды механическим, физическим, химическим, смешанным способами и мытье органическими растворителями (эфиром, ацетоном, спиртом, бензином, скипидаром и др.) сушку посуды холодным, горячим способами в соответствии с требованиями химического анализа ГОСТ 27025 - 86;

Готовить растворы для химической очистки посуды (хромовой смесью, марганцевокислым калием, серной кислотой и растворами щелочей);

Выполнять сушку посуды;

Выполнять работу со стеклом: резка, гибка, вытягивание при нагревании;

Подготовка фарфоровой и высокоогнеупорной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 9147-80;

Подбор кварцевой посуды и металлического оборудования посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 19908- 90, ГОСТ 19126 - 79.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

Обосновывать выбор методов мытья посуды (свойства, загрязняющих посуду веществ: жировыми, смолистыми, нерастворенными в воде веществами);

Обосновывать выбор методов сушки посуды;

Обосновывать выбор приборов и оборудования для проведения анализов;

Собирать лабораторные установки для анализов;

Подготавливать приборы и оборудование для дистилляции; для измельчения твердых веществ и смешивания; для выпаривания и упаривания; для экстракции и фильтрования; для кристаллизации; для нагревания и прокаливания; для кристаллизации; для определения плотности; для измерения давления; для измерения температуры; для стерилизации; для высушивания веществ; для специальных методов очистки веществ;

Подготавливать к работе основное и вспомогательное оборудование (весы, разновесы, шпатели, подручный материал, тару);

Вести учет проб и реактивов (журнал по прокурсорам);

Оформлять учетную документацию по движению и расходованию реактивов

Текущий контроль в форме защиты лабораторно-практических заданий

контрольные работы по темам МДК

Текущий контроль в форме защиты лабораторно-практических занятий

Наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

Оценка самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях нести ответственность за результаты своей работы

ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Качественное выполнение заданий обучающихся;

Наличие положительных отзывов по прохождению учебной и производственной практик;

Активное посещение учебных занятий, консультаций и практики

Планирование времени для выполнения и решения поставленных задач;

Находить и оптимально обрабатывать информацию для достижения поставленных задач;

Правильно сочетать отдых с работоспособностью для продуктивной деятельности;

Точное выполнение требований руководителя;

Отвечать за результат своей работы,

обосновывать принятые решения;

Объективная оценка рабочей ситуации в соответствии с поставленной задачей;

Оперативно и грамотно решать проблемы, связанные с отклонениями параметров качества проводимых анализов;

Стремиться к совершенствованию личностного развития;

Результативное использование в учебной деятельности в учебной практике информационных и коммуникационных ресурсов;

Грамотное использование прикладного обеспечения или информационно-коммуникационного обеспечения при освоении программного модуля

Оформление документации с использованием ИКТ;

Выбор необходимого программного обеспечения

- соблюдение этических норм общения при взаимодействии с преподавателем, мастером п/о;

Соблюдение приемов делового общения с обучающимися, мастерами п/о, преподавателями;

- соблюдение основных понятий и принципов этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений;

-быть готовым взять на себя ответственность за выполненную работу в коллективе;

- поддерживать деловую репутацию;

Успешное освоение профессионального модуля;

Стремление к повышению профессиональных компетенций;

Применение полученных профессиональных знаний в своей деятельности.

Анализ конкретных умений и знаний при выполнении основных действий модуля.

Наблюдение за конкретными действиями обучающихся в ходе выполнения лабораторно- практических заданий, самостоятельной работы и учебной практики.

Текущая оценка реальных конкретных умений и знаний при выполнении лабораторно- практических занятий, самостоятельной работы и учебной практики.

Наблюдение за подготовкой обучающихся для выполнения лабораторно- практических заданий, самостоятельной работы и учебной практики.

Наблюдение за конкретными действиями обучающихся в процессе обучения.

Комплексная итоговая оценка освоенных компетенций.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

Отлично

75 ÷ 89

Хорошо

60 ÷ 74

Удовлетворительно

менее 60

Неудовлетворительно


Химико-лабораторная посуда для клинических и биологических исследований изготавливается из стекла различных марок в зависимости от назначения. В лабораториях используют посуду: общего назначения: пробирки, химические стаканы, воронки простые, делительные, плоскодонные колбы, конические колбы Эрленмейера, кристаллизаторы, промывалки, холодильники прямые и обратные, сифоны для переливания жидкостей и др.;
специального назначения: аппарат Киппа, эксикаторы, капельницы, каплеуловители, круглодонные колбы, колбы для определения азота по Кьельдалю, колбы Вюрца, Клайзена и другие для перегонки жидкостей, склянки Тищенко для промывания и высушивания газов, хлоркальциевые трубки и др.;
мерную: мерные колбы, мерные цилиндры, мензурки, пипетки Мора, градуированные пипетки, микропипетки, бюретки и др.
Кроме стеклянной при исследованиях применяют также фарфоровую посуду (стаканы, выпарительные чашки, ступки, тигли, воронки Бюхнера, фарфоровые сетки), высокоогнеупорную посуду, металлическое оборудование (штативы, треноги, зажимы, пинцеты, щипцы, тигли и др.) и инструментарий (ножницы, ножи и др.).
Для соблюдения точности поставленного эксперимента следует освоить технику лабораторных работ, правила обращения с посудой и приборами; правила безопасности при работе в химических лабораториях по одному из специальных руководств.
Особенно большое значение для лабораторных исследований имеет чистота химической посуды: без выполнения этого условия нельзя быть уверенным в точности результата. При мытье посуды необходимо помнить о правилах безопасности в лаборатории, соблюдать большую осторожность при работе с концентрированными растворами щелочей, кислот, окислителей.
В зависимости от степени загрязнения лабораторную посуду моют водой, паром, органическими растворителями (диэтиловый эфир, этанол, ацетон, бензин, четыреххлористый углерод и др.), хромовой смесью, другими моющими средствами. Стеклянная посуда считается чистой, если при ополаскивании водой на стенках не образуется капель и вода стекает тонкой равномерной пленкой.
Если посуда не загрязнена смолой, жирами и другими не растворяющимися в воде веществами, ее моют теплой водой, а для удаления остатков твердых загрязнений используют щетки, волосяные ерши, стеклянные палочки с кусочком резиновой трубки, надетой на ее нижний конец. После мытья водопроводной водой посуду обязательно 2-3 раза ополаскивают дистиллированной водой.
Длительным, но эффективным способом является мытье паром. Паром посуду обрабатывают также после предварительного мытья другими способами. В большую колбу (вместимостью 3-5 л) на дно помещают стеклянные капилляры, до половины наливают ее водой, плотно закрывают пробкой, в которую вставлены высокая трубка для вывода пара и воронка для стекания конденсата. На трубку надевают (или укрепляют над трубкой в штативе) предназначенный к мытью сосуд.
К самым эффективным моющим средствам относится хромовая смесь, содержащая два сильных окислителя: Н2804 и К2СГ2О7. Хромовая смесь, или «хромпик», - это 5%-ный по массе раствор дихромата (бихромата) калия (К2СГ2О7) в концентрированной серной кислоте. Для приготовления хромовой смеси в концентрированную серную кислоту плотностью 1,84 кг/м3 вносят измельченный порошок дихромата калия и осторожно нагревают в фарфоровой чашке (или фарфоровом стакане) при помешивании стеклянной палочкой до растворения дихромата. На 100 мл концентрированной серной кислоты необходимо 9,2 г кристаллического К2Сг207. Хромовую смесь хранят в фарфоровой посуде с крышкой.
При мытье хромовой смесью посуду (колбы, стаканы больших размеров) сначала очищают с помощью горячей воды и ерша, затем в каждый сосуд вливают небольшой объем хромовой смеси и, осторожно вращая его, полностью смачивают внутренние стенки. Затем хромовую смесь выливают обратно в ту же емкость, в которой она хранится, посуду тщательно обмывают (7-9 раз) водопроводной водой и ополаскивают 3 раза дистиллированной. Сильно загрязненную посуду моют хромовой смесью 2-3 раза или оставляют стоять с хромовой смесью на несколько часов. Мелкую посуду целиком помещают в фарфоровый сосуд с хромовой смесью и оставляют на 20-30 мин, затем вынимают тигельными щипцами, аккуратно складывают в фарфоровую или эмалированную емкость и ставят под струю теплой воды. После полного удаления остатков хромовой смеси еще раз тщательно ополаскивают отдельно каждый предмет.
Хромовую смесь в лаборатории используют длительное время - до изменения ее цвета из темно-оранжевого в темно-зеленый. С хромовой смесью нужно обращаться очень осторожно, при мытье пипеток и трубок следует пользоваться резиновой грушей. Для большего эффекта посуду моют подогретой до 45-50 °С хромовой смесью. Делают это очень осторожно на горячей водяной бане, или предварительно посуду ополаскивают горячей водой. Посуду после крови,

молока, жира перед обработкой хромовой смесью моют в крепкой (до 40 %) щелочи.
В целях дольшего сохранения окислительных свойств хромовой смеси широко применяют такой способ: химическую посуду моют синтетическими моющими смесями (стиральными порошками), затем каждый предмет не менее 15 раз обмывают (наливая и выливая) водопроводной водой, после чего приступают к мытью хромовой смесью.
Если посуда загрязнена воском, парафином, минеральными маслами, хромовую смесь не применяют, посуду моют паром или органическими растворителями. Смолистые вещества удаляют также 40%-ными растворами щелочей.
Хорошее моющее средство (например, для бюреток) - смесь концентрированной серной кислоты и пергидроля (30%-ный раствор Н2О2) в объемном соотношении 5:1. Она служит также для многократного использования.
Пластиковую посуду для взятия проб крови и других материалов моют синтетическими моющими смесями, затем промывают до 20 раз водопроводной водой и ополаскивают 2-3 раза дистиллированной водой. Одноразовую пластиковую посуду (пробирки и др.) после снятия упаковки используют без мытья. Для аналитических исследований пластиковую посуду использовать нельзя.
После мытья посуду высушивают на воздухе (на специальной доске с колышками) или в сушильном шкафу.
Многие современные методики исследований содержат сведения о подготовке посуды к данному анализу, в том числе о моющих средствах. Насколько важен фактор чистоты посуды для результатов анализа свидетельствует следующий факт: в одном НИИ по результатам анализа обнаружили лучевую болезнь, что оказалось ошибочным; при детальном разборе анализа выяснилось, что лаборант нарушил методику мытья посуды, вместо синтетической моющей смеси для экономии использовал раствор соды, недостаточно смывая его водой, в результате эритроциты адсорбировались на стенках пробирок, «свидетельствуя» о гемолизе крови.

1.1.1. Подготовка посуды

Анализ сырья, полуфабрикатов и готовой продукции проводится в лабораториях с использованием химической посуды. Наиболее часто в аналитических лабораториях пользуются стеклянной посудой. Также применяют посуду из кварца, фарфора, платины, полиэтилена, реже из других материалов.

Чистота химической посуды, особенно мерной, имеет очень большое значение в анализе. Посуду можно считать чистой, если при выливании из нее воды на внутренних стенках не остается капель. Это хорошо видно, если после споласкивания дистиллированной водой посуду перевернуть вверх дном. Мытье химической посуды сводится не только к удалению загрязнений, но и к обезжириванию ее внутренних стенок.

Для выбора способа мытья посуды в каждом отдельном случае необходимо следующее:

    знать свойства загрязняющих посуду веществ;

    использовать растворимость загрязнений в воде (холодной или горячей), в растворах щелочей, различных солей или кислот, органических растворителях;

    использовать свойства окислителей, окислять в определенных условиях органические и неорганические загрязнения, разрушать их с образованием легко растворимых соединений;

    для мытья могут быть использованы все вещества, обладающие поверхностно-активными свойствами (мыло, синтетические моющие вещества, моющие глины и пр.);

    если загрязняющий посуду осадок химически стоек, для его удаления можно применить механическую очистку (при помощи ершей и пр.);

    для мытья посуды необходимо выбирать оптимальный по моющим качествам и по цене реактив.

    Нужно всегда помнить о технике безопасности и возможности несчастных случаев при мытье посуды, особенно если работающий не знаком со свойствами загрязнений. Каждый новый работник лаборатории должен быть ознакомлен с правилами техники безопасности.

Механические способы мытья применяют, если на стенках и дне посуды есть налет каких-либо солей или осадок. В этом случае используют ершик или щетку, предварительно смочив их водой. При работе с ершиком нужно следить, чтобы нижний конец его не ударялся о дно или стенки посуды, так как этим концом можно выбить дно или проломить стенку. Чтобы предотвратить возможность разбивания посуды металлическим концом ершика, на кончик его нужно надеть кусочек резиновой трубки подходящего размера. Посуду тщательно моют теплой водой, а затем 2 - 3 раза ополаскивают дистиллированной водой, для удаления солей, содержащихся в водопроводной воде. Выпускают машины для мытья лабораторной посуды.

Мытье паром используют, если посуда загрязнена жировыми веществами. Это самый эффективный способ мытья посуды. Редкое применение этого метода объясняется его длительностью. Если водой колбу можно вымыть за 5 - 10 минут, то для мытья паром потребуется не менее часа.

Для выполнения особо точных работ, посуду предварительно моют одним из обычных способов, а затем пропаривают 10 - 15 минут.

Мытье органическими растворителями (диэтиловый эфир, ацетон, спирты, бензин и т.д.) применяют для удаления смолистых и органических веществ, которые не растворяются в воде. Также можно использовать пары органических растворителей. Большинство органических растворителей огнеопасно, поэтому работать с ними необходимо вдали от огня. Промытую органическими растворителями посуду обрабатывают хромовой смесью или другими окислителями.

Мытье моющими средствами такими, как мыло, стиральные порошки, кальцинированная и питьевая сода, дает хороший эффект в сочетании с кусочками бумаги, которые механически удаляют приставшие загрязнения. Недопустимо для очистки посуды использовать песок, т.к. он наносит царапины, наличие которых снижает термическую устойчивость посуды.

Для мытья стеклянной и фарфоровой посуды известно несколько рецептов моющих смесей.

Хромовая смесь одно из лучших моющих средств. Для приготовления хромовой смеси используют концентрированную серную кислоту и дихромат калия (до 5% от массы). Дихромат калия растирают в фарфоровой ступке в порошок, переносят в фарфоровую чашку, добавляют серную кислоту и осторожно нагревают на водяной бане до полного растворения. Хромовая смесь является средством многократного использования. Признаком непригодности хромовой смеси является изменение цвета раствора из красно-оранжевого в зеленый.

При мытье хромовой смесью посуду вначале ополаскивают водой, затем наливают слегка подогретую хромовую смесь до 1/4 – 1/3 объема, и осторожно вращая посуду, смачивают ее внутренние стенки, после чего смесь выливают в ту же посуду, в которой она хранится. Посуду оставляют постоять некоторое время, после чего моют теплой водой, а затем два-три раза ополаскивают дистиллированной водой. Сильно загрязненные горлышки колб, пипеток и бюреток можно поместить в стакан и залить хромовой смесью на некоторое время. При работе с хромовой смесью необходимо использовать средства индивидуальной защиты, так как она вызывает сильные ожоги.

Использование хромовой смеси неэффективно, если посуда загрязнена парафином, керосином, минеральными маслами, солями бария.

Карбонат натрия ( Na 2 CO 3 ) применяют в виде концентрированного (30 – 40 %) раствора подогретого до 70° С. Это средство более безопасно в работе, но обладает меньшей эффективностью. После соды посуду многократно ополаскивают водопроводной водой, а затем 2 - 3 раза дистиллированной.

В качестве других окислителей для мытья посуды могут быть использованы смесь соляной кислоты и перекиси водорода; 5 % раствор перманганата калия.

Концентрированную серную кислоту и растворы щелочей (до 40%) используют для мытья посуды, если она загрязнена смолистыми веществами.

Чаще всего на практике используют смешанные способы мытья посуды.

Сушить посуду после мытья следует далеко не всегда. В некоторых случаях вымытую посуду перед использованием достаточно ополоснуть дистиллированной водой или раствором, для которого она предназначена. Если же посуда должна быть хорошо высушена, ее помещают в сушильный шкаф. Пользоваться посудой можно лишь после того, как она остынет и примет температуру рабочего помещения. Полиэтиленовую посуду сушат при комнатной температуре.

Перед стерилизацией лабораторную посуду моют и сушат. Пробирки, флаконы, бутыли, матрацы и колбы закрывают ватно-марлевыми пробками. Поверх пробок на каждый сосуд (кроме пробирок) надевают бумажные колпачки.

Резиновые, корковые и стеклянные пробки стерилизуют в отдельном пакете, привязанном к горлышку посуды. Чашки Петри стерилизуют завернутыми в бумагу по 1-10 штук. Пастеровские пипетки по 3-15 шт. заворачивают в оберточную бумагу. В верхнюю часть каждой пипетки вкладывают кусочек ваты, предупреждающий попадание материала в окружающую среду. При завертывании пипеток нужно соблюдать большую осторожность, чтобы не обломать запаянные концы капилляров. Во время работы пипетки из пакета вынимают за верхний конец.

В верхнюю часть градуированных пипеток, как и в пастеровские пипетки, вставляют предохранительную вату и затем заворачивают в плотную бумагу, нарезанную предварительно полосками шириной 2-2,5 см и длиной 50-70 см. Полоску кладут на стол, левый конец ее загибают и завертывают им кончик пипетки, затем, вращая пипетку, навертывают на нее ленту бумаги. Для того чтобы бумага не разворачивалась, противоположный конец ее закручивают или приклеивают. На бумаге надписывают объем завернутой пипетки. При наличии пеналов градуированные пипетки стерилизуют в них.

Лабораторную посуду стерилизуют:

а) сухим жаром при температуре 180°С и 160°С соответственно 1 ч и 150 минут.

б) в автоклаве при давлении 1,5 атм. в течение 60 минут, для уничтожения споровой микрофлоры – 90 минут при 2 атм.

Стерилизация шприцев. Шприцы стерилизуют в разобранном виде: отдельно цилиндр и поршень в 2% растворе гидрокарбоната натрия 30 минут. При работе со спороносной микрофлорой стерилизацию производят в автоклаве при 132±2°С (2 атм.) в течение 20 мин, при 126±2°С (1,5 атм.) - 30 мин. Простерилизованный шприц собирают после того, как он остынет, в цилиндр вставляют поршень, надевают иглу, предварительно вынув из нее мандрен. Иглу, цилиндр и поршень берут пинцетом, который стерилизуют вместе со шприцем.

Стерилизация металлических инструментов. Металлические инструменты (ножницы, скальпели, пинцеты и пр.) стерилизуют в 2% растворе гидрокарбоната натрия, который предупреждает появление ржавчины и потерю остроты. Лезвия скальпелей и ножниц перед погружением в раствор рекомендуется обертывать ватой.

Стерилизация бактериальных петель. Бактериальные петли, сделанные из платиновой или нихромовой проволоки, стерилизуют в пламени спиртовой или газовой горелки. Такой способ стерилизации получил название прокаливания или фламбирования.

Петлю в горизонтальном положении вносят в нижнюю, наиболее холодную, часть пламени горелки, чтобы не произошло разбрызгивания сжигаемого патогенного материала. После того как он сгорит, петлю переводят в вертикальное положение, накаливают докрасна вначале нижнюю, затем верхнюю часть проволоки и прожигают петледержатель. Прокаливание в целом занимает 5-7 с.

Подготовка к стерилизации и стерилизация бумаги, марли и ваты. Вату, марлю, фильтровальную бумагу стерилизуют в сухожаровой печи при температуре 160°С в течение часа от момента показания термометром данной температуры или в автоклаве при давлении 1 атм. в течение 30 минут.

Перед стерилизацией бумагу и марлю нарезают кусочками, а вату сворачивают в виде шариков или тампонов нужной величины. После этого каждый вид материала в отдельности по одной или несколько штук заворачивают в плотную бумагу. При разрыве пакета стерилизованный материал следует стерилизовать повторно, так как стерильность его нарушается.

Стерилизация перчаток и других резиновых изделий. Изделия из резины (перчатки, трубки и т. д.), загрязненные вегетативной формой микробов, стерилизуют кипячением в 2% растворе гидрокарбоната натрия или текучим паром в течение 30 минут; при загрязнении спороносной микрофлорой-в автоклаве при давлении 1,5-2 атм. в течение 30 или 20 минут. Резиновые перчатки перед стерилизацией внутри и снаружи пересыпают тальком для предохранения их от склеивания. Между перчатками прокладывают марлю. Каждую пару перчаток завертывают отдельно в марлю и в таком виде помещают в биксы.

Стерилизация патогенных культур микробов. Пробирки и чашки, содержащие культуры микробов, не нужные для дальнейшей работы, складывают в металлический бак, пломбируют крышку и сдают на стерилизацию. Культуры патогенных микробов, вегетативные формы, убивают в автоклаве в течение 30 минут при давлении 1 атм. Сдача баков для стерилизации в автоклавную производится специально выделенным лицом под расписку. Режим стерилизации регистрируется в специальном журнале. При уничтожении культур микробов I и II групп патогенности, а также материала, зараженного или подозрительного на зараженность возбудителями, отнесенными к этим группам, баки с отработанным материалом переносят на металлических подносах с высокими бортами в присутствии сопровождающего лица, допущенного к работе с заразным материалом.

Виды стерилизации

Стерилизация кипячением.

Стерилизацию кипячением производят в стерилизаторе. В стерилизатор наливают дистиллированную воду, так как водопроводная образует накипь. (Стеклянные предметы погружают в холодную, металлические предметы-в горячую воду с добавлением гидрокарбоната натрия). Стерилизуемые предметы кипятят на слабом огне 30-60 минут. Началом стерилизации считается момент закипания воды в стерилизаторе. По окончании кипячения инструменты берут стерильным пинцетом, который кипятят вместе с остальными предметами.

Стерилизация сухим жаром.

Стерилизация сухим жаром производится в печи Пастера. Подготовленный к стерилизации материал кладут на полки так, чтобы он не соприкасался со стенками. Шкаф закрывают и после этого включают обогрев. Продолжительность стерилизации при температуре 150°С 2 ч, при 165°С – 1 ч, при 180°С – 40 мин, при 200°С – 10-15 мин (при 170°С бумага и вата желтеют, а при более высокой температуре обугливаются). Началом стерилизации считается тот момент, когда температура в печи достигнет нужной высоты. По окончании срока стерилизации печь выключают, но дверцы шкафа не открывают до полного охлаждения, так как холодный воздух, поступающий внутрь шкафа, может вызвать образование трещин на горячей посуде.

Перед стерилизацией лабораторную посуду моют и сушат. Пробирки, флаконы, бутыли, матрацы и колбы закрывают ватно-марлевыми пробками. Поверх пробок на каждый сосуд (кроме пробирок) надевают бумажные колпачки.

Резиновые, корковые и стеклянные пробки стерилизуют в отдельном пакете, привязанном к горлышку посуды. Чашки Петри стерилизуют завернутыми в бумагу по 1-10 штук. Пастеровские пипетки по 3-15 шт. заворачивают в оберточную бумагу. В верхнюю часть каждой пипетки вкладывают кусочек ваты, предупреждающий попадание материала в окружающую среду. При завертывании пипеток нужно соблюдать большую осторожность, чтобы не обломать запаянные концы капилляров. Во время работы пипетки из пакета вынимают за верхний конец.

В верхнюю часть градуированных пипеток, как и в пастеровские пипетки, вставляют предохранительную вату и затем заворачивают в плотную бумагу, нарезанную предварительно полосками шириной 2-2,5 см и длиной 50-70 см. Полоску кладут на стол, левый конец ее загибают и завертывают им кончик пипетки, затем, вращая пипетку, навертывают на нее ленту бумаги. Для того чтобы бумага не разворачивалась, противоположный конец ее закручивают или приклеивают. На бумаге надписывают объем завернутой пипетки. При наличии пеналов градуированные пипетки стерили­зуют в них.

Лабораторную посуду стерилизуют:

а) сухим жаром при температуре 180°С и 160°С соответственно 1 ч и 150 минут.

б) в автоклаве при давлении 1,5 атм. в течение 60 минут, для уничтожения споровой микрофлоры – 90 минут при 2 атм.

Стерилизация шприцев. Шприцы стерилизуют в разобран­ном виде: отдельно цилиндр и поршень в 2% растворе гидрокарбоната натрия 30 минут. При работе со спороносной микро­флорой стерилизацию производят в автоклаве при 132±2°С (2 атм.) в течение 20 мин, при 126±2°С (1,5 атм.) - 30 мин. Простерилизованный шприц собирают после того, как он остынет, в цилиндр вставляют поршень, надевают иглу, пред­варительно вынув из нее мандрен. Иглу, цилиндр и поршень берут пинцетом, который стерилизуют вместе со шприцем.

Стерилизация металлических инструментов. Металличе­ские инструменты (ножницы, скальпели, пинцеты и пр.) сте­рилизуют в 2% растворе гидрокарбоната натрия, который предупреждает появление ржавчины и потерю остроты. Лез­вия скальпелей и ножниц перед погружением в раствор рекомен­дуется обертывать ватой.

Стерилизация бактериальных петель. Бактериальные пет­ли, сделанные из платиновой или нихромовой проволоки, сте­рилизуют в пламени спиртовой или газовой горелки. Такой способ стерилизации получил название прокаливания или фламбирования.

Петлю в горизонтальном положении вносят в нижнюю, наиболее холодную, часть пламени горелки, чтобы не про­изошло разбрызгивания сжигаемого патогенного материала. После того как он сгорит, петлю переводят в вертикальное положение, накаливают докрасна вначале нижнюю, затем верхнюю часть проволоки и прожигают петледержатель. Про­каливание в целом занимает 5-7 с.

Подготовка к стерилизации и стерилизация бумаги, марли и ваты. Вату, марлю, фильтровальную бумагу стерилизуют в сухожаровой печи при температуре 160°С в течение часа от момента показания термометром данной температуры или в автоклаве при давлении 1 атм. в течение 30 минут.

Перед стерилизацией бумагу и марлю нарезают кусочка­ми, а вату сворачивают в виде шариков или тампонов нуж­ной величины. После этого каждый вид материала в отдель­ности по одной или несколько штук заворачивают в плотную бумагу. При разрыве пакета стерилизованный материал следует стерилизовать повторно, так как стерильность его нарушается.

Стерилизация перчаток и других резиновых изделий. Из­делия из резины (перчатки, трубки и т. д.), загрязненные ве­гетативной формой микробов, стерилизуют кипячением в 2% растворе гидрокарбоната натрия или текучим паром в те­чение 30 минут; при загрязнении спороносной микрофло­рой-в автоклаве при давлении 1,5-2 атм. в течение 30 или 20 минут. Резиновые перчатки перед стерилизацией внутри и сна­ружи пересыпают тальком для предохранения их от склеива­ния. Между перчатками прокладывают марлю. Каждую пару перчаток завертывают отдельно в марлю и в таком виде по­мещают в биксы.

Стерилизация патогенных культур микробов. Пробирки и чашки, содержащие культуры микробов, не нужные для даль­нейшей работы, складывают в металлический бак, пломбиру­ют крышку и сдают на стерилизацию. Культуры патогенных микробов, вегетативные формы, убивают в автоклаве в течение 30 минут при давле­нии 1 атм. Сдача баков для стерилизации в автоклавную производит­ся специально выделенным лицом под расписку. Режим сте­рилизации регистрируется в специальном журнале. При уничтожении культур микробов I и II групп патогенности, а также материала, зараженного или подозрительного на заражен­ность возбудителями, отнесенными к этим группам, баки с от­работанным материалом переносят на металлических под­носах с высокими бортами в присутствии сопровождающего лица, допущенного к работе с заразным материалом.



В продолжение темы:
Санузел: ванная и туалет

Привлечение посредников для заключения электронных договоров ОСАГО создает угрозы для водителей - Росгосстрах Анализ практики заключения электронных договоров ОСАГО в первые...